Главная > Документ


031300.62 Журналистика

АННОТАЦИИ ПРОГРАММ ДИСЦИПЛИН

Б 1. Гуманитарный, социальный и экономический цикл

Базовая часть

Философия

Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 часов).

Цели и задачи дисциплины:

Целью изучения дисциплины – дать представление об основных проблемах философии как формы целостного понимания мира, его структурной сложности и в то же время взаимообусловленности

Задачей изучения дисциплины является: научить студента разбираться в различных методологических подходах к познанию мира

Курс формирует следующие компетенции по ФГОС ВПО по журналистике:

- способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-3);

- понимание значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовность принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе, готовность руководствоваться ими в своей в профессиональной деятельности (ОК-5);

- готовность к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, уважение к человеческой личности, толерантность к другой культуре; способность руководствоваться морально-правовыми нормами в профессиональной деятельности (ОК-6);

- способность видеть и реализовать перспективу своего культурно-нравственного и профессионального развития, расширять кругозор, обновлять знания, готовность к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способность к саморефлексии, осмысливанию своего социального и профессионального опыта (ОК-8);

- способность основываться на базовых знаниях в области общегуманитарных наук (философия, культурология, история) в процессе формирования своего мировоззрения, понимать проблемы взаимоотношений общества и человека, взаимосвязь свободы и ответственности, значение нравственного и ценностного выбора, расширять свой кругозор в контексте полученного культурологического знания; умение использовать гуманитарные знания в своей социальной и профессиональной деятельности (ОК-13);

Структура дисциплины:

- 36 часов лекционных занятий,

- 18 часов практических занятий,

- 54 часа самостоятельной работы.

Основные дидактические единицы(разделы):

  • Предмет и задачи философии: предмет и специфика философского знания; структура философского знания; философия и иные науки; социальные функции философии.

  • Фундаментальные проблемы философии: учение о бытии (онтология); философская антропология; теория познания (гносеология); философия истории; социальная философия; эстетика в системе философии; философия образования.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать: иметь представление об основных проблемах философии как формы целостного понимания мира, его структурной сложности и в то же время взаимообусловленности; укрепить основы собственного мировоззрения

уметь (владеть): уметь ориентироваться в главных философских направлениях современности;

Виды учебной работы: лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа студентов.

Изучение дисциплины заканчивается зачетом.

История

Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 3 зачетных единиц (108 час).

Цели и задачи дисциплины:

Целью изучения дисциплины является формирование исторического сознания.

Задачей изучения дисциплины является формирования способности понимать движущие силы и закономерности исторического процесса.

Основные дидактические единицы (разделы): История как наука. Концепции общественного развития и методы изучения истории. Проблема историзма. Историческое сознание. Историческое образование. Истина исторического знания. Проблема альтернативности истории. Хронология стран мира и календарные системы. История первобытного общества. Экономическая социально-политическая история стран Древнего Востока. История Древней Греции и Рима. Экономическая и социально-политическая история стран мира периода средневековья. Экономическая и социально-политическая история стран мира в Новое время. Экономическое и социально-политическое развитие мира в XX-XXI веках. Место и роль России в истории человечества и в современном мире.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать основные закономерности и тенденции развития мирового исторического процесса; основные этапы истории развития общества, его социальной культуры; место и роль России в истории человечества и современного мира;

уметь давать объективную оценку различным социальным явлениям и процессам, происходящим в обществе, логически обосновывать высказанное положение;

владеть историческими методами анализа социальных явлений и процессов.

Виды учебной работы: лекции, семинары

Изучение дисциплины заканчивается зачетом

­­­­­­­­­­­­­Культурология

Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа).

Цели и задачи дисциплины:

Целью изучения дисциплины является: формирование представления о специфике и закономерностях развития мировых культур; ­ознакомление студентов с историей культурологической мысли на основе овладения категориальным аппаратом культурологии; раскрытие сущности основных проблем современной культурологии.

Задачей изучения дисциплины является: освоение теоретических знаний об исторических типах культур, знание основных культурно-исторических центров и цивилизаций, особенностей их функционирования; формирование навыков анализа процессов и тенденций социокультурной среды современности, помогающих ориентироваться в мире культуры.

Дисциплина формирует следующие профессиональные компетенции (по ФГОС ВПО по журналистике):

- готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия, руководствоваться ими в профессиональной деятельности (ОК-1);

- базовые знания в различных сферах жизни общества (экономика, политика, право, культура, экология, наука, образование, здравоохранение), которые являются объектом освещения в СМИ и с которыми связано тематическое содержание публикаций (ПК-10);

- способность основываться на базовых знаниях в области общегуманитарных наук (философия, культурология, история) в процессе формирования своего мировоззрения, понимать проблемы взаимоотношений общества и человека, взаимосвязь свободы и ответственности, значение нравственного и ценностного выбора, расширять свой кругозор в контексте полученного культурологического знания; умение использовать гуманитарные знания в своей социальной и профессиональной деятельности (ОК-13);

Структура дисциплины (распределение трудоемкости по отдельным видам аудиторных учебных занятий и самостоятельной работы):

- 32 часов лекционных занятий;

- 40 часов самостоятельной работы.

Основные дидактические единицы(разделы):

  • История западноевропейской культуры

  • История отечественной культуры

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать: основные понятия культурологии: культура, цивилизация, функции культуры, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные ценности и нормы; возникновение, периоды и тенденции в эволюции культуры; место и роль России в мировой культуре;

уметь: выделять доминирующие в той или иной культуре ценности, значения и смыслы, составляющие историко-культурное своеобразие; разбираться в типологии культур, различать национальные культурные традиции, вступать в процесс художественного сотворчества, понимать культурную картину мира, осознавать тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе;

владеть: навыками культурной самоидентификации, возможностями повышения творческого потенциала личности, пониманием преобразующих функций культуры, способствующих гармоничному сочетанию специальных и гуманитарных знаний.

Виды учебной работы: лекции, практические занятия, самостоятельная работа.

Изучение дисциплины заканчивается зачетом.

Иностранный язык

(английский язык)

Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 7 зачетных единиц (252 часа).

Цели и задачи изучения дисциплины:

Цель изучения дисциплины - приобретение студентами коммуникативной компетенции, уровень которой на отдельных уровнях языковой подготовки позволяет использовать иностранный язык как в профессиональной (производственной и научной) деятельности, так и для целей самообразования.

Задачи изучения дисциплины:освоение лексики, предусмотренной темами данного курса; овладение навыками нормативного и стилистически целесообразного использования языковых средств в различных сферах общения; освоение этикетных формул письменной и устной коммуникации; овладение знаниями, позволяющими преодолевать влияние стереотипов и адаптироваться к изменяющимся условиям при контакте с представителями различных культур; применение приобретённых рецептивных и продуктивных видов речевой деятельности (рецептивные – чтение и аудирование, продуктивные – говорение и письмо) в сфере профессиональной коммуникации

Курс формирует следующие компетенции по ФГОС ВПО по журналистике:

- умение пользоваться изученными иностранными языками в личностной и профессиональной коммуникации, для чтения литературы (общей и профессиональной), работы в Интернет-сети (ОК-18);

- знание иностранного языка и умение применять его в связи с профессиональными задачами (ПК-31);

Структура дисциплины (распределение трудоемкости по отдельным видам аудиторных учебных занятий и самостоятельной работы):

- 104 часов практических занятий,

- 112 часов самостоятельной работы.

- 36 часов подготовки к экзамену.

Основные дидактические единицы (разделы):

  • Практическая фонетика и грамматика: практическая фонетика; фонетический материал, необходимый для коррекции и постановки произношении и интонации; практическая грамматика; грамматический материал, необходимый для формирования лингвистической компетенции.

  • Практика устной и письменной речи: лексический материал, необходимый для проявления коммуникативной компетенции в наиболее распространенных ситуациях в официальной и неофициальной сферах; виды речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение и письмо).

  • Профессиональный английский

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать: лексико-грамматические единицы и структуры, предусмотренные темами курса;

уметь: уметь вести на английском языке беседу, участвовать в дискуссии, выступать публично по темам в рамках общественно-политической, профессиональной и социально-культурной сфер общения в соответствии с нормами речевого этикета; уметь свободно выражать свои мысли, адекватно используя разнообразные языковые средства с целью выделения релевантной информации; уметь использовать этикетные формулы в устной и письменной коммуникации (приветствие, прощание, поздравление, извинение, просьба); уметь моделировать возможные ситуации общения между представителями различных культур и социумов; уметь работать с электронными словарями и другими электронными ресурсами для решения лингвистических задач.

владеть: владеть системой лингвистических знаний, включающей в себя знание основных фонетических, лексических, грамматических, словообразовательных явлений и закономерностей функционирования изучаемого иностранного языка, его функциональных разновидностей; иметь представление об этических и нравственных нормах поведения, принятых в инокультурном социуме, о моделях социальных ситуаций, типичных сценариях взаимодействия; владеть основными особенностями официального, нейтрального и неофициального регистров общения; иметь готовность преодолевать влияние стереотипов и осуществлять межкультурный диалог в общей и профессиональной сферах общения.

Виды учебной работы: практические занятия, самостоятельная работа студентов.

Изучение дисциплины заканчивается зачетом и экзаменом.

Социология

Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 2 зачетные единиц (72 часа).

Цели и задачи дисциплины:

Целью дать студентам общее представление о социологии; а также современными теориями и проблемами в области данной дисциплины; сформировать у студентов современное социологическое мышление.

Задачами изучения дисциплины являются: знание основных этапов развития социологической мысли и современных направлений социологической теории; определения общества как социальной реальности и целостной саморегулирующейся системы; социальных институтов, обеспечивающих воспроизводство общественных отношений; основных этапов культурно-исторического развития обществ, механизмов и форм социальных изменений; социологического понимания личности, понятия социализации и социального контроля; личности как субъекта социального действия и социальных взаимодействий; механизма возникновения и разрешения социальных конфликтов; культурно-исторических типов социального неравенства и стратификации; представления о горизонтальной и вертикальной социальной мобильности; основных проблем стратификации российского общества, возникновения классов, причины бедности и неравенства, взаимоотношений социальных групп, общностей, этносов; представлений о процессе и методах социологического исследования.

Курс формирует следующие компетенции по ФГОС ВПО по журналистике:

- способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества, использовать это знание в профессиональной деятельности (ОК-2);

- способность использовать знания в области социальных и экономических наук (социология, политология, психология, социальная психология, правоведение, экономика) для понимания принципов функционирования современного общества, социальных, экономических, правовых, политических, психологических механизмов и регуляторов общественных процессов и отношений, способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умение использовать полученные знания в контексте своей социальной и профессиональной деятельности (ОК-14);

- базовые знания в различных сферах жизни общества (экономика, политика, право, культура, экология, наука, образование, здравоохранение), которые являются объектом освещения в СМИ и с которыми связано тематическое содержание публикаций (ПК-10);

- понимание роли аудитории в процессе потребления и производства массовой информации, представление об основных характеристиках аудитории современных российских СМИ, знание основных методов ее изучения (ПК-15);

- ориентация в актуальных проблемах страны, важнейших направлениях ее развития, знание основных тенденций формирования социальной структуры современного общества (особенностей процесса стратификации), представление о составе населения России (ПК-14).

Структура дисциплины (распределение трудоемкости по отдельным видам аудиторных учебных занятий и самостоятельной работы):

- 36 часов лекционных занятий,

- 36 часов самостоятельной работы.

Основные дидактические единицы (разделы):

  • Предмет социологии. Основные социологические методы и теории: природа социальных фактов; уровни социологического знания; Социальные и теоретико-методологические предпосылки возникновения социологии; Ссциологический метод Э.Дюркгейма; учение Э. Дюркгейма о социальной дезорганизации и об отклоняющемся поведении (аномии); понимающая социология М.Вебера; структурный функционализм в социологии: Т. Парсонс, Р. Мертон.

  • Структура и динамика общества как социокультурной система: общественное разделение труда и социальная структура; понятие об обществе как системном образовании; основные понятия “система” и “общество” и их соотношение; основные типы социальных страт; веберовская трактовка классов; «классы на бумаге» П. Бурдье; теория габитуса; типология классов; теория социальной мобильности; теория элит; понятие социальной группы; квазигруппы; понятие субкультуры; виды социальных групп; социальные организации.

  • Личность и общество: символический интеракционизм Д.Г.Мида; понятие роли и социального статуса; ролевые конфликты; формы и способы социализации индивидов; понятие личности; «человек», «личность», «индивид» и «индивидуальность» как социо­логические понятия; социализация и ее этапы.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать: теоретические основы и закономерности функционирования социологической науки, выделяя ее специфику, раскрывая принципы соотношения методологии и методов социологического познания;

уметь(владеть): использовать эти знания в профессиональной деятельности.

Виды учебной работы: лекции и самостоятельная работа.

Изучение дисциплины заканчивается зачетом.

Политология

Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа).

Цели и задачи дисциплины:

Целью изучения дисциплины является социализация студентов, обеспечение политического аспекта подготовки журналистов.

Задачей изучения дисциплины является овладение понятийным аппаратом, освоение основных методов анализа и прогнозирования политических процессов.

Дисциплина формирует следующие профессиональные компетенции (по ФГОС ВПО по журналистике):

- способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества, использовать это знание в

профессиональной деятельности (ОК-2);

- способность видеть и реализовать перспективу своего культурно-нравственного и профессионального развития, расширять кругозор, обновлять знания, готовность к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способность к саморефлексии, осмысливанию своего социального и профессионального опыта (ОК-8);

- ориентация в важнейших политических процессах, происходящих в мире и стране, знание характеристик политической системы России, функций различных политических институтов, понимание роли политики и институтов гражданского общества в функционирования СМИ и политологического знания для журналиста (ПК-13);

- способность использовать знания в области социальных и экономических наук (социология, политология, психология, социальная психология, правоведение, экономика) для понимание принципов функционирования современного общества, социальных, экономических, правовых, политических, психологических механизмов и регуляторов общественных процессов и отношений, способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умение использовать полученные знания в контексте своей социальной и профессиональной деятельности (ОК-14);

- базовые знания в различных сферах жизни общества (экономика, политика, право, культура, экология, наука, образование, здравоохранение), которые являются объектом освещения в СМИ и с которыми связано тематическое содержание публикаций (ПК-10).

Структура дисциплины:

  • 36 часов лекционных занятий;

  • 36 часов самостоятельной работы.

Основные дидактические единицы: теоретическое рассмотрение общей проблематики социально-политической реальности: история социально-политических учений; политическая система общества; концепции власти; политическая культура и идеологии; политическая социализация индивида; социальные и политические конфликты; международные отношения.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: основные этапы становления социально-политических идей; сущность, содержание и механизмы осуществления политической власти; формы организации и типы политических систем; сущность и структуру политического процесса; структуру и функции социально-политических институтов; методы прикладного социально-политического анализа; основополагающие механизмы мировой политики.

Уметь: ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций; анализировать внешнюю и внутреннюю политику, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на социально-политическую жизнь; аналитически мыслить при оценке событий, происходящих в мире, аргументировано отстаивать свои позиции, ориентироваться в системе современных политических стандартов, ценностей, технологий.

Владеть: методами практического политического анализа, политического консультирования и прогнозирования; современными политическими технологиями эффективного влияния на социально-политическую реальность.

Виды учебной работы: лекции, самостоятельная работа студентов.

Изучение дисциплины заканчивается зачетом.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. 8 перечень приложений к образовательному стандарту

    Документ
    ... дисциплин, обязательных для изучения в составе базовойчасти учебных цикловЦиклгуманитарных, социальных и экономическихдисциплинБазоваячасть ... журналистика Визуальная журналистика и дизайн Требования к результатам освоения образовательной программы ...
  2. Ханты-мансийского автономного округа – югры (14)

    Основная образовательная программа
    ... ПРОГРАММДИСЦИПЛИН НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ 031300ЖУРНАЛИСТИКАГУМАНИТАРНОГО, СОЦИАЛЬНОГО И ЭКОНОМИЧЕСКОГОЦИКЛА (базовая и вариативная части) Аннотация «Иностранный язык» Направление 031300Журналистика 1. Цель дисциплины: Цель освоения дисциплины ...
  3. Основная образовательная программа (204)

    Основная образовательная программа
    ... образовательной программе направлению подготовки 031300.62Журналистика – ... дисциплин (модулей) (представлены в виде аннотаций) (см. файл-приложение 1.4) 4.4. Программы ... -18 ОК-19 1800 Б1 ГУМАНИТАРНЫЙ, СОЦИАЛЬНЫЙ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙЦИКЛ Бl.Ф.1 Философия х х ...
  4. СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ Тверь 2011

    Программа
    ... базовымдисциплинам - учебным (учебно-научным) оборудованием в соответствии с программой ... гуманитарного и социально-экономическогоциклов быстро ... 030601.65 Журналистика - - 031300.62Журналистика - - ... частью являются программысоциально-экономического ...
  5. ИТОГИ В 2011 ГОДУ И ЗАДАЧИ КОЛЛЕКТИВА НА 2012 ГОД

    Автореферат диссертации
    ... и академических часах для дисциплин, установленных в качестве обязательных в базовойчастициклагуманитарных, социальных и экономическихдисциплин ФГОС ВПО по всем ...

Другие похожие документы..