textarchive.ru

Главная > Документ


ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Безобразова Тамара Павловна - учитель математики

МОУ Павловская СОШ им. А.К.Васильева (т. 4-52-28; 8-920-142-55-61)

Использование в педагогической деятельности различных образовательных технологий позволяет преподавателям повысить мотивацию обучающихся, профессионально-практическую направленность занятий, добиваться запланированных результатов в своей деятельности. Умелая организация взаимодействия обучающихся на основе учебного материала может стать мощным фактором повышения эффективности учебной деятельности в целом. Существенную помощь в этом оказывает применение личностно-ориентированных технологий.

Основными особенностями ЛОРО являются:

  • содержание: построение индивидуальных гибких самообразовательных программ

  • методика: диалог в системе обучения, направленный на совместное конструирование программной деятельности по личностному развитию учащихся с учетом мотивации деятельности, выбора содержания и форм работы, готовности к саморазвитию

  • условия эффективности: создание оптимальных условий для возможности реализовать себя, накопление банка данных о формирующемся у учащихся индивидуальном опыте

  • позиция педагога: стимулирование «внутренних сил» саморазвития обучающихся, инициирование личностного опыта каждого ученика

  • позиция обучающегося: активность познавательной деятельности, умение аргументировано обосновывать свою точку зрения, вычленить главное в изучаемой теме, умение опираться на ранее приобретенный опыт, навыки коллективной работы, преодоление трудностей, самооценка выполненной работы и поступков и др.

По определению Т.В. Бурлаковой «индивидуализация - это процесс педагогических воздействий, адекватный как системе социальных требований и целей, так и личностному и образовательному потенциалу ученика; процесс, который обеспечивает овладение способами познания мира и себя для реализации в данной системе».

«В контексте данного определения индивидуализация учебного процесса характеризуется глубоким проникновением внешней и внутренней ее составляющих. Внешняя индивидуализация – это направленное воздействие внешнего образовательного пространства, включающего адаптацию содержания и форм учебного процесса к индивидуальным особенностям учащегося, оказание педагогической поддержки с целью развития его индивидуальности. Внутренняя индивидуализация – это направленность ученика на развертывание и реализацию индивидуальных устремлений, выработку жизненных стратегий, формирование у него субъектной позиции, индивидуального учебно-познавательного стиля. Фактором проявления внутренней индивидуализации является познавательная потребность, стремление качественного и лучшего изменения себя». «Взаимосвязь внешней и внутренней индивидуализации обеспечивает достижение качественного образования, нахождение оптимальных путей и средств обучения и соблюдение права учащихся на выбор индивидуального образовательного маршрута».(1)

Индивидуализация на разных этапах урока

Под индивидуализацией мыпонимаем такую организацию учебно-воспитательного процесса, при которой выбор способов, темпа и приёмов обучения обуславливается индивидуальными особенностями обучающихся.

Нами была поставленацель: способствовать самореализации личности ребёнка, развитию его неповторимой индивидуальности, его потенциальных возможностей и способностей

В соответствии с целью определилизадачи:

  • обеспечить учебную деятельность ученика с учётом его индивидуальных особенностей;

  • способствовать воспитанию интереса к учёбе, активизации учебно-познавательной деятельности и развитию индивидуальных способностей учащихся;

  • содействовать выполнению учебных программ каждым обучающимся в зависимости от уровня его возможностей.

Мы применяли индивидуализацию на следующихэтапах урока:

  • целеполагание: постановка проблемной ситуации; выявление уровня усвоения материала и имеющихся проблем на данном этапе изучения материала; заинтересованности и практической значимости; темы урока;

  • повторение и актуализация знаний: выбор индивидуальных заданий с целью ликвидации конкретных пробелов; выбор индивидуальных заданий, соответствующих уровню подготовленности обучающегося; подготовка заданий для устной работы самим учащимся, задания на установление взаимосвязи изученного и нового материала

  • изучение нового материала: определить способ деятельности каждым обучающимся (индивидуально, в группе, с учителем или консультантом); уровень изучения материала (согласно выбору определяется план дальнейших действий); индивидуальный выбор формы отчётности по изученному материалу (устный ответ, схема, таблица, презентация …);

  • закрепление, проверка и оценка знаний: на основе самооценки выбор учеником формы и вида самостоятельной работы (индивидуально или в парах)

  • практическая работа: индивидуальные задания исследовательского характера, творческие задания, презентации по какой-либо проблеме или теме, самостоятельное выполнение опыта и формулировка вывода

  • подведение итогов урока: анализ поставленной цели и выявление степени её достижения каждым обучающимся (если цель не достигнута, то рассмотреть способы её достижения.)

  • домашнее задание: выбор учащимся уровня, формы и объема задания.

Библиографический список

  1. Байбородова Л.В. Повышение воспитательного потенциала учебного процесса в разновозрастных группах учащихся [Текст]: учебно-методическое пособие. - Ярославль: Департамент образования Ярославской области, 2008. 183с.

  2. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. – Волгоград: Учитель, 2007. – 91с.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Бюллетень новых поступлений 2004 год (6)

    Бюллетень
    В настоящий “Бюллетень” включены книги, поступившие во все отделы научной библиотеки. “Бюллетень” составлен на основе записей электронного каталога. Записи сделаны в формате RUSMARC с использованием программы “Руслан”.
  2. Список книг из собрания алексея федоровича лосева

    Документ
    De usu praepositionum apud Homerum. Epistola ad Frid. Augustum Wolfium, Homeri inter Germanos sospitatorem, auctore G. Frid. C. Gynthero, scholae Bernburgensis collega quarto.
  3. Список книг из собрания алексея федоровича лосева

    Документ
    De usu praepositionum apud Homerum. Epistola ad Frid. Augustum Wolfium, Homeri inter Germanos sospitatorem, auctore G. Frid. C. Gynthero, scholae Bernburgensis collega quarto.

Другие похожие документы..