textarchive.ru

Главная > Документ


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ГОУ ВПО «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ»

Кафедра политологии

М.Ю. Мартынов

Е.В. Иванчихина

СОЦИОЛОГИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ:

ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Учебное пособие

Сургут

Издательский центр СурГУ

2008

УДК 316.77(075.8)

ББК 60.56я7

М 294

М 294 Мартынов, М. Ю. Социология массовой коммуникации: предмет и методы исследования : учеб. пособие / М. Ю. Марты-нов, Е. В. Иванчихина ; Сургут. гос. ун-т. ХМАО – Югры. – Сургут : ИЦ СурГУ, 2008. – 159 с.

В учебном пособии рассматриваются методологические проблемы определения объекта и предмета исследования науки «Социология массовых коммуникаций».

Особое внимание уделяется социологическим методам, используемым для изучения массовых коммуникаций в функционировании связей с общественностью.

В пособии описываются количественные и качественные методы социологии массовых коммуникаций: аудиториометрия, массовый и экспертный опрос, контент-анализ и т.д.

Пособие предназначено для студентов специальностей «Связи с общественностью», «Политология» и всех, кто интересуется проблемами социологии массовых коммуникаций.

Печатается по решению редакционно-издательского совета СурГУ.

Рецензент А.И. Прищепа, д.и.н., профессор, декан исторического факультета СурГУ.

© ГОУ ВПО «Сургутский государственный университет ХМАО – Югры», 2008

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ………..…………………………………………………..

6

Социология массовой коммуникации. Образовательный стандарт. Федеральный компонент ………..…………………..

8

Раздел I

ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

СОЦИОЛОГИИ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ

Тема 1. Объект исследования социологии массовых коммуникаций. Возникновение коммуникаций в обществе и их роль в обеспечении устойчивости социума ………..………….

9

Понятие социальной коммуникации: функциональный подход. Массовые коммуникации как объект исследования социологии ………..……………………………………………...

9

Признаки и функции массовой коммуникации ………...……

12

Этапы развития коммуникации в доиндустриальных и индустриальном обществах ……………..……..………………...

15

Массовые коммуникации и мировые информационные процессы в современном постиндустриальном обществе ……...

21

Тема 2. Социология массовой коммуникации как наука ……

27

Предмет социологии массовой коммуникации ………..…….

27

Методы социологии массовой коммуникации. Роль изучения массовых коммуникаций в деятельности специалиста по связям с общественностью ………………………………...

32

Понятие «эффективность коммуникатора» ………………….

33

Раздел II

КОММУНИКАТОР И СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ЕГО ИЗУЧЕНИЯ

Тема 3. Исследование аудитории как способ изучения коммуникатора. Аудиториометрия как описательный метод изучения коммуникатора ………………………………………..

37

Социология массовых коммуникаций в системе теоретических и прикладных наук ………………………………………

37

Типы прикладных исследований массовых коммуникаций. Соотношение массовых опросов и «малых» качественных методов, описательных (аудиториометрических) и аналитических исследований …………………………………………..

41

Количественные аудиториометрические методы в социологии массовой коммуникации ………………………………….

43

Качественные аудиториометрические методы в социологии массовой коммуникации. Методика интегративной оцен- ки аудитории. Проблема объективности измерения ауди-тории ... …………………………………………………………

49

Тема 4. Аналитическое (проблемное) количественное исследование в социологии массовой коммуникации ……………..

53

Задачи аналитического или проблемного количественного исследования в социологии массовой коммуникации. Его основные этапы ……………………………….………………..

53

Программа исследования. Понятие исследовательской проблемы количественного исследования в социологии массовой коммуникации …………………………………………….

55

Диагностика проблемы и выдвижение гипотезы исследования в социологии массовой коммуникации ……….…………

57

Концептуализация и операционализация основных понятий ….

61

Подготовка методического инструментария социологического опроса в исследовании массовых коммуникаций …….

66

Создание выборки исследования ……………………………..

68

Тема 5. Техника организации и проведения исследований массовых коммуникаций с использованием качественных методов ……………………………………………………………..

76

Качественные исследования массовой коммуникации, основанные на анализе текста ……………………………………...

76

Качественные исследования массовых коммуникаций, основанные на использовании метода интервьюирования ……

90

Качественные исследования массовой коммуникации, основанные на использовании естественно-научных методов …..

95

Приложение 1

Контент-анализ жилищных проблем в г. Сургуте на страницах местной прессы (фрагменты из отчета по результатам исследования, проведенного студентами специальности «Cвязи с общественностью» СурГУ) …………………………

99

Приложение 2

М.Ю. Мартынов. Сургутский университет на страницах местной прессы. (Контент-анализ публикаций за 1997 год) …..

106

Приложение 3

Павленко Р.А. Качественный контент-анализ статьи М.Ю. Мартынова «Сургутский университет на страницах местной прессы» …………………………………………………………

114

Приложение 4

Озеров В. Кредит доверия дважды не получишь ……………

120

Приложение 5

Фаллический символ в центре Сургута: архитектурный китч или административная прихоть? ……………………………..

122

Приложение 6

Зачем Сургуту расширяться? ………………………………….

126

Приложение 7

Сибирь: от провинции к региону, от евразийской к арктической цивилизации ……………………………………………...

129

Приложение 8

Основы православной культуры в системе образования ……

138

Приложение 9

Миграция или колонизация? ……………...…………………..

142

Приложение 10

Методология саморазрушения или еще раз о муниципальной системе образования ……………………………………...

150

ВВЕДЕНИЕ

Дисциплина «Социология массовых коммуникаций» входит в федеральный компонент государственного образовательного стандарта специальности «Связи с общественностью» и является общепрофессиональной дисциплиной, обязательной для изучения обучающихся по этой специальности.

В последние годы появились учебные пособия, облегчающие усвоение студентами содержания этой дисциплины. К числу основных учебных пособий следует отнести книги преподавателей социологического факультета МГУ Л.Н. Федотовой и Т.В. Науменко1. Правда, оба учебных пособия, наряду с очевидными достоинствами, имеют и определенные недостатки.

Книги Л.Н. Федотовой наиболее точно соответствуют образовательному стандарту, и рекомендованы Министерством РФ в качестве учебного пособия для обучающихся именно по специальности «Связи с общественностью». Они содержат большой фактологический материал, в том числе, по результатам прикладных социологических исследований. Однако наблюдается некоторая перегруженность этим фактологическим, иллюстративным материалом в ущерб методологическим подходам и системности изложения.

Учебное пособие Т.В. Науменко, наоборот, отличает последовательное изложение материала, но основной упор сделан на теоретические аспекты социологии массовых коммуникаций в ущерб прикладным, что не совсем соответствует специфике дисциплины «Связи с общественностью», учитывая ее практический, прикладной характер. Данное учебное пособие ориентировано, в первую очередь, для студентов, обучающихся по специальности «Социология», а не «Связи с общественностью».

Следует, также, указать на книги, хотя и не относящиеся тематически прямо к социологии массовых коммуникаций, и не следующие образовательному стандарту по данной специальности, но, тем не менее, содержащие немало полезных сведений, для изучающих данную дисциплину2.

Тем не менее, можно отметить очевидную скудность учебной литературы по дисциплине «Социология массовых коммуникаций», предназначенной для специальности «Связи с общественностью». Особенно это относится к проблемам использования методов социологических исследований массовых коммуникаций с последующим использованием их результатов для работы в связях с общественностью. Данное учебное пособие направлено на заполнение этого пробела при изучении дисциплины «Социология массовых коммуникаций» для специальности «Связи с общественностью».

СОЦИОЛОГИЯ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

Возникновение массовых коммуникаций в обществе: функциональный подход; роль коммуникаций в механизме обеспечения устойчивости социума; коммуникации как способ формирования целей развития; технологические и социальные революции как факторы изменений в средствах и функциях массовой коммуникации. СМК как социальная подсистема; факторы отбора информации в реальной деятельности информационных органов: профессиональные факторы, факторы групп интересов; СМИ и власть, понятие «четвертой власти»; понятие информационной безопасности. Динамика представлений социологов на роль СМК в жизни индивида; тоталитарная и демократическая модель взаимоотношений; теоретические модели – одноступенчатая и двухступенчатая; понятие «лидера мнений»; соотношение проблемы формирования и выражения общественного мнения.

Деятельность средств массовой информации как реализация интересов разных социальных субъектов; формы регуляции отношений: законодательство, профессиональные кодексы этики, неформализованные способы; влияние форм собственности на деятельность информационных органов; гарантии плюрализма мнений, проблема финансовой свободы и зависимости информационного канала; коммерческая, политическая и социальная реклама в средствах массовой информации.

Коммуникатор и социологические способы его изучения, содержание информации и методика его анализа; исследование аудитории – соотношение массовых опросов и «малых» качественных методов, электронные способы измерения аудитории; проблема рейтинга аудитории; исследования функций СМК: эмпирический и теоретический анализ; социальные функции массовой коммуникации; проблема эффектов и эффективности, цели коммуникатора и цели аудитории, способы измерения эффектов и эффективности коммуникации; потребление информации аудиторией: факторы и барьеры.

Средства массовой информации и общественное мнение; роль в механизме функционирования демократии; взаимодействие межличностной и массовой коммуникации в процессе формирования общественного мнения; опросы общественного мнения в прессе как текст; профессиональные требования к публикации опросов; влияние рейтингов общественного мнения на процесс принятия решения индивида.

Раздел I

ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

СОЦИОЛОГИИ МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ

Тема 1

Объект исследования социологии массовых коммуникаций. Возникновение коммуникаций в обществе

и их роль в обеспечении устойчивости социума

Понятие социальной коммуникации: функциональный подход. Массовые коммуникации как объект исследования социологии

Социология – наука об обществе – изучает коммуникации, как одну из важнейших социальных подсистем наряду с другими: семьей, государством и пр., подлежащих изучению. Социальная коммуникация – один из объектов исследования социологии, науки об обществе3.

Рассматривая данную подсистему, социология должна дать ответ на вопрос: как возникли социальные коммуникации, как развивались, что такое массовая коммуникация, каково ее отличие от других видов коммуникаций, какую роль в обществе, какие функции она выполняет.

***

Роль, которую играют коммуникации в обществе, определяется спецификой самого общества, как особой формы существования материи.

Известно, всеобщим свойством материи выступает движение. Движение, в свою очередь, проявляется как взаимодействие объектов и тел материального мира. Это взаимодействие материальных объектов сопровождается таким свойством как отражение, заключающееся в способности предметов материального мира передавать информацию в результате взаимодействия.

Передача информации в процессе отражения – это способность одних материальных объектов путем собственных изменений воспроизводить особенности взаимодействующих с ними других объектов. Например, если мяч ударяется о стену, то характер вмятины, оставшейся на мяче сообщит нам информацию о предмете (стене), с которым он взаимодействовал, а след, оставшийся на стене, – о мяче.

Поскольку движение и взаимодействие – всеобщее свойство материи, то и передача информации – всеобщее свойство материи. Это – фундаментальное свойство материального мира.

Но на разных уровнях развития материи формы передачи информации различны.

В неживойприроде эта передача информации носит простейшие, элементарные формы (как в вышеприведенном примере с мячом).

В живой природе информация начинает играть роль приспособления к окружающей среде. Информация теперь не только передается, но и накапливается. У растений это связано с чувствительностью, у низших животных – с раздражимостью – целесообразной реакцией организмов с целью выживания в соответствии с полученной из внешней среды информацией.

У высших животных появляется психика. Психика позволяет усваивать, накапливать большие и разнообразные потоки информации и благодаря этому – успешно ориентироваться в окружающей среде, целенаправленно приспосабливаться к ней.

Решающее значение начинает играть не только актуальная, но и генетическая информация. Накапливающиеся в процессе жизни полезные признаки (способствующие выживанию), транслируется на генетический код и трансформирует его. Генетическая информация обеспечивает приспособление, передаваемое по наследству. Жизнь организмов можно рассматривать как развертывание этой информации во времени и пространстве.

Возникновениеобщества – высшей формы развития материи – сопровождалось появлением высшей формы отражения – сознания. Сознание обеспечивает высшую форму передачи, обработки, хранения информации. Появляется субъект информации. Информация теперь не только передается, храниться, но и создается, творится этим субъектом – человеком, обществом.

Само возникновение сознания – результат работы предков человека с информацией. Сущностью сознания выступает возможность оперировать информацией на уровне абстрактного мышления.

Эта способность формируется как результат тренировки, способности к оперированию информацией в процессе трудовой деятельности, способности к информационному конструированию реальности.

Специфическим способом сохранения и передачи информации становится вторая сигнальная система.

Появление сознания обеспечивает появление принципиально иного способа передачи информации – социальной коммуникации, свойственной только человеческому обществу. Теперь передача информации осуществляется не генетическими, а социальными средствами. Этот процесс передачи информации социальными средствами (язык, труд, образование) получил название социализации.

Социализация – передача социального опыта, ценностей, знаний, норм поведения, способности к языку, труду – главное условие существования общества. Социализация, использующая принципиально новые – социальные – каналы, формы передачи информации, обеспечивает более высокие возможности приспособления человека к окружающей среде.

Сознание – условие социальной коммуникации, но верно и обратное: только в условиях социальное коммуникации сознание может сформироваться. Лишенные человеческого общества, оказавшиеся вне социальных коммуникаций, вне социализации, индивиды, не становятся людьми, личностями, что доказывается описанными фактами, например, воспитание детей в коллективах животных.

Второй функцией социализации, помимо трансляции социального опыта, является обеспечение социального управления. Здесь решающую роль, также, играют коммуникации. Используя их, субъект определяет, регулирует направление, отбор передаваемой информации, исходя из потребностей социального управления.

Здесь следует уточнить различие понятий «социальная коммуникация» и «социализация». Представляется, что если понятие «социализация» характеризует процесс передачи информации с точки зрения содержания, то формой передачи этой информации выступает коммуникация. Коммуникация как форма передачи информации в качестве средств использует социально обусловленные каналы (язык, труд, образование, СМИ).

Под социальной коммуникацией, в соответствии с функциональным подходом4, следует понимать содержательный обмен смысловой информацией посредством социальных каналов между посылающим и принимающим информацию, обеспечивающий процессы социализации и социального управления. Это именно «процесс смыслового взаимодействия», т.е. принимающий и посылающий по-нимают смысл сообщения.

Социальная коммуникация – это особая и важнейшая подсистема общества, обеспечивающая процессы социализации путем обмена содержательной информацией.

Мы не можем согласиться с мнением Т.В. Науменко, что «…информация есть средство осуществления коммуникации, но не наоборот…»5. Представляется, что дело обстоит именно наоборот: не информация передают коммуникацию, а коммуникация транслирует информацию. Например, информация может существовать, быть накопленной, но вне коммуникации не сможет быть передана.

Поскольку коммуникация является лишь средством передачи информации, то она безразлична, индифферентна к ее содержанию. В некоторых случаях коммуникация может выступать и средством десоциализации, например, в современных телевизионных ток-шоу, апеллирующих не к социальным качествам человека, а культивирующим животные, асоциальные инстинкты. Коммуникация лишь средство, форма, которую можно наполнять различным содержанием и использовать в разных целях. Причины иногда десоциализирующего влияния коммуникаций связаны с характером современного рыночного общества. Эксплуатация низменных, животных инстинктов человека (порнография, насилие на экране) не требует больших затрат (интеллектуальных и временных, как например, создание высокохудожественных произведений) и дает максимальную прибыль.

Но какие бы функции не выполняла коммуникация – социализации или десоциализации, она всегда носит социальный характер. Во-первых, она транслирует смысловую, т.е. социально-содержа-тельную информацию. Во-вторых, использует для этого социально обусловленные каналы.

Признаки и функции массовой коммуникации

В зависимости от характера используемых средств, каналов передачи информации, можно выделить три вида социальной коммуникации.

Межличностную коммуникацию осуществляет небольшое число участников, используя средства межличностного общения. Этот тип коммуникации изучается психологией личности.

Публичная коммуникация охватывает сравнительно большую группу людей. Например, людей, находящихся в аудитории на лекции, на концерте, стадионе, митинге. Здесь возникает понятие аудитория, которой нет в межличностном общении. Признаком публичной коммуникации является ее синхронность, т.е. одновременность: обмен смысловыми сообщениями происходит в режиме реального времени. Публичную коммуникацию исследует социальная психология.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Центральный федеральный округ 2

    Документ
    ... образования автономногоокруга. Программа Ханты-МансийскогоавтономногоокругаЮгры по стабилизации ситуации на рынке труда на территории Ханты-Мансийскогоавтономногоокруга - Югры ...
  2. ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 23 ноября 2006 г

    Документ
    ... В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМАВТОНОМНОМОКРУГЕ - ЮГРЕ И ПРОИСШЕДШИЕ С НЕЙ В XXI ВЕКЕ СДВИГИ 1.1. Место Ханты-Мансийскогоавтономногоокруга - Югры в экономических и демографических координатах России. Ханты-Мансийскийавтономныйокруг - Югра ...
  3. 1 9 рекомендации по организации методическому сопровождению и системе оценивания результатов освоения программы обучения специалистов по вопросам развития системы образования к отчету

    Отчет
    ... в Чукотском автономномокруге, Магаданской области, Еврейской автономной области, Ингушетии ... 1,9 Архангельская область, включая Ненецкий автономныйокруг 1,29 2,26 0,8 0,9 ... Тюменская область, включая Ханты-Мансийский АО – Югра, Ямало-Ненецкий АО 1, ...
  4. ТРЕБОВАНИЯ К ФОРМАТАМ И СПОСОБАМ ПЕРЕДАЧИ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ ОТЧЕТОВ О ПОСТАВКАХ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ АФФИНАЖНЫМИ ЗАВОДАМИ (форма 016)

    Документ
    ... Республика Алтай 78 Еврейская автономная область 79 Карачаево-Черкесская Республика ... Бурятский автономныйокруг 84 Ненецкий автономныйокруг 87 Ханты-Мансийскийавтономныйокруг - Югра 88 Чукотский автономныйокруг 90 Ямало-Ненецкий автономныйокруг ...
  5. Фпи «бастион»

    Документ
    ... млн тонн Красноленинского газоконденсатного месторождения Ханты-Мансийскогоавтономногоокруга. Как пояснили в «Итере», активы были ... комплекс «Юность Шаима» и спорткомплекс «Звезды Югры» в г. Урае, культурно-спортивный комплекс в г. Покачи ...
  6. Методические рекомендации по информационному наполнению единого сайта Аппаратом Губернатора автономного округа исполнительными органами государственной власти автономного округа

    Методические рекомендации
    ... автономногоокругаЮгры, Правительства Ханты-МансийскогоавтономногоокругаЮгры, исполнительных органов государственной власти Ханты-МансийскогоавтономногоокругаЮгры, иных государственных органов Ханты-МансийскогоавтономногоокругаЮгры ...

Другие похожие документы..