textarchive.ru

Главная > Учебно-методический комплекс


Министерство образования и науки Республики Казахстан

Костанайский педагогический институт

Факультет истории и искусств

«Утверждено» «Рекомендовано»

Учебно-методическим Советом факультета истории

Советом института и искусства

протокол № 1 от 29.09.2009 протокол № 1 от 15.09. 2009

проректор по УМР, __________ _____________________

кандидат географических декан, доктор исторических

наук, наук, доцент С. Куанышбаев наук, проф. Е.Б. Рубинштейн

Учебно - методический комплекс по дисциплине

«Источниковедение истории Казахстана»

специальность 050114 «История»

форма обучения - дневная, магистратура

количество кредитов 3 (180 часов)

Костанай, 2010

Учебно - методический комплекс дисциплины составлен профессором кафедры истории Казахстана, доктором исторических наук Аманжолом Ку­зембайулы, магистранткой исторического факультета второго года обучения Мукужановой Айзадой на основании государ­ственного общеобязательного стан­дарта образования РК по специальности 050114 «Исто­рия», утвержден­ного приказом МОН РК № 289. от 11.05. 2005 г.

Рассмотрена и рекомендована на заседании кафедры истории Казах­стана от 7 сентября 2009 г., протокол № 1

Зав. кафедрой,

доктор исторических наук, профессор А. Кузембайулы

Одобрено методическим бюро факультета истории и искусства 15 сен­тября 2009 г., протокол № 1

С. Самар­кин

Председатель

Сведения о ежегодном переутверждении

№ п/п

Учеб­ный

год

Сведения о

рабочей

программе

Дата переутвер­ждения

№ протокола

кафедры

Подпись

зав. кафед­рой

1

2010-2011

2

2011-2012

3

2012-2013

4

2013-2014

5

2014-2015

ОГЛАВЛЕНИЕ

Рабочая программа ……………………………………………………...

Силлабус …………………………………………………………

Разработка лекционных занятий ………………………………….

Самостоятельная работа магистрантов …………………………….

Материалы по контролю и оценке учебных достижений магистранта ..

Карта учебно-методической обеспеченности дисциплины …………..

4

28

59

170

178

288

I. Рабочая программа.

1.1 Общая характеристика курса

В современных условиях развития исторической науки особое внима­ние уделяется та­ким ее разделам как источниковедение. Изучение истории Ка­захстана невозможно без анализа ее источникового корпуса. Проблема объ­ективной реконструкции прошлого Казахстана тре­бует от историка его глу­бокого анализа разнообразных источников. В последнее время источниковая база истории Казахстана пополнилась новыми документами, извлеченными из архивных фондов Дальнего и ближнего зарубежья. Данная дисциплина­предполагает ознакомить студентов и магистрантов разнообразными источ­никами по истории Отечества.

Целью данного курса является изучение источниковго корпуса истории Казахстана.

Для достижения указанной цели необходимо выполнить следующие за­дачи:

  1. Дать студентам знания о понятийном аппарате источниковеде­ния.

  2. Научить студентов методам выявления и оценки источников.

  3. Сформировать у молодых исследователей научный подход к источ­ни­кам.

1.2. Календарно-тематический план лекционных занятий на дневном отделении

Итого:

лекция

семинар

СРМ

Вводная лекция

1 час

-

-

1. Данные археологии как исторический ис­точник.

1 час

1 час

4 ч.

2. История археологического изучения Ка­захстана в советское время.

1 час

-

11 ч.

3. Неопубликованные источники по исто­рии Казахстана.

2 часа

-

11 ч.

4. Освещение некоторых вопросов истории казахов в устном народном творчестве.

2 часа

1 час

10 ч.

5. Первые письменные источники по исто­рии древнего Казахстана.

1 час

1 час

10 ч.

6. Арабские источникиХ-ХII вв.

1 час

1 час

11 ч.

7. Источники по истории Золотой Орды и Империи тимуридов.

1 час

1 час

8 ч.

8. Позднесредневековая историческая ли­тература.

1 час

-

8 ч.

9. Зарубежная нарративная литература XVIIв

1 час

1 час

8 ч.

10. Русские источники по истории Казах­стана

1 час

-

8 ч.

11 Данные статистики как исторический источник.

2 часа

1 час

11 ч.

12. Периодическая печать как историче­ский источник.

1 час

2 ч.

8 ч.

13. Законодательные акты.

1час

1 час

4 ч.

14. Документы личного происхождения как исторический источник

1 час

1 час

8 ч.

15. Исторические источники советского периода

6 час

1 час

16 ч.

Итого:

24 ч.

12 ч.

144 ч.

1.3. Содержание лекционного материала

Вводная лекция

Предмет, цели и задачи источниковедения истории Казахстана. Опре­деление предмета. Связь ее с другими историческими дисциплинами. Вспо­могательные исторические дисци­плины: палеография, историческая хроно­логия, историческая метрология, нумизматика, бонистика, сфрагис­тика, ге­ральдика, генеалогия, филиграневедение, фалеристика, дипло­мати­ка, эпи­графика, историческая география, историография, топонимика, ис­торическая лингвистика. Основные понятия дисциплины.

Становление предмета критического источниковедения. Возник­нове­ние донауч­ного практического источниковедения. Источниковедчес­кая мысль XVIII века. Основные этапы источниковедческой методологии: ра­ционализм, романтизм, позитивизм, культуро­логизм, марксизм, ивилизаци­онно-культурологизм.

Лекция 1.Данные археологии как исторический источник.

В процессе лекции важно показать значение археологии как науки в изучении проблем истории Казахстана, особенно в «бесписьменный» и средневековый периоды. Следует раскрыть специфику археологических ис­точников, проблемы, связанные с его интерпретацией. Преподаватель ак­центирует внимание студентов на том, что многие выводы, сделанные в ис­торической науке, стали возможны благодаря достижениям археологических исследований.

Лекция посвящена планомерному научному изучению Казахстана различ­ными учреждениями Казахстана и России, становлению и развитию археологиче­ской науки в нашей стране. Преподавателю надлежит рассказать о первых экспе­дициях на территорию Казахстана и первых трудах об истории Казахстана, о тех, кто стоял у истоков развития археологии как науки в Казахстане. В процессе лек­ции последовательно раскрывается комплекс достижений в развитии археологи­ческого изучения указанного региона.

Лекция 2.История археологического изучения Казахстана в советское время.

Лекция посвящена планомерному научному изучению Казахстана различ­ными учреждениями Казахстана и России, в советский период. В ходе лекции преподавателем должно быть полностью раскрыта эволюция археологического изучения в Казахстане. Он рассказывает об экспедициях, организованных в пе­риод с момента установления советской власти до крушения Советского Союза, об ученых и других деятелях, имена которых связаны с археологическим изуче­нием Казахстана в советский период.

Лекция 3. Неопубликованные источники по истории Казахстана.

Лекция исчерпывающе освещает историю архивного дела в Казахстане, рас­сказывает о деятельности архива Букеевской орды как первого архивохранилища на территории нашей страны, Оренбургской учено-архивной комиссии, показы­вает эволюцию развития архивов на территории Казахстана. Преподаватель де­тально рассматривает принципы функционирования Государственной ар­хивной службы, отвечает на вопрос, какие архивы существовали на террито­рии Казахстана, с какими трудностями столкнулось архивное дело в Казах­стане в период его независимости, рассказывает о главных архивах страны (Архиве Президента Республики Казахстан, Центральном государственном архиве (ЦГА) РК., Центральном государственном архиве кинофотодокумен­тов и звукозаписей (ЦГА КФДЗ) РК, Центральном государственном архиве научно-технической документации (ЦГА ТД) РК., Центре информационно-методической и правовой работы при главархиве Республике Казахстан (ЦИМП)) и др. Освещает их работу и результаты деятельности.

Лекция 4. Освещение некоторых вопросов истории казахов в устном на­родном творчестве.

Казахское устное народное творчество как исторический источник. Особенности их как исторических источников. Зарождение и развитие фольклора. Классификация фольклора. Источниковедческие методы анализа устного народного творчества.

Шежире (летописание) как исторический источник. Его особенности, место и значение как исторического источника. Эволюция шежире как исто­рического источника. Объективное и субъективное в шежире. Источнико­ведческие методы анализа и синтеза шежире.

Лекция 5. Первые письменные источники по истории древнего Казах­стана.

В ходе лекции преподаватель на основе анализа целого комплекса исто­рических источников - восточных и западных, он показывает их значимость для исторической науки Казахстана. Здесь он приводит древнетюркские письменные памятники истории Казахстана. Орхоно-Енисейские, руниче­ские памятники письменности. Преподаватель поднимает проблемы источ­никоведческого анализа (обстоятельства возникновения, авторства, дати­ровки, текстологии и др.). Также в ходе лекции рассматриваются сочинения римских и византийских авторов Аммана Марцеллина, Приска Панийского, Иордана, Прокопия Кесарийского, Феофилакга Симокатты, Феофана, Кон­стантина багрянородного и др. на основе имеющегося материала показыва­ется их вклад в изучение истории Казахстана.

Лекция 6. Арабские источники Х-ХII вв.

В начале лекции лектор поднимает проблемы полноты и достоверности источников. Им раскрывается содержание арабских источников 1Х-Х1П вв. Ал-Харизми (Хорезми) («Киша картины земли»), Ибн Хордадбех («Книга путей и стран»), ал-Джахиза («Послание Фатху бен Хакану о достоинствах тюрок и всех войск халифата»). Ибн Фадлан («Книги Ибн Фадлана»), Гар­дизи («Украшение известий»), Махмуд Кашгари («Свод тюркских слов»), ал-Гарнати («Ал-Муриб») и др. Преподаватель акцентирует внимание сту­дентов на исторических условиях возникновения и обстоятельства создания источников. Раскрывает содержание понятия «авторский текст». Знакомит студентов с проблемами текстологии источников, проблемами достоверно­сти источников с методикой источниковедческого синтеза.

Лекция 8. Источники по истории Золотой Орды и Империи тимуридов.

В ходе лекции автор представляет две группы источников по рассматри­ваемой теме.

Тюркские источники тимуридского направления: «Автобиография Та­мерлана», «Уложение» Тимура, «Бабурнаме» («Записки Бабура») Захир-ад-Дина Мухаммеда Бабура. Тюркские источники шайбанидского направления: «Чингиз-паме» Утемиша-хаджи, «Родословная тюрков» Абулгази.

Персидские источники. Рашид ад-Дин - «Джами ат-таварих» («Сборник летописей»). Персоязычные нарративные источники, вошедшие во II том «Сборника материалов, относящихся к истории «Золотой Орды» Тизенгау­зена. Проблемы становления казахской государственности и формирования казахской народности в источниках. Проблемы достоверности источников. Компаративные методы изучения источников.

Лекция 9. Позднесредневековая историческая литература.

Лекция знакомит студентов огромным пластом позднесредневековых источников, состоящих из трех групп.В первую группу вошли монгольские источники. «Сокровенное сказание», летописи «Алтын тобчи» («Золотое сказание») Лубсана Данзана, «Пара Туджи». Проблемы атрибуции и тексто­логии.

Во вторую группу вошли арабские источники. Сочинения арабских ав­торов, вошедших в «Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды» В.В. Тизенгаузена (сочинения Ибн ал-Асира, ал-Омари. Ибн Батутты. Ибн Халдуна, Мои Арабшаха и др.). здесь объясняются обстоятельства соз­дания и условия возникновения источников, раскрываются проблемы досто­верности источников, поднимаются текстологические проблемы.

Казахские источники: «Тарих-и-Рашиди» Хайдара Дуглати, «Сборник летописей» Кадыргали бия Косым-улы, «Родословная» Шакарима Кудай­берды-улы. Проблемы текстологии.

Лекция 10. Зарубежная нарративная литература XVII в.

Лекция знакомит слушателей с источниками на европейских языках. Здесь широкое освещение получают сочинения западноевропейских путе­шественников Плано Карпини, Марко Поло, Гильома де Рубрука и др. На основе анализа зарубежной нарративной исторической литературы препода­ватель раскрывает значение европейских источников XVII в. для изучения истории Казахстана.

Лекция 11. Русские источники по истории Казахстана

Лекция посвящена русским источникам по истории Казахстана. Внима­ние студентов акцентируется на русских летописях: Строгановская летопись (сер. XYII в.), «Сибирская летопись» С. Есипова, «Ремезовская летопись» (нач. XYII в.). Преподаватель анализирует архивные и картографические ис­точники о Казахстане.

Преподаватель рассказывает о делопроизводственной российской документа­ции. Он показывает развитие делопроизводства в XYII-ХХ вв., особенности составления и оформления деловых бумаг, знакомит студентов с общими принципами источниковедческой критики делопроизводственной документации, уделяя особое внимание комплексному методу изучения де­лопроизводственной документации.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. «утверждено» «рекомендовано»

    Учебно-методический комплекс
    Костанайский государственный педагогический институт «Утверждено» «Рекомендовано» Учебно-методическим Советом факультета истории ... по специально­сти 6М114 «История» 5. Программа рекомендована к изданию Советом исторического факультета КазНПУ ...
  2. Утверждён постановлением губернатора от №

    Документ
    ... включенных в хозяйственную деятельность, проектировать и рекомендовать ведение лесного хозяйства и лесопользования с максимальным ... выполнен. Администрациями муниципальных образований ежегодно утверждаются оперативные планы противопожарных мероприятий, ...
  3. УТВЕРЖДЕНЫ от “ ” апреля 2006 г №

    Методические рекомендации
    ... в техническом регламенте схем декларирования рекомендуется осуществлять экспертными методами в следующей последовательности ... методы исследований (испытаний) и измерений, которые утверждаются Правительством Российской Федерации и необходимы для ...
  4. УТВЕРЖДЕНЫ от “ ” апреля 2006 г №

    Методические рекомендации
    ... в техническом регламенте схем декларирования рекомендуется осуществлять экспертными методами в следующей последовательности ... методы исследований (испытаний) и измерений, которые утверждаются Правительством Российской Федерации и необходимы для ...
  5. УТВЕРЖДЕНА УМО вузов Республики информатики и радиоэлектроники 06 02 2006 Регистрационный № ТД-98- 001/тип Введение в специальность

    Программа
    ... -М.: Радио и связь, 1986. УТВЕРЖДЕНА УМО вузов Республики Беларусь по ... республиканского унитарного предприятия «Гипросвязь» РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ В КАЧЕСТВЕ ТИПОВОЙ ... - М.: Радио и связь,1985. УТВЕРЖДЕНА УМО вузов Республики Беларусь по ...

Другие похожие документы..