textarchive.ru

Главная > Учебно-методическое обеспечение


На основе постановления Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений», а также нормативных правовых актов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, принятых в связи с введением новых систем оплаты, в МГГУ разработаны следующие документы:

  • Справка об уведомлении сотрудников университета о порядке начисления заработной платы с 01 декабря 2008 г.

  • Текст уведомления сотрудника университета о переходе на новую систему оплаты труда (НСОТ) с 01 декабря 2008 г.

  • Положение об оплате труда работников Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова»

  • Коллективный договор Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова»

Комиссия сделала вывод о том, что финансовое обеспечение достаточно для обеспечения реализации основных и дополнительных профессиональных образовательных программ.

9. Международная деятельность

Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова в 2006-2010 годах активизировал сотрудничество с зарубежными научными, образовательными и культурными центрами и организациями.

Расширение сотрудничества вызвано необходимостью получения, анализа информации и прогнозирования направлений и форм научно-педагогической деятельности в России, странах СНГ, ведущих странах мира, участия МГГУ им.
М.А. Шолохова в мировом рынке образовательных услуг. Исследование многомерной международной проблематики и достижений педагогической науки и образования приобрело особую значимость после включения России в Болонский процесс и перехода на новые стандарты образования. Диверсификация международных научно-образовательных связей придает глобальный характер взаимозависимостям национальных образовательных систем.

В 2006-2010 годах международные связи развивались в направлениях и нормах, соответствующих государственной политике Российской Федерации в области образования, рекомендованной коллегии Министерства науки и образования России, «Основным направлениям международного сотрудничества МГГУ им. М.А.Шолохова» и Концепции развития Университета до 2020г., традиционным связям и вновь поставленным задачам.

Новый акцент в развитии международной деятельности Университет получил в связи с возложением на него функции Федерального координационного центра в области государственной молодежной политики и работы с молодежью

Основные направления развития международного сотрудничества на указанный период можно сгруппировать по трем направлениям.

Экономические, юридические и психологические проблемы международного сотрудничества на рынке образовательных услуг. Расширение международной академической мобильности. Организация образовательной среды, способствующей адаптации личностных качеств учащихся. Развитие дистанционных форм обучений и транснационального образования.

Повышение общего уровня и качества образования, глубины знаний по специальностям. Подготовка преподавательского состава, соответствующего новым условиям обучения.

Нормативно-правовые и организационные процедуры международного признания дипломов и квалификаций. Методы и технологии обучения, требования к квалификациям и аттестации, особенности конкурсного отбора кандидатов для приема на более высокие ступени обучения

Главное внимание в 2006-2010 годах было уделено интернационализации образовательного процесса, повышению мобильности студентов и профессорско-преподавательского состава, развитию сотрудничества с зарубежными образовательными, научными и культурными центрами и организациями, информационно-рекламной работе, привлечению иностранных стажеров, студентов, аспирантов и докторантов на учебу в МГГУ им. М.А.Шолохова, развитию экспорта образовательных услуг, пропаганде за рубежом достижений университета в педагогической и научной работе, проведению международных конференций, конкурсов и фестивалей, летних школ.

В настоящее время МГГУ осуществляет в рамках действующих 37 договоров прямое двустороннее сотрудничество с высшими образовательными учреждениями 16 стран, в том числе Беларуси, Казахстана, Таджикистана, Приднестровской Молдавской Республики, США, Китая, Германии, Испании, Финляндии, Великобритании, Австралии, Польши, Израиля, Сирии, Ирака, Южной Кореи. Работа по многим из них активизировалась и получила практическое воплощение в последние годы.

Существенный вклад в развитие сотрудничества вносят обмены делегациями с вузами-партнерами по сотрудничеству. Наряду с изучением новых методов, применяемых в педагогической деятельности зарубежных вузов, и тенденций развития образовательной деятельности в рамках Болонского процесса во время визитов делегаций отрабатываются пути и новые формы развития сотрудничества, согласовывается тематика и условия взаимодействия, заключаются долгосрочные соглашения.

В 2006-2010 году в МГГУ им. М.А.Шолохова было принято 38 делегаций, включающих в свой состав более 217 ученых, преподавателей и политиков из США, Германии, Испании, Великобритании, Сирии, Польши, Франции, Кубы, Нидерландов, Колумбии, Эстонии Латвии, стран СНГ и др. 181 сотрудник МГГУ им. М.А. Шолохова в составе 56 наших делегаций посетили ФРГ, Китай, Швецию, Великобританию, Испанию, Венгрию, США, Польшу, Черногорию, Приднестровскую Молдавскую Республику. Во время визитов обсуждались вопросы сотрудничества, проекты договоров, выезжающие принимали участие в научных конференциях, в чтениях лекций и проведении мастер-классов, в подготовке к экзаменам иностранных студентов и аспирантов.

Набирают темпы такие формы обучения, как стажировки за рубежом студентов и преподавателей, проведение мастер-классов и летних школ. В 2006-2010 годах 9 групп студентов МГГУ им. М.А. Шолохова общим количеством 96 человек прошли краткосрочные (до 1 месяца) и длительные (до 1 года) стажировки по совершенствованию английского, немецкого и китайских языков в Великобритании, ФРГ, Китае (Приложение 5).

В 2007 - 2009 годах для проведения практических занятий и мастер-классов доцент кафедры вокала факультета Культуры и музыкального искусства Л.А. Шарнина выезжала в Испанию по приглашению Высшей музыкальной школы г. Сантьяго де Компостела, а заведующий кафедрой музыкальных инструментов С.В. Беляков провел в 2010г. мастер-классы в Цицикарском университете Китая по современной технике игры на фортепиано.

В 2010г. профессор факультета Культуры и музыкального искусства Э.Т. Чалбаш провел в Испании курсы повышения квалификации в профессиональной Консерватории «Профессор Чекано Муньос».

В последние годы акцент в сотрудничестве был сделан на проекты, имеющие дополнительное финансирование из федеральных, региональных и иных источников, что обеспечивало рентабельность проектов.

Показательно в этом отношении проведение четырех обучающих международных семинаров и итоговой международной конференции по политологии, осуществленных в рамках проекта Ф-157 Федерального агентства по образованию «Разработка и апробация методического обеспечения повышения квалификации преподавателей вуза в области прикладной политологии и политического управления» Федеральной целевой программы развития на 2006-2010 г. Руководитель проекта – ректор В.Д.Нечаев. По указанному проекту был заключен контракт, по которому Университету выделено 8,7 млн. рублей. Это дало возможность пригласить известных ученых и специалистов ведущих вузов различных регионов России и зарубежных стран: США, Нидерландов, Франции, Кубы, Колумбии и др.В разработке методических материалов и проведении семинаров и конференции активное участие от МГГУ им. М.А.Шолохова принимали проректор А.С.Огнев, деканы И.Г.Жиряков и А.Г.Ложкин, проф. В.М.Утенков. Общая координация проекта была поручена Управлению международных связей (О.П.Поплевин), Историческому факультету (И.Г.Жиряков) и Научно-методическому управлению (С.В. Манаев).

По такой же схеме факультет Культуры и музыкального искусства (Л.А.Рапацкая) и Управление международных связей (О.П.Поплевин) проводят с 2006 года ежегодный Международный конкурс «Современное искусство и образование», на который Федеральным агентством по образованию в 2008 году выделено 700 тыс. рублей, а в 2009г. Федеральным агентством по делам молодежи– 2,5 млн. рублей.

Активно использует дополнительное финансирование для научных проектов профессор кафедры русского языка А.В. Циммерлинг, с 2007 г. ежегодно получающий гранты Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) в размере 400-500 тыс. рублей на участие в зарубежных международных конференциях и выполнение совместных научных проектов. С этой целью А.В. Циммерлинг выезжал в 2007-2009 годах в Великобританию, Австрию, ФРГ и Швецию.

В 2009-2010 гг. научно-педагогическими коллективами университета проведено на базе вуза более 40 международных конференций.

Показателен в плане дополнительного финансирования ряд проектов, отражающих основные тенденции современного образования и молодежной политики государства. Выделение бюджетных средств МГГУ им. М.А. Шолохова подчеркивает высокий уровень научных исследований и преимущество организации ученых вуза. Целевое бюджетное финансирование указанных мероприятий дало возможность пригласить известных ученых и специалистов ведущих учебных заведений различных регионов России и зарубежных стран: США, Нидерландов, Франции, Кубы, Колумбии и др. В разработке учебно-методических материалов и проведении семинаров и конференции активное участие от МГГУ им. М.А.Шолохова принимали ректор В.Д. Нечаев, проректор Л.А. Кравцова, проректор А.С.Огнев, проректор А.А. Глазков, деканы Т.Б. Филичева, Л.А. Рапацкая, И.Г.Жиряков и А.Г.Ложкин, Н.Д. Котовчихина, заведующая кафедрой Е.И. Диброва. Общая координация проектов была возложена на Федеральный координационный центр по делам молодёжи (А.С. Огнев), Департамент научных исследований (С.В. Манаев), Управление международных связей (О.П. Поплевин). В семинарах и конференциях приняли участие сотрудники посольств, политики, ученые и студенты США, Нидерландов, Колумбии, Франции, Кубы, Китая, Бразилии и других стран.

По странам партнерские связи МГГУ им. М.А.Шолохова выглядят следующим образом.

С Китаем сотрудничество в рамках прямых двусторонних договоров с тремя университетами (Цицикарским, Дечжойским и университетом Цзя Ин в г.Меджой) предполагает обучение студентов до бакалавра по схеме 2+2, т.е. два года в Китае и два в России. При этом студенты получают два диплома: российский диплом МГГУ им. М.А.Шолохова и диплом китайского вуза.

Прогрессивную форму сотрудничества с известным государственным издательством «Женьминь Хуабао» установил в 2008г. факультет Журналистики. На факультете прошли 30-дневную стажировку на контрактной основе две сотрудницы издательства «Женьминь Хуабао». По возвращении в Китай они опубликовали цикл статей о МГГУ им. М.А. Шолохова в центральной прессе Китая.

В марте 2008 г. в Китай (г.Сиань) выезжала делегация факультета Иностранных языков для проведения переговоров о сотрудничестве МГГУ им. М.А.Шолохова с Северо-Западным университетом Китая и обсуждения программы обмена студентами на 2008-2012 годы.

Восемь студентов факультета прошли 43-дневную языковую стажировку в Пекинском государственном педагогическом университете.

Новый подход к сотрудничеству был согласован делегацией МГГУ им. М.А. Шолохова в Черногорию. Наряду с договоренностями о развитии сотрудничества по учебно-воспитательным вопросам и открытии филиала университета было достигнуто согласие на льготный прием в Черногории нескольких групп студентов Университета, отличившихся в учебе и общественной деятельности. Первая группа студентов – победителей городского смотра студенческой самодеятельности «Фестос» во главе с руководителем и режиссером коллектива доцентом С.Ю.Ермолаевой провела студенческий слет и активный двухнедельный отдых в Черногории со 2 по 12 июля 2008 года в составе международного студенческого лагеря.

С Германией сотрудничество осуществляется в рамках договора с Высшей педагогической школой (ВПШ) г. Карлсруэ и Музеем Гете в Дюссельдорфе. В 2007 - 2009 гг. в соответствии с договором с ВПШ в г. Карлсруэ выезжали на стажировку по немецкому языку по пять студентов факультета Иностранных языков и международных коммуникации в сопровождении профессора К.П.Щепетова. Во время визита проф. К.П.Щепетов и проф. Наухаус закончили работу над монографией «Современная школьная система ФРГ». В 2010г. подготовлена и издана в МГГУ им. М.А.Шолохова книга проф. Ханзена «Прямые и окольные пути к Гёте (10 п.л.) в переводе проф. К.П.Щепетова.»

С Испанией сотрудничество развивалось в соответствии с договором о совместном обучении студентов МГГУ им. М.А.Шолохова и Российско-испанской высшей музыкальной школой (г.Сантъяго де Компостела, Испания) РИВМШ с использованием дистанционных технологий обучения.

В 2007-2009 годах состоялись обмены делегациями между МГГУ им. М.А.Шолохова и РИВМШ, во время которых были проведены переговоры о ходе сотрудничества, согласован новый 4-летний договор и учебные планы для испанских студентов (бакалавров и магистров) и аспирантов, подписан договор о создании в г. Сантьяго де Компостела ресурсного центра Университета.

Делегации МГГУ им. М.А.Шолохова выезжавшие в г.Сантьяго де Компостела в 2007-2009 годах координировали ход выполнения договора в рамках сотрудничества с РИВМШ, обсудили возможность расширенного договора с вновь образованным учебным центром «Консерватория», подготовили испанских студентов к экзаменам и провели мастер-классы.

В Приднестровской Молдавской Республике (г. Тирасполь) сотрудничество ведется с Приднестровским государственным университетом им. Т.Г.Шевченко, рекомендованным в качестве партнёра министерством Просвещения ПМР.

Активно участвовали преподаватели МГГУ им. М.А.Шолохова в международных научных конференциях и семинарах в России и за рубежом.

Так, в г.Будапешт (Венгрия) выезжала заведующая кафедрой Логопедии О.С.Орлова для участия в 8 Международной конференции Европейского педиатрического общества отоларингологов в июне 2008 г. Цель визита – выступление с докладом.

В США в июне 2008 года принял участие в Третьей Международной конференции Общества славянской лингвистики в рамках проектов, финансируемых Российским гуманитарным научным фондом, и выступил с докладом профессор кафедры русского языка А.В.Циммерлинг.

В рамках этого же проекта проф. А.В.Циммерлинг принял участие в конференциях в ФРГ в сентябре 2008 г., в октябре в г.Лунд (Швеция) и в Кембридже (Великобритания).

Проводятся совместные конференции, обмен стажерами.

Активную международную деятельность осуществляют факультеты и кафедры МГГУ им. М.А.Шолохова.

Среди факультетов, активно развивающих международное сотрудничество, можно отметить факультеты Дефектологический, Психологии, Филологический, Точных наук и информационных технологий, Экологии и естественных наук, Культуры и музыкального искусства, Юридический, Иностранных языков и международных коммуникаций, Исторический, Дизайна, Изящных и визуальных искусств.

Развитием совместных работ Дефектологического факультета с Институтом лечебной педагогики Высшей школы педагогики г. Мангайм (Германия) явилось подписание долгосрочного соглашения о сотрудничестве, предполагающего проведение научных исследований, обмен специалистами и информацией. Факультет активно работает в Международном совете по лечебной педагогике (г. Базель, Швейцария) по проблеме «Реализация прав людей с ограниченными возможностями в русле конвенции ООН по правам инвалидов».

Факультет психологии прорабатывает проект организации филиалов на Украине (в г. Севастополе) и в Китае. В стадии переговоров находится реализация проекта «Обмен опытом исследований и научных разработок в сфере контекстного обучения в системе профессионального образования в России и США». Планируется установить долгосрочное сотрудничество с Университетом штата Огайо, Вашингтонским университетом и Университетом Джона Хопкинса. Совместно с Европейской ассоциацией естественных наук на базе факультета организован Мобильный университет саморазвития, целью деятельности которого является развитие личности с помощью системы компьютерной (онлайн) интеллектуальной поддержки.

С образовательными учреждениями республики Казахстан активно сотрудничает факультет Точных наук и инновационных технологий. В институте усовершенствования учителей г.Кызылорда ведется совместная работа по теме «Педагогические технологии В.М.Монахова в образовательном пространстве г.Кызылорда», в котором принимают участие ряд российских школ г.Байконур, ведется подготовка учителей Казахстана в Алмаатинском городском институте усовершенствования учителей и Алмаатинском областном институте.

На факультете Изящных и визуальных искусств стало традиционным проведение магистерской практики в музеях Франции, Германии, Италии и Великобритании. Студенты выезжают за рубеж и на местах знакомятся с творчеством всемирно известных мастеров. Преподаватели факультета в 2009 году читали лекции в Полоцком государственном университете на факультете Дизайна, участвовали в выставках в Канаде, Германии, Венгрии. Студентка В.К. Кулинцева прошла обучение в школе традиционной китайской живописи. Доцент кафедры рисунка и живописи Е.Ю. Павловская выезжала со студентами в Непал и Черногорию. Старший преподаватель А.В. Герматюк принимала участие в программе «Копские декоративные росписи».

Факультет журналистики (Н.А. Костикова, В.В. Панферова, Е.Ю. Ермолаева, М.М. Бондарева) совместно с факультетом филологии Университета г. Палермо организовал в мае 2009 года круглый стол «Приоритеты молодежи в глобализующемся мире», а также участвовал в XI Международной конференции «Журналистика 2009» (В.В. Панферова) и XV Международной конференции «Сэфэр» (Книга) в январе 2009 года.

Факультет Культуры и музыкального искусства проводит с 2006 года Международный конкурс «Современное искусство и образование», в котором ежегодно принимают участие более 600 студентов и молодых преподавателей России и зарубежных стран. Активно участвуют в Конкурсе студенты МГГУ им. М.А. Шолохова. За 2006-2009 гг звания лауреатов и дипломантов получили более 20 участников факультета Культуры и музыкального искусства. Объединенное жюри отметило выступление фольклорного ансамбля МГГУ им. М.А.Шолохова под руководством Е.Г.Борониной, а также выступление на торжественном открытии и закрытии Конкурса студенческого камерного оркестра МГГУ им. М.А.Шолохова под руководством профессора Э.Т.Чалбаша и хора МГГУ им. М.А.Шолохова под руководством Г.И.Шахнеса.

Преподаватели факультета принимали активное участие в международных мероприятиях. Так, профессор Э.Т.Чалбаш был председателем международного жюри Третьего и Пятого международного фестиваля-конкурса «Вятская карусель» в г.Кирове, а в 2008 и 2009 годах – председателем жюри оркестровых инструментов на Международном конкурсе «Дети и музыка». Студентка В.Чехова получила первую премию на Международном конкурсе-фестивале «Золотое кольцо», а студентка Е.Ружанская стала лауреатом третьей премии Международного конкурса исполнителей на музыкальных инструментах «Классика – навсегда!».

В мае 2008 г. в г.Жуковском проводился Международный фестиваль-конкурс оркестров и ансамблей «Еврооркестр-2008», в котором принял участие Камерный оркестр МГГУ им. М.А.Шолохова под руководством Э.Т.Чалбаша. Оркестр и четверо студентов были награждены дипломами лауреатов.

В январе-феврале 2008 года четверо студентов факультета Иностранных языков стажировались в Кентерберийском университете (Великобритания) и восемь – в Ганновере (Германия). В марте 20 студентов факультета в течение трех недель проходили стажировку в Пекинском педагогическом университете (Китай). В августе шесть студентов прошли стажировку в США.

В мае 2008 года на факультете Иностранных языков была проведена международная конференция с участием студентов из университета штата Алабама, США. Тематика конференции включала межкультурные аспекты коммуникации, стереотипы восприятия носителями двух языков и культур друг друга, искусство и музыку как универсальный язык общения. На конференции присутствовали 175 человек: студенты 1-4 курсов очного отделения и преподаватели кафедр Теории и методики преподавания иностранных языков, Английской филологии, Лингвистики.

Студенты факультета Дизайна участвовали в сентябре 2009 года в вернисаже «Дизайнеры – детям», по итогам которого декану факультета проф. Н.М.Сокольниковой была объявлена благодарность за большой вклад в подготовку специалистов модной индустрии и хороший уровень студенческих работ. Н.М.Сокольникова принимала участие в Международном фестивале современного искусства и выступила с докладом на научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития современного дизайна и искусства».

В октябре студенты факультета участвовали в международном конкурсе студенческих работ в области упаковки «Золотой апельсин» (получены 3 золотых, 1 серебряная и 1 бронзовая награды, а также дипломы участников)

Факультет участвовал во Втором международном конкурсе дизайнерских проектов «Перспектива» в рамках юбилейной XXX Федеральной оптовой ярмарки товаров и оборудования текстильной и легкой промышленности «Текстильлегпром» 25-28 марта 2008 года, проходившей на ВВЦ в Москве. Получены дипломы и благодарности.

Факультет организовал и провел международный конкурс современного социального плаката «Идеальный мир», а также принял участие в организации и проведении номинации «Дизайн» в ежегодном Международном конкурсе «Современное искусство и образование» в 2008 - 2009 годах.

В июле 2008 года в Московском государственном университете культуры и искусств состоялась международная научно-практическая конференция «Цвет и дизайн». В ней приняли участие профессор Н.М.Сокольникова, доцент С.В.Городецкая и ассистент Е.В.Сокольникова.

Преподаватели Юридического факультета профессор С.А. Комаров и профессор В.М. Оробец в 2008 году участвовали в международном форуме - совещании с представителями Палаты Общин Великобритании об осуществлении проекта Европейского союза в Государственной Думе России «Оптимизация аналитического обеспечения законодательного процесса.

Заведующий кафедрой теории и истории государства и права проф. С.А. Комаров на Международной конференции в г. Иматра (Финляндия) по просьбе образовательной Международной ассоциации теории и права выступил с докладом «Тенденции развития государства, права и образования первой четверти XXI века». Факультет планирует пригласить для преподавательской работы на факультете известных юристов Франции, Германии и Финляндии.

Декан факультета Экологии и естественных наук Д.В. Ярыгин и старший преподаватель Т.С. Бибикова участвовали в 6 Научной школе по изучению окружающей среды в г. Лечче (Италия), а доцент М.Н. Петрушина по договору о Словацко-российском научно-техническом сотрудничестве приводила исследования по теме «Внедрение ландшафтно-экологических методов и исследование устойчивого управления горными регионами» в национальных парках Татранский и Приэльбрусье. В 2009г. сотрудники факультета приняли участие в 13 международных конференциях.

Дефектологический факультет провел 25-27 июня 2008 года Международную научно-практическую дефектологическую конференцию «Любовь, добро, защищенность».

Заведующий кафедрой Прикладной математики и информатики Д.А.Власов принял участие в международной научно-практической конференции «Математика и образование» (Чебоксары), а преподаватели В.В.Брутов, Г.Б.Прончев, В.Г.Михасев выступили с докладами на Международной научно-методической конференции в Славянске-на-Кубани. По итогам обеих конференций были изданы сборники статей.

Центр экологической культуры (ТЭКО Центр) и кафедра экологии развивает международный проект по изданию книг серии «Экологическая культура» в алгоритме Россия плюс одна из стран мира. Вышли в свет книги серии:

- Истоки единства: социально-экологическая политика и проблемы формирования экологической этики и морали в условиях интеграции России и Белоруссии. – Москва, Парламентское собрание Беларуси и России

- «Экологическая культура и образование»: опыт России и Сербии» - Ниш-Москва, грант правительства Сербии.

Ведется работа по изданию совместных книг с Бразилией, Японией, США. Все совместные проекты в финансовом отношении ориентированы на партнерское участие сторон и базируются на полученных грантах и спонсорской помощи.

В 2008 году в международной научной конференции в г.Киото (Япония) «Окружающая среда: здоровье и устойчивое развитие» принял участие профессор С.Н. Глазачев. Он сделал доклад на секции «Расширенный взгляд на мир». Материалы выступления будут опубликованы в сборниках Международной конференции.

Сотрудники кафедры Педагогики и психологии принимали участие в международных научно-практических конференциях, проводимых в России: «Шолоховская весна – 2008» (Ставрополь), «Образовательные технологии XXI века» (Москва), и интернет-конференции «Родительская академия».

Активно представлял российскую науку за рубежом сотрудник кафедры Русского языка А.В.Циммерлинг. Он принял участие в международных конференциях в Обществе славянской лингвистики SLS 3 (Колумбус, США, июнь 2008 г.) с докладом «Последовательная клитизация в славянском языке», в Вильнюсском университете (Литва, 6 июля 2008 г.) с докладом «Два типа дативных предложений» и в конференции «Возвращение к параметрам» (Швеция, 16-17 октября 2008 г.) с докладом «Параметры нулевого подлежащего и скандинавские языки». Преподаватели кафедры принимали участие в международных мероприятиях в России: Р.Б.Сабаткоев сделал доклад «Роль учебника в формировании языковой личности» на II Международной научной конференция «Полилингвальное образование как основа сохранения языкового наследия и культурного разнообразия человечества» (под эгидой при финансовой поддержке ЮНЕСКО). (Владикавказ, 12-13 мая 2008 года) и доклад «Проблема создания средств обучения русскому языку в нерусской школе как второму языку» на Международной научно-практической конференции «Русский язык в поликультурном мире» в рамках фестиваля «Великое русское слово» (Ялта, июнь 2008 г.); доклады Н.А.Ковалевой: «Эпистолярное мастерство А.П.Чехова» и З.И.Бутрим: «Текстография М.А.Шолохова и А.П.Чехова» прозвучали на Всероссийской межвузовской конференции «Текст: филологический и библиопсихологический анализ» к 150-летию со дня рождения А.П.Чехова (Россия,19 – 21 сентября); Л.И.Шевцова, И.В.Гречаник приняли участие в VII Международной научной конференции «Наследие В.В.Кожинова и актуальные проблемы литературоведения, истории, критики, философии» (Армавир, май 2008 г.); Л.И.Шевцова, И.В.Гречаник, Н.Д.Котовчихина, В.А.Старикова участвовали в VII Международной научной конференции «Русское литературоведение на современном этапе» (Москва, 8-10 апреля 2008 г.). Проф. А.В.Циммерлинг сделал доклад «Локальные и глобальные правила в синтаксисе» на конференции «Диалог 2008: Компьютерная лингвистика и ее приложения» (Бекасово, июнь 2008 г.) и доклад «Тема-рематическое членение и исчисление порядка слов» на конференции «Синтаксические структуры 2» (Москва, 3-4 апреля 2008 г.), а также доклад «Нулевые подлежащие: догматика, типология» на конференции «Типология грамматики» (Санкт-Петербург, 6-8 ноября 2008 г.).

Кафедра физического воспитания развивает сотрудничество с вузами Финляндии и Швейцарии по совместной подготовке лыжников на учебно-тренировочных сборах. Зарубежные партнеры стали применять программы и методики подготовки спортсменов, разработанные проф. В.И.Маджугой, доц. Ю.Н.Каминским и Засл. мастером спорта В.П.Воронковым. Результативность этих методик подтверждена на многих мировых соревнованиях, и в особенности на прошедшей Олимпиаде в г.Ванкувере (Канада), в которой участвовало 5 спортсменов нашего Университета, трое из которых: Н.Крюков, А.Панжинский и Н.Морилов – завоевали золотую, серебряную и бронзовую медали Олимпиады.

В настоящее время (по состоянию на 01.10.2010 г.) в Университете обучается 611 иностранцев (Приложения 6, 7, 8,9, 10), из них аспирантов 5, соискателей – 1, стажёров - 1. По очной форме обучения обучается 52 человека, по очно-заочной - 47, по заочной - 512.

В 2010 году на учебу приняты 11 иностранных студентов, в том числе на очное отделение 6 человек и на очно-заочное - 3. В основном это студенты из стран СНГ и Прибалтики. По разнарядке Федерального агентства по образованию России в 2008 г. на учебу по заочной форме ожидается приём 20 студентов из Приднестровья по проекту подготовки местных педагогических кадров. Оплата обучения части этих студентов осуществляется дополнительно за счет средств Федерального бюджета, остальные оплачивают учебу по контракту. Студенты учатся в г.Тирасполе на базе Международной славянской академии образования им.М.Я.Коменского.

Всего за обучение иностранных студентов в 2007-2010 учебном году в бюджет Университета поступило более 13 млн. рублей. Увеличение поступления средств демонстрирует положительную динамику приема иностранцев на учебу в МГГУ им. М.А.Шолохова и, следовательно, возрастающий имидж Университета в зарубежных странах. Показателен пример Испании. В первый год нашего сотрудничества с Русско-испанской высшей музыкальной школой (г. Сантьяго де Компостелла) у нас учились три испанских студента. В 2008 учебном году их количество достигло 20 – четверо учатся на магистров, шестнадцать на бакалавров.

Развитие зарубежного сотрудничества позволяет отрабатывать и другие формы экспорта образования. Из них можно выделить две: мастер-классы наших педагогов в заинтересованных вузах за границей и стажировки зарубежных специалистов на факультетах МГГУ им. М.А.Шолохова.

Среди стратегических направлений международной деятельности в соответствии со стоящими перед МГГУ им. М.А.Шолохова задачами можно выделить следующие:

1. Увеличение приема на учебу иностранцев как дополнительный источник привлечения внебюджетных средств и доведение ежегодного приема студентов из стран дальнего зарубежья до 50 в 2011 году и 100 – в 2012 за счет приема студентов-очников из Китая и заочников из Испании и других стран.

2. Организация и развитие Учебно-консультационных (ресурсных) центров в Испании, Приднестровской Молдавской Республике и странах СНГ для внедрения дистанционных технологий обучения в местах проживания студентов-заочников из этих стран.

3. Развитие международного научного, культурного и спортивного студенческого обмена с целью пропаганды и улучшения имиджа России в молодежной среде зарубежных стран.

4. Развитие летних школ по изучению русского языка на базе МГГУ им. М.А. Шолохова и в странах СНГ с использованием дистанционных технологий.

5. Проведение за счет внебюджетных средств МГГУ им. М.А.Шолохова международных конференций по наиболее востребованным направлениям научной деятельности факультетов

Координация международной деятельности МГГУ им. М.А.Шолохова осуществляется ректором и Управлением международных связей, созданным по решению Учёного Совета от 14.01.2003 г. Управление международных связей подчинено ректору Университета.

Комиссия по самообследованию установила, что в МГГУ имени М.А. Шолохова проводится активная международная деятельность, осуществляемая в соответствии с межгосударственными соглашениями и планами работы.

10. Информация по устранению недостатков и замечаний,

отмеченных в ходе предыдущей аккредитации Университета.

Выводы о готовности ВУЗа к процедуре аккредитации

На основании указанных в заключении комиссии Рособрнадзора от 2005 г. недостатков и рекомендации в Университете проведены следующие мероприятия:

1. С 2009 г. в Университете реализуется комплексный проект по разработке и внедрению в деятельность всех структурных подразделений Университета системы менеджмента качества, одной из задач которой является совершенствование системы текущего контроля за исполнением принятых решений, приказов и распоряжений руководства университета, обеспечение повышения исполнительской дисциплины в университете. Реализация данного проекта является одним из механизмов реализации Стратегии развития МГГУ им. М.А. Шолохова (на период до 2025 г.).

В рамках системы менеджмента качества подготовлены и утверждены основные локальные нормативные акты, устанавливающие правила документооборота в Университете; создается система электронного документооборота на базе автоматизированной системы управления Университетом, позволяющая посредством единого информационно-образовательного портала своевременно информировать о принятых администрацией Университета решениях и осуществлять мониторинг их исполнения.

В структуре Ученого совета Университета с 2009 г. были созданы бюджетная, нормативная и аттестационная комиссии, осуществляющие подготовку и контроль принятых решения Ученого совета.

Ежегодно все структурные подразделения Университета отчитываются на ректорате и Ученом совете Университета о выполнении стратегических показателей.

Ежемесячно на расширенном ректорате руководители структурных подразделений университета отчитываются о выполнении своих планов работы и исполнении ранее принятых решений, приказов и распоряжений руководства Университета.

2. В 2008 г. в структуре Университета создан Центр довузовской подготовки и профориентации, осуществляющий координацию профориентационной деятельности, организацию довузовской подготовки, проведение дней открытых дверей университета в соответствии с утвержденным расписанием. С 2009 г. в университете создана и успешно функционирует профориентационная комиссия, включающая представителей всех факультетов и других структурных подразделений Университета. В соответствии с планом ее работы в течение года осуществляются профориентационные мероприятия в общеобразовательных учреждениях и учреждениях среднего профессионального образования г. Москвы и Московской области.

В качестве инновационных форм профориентационной работы можно выделить: On-line трансляции в сети Internet дней открытых дверей; выступление студентов в общеобразовательных учреждениях, где они проходят практику; реализация профориентационных программ при проведении летних смен в оздоровительных лагерях, организованных для школьников Москвы и Московской области. Так, только за 2010 г. организовано и проведено силами профессорско-преподавательского состава и студентами Университета 11 профильных смен, в которых приняли участие более 3,5 тыс. школьников г. Москвы.

В целях организации непрерывного образования в Университете с
2010 г. создан Экономико-технологический колледж, реализующий 7 образовательных программ среднего профессионального образования.

3. В целях расширения перечня услуг в сфере дополнительного профессионального образования в структуре Университета с 2009 г. создан Отдел дополнительного образования, осуществляющий организацию деятельности факультетов, кафедр и других структурных подразделений в сфере разработки и реализации программ дополнительного профессионального образования. Так, по заявкам предприятий, учреждений и организаций в 2009-2010 гг. реализовано более 50 образовательных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, общий контингент слушателей в области дополнительного образования составил более 2000 чел.

Продолжается работу по оформлению заказов по подготовке специалистов

4. За отчетный период активизировалась работа по участию в научных конкурсах, программах и грантах. Научно-исследовательские разработки были направлены на реализацию федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг., федеральной целевой программы «Русский язык», аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы» на 2009-2011 гг., тематического плана НИР по заданию Федерального агентства по образованию, приоритетных научных направлений университета, научно-методического обеспечения образовательного процесса, интеграцию науки и образования.

За период с 2005 по 2009 гг. научно-исследовательская работа в университете проводилась по 788 проектам, при проведении университетом научных исследований освоено более 266 млн.руб.

За 5 лет издано более 280 учебников, в т.ч. с грифами МО, УМО – 26%, и более 950 учебных пособий из которых доля с грифами МО, УМО – 18%.

5. В последние годы активно развивается сотрудничество МГГУ им. М.А.Шолохова с зарубежными организациями и вузами в рамках международных проектов и программ.

В настоящее время МГГУ осуществляет в рамках действующих 37 договоров прямое двустороннее сотрудничество с высшими образовательными учреждениями 16 стран, в том числе Беларуси, Казахстана, Таджикистана, Приднестровской Молдавской Республики, США, Китая, Германии, Испании, Финляндии, Великобритании, Австралии, Польши, Израиля, Сирии, Ирака, Южной Кореи. Работа по многим из них активизировалась и получила практическое воплощение в последние годы.

ВЫВОДЫ

На основании проведенного самообследования комиссия пришла к следующим выводам:

  1. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности по всем заявленным к аккредитации программам соответствует действующему законодательству и требованием, установленным для высших учебных заведений по виду «университет».

  2. Структура вуза и система его управления соответствуют Уставу ГОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова» и обеспечивает эффективную организацию всех направлений и видов деятельности.

  3. Структура подготовки выпускников соответствует установленным для университета требованиям.

  4. Содержание заявленных к аккредитации основных образовательных программ соответствует требованиям ГОС ВПО, современному уровню науки, образования и других сфер деятельности, для которых осуществляется подготовка кадров.

  5. Качество подготовки по аккредитуемым образовательным программам признано высоким.

  6. Научно-исследовательская работа ведется на высоком уровне.

  7. Сформирована структура управления воспитательной деятельностью, определены содержание и организационные формы воспитательной работы, сложился механизм взаимодействия структурных подразделений, обеспечивающих воспитательный процесс, сформированы традиции по важнейшим направлениям воспитательной работы.

  8. Условия реализации подготовки соответствуют требованиям ГОС ВПО и являются достаточными для обеспечения высокого качества подготовки выпускников.

  9. В МГГУ имени М.А. Шолохова проводится активная международная деятельность, осуществляемая в соответствии с межгосударственными соглашениями и планами работы.

  10. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова» готово к аккредитации.

Ректор В.Д. Нечаев

1 Приказ Минобрнауки России от 21 октября 2009 г. № 442 «Об утверждении Порядка приема граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования»; приказ Минобрнауки России от 18 января 2010 г. № 58 «О внесении изменений в Порядок приема граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования»; приказ Минобрнауки России от 11 мая 2010 г. № 481 «О внесении изменений в Порядок приема граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Структура НОУ ВПО «ОмРИ» и система его управления

    Отчет
    Комиссией проведен анализ деятельности НОУ ВПО «ОмРИ» в соответствии с Методическими рекомендациями по проведению самообследования образовательно-го учреждения высшего профессионального образования (высшего учебного заведе-ния) и
  2. Структура отчета о результатах самообследования

    Отчет
    В соответствии с Положением о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций (утв. постановлением Правительства РФ от 21 марта 2011 г.
  3. О результатах самообследования (1)

    Документ
    Филиал ГОУ ВПО «Орловская региональная академия государственной службы» в г. Туле (далее Филиал), осуществляющий свою деятельность с марта 2004 г., был основан по ходатайству губернатора и администрации Тульской области, Управы г.
  4. Минобрнауки россии (76)

    Отчет
    Самообследование специальности 080502.65 – Экономика и управление на предприятии (природопользование) проводилось в соответствии с Программой аттестации образовательных учреждений высшего профессионального образования (высших учебных
  5. Отчет о самообследовании

    Отчет
    Самообследование состояния образовательной деятельности Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета (далее – СПбГИЭУ) в части обучения по специальности 080116 «Математические методы в экономике» за период
  6. Отчет о самообследовании (1)

    Отчет
    основных образовательных программ по направлению подготовки 030500 «Юриспруденция» и по специальности 030501 «Юриспруденция» в Государственном образовательном учреждении Высшего профессионального

Другие похожие документы..