textarchive.ru

Главная > Учебно-методическое обеспечение


При организации учебного процесса в университете широко используются современные формы и методы обучения, средства активизации познавательной деятельности студентов. В числе методов активного обучения групповые формы занятий (дискуссия, деловая игра, «круглый» стол, защита проектов и др.).

Комиссия по самообследованию университета оценивает как соответствующую ГОС ВПО и другим нормативным документам организацию учебного процесса. Учебный процесс (аудиторная и самостоятельная работа, практики, промежуточный и итоговый контроль знаний и пр.) организован в соответствии с учебными планами; расписание занятий полностью соответствует учебным планам по названию включенных в них дисциплин, количеству часов, отведенных на их изучение, общей недельной нагрузке и соотношению часов, предусмотренных на аудиторную и самостоятельную работу; расписание зачетов, экзаменов, ГАК соответствует нормативам и выполняется, названия дисциплин указаны в соответствии с государственным стандартом и учебным планом.

Комиссия отмечает активное внедрение результатов научно-исследовательской работы преподавателей и студентов в учебный процесс. Одним из результатов этой работы стало усиление исследовательского характера лекций, практических и лабораторных занятий.

Подготовка иностранных студентов на факультетах осуществляется в соответствии с действующими рабочими учебными планами.

Формы текущей и промежуточной аттестации иностранных студентов в целом такие же, как и для российских граждан. В контроле знаний иностранных граждан, как и российских студентов, применяются инновационные технологии.

Иностранные учащиеся, как и российские студенты, в обязательном порядке сдают государственные экзамены наряду с традиционной защитой выпускной квалификационной работы. Итоговая государственная аттестация иностранных студентов осуществляется на основе утвержденных в Университете Положения о государственных экзаменах и Положения о ВКР, программ ИГА. Контроль за организацией учебного процесса иностранных граждан осуществляется сотрудниками Управления международных связей и работниками деканатов факультетов.

4.6 Организация практики.

Все виды практик в МГГУ им.М.А. Шолохова осуществляются в соответствии с Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.96г. № 125-ФЗ, Трудовым кодексом Российской Федерации, Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования Российской Федерации (постановление Правительства РВ от 14.02.2008г. 3 71), приказом Минобразования России «Об утверждении Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования» № 1154 от 25.03.2003 г. и «Положением о порядке проведения практики студентов МГГУ им. М.А. Шолохова» от 29.09.2009г. года, учебно-методическими рекомендациями и программами, разработанными факультетами и кафедрами МГГУ им. М.А.Шолохова.

Учебно-методические программы практик и рекомендации к ним разрабатываются кафедрами университета исходя из требований ГОС ВПО с учетом рабочих планов по направлениям подготовки (специальностям), примерных программ дисциплин и утверждаются Ученым советом факультета.

Подготовка, организация, контроль и анализ итогов практик осуществляется на факультетах кафедрами, осуществляющими проведение практик. Итоги практик заслушиваются и обсуждаются на заседаниях кафедр и Ученых советов факультетов.

Для руководства практикой студентов назначаются руководители практик от университета и от организаций - баз практики. Правовой базой для проведения практик в базовых учреждениях являются договора о сотрудничестве с образовательными или другими учреждениями (в зависимости от специальности или направления).

Количество заключенных договоров

о прохождении практик за пять лет.

п/п

Учебный год

Количество заключенных договоров

1.

2005-2006

176

2.

2006-2007

115

3.

2007-2008

63

4.

2008-2009

30

5.

2009-2010

144

Итого:

528

В 2010-2011 учебном году на 1 октября 2010г. заключен 1 новый договор и пролонгировано действие 97 договоров.

Основное количество договоров - договоры с образовательными учреждениями. Практики по непедагогическим специальностям проводятся в профильных учреждениях. Например, Юридический факультет уже на протяжении многих лет сотрудничает с такими учреждениями как Федеральный лицензионный центр при Росстрое РФ, Московская городская коллегия адвокатов, Аппарат уполномоченного по правам человека в РФ, УВД ЮВАО. Факультет Психологии проводит практику на базе таких организаций как Научно-методический центр ЮВАО, 6-й Центральный военный клинический госпиталь, Главный центр психодиагностики МВД РФ, Психолого-медико-социальный центр «Взаимодействие», Центр психолого-педагогической реабилитации и психологического развития детей и подростков г.Мытищи, клинические базы кафедры психиатрии и наркологии факультета последипломного образования на базе Московской специализированной клинической больницы № 8 («Клиника неврозов»), центральной Московской областной психиатрической больницы, и 17-й наркологической клинической больницы. Факультет Экологии и естественных наук уже на протяжении многих лет проводит практику в Природно-историческом парке «Измайлово» и спецлесхозе «Исторический». Педагогический факультет уже несколько лет сотрудничает с центрами психолого-медико-социального сопровождения «Поддержка», «Юго-Восток», с центром социальной поддержки «Турмалин», ГУМЦ «Дети улиц» СЗАО Комитета по делам семьи и молодежи г. Москвы

На факультетах Экологии и естественных наук, Педагогическом, Дефектологическом, Точных наук и инновационных технологий установочные и заключительные конференции по практике проводятся с использованием мультимедийных технологий. Студентами готовятся отчеты-фильмы о прохождении практики. Эти фильмы используются для подготовки студентов следующих курсов, выходящих на такие же практики.

Комиссия в ходе самообследования сделала заключение о том, что организация практики соответствует нормативным документам, проводится в соответствии с учебными планами, учитывает запросы работодателей и обеспечивает высокий уровень практической подготовки специалистов, бакалавров и магистров и адаптирует их к профессиональной деятельности.

5. КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

5.1. Внутривузовская система гарантий качества образования

Качество подготовки специалистов в МГГУ им. М.А. Шолохова обеспечивается наличием внутриуниверситетской системы управления качества. Под качеством образования понимается интегральная характеристика образовательного процесса и его результатов, обусловливающих социальную эффективность деятельности университета и его стремление быть конкурентоспособным.

При внедрении и развитии системы менеджмента качества (СМК) в деятельности Университета выделено несколько направлений:

– наличие навигационных инструментов (карта процессов, стандарты процедур управления процессами, Руководство по качеству, критерии оценки качества);

– документирование СМК;

– систематическая публикация отчетов о качестве на основе сводного мониторинга, внутреннего и внешнего аудита;

– проведение корректирующих и предупреждающих мероприятий;

– внутренние и внешние аудиты качества;

– сертификация системы;

– повышение требований и дальнейшее развитие системы.

В Уставе университета и принятой в 2009 г. Концепции современного гуманитарного образования в МГГУ им. М.А. Шолохова определены объекты управления качеством: контингент студентов, преподавателей, содержание образования, условия образовательной среды, условия организации обучения и воспитания, используемые педагогические технологии.

Систему менеджмента качества в Университете следует воспринимать как поиск возможностей и их реализации по совершенствованию деятельности персонально каждого члена коллектива, каждого подразделения и Университета в целом. Качество не просто декларируется или насаждается распоряжением руководителя любого уровня, предполагается, что качество обеспечивается сознательным стилем деятельности каждого отдельно взятого сотрудника и коллектива в целом.

Политика в области качества относится к трем направлениям: система менеджмента качества в управление Университетом, качество в образовательном процессе, качество в научно-исследовательской деятельности.

Качество в управлении университетом направлено на:

– повышение квалификации персонала;

– системное выявление слабых сторон в деятельности подразделений, их анализ, принятие решений, устранение причины, мониторинг функционирования; отказ от принятия временных решений, стремление к таким решениям (пусть в долгосрочной перспективе), которые полностью искореняют выявленный негативный факт;

– взаимодействие подразделений, установление в коллективе доверительных отношений, делегирование полномочий горизонтальным структурам;

– поддержание и повышение внешнего и внутреннего имиджа Университета.

Качество в образовательном процессе предусматривает:

– внедрение новых технологий обучения (в том числе расширение электронной технологии обучения, использование междисциплинарных подходов, включение командной проектной деятельности, исключение плагиата в контрольных, курсовых, дипломных работах);

– переход к проектированию курсов с оценкой результатов обучения не с точки зрения, что преподает преподаватель, а с точки зрения, что может студент по окончании изучения курса, т.е компетентностный подход;

– перевод трудоемкости обучения студентов в систему зачетных единиц ЕСТS и выдача диплома в формате европейского образца;

– создание комфортных социально-бытовых условий обучения студентов.

Качество в научно-исследовательской деятельности предполагает:

– проектирование и внедрение новых технологий обучения с учетом требований компетентностной модели;

– повышение остепененности профессорско-преподавательского состава;

– расширение условий для исследовательской деятельности и публикаций научных статей ППС, аспирантов и студентов, в том числе в зарубежных изданиях;

– расширение возможностей коммерциализации научно-исследовательской деятельности.

Первыми практическими шагами в направлении развития системы качества в университете и повышения эффективности образовательного процесса были разработка Положения о Центре качества в 2008 г. и создание нового подразделения Центра качества в 2009 г. Также была введена новая управляющая функция – проректор по инновационной деятельности и качеству. Дальнейшая деятельность по внедрению СМК заключалась в следующем:

– налажены партнерские контакты с вузами – лидерами в области разработки и применения Систем качества образования;

– проведено обучение персонала МГГУ современным методам управления качеством образования в вузе;

– разработана карта документированных процессов системы менеджмента качества (СМК), на основе которой формируются внутренние стандарты;

– разработаны и внедряются в практику университета мониторинги качества (аудиты, опросы, анкетирование, ФЭПО).

Для координации деятельности в области менеджмента качества в университете предполагается создание Совета по качеству, функции которого регламентированы в разработанных Положении и Плане работы на текущий год, а также назначение ответственных за качество в структурных подразделениях.

С целью упорядочения процессов деятельности университета разработан внутренний стандарт по управлению документацией, обновлена номенклатура дел структурных подразделений, сформирован альбом бланков. На основании положений стандарта проводится обновление нормативно-методической документации, в том числе положений о видах образовательной деятельности, положений о подразделениях, должностных инструкций. Разработанные и обновленные документы проходят внутреннюю экспертную оценку.

Ознакомление сотрудников структурных подразделений университета с системой менеджмента качества состоялось в феврале 2010 г. рамках программы курса повышения квалификации на тему «Система менеджмента качества вуза: разработка и внедрение». Слушатели познакомились с международными стандартами по СМК, современными требованиями к системе качества, со значением деятельности в области качества образования и масштабами работы, ведущейся в вузах РФ по созданию системы качества. Участники курсов получили раздаточные материалы по СМК на бумажных и электронных носителях. По завершению курса повышения квалификации были составлены протоколы по обучению и вручены сертификационные удостоверения его участникам. Департамент информационных технологий материалы курса использовал в создании видеофильма «Система менеджмента качества в образовательном учреждении».

В октябре 2010 г. планируется проведение 2-го этапа курса повышения квалификации на тему «Внутренний аудит», в результате которого будет подготовлен корпус внутренних аудиторов системы менеджмента качества с подтверждающими сертификационными удостоверениями.

Одним из видов работы по созданию СМК стало формирование диагностических материалов для выяснения удовлетворенности потребителей и заинтересованных сторон условиями учебы и работы в университете. Текущий мониторинг призван обеспечить обратную связь между студентами, ППС, персоналом университета и академическими отделами, службами и образовательным процессом. Для осуществления текущего мониторинга Центр качества совместно со структурными подразделениями подготовил анкеты, выявляющие соответствие качества критериям СМК, и график анкетирования на 2010/11 уч.г.

Анкеты и технические задания подготовлены для следующих групп потребителей образовательных услуг:

– студентов 1-го курса всех форм обучения;

– студентов 3 курса всех форм обучения;

– студентов выпускающих курсов очной и заочной форм обучения;

– аспирантов, слушателей, докторантов;

– слушателей курсов повышения квалификации;

– слушателей курсов по подготовке к сдаче ЕГЭ;

– выпускников МГГУ им. М.А. Шолохова прошлых лет;

– работодателей;

– абитуриентов и их родителей;

– персонала университета;

– участников публичных научных мероприятий.

В соответствии с модернизацией системы профессионального образования и введением федеральных государственных образовательных стандартов 3-го поколения, связанными с переходом на многоуровневую систему подготовки кадров (бакалавр, магистр, дипломированный специалист), в университете реализуются новые технологии в предоставлении образовательных услуг, учитывающие компетентностные подходы. Кафедра психолого-педагогического образования для мониторинга формирования профессиональных компетенций у студента разработала диагностическую качественно-количественную модель оценки круговым методом, включающую опрос студентов, преподавателей и кураторов. В октябре 2010 г. посредством информационных технологий такая диагностика впервые проводится в университете, в дальнейшем ее применение рассчитано на регулярные исследования с периодичностью в каждом семестре на протяжении всего обучения.

В сентябре 2010 г. Департамент организации научных исследований разработал анкету и провел опрос участников научной конференции. По результатам опроса, участники конференции в целом удовлетворены организацией конференции (4,68 баллов из 5), неудовлетворенность выражена в отношении информативности раздаточных материалов и технической оснащенности конференции, содержательная сторона вызвала интерес участников (4,85 баллов из 5) и желание дальнейшего участия в подобных мероприятиях высказали 95% участников. Мнения, предложения, замечания, представленные в анкетах участниками конференции, рассматриваются в системе качества университета как восприятие общественностью его деятельности и являются рекомендациями по ее совершенствованию. Опросы такого характера предполагается систематически использовать в организации публичных научных мероприятий.

В рамках системы качества университет отслеживает свидетельства о степени информированности деятельностью вуза на различных уровнях. Эти свидетельства характеризуют общественное мнение о сложившемся имидже МГГУ им. М.А. Шолохова. Так, в сентябре 2010 г. опубликованы результаты исследования «Общественный контроль за процедурами приема в вузы как условие обеспечения равного доступа к образованию», полученные в совместном проекте ГУ-ВШЭ и РИА Новости по заказу Общественной палаты РФ. В «рейтинге по среднему баллу ЕГЭ» МГГУ им. М.А. Шолохова среди московских государственных вузов занял 23 место.

В 2011 г. университет предполагает сертифицировать систему менеджмента качества в соответствии с международными стандартами серии ISO и рекомендациями ENQA. Для обеспечения сертификации Центр качества совместно со структурными подразделениями документирует процессы, разрабатывает внутренние стандарты, инструкции, процедуры взаимодействия подразделений, инструменты оценки функционирования системы качества, матрицы полномочий по управлению качеством и пр. механизмы управления, направленные на развитие системы качества образования.

Комиссия по самообследованию пришла к выводу, что развивающаяся в вузе система менеджмента качества образования позволяет эффективно управлять образовательным процессом и гарантирует качество образования.

5.2. Формирование контингента обучающихся

Работу по формированию контингента абитуриентов выполняют Приемная комиссия, Отдел по организации приема ДУМР, Центр довузовской подготовки и профоринетации, факультеты и кафедры МГГУ им. М.А.Шолохова. На каждом факультете и кафедре определены ответственные за профориентационную работу.

5.2.1. Довузовская подготовка и профориентация

Базой профориентационной работы в МГГУ им. М.А. Шолохова является развернутая сеть образовательных учреждений г. Москвы и Московской области (более 140), в которых ведется профориентационная деятельность. Совместно с педагогическими коллективами школ Университет оказывает обучающимся компетентную психолого-педагогическую помощь в выборе профессии, в формировании мотивации на педагогическую деятельность.

В 2008-2009 учебном году Центром довузовской подготовки и профориентации МГГУ им. М.А. Шолохова и руководителями образовательных учреждений был разработан и проведен круглый стол в Центральном учебном округе «Особенности комплексной подготовки абитуриентов к сдаче ЕГЭ».

В университете ежемесячно проводится обмен опытом между факультетами по взаимодействию с образовательными учреждениями г. Москвы и Подмосковья. В рамках этой работы осуществляется анализ деятельности факультетов с образовательными учреждениями по ряду показателей:

  1. Всероссийские, международные и другие конкурсы, выставки.

  2. Индивидуально-групповые занятия, мастер-классы.

  3. Проведение факультативов, элективных курсов.

  4. Обучение базовым предметам.

  5. Организация и проведение конференций, «Круглых столов», педагогических советов.

  6. Участие в экспериментальной работе.

  7. Участие в организации и проведении культурологических мероприятий.

  8. Совместный выпуск учебно-методических пособий.

В рамках «Недель факультетов», а также на Днях открытых дверей университета на базе факультетов традиционно проводятся:

    • тестирования для выпускников образовательных учреждений;

    • мастер-классы профессорско-преподавательского состава Российских и зарубежных университетов;

    • ознакомление абитуриентов с рабочими программами и учебными планами по специальностям;

    • консультации психолога.

Преподаватели факультетов принимают непосредственное участие в разработке тестов для школьников по математике, русскому языку, биологии, литературе, иностранному языку.

Для абитуриентов и школьников старших классов в МГГУ им.
М.А. Шолохова работают подготовительные курсы, различные по формам и срокам обучения.

Подготовительные курсы обеспечивают систематизацию полученных в школе знаний, позволяют ликвидировать разрыв между школьным и вузовским образованием и подготовить абитуриентов к обучению в вузе.

Новая задача подготовительных курсов в настоящее время - подготовка к ЕГЭ.

Подготовка к ЕГЭ в Центре довузовской подготовки и профориентации МГГУ им. М.А. Шолохова включает в себя оптимальное сочетание– «3 в 1»: «качественная предметная подготовка + правовая поддержка + психологическая подготовка абитуриентов». Слушатели курсов обеспечиваются учебно-методическими пособиями и контрольными заданиями, созданными ведущими преподавателями университета.

Психологическая подготовка осуществляется специалистами службы психологической помощи МГГУ им. М.А. Шолохова по следующим программам.

Для абитуриентов:

    • разучивание приемов, направленных на повышение концентрации внимания или на снятие напряжения (приемы дыхательной гимнастики и аутогенной тренировки);

    • отработка последовательности выполнения заданий ЕГЭ.

Для родителей:

    • отработка алгоритма подготовки ребенка к сдаче ЕГЭ;

    • варианты поведения (способы реагирования) родителей в критических ситуациях;

    • разъяснительная работа по поводу процедуры ЕГЭ.

Правовая поддержка включает в себя:

    • разъяснительную работу по поводу процедуры ЕГЭ;

    • правам ребенка в рассмотрении спорных вопросов и подаче апелляций;

    • сроки подача апелляций;

    • отработка формы апелляции по предметам.

Для абитуриентов факультетов культуры и музыкального искусства, журналистики, дизайна проводится подготовка к экзаменам по творческим дисциплинам(очная и очно-заочная формы обучения).

Проводится подготовка к дополнительным вступительным экзаменам профильной направленности.

С сентября 2010 года в Центре довузовской подготовки и профориентации осуществляется подготовка слушателей курсов по программе «Жизненная навигация». Данный курс представляет собой комплекс учебных занятий, направленный на построение успешной карьеры. Основная цель обучения: научить абитуриентов тому, как стать и оставаться успешными людьми.

Обучение на подготовительных курсах является хорошей школой профориентации. По отзывам преподавателей МГГУ им. М.А. Шолохова, студенты, поступившие в университет после окончания подготовительных курсов, более адаптированы к условиям обучения в вузе и учатся успешнее.

Контингент слушателей подготовительных курсов

Учебный год

Всего обучалось

Подали документы в приемные комиссии Вузов

Успешно прошли вступительные испытания

Поступили в МГГУ
им. М.А. Шолохова

2008/2009

375

375

375

248

(127 – поступили в другие Вузы)

2009/2010

574

552

552

379

(151 – поступили в другие Вузы)



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Структура НОУ ВПО «ОмРИ» и система его управления

    Отчет
    Комиссией проведен анализ деятельности НОУ ВПО «ОмРИ» в соответствии с Методическими рекомендациями по проведению самообследования образовательно-го учреждения высшего профессионального образования (высшего учебного заведе-ния) и
  2. Структура отчета о результатах самообследования

    Отчет
    В соответствии с Положением о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций (утв. постановлением Правительства РФ от 21 марта 2011 г.
  3. О результатах самообследования (1)

    Документ
    Филиал ГОУ ВПО «Орловская региональная академия государственной службы» в г. Туле (далее Филиал), осуществляющий свою деятельность с марта 2004 г., был основан по ходатайству губернатора и администрации Тульской области, Управы г.
  4. Минобрнауки россии (76)

    Отчет
    Самообследование специальности 080502.65 – Экономика и управление на предприятии (природопользование) проводилось в соответствии с Программой аттестации образовательных учреждений высшего профессионального образования (высших учебных
  5. Отчет о самообследовании

    Отчет
    Самообследование состояния образовательной деятельности Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета (далее – СПбГИЭУ) в части обучения по специальности 080116 «Математические методы в экономике» за период
  6. Отчет о самообследовании (1)

    Отчет
    основных образовательных программ по направлению подготовки 030500 «Юриспруденция» и по специальности 030501 «Юриспруденция» в Государственном образовательном учреждении Высшего профессионального

Другие похожие документы..