textarchive.ru

Главная > Учебно-методическое обеспечение


Сведения по приему, контингенту и выпуску специалистов приведены в Приложении 3.

За отчетный период наблюдается положительная динамика расширения спектра научных специальностей, по которым осуществляется подготовка аспирантов. В 2009 г. к имеющимся 37 научным специальностям прибавилось 6 новых, университет получил лицензию на право осуществления образовательной деятельности по следующим научным специальностям: 03.01.05 – физиология и биохимия растений; 03.02.08 – экология (биологические науки); 10.02.19 – теория языка; 12.00.01 – теория и история права и государства; история учений о праве и государстве; 12.00.02 – конституционное право; муниципальное право; 12.00.11 – судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохранительной деятельности.

Число отраслей наук по реализуемым в аспирантуре специальностям (12) значительно превышает аккредитационный показатель для университетов (5).

Комиссия по самообследованию МГГУ им. М.А. Шолохова положительно оценивает проводимую университетом работу по развитию структуры подготовки кадров как отвечающую статусу университета.Университет за 5 лет значительно расширил спектр реализуемых образовательных программ с учетом потребностей рынка труда в специалистах как с высшим педагогическим образованием, так и с образованием в области гуманитарных, естественных наук, информатики и вычислительных технологий, сферы обслуживания и др. Это позволило увеличить показатели количества реализуемых укрупненных групп специальностей (с 5 до 8), что соответствует тенденциям развития университета.

Заявленные в лицензии уровни высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования соответствуют фактически реализуемым. Структура подготовки специалистов, ее динамика свидетельствует о гармоничном развитии университета, перспективности предлагаемых вузом образовательных услуг, об ориентации на решение региональных и общероссийских проблем подготовки кадров по заявленным специальностям и направлениям. Сложившаяся в университете структура образовательных программ обеспечивает полное и эффективное использование имеющегося кадрового, информационного и материально-технического потенциала.

4. СОДЕРЖАНИЕ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

4.1. Соответствие разработанных вузом профессиональных образовательных программ требованиям ГОС ВПО

К аккредитации представлены следующие профессиональные образовательные программы:

Основные образовательные программы

высшего профессионального образования:

  1. 020801.65 экология

  2. 030300.62 психология

  3. 030301.65 психология

  4. 030501.65 юриспруденция

  5. 030601.65 журналистика

  6. 031201.65 теория и методика преподавания иностранных языков и культур

  7. 031202.65 перевод и переводоведение

  8. 031901.65 теология

  9. 050102.65 биология

  10. 050103.65 география

  11. 050201.65 математика

  12. 050202.65 информатика

  13. 050301.65 русский язык и литература

  14. 050303.65 иностранный язык

  15. 050401.65 история

  16. 050403.65 культурология

  17. 050502.65 технология и предпринимательство

  18. 050600.62 художественное образование

  19. 050600.68 художественное образование

  20. 050601.65 музыкальное образование

  21. 050602.65 изобразительное искусство

  22. 050703.65 дошкольная педагогика и психология

  23. 050706.65 педагогика и психология

  24. 050707.65 педагогика и методика дошкольного образования

  25. 050708.65 педагогика и методика начального образования

  26. 050711.65 социальная педагогика

  27. 050713.65 сурдопедагогика

  28. 050714.65 олигофренопедагогика

  29. 050715.65 логопедия

  30. 070601.65 дизайн

  31. 070800.62 декоративно-прикладное искусство и народные промыслы

  32. 070801.65 декоративно-прикладное искусство

  33. 080504.65 государственное и муниципальное управление

  34. 080801.65 прикладная информатика (в экономике)

Проведенный в ходе самообследования анализ разработанных основных образовательных программ высшего профессионального образования показал следующее.

Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования имеются на всех факультетах, кафедрах, в учебных и учебно-методических подразделениях.

Основные профессиональные образовательные программы университета представляют собой комплект учебно-методической документации, включающей: рабочий учебный план; рабочие программы дисциплин; методическую документацию и материалы для проведения практических занятий; методические указания для проведения лабораторных работ; контрольно-измерительные материалы для текущего контроля знаний; контрольно-измерительные материалы для промежуточной аттестации студентов; задания для организации самостоятельной работы студентов; методические указания по выполнению курсовых работ; программы проведения практик, предусмотренных рабочим учебным планом; методические указания по выполнению выпускных квалификационных работ.

Анализ основных образовательных программ позволяет сделать вывод об их соответствии требованиям ГОС ВПО.

Проведенная Информационно-методическим центром аттестации (г. Шахты) экспертиза учебных планов не выявила существенных отклонений от требований ГОС ВПО.

Анализ учебных планов показал, что наименование специальностей и направлений, квалификаций и степеней выпускников соответствует ГОС ВПО. Структура учебных планов, их объем, последовательность изучения дисциплин, продолжительность практик, формы промежуточного и итогового контроля соответствуют ГОС ВПО по каждой из аккредитуемых основных образовательных программ.

Общая продолжительность обучения по программам подготовки дипломированных специалистов составляет 5 – 6 лет по очной форме обучения (260 – 312 недель), 5,5 – 6,5 лет по очно-заочной и заочной формам обучения (274 – 338 недель).

Общая продолжительность обучения по программам подготовки магистров составляет 2 года по очной форме обучения (104 недели), 2 года и 5 месяцев (126 недель) по очно-заочной и заочной формам обучения.

Теоретическое обучение, включая экзаменационные сессии, составляет в зависимости от специальности (направления подготовки) от 147 до 200 недель, в том числе продолжительность экзаменационных сессий – от 20 до 33 недели, продолжительность практик в зависимости от специальности составляет от 8 до 31 недель, продолжительность итоговой государственной аттестации – от 6 до 40 недель. Общее каникулярное время за период обучения составляет по разным специальностям от 31 до 50 недель, в том числе ежегодно в зимнее время не менее двух недель. По некоторым специальностям в ГОС ВПО имеется резерв учебного времени от 1 до 13 недель, который используется на увеличение количества недель, отведенных на теоретическое обучение, практику, каникулы. Все перечисленные показатели отвечают нормативам ГОС ВПО по соответствующим специальностям и направлениям.

Соотношение аудиторной и самостоятельной работы студентов соответствует нормативам ГОС ВПО.

Теоретическое обучение в магистратуре, включая научно-исследовательскую работу студентов, экзаменационные сессии, итоговую государственную аттестацию, в том числе защиту выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) составляет 78 недель, педагогическая практика - 6 недель, итоговая государственная аттестация - 2 недели, каникулы – 18 недель, в том числе ежегодно в зимнее время не менее двух недель. Все перечисленные показатели отвечают нормативам ГОС ВПО по направлению «Художественное образование». Соотношение аудиторной и самостоятельной работы студентов соответствует нормативам ГОС ВПО.

Максимальный объем учебной нагрузки студентов не превышает 54 часа в неделю, но есть ряд учебных планов, где этот показатель не выполняется - это обусловлено особенностью некоторых стандартов (несоответствие количества недель теоретического обучения объему часов теоретического обучения). В том числе обязательных аудиторных занятий в среднем за весь период теоретического обучения – 27 часов (но есть исключения, например для специальности «Дизайн» - не превышает в среднем 42 часа). В указанный объем часов не входят обязательные практические занятия по физической культуре и факультативы. Продолжительность теоретического обучения в семестре колеблется от 10 до 20 недель. Для студентов заочной формы обучения обеспечена возможность работы с преподавателями в объеме не менее 160 часов в год, но не более 200 часов в год, для студентов очно-заочной формы обучения число аудиторных занятий составляет в среднем за весь период обучения 12 часов в неделю.

Самостоятельная (внеаудиторная) работа студентов является обязательным элементом учебного процесса МГГУ. Конкретные виды внеаудиторной работы студента устанавливаются в соответствии с содержанием учебной дисциплины, формой обучения студента, используемыми образовательными технологиями.

Самостоятельная работа студентов, согласно ГОС ВПО и учебным планам, разработанным на факультетах, занимает около 1/2 времени, выделенного на изучение дисциплин на очной, 3/4 по очно-заочной и 9/10 - по заочной формам обучения.

Факультативные дисциплины, предусмотренные учебными планами, направлены на расширение и углубление профессиональных компетенций.

В учебных планах аккредитуемых специальностей и направлений количество зачетов и экзаменов в год не превышает 22 (экзаменов не более 10).

В представленных учебных планах итоговая государственная аттестация включает государственный экзамен (экзамен по отдельной дисциплине и/или итоговый междисциплинарный экзамен по специальности/направлению, в зависимости от требований стандарта) и защиту выпускной квалификационной работы.

Структура ООП соответствует требованиям ГОС ВПО. Учебные планы включают необходимые циклы дисциплин, факультативы, практики, итоговую государственную аттестацию. Содержание первых двух лет обучения, как правило, включает дисциплины, имеющие общеобразовательную и пропедевтическую функции (циклы «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины», «Общие математические и естественнонаучные дисциплины», «Общепрофессиональные дисциплины»).

В соответствии с требованиями ГОС циклы ГСЭ, ЕН, ОПД, ДПП (СД) включают дисциплины федерального компонента, национально-регионального (вузовского) компонента и дисциплины по выбору студента. Цикл ДПП (СД) включает дисциплины специализаций.

Содержание цикла «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» по аккредитуемым специальностям и направлениям подготовки бакалавров соответствует требованиям ГОС ВПО. Наименование, объем дисциплин, последовательность их изучения, виды контроля соответствуют требованиям государственного стандарта. Изменение объема часов для цикла ГСЭ не превышает 5% от объема, предусмотренного стандартом, что соответствует ГОС ВПО. Содержание дисциплин цикла ГСЭ ориентировано на формирование у студентов навыков анализа социально значимых проблем и процессов в обществе и на выработку умения использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности; на овладение лексическим и грамматическим минимумом одного из иностранных языков с учетом профиля обучения, на умение читать и переводить тексты, вести беседу-диалог на иностранном языке; на знание условий и форм речевой коммуникации, владение техникой речевой деятельности и др.

Федеральный компонент цикла ГСЭ составляет 70% общей трудоемкости цикла. В федеральный компонент цикла в соответствии с ГОС ВПО в обязательном порядке входят, как правило, следующие четыре дисциплины: «Иностранный язык» в объеме не менее 340 часов, «Физическая культура» в объеме не менее 408 часов, «Отечественная история» и «Философия». Но есть стандарты, в которых в качестве обязательных указаны еще некоторые дисциплины (например, в стандарте для специальности «Юриспруденция» в качестве таких дисциплин выступают Логика и Экономика).

Дисциплины национально-регионального (вузовского) компонента цикла ГСЭ в учебных планах направлений и специальностей составляют приблизительно 15% общей трудоемкости цикла ГСЭ.

Часы, отводимые на национально-региональный (вузовский) компонент, частично использованы на увеличение объема часов дисциплин федерального компонента. Часы, отведенные на национально-региональный (вузовский) компонент на большинстве факультетов используются на преподавание дисциплин «Русский язык и культура речи», «Экономика», «Правоведение», «Культурология», «Политология», «Социология».

Во всех учебных планах соблюдается определенный стандартом объем часов, отводимых на дисциплины по выбору цикла ГСЭ. Дисциплины по выбору студента составляют приблизительно 15% общей трудоемкости цикла. Перечень дисциплин по выбору разнообразен и ежегодно обновляется, их содержание актуально и профессионально значимо. Большой интерес у студентов вызывают курсы по истории философии, теории и истории мировой культуры, современному литературному процессу, проблемам мировой и отечественной истории, по правовой и экономической тематике и др., например, «История русской словесности», «История XX века», «Философская антропология», «Этикет культуры общения», «Социальная политика».

Учебными планами предусмотрены различные формы текущей аттестации студентов: экзамены, зачеты, контрольные работы. При этом большинство дисциплин федерального компонента завершаются экзаменом. На ряде факультетов предусмотрено написание курсовых работ по дисциплинам цикла ГСЭ.

В целом структура цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин представленных к аккредитации направления и специальностей высшего профессионального образования по перечню дисциплин, общему объему часов и их распределению по видам деятельности отвечает требованиям Государственных образовательных стандартов и примерным учебным планам.

Учебные планы аккредитуемых специальностей и направлений подготовки бакалавров содержат цикл «Общие математические и естественнонаучные дисциплины». Содержание, структура и объем этого цикла дисциплин соответствует требованиям ГОС ВПО.

Федеральный компонент цикла ЕН составляет от 70 до 90% общей трудоемкости цикла в зависимости от направления или специальности. В федеральный компонент цикла всех специальностей в обязательном порядке входят дисциплины «Математика», «Информатика» или «Математика и информатика», «Концепции современного естествознания». Также, в зависимости от специальности, в федеральный компонент цикла ЕН, в соответствии с ГОС ВПО, кроме вышеуказанных обязательных, входят дисциплины: «Физика», «Химия», «Биология с основами экологии» и др.

Дисциплины национально-регионального (вузовского) компонента цикла ЕН в учебных планах составляют от 10 до 15% общей трудоемкости цикла. Дисциплины компонента дополняют дисциплины федерального компонента с учетом профиля подготовки. К числу таких дисциплин относятся «Экология», «Астрономия», «Комбинаторика», «Практикум работы на ПК» и другие.

На реализацию дисциплин по выбору в учебных планах направлений и специальностей отведено от 10% до 15% общей трудоемкости цикла ЕН. Дисциплины отражают современные тенденции здоровьесбережения, экологии, развития новых компьютерных технологий, это позволяет студентам реализовать индивидуальные интересы в области естественных наук. Однако в отдельных специальностях дисциплины по выбору в цикле ЕН государственными образовательными стандартами не предусмотрены.

В качестве формы итогового контроля используются экзамены и зачеты.

В целом структура цикла ЕН представленных к аккредитации специальностей и направлений высшего профессионального образования по перечню дисциплин, общему объему часов и их распределению по видам учебной деятельности отвечает требованиям Государственных образовательных стандартов.

Цикл «Общепрофессиональные дисциплины» по всем аккредитуемым педагогическимспециальностям и направлениям подготовки ориентирован на выработку профессиональных навыков работы учителя (педагога), на овладение системой знаний о человеке как субъекте образовательного процесса, его возрастных и индивидуальных особенностях, социальных факторах развития, на изучение закономерностей общения и способов управления индивидом и группой, навыков педагогического общения, на умение организовать учебный процесс в различных социокультурных условиях и др. Перечень дисциплин, их содержание, объем в учебных планах полностью соответствует требованиям ГОС ВПО. Последовательность освоения психолого-педагогических дисциплин логически выстроена таким образом, что изучение каждой новой дисциплины осуществляется на базе ранее прочитанных. В учебных планах нашла свое отражение работа университета по межпредметному согласованию и соблюдению преемственности всех дисциплин и видов психолого-педагогической подготовки (педагогики, психологии, методики преподавания, педагогической практики). Подобное согласование обеспечивает реальную целостность психолого-педагогической подготовки выпускников.

Федеральный компонент составляет от 70% до 90% общей трудоемкости цикла ОПД. В федеральном компоненте представлены все обязательные дисциплины, установленные ГОС ВПО соответствующих направлений и специальностей.

В цикле ОПД часы национально-регионального (вузовского) компонента отведены на дисциплины, призванные расширять и углублять общепрофессиональную подготовку специалиста и бакалавра в соответствии с конкретной ООП. Например, «Жизненная навигация», «Психология общения», «Основы управления», «Актуальные проблемы отечественной психологии», «Методология исследовательской деятельности», «История науки и техники» и др.

Во всех учебных планах соблюдается определенный стандартом объем часов, отводимых на дисциплины по выбору цикла ОПД. Перечень дисциплин по выбору разнообразен и ежегодно обновляется, их содержание актуально и профессионально значимо, например, «Тренинг дистанционного консультирования», «Перспектива», «Психология творчества» и др.

Учебными планами предусмотрено выполнение курсовых работ по дисциплинам цикла ОПД.

Содержание цикла «Общепрофессиональные дисциплины» по всем аккредитуемым непедагогическим специальностям и направлениям подготовки соответствует требованиям ГОС ВПО. Наименование дисциплин, их содержание, объем в учебных планах полностью соответствует требованиям ГОС ВПО.

В национально-региональный компонент цикла ОПД включены дисциплины «Прокурорский надзор», «Арбитражный процесс», «Бухгалтерский учет», «Конституционное право ведущих зарубежных стран» и др. Дисциплины, включенные в национально-региональный (вузовский) компонент, логично дополняют дисциплины федерального компонента и соответствуют профилю подготовки специалиста/бакалавра. Общая трудоемкость данных дисциплин составляет от 5% до 15% общей трудоемкости цикла ОПД.

Цикл «Общепрофессиональные дисциплины» по всем аккредитуемым непедагогическим специальностям и направлениям подготовки ориентирован на выработку профессиональных компетенций.

Федеральный компонент составляет от 70% до 90% общей трудоемкости цикла ОПД. В федеральном компоненте представлены все обязательные дисциплины, установленные ГОС ВПО соответствующих направлений и специальностей.

В цикле ОПД часы национально-регионального (вузовского) компонента отведены на дисциплины, призванные расширять и углублять общепрофессиональную подготовку специалиста и бакалавра в соответствии с конкретной ООП. Например, «Психологический тренинг», «Психология общения», «Тележурналистика», «Теория коммуникации» и др.

Дисциплины по выбору в данном цикле соответствуют объему часов ГОС ВПО и отражают по содержанию специфику подготовки специалистов в той или иной отрасли. Они отражают достижения сложившихся на кафедрах научных школ и закладывают основы формирования профессиональных навыков.

На освоение дисциплин по выбору в учебных планах отводится 5-10% общей трудоемкости цикла. Перечень и направленность дисциплин по выбору позволяет студенту углубить знания, полученные при изучении обязательных дисциплин цикла, а также реализовать индивидуальные потребности в приобретении знаний по предметным областям смежных наук. Студентам предоставлена возможность изучить такие дисциплины, как «Инфраструктура города», «История становления рыночной экономики (XVII-XIX вв.)», «Государственное регулирование экономике», «Государственная экономическая политика в истории России» и т.д. Студенты имеют право выбора дисциплин, предоставляющих дополнительные знания и расширяющих кругозор.

В целом структура цикла ОПД представленных к аккредитации специальностей и направлений высшего профессионального образования по перечню содержащихся дисциплин, общему объему часов и распределению по видам учебной деятельности отвечает требованиям Государственных образовательных стандартов.

Структура цикла СД представленных к аккредитации специальностей и направлений высшего профессионального образования по перечню дисциплин, общему объему часов и распределению их по видам учебной деятельности отвечает требованиям Государственных образовательных стандартов.

Общий объем и перечень дисциплин цикла «Дисциплины предметной подготовки» (ДПП) во всех учебных планах, представленных к аккредитации направлений и специальностей, соответствует требованиям ГОС ВПО.

Дисциплины по выбору данного блока учитывают региональные особенности подготовки специалистов, требования потребителей и профиль будущей специальности.

По ряду представленных к аккредитации основных профессиональных образовательных программ (030301, 050301, 030501, 050602 и т.д.) в учебных планах предусмотрены специализации, которые соответствуют утвержденному Перечню специализаций высшего профессионального образования, разработанному соответствующими УМО.

На дисциплины специализаций отводится от 300 часов до 2300 часов. Предусмотрено написание курсовой работы и сдача экзаменов и зачетов.

В учебных планах некоторых специальностей, по которым в соответствии с ГОС ВПО предусмотрено освоение дополнительной специальности, перечень дисциплин дополнительных специальностей, их содержание, объем, формы текущего и итогового контроля соответствуют ГОС ВПО; предусмотрено написание курсовой работы и прохождение педагогической практики; в состав итоговой аттестации включается госэкзамен по дополнительной специальности.

Факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом. Они равномерно распределены по всему периоду обучения. В качестве факультативных дисциплин определены дисциплины, содержание которых дополняет и расширяет знания, полученные в рамках обучения студентов по дисциплинам циклов ОПД, СД, ДПП.

МГГУ им. М.А. Шолохова начал осуществлять подготовку магистров с 2007 г. Магистерская подготовка в университете осуществляется в соответствии с Законом об образовании, Федеральным Законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» № 125-ФЗ; Постановлением от 14 февраля 2008 г. N 71 об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении); Постановлением государственного комитета РФ по высшему образованию 10 августа 1993 г. N 42 (РВ 93-165) «Об утверждении Положения о магистерской подготовке (магистратуре) в системе многоуровневого высшего образования Российской Федерации» и Приложением к постановлению Госкомвуза России от 10.08.93 N 42 «Положение о магистерской подготовке (магистратуре) в системе многоуровневого высшего образования Российской Федерации»;Изменениями в действующие государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки для получения степени (квалификации) «магистр» в соответствии с приказом Минобрнауки России от 22 марта 2006 г. № 62 «Об образовательной программе высшего профессионального образования специализированной подготовки магистров»; Приказом 22 марта 2006 г. № 62 «Об образовательной программе высшего профессионального образования специализированной подготовки магистров»; Письмом Министерство образования РФ 27 ноября 2002 г. №14-55-996ин/15 «Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений».

Магистерская подготовка ведется на факультетах университета в полном соответствии с ГОС ВПО по очной и заочной формам обучения. Срок обучения в магистратуре в соответствии с требованиями ГОС ВПО составляет 6 лет (4 года бакалавриата + 2 года магистратуры) по очной форме, по заочной форме обучения срок продлевается на 5 месяцев и составляет 6 лет и 5 месяцев (2 года 5 месяцев на базе бакалавриата). Обучение студентов магистратуры регламентируется Положением о магистратуре МГГУ им. М.А. Шолохова, утвержденным Ученым советом университета от 06.02.2007 г. протокол № 5, в котором изложены общие внутривузовские требования к магистерской подготовке в МГГУ.

Учебные планы реализуемых в университете основных образовательных программ подготовки магистров содержат установленные ГОС ВПО циклы дисциплин: дисциплины направления, состоящие из федерального компонента, вузовского компонента, дисциплин по выбору, и цикл специальных дисциплин, который состоит из дисциплин специализированной подготовки магистра и дисциплин по выбору, а также научно-исследовательскую работу магистра, включая практику (педагогическую и научно-исследовательскую), научно-исследовательскую работу в семестре, подготовку магистерской диссертации.

Содержание, перечень и объем цикла дисциплин направления соответствуют требованиям ГОС ВПО с учетом изменений, внесенных приказом Минобрнауки России от 22 марта 2006 г. № 62«Об образовательной программе высшего профессионального образования специализированной подготовки магистров» и письмом Минобрнауки России от 24.03.2006 № 03-749 в действующие ГОС ВПО по направлениям подготовки.

Федеральный компонент цикладисциплин направления по педагогическим направлениям подготовки магистра содержит следующие дисциплины:



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Структура НОУ ВПО «ОмРИ» и система его управления

    Отчет
    Комиссией проведен анализ деятельности НОУ ВПО «ОмРИ» в соответствии с Методическими рекомендациями по проведению самообследования образовательно-го учреждения высшего профессионального образования (высшего учебного заведе-ния) и
  2. Структура отчета о результатах самообследования

    Отчет
    В соответствии с Положением о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций (утв. постановлением Правительства РФ от 21 марта 2011 г.
  3. О результатах самообследования (1)

    Документ
    Филиал ГОУ ВПО «Орловская региональная академия государственной службы» в г. Туле (далее Филиал), осуществляющий свою деятельность с марта 2004 г., был основан по ходатайству губернатора и администрации Тульской области, Управы г.
  4. Минобрнауки россии (76)

    Отчет
    Самообследование специальности 080502.65 – Экономика и управление на предприятии (природопользование) проводилось в соответствии с Программой аттестации образовательных учреждений высшего профессионального образования (высших учебных
  5. Отчет о самообследовании

    Отчет
    Самообследование состояния образовательной деятельности Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета (далее – СПбГИЭУ) в части обучения по специальности 080116 «Математические методы в экономике» за период
  6. Отчет о самообследовании (1)

    Отчет
    основных образовательных программ по направлению подготовки 030500 «Юриспруденция» и по специальности 030501 «Юриспруденция» в Государственном образовательном учреждении Высшего профессионального

Другие похожие документы..