textarchive.ru

Главная > Методические рекомендации



ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЛОВСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ» В г. БРЯНСКЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПОДГОТОВКЕ И ОФОРМЛЕНИЮ

ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Брянск 2010

Учебно-методическое пособие разработано с учетом требований к освоению программ учебных дисциплин государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальностям «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент организации», «Финансы и кредит», «Юриспруденция» и рекомендовано к печати кафедрой политологии, государственного и муниципального управления филиала ОРАГС в г. Брянске для использования в образовательном процессе.

Авторы-составители:

Ковшуро О.Д., кандидат психологических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин

Нестерова Н.В., кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры конституционного и муниципального права

Рецензенты:

Болховитина Т.С., заведующая кафедрой политологии, государственного и муниципального управления, кандидат политических наук, доцент, директор Брянского филиала ОРАГС

Шачнев С.А. кандидат культурологии, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Брянского филиала ОРАГС

Методические рекомендации по подготовке и оформлению письменных работ: Учебно-методическое пособие для студентов и преподавателей / О.Д. Ковшуро, Н.В. Нестерова, Брянск: БФ ОРАГС, 2010. - 64 с.

Издание 3-е,

дополненное и переработанное

© БФ ОРАГС, 2009, 2010

СОДЕРЖАНИЕ

Возможности самостоятельного обучения студентов в процессе подготовки письменных работ

5

1

Общие рекомендации по оформлению письменных работ

1.1

Технические приемы оформления текста

19

1.2

Правила написания текстового материала

21

1.3

Правила оформления ссылок

22

1.4

Оформление списка источников и литературы

29

1.5

Оформление приложений

31

2

Рекомендации по подготовке письменных работ

2.1

Рекомендации по подготовке контрольной работы

33

2.2

Рекомендации по подготовке реферата

34

2.3

Рекомендации по подготовке курсовой работы

37

2.4

Рекомендации по подготовке дипломного проекта (работы)

41

3

Список литературы по вопросу самостоятельной работы

51

4

Приложения

Приложение А

Образец оформления титульного листа контрольной работы

54

Приложение Б

Образец оформления титульного листа реферата

55

Приложение В

Образец оформления титульного листа курсовой работы

56

Приложение Г

Образец титульного листа дипломного проекта (работы)

57

Приложение Д

Образец заявления для закрепления темы ВКР

58

Приложение Е

Образец оформления содержания курсовой работы,

дипломного проекта (работы)

59

Приложение Ж

Образец оформления списка использованных источников

60

Приложение И

План-график написания и оформления дипломного проекта (работы)

62

Приложение К

Перечень отраслей наук, ученых степеней и званий и их сокращений

64

ВОЗМОЖНОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ

Получение полноценной образовательной подготовки студентов заочной формы обучения по сокращенным и ускоренным программам высшего профессионального образования в существенной мере определяется реализацией принципа самостоятельности обучения при соответствующем уровне личностной самоорганизации взрослых обучающихся.

Принцип самостоятельности обучения основывается на выявленных современной акмеологией закономерностях интеллектуального развития взрослого человека и достижения психологической зрелости его личности, стремящейся к самосовершенствованию и максимальным профессионально-творческим достижениям в этот наиболее продуктивный период жизни.1 Еще в фундаментальных исследованиях школы Б.Г. Ананьева было установлено, что стабилизация общих интеллектуальных способностей в период взрослости отнюдь не означает остановки и «окаменелости» в развитии личности и ее интеллекта. Существенное ускорение приобретает развитие специальных интеллектуальных функций и тех мыслительных и творческих способностей взрослого человека, которые осознаются им в качестве существенных стилевых особенностей индивидуальной деятельности, мышления, своей неповторимой манеры поведения, общения, выражения себя.2

Важнейшей сферой самореализации личности, формирования и развития ее индивидуальности является профессиональная (служебная) деятельность человека, деятельность, развиваемая зрелой личностью в контексте постоянного общения и самообразования (самообучения) в той или иной организационно-культурной среде. Период взрослости характеризуется для личности необходимостью решения задачи оптимального сочетания, интеграции и воплощения в образе своей жизни ансамбля всех тех видов деятельности (общение, обучение, труд (профессиональная деятельность), игра (творческая деятельность), которые ранее в детстве, юности, молодости, осваивались ею последовательно, поэтапно. Преодолевая возникающие при этом внутренние и внешние препятствия, человек открывает все новые возможности воплощения своей «самости», интеграции своего «Я» в системе множественных связей с миром, становясь подлинным субъектом своей деятельности и жизненного пути.3

Повторное вхождение в роль студента, обучающегося, нередко сопровождается для взрослого человека обнаружением ряда проблем, требующих осмысленных изменений в структуре самоорганизации личности - тяжело оптимально спланировать время, наметились проблемы здоровья, одолевают семейные заботы, присутствуют сложности финансового характера, возникли проблемы профессионального роста и многое другое. И у каждого человека в его ситуации формируется система защитных психологических стереотипов мышления и поведения, способствующая поддержанию жизни и управлению ею в уже освоенном и приемлемом спектре жизненных (социальных) ролей.4 Но, все-таки, тот человек, который отваживается снова обогатить свой ролевой репертуар ролью обучающегося обретает новые возможности преодоления стереотипных установок собственного мышления, поведения и новый задел для своего личностно-профессионального развития.5

Характер и сила самомотивации определяет степень вовлеченности взрослых обучающихся в учебно-образовательную деятельность. Новые интересные возможности открываются перед ними и в плане овладения основами научно-исследовательской работы на примере представленных в учебных курсах тех или иных дисциплин методологических и методических подходов к научной разработке изучаемых проблем. Все это придает собственной активности студентов импульс инициативности, ответственности и творческого отношения к себе, своим успехам в профессиональной и образовательной сфере. Собственная активность студентов по совершенствованию способностей к освоению новых знаний, необходимых умений и развитию личностных качеств в процессе обучения приобретает значение того метафорического архимедова «рычага», который при соответствующей организации самостоятельной работы имеет возможность «перевернуть» в желаемом направлении некоторые прежние представления, действия и события в жизни человека. Но подобный «поворот» событий является закономерным следствием сознательной и методичной работы студента как субъекта обучения по совершенствованию востребованных в новых условиях деятельности способностей и свойств его личности.

Общими целями организации самостоятельной работы студентов являются овладение способами и средствами мышления, позволяющими осваивать необходимый комплекс знаний и сведений по изучаемым предметам, развитие умений соотносить полученные представления с возможностями адекватных действий по преобразованию различных ситуаций профессионально-управленческой деятельности и общения.

Осмысление и анализ материалов лекционных и семинарских занятий во время сессии, поиск и отбор необходимых и интересующих студента источников информации через библиотечный каталог и поисковые системы Интернет, работа по изучению разнообразного материала учебников, учебных пособий, монографий и статей, Интернет-публикаций, непрерывная самоподготовка по дисциплинам учебного плана в межсессионный период, подготовка к консультациям и контролю знаний по предметам – вот спектр тех задач самостоятельной учебной деятельности студента, решение которых служит развитию его способностей концептуализации освоенного учебного материала в теоретических понятиях и мыслительных схемах современных научных подходов, уверенного оперирования новыми представлениями об изучаемом, грамотного и лаконичного владения соответствующей терминологией при анализе ситуаций практической (профессиональной) деятельности.

Конкретизируя содержание учебной деятельности студента применительно к такому виду самостоятельной работы, как работа по темам для самостоятельного изучения, обозначим следующую логику задач для самоорганизации действий обучающегося:

  • изучение литературы, предложенной по данной теме (рекомендуется при этом делать конспекты, выписки, аннотации и т.д.);

  • уточнение основных понятий по изучаемой теме (рекомендуется вести собственный словарик терминов и обозначаемых с их помощью понятий);

  • самостоятельный анализ основных концепций по изучаемой теме, предлагаемых отечественными и зарубежными специалистами, нацеленный на сближение теоретической плоскости рассмотрения проблемы и практических подходов к ее разработке (рекомендуется делать выписки, пометки на полях в своих конспектах или карандашные пометки в собственных учебниках, рекомендуется вычерчивать собственные схемы, графические изображения, фиксирующие сущностные, оптимальные позиции в самостоятельном структурировании изученного материала, облегчающие его осмысление и запоминание).

Самостоятельное изучение тем ведется на протяжении всего учебного процесса. При этом студент может обращаться за индивидуальной консультацией к преподавателям кафедры по интересующим его проблемам. По наиболее сложным темам для самостоятельного изучения, обозначенным в рабочих программах учебных дисциплин, проводятся групповые консультации преподавателей и заинтересованных студентов в межсессионный период.

Как правило, вопросы и задания по темам для самостоятельного изучения соответствуют вопросам для подготовки к зачету по учебной дисциплине и находят отражение в формулировках вопросов экзаменационных билетов.

Для проверки качества усвоения знаний по темам для самостоятельного изучения студенту может быть предложено написание контрольной работы, реферата, тезисов для выступления на учебном семинаре или научно-практической конференции, в особых случаях - подготовка материала для его опубликования в соответствующих изданиях.

Известно, что ключевым фактором развития познавательных и, прежде всего, мыслительных способностей человека является его работа по развитию умений устной и письменной речи. Причем письменная речь предполагает иной, более сложный в сравнении с обычной манерой устно выражать свои мысли, привычной для самого человека, уровень абстрагирования и символизации. Поэтому подготовка письменных работ рассматривается как вид самостоятельной работы студентов.

Овладение умениями работы с текстовой информацией, развитие способностей к письменной речи - тот уровень познавательной деятельности, который требует особого внимания, времени, усилий, как со стороны обучающихся, так и со стороны преподавателей, консультирующих и ориентирующих студентов в освоении учебного материала, а также оценивающих степень адекватности приобретаемых ими знаний и способов мыслительной работы современному содержанию и научной специфике изучаемых дисциплин, требованиям ГОСТа высшего профессионального образования по соответствующей специальности. В этом смысле осведомленность обучающихся относительно приемов работы над текстом, правил оформления научно-справочного аппарата своих письменных работ открывает возможности для полноценной ориентировки на этапе поиска и отбора информации, формулирования и раскрытия сущности изучаемых проблем.

Текст подготовленной и представленной письменной работы позволяет целостно оценить:

  • способность автора грамотно, осмысленно, творчески применять полученные знания, демонстрируя собственное обоснованное отношение к различным аспектам затрагиваемой проблематики;

  • степень овладения автором научно-методологическими основами исследования и конкретными методическими приемами анализа целей и условий профессионально-управленческой деятельности на различных уровнях и в различных сферах общественной практики;

  • умение самостоятельно анализировать источники, в том числе разного рода документы, литературу, формулировать разрабатываемые положения, аргументировано обосновывать выводы и предлагаемые рекомендации с учетом собственного профессионального, а также изученного отечественного и зарубежного опыта.

Контрольная работаявляется одной из основных форм самостоятельной работы студента по усвоению учебного материала, представляющая собой письменный ответ на вопрос по дисциплине специальности. Текст контрольной работы демонстрирует меру самостоятельности, ориентированности в изучаемом предмете и грамотности студента. Решение задачи, ответ на поставленный вопрос должны быть достаточно полными и, в то же время, не избыточными, лаконичными.

Рефератпредставляет собой текст, подготовленный на основе нескольких источников (учебных пособий, монографий, статей). Основной смысл работы над текстом реферата - обзор существующих точек зрения на проблемы, которые связаны с разработкой данной темы в науке и практике. Авторство студента заключается в умении обосновать собственное отношение к заявленной теме, показать возможности ее дальнейшей разработки, выявить проблемы и определить возможности их преодоления, принимая во внимание позиции ряда авторов - исследователей темы.

Тексты курсовой и дипломной работы должны отражать уровень наработанных ранее умений автора справляться с задачами обзора источников, концептуализации и моделирования предмета своего изучения на известной ему научно-дисциплинарной основе. Представленные тексты показывают способность автора к формулированию проблемы и задач изучения заявленной темы, определения путей и методов ее исследовательской разработки. Особенно показательным фрагментом представляемой работы служит список использованных источников и литературы, а также другие элементы: приложения к дипломной (курсовой) работе, включающие статистическую информацию в цифровой и графической форме, фрагменты использованных автором документов, методик, иных материалов. Все приводимые в Приложении материалы должны быть упомянуты в содержании соответствующих разделов основной части работы. Таким образом, курсовая и, в особенности, дипломный проект (работа) имеют исключительно самостоятельный, исследовательский характер, при строгом соответствии требованиям, предъявляемым к оформлению такого рода работ.

Тезисы и статьи рассматриваются как текстовые варианты самостоятельной творческой работы студента по исследованию интересующей проблематики, определению спектра и целесообразности известных подходов к ее разработке, самоопределению и фиксации своей исследовательской позиции в отношении рассматриваемой проблемы, ее отдельных сторон. Содержание тезисов и статьи также в полной мере представляет логику авторской аргументации принятой позиции, а вместе с тем и формулировки доводов полемического характера, опирающиеся на его эрудированность в плане самостоятельной проработки обсуждаемого вопроса.

Тезисы представляют собой краткий вариант формулирования и обоснования позиции исследователя-разработчика определенной темы. Тезисы обычно служат подготовке устного выступления (сообщения, доклада) перед заинтересованными специалистами на соответствующем научном (научно-практическом) семинаре, конференции, симпозиуме. В выступлении перед подготовленной аудиторией не имеет смысла останавливаться на общеизвестных положениях, поэтому, при работе над тезисами следует соотнести собственную осведомленность и характер заинтересованности в изучении данного вопроса с возможным характером подготовленности слушателей (читателей).

При работе над тезисами их авторы встают перед необходимостью кратко изложить основные позиции, развиваемые в своем выступлении, в соответствии с избранной логикой сообщения. Стиль тезисного изложения предполагает последовательное выделение основных положений в их логической связи для формулируемого в конце умозаключения (системы умозаключений). Довольно часто в тезисах воплощаются некоторые программные подходы автора к исследованию той или иной проблемы, обрисовываются направления, перспективные с его точки зрения. Тезисы также могут помочь познакомить и заинтересовать более широкую аудиторию уже полученными на данный момент исследовательскими результатами. Таким образом, в содержание тезисов могут быть включены краткие результаты проведенной исследовательской работы, доводы в пользу тех или иных характеристик изучаемой ситуации, выводы о новых возможностях разработки затрагиваемой проблемы. Словом, тезисы представляют собой перечень «узловых» пунктов, без которых предполагаемое сообщение потеряет свой основной смысл. Все менее существенное, мало проработанное, вспомогательное не следует включать в фокус выступления и отражать в тезисах к нему, чтобы слушатели (читатели) могли четче понять общий смысл авторской позиции.

При подготовке тезисов важно предположить вопросы, которые могут возникнуть к выступающему у аудитории. Для этого полезно несколько раз перечитать текст как бы глазами других людей, обдумывая материал с позиции посторонних слушателей и даже критиков. Полезно также предложить прочесть тезисы кому-то из знакомых, интересующихся затронутыми автором вопросами. Узнав их мнение, можно также внести изменения в окончательный вариант тезисов. Тезисы также учитывают возможность ссылок на уже состоявшиеся результаты научной разработки проблем, поэтому текст тезисов обычно дополняется сносками постраничного характера с указанием всех необходимых данных.

Объем тезисов может изменяться от 1,5 до 5 страниц в зависимости от времени, отводимого для выступления.

При подготовке научных конференций, круглых столов и других событий научно-познавательного характера, или же по итогам проведения соответствующего мероприятия, материалы лучших выступлений, соответствующих тематике мероприятия, готовятся к опубликованию. Поэтому текст тезисов может быть так же напечатан для ознакомления широким кругом заинтересованных читателей с позицией исследователя-разработчика определенного вопроса, причем не всегда обязательно после его состоявшегося выступления. Иногда тезисы публикуются без соответствующего выступления. Но и в этом случае данная публикация знакомит читателей с имеющейся авторской позицией разработчика той или иной проблемы.

Обычно издатели сообщают о требованиях оформительского характера, предъявляемых к опубликованию тезисов выступления (объем, шрифт, параметры форматирования текста, вариант оформления научно-справочного аппарата, возможности схематизации информации, тип файла для сохранения материала в электронном виде, сроки представления материалов и пр.). Но в тех случаях, когда отдельно требования не сообщаются, следует руководствоваться всеми теми общими правилами, которые были усвоены автором при самостоятельной работе над рефератами и курсовыми работами.

Статьи в большей мере представляют обобщение результатов уже состоявшегося исследования (как теоретического, так и эмпирического характера), позволившего уточнить или увидеть интересующую проблему в ином ракурсе. Следовательно, статья может объединять в своем содержании целостный ансамбль развиваемых самостоятельных идей. Конечно, все соображения автора должны быть аргументированы и иметь состоятельную опору на те или иные уже доказанные научные положения и концепции, на известные результаты исследовательской работы других авторов, почерпнутые из указываемых здесь же источников.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно- методическое пособие для студентов неисторических специальностей

    Учебно-методическое пособие
    ... тема 14). История: Учебно-методическоепособиедлястудентов неисторических специальностей. – ... Методические указания преподавателям 7 Требования к уровню подготовки студентов, завершивших изучение дисциплины «История» 9 Методические указания студентам ...
  2. Учебно-методическое пособие для студентов i курса лечебного педиатрического и

    Учебно-методическое пособие
    ... «Биология клетки» и «Генетика человека». Учебно-методическоепособиедлястудентов I курса лечебного, педиатрического и медико ... ) в консультируемой семье. Студент ________________________ Преподаватель __________________________ ЗАНЯТИЕ № 10 ...
  3. Учебно-методическое пособие для студентов 1 2 курса заочного обучения высших учебных заведений

    Программа курса
    ... Чернявская Английский язык Учебно-методическоепособиедлястудентов 1, 2 курса заочного обучения высших учебных заведений (факультетов) ... превышает объем практических аудиторных занятий с преподавателем. Соотношение аудиторных и самостоятельных часов ...
  4. Учебно-методическое пособие для студентов 1 2 курса заочного обучения высших учебных заведений

    Программа курса
    ... Чернявская Английский язык Учебно-методическоепособиедлястудентов 1, 2 курса заочного обучения высших учебных заведений (факультетов) ... превышает объем практических аудиторных занятий с преподавателем. Соотношение аудиторных и самостоятельных часов ...
  5. Учебно- методическое пособие для студентов неисторических специальностей (1)

    Учебно-методическое пособие
    ... Р.А. Циунчук, А.М. Фазлиев. Отечественная история: Учебно-методическоепособиедлястудентов неисторических специальностей. – Казань, 2010. – ... преподавателем материала вырабатывает у студентов навыки самостоятельного отбора и анализа необходимой для ...

Другие похожие документы..