textarchive.ru

Главная > Примерная программа


Примерная программа дисциплины «История драматического театра и основы режиссуры» федерального компонента цикла общепрофессиональных дисциплин составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения в области культуры и искусства по направлению подготовки 070300 (530700) «Искусство балета» степень «бакалавр искусства балета».


I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

  1. Цель курса

Основной целью курса является ознакомление студентов с историей мирового драматического театрального искусства как области творческой и духовной деятельности человека. Освоение дисциплины способствует подготовке специалистов с высшим образованием, строящих своё служение балетному театру во взаимодействии с драматическим театром.

Анализ основных этапов истории режиссерского театра конца XIX – начала XXI века.

  1. Задачи курса

Дать базисные теоретические историко-театральные знания с целью формирования навыков осмысления мирового театрального процесса, формирования общей театральной культуры, выработки личной позиции в отношении к творческим поискам современного театра и четкого осознания своей личной ответственности за состояние сценического искусства и его влияние на духовное развитие общества.

Изучение режиссерского театра как принципиально нового этапа в истории театрального искусства.

Освоение истории русского и зарубежного театра с конца XIX века до наших дней (основные режиссерские имена и системы, художественные направления, эволюция драматургии, компоненты театрального искусства).

  1. Место курса в профессиональной подготовке выпускника

Привитие навыков восприятия хореографического искусства в широком контексте искусства театрального и общих культурных проблем. На протяжении курса осваиваются общие законы театрального языка сквозь призму теории и истории театрального искусства. При этом особое внимание уделяется специфике искусства хореографического.

  1. Требования к уровню освоения курса

В результате изучения курса студенты должны

ЗНАТЬ:

  • основные произведения зарубежной и русской драмы

  • основные теоретические принципы профессии режиссера

УМЕТЬ:

  • произвести анализ пьесы

  • произвести анализ спектакля

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1. Разделы курса

Раздел 1. Восточный театр.

Раздел 2. Античный театр.

Раздел 3. Театр эпохи Средневековья.

Раздел 4. Театр эпохи Возрождения.

Раздел 5. Театр ХVII века.

Раздел 6. Театр ХVIII века. Эпоха Просвещения.

Раздел 7. Театр ХIХ века.

Раздел 8. Театр рубежа ХIХ-ХХ веков.

Раздел 9. Театр ХХ века.

2. Темы и краткое содержание курса

Раздел 1. Восточный театр.

Тема 1.Своеобразие театра Востока.

Традиция как механизм передачи культуры на Востоке. Механизмы передачи культуры: 1. Система ученичества. 2. Передача священных текстов. 3. Канонические сочинения. 4. Ритуалы.

Тема 2. Происхождение театра на Востоке.

Мифы о происхождении театра Индии, Китая, Японии, Бирмы, Таиланда, Индонезии. Ритуально-мифологические корни театра. Гипотеза о происхождении драматического театра из кукольного театра. Гипотезы Пишеля и Людерса. Связь кукольного театра с культом предков и шаманскими ритуалами. Традиционное представление в странах Азии об актерах как о подражателях куклам.

Тема 3. Религиозно-философские направления в Индии и театр.

Цивилизация Мохенджо Даро и Харрапы. Ведизм. Брахманизм. Буддизм Хинаяны и Михаяны. Индуизм. Древнеиндийские эпосы «Махабхарата» и «Рамаяна». Ритуальные и фольклорно-зрелищные представления, связанные с религиозно-философскими течениями Индии и оказавшие влияние на становление и развитие её театра.

Тема 4.Религиозно-идеологические системы Китая и театр.

Конфуцианство. Даосизм. Буддизм Махаяны. Чань-буддизм. Их влияние на происхождение и развитие театра Китая.

Тема 5. Синтез искусств в традиционной культуре.

Миф и ритуал как истоки художественного творчества. Восточный театр как совокупность различных видов художественного творчества – слова, музыки, пения, танца, жеста, пантомимы, скульптурных и графических изображений.

Тема 6. Театр как модель мира в восточной культуре.

Космологическая символика восточного театра. Сцена как модель мира. Протосцена в древних цивилизациях. Скиния (иврит), скене (Древняя Греция), мандапа (санскрит, хинди, бирманский). Сохранившиеся элементы протосцены в современных традиционных театрах Азии (Индия, Китай, Тибет, Бирма, некоторые страны юго-восточной Азии).

Тема 7. Театр Индии.

Древнеиндийский театральный трактат «Натьяшастра». Санскритская драма. Многообразие форм народного театра. Музыка, изобразительные искусства. Фрески Аджанты. Храмовая живопись и скульптура. Художественный язык индийского танца. Язык жестов – Мудра и язык поз – Карана. Индийский танец и храмовая скульптура (взаимодействие и взаимовлияние). Костюм, маска и грим в индийском театре (взаимосвязь с иконографией). Условность и символ в театре Индии.

Тема 8. Театр Юго-Восточной Азии.

Влияние индийской культуры и театра на художественные традиции Юго-Восточной Азии. Театры Таиланда, Камбоджи, Бирмы. Теневые театры Индонезии.

Тема 9. Театр Китая.

Воздействие индийской религиозно-философской традиции на культуру и, в частности, на театр Китая. Традиционный театр Сицюй. Пекинская музыкальная драма. Региональные театральные жанры. Оформление театральной сцены. Роль графических изображений на театральной сцене. Древнекитайский философский трактат «Лицзи» – космос, музыка, ритуал. Китайская народная картина – лубок. Театральные мотивы в китайском лубке.

Тема 10. Театр Японии.

Придворные и храмовые музыкально-хореографическиепредставления Гагаку. Театр Но. Фарсы Кёгэн. Кукольный театр Дзёрури. Влияние сценической техники и музыкального оформления кукольного театра на формирование театра Кабуки. Китайское культурное воздействие на театр, изобразительное искусство и музыка Японии.

Тема 11. Театр стран Юго-Восточной Азии.

Влияние великих цивилизаций Индии и Китая на культуру и театр стран Юго-Восточной Азии. Древнеиндийский эпос («Махабхарата» и «Рамаяна») в художественной культуре стран Юго-Восточной Азии. Живопись, архитектура, скульптура, музыка и их влияние на театр в странах Юго-Восточной Азии.

Бирма: театр живых актеров и театр марионеток. Деревянное зодчество Бирмы и театр.

Камбоджа и Таиланд: многообразие театральных форм. Кхон и Лакон. Теневые театры Явы и Бали. Ваянг Кулит и Ваянг Пурво. Театр масок: актер в маске и актер в гриме. Связь современного театра с ритуалом.

Общность художественно-театральных культур стран Юго-Восточной Азии.

Тема 12. «Восток на Западе». Влияние художественно-театральной культуры Востока на современный западный театр и культуру.

Традиции восточного театра в эстетике и театральной практике Вс. Мейерхольда. С. Эйзенштейн и художественно-театральная культура Японии и Китая. Влияние восточного театра и восточной культуры на эстетику и театральную практику Г. Крэга. М. Рейнхардт и театр Востока. Театр Востока и А. Арто. Влияние философии дзэн-буддизма на современный театр, живопись, музыку и литературу Запада.

Раздел 2. Античный театр.

Тема 1. Введение.

Общая характеристика античного мира. Основные периоды истории театра Древней Греции: 1) театр эпохи Классики (V - первая половина IV вв. до н. э.), 2) театр эпохи Эллинизма (вторая пол. IV - III вв. до н. э.). Основные периоды истории театра Древнего Рима: 1. театр эпохи Республики (середина III - конец I вв. до н. э.), 2. театр эпохи Империи (I - V вв. н. э.).

Происхождение театра Древней Греции (рубеж VI - V вв. до н. э.) – итог процессов, идущих, с одной стороны, от охотничьих игр, культа умельцев к религиозно-ритуальным обрядам в честь богини Деметры (элевсинские мистерии) и бога Диониса (Большие или Великие Дионисии, Малые Дионисии, Линеи Анфестерий), а с другой, в древнегреческой литературе (фольклор, френос, эпос Гомера, Гесиода, лирика – хорическая и монодическая мелика Архилоха, Алкея, Сапфо и др., драматургия).

Тема 2. Театр классической Греции. Драматургия.

Драматургия до Эсхила (525 - 456). Выделение из хора одного исполнителя – актера (Феспид). Эволюция творчества Эсхила – основоположника греческой трагедии в её установившихся формах. Введение Эсхилом второго актера. Мифологические сюжеты и характер их осмысления в трагедиях Эсхила. Трилогии Эсхила – драматургическая форма театральных представлений в древнегреческом театре. Анализ пьес Эсхила.

Софокл (496 - 406) и его творчество. Введение Софоклом третьего актера. Религиозно-нравственные воззрения Софокла. Его отношение к философии софистов. Защита традиционной полисной религии и морали в творчестве Софокла. Анализ его пьес.

Еврипид (ок. 480 - 406) и современная ему философия. Критика мифологического сознания в трагедиях Еврипида. Анализ пьес Еврипида.

Аристофан (ок.446 - 385). Эволюция и яркая тенденциозность его творчества, отражающего мысли и чаяния мелких аттических землевладельцев. Анализ комедий Аристофана.

Тема 3. «Поэтика» Аристотеля и сценическое искусство древнегреческого театра.

Аристотель (384 - 322) – автор первого дошедшего до нас трактата о теории поэтического искусства. Учение Аристотеля о трагедии и о её составных элементах. Теория катарсиса.

Формы организации и проведения древнегреческого театрального представления-состязания. Древнегреческая театральная архитектура, оформление, музыка, актерское искусство.

Тема 4. Театр эпохи эллинизма

Вступление Македонии на историческую арену и потеряГрециейполитической самостоятельности (338 г. до н. э.).Создание империи Александра Македонского и распад её. Образование эллинистических монархий.

Новая аттическая комедия Менандра (ок.343 - ок.291 до н. э.). Темы и проблематика новой аттической комедии. Роль музыки в новой аттической комедии. Анализ пьес Менандра.

Сценическое искусство, сценическая техника эллинистического театра.

Тема 5 Римский театр эпохи Республики (середина III - конец I века до н. э.).

Римское общество и его отличие от греческого. Краткий обзор исторического состояния римского общества эпохи Республики. Истоки римского театра. Сатуры. Ателлана и её маски. Первые римские драматурги: Ливий Андроник (ум. ок. 204 г. до н. э.), Гней Невий (ок. 280 - 201 гг. до н. э.), Квинт Энний (239 - 169 гг. до н. э.). Драматургические жанры: трагедия на мифологическийсюжет, трагедия на исторический сюжет (претекста); комедия на римский сюжет (тогата), на греческий сюжет (паллиата). Прием контаминации.

Драматургия Тита Маккция Плавта (ок.254 - 184 до н. э.). Отражение римской действительности. Введение черт римской жизни в греческую комедию.Анализ основных комедий.

Драматургия Публия Теренция Афра (ок. 185 - 159). Проблематика пьес Теренция. Анализ его комедий.

Театр и актеры эпохи Римской Республики.

Тема 6. Театр эпохи Римской Империи.

Общая характеристика эпохи и театра императорского Рима. Постепенное исчезновение из репертуара серьезной драмы-трагедии, паллиаты и тогаты. «Наука о поэзии» Горация. Трагедии Луция Аннея Сенеки (4 г. до н. э. - 65 г. н. э.). Основные жанры театра эпохи Римской Империи – пантомима, перриха и др.

Раздел 3. Театр эпохи Средневековья.

Тема 1. Введение.

Этапы становления феодального общества: раннее (V - ХI вв.) и зрелое (XII - ХVI вв.) средневековье. Проблема средневековой культуры в современной исторической науке и искусствознании.

Тема 2. Театр эпохи Средневековья.

Народные истоки средневекового театра. Гистрионы. Становление и развитие светского театра – фарса, соти, моралите. Эволюция религиозной драмы и театра от литургической драмы (IХ - ХII вв.) к мистерии (ХIII в.). Развитие миракля, мистерии, моралите.

Тема 3. Театральные элементы в русской народной культуре.

Древнеславянский обряд, его смысл и функции. Трансформация обряда в игрище, игру-представление. “Проводы Масленицы”, “Кострома”, “Игумен”  сочетание обрядовых и театральных элементов. Скоморохи. Гипотезы о происхождении скоморохов. Отношение светской и церковной властей к скоморошеству. Участие скоморохов в литургической драме. Указ царя Алексея Михайловича о запрещении скоморошества (1648 г.). Устная народная драма. Ее сюжеты, жанры и художественные особенности. “Барин”, “Лодка”, “Царь Максимилиан”, “Комедия о Петрушке” – характер и специфика исполнения.

Раздел 4. Театр эпохи Возрождения.

Тема 1. Введение.

Формирование светской гуманистической культуры на основе нового ренессансного мировоззрения. Литература, живопись, скульптура, архитектура, музыка эпохи Возрождения. Гармоническая концепция мира и человека в искусстве и литературе Высокого Возрождения.

Тема 2. Итальянский театр.

Ренессансный театр Италии. Его особенность. Анджело Полициано (1454 - 1494), Ученый театр (Commediaerudita). Драматургия Лодовико Ариосто (1474 - 1533), Никколо Макьявелли (1469 - 1527),Пьетро Аретино (1492 - 1556). Джан Джорджо Триссино (1478 - 1550), Торквато Тассо (1544 - 1595) .Театральное здание и сцена. Становление и развитие во Флоренции новой музыкальной драмы.

Комедия дель арте (Commediadellarte) и развитие актерскогоискусства.

Тема 3. Испанский театр.

Реконкиста и её роль в формировании духовной жизни Испании. Некоторые другие исторические предпосылки, оказавшие влияние на становление и развитие испанского театра. Периодизация испанского театра эпохи Возрождения. Драматурги Хуан дель Энсина (1469 - 1534), Лопе де Руэда (1510 - 1565), Мигель Сервантес Сааведра (1547 - 1616), Лопе де Вега (1562 - 1632), Тирсо де Молина (1583 - 1648), Педро Кальдерон де ля Барка (1600 - 1681). Театр и актерское искусство.

Тема 4. Английский театр.

Исторические условия развития. Философия. Литература. Искусство. Музыка. Расцвет английской культуры XVI в. Драматургия. Джон Лили (ок.1554 - 1606). РобертГрин (1558 - 1592). Томас Кид (1552 - 1592). Кристофер Марло (1564 - 1593). Периодизация и характеристика творчества УильямаШекспира (1564 - 1616). Исторические хроники, комедии, трагедии У. Шекспира. Драматургия Бен Джонсона (1573 - 1637), Фрэнсиса Бомонта (1584 - 1616) и Джона Флетчера (1579 - 1625). Театр и актерское искусство. Творчество Р. Бёрбеджа.

Раздел 5. Театр XVII века.

Тема 1. Театр Франции ХVII века.

Становление абсолютной централизованной монархии во Франции и её влияние на возникновение и развитие французского классицизма. Формирование французского профессионального театра. Драматургия ПьераКорнеля (1606 - 1684), Жана Расина (1639 - !699), Мольера (Жан-Батист Поклен, 1623 - 1673). Анализ драматургических форм, жанрового построения, структуры, особенностей классицистического художественного метода, идейно-художественного содержания. Связь французской классицистической трагедии с итальянской музыкальной драмой ХVII века: единство интонационности как основного средства сценической выразительности. Влияние классицистической трагедии на формирование французской национальной оперы – лирической трагедии. Жан-Батист Люлли(1632-1687). Основание в Париже оперного театра “Королевская академия музыки”(1669). С 1671 года – “Королевская академия музыки и танца”. Театр и актерское искусство. Создание в Париже в 1680 году драматического театра “Театр Франсе” (Комеди Франсез).

Тема 2. Немецкий театр ХVI - ХVII вв.

Историческая обстановка в Германии в ХVI - ХVII веках. Реформация. Драматургия Ганса Сакса (1494 - 1576). Деятельность Иоганна Фельтена (1640 - 1692). Театр и актерское искусство.

Тема 3. Создание театра при дворе Алексея Михайловича.

Исторические предпосылки возникновения придворного театра. Развлечения и зрелища при дворе. Потешные палаты. Знакомство с западноевропейской театральной культурой по донесениям русских посланников. Неудачные попытки приглашения иностранных трупп. Роль Посольского приказа и его главы – А.С. Матвеева в создании придворного театра. Строительство “Комедийной хоромины” в селе Преображенском. Деятельность И.-Г. Грегори – автора и постановщика “Артаксерксова действа” (1672 г.). Сведения о первом представлении “Артаксерксова действа”. Репертуар придворного театра. Библейские, “исторические” и мифологические сюжеты. Жанры. Деятельность С. Чижинского. Указ об обучении русских актеров.

Тема 4. Школьный театр в России.

Западноевропейский школьный театр и пути его проникновения в Россию. Школьный театр при Киево-могилянской духовной академии. Драматургия Симеона Полоцкого (1629 - 1680). Театр Славяно-греко-латинской академии и Хирургической школы. Светские сюжеты драматургии, их актуальность. Система аллегорий. Интермедии. Постановочные приемы. Трагедо-комедия “Владимир” (1705) Феофана Прокоповича (1681 - 1736) и его теория школьного театра. Распространение школьного театра в России. Его значение.

Раздел 6. Театр XVIII века. Эпоха Просвещения.

Тема 1. Введение в историю театра эпохи Просвещения.

Особенности исторического процесса в ХVIII в. Основные идеи Просвещения и их развитие в разных странах. Этапы эволюции просветительского искусства. Просветительский классицизм. Просветительский реализм. Сентиментализм как выражение интереса к душевной жизни человека.

Тема 2. Английский театр.

Исторические особенности. Период Реставрации. Драматургия: Уильям Уичерли (1640 - 1716), Уильям Конгрив (1670 - 1729), Джон Ванбру (1664 - 1726), Джордж Фаркер (1678 - 1707). Созданиеанглийской национальной оперы. Генри Пёрселл (1659 - 1695). «Славная» революция 1688 года. Развитие сентиментальной дидактической комедии (Ричард Стил, 1672 - 1729) и буржуазнойдрамы (Джордж Лилло) и Эдвард Мур (1712 - 1757). Демократическое движение в театре. Драматургия: Джон Гей (1685 - 1732), Генри Филдинг (1707 - 1754), Оливер Голдсмит (1728 - 1816), Ричард Шеридан (1751 - 1816). Театр и актерское искусство: Томас Беттертон (1635 - 1710), Джемс Куин (1693 - 1766), Чарлз Маклин (1699 - 1797). Великий актер эпохи Просвещения Дэвид Гаррик (1717 - 1779).

Тема 3. Французский театр.

Исторические условия. Ранний этап французского Просвещения (Лесаж, Вольтер, Монтескьё). Зрелый период французского Просвещения (Дидро, Руссо, Бомарше). Драматургия. Просветительская трагедия: Вольтер (Франсуа-Мари Аруэ, 1694 - 1778). Влияние Вольтера на развитие французского жанра оперы – лирической трагедии в ХVIII веке (творчество Жана Филиппа Рамо, 1683 - 1764). Эволюция французскойкомедии: Жан Франсуа Реньяр (1655 - 1709), Ален Рене Лесаж (1668 - 1747), Филипп Нерико Детуш (1680 - 1754), Пьер де Мариво (1688 - 1763). «Слезные комедии» Нивеля де Лашоссе (1691 - 1754). Дени Дидро (1713 - 1784) – теоретик и практик театра. «Мещанская драма» Мишеля Жана Седена (1719 - 1797). Роль Седена в развитии «опера-комик». Луи Себастьян Мерсье (1740 - 1814) – теоретик и практик театра. Французская «опера комик». Творчество Бомарше (Пьер Огюстен Карон, 1732 - 1799). Театр и актерское искусство Франции ХVIII века. Великие актеры эпохи Адриенна Лекуврёр (1692 - 1730), Мари Дюмениль (1713 - 1803), Ипполита Клерон (Клэр Жозеф Ипполит Лерис де Латюд, 1723 - 1803), Анри Луи Лекен (1729 - 1778).

Тема 4. Итальянский театр.

Исторические условия развития. Пьетро Метастазио (1698 - 1782) – реформатор музыкальноготеатра, создатель «оперы-сериа». Его роль в развитии трагического театра в Италии. Реформа комедии. Карло Гольдони (1707 - 1793). Реформа Гольдони и итальянская «опера буффа» (комическая опера). Реформы и драматургия Карло Гоцци (1720 - 1806). Трагедии Витторио Альфьери (1749 - 1803). Неаполитанская оперная школа ХVIII века. Театр и актерское искусство.

Тема 5. Немецкий театр.

Реформы Йоганна Готшеда (1700 - 1766) и Каролины Нейбер (1692 - 1760). Теория и практика Готгольда-Эфраима Лессинга (1729 - 1781). Движение «Бури и натиска». Драматургия и театральная деятельность Иоганна-Вольфганга Гёте (1749 - 1832) и Фридриха Шиллера (1759 - 1805). Театр и актерское искусство. Крупнейшие актеры эпохи: Конрад Экгоф (1720 - 1778), Конрад Аккерман (1710 - 1771), Фридрих-Людвиг Шрёдер (1744 - 1816).

Тема 6. Датский театр.

Исторические условия развития. Драматургия Людвига Хольберга (1684 - 1754). Театр и актерское искусство.

Тема 7. Театр Северо-Американских соединенных штатов.

Исторические условия развития. Первые опыты создания национального американского театра.

Тема 8. Театр городского населения в России на рубеже XVII - XVIII вв.

Организация театральных представлений людьми разных чинов и званий. Сочетание элементов школьного театра и фольклора. Репертуар, преобладание в нем авантюрных сюжетов, заимствованных из лубочной литературы. Композиционные особенности драматургии. Постановочные приемы и характер исполнения пьес в театре “охочих комедиантов”. Его значение для развития театральной культуры в России.

Тема 9. Развитие театральной культуры в России в первой половине XVIII века.

Знакомство с западноевропейскими театральными традициями. Деятельность немецкой труппы И. - Х. Кунста – О. Фюрста в Москве (1702 - 1706). Представления компании И. Эккенберга (1719, 1723 - 1724), французской ярмарочной труппы (1727) в Петербурге. Итальянская опера, балет (с 1731 г.), комедия дель арте (1733 - 1735) при дворе Анны Иоанновны. Гастроли труппы К. Нейбер (1741 г.). Открытие танцевальной и музыкальной школ. Материалы о театре в “Санкт-Петербургских ведомостях”.


Тема 10. Формирование драматургии классицизма.

Западноевропейский и русский классицизм. Влияние просветительского классицизма на А.П. Сумарокова (1717 - 1777). “Эпистола о стихотворстве” (1747). Драматургия Сумарокова, ее жанровые доминанты. Ранние трагедии: “Хорев” (1747), “Гамлет” (1748), “Синав и Трувор” (1750) – идейная проблематика, художественные особенности, отзывы современников. Усиление политической аллюзионности, усложнение структуры, использование новых выразительных средств в поздних трагедиях: “Вышеслав” (1768), “Димитрий Самозванец” (1770), “Мстислав” (1774). А.П. Сумароков и трагедии В.К. Тредиаковского и М.В. Ломоносова. Комедии Сумарокова. Эволюция художественных приемов. Представления пьес Сумарокова кадетами Сухопутного шляхетного корпуса. Значение деятельности Сумарокова для возникновения национального театра.


Тема 11. Создание русского национального театра.

Предпосылки создания профессионального национального театра. Биографические сведения о Ф. Г. Волкове. Организация труппы “охочих комедиантов” в Ярославле (1750). Сведения о репертуаре, строительстве театрального помещения. Указ о доставке ярославской труппы в Петербург (1752). Формирование в Сухопутном шляхетном корпусе ядра будущей профессиональной труппы. Указ об учреждении российского публичного театра под дирекцией А.П. Сумарокова (1756). Ф.Г. Волков – театральный деятель, актер, постановщик. Положение театра в первые годы существования.


Тема 12.Основные тенденции развития российского театра последней трети XVIII в.

Создание публичного театра при Московском университете. Появление частных театров в Москве и Петербурге. Строительство театральных помещений для придворных спектаклей. Крепостные театры. Становление и развитие музыкального театра в России в XVIII веке.

Тема 13. Русская комедия XVIII века.

Теоретические взгляды и драматургия В.И. Лукина (1737 - 1794). Переложение “на русские нравы” иностранных пьес. Творчество Екатерины II (1729 - 1796). Сатирическая комедия в «улыбательном» тоне. Сочетание патетических и комических элементов, создание “фона” второстепенных персонажей. Драматургия Д.И. Фонвизина (1745 - 1792). Начало творческого пути: перевод трагедии Вольтера “Альзира, или Американцы” (1762). Комедия “Корион” (1764). Влияние театральных идей В.И. Лукина. “Ранний “Недоросль” и просветительская тема воспитания. Приемы создания бытовой атмосферы. “Бригадир” (1769) и “Недоросль” (1781). Замысел и воплощение. Образы комедий, их типажность. Особенности конфликта. Постановки “Недоросля” в Петербурге (1782) и Москве (1783).

Тема 14. Русская политическая трагедия XVIII века.

Усиление политической проблематики в драматургии конца XVIII в. Антитираническая направленность трагедий “Сорена и Замир” (1784) Н.П. Николева (1758 - 1815), “Владимир и Ярополк” (1772), “Росслав” (1783) Я.Б. Княжнина (1740 - 1791). Драматургическая полемика Княжнина с Екатериной II в трагедии “Вадим Новгородский” (1789). Сатирическое изображение института государственного судопроизводства в комедии В.В. Капниста (1757 - 1823) “Ябеда” (1796).

Тема 15. Русская комическая опера XVIII века.

Художественные средства комической оперы как сценического жанра. Обращение к фольклору и народной песне как основе драматургического произведения, сочетающего “острое от эпиграммы” и “нечто от оды”. “Анюта” (1772) М.И. Попова (1741 - 1790). Руссоистские мотивы. Особенности конфликта. Новые темы и герои. Комические оперы А.О. Аблесимова (1742 - 1783), Н.П. Николева, М.А. Матинского (1750 - ок. 1820), Я.Б. Княжнина, Екатерины II. Значение комической оперы для развития актерского искусства.

Тема 16. Сентиментальная драма рубежа XVIII - XIX вв.

Сентиментализм как литературное направление. “Бедная Лиза” (1795) Н.М. Карамзина. Отражение сентименталистских тенденций в драматургии П.А. Плавильщикова (1760 - 1812) и Н.И. Ильина (1777 - 1823). Драматургия А. Коцебу в репертуаре русского театра. Драматургические приемы и средства сценической выразительности.


Тема 17. Театральное искусство конца XVIII - начала XIX вв.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Примерная программа дисциплины история хореографического искусства

    Примерная программа
    ... История хореографического искусства Рекомендуется для направления подготовки 070300 ... хореографии, философско-эстетические основы хореографического творчества, уметь: ... Тяготение к жанру драматического балета, связь современной режиссуройтеатра и кино. ...
  2. 1 цель курса

    Примерная программа
    ... Ознакомление слушателей с историей возникновения, развития ... . Представления драматическоготеатра. Народные ... развитие «изобразительной режиссуры»в некоторый работах. ... как основы достижение ... 2. для направления подготовки 070300 (530700) « Искусство ...
  3. Абитуриенты-2009 будут сдавать четыре экзамена

    Документ
    ... драматическоготеатра и кино Артист музыкального театра Артист театра кукол Артист эстрады 070204 Режиссуратеатра ... Театровед-менеджер 070300 Хореографическое искусство ... социальный университет III основы православной культуры история В соответствии с ...
  4. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

    Документ
    ... (скульптура) 7 070906 История и Высшее профес- 65 ... искусство сиональное драматическоготеатра и кино 6 070209 Режиссура Высшее профес ... сиональное искусства 2 070300 Хореографи- Высшее 68 ... география, тех- нология, основы безопасности жизнедеятель- ности) ...
  5. (Минобрнауки России) П Р И К А З (9)

    архив
    ... История 62 Бакалавр истории Русский язык История ... драматическоготеатра и кино Артист музыкального театра Артист театра кукол Артист эстрады 070204 Режиссуратеатра ... Театровед-менеджер 070300 Хореографическое искусство ... на их основе 65 Инженер ...

Другие похожие документы..