textarchive.ru

Главная > Документ


I. Методическая помощь ММС и руководителям ОУ в организации

современного и качественного образовательного процесса

Научно-практический журнал

Главного управления образования Курганской области

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ

ЗАУРАЛЬЕ

2 (64)

2012

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗАУРАЛЬЕ

Научно-практический журнал

Главного управления образования Курганской области

Учредитель – Главное управление образования Курганской области

Редакционная коллегия:

Главный редактор:

Б.А. Куган -

ректор ГАОУ ДПО ИРОСТ, д.п.н., профессор

Заместители главного редактора:

Н.А. Криволапова -

первый проректор – проректор по науке и инновационной деятельности ГАОУ ДПО ИРОСТ, д.п.н., профессор

А.В. Шатных -

проректор по организационно-методической работе ГАОУ ДПО ИРОСТ, к.п.н., доцент

Члены редакционной коллегии:

Т.Н. Алексеева -

ведущий специалист Главного управления образованием Курганской области

Л.В. Никулина -

заведующая издательским отделом ГАОУ ДПО ИРОСТ

Ответственный секретарь:

О.М. Болдырева -

методист по информационным связям отдела информации и инновационного опыта ГАОУ ДПО ИРОСТ

Макет:

Е.А. Сергеева -

методист по корректорской деятельности ГАОУ ДПО ИРОСТ

Адрес редакции и издателя:

640000 г. Курган, ул. Пичугина, 38, к. 202, тел. 23-53-18, факс 23-53-07,

Е-mail: KIPK@

Журнал зарегистрирован в Уральском региональном управлении регистрации

и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации

в средствах массовой информации (г. Екатеринбург).

Свидетельство № Е-1718 от 14.03.1996

© Главное управление образования

Курганской области

© Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования и социальных технологий»

I. Методическая помощь ММС и руководителям ОУ

в организации современного и качественного

образовательного процесса

Модернизация региональной методической службы.

Создание межмуниципальных информационно-методических центров

С.Н. Бекишева, заведующая координационно-

методическим отделом ГАОУ ДПО ИРОСТ

В настоящее время в муниципальных системах образования Курганской области, в большинстве своём сельских, снижается не только контингент обучающихся, но и количественный и качественный состав педагогов образовательных учреждений и муниципальных методических служб.

Ежегодный анализ деятельности МСО показывает, что малочисленный состав районных методических кабинетов и предметных методических объединений не позволяет оказывать качественную методическую помощь всем категориям педагогических работников и по всем направлениям модернизации образования.

В связи с этим возникла необходимость в изменении региональной системы методической работы, в объединении усилий нескольких районов для успешного решения ряда проблем.

В 2011 году в Институте развития образования и социальных технологий (далее – институт) была разработана модель многоуровневой регионально-муниципальной методической службы на основе использования сетевого взаимодействия, информационно-коммуникационных технологий в организации методической работы.

Развитие методической работы на основе разработанной модели планировалось осуществить за счет:

- совершенствования структуры регионально-муниципальной методической службы,

- развития содержания методической работы,

- внедрения современных (новых) форм организации методической работы.

Совершенствование структуры регионально-муниципальной методической службы предполагалось осуществить за счёт введения в общую региональную структуру методической службы межмуниципального уровня, на котором муниципальные методические службы совместно создадут сеть необходимых объединений педагогов и организуют их работу, а также, объединив усилия, создадут сеть межмуниципальных объектов инновационного и эффективного педагогического опыта.

Содержание методической работы в ближайшее время должно быть направлено на

  • оказание поддержки ОУ в освоении и введении в действие новых федеральных государственных образовательных стандартов;

  • содействие в изучении и освоении образовательных технологий, направленных на формирование ключевых компетентностей обучающихся и воспитанников;

  • методическое сопровождение выявления и поддержки одарённых (талантливых) детей.

В соответствии с разработанной моделью предполагалось внедрение таких современных (новых) форм организации методической работы, как:

- создание и организация деятельности различных форм сетевых Интернет-сообществ педагогических работников (ассоциации учителей-предметников, предметной области, Интернет-клубы, сообщества творческих учителей и др.);

- создание на сайтах МОУО раздела, курируемого РИМК;

- создание виртуальных методических кабинетов (ОУ, ТОМК, ММС, ИРОСТ);

- совершенствование форм и методов организации методической работы с использованием дистанционных технологий (Интернет-консультации, вебинары, тренинги, единые методические дни, форумы, методические мастерские, семинары, конкурсы медиауроков, олимпиады, фестивали и др.);

- развитие дистанционных форм проведения конференций и педчтений (Интернет, телекоммуникационных, видео конференций).

С сентября институт совместно с муниципальными методическими службами приступил к реализации названной модели. Особое внимание со стороны института было уделено западному образовательному округу, объединившему 7 районов области (Альменевский, Мишкинский, Сафакулевский, Шумихинский, Щучанский и Юргамышский районы). Для организации деятельности в округе был создан межмуниципальный информационно-методический центр на базе Мишкинского района, который стал структурным подразделением института.

Руководитель центра Барыкина Н.В. совместно с руководителями муниципальных методических служб (ММС) округа спланировала работу на 2012 год.

Отличительной особенностью работы центра является то, что большую часть методических мероприятий предложено провести ОУ. Педагогические работники округа выразили готовность представить накопленный опыт работы на межмуниципальном уровне.

В первом полугодии в округе проведено 7 межмуниципальных методических мероприятий.

Например, в Целинном районе состоялся промежуточный отчёт о работе муниципальной экспериментальной площадки «Кислянской СОШ» и детского сада «Колосок» по проблеме «Формирование межнациональной толерантности детей в условиях дошкольного и среднего общего образования сельской местности Зауралья».

Для гостей были организованы экскурсии по школе и детскому саду, в школьный музей, проведены 4 открытых урока: урок-дискуссия «Патриотизм – знак вопроса» по русскому языку в 11 классе, урок немецкого языка по теме «Дружба и любовь» в 10 классе, бинарный урок технологии в 9 классе и ОРКСЭ в 4 классе «Национальная кухня». Прошло 3 классных часа: «Сила России в единстве народов» во 2 классе, «Толерантность – путь к миру» в 7 классе и «Семья, семейные традиции» в 5 классе.

Для заведующих и воспитателей было проведено открытое занятие «Карнавал дружбы».

Все мероприятия получили высокую оценку представителей педагогической общественности западного округа.

Прошли занятия творческих лабораторий Енбаевой М.А. учителя химии и Лавровой Л.Н., учителя музыки и МХК Мишкинской средней школы. Все участники этих мероприятий получили диски с материалами из опыта работы педагогов.

Педагоги Щучанского «Дома детства и юношества» провели для педагогов ГКП, дополнительного образования детей, социальных педагогов дошкольных КОЦ, руководителей ДДТ семинар-практикум по проблеме «Школа развития для дошкольников».

Коллектив представил систему работы Школы развития «Капельки» для детей предшкольного возраста 5-6 лет по образовательной программе, разработанной авторским коллективом педагогов Дома творчества.

Организация интегрированного обучения детей – актуальная проблема для всех районов западного образовательного округа, поэтому на базе Сухоборской СОШ прошёл семинар по теме «Создание условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья». На семинаре была организована выставка методической литературы, рабочих программ и поделок детей. Опыт работы по проблеме представила администрация школы, заведующая и методист отдела образования. Участники посетили открытые занятия, в том числе занятие с психологом. Все педагоги получили электронные папки с методическими материалами по работе с детьми с ОВЗ.

Обучающий семинар по организации инновационной деятельности провели педагоги средней школы № 4 г. Шумихи, которые на протяжении многих лет успешно разрабатывают и реализуют инновационные проекты муниципального и областного уровня. Рассказывая о работе по реализации того или иного проекта, школа показала преемственность и взаимосвязь всех реализуемых инновационных программ. На примере разработки программ развития школы присутствующим была представлена схема разработки инновационного проекта.

Участникам семинара «Создание условий для развития творческой социально-компетентной личности» в Сафакулевской школе были интересные формы работы по формированию социальной компетентности обучающихся – «Клуб семейного чтения», творческое объединение «Зеркало», клуб «Волонтер».

На этапе создания и планирования работы межмуниципального ИМЦ ставилась задача включить в его деятельность педагогов и ОУ округа. С этой задачей мы справились, педагоги и ОУ с удовольствием принимают у себя коллег и делятся накопленным опытом работы.

Однако анализ запланированных методических мероприятий показал, что в настоящее время они не объединены одной идеей и не направлены на решение одной конкретной проблемы.

Поэтому в дальнейшем необходимо спланировать методическую работу в округе по конкретной общей теме или проблеме, с тем, чтобы найти комплексное её решение. В чём и заключается суть модели сетевого взаимодействия.

Если в западном округе межмуниципальный уровень выделен и проводятся межмуниципальные мероприятия, то в других районах области есть только отдельные примеры решения проблем на межмуниципальном уровне.

В феврале Кетовский район провёл педагогические чтения «Инновации в образовании» для учителей и работников ДОУ отдельно. В педагогических чтениях школ приняли участие и делились опытом работы учителя соседних Варгашинского, Половинского и Притобольного районов.

ММС Далматовского района провела рождественские чтения, на которые пригласила педагогов Катайского, Шатровского районов и г. Шадринска.

Методические службы г. Шадринска и Шадринского района провели совместные педагогические чтения «ФГОС начального общего образования: первый опыт, проблемы и перспективы».

На районном фестивале педагогического мастерства Варгашинского района участвовали педагоги Лебяжьевского района, которые проводили мастер-классы в различных номинациях.

Проведение и посещение межмуниципальных мероприятий требует определённых финансовых вложений, которых в МСО недостаточно. Однако участие в таких мероприятиях позволяет развиваться педагогическому сообществу, а педагогам совершенствовать свое профессиональное мастерство. Во-первых, педагоги и методические службы имеют возможность «взглянуть на свою работу со стороны», увидеть все плюсы и минусы. Во-вторых, повышается качество проводимых мероприятий. В-третьих, расширяется количество и тематика мероприятий, в которых педагоги могут принять участие, и т.д.

Первый опыт проведения межмуниципальных мероприятий показал их эффективность и необходимость. Поэтому работа в этом направлении будет продолжена. Особый акцент в предстоящем учебном году будет сделан на проведение межмуниципальных методических объединений учителей-предметников.

В рамках реализации модели многоуровневой регионально-муниципальной методической службы институтом и ММС активно в течение года использовались информационно-коммуникационные технологии. В этом направлении работа значительно продвинулась. Продолжили работу сетевые Интернет-сообщества педагогических работников: ассоциации учителей-предметников, предметной области, сообщества творческих учителей и др. На сайте ИРОСТа созданы и пополняются материалами виртуальные методические кабинеты, сайт «эффективный педагогический опыт». Преподавателями института с использованием видеосвязи для всей области и отдельных территорий проводятся различные методические мероприятия, организуются открытые заседания областного экспертного совета по инновационной деятельности, семинары и консультации для слушателей курсов инновационного проектирования. Педагоги области принимают в них активное участие.

Во всех районах области созданы сайты органов местного самоуправления в сфере образования, в г. Кургане и Катайском районе – сайты муниципальных методических служб. Анализ сайтов показал, что в половине районов отсутствует раздел, касающийся методической работы. Там, где такие разделы имеются, материалы, размещённые на них, носят в основном информационный характер о проведении мероприятий. Материалов в помощь педагогам и из опыта работы размещено мало, и обновление их осуществляется очень редко. Плохо организуется сопровождение сайтов, последние материалы на некоторых сайтах размещены ещё в 2010 и начале 2011 года.

Учитывая, что в ближайшие годы на первый план выйдет организация методической работы с использованием информационно-коммуникационных технологий, необходимо организовать работу в этом направлении, а именно:

- создавать сайты ММС, сделав их неотъемлемой частью методической работы;

- создавать виртуальные методические кабинеты (ОУ, ТОМК);

- развивать формы и методы организации методической работы с использованием дистанционных технологий (Интернет-консультации, вебинары, тренинги, единые методические дни, форумы, методические мастерские, семинары, конкурсы медиауроков, олимпиады, фестивали и др.).

В 2012-2013 уч.году продолжится совместная работа института с ММС по реализации модели многоуровневой регионально-муниципальной методической службы. Особое внимание будет уделено сетевому межмуниципальному взаимодействию с использованием информационно-коммуникационных технологий, направленному на подготовку учителей к реализации ФГОС.

Особенности введения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего

образования в образовательных учреждениях области

В.Д. Ячменев, доцент кафедры

управления ГАОУ ДПО ИРОСТ, к.п.н.

Новый учебный год должен стать стартовым в подготовке общеобразовательных учреждений области к введению федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования.

Одним из ведущих направлений работы методических объединений руководителей и заместителей руководителей школ становится подготовка педагогических коллективов к введению ФГОС на ступени основного общего образования, в котором на первый план выдвигается задача формирования модели деятельности обучающегося. Это открывает новые возможности и перспективы для развития каждого ребенка, а от учителя-предметника требует создать условия для развития индивидуальных способностей и формирования необходимых компетенций. Ведущая роль в этом процессе принадлежит администрации образовательных учреждений, главная задача которой – создать необходимые условия для введения и реализации ФГОС основного общего образования.

Данная статья имеет целью оказать методическую поддержку руководителям муниципальных методических служб, руководителям методических объединений, занимающимся вопросами планирования и осуществления обучения в условиях подготовки перехода на новый стандарт с целью организационного обеспечения введения ФГОС основного общего образования.

Перед руководством образовательных учреждений стоит задача – подготовить педагогический коллектив к работе в новых условиях, поскольку с 1 сентября 2012 года по мере готовности образовательных учреждений будет осуществлён переход на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – ФГОС ООО). 7 сентября 2010 года распоряжением правительства РФ утверждён план действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы. В соответствии с этим документом право перехода предоставлено всем российским школам. Руководителю образовательного учреждения необходимо понимать, что введение ФГОС является длительным процессом, системной инновацией, направленной на модернизацию образования в России. Как преодолеть сопротивление коллектива изменениям, какие формы эффективного управления процессом введения и реализации ФГОС помогут в этом?

Первым этапом, запускающим введение ФГОС, является разработка основной образовательной программы основного общего образования (далее ООП). Первоочередными задачами администрации образовательных учреждений на этом этапе являются выстраивание стратегии разработки ООП и мобилизация человеческих и материальных ресурсов для достижения цели. Основные требования к основной образовательной программе основного общего образования изложены в примерной основной образовательной программе основного общего образования: все компоненты ООП объединены в три раздела: целевой, содержательный, организационный. Первый включает планируемые результаты освоения обучающимися ООП и систему оценки их достижений. В содержательном разделе программа развития универсальных учебных действий (которая есть в ФГОС начальной ступени) дополняется вопросами формирования компетенций в области ИКТ, учебно-исследовательской и проектной деятельности.

В соответствии с целями основной ступени образования и возрастными особенностями обучающихся в программу воспитания и социализации дополнительно включены профессиональная ориентация, а также формирование экологической культуры и культуры здорового безопасного образа жизни. Ещё один раздел ООП – организационный содержит учебный план и совершенно новый материал – систему условий реализации ООП в соответствии с требованиями стандартов.

Соотношение обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, для ФГОС начального общего образования составляет 80% и 20% соответственно, для основного общего образования – 70% и 30%. Часть, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает возможность введения учебных предметов, курсов, обеспечивающих различные запросы обучающихся (в том числе этнокультурные), а также реализацию индивидуальных проектов, исследовательскую и внеурочную деятельность. Рефреном через весь стандарт основного общего образования проходят такие позиции, как индивидуализация процесса образования, проектирование и реализация индивидуальных образовательных траекторий и учебных планов обучающихся, что полностью поддерживается проектом нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Введение ФГОС ООО обеспечено нормативной базой:

- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;

- План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 г.г.;

- ФЦП «Развитие образования на 2011-2015 г.г.;

- Постановление Правительства РФ от 31.05. 2011 г. № 436 «О порядке предоставления в 2011-2013 г.г. субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования»;

- Приказ МОиН России от 24.12. 2010 г. № 2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2011-2012 учебный год»;

- Приказ Минобрнауки России от 14 декабря 2009 г. № 729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях»;

- Приказ Минобрнауки России от 13 января 2011 г. № 2 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях»;

- Федеральный закон от 08.05.2010 г. № 83ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»;

- Приказ МОиН России от 24.03.2010 г. № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»;

- Приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. №762н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих»;

- Приказ Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. №968» «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений», зарегистрирован в Минюсте РФ 8 февраля 2010 г., регистрационный №16299;

- Перечень учебного оборудования для оснащения кабинетов начальной школы, предметных кабинетов общеобразовательных учреждений. Перечень соответствует требованиям ФГОС начального общего, основного общего образования, проекту ФГОС среднего (полного) общего образования в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений общеобразовательных учреждений;

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.282110 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Научно-практический журнал «наука и инновации» минск №6(40) 61-67 2006 вячеслав котусов универсальная информационно-графическая система

    Документ
    Научно-практическийжурнал «НАУКА и ИННОВАЦИИ», ... кодирования текстовой информации. М.: научно-популярный журнал «УНИВЕРСУМ», №4, 28- ... возможности «информационного квадрата». Минск, научно-практическийжурнал «Интеллектуальная собственность в Беларуси». ...
  2. Научно-практический журнал «Проблемы экономики и менеджмента»

    Документ
    ... г., срок заявок: 28 сентября 2012 г. Научно-практическийжурнал «Проблемы экономики и менеджмента» Приглашаем аспирантов ... , бухгалтерскому учету и математическим методам экономики в научно-практическом журнале «Проблемы экономики и менеджмента» (ISSN ...
  3. Ежеквартальный рецензируемый научно-практический журнал

    Документ
    ... МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Ежеквартальный рецензируемый научно-практическийжурнал ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ И ЭКОЛОГИИ ... эндокринологическом отделении Государственного учреждения «Республиканский научно-практический центр радиационной медицины и экологии ...
  4. Г лавное управление образования педагогическое зауралье научно-практический журнал (1)

    Документ
    ... научно-практическийжурнал №2 2011 КУРГАН Материалы к итоговым конференциям Приложение ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗАУРАЛЬЕ Научно-практическийжурнал ... образования в Курганской области посвящен научно-практическийжурнал «Педагогическое Зауралье» № 2, 2011г ...
  5. Г лавное управление образования педагогическое зауралье научно-практический журнал (3)

    Документ
    ... ОБРАЗОВАНИЯ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗАУРАЛЬЕ научно-практическийжурнал №2 2011 КУРГАН Естественно- ... М.Н. ОСНОВАТЕЛЬНИЦА ДАЛМАТОВСКОГО ЖЕНСКОГО УЧИЛИЩА 62 Научно-практическийжурнал «Педагогическое Зауралье» (2/60) (распространяется ...

Другие похожие документы..