textarchive.ru

Главная > Учебный курс


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральская государственная юридическая академия»

Филиал ГОУ ВПО УрГЮА в г. Уфе

Кафедра государственно-правовых дисциплин

УЧЕБНЫЙ КУРС

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Для студентов, обучающихся на дневной форме обучения (СО)

специальность 03.05.01 - юриспруденция

квалификация 65 — юрист

Уфа 2011

Рекомендовано учебно-методическим советом

Уральской государственной юридической академии

Составитель

Зулькарнаева Розалия Зубаировна, кандидат философских наук,

Филиал ГОУ ВПО УрГЮА в г. Уфе

АННОТАЦИЯ

Учебно методический комплекс содержит программу курса «Культурология», планы практических занятий, список основной и дополнительной литературы в соответствии с изучаемыми темами. В УМК сформулированы вопросы и рекомендации для самостоятельной работы студентов. Предлагаются темы рефератов, тесты.

Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов, а также практических работников.

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня, в резко меняющихся социальных условиях, небывало возрастают требования к личности специалиста любого профиля, не только к его профессиональной, но и в целом интеллектуальной, общекультурной, гуманитарной подготовке. Курс «Культурология» играет важную роль в системе современного высшего образования, призванного обеспечить становление разносторонней, эрудированной, коммуникабельной личности будущего специалиста. Культурология развивает творческие способности, интеллектуальный потенциал будущего специалиста, способствует формированию толерантности и освоению общечеловеческих культурных ценностей.

Изучение дисциплины «Культурология» имеет цель:

• дать целостное представление о культуре, ее содержании и сущности, структуре и функциях, видах и типах, месте и роли в жизни человека и общества;

• способствовать формированию представления о закономерностях и специфике развития мировых культур, их роли в становлении культуры человечества.

В результате изучения курса студент должен знать:

  • основной категориально-понятийный аппарат культурологии;

  • содержание основных теоретических концепций, сформировавшихся в процессе становления и развития культурологической науки;

  • место и роль различных видов и типов культуры в общественной жизни;

  • хронологическую последовательность культурно-исторических событий;

  • специфику той или иной культурной эпохи, ее культурную динамику, вклад в мировой культурный процесс и смысловые границы, отделяющие данную эпоху от соседних;

уметь:

  • логично формулировать, излагать и аргументировано обосновывать собственное понимание культурологических проблем.

  • применять культурологические знания в профессиональной и любой другой деятельности;

  • анализировать, понимать и применять различные гуманитарные тексты;

  • отличать культурологический подход к эмпирическому материалу от подхода других гуманитарных наук;

  • аргументировать личную позицию по отношению к проблемам культуры.

Примечание:

Настоящая программа предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» и входит в цикл «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины». Курс включает цикл лекций, практические занятия, тематику реферативных докладов, вопросы к зачету и экзамену.

Методические указания для преподавателей:

Данный курс имеет установочный характер и является базой для усвоения других курсов гуманитарного цикла, а также ряда специальных дисциплин.

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированного специалиста по гуманитарным направлениям и специальностям.

Учебная дисциплина «Культурология» относится к блоку гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Главный стержень, вектор формирования культуры современного человечес­кого общества составляет гуманизм. Поэтому изучение культуро­логии — системы знаний о сущности, закономерностях существо­вания и развития, способах постижения культуры — в высших учебных заведениях является одним из эффективных направлений воспитания гуманистически ориентированной, духовно развитой и высоконравственной личности, способной стать активным, ответственным и деятельным субъектом происходящих в обществе модернизационных процессов.

В процессе учебы в соответствии с требованиями Государствен­ного образовательного стандарта высшего профессионального об­разования студенты имеют возможность получить знания в обла­сти развития мировой и отечественной культуры; понять мир раз­нообразных явлений духовной жизни общества, уяснить сущность культуры, особенности и разновидности регионально-нацио­нальных культур; ознакомиться с основными современными куль­турологическими школами, направлениями и теориями, сущнос­тью и разновидностями художественной культуры; познать осно­вы использования и сохранения культурного наследия.

Усвоение важнейших понятий и категорий культурологии (культура и цивилизация, морфология и динамика культуры, ее нормы и ценности, язык, символ и код культуры, традиции и со­циальные институты и др.) углубляет представления не только об основных тенденциях современных культурных процессов в мире а стране, но и о своей собственной причастности к явлениям, происходящим в этой интереснейшей сфере человеческого бытия.

Цель культурологии как учебной дисциплины: в соответствии с проблемно-хронологическим принципом изложения дать представление об истории культурологической мысли, познакомить с категориальным аппаратом и исследовательскими методами, раскрыть сущность основных проблем культурологии, а также познакомить студентов со спецификой и закономерностями развития различных культур.

Задачи «Культурологии»:

1. Сформировать у студентов целостное представление о
мире как развивающейся системе, как совокупности
культурных достижений человеческого общества;

2. Развитие у студентов стремления к
постоянному пополнению знаний о культуре в нашей стране и мире, умения
анализировать и делать выводы, опираясь на источники и научную
литературу по культурологической проблематике;

3. Воспитать у студентов чувства гордости и уважения к достижениям собственной национальной и отечественной культуры, к ценностям общечеловеческой культуры, приобщить к идее диалога как основе бытия различных культур и народов в современном поликультурном пространстве, сформировать принципы толерантности и взаимопонимания в межличностном общении представителей различных культур.

Методические указания для студентов:

В результате изучения дисциплины «Культурология» студент должен иметь:

- научное представление о сущности культуры, ее генезисе и развитии, об основных методологических подходах к ее анализу, о роли культуры в разрешении многочисленных глобальных и национальных проблем, о значении культуры для развития личности. Студент должен глубоко усвоить необходимость гуманитаризации образования и гуманизации современной жизни.

Студент должен знать:

- этапы становления культурологии как науки;

- основные категории и методы исследования культурологии;

- наиболее распространенные в мировой и отечественной культурологической мысли подходы и концепции изучения культуры;

- сущность, социальные институты, структурную организацию и функциональные возможности культуры;

- типологию культур, динамику и характер изменений в культуре, тенденции культурной универсализации в современном мировом процессе;

- основные черты, факторы развития и достижения мировой культуры на различных этапах исторического развития;

- особенности, социодинамику, важнейшие достижения отечественной культуры на основных этапах ее развития;

- проблемы взаимодействия общества и культуры, личности и культуры;

- особенности башкирской культуры и достижения культуры Башкортостана.

Студент должен уметь:

- самостоятельно анализировать энциклопедическую, справочную, научную и методическую литературу, составлять конспекты, грамотно излагать суть изученного, выступать с сообщениями и докладами;

- применять теоретические знания для анализа многообразных явлений и событий культуры и давать им самостоятельную оценку;

  • ориентироваться в вопросах мирового, российского и регионального культурного развития;

- пользоваться достижениями эстетической и художественной культуры, вырабатывать эстетическое отношение к действительности, уметь понимать и оценивать памятники художественной культуры;

- находить междисциплинарные связи культурологии с другими учебными дисциплинами.

Студент должен иметь навык:

- активного поиска необходимой информации, умения четко
формулировать мысль, высказывать и защищать собственную точку зрения по актуальным культурологическим проблемам;

- анализа и объективной оценки фактов и процессов мировой и отечественной культуры;

- выработки объективной и принципиальной эстетической и художественной позиции в осмыслении мозаичного мира современного эстетического и художественного плюрализма, ориентации в сущности прекрасного и безобразного, истинно художественного и подделок, вечного и преходящего (временного).

Работа студентов по дисциплине «Культурология» состоит из двух аспектов:

  • аудиторной (прослушивание лекций);

  • внеаудиторной, самостоятельной работы студентов (работа с литературой, выполнение практических заданий, написание рефератов, докладов).

Самостоятельная работа

  1. Изучить рекомендованную литературу.

  2. По каждому вопросу плана занятий подготовиться к докладу и к участию в обсуждении и дополнении докладов.

Студенты могут получить у преподавателя дополнительные методические советы о подготовке к очередному семинару (об узловых и дискуссионных вопросах, о степени разработки той или иной проблемы, о новой литературы и т.д.).

Надо иметь в виду, что успех обучения зависит, прежде всего от самостоятельной работы студента.

Итоговый контроль проводится в форме зачета.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование тем

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Самостоятельная

работа

в том числе

лекции

семинары

  1. Теория культуры как учебный предмет. Место теории культуры в системе общественных и гуманитарных наук

4

2

4

  1. Генезис культуры. Первобытные корни мировых цивилизаций.

  1. этап развития культуры и как региональный тип.

  2. Типологическая классификация цивилизаций

4

-

4

  1. Генезис культуры.

3.Культура древних цивилизаций. Традиционные общества Древнего Востока.

2

-

4

4 Культура античного мира как западный тип цивилизации.

2

2

2

2

4

5Средневековая европейская культура. Формирование христианской цивилизации.

4

6. Арабо-исламский тип культуры

к

7.Культурный облик Возрождения и Реформации

2

2

4

8.Новое время: европейская культура XVII-XVIII вв. Формирование индустриальной цивилизации в XIX в

2

2

4

9. Культура ХХ века. Кризис гуманистических идеалов и зарождение постиндустриального общества.

2

2

4

10. Современные лики культуры. Информационное общество к. XX-н.XXI в

2

2

2

Зачет (СО) – 3 семестр

Всего

22

14

34

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Введение в теорию культуры. Культурология как учебный предмет. Место теории культуры в системе общественных и гуманитарных наук Феномен и сущность культуры. Социальные функции культуры. Типология культуры. Цивилизация как этап развития культуры и как региональный тип. Типологическая классификация цивилизаций.

Становление науки о культуре. Место культурологии в системе наук. Специфика разных видов познавательной деятельности (естественное, техническое, социально-гуманитарное знание) и процессы сближения и интеграции различных областей знания. Комплексный, системный и целостный характер культурологического знания. Предмет и задачи культурологии. Методы культурологии. Структура и состав культурологического знания. История и теория культуры. Фундаментальная и прикладная культурология. Культурология и философия культуры. Культурология и социология культуры. Культурная антропология. Культурология и история культуры.

Культурология и образование. Образовательный и воспитательный потенциал культурологии.

. Культура как специфически человеческий способ взаимодействия с окружающей средой.

Эволюция понятия «культура». Многогранность понятия «культура». Многообразие философских концепций культуры (деятельностная, аксиологическая, коммуникативно-диалогическая и системная). Западные культурологические концепции.

Культура как система. Структура культуры. Материальная и духовная культура: единство и различие. Артефакты. Идеалы, нормы, ценности в структуре культуры. Культурные традиции. Значение и смыслы в структуре культуры. Язык, символика, знаковые системы как носители культурных смыслов.

Культура и общество. Сферы общественной жизни как основа образования различных видов культуры. Экономическая культура. Политическая культура. Правовая культура. Эстетическая культура. Нравственная культура. Научная культура. Философская культура. Религиозная культура. Религиозная и светская культура.

Культура и личность. Человек – творение и творец культуры. Личность и творчество. Инкультурация и социализация.

Культура и цивилизация. Соотношение понятий «культура» и «цивилизация». Типы цивилизаций.

Основные функции культуры: познавательная, гуманистическая, функция преобразовательная, коммуникативная, информационная, ценностно-нормативная, защитно-адаптивная, психологической разрядки, социализации.

Динамика культуры, ее основные понятия: изобретение, инновация, культурные контакты, эволюция, диффузия, синтез, дифференциация. Прогресс и регресс в культуре.

Проблема единства и многообразия культур. Понятие типа, типологии и типологизации культур. Критерии типологизации культур (исторический, социальный и др.). Историческая типология культуры. Формационная типология культуры. Цивилизационная типология культуры. Линейная типология культур К. Ясперса. Методологическая роль понятия концепции идеального типа М. Вебера.

Элитарная и массовая культура. Возникновение и развитие массовой культуры, ее роль в современном обществе. Средства массовой коммуникации в массовой культуре.

Профессиональная и народная культура как социальные тиры культуры.

Специфические и «срединные» культуры. Субкультуры и критерии их классификации. Тенденции развития молодежной культуры в современном обществе.

Контркультура, ее истоки и сущность. Маргинальная культура.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методические рекомендации по курсу «культурология» для студентов всех специальностей таганрог 2003

    Методические рекомендации
    ... УНИВЕРСИТЕТ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по курсу «Культурология»Длястудентов всех специальностей Таганрог 2003 ... Культурология: История мировой культуры: Учебное пособие для вузов. Под ред. Марковой А.Н. М., 1995. Культурология: Учеб. для ...
  2. Учебно-методический комплекс Для студентов

    Учебно-методический комплекс
    ... Минск 2001 ВВЕДЕНИЕ Учебно-методический комплекс базового учебногокурса "Культурология" разработан длястудентов факультета философии и социальных ...
  3. Учебно-методический комплекс Для студентов

    Учебно-методический комплекс
    ... Минск 2001 ВВЕДЕНИЕ Учебно-методический комплекс базового учебногокурса "Культурология" разработан длястудентов факультета философии и социальных ...
  4. Учебная программа дисциплины для студента

    Программа дисциплины
    ... «_____» _________________ 200__год УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯСТУДЕНТА (SYLLABUS) По ... теории государства и права, Культурологии и некоторым другим дисциплинам. ... и др. Тематический план курса «Философия» длястудентов дневного отделения № № ...
  5. Культурология код дисциплины по учебному плану б1 в1 «культурология» для студентов направления 080200 62 «менеджмент»

    Рабочая программа
    ... РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУЛЬТУРОЛОГИЯ Код дисциплины по учебному плану: Б1. В1. «Культурология»Длястудентов направления ... г. Иркутск ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ Курс "Культурологии" помогает студентам сориентироваться в широчайшем спектре проблем ...

Другие похожие документы..