textarchive.ru

Главная > Планы семинарских занятий


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Московский государственный институт электроники и математики

(технический университет)»

________________________________________________________________

Кафедра культурологии

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Планы семинарских занятий

для студентов технического вуза

Москва 2010 г.

Планы

семинарских занятий по базовому курсу «Культурология»

(для студентов технического вуза)

Составители:

Э.В. Быкова кандидат философских наук, доцент

Г.А. Носова кандидат исторических наук, доцент

В.А. Сапрыкин доктор философских наук, профессор

Б.В. Скок старший преподаватель

Е.Г. Хилтухина доктор философских наук, профессор

Н.П. Шевцова кандидат философских наук, доцент

Научно – вспомогательная работа выполнена

зав. кабинетом кафедры Г.С. Александровой

Под редакцией зав. кафедрой В.А. Сапрыкина

Текст обсуждён на методологическом семинаре и утверждён на заседании кафедры 26 марта 2010 г.

Культурология. Планы семинарских занятий по базовому курсу «Культурология» / Московский государственный институт электроники и математики. М., 2010. С. 51.

ISBN 978-5-94506-251-1

Краткие рекомендации студентам, изучающим

базовый курс «Культурология»

Результативность и в целом научный успех культурологического познания в вузе достигается совместным заинтересованным трудом преподавателей и студентов. Планы семинарских занятий, во-первых, опираются на развёрнутый курс лекций по культурологии, читаемых для студентов всех факультетов МИЭМ. Во-вторых, содержание конкретных вопросов, включённых в соответствующие темы для обсуждения, раскрываются в подготовленном кафедрой учебном пособии «Культурология. В исходных научных понятиях, структурно-логических схемах, исторических феноменах культуры» и выпущенном издательством МИЭМ в 2010 году. Переведённое в электронную версию, оно доступно каждому студенту, изучающему курс культурологии. В-третьих, в библиотеке института, в кабинете кафедры имеется разнообразная научная и учебно-методическая литература, помогающая студентам готовиться к семинарским занятиям.

Лекции, читаемые профессорами и доцентами МИЭМ, познакомят студентов с идеями и трудами выдающихся учёных-культурологов, введут в мир великих явлений мировой и отечественной культуры, а в своей совокупности покажут главное: культура – это «производство» самого человека во всём богатстве и многосторонности его социальных связей и отношений, во всей целостности его общественного бытия. Ни человек, ни одна социальная группа не могут существовать без культуры. Культура – вот подлинная душа, лицо и смысл существования как отдельного человека, так и всего народа. «Не в политике и не в экономике, а в культуре осуществляются цели общества», к тому же «в культуре нет хамизма, пренебрежительного отношения к могилам отцов» (Н.А. Бердяев). Лекции, однако, - отнюдь не предметный диктант, а краткая, концентрированная научная информация по разделам конкретных тем курса «Культурология», соответствующего требованиям Государственного образовательного стандарта. Задача студентов в процессе умелой и целеустремлённой работы на лекциях внимательно слушать преподавателя, следить за его мыслью, предлагаемой системой логических посылок, доказательств и выводов, уметь фиксировать основные идеи, важнейшие характеристики понятий, теорий, наиболее существенные факты. Активная, вдумчивая и плодотворная работа на лекциях – ключ к усвоению сложных и необходимых культурологических знаний, которые обязательно понадобятся не только в предстоящей профессиональной деятельности, но и в целом, в жизни. Культурологическое знание помогает молодёжи лучше подготовиться к личностной ориентации в современном мире, к осмыслению его как совокупности культурных достижений человеческого общества, оно способствует взаимопониманию и продуктивному общению представителей различных культур. В процессе усвоения культурологического материала студенты получают объективные научные представления о многообразии и самоценности различных культур, вырабатывают способность активнее входить в социокультурную среду современного, всё более усложняющегося, информационного общества, искать и находить своё место в жизни. Ведь у входа в вырастающий на наших глазах глобальный мир каждого из нас будут встречать не по «одёжке», а по уму, по наличному культурно – интеллектуальному, духовно-нравственному потенциалу, которым обладает отдельный человек и страна в целом. Именно на это всем своим содержанием и направлен курс культурологии в МИЭМ.

На семинарах студенты призваны:

  • овладевать знанием предмета культурологической науки;

  • осваивать категориальный аппарат культурологии, без чего невозможно понять смысл и содержание научных теорий, концепций, идей и взглядов учёных;

  • осмысливать главные культурологические идеи, теории и системы, закономерности мирового отечественного культурно-исторического процесса;

  • знакомиться с трудами авторитетных отечественных и зарубежных учёных- культурологов;

  • вырабатывать навыки сопряжения теоретических знаний и социальной практики, в том числе постигаемой в МИЭМ профессии;

  • овладевать навыками богатой устной речи, уметь научно формулировать и логически обосновывать свою мысль;

  • формировать навыки самостоятельной научной работы, аргументировано и логично строить собственные выводы, выражать личную позицию.

Многолетняя практика проведения семинарских занятий показывает, что студенты нередко отождествляют два понятия: культура и культурология, переходя с одного научного термина на другой в своих выступлениях. Так допускается серьёзная ошибка: историю знания о культуре не отличают от истории самой культуры. Нельзя смешивать две эти истории: люди всегда творили культуру и жили в её мире, но далеко не сразу стали осознавать это (подобно тому, как они всегда жили в истории, но не всегда были историками). Знание о культуре значительно более позднего происхождения, чем сама культура. В настоящее время это знание получило столь интенсивное развитие и обогатилосьтакимогромным числом теоретических и фактологических открытий, что оформилось в фундаментальную науку – культурологию. Культурология возникла на пересечении истории, философии, педагогики, этики, социологии, этнографии, антропологии, социальной психологии, эстетики, искусствоведения и др. Междисциплинарный характер культурологии выражает общую тенденцию современной науки к интеграции, взаимовлиянию и взаимопроникновению различных областей знания при изучении общего объекта исследования. Но в отличие от других гуманитарных наук (истории, философии, антропологии, этнографии, лингвистики, литературоведения, искусствоведения и др.), культурология изучает и описывает культуру как целостное общественное явление, сложную систему с многоуровневой структурой, а также различные, в том числе весьма специфические, сферы культурной деятельности и жизни того или иного народа. Культурология объясняет и классифицирует феномен культуры в типологических характеристиках: конкретно-исторических, ценностно- смысловых, нормативно-регулятивных, знаково-коммуникативных и др.

Говоря предельно кратко, культурология – это комплексная (интегративная) наука о культуре. Она изучает:

  • сущность и структуру культуры;

  • процесс её возникновения, развития и функционирования;

  • национально-этническое своеобразие культур народов мира;

  • общечеловеческие и региональные культурные ценности и творческие достижения человечества;

  • становление духовного мира личности и возможности её самореализации;

  • деятельность социальных (общественных) институтов культуры, осуществляющих процесс культурной преемственности и духовного развития человека и общества;

  • способствование к систематизации исторических и гуманитарных знаний о культуре, позволяет понять явления духовной жизни в едином смысловом контексте и раскрыть единство и целостность мировой цивилизации, состоящей из множества уникальных культур народов мира;

  • наконец, культурология помогает в формировании способности с научных позиций мыслить о социальных и человеческих проблемах, в выработке умения считаться с многообразием взглядов и ценностей, в воспитании интеллигентности, доброжелательности, гуманности, милосердия и благородства (Ю.Н. Солонин, М.С. Каган).

Именно в таком «ключе» и построено содержание всего курса «Культурология» для студентов Московского государственного института электроники и математики (технического университета), из стен которого должны выйти не только высокопрофессиональные специалисты, но, прежде всего, граждане России – её патриоты, труженики и защитники.

Тема I. КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТ КУЛЬТУРОЛОГИИ

Основные вопросы для обсуждения

  1. Культурология – интегративная наука о культуре. Её место в системе гуманитарного знания о феноменах культуры.

  2. Сложность и многообразие научных подходов к определению понятия «культура».

  3. Сущность культуры: её значение для человека и общества. Инкультурация и социализация.

  4. Культура как система. Структура культуры.

  5. Функции культуры в обществе: гуманистическая, аксиологическая, нормативная, коммуникативная, семиотическая и др.

  6. Законы развития культуры (неравномерности, убыстрения, прерывности, непрерывности и др.).

Темы рефератов

Культурология – фундаментальная наука о культуре.

Вильгельм Фридрих Оствальд – крупнейший реформатор науки, основоположник культурологии.

Лесли Алвин Уайт – выдающийся автор «Науки о культуре».

Николай Александрович Бердяев – теоретик отечественной культурологической науки.

Питирим Александрович Сорокин о ценностном содержании культуры.

Становление понятия «культура» от Античности и до наших дней.

Культура как многоуровневая система.

Структура культуры: единство и многообразие субстанциональных и функциональных элементов.

Материальная и духовная культура и их элементы.

Культура – многофункциональная система.

Современная культурология о законах развития культуры.

Возрастание роли культуры как исторической закономерности.

Культура как тип социальной памяти.

Культура как форма трансляции социального опыта.

Культура как способ социализации и инкультурации личности.

Динамика развития культуры.

Высокая миссия культуры в формировании гуманности, милосердия и благородства в современном человеке.

Роль культуры в достижении согласия, взаимопонимания и сотрудничества людей различных национальностей.

Литература 1

Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретация культуры. СПб., 1997.

* Быстрова А.Н. Мир культуры. М., 2002.

* Введение в культурологию. Учебное пособие в 3-х частях по курсу «Теория история мировой и отечественной культуры». Ч. 1-3. Под общ. ред. В.А. Сапрыкина. М., 1995.

Гуревич П.С. Культурология. М., 2003.

Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. М., 1980.

______________________

1. Литература, обозначенная «звёздочкой», имеется в библиотеке МИЭМ, а некоторые работы – на кафедре культурологии института.

* Исторические представления о культуре (Платон, Аристотель, Августин, Кант, Гердер, Гегель) // Хрестоматия по культурологии. Учебное пособие.

Ростов-на-Дону, 2004.

* История и культурология. Под ред. Н.В. Шишовой. М., 2004.

Каган М.С. Философская теория ценностей. СПб., 1997.

* Костина А.В. Культурология. Учебник. М., 2009.

* Кравченко А.И. Культурология. М., 2009.

* Кравченко А. И. Хрестоматия по культурологии. М., 2006.

* Культурология. В исходных научных понятиях, структурно-логических схемах, исторических феноменах культуры. Авторы: Э.В. Быкова, С.Н. Комиссаров, Г.А. Носова, В.А. Сапрыкин, Б.В. Скок, Е.Г. Хилтухина, Н.П. Шевцова. Под ред. проф. В.А. Сапрыкина // Глава «Культура как предмет культурологии». М., 2010.

* Культурология XX века. Словарь. СПб., 1997.

* Культурология: История мировой культуры. Под ред. А.Н. Марковой. М., 2006.

* Культурология: Курс лекций. Сост. А.А. Радугин. М., 2003.

Культурология. Под ред. Г.В. Драча. Ростов-на-Дону, 2005.

* Культурология. Под ред. Ю.Н. Солонина и М.С. Кагана. М., 2005.

* Львова Е.П., Фомина Н.И. и др. Мировая художественная культура. От зарождения до XVII века. М. - СПб., 2006

Малиновский Б. Научная теория культуры. М., 2005.

Маркарян Э.С. Очерки теории культуры. Ереван, 1969.

* Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М., 1983.

Межуев В.М. Идея культуры. Очерки по философии культуры. М., 2006.

* Мировая художественная культура. Под ред. проф. Б.А. Эренгросс. М., 2001.

Моль А. Динамика культуры. М., 1971.

* Никитич Л.А. Культурология. Теория, философия, история культуры. Учебник. М., 2008

Ортега-и-Гассет Х. Запах культуры. М., 2006.

* Основы культурологии. Отв. ред. И.М. Быховская. М., 2005.

Садохин А.П. Культурология: теория и история культуры: Учебное пособие. М., 2007.

* Солонин Ю.Н., Каган М.С. Культурология. Учебник. М., 2007.

Сорокин П.А. Динамика культуры. М., 2001.

Теория культуры. Под ред. С. Н. Иконниковой, В. П. Большакова. СПб., 2008.

Фёдоров А. А. Введение в теорию и историю культуры. Словарь. М., 2005.

* Хилтухина Е.Г. Курс лекций по культурологии. Улан-Удэ, 2003.

* Хилтухина Е.Г. Теоретические вопросы культуры. Культура как предмет культурологии. Методические указания. М., 2009.

Хоруженко К. М. Культурология: Учебное пособие. М., 2003.

* Шевцова Н.П. Проблема ценности в теории культуры // Культурология как общая теория культуры (Теоретико – методологические проблемы). Учебное пособие. М., 2002.

Шендрик А.И. Культура в мире: драма бытия. М., 2007.

Тема II. ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ И КОНЦЕПЦИИ

КУЛЬТУРОЛОГИИ

Основные вопросы для обсуждения

  1. Многообразие подходов к изучению культуры. Понятие школы и концепции в культурологии. Общая характеристика культурологических школ и направлений.

  2. Антропологическая школа культурологии: Л.Г. Морган, Э.Б. Тайлор, Д.Д. Фрэзер, А.Л. Крёбер.

  3. Основное содержание цивилизационной школы культурологии: Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А.Д. Тойнби.

  4. Формационная школа культурологии: К. Маркс, Ф. Энгельс, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин.

  5. Психоаналитическая (натуралистическая) школа культурологии: З. Фрейд, К.Г. Юнг, Э. Фромм.

  6. Социологическая школа культурологии: А. и М. Веберы. П.А. Сорокин, Т. Парсонс.

  7. Символическая школа в культурологии: К. Леви – Стросс, Э. Кассирер, Ф. де Соссюр, Ю.М. Лотман.

Темы рефератов

Культурологический плюрализм – выражение коллективного поиска феномена культуры.

Становление культурологической мысли в XVII – XVIII веках.

Культурологические проблемы в философско – исторической литературе XIX века.

Эдуард Бернетт Тайлор – выдающийся исследователь в области культурантропологии.

Культурологические идеи в трудах Иоганна Готфрида Гердера.

Освальд Шпенглер – автор книги «Закат Европы».

Проблемы культурологии в трудах Арнольда Джозефа Тойнби.

Макс Вебер как культуролог.

Центральная идея в культурологических работах марксистов.

Культурологические взгляды Зигмунда Фрейда.

Значение игры в концепции Йохана Хёйзинги.

Становление культурологической мысли в России.

Основные идеи книги Николая Яковлевича Данилевского «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому».

Питирим Александрович Сорокин – выдающийся теоретик культурологической науки.

Николай Александрович Бердяев как культуролог.

Вклад Юрия Михайловича Лотмана в развитие культурологической науки.

Культурологические проблемы в работах Михаила Михайловича Бахтина.

Современная культурологическая мысль в России (Павел Семёнович Гуревич, Геннадий Владимирович Драч, Моисей Самойлович Каган, Георгий Степанович Кнабе, Вадим Михайлович Межуев, Александр Михайлович Панченко, Юрий Никифорович Солонин, Анатолий Иванович Шендрик и др.).

Литература

Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретация культуры. СПб., 1997.

Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

Гердер И.Г. Идеи философии истории человечества. М., 1977.

* Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому. СПб., 1995.

* Избранные идеи теоретиков и историков культуры. Авт. кол.: Е.П. Корякина, В.А. Сапрыкин, Б.В. Скок, А.С. Терехов, В.И. Шульгин. М., 1998.

* Исторические представления о культуре (Платон, Аристотель, Августин, Кант, Гердер, Гегель) // Хрестоматия по культурологии. Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2004.

Каган М.С., Хилтухина Е.Г. Проблема «Запад-Восток» в художественной культуре. М., 1994.

Кассирер Э. Философия символических форм. Т. 1. Язык. М. - СПб., 2002.

* Корякина Е.П. Основные школы и концепции культурологии // Культурология как общая теория культуры (Теоретико – методологические проблемы). Учебное пособие. М., 2002.

Крёбер А.Л., Клакхон К. Культура: критический обзор понятий и определений // Культурология. Дайджест. М., 2000.

Культурология. Альманах. М., 1995.

* Культурология. В исходных научных понятиях, структурно-логических схемах, исторических феноменах культуры. Авторы: Э.В. Быкова, С.Н. Комиссаров, Г.А. Носова, В.А. Сапрыкин, Б.В. Скок, Е.Г. Хилтухина, Н.П. Шевцова. Под ред. проф. В.А. Сапрыкина // Глава «Основные школы и концепции культурологии». М., 2010.

Культурология. ХХ век. Антология. М.,1995.

Культурология. ХХ век. Энциклопедия в 2-х томах. М., 1998.

Лотман Ю.М. Человек – текст – семиосфера – история. М., 1996.

Маркарян Э.С. Очерки теории культуры. Ереван, 1969.

Марксистско – ленинская теория культуры. М., 1984.

Межуев В. Идея культуры. Очерки по философии культуры. М., 2006.

* Михайлова Л.И. Социология культуры. Учебное пособие. М., 2008.

* Основные школы и концепции в культурологии (Ницше, Юнг, Фрейд, Леви – Стросс, Тайлор, Малиновский, Крёбер, Уайт и др.) // Хрестоматия по культурологии. Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2004.

* Основы культурологии. Отв. ред. И.М. Быховская. М., 2005.

* Осокин Ю.В. Современная культурология в энциклопедических словарях. М., 2007.

Солонин Ю.Н. Культурология. М., 2007.

* Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

* Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1989.

Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

Фрейд З. Тотем и табу // «Я» и «Оно». В 2-х томах. М., 1993.

Фромм Э. Иметь или быть. М., 1983.

Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

Хёйзинга Й. Человек играющий. М., 2001.

* Шендрик А.И. Теория культуры. М., 2002.

Шпенглер О. Закат Европы. М., 1992.

Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1992.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.

Тема III. КУЛЬТУРА НАРОДНАЯ, ЭЛИТАРНАЯ И МАССОВАЯ

Основные вопросы для обсуждения

  1. Субъект культуры – создатель, носитель, творец, хранитель культурных феноменов.

  2. Народная культура, её характерные черты: синкретизм, традиционность, вариативность и др.

  3. Элитарная культура: субъект, отличительные особенности и критерии.

  4. Массовая культура, её субъект, условия возникновения и функционирования.

  5. Современная субкультура молодёжи в контексте масскультуры (на примере России).

Темы рефератов

Народ – главный исторический субъект культуры.

Субъект культурной деятельности и её социальная дифференциация.

Народная культура как механизм исторической памяти и социального наследования.

Роль традиций в сохранении самобытности культуры.

Взаимоотношения традиций и новаторства в развитии культуры.

Русская народная культура и её ведущие ценности.

Культура труда – основа профессиональной культуры личности.

Этические основы культуры межличностного взаимодействия.

Культура речи как элемент профессиональной компетентности.

Элиты и элитарные культуры в историческом развитии.

«Дегуманизация искусства» Хосе Ортеги-и-Гассета и его элитарная культурологическая концепция.

Элитарная художественная культура: место, роль и значение для национальной культуры.

Экономические предпосылки и социальные функции массовой культуры.

«Массовое общество» - воплощение стадности, унифицированности, шаблонности.

Гедонизм – ценностно-смысловая основа массовой культуры.

Массовое искусство: «за» и «против».

Искусство в условиях рыночной экономики.

Место и роль искусства в жизни современного человека (Какое искусство нужно людям сегодня?).

Ненормативная лексика в русской народной и современной массовой культуре.

Литература

Ашин Г. А. Современные теории элиты: критический очерк. М., 1985.

Бердяев Н. А. Философия неравенства. М., 1990.

Борев В.Ю., Коваленко А.В. Культура и массовая коммуникация. М., 1986.

* Быкова Э.В. Культура народная, элитарная и массовая //Культурология как общая теория культуры (Теоретико-методологические проблемы). Учебное пособие. М., 2002.

Громыко М. М. Мир русской деревни. М., 1991.

Громыко М. М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян Х1Х в. М., 1986.

Гуревич П.С. Приключения имиджа. М., 1991.

Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1995.

Давыдов Ю. Н. Искусство и элита. М., 1966.

Зоркая Н. М. Уникальное и тиражированное. М., 1981.

Карцева Е. Китч или торжество пошлости. М., 1977.

Козлова Н. Н. Безвкусица масс и вкус интеллектуалов // Общественные науки и современность. 1994. № 3.

* Костина А. В. Культурология. Учебник. М., 2009.

Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. М., 2003.

Кравцов Н. И., Лазутин С. Г. Русское устное народное творчество. М., 1977.

Кукаркин А. В. Буржуазная массовая культура (теории, идеи, разновидности, образы). М., 1985.

* Культурология. В исходных научных понятиях, структурно-логических схемах, исторических феноменах культуры. Авторы: Э.В. Быкова, С.Н. Комиссаров, Г.А. Носова, В.А. Сапрыкин, Б.В. Скок, Е.Г. Хилтухина, Н.П. Шевцова. Под ред. проф. В.А. Сапрыкина // Глава «Культура народная, элитарная и массовая». М., 2010.

* Культурология. ХХ век. Словарь. СПб., 1998.

Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М., 1998.

Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.

Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб., 1997.

Массовая культура: иллюзии и действительность. Под ред. Э.Ю. Соловьёва. М., 1975.

* Массовая культура. Учебное пособие. М., 2004.

Мунье Э. Манифест персонализма. М., 1999.

Народная культура в современных условиях. М., 2000.

Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры. М., 1983.

Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды. М.,1997.

Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1981.

Путилов Б. Н. Фольклор и народная культура. СПб., 1994.

Русские: Народная культура (история и современность). Т. 4. Общественный быт и праздничная культура. М., 2000.

* Сапрыкин В. А. Русская культура: понятие, генезис, самобытность, амбивалентность. М., 2005.

Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994.

Шестаков В. П. Мифология ХХ века. М., 1988.

Элитарное и массовое в русской художественной культуре. М., 1996.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Планы семинарских занятий (8)

    Планы семинарских занятий
    Планысеминарскихзанятий по курсу " О Р Г А Н И З А Ц И Я И Т Е Х Н И К А М Е Ж Д У Н А Р О Д Н Ы Х Р А С Ч Е Т О В " для студентов V ... В.В. "Международные банковские расчеты" // М., МГИМО, 2006 Семинарскоезанятие № 5 (на 2 ч.) Тема: "Кредитование и ...
  2. Планы семинарских занятий (2)

    Планы семинарских занятий
    ПЛАНЫСЕМИНАРСКИХЗАНЯТИЙ (очная форма обучения, ... человека). При подготовке к семинарскомузанятию необходимо проанализировать положения Конституции ... Методические указания: При подготовке к семинарскомузанятию необходимо определиться в первую очередь ...
  3. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ (3)

    Семинар
    ПЛАНЫСЕМИНАРСКИХЗАНЯТИЙ Тема 1. Роль русского народного творчества в ... . Предложить новые творческие формы учебных занятий и обосновать их новизну и целесообразность, отличие ...
  4. Планы семинарских занятий тема 1 правовые основы судебно-психиатрической экспертизы

    Планы семинарских занятий
    ПЛАНЫСЕМИНАРСКИХЗАНЯТИЙ Тема 1. Правовые ... для усвоения при подготовке к семинарскомузанятию: правоспособность, дееспособность, недееспособность. Тема ... для усвоения при подготовке к семинарскомузанятию: шизофрения, шизотипическое расстройство, ...
  5. Планы семинарских занятий по курсу «избирательное право и избирательный процесс

    Планы семинарских занятий
    ПЛАНЫСЕМИНАРСКИХЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ «ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ... в процессе обсуждения данного вопроса на семинарскомзанятии. К планамсеминарскихзанятий прилагается список рекомендуемых источников, которые ...
  6. Планы семинарских занятий по курсу «юридическая психология» тема 1 основные вопросы общей и социальной психологии - 4 часа

    Планы семинарских занятий
    ПЛАНЫСЕМИНАРСКИХЗАНЯТИЙ по курсу « ... судопроизводстве // Юридическая психология. 2006. № 2. ПЛАНЫСЕМИНАРСКИХЗАНЯТИЙ по курсу «Юридическая психология» для ... . - М., 2000. При подготовке к семинарскимзанятиям и к экзамену студен­ты должны ответить на ...

Другие похожие документы..