textarchive.ru

Главная > Документ


Российская академия наук Институт психологии

ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Том 5

Личностьигруппа в условияхсоциальныхизменений

(Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009 г.)

Ответственный редактор: А. Л. Журавлев

Издательство «Институт психологии РАН» Москва - 2009

УДК 159.9 ББК 88 П 86

Редакционная коллегия: Т. В. Дробышева, Т. П. Емельянова, А. Б. Купрейченко, Н. Н. Хащенко

П 86 Психология человека в современном мире. Том 5. Личность и группа в условиях социальных изменений (Материалы Все­российской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна, 15-16 ок­тября 2009 г.) / Ответственный редактор - А. Л. Журавлев. -М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. - 400 с.

ISBN 978-5

УДК 159.9 ББК 88

Данный сборник научных трудов - материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения выдающегося отечественного психолога Сергея Леони­довича Рубинштейна (1889-1960). Представленные материалы являются тематическими и посвящены обсуждению психологи­ческих проблем личности и группы в условиях изменений совре­менного российского общества.

Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции (том 5) изданы при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), грант №09-06-14 080г

© Институт психологии Российской академии наук, 2009

ISBN 978-5-9270-0172-9

СОДЕРЖАНИЕ

Часть 1

Взаимодействие человека и среды: современное развитие идей С. Л. Рубинштейна

Д. В. Беспалов Специфика мироощущения подростков и юношей

в различных социальных средах 9

М. В. Григорьева

Историческое развитие идей о взаимодействии человека и среды
в психологической науке 15

С. А. Дружилов

Формирование модели мира человека в условиях информационной

реальности 22

А. Л. Журавлев, И. А. Соина
Подход к изучению социально-психологического пространства
как одной из форм бытия личности 28

М. А. Кленова

Взаимосвязь направленности личности и субъективного отношения
к риску 32

А. А. Краснякова

Проблемы становления субъектности политически активной молодежи 35

Р. М. Кумышева

Внутренние ресурсы человека в его взаимодействии с внешним миром 37

Н. И. Леонов

Онтологически ориентированный подход в социальной психологии 45

Ю. Л. Лобков

Методологические аспекты оказания социально-психологической
поддержки молодежи в личностном развитии на рубеже XX-XXI вв. 47

О. В. Лунева

Роль научного наследия С. Л. Рубинштейна в понимании

социального интеллекта 49

Н.В. Молчанова

Факторы, влияющие на уровень эмоционального неблагополучия
детско-родительских отношений 52

A.В. Никольская

Природоцентрическая этика в работе С. Л. Рубинштейна «Человек и мир» 59

B.П. Позняков, Ю. В. Сергеева

Идеи С. Л. Рубинштейна как теоретическая основа исследований
нового российского предпринимательства 68

Е. С. Соколова

Особенности мотивационно-потребностной сферы старшеклассников
с разным уровнем социальной активности 71

В. Б. Челпанов

Угрозы психологической безопасности школьников 77

Л. В. Шукшина

Человек в мире социальных иллюзий 85

О. М. Щербакова, А. В. Орлов Рефлексия как составляющая субъектности в профессиональной деятельности

Т. В. Эксакусто

Социально-психологическая безопасность: понятие, особенности, критерии оценки

94

Л. А. Ясюкова, О. Е. Пискун Самочувствие личности в изменяющемся мире

101

Часть 2

Самоопределение, социализация и адаптация: социально-психологический, экономический, этнический и экологический аспекты

Ж. Г. Агеева

Социально-психологическая адаптация призывников к службе в армии 108

Н. В. Азаренок

Клиповое сознание и его влияние на психологию человека

в современном мире 110

Т.Г. Бохан

К проблеме стресса и стрессоустойчивости в психологии человека
в изменяющемся мире 113

М. В. Верстова

Связь правовых представлений личности со смысложизненными

ориентациями и выбор формы поведения в правовой среде 120

A.Е. Воробьева

Роль эмоционального интеллекта в нравственном самоопределении

молодежи 126

B.В. Гриценко, Т.Н. Молчанова

Субъективное благополучие как интегральный показатель

социально-психологической адаптации детей трудовых мигрантов 129

Т. В. Дробышева

К вопросу детерминации экономической социализации личности 131

Е. С. Дронова

«Телеагрессия» как фактор агрессивного поведения несовершеннолетних 139 Н. А. Журавлева

Динамика ценностных ориентаций молодежи в российском обществе 141

Н. В. Иванова

Целеполагание жизни как фактор развития личности современного
студенчества 149

Н. Ю. Клюева

Личностные особенности бездомных людей 154

А. Б. Купрейченко Нравственно-психологические компоненты и детерминанты

экономического самоопределения 159

О. В. Петрунько

Множественные защиты социализации в условиях медиасреды 162

А. И. Протасова

Адаптация первокурсников к системе вузовского образования 168

Н. М. Сараева

Теоретическое обоснование исследования изменения состояния
психики детей, родившихся и проживающих в регионе экологического
неблагополучия (в Забайкальском крае) 170

Ю. В. Ставропольский
Трансформации идентичности в русскоговорящих диаспорах 177

Н. И. Стасюк

Особенности системы жизненных смыслов осужденных 184

Н.Н. Хащенко

Социально-психологические аспекты жизнедеятельности личности
в различных экологических условиях 186

Н.Н. Чавчавадзе

Фактор социального подкрепления и личность 193

С. Л. Шалаева

Мир взрослых и Мир детства: трансформация отношений

как фундаментальный вызов современной эпохи 200

Т.Н. Шорохова

Специфика социально-психологической адаптации молодых людей

к условиям армии 207

Часть 3

психология групповых явлений

Ю.Л. Астраханцева, Н. И. Леонов
Социальные представления преподавателей вуза c высоким уровнем
конфликтности о разрешении конфликтов со студентами 212

Е. В. Бакшутова

Представления об интеллигенции в эпоху социальных трансформаций 214

Ю. В. Бражник

Мужчина в изменяющемся мире. Причины трансформации

мужской сущности 220

Е. А. Гагарина

Сравнительный анализ профилей личности спортивных

и музыкальных фанатов 222

Т. В. Дробышева, Т.П. Емельянова, Н.Н.Хащенко Угроза здоровью в обыденном восприятии:

случай ВИЧ-инфицирования и СПИДа 225

М. И. Дрепа

Личностные особенности интернет-зависимых студентов 227

Т.П. Емельянова

Представления о гражданской ответственности в обыденном сознании 234

Т.П. Емельянова, А. В. Кузнецова Содержание, структура, основные характеристики и особенности социальных представлений о душевнобольном

в различных группах общества 241

Т.П. Емельянова, А. Тимофеева Опыт использования экспрессивного рисунка

в исследовании коллективной памяти у чехов 244

Т.П. Емельянова, А. В. Шустова
Конструирование социальных представлений о гражданском обществе
в современной России 246

Е. Д. Ефремова, П. Н. Степанова
Изменение представлений о брачном партнере 248

A.Л. Журавлев

Теоретические подходы к исследованию разных форм

коллективного субъекта 254

B.П. Левкович

Возраст вступления партнеров в брак как один из факторов стабилизации
и дестабилизации молодой семьи 264

Н. Б. Лисовская

Проблемы семьи и карьеры в современном мире 272

Н. А. Лукина

Специфика межличностных отношений в процессе общения

в интернет-среде 279

Н. В. Мешкова

Психологические источники межгрупповой предубежденности 285

И. М. Пивоварчик, Е. А. Дудкина Проблема ценностных ориентаций мужчин и женщин

в изменяющемся мире 287

В. И. Пищик

Социально-психологические характеристики ментальности

постсоветских поколений в условиях социокультурного кризиса 289

В. П. Позняков

Психологические отношения индивидуальных и групповых субъектов
совместной жизнедеятельности 297

В. П. Позняков, В. Л. Хромова
Психологические отношения к табакокурению у курящих и некурящих
мужчин и женщин 299

Часть 4 Актуальные проблемы экономической и организационной психологии

А. И. Глинка

Психологические особенности профессионального становления
женщины-руководителя 303

Е. И. Горбачева

Представления руководителей о нравственности 305

К. В. Ермолина Организационно-психологические условия адаптации

молодых специалистов 310

И. В. Изюмова

Доверие к кредитным организациям в представлениях молодежи
в период экономического кризиса 311

О. А. Кожевникова

Влияние экономико-психологических характеристик предпринимателя
на стратегии оплаты труда в организациях малого бизнеса 318

Е. Д. Короткина

Социально-психологическое обеспечение командного взаимодействия

в организации 323

Д. В. Клиновой

Рентно-экономические аспекты развития общественных систем
в социобытийной картине спиральной динамики 326

О. А. Клюева

Проблема конкурентоспособности личности в современных

социально-экономических условиях (психологический аспект) 333

A.Н. Лебедев

Психология маркетинговых коммуникаций в изменяющемся обществе 337

Т. А. Нестик

Полихронность как характеристика отношения личности к времени 340

Т. А. Нестик., Е.В. Жукова Психологические особенности отношения руководителей

к будущему своей организации 344

Н. И. Орлова

Мотивация исполнительской деятельности у представителей разных ее
социально-психологических типов 348

И. М. Пелевина

Роль команды в развитии творческого потенциала сотрудников

организации 357

B.П. Позняков, Т. С. Вавакина

Деловое партнерство как одна из форм деловой активности

предпринимателей 359

B.П. Светлакова

Социально-психологические факторы успешности деятельности
современных женщин-предпринимателей 361

О. И. Титова

Региональные различия психологических отношений предпринимателей

к своей экономической деятельности 366

Е. Б. Филинкова Некоторые социально-психологические особенности

современных исполнителей 374

C.Ю. Флоровский

Личностная регуляция совместной управленческой деятельности

руководителей в условиях организационно-экономических изменений 377

B.А. Хащенко

Доход и субъективное экономическое благополучие 384

C.В. Щепоткин

Социальная ответственность бизнеса: прототипы представлений
у представителей среднего и крупного бизнеса 392

Е. Я. Эльяфи

Психологические особенности сотрудников, различающихся отношением

к организационным изменениям 393

Часть 1

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА И СРЕДЫ: СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ ИДЕЙ С. Л. РУБИНШТЕЙНА

Специфика мироощущения подростков и юношей в различных социальных средах

Д. В. Беспалов (Курск)

Внастоящее время государственные структуры все больше внима­ния уделяют молодежной политике, появляются новые молодеж­ные движения, которые требуют должного психологического сопро­вождения. Особый интерес вызывает влияние таких объединений на формирование стержня личности, ее направленности и мироощу­щения. По мнению В. В. Рубцова, А. С. Чернышева, образовательная среда и среда дополнительного образования являются значимым фактором в формировании мироощущения молодежи (Рубцов, 1996; Чернышев, 2007; Чернышев, Сарычев, 2008). Необходимо отметить, что социализация личности в условиях вариативного образования зависит как от состояния социальной среды и малой группы, в ко­торую она включена, так и от позиции самой личности, поэтому недостаточно создать развивающую социальную среду, необходимо воздействовать на позицию личности, формировать ее субъектность и желание воспринимать положительные влияния социума.

Проводимые в настоящее время психологические исследования выявляют масштабы и глубину изменений в сфере социализации детей и подростков. По мнению А. Л. Журавлева и А. С. Чернышева, на рубеже XX-XXI вв. произошли глобальные социальные преобразо­вания в современном мире и в России, которые породили огромное число проблем, вызывающих интеллектуальное, духовное, эмоци­ональное и физическое напряжение человека. Благодаря мощному воздействию средств массовой информации, расширению контактов, человек по-новому воспринимает мир (Чернышев, Сарычев, 2008). Эти

* Работа поддержана грантом РГНФ «Динамика мироощущения подростков и юношей в изменяющейся России (на рубеже XX-XXI вв.)» № 08-06-00 312а.

резкие изменения в социальном развитии и одновременно мощные изменения социальных ценностей не могли не сказаться как на уровне общественного сознания, так и на индивидуальной системе социаль­ных установок и ценностных ориентаций отдельного человека, т. е. на мироощущении личности.

Особое значение имеет влияние происходящих в социуме измене­ний на молодое поколение. Возникают качественно новые элементы в процессе жизненного самоопределения молодежи, переосмыс­ливается социальная значимость тех или иных жизненных целей и ценностей. Эти процессы, безусловно, усиливают требования к лич­ности, к способностям, к самостоятельному нравственному выбору, ответственности за свои действия, структурированности всей системы отношений личности к себе, другим и миру в целом.

По нашему мнению, именно возрождающиеся молодежные дви­жения должны сыграть важную роль в преодолении имеющихся сложностей в развитии полноценной, духовно богатой личности, становление которой было затруднено социальными катаклизмами российского общества.

Изучение любого явления предполагает уяснение его сущности, четкое определение понятий. Для проводимого исследования при­нципиально важным является понятие мироощущения. В Толковом словаре русского языка С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой мироощущение определяется как отношение человека к окружающей действитель­ности, обнаруживающееся в его настроениях, чувствах, поступках (Ожегов, 1975).

Проблема того, как человек воспринимает окружающую действи­тельность, смотрит ли на жизнь с надеждой или видит все в мрачном свете, волновала еще философов античности: Аристотеля, Платона, Пифагора, в дальнейшем особое внимание этой проблеме уделяли Т. Гоббс, Б. Спиноза, Г. Лейбниц и др. (Философский словарь, 1986). Среди зарубежных исследователей проблемой мироощущения зани­мались представители гуманистического направления в психологии Г. Олпорт, Э. Фромм, А. Маслоу и др. (Олпорт, 1998; Фромм, 1994).

Пытаясь создать единую теорию личности, Г. Олпорт затрагивает тему мироощущения, считая, что понятие диспозиции личности воплощает ее целостное мироощущение (Олпорт, 1998). Понятие ми­роощущения по Г. Олпорту заключено в вопросах: что такое личность и что такое диспозиции личности? Автор, давая ответ на эти вопросы, выделяет три вида диспозиций личности: кардинальные, центральные и вторичные, при этом Г. Олпорт понимал, что характеристика личнос­ти не ограничивается набором диспозиций. Он предположил, что су­ществует единый принцип организации установок, оценок, мотивов, ощущений, склонностей индивида, который он назвал проприумом. Под этим термином он понимал позитивное, творческое, стремящееся к росту и постоянно развивающееся свойство человеческой натуры. Это та часть субъективного опыта, которая характеризуется словом «мое» (Олпорт, 1998).

Э. Фромм считал, что на мироощущение личности огромный отпечаток накладывают общественно-исторические условия, в ко­торых живет человек. Для того чтобы изменить личность и ее ми­роощущение, необходимо преобразовать социум, создать общество не деформирующее, а развивающее личность (Фромм, 1994).

Одним из первых психологов, занявшихся проблемой мироощуще­ния в нашей стране, был С. Л. Рубинштейн, который сумел совместить философский поиск с конкретными психологическими исследова­ниями, смог вплотную подойти к решению сущностных проблем человека. В частности, им разработана концепция направленности личности, рассматривающая вопросы отношения человека к миру, т. е. вопросы мироощущения (Рубинштейн, 1973, 2003).

С. Л. Рубинштейн прямо не употреблял термин «мироощуще­ние», тем не менее, в своих работах он затрагивал эту важную тему. Так, в «Основах общей психологии», рассматривая вопрос понятия личности, он фактически, в неявной форме, использовал понятие мироощущения, а в последней обобщающей работе «Человек и мир» им раскрыта проблема существования человека в соотношении его с бытием (Рубинштейн, 2003).

У С. Л. Рубинштейна отношение к окружающему (мироощуще­ние) является одной из важнейших характеристик личности. По его мнению: «подлинная личность определенностью своего отношения к основным явлениям жизни заставляет и других самоопределиться. К человеку, в котором чувствуется личность, редко относятся без­различно, так же как сам он не относится безразлично к другим; его любят или ненавидят; у него всегда есть враги и бывают настоящие друзья» (Рубинштейн, 2003, с. 502).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Психология человека в современном мире том 1 комплексный и системный подходы в исследованиях психологии человека

    Исследование
    ... наук Институт психологииПСИХОЛОГИЯЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОММИРЕТом 1 Комплексный и системный подходы в исследованиях психологиичеловекаЛичность как субъект ... внутри групп, межгрупповое в коллективе является важным условиемсоциальной детерминации ...
  2. Психология человека в современном мире том 4 субъектный подход в психологии история и современное состояние

    Документ
    ... наук Институт психологииПСИХОЛОГИЯЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОММИРЕТом 4 Субъектный подход в психологии: история и современное состояние Личность профессионала в обществе современных технологий Нейрофизиологические ...
  3. Психология человека в современном мире том 3 психология развития и акмеология

    Документ
    ... С. Л. Человек и мир. М.: Педагогика, 1973. Проблема смысла в контексте жизненного пути личности Е. Н. Ермакова (Минск, Беларусь) Современныеизменениясоциального ...
  4. Психология человека в современном мире том 6 духовно-нравственное становление человека в современном российском обществе

    Документ
    ... Институт психологииПСИХОЛОГИЯЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОММИРЕТом 6 Духовно-нравственное становление человека в современном ... личности, общение предполагает обязательно и некоторый результат - изменение поведения человека. Протекая в условияхсоциального ...
  5. Психология человека в современном мире том 2 проблема сознания в трудах с л рубинштейна д н узнадзе л с выготского

    Исследование
    ... наук Институт психологииПСИХОЛОГИЯЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОММИРЕТом 2 Проблема ... личности в условияхсоциальныхизменений // Психо­логический журнал. 2007. Т. 28. С. 5-14. Абульханова-Славская К. А. Психология и сознание личности ... социальнаягруппа ...

Другие похожие документы..