textarchive.ru

Главная > Документ


Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет

Миссионерский факультет

Вопросы к государственному экзамену по специальности «Религиоведение»

2008-2009 уч. год.

Вопросы по истории религии.

1. Понятие религии (этимология, определение и основные характеристики). Вопрос о происхождении религии.

2. Социокультурные и психотерапевтические функции религии.

3. Основные религиозно-философские представления китайцев: культ Императора и предков.

4. Монотеизм иудейской религии.

5. Раввинистический иудаизм. Мишна. Талмуд.

6. Классический индуизм. Бхагавадгита.

7. Шиваизм. Вишнуизм. Шактизм.

8. Общая характеристика индийской религии как идеалистического пантеизма. Брахманизм. Упанишады. Концепция Атмана – Брахмана. Принцип сансары – мокши.

9. Буддизм как атеистическое воззрение на Бога и мир и как этическая установка всечеловеческого масштаба.

10. Жизнь Будды Шакьямуни и его учение.

11. Джайнизм.

12. Жизнь и учение Лао-цзы.

13. Синтоизм – религия Японии.

14. Буддизм в Китае и Японии. Распространение буддизма на Тибете.

15. Даосизм. Практика Дао.

16. Сикхизм.

17. Конфуцианство. Жизнь и Кун-цзи, ритуал, нравственное учение, теория «срединного пути».

18. Основные направления буддизма: учение, характерные черты.

19. Обряды жизненного цикла и праздники в иудаизме.

20. Феноменология религии: предмет, методы, основные этапы становления.

21. Психология религии: предмет, методы, основные этапы становления.

22. Социология религии: предмет, методы, основные этапы становления.

23. Теология и религиоведение: принципы и проблемы взаимоотношения.

24. Религия древнего Ирана (зороастризм)

25. Религия древнего Египта.

Вопросы по догматике.

1. Понятие догмата. Теологичность. Богооткровенность.

2. Онтологические свойства Божии (самобытность, неизменяемость, вечность, неизмеримость, вездеприсутствие).

3. Духовные свойства Божии.

4. Троичный догмат. Учение о Лицах Пресвятой Троицы.

5. Христианская антропология. Назначение человека.

6. Грехопадение и его сущность. Последствия грехопадения. Естественное и неестественное состояние человека.

7. Христианская эсхатология.

8. Христианская сотериология.

9. Онтологическое значение Крестной Жертвы и воскресении Христова. Спасительные плоды жертвы Христовой.

10. Учение о благодати в христианском богословии.

11. Виды благодати и её действие.

12. Христианское учение о Церкви – мистическом Теле Христовом.

13. Существенные свойства Церкви Христовой.

14. Чудеса как проявление царственной власти Иисуса Христа в дни уничижения.

15. Восточное христианство и протестантизм: богословские и аскетические различия.

16. Восточное христианство и католицизм: догматические и этические различия.

17. Понятие о таинствах. Таинство Евхаристии.

18. Учение о Христе Спасителе.

19. Учение об образе и подобии Бога в человеке.

20. Священное Писание и Священное Предание.

21. Теория «догматического развития».

22. Богопознание и его границы. Естественное и сверхъестественное Богопознание.

23. Сущность христианского учения о происхождении мира.

24. Православное учение об ангелах.

25. Христианская антропология. Определение понятий: ипостась, личность, сущность.

Вопросы по философии религии.

1. Идея Бога в философии Декарта.

2. Б. Паскаль и его религиозно-философские размышления.

3. Проблема религии в философии И.Канта.

4. Религиозно-философские идеи Г.В.Ф.Гегеля.

5. Христианство в размышлениях Ф.Ницше.

6. Религиозный экзистенциализм (Г.Марсель, М.Бубер, М. де Унамуно).

7. Святоотеческая традиция в России XVIII в. (св.Тихон Задонский, Паисий Величковский).

8. Религиозный смысл жизни в философии Е.Н.Трубецкого.

9. Философия культа свящ. Павла Флоренского.

10. Понятие религии в философии С.Л. Франка.

11. «Аксиомы религиозного опыта» И.А.Ильина.

12. Основные темы и идеи в русской религиозной философии ХХ в.

13. Учение о Церкви в философии А.С.Хомякова.

14. Проблема православной философии в сочинениях И.В.Кириевского.

15. Понимание религии в экзистенциальной философии Н.А.Бердяева.

16. Познание Бога в философии Г. С. Сковороды.

17. Религиозный рационализм Л. Н. Толстого.

18. «Философия откровения» Ф. В. Шеллинга.

19. Учение Вл. С. Соловьева о Богочеловечестве.

20. Философия религии в духовных академиях конца XIX – начала ХХ в. (В. И. Несмелов, М. М. Тареев и др.).

21. Проблема личной веры в философии С. Кьеркегора.

22. Сущность религии в понимании В. В. Розанова.

23. Вера и Откровение в философии Л. Шестова.

24. Религиозный опыт и вера в прагматизме У. Джеймса.

25. Понятие мифа в религиоведческой концепции М. Элиаде.

Вопросы по истории религии.

1. Понятие религии (этимология, определение и основные характеристики). Вопрос о происхождении религии.

Слово «религия» происходит от латинского religio (или relegere) – благоговеть, собираться. Римский философ Цицерон (I в. н.э.) утверждал, что это слово означает «собрание». Западный оратор Лактанций (330 г.) считал, что термин «религия» происходит от латинского глагола religare, что означает “связывать”, “соединять”. Поэтому религию он определяет как союз благочестия человека с Богом. Блж. Августин считал, что «религия» – от reeligere, что значит воссоединять утраченную связь человека с Богом. Согласно общему определению, религия – это совокупность способов воссоединения человека с Богом. Все прочие определения страдают редукционизмом – сводят высшее к низшему. Одни определения сводят только к учению о Боге, другие – только к обрядам и практикам, третьи – только к влиянию на человека (согласно марксизму, религия – иллюзорная форма отражения действительности). Согласно философскому словарю, религия – это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфич. Действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, священного, т.е. сверхъестественного.

Религия имеет несколько принципов, без которых она теряет себя, упраздняется, вырождаясь в оккультизм и магию, а может уклониться в сторону философии и этики. 1-й – представление о невидимом мире и убеждение в том, что человек способен к общению с Богом; этим религия отличается от других мировоззрений, для которых искомый идеал объективно не существует, но является не более как теоретической моделью.

Религия – это и есть способ или совокупность способов достижения человеком Бога, смертным – бессмертного, временным – вечного. Потому-то слово религия и восходит к слову связь.

(д.Плотников) Религия (в узком смысле) есть совокупность способов воссоединения человека с Высшим благом – источником вечной жизни. Религия (в широком смысле) – совокупность основанных на непосредственном опыте представлений об иной реальности (отличной от обыденной чувственно воспринимаемой – Боге, Небе, богах, духах энергиях, истинном бытии истинном Я и т.п.), а так же совокупность способов установления с этой реальностью правильных с точки зрения данной религии, взаимоотношений, значимых для человека при жизни, так и (за редким исключением) после смерти. В этом смысле она отлична от магии, которая является совокупностью приемов (психотехник), призванных оказать влияние на людей, предметы или события посредством неправильно понятых природных закономерностей, таинственных сил (как правило, духов), а также воли и воображения мага.

Основные характеристики.

(Гараджа) Внешние проявления религии, с которыми обычно связаны наши представления о ней, это – совокупность взглядов на мир, основанных на вере в бога, сотворившего этот мир и самого человека и давшего ему в “откровении” знание, которое должно принимать на веру (поэтому религию принято называть просто “верой”); религиозные верования составляют мировоззренческий, интеллектуальный компонент религии. Это, далее, совокупность действии, составляющих культ, в которых религиозный человек выражает свое отношение к богу и обращается к нему в молитве, жертвоприношении и пр. Это, затем, нормы и правила поведения, которым должен следовать человек как требованиям, предъявляемым богом. И это, наконец, объединения религиозных людей в те или иные организации, такие как церковь или секта, монашеский орден или общества с благотворительными или какими-либо другими целями.

Признаки, фиксирующие эти лежащие на поверхности проявления религиозной жизни, образуют то, что составляет феномен религии.

(Шахнович) Существуют различные определения религии. Во-первых, характеризующие содержание религии в целом. Среди них выделяют когнитивные (познавательные), оперирующие для характеристики религиозных представлений словами «сверхъестественный», «потусторонний», «трансцендентный», и психологические, опирающиеся на индивидуальный религиозный опыт.

Во-вторых, функциональные определения, характеризующие религию или как фактор социального изменения, или как фактор социальной сплоченности.

В-третьих, феноменологические определения религии, вводящие категорию «священное» как основополагающую для определения религии. Приверженцы этой позиции полагают, что она позволяет отказаться от концепции разделения мира на сверхъестественный и естественный и от тенденции к сведению религии к биологическим или социальным основаниям, т. е. к подмене проблемы определения религии проблемой ее происхождения. Один из крупнейших историков религии XX в. Мирча Элиаде неоднократно сокрушался по поводу неадекватности термина «религия» и для характеристики опыта общения со священным ввел понятие «иерофания» (явление священного), полагая, что его постижение осуществляется через миф и ритуал с помощью символов.

В-четвертых, антропологические определения религии, рассматривающие религию как систему символов, формирующую мировоззрение, а также нравственные ценности и нормы поведения верующего индивида. Религия характеризуется как определенный код или язык, без понимания которого невозможно даже в первом приближении проникнуть в ее смысл.

В-пятых, религию определяют с точки зрения ее структуры. Каждая религия состоит по меньшей мере из пяти сложных элементов. Религиозное мировоззрение, вера – познавательный компонент религии, он связан с религиозным действием, т. е. с ритуалом, вторым элементом религии. Третий элемент религии – психологический, он представляет собой религиозный опыт, т. е. переживания, связанные с верой и проявляющиеся во время ритуалов. Четвертый элемент религии – это образ жизни, определяемый ее нравственными ценностями и регулируемый определенными нормами. Роль своеобразного моста из рационального мира в мир мистический выполняет пятый элемент религии – символ.

Вопрос о происхождении религии.

Конфессиональные концепции. (Яблоков) Впервые в религиоведении концепция происхождения религии была выдвинута представителями теологических и околоцерковных кругов и вошла в историю изучения религии под названием концепции «прамонотеизма», или первобытного монотеизма. Впервые в сжатом виде она была сформулирована шотландским литератором и ученым Э. Лэнгом (1844 – 1912) в его книге «Становление религии». Однако в наиболее полной форме она была изложена католическим пастором В. Шмидтом (1868-1954), который посвятил обоснованию этой концепции 12-томную работу «Происхождение идеи Бога». Суть теории «прамонотеизма» сводится к тому, что за всем многообразием существующих верований, в том числе верований отсталых народов, можно обнаружить остатки древнейшей веры в единого Бога-творца. Именно она предшествовала всем формам религии, и лишь впоследствии к ней примешались загрязнившие ее элементы.

Всеобщность религии.Люди всех веков и стран, на всех, и самых низких и самых высоких, ступенях своего развития, всегда и везде имели у себя божество, признавали иной, загробный мир, стремились к богоугодной жизни, воздавали божеству известное чествование, приносили жертвы и пр., – словом имели религию. Даже во времена самой глубокой древности религия была распространена среди людей, притом в такой степени, что вся жизнь их – семейная, общественная, даже научная – в высшей степени была проникнута религиозным характером. Нет ни одного факта, который мог бы приводить к мысли о безрелигиозности доисторических людей. Христианские миссионеры, а также ученые, путешественники и исследователи, переплывая моря, проходя дотоле непроходимые леса и пустыни, открывая новые земли, нигде не встречали людей, которым были бы чужды всякие религиозные понятия; напротив, всюду находили понятия о божестве. Ученые самых различных направлений в настоящее время признают твердо оказанным результатом всех этнографических изысканий и исследований тот факт, что при условиях вполне тщательного и беспристрастного, словом, строго научного наблюдения, никогда и нигде не было найдено ни одного народа, ни одного целого человеческого племени, которые не имели бы каких-либо религиозных обнаружений.

Редукционизм (от лат.Reductio – возвращение) – методологический принцип, согласно которому высшие формы материи могут быть полностью объяснены на основе закономерностей, свойственных низшим формам; методологическая установка, которая заключается в сведении сложного к простому, целого к свойствам частей. В отношении религии редукционизм требует объяснять духовное через душевное, мистический опыт - через психологию измененных состояний сознания. Но редукционизм легко становится также средством безосновательной дискредитации религии, ее сути, предмета и содержания.

Агностицизм философское и научное воззрение, утверждающее, что мы ничего не знаем о действительной сущности вещей, так как она остается за пределами нашего опыта вследствие этого первопричины явлений - душа, Бог - непознаваемы.

Психологизм, воззрение, что исходным пунктом всякого познания является внутренний опыт, касающийся наших душевных состояний; психология. Психологический аргумент существания Бога: поскольку идея Бога как Существа всесовершенного, вечного присутствует в человеческом сознании, а таковая идея не могла произойти ни от впечатлений внешнего мира, как глубоко отличного от представлений о Боге, ни как результат чисто мыслительной деятельности человека, его психики, следовательно, источник этой идеи принадлежит Самому Богу.

Всякое религиозное верование и всякое религиозное делание, – даже самое странное, темное, суеверное и с виду бессмысленное, – имеет в своей основе особый религиозный опыт. Каждый воспринимает Бога так, как это ему даётся и удается, в пределах своей субъективной и личной человечности. Религия как связь с Богом осуществляется и пребывает прежде всего внутри человека; она состоит прежде всего из известных, внутренних, "имманентных" человеку переживаний его и без них – невозможна. Если бы не было человека, как существа, отдельного от Бога, в известном смысле "противостоящего" Ему, то не было бы и религии. Одно Божество, – без человека, – явилось бы невосприемлемой, неверуемой Реальностью, т.е. уже не предметом. Один человек без Бога, – явился бы религиозно-пустынным субъектом: он мог бы предаваться различным предчувствиям, фантазиям, страхам, суевериям, которые, населяя его душу, оставались бы религиозно – беспредметными; но религия не могла бы возникнуть.

2. Социокультурные и психотерапевтические функции религии.

Религия есть источник всей вообще высшей (культурной) человеческой жизни, и чем выше религия, тем высшая рождается и развивается из нее духовная жизнь народа. Все великие религии были культурообразующими (социокультурными). Они сразу признавали все государственные институты, институт брака, позволяли служить в армии, защищать государство, участвовать в его жизни. Высшая духовная жизнь наша развивается в основе стремлений человеческого духа к истине, добру и блаженству, но сами эти стремления проистекают из нашего духа как существа именно богоподобного. Человек всегда носит в своем сердце глубочайшую уверенность, что истина, добро и блаженство действительно существуют, что с этими началами сообразуется как жизнь всего мира, так и течение истории человечества и что, следовательно, они достижимы для него, – почему на пути к достижению их человек не останавливается, обыкновенно, ни перед какими препятствиями. Не будь этой уверенности, не было бы и того расцвета высшей культурной жизни, какую мы наблюдаем теперь в истории человечества. С другой стороны, не будь этой опять уверенности, высшие стремления нашего духа вносили бы в него безвыходные противоречия, и вместо того, чтобы служить к высокому удовлетворению его и украшению нашей жизни, они доставляли бы нам жесточайшие мучения и возбуждали бы лишь сознание нашей ничтожности. Непоколебимую уверенность в предметности (объективности) всех высших своих стремлений, чаяний человек выносит из переживания собственной богоподобной сущности. Так корень всей высшей, истинно человеческой жизни нашей действительно заключается в религии. История человечества фактически подтверждает первоисточное значение религии для всей высшей жизни людей. Она свидетельствует, что все виды высшей духовной жизни человека действительно постепенно выделились и развились из религиозной жизни его и что, следовательно. Высшая духовная жизнь человечества есть как бы дочь религии.

(Шахнович) Социокультурные и психотерапевтические функции религии.

Функции

Социологи религии

Содержание функции

Компенса-торная

К. Маркс

Религия является иллюзорным восполнением социального бессилия личности; она подобна наркотическому веществу, облегчающему боль и уводящему от реальности в мир грез и сновидений: «Религия – это вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира, ...дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа»

Мировоз-зренческая, или смыслопо-лагания

М. Вебер,

Р. Белла,

Э. Фромм

Предназначение религии в том, чтобы придать смысл человеческой жизни, разрешить проблему иррациональности человеческого существования, придав смысл социальному действию, нарисовать человеку картину мира, задать систему координат, в рамках которой выстраивается иерархия морально-нравственных норм и регулируемых ими социальных отношений

Интегрирующая, или цементирующая

Э. Дюркгейм,

Б. Малиновский,

Т. Парсонс

Религия призвана укреплять социальное единство. Средство достижения этого – ритуальная деятельность. В моменты регулярного совершения ритуала социальная группа заново утверждает себя, переживая свое единство. Ритуал позволяет восстанавливать социальное единство при неизбежной прерывности социальной жизни

Регулирую-щая, или дисциплини-рующая

Э. Дюркгейм,

Б. Малиновский,

А. Р. Радклифф-Браун

Религия мотивирует действия индивида таким образом, чтобы они отвечали требованиям общества, служили целям его сохранения и упрочения, чтобы интересы и предписания общества имели моральный приоритет по сравнению с желаниями и стремлениями индивида, человеческие потребности всегда ус-тупали дорогу социально детерминированным божественным предписаниям. Культовая практика помогает людям совершенствоваться в самоотречении, терпении, послушании, без которых не может быть ни религии, ни общества

Социализа-ции

Э. Дюркгейм,

Б. Малиновский,

Религиозный ритуал подготавливает индивида к социальной жизни, налагая на пего ограничения, подвергая принуждению и контролю; ритуалы инициации делают индивида полноправным членом общества, обязывая его соблюдать лежащие в его основе «священные» ценности и нормы

Трансляции

Э. Дюркгейм

Религия как система знаков способствует поддержанию традиций и образцов, осуществляет через ритуал передачу социально значимой информации из поколения в поколение

Эйфоричес-кая

Э. Дюркгейм, Б. Малиновский,

Важная функция ритуалов состоит в создании радостного чувства социального благополучия. Эта функция особенно важна, когда группа сталкивается с социальным неблагополучием или со смертью сородичей, т. е. явлениями, способными породить беспокойство и дезорганизацию

Легитими-рующая

Т. Парсонс

Чтобы достичь конформного поведения человека, подчинить его интересы интересам общества, необходим авторитет морального абсолюта. Моральные нормы, от выполнения которых зависит социальная стабильность, объявляются божественными заповедям и, т. е. укореняются в непреходящем и вечном. Нормативный порядок, связанный с культурной системой ценностей, оказывается трансцендентным по отношению к социальной системе

Моторная, или социальной динамики

М. Вебер

Поскольку религия влияет на формирование идеалов, которыми руководствуются люди в своей деятельности, она может выступать в качестве стимулирующего общественное развитие фактора. Религиозное сознание, влияя на хозяйственную деятельность человека, определяя его трудовую этику, может стать необходимой предпосылкой для развития новых экономических отношений

Классификации религий. Религии строго теистические: христианство, иудаизм, ислам. Умеренно теистические, сочетающие в себе теистические идеи с иными, например, деистическими и пантеистическими (различные направления средневекового индуизма). Дуалистические: маздеизм, или зороастризм, манихейство). Нетеистические: буддизм, джайнизм, даосизм.

(Яблоков) Типы религий (от греч. – отпечаток, форма, образец) – понятия, которые отражают общие для некоторых религий признаки и на этой основе выделяют соответствующие классификационные группы. Различают религии «языческие и откровенные», «естественные и духовные», «естественные и этические», «зависимости и свободы», «политеистические, генотеистические и монотеистические», «региональные и глобальные» и т. д. Выделяют также родоплеменные, народностно-национальные и мировые религии.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа итоговой государственной аттестации по специальности 020900 / 031501 – «искусствоведение»

    Программа
    ... государственного университета, выпускающихся поспециальности 020900 / 031501 «искусствоведение». Государственные ... культурологией, религиоведением и т.д.). ... 1974 года. Особенности ... . Вопросы к экзамену: ... 2009; ... сегодня. 2008. №7; Рейнак ... л.. Уч.-изд. ...
  2. Программа итоговой государственной аттестации по специальности 020900 / 031501 – «искусствоведение»

    Программа
    ... государственного университета, выпускающихся поспециальности 020900 / 031501 «искусствоведение». Государственные ... культурологией, религиоведением и т.д.). ... 1974 года. Особенности ... . Вопросы к экзамену: ... 2009; ... сегодня. 2008. №7; Рейнак ... л.. Уч.-изд. ...
  3. Состав комиссии проводившей самообследование по реализации специальности 190205 – подъемно-транспортные строительные дорожные машины и оборудование

    Документ
    ... 2007/2008уч. год2008/2009уч. год2009/2010 уч. год Успеваемость ... государственная архитектурно-строительная академия поспециальности «Экономика и управление на предприятии (в строительстве)», Самарская государственная академия поспециальности ...
  4. Состав комиссии проводившей самообследование по реализации специальности 190205 – подъемно-транспортные строительные дорожные машины и оборудование

    Документ
    ... 2007/2008уч. год2008/2009уч. год2009/2010 уч. год Успеваемость ... государственная архитектурно-строительная академия поспециальности «Экономика и управление на предприятии (в строительстве)», Самарская государственная академия поспециальности ...
  5. П л а н учебно-воспитательной работы на 2011/2012 учебный год

    Основная образовательная программа
    ... на едином государственномэкзаменепо отдельным общеобразовательным предметам в 2011 году»; Уставом школы ... году прошла по ОПК Евдокимова Д.А., по истории и обществознанию по теме «Актуальные вопросы преподавания истории, обществознания и религиоведения ...

Другие похожие документы..