textarchive.ru

Главная > Документ


Утверждаю

Заместитель Министра

сельского хозяйства России

Р.З.АЛТЫНБАЕВ

11 мая 2000 года

Согласовано

Проректор Московской

Государственной юридической

академии, академик,

доктор юридических наук

Г.В.ДАШКОВ

13 августа 1999 года

ПОЛОЖЕНИЕ

ПО РАССМОТРЕНИЮ ПРЕТЕНЗИЙ ВЛАДЕЛЬЦЕВ МАШИН

И ОБОРУДОВАНИЯ ПО ПОВОДУ НЕНАДЛЕЖАЩЕГО КАЧЕСТВА ПРОДАННОЙ

ИЛИ ОТРЕМОНТИРОВАННОЙ ТЕХНИКИ В ГАРАНТИЙНЫЙ ПЕРИОД

ПРЕДИСЛОВИЕ

Правовое регулирование спорных вопросов при определении ответственности сторон за качество и комплектность при поставке техники (тракторов, автомототранспортных средств, самоходных дорожно-строительных и иных машин и механизмов), а также определение порядка предъявления и рассмотрения претензий по ее качеству и комплектации имеют первостепенное значение в организации надлежащего производственно-технического обслуживания сельского хозяйства и агропромышленного комплекса в целом.

Положение по рассмотрению претензий владельцев машин и оборудования по поводу ненадлежащего качества проданной или отремонтированной техники в гарантийный период разработано в соответствии с действующим законодательством, в первую очередь - Гражданским кодексом Российской Федерации. Им определены основные нормативные положения, касающиеся определения и исчисления гарантийных сроков, качества техники, порядка разрешения спорных вопросов и др.

Положение распространяется как на новые, так и на отремонтированные тракторы, автомобили, самоходные дорожно-строительные и иные машины, их узлы, агрегаты, прицепы к ним. Оно обязательно как для изготовителей (поставщиков), так и для потребителей (покупателей) указанной техники.

Профессор Московской государственной

юридической академии,

доктор юридических наук

Н.Н.ВЕДЕНИН

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящий документ является практическим пособием для владельцев техники при рассмотрении претензий по качеству и комплектности техники, урегулировании разногласий, возникающих при определении ответственности сторон за качество и комплектность техники, за произошедший отказ, а также при установлении порядка взаиморасчетов за восстановление работоспособности техники в гарантийный период ее эксплуатации.

1.2. Документ разработан в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами: Гражданским кодексом РФ, Законами Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг", "О стандартизации", "О защите прав потребителей", "О безопасности дорожного движения", а также положениями о порядке гарантийного обслуживания техники и установленными в эксплуатационной документации гарантийными обязательствами изготовителей по качеству техники (работы, услуги).

1.3. Основная цель разработки настоящего документа - упорядочение рассмотрения претензий за некачественную и некомплектную поставку техники (работы, услуги), а также за непредоставление информации о возможных причинах ее отказов с целью достоверного установления материальной ответственности сторон.

На основе анализа причин отказов изготовителями (исполнителями услуг) разрабатываются мероприятия, направленные на повышение качества изготовления и ремонта техники, а владельцами - на обеспечение надлежащей ее эксплуатации.

1.4. Настоящее положение распространяется на новые и отремонтированные тракторы, автомобили, самоходные дорожно-строительные и иные машины, их узлы, агрегаты, прицепы к ним (далее - техника).

1.5. Продавец (поставщик) техники (работы, услуги), в том числе иностранного производства, обязан иметь лицензию на этот вид торговой деятельности, выдаваемую органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке.

1.6. Продавец (изготовитель, поставщик) техники (работы, услуги), несет ответственность за качество реализуемой техники (работы, услуги). Техника, включенная в номенклатуру продукции и услуг, утвержденную Постановлением Госстандарта России от 23.02.1998 N 5 и введенную с 01.10.1998, не прошедшая обязательную сертификацию с выдачей документа установленного образца, реализации не подлежит.

Продавец (изготовитель, поставщик) техники (работы, услуги), подлежащей обязательной сертификации и реализуемой на территории Российской Федерации, обязан:

реализовать эту технику (работу, услугу) только при наличии сертификата, выданного или признанного уполномоченным на то органом;

обеспечить соответствие реализуемой техники (работы, услуги) требованиям нормативных документов, на соответствие которым она была сертифицирована, и маркирование ее знаком соответствия в установленном порядке;

указывать в сопроводительной технической документации сведения о сертификате соответствия и нормативных документах, которым должна соответствовать техника (работа, услуга), и обеспечивать доведение этой информации до потребителя (покупателя, заказчика);

приостанавливать или прекращать реализацию техники (работы, услуги), если она не отвечает требованиям нормативных документов, на соответствие которым она сертифицирована; по истечению срока действия сертификата или срока службы техники (работы, услуги); а также в случае, если действие сертификата приостановлено либо отменено решением органа по сертификации;

обеспечивать беспрепятственное выполнение своих полномочий должностными лицами органов, осуществляющих обязательную сертификацию техники (работы, услуги) и контроль за сертифицированной техникой (работой, услугой);

извещать орган по сертификации в установленном им порядке об изменениях, внесенных в техническую документацию или в технологический процесс производства (ремонта) сертифицированной техники (работы, услуги).

1.7. Техника, поставляемая на рынок, должна пройти предпродажную подготовку в соответствии с установленным предприятием-изготовителем объемом работ, которая производится продавцом (поставщиком), ремонтной организацией, выполняющей указанное требование на основании договора с продавцом (поставщиком). В сервисной книжке или ином заменяющем ее документе делается отметка о проведении такой подготовки.

1.8. На проданную технику продавец (изготовитель, поставщик) должен выдать покупателю (владельцу) комплект эксплуатационной и ремонтной документации. Номенклатура эксплуатационной документации согласно ГОСТ 27388-87 с дополнениями, входящая в комплект с поставляемой техникой, дана в Приложении 1.

1.9. На основании договора купли-продажи работоспособность техники в гарантийный и послегарантийный периоды обеспечивается техническими центрами дилеров, опорными пунктами предприятий-изготовителей, ремонтно-обслуживающими предприятиями АПК, машинно-технологическими станциями (исполнителями).

2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ДОГОВОРЕ КУПЛИ-ПРОДАЖИ

Поставка техники коммерческим организациям

(ст. 506 ГК РФ) <*>

--------------------------------

<*> Разделы настоящего Положения разработаны в соответствии с пунктами и статьями ГК РФ, указанными под их наименованием.

2.1. При поставке и купле-продаже техники (работы, услуги) продавцам, которыми выступают организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, основным документом, определяющим право и обязанность сторон, является договор поставки (купли-продажи).

2.2. Договор поставки - один из наиболее широко применяемых в предпринимательской деятельности договоров. По принятой в ГК РФ классификации договоров это не самостоятельный тип договора, а вид договора купли-продажи. Как и договор купли-продажи, он направлен на перенесение права собственности (иного вещественного права) от продавца (поставщика) на покупателя и определяет правовой статус поставщика и цель приобретения (покупки) техники.

2.3. В качестве продавца (поставщика) в договоре поставки выступает предприниматель. Это может быть коммерческая организация либо гражданин - индивидуальный предприниматель. Поставщик продает либо производимую им технику, либо технику, закупленную им для продажи.

2.4. При поставке техники в договоре поставки определяют поставщика (продавца) и цель приобретения техники покупателем (получателем).

2.5. Определяется количество техники, подлежащей передаче покупателю, в соответствующих единицах измерения или в денежном выражении.

2.6. При продаже техники нескольких наименований в договоре определяется количество по каждому наименованию. Если договор не позволяет определить количество подлежащей передаче техники, он не считается заключенным (ст. 465 ГК РФ).

2.7. Если по договору поставки передаче подлежит техника в ассортименте по виду, моделям, размерам или иным признакам, продавец обязан передать покупателю технику в ассортименте, согласованном сторонами (ст. 467 ГК РФ).

2.8. В договор поставки включается указание о передаче техники в обусловленные сроки или срок. Срок поставки может быть определен путем указания конкретной даты (месяца, квартала) либо указанием периодов поставки в течение срока действия договора, или может быть установлен график поставки техники (декадный, суточный и т.п.).

2.9. Продавец обязан передать покупателю технику, качество и комплектность которой должны соответствовать договору. В договоре качество и комплектность техники определяются указанием нормативных документов по стандартизации либо показателями качества (надежности, безотказности, эргономическими, эстетическими, экологическими и др.) техники. При этом возможно использование одновременно обоих указанных способов (ст. 469 ГК РФ).

2.10. В договоре поставки должна быть определена цена техники, и покупатель обязан оплатить технику по этой цене. Кроме этого, в договоре должен быть определен порядок расчета за поставляемую технику.

3. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ДОГОВОРЕ РОЗНИЧНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ

Поставка техники частным лицам

(пп. 1, 2, 3 ст. 492 ГК РФ)

3.1. По договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже техники в розницу, обязуется передать покупателю технику, предназначенную для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

3.2. Договор розничной купли-продажи является публичным договором (ст. 426 ГК РФ).

3.3. К отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина, не урегулированным настоящим ГК РФ, применяются законы о защите прав потребителей или иные правовые акты, принятые в соответствии с ними.

3.4. Договором также определяется цель приобретения техники. Когда по договору приобретается техника, как правило, используемая для потребительских нужд (для личного, семейного, хозяйственного использования), то значение имеет правовой статус покупателя, количество приобретаемой техники, правовой статус продавца, его осведомленность о цели покупки.

4. ПОСТАВКА ТЕХНИКИ И ДОСТАВКА

4.1. Поставка техники осуществляется поставщиками путем отгрузки (передачи) техники покупателю, являющемуся стороной договора поставки, или лицу, указанному в договоре в качестве покупателя.

4.2. В случаях когда покупателями по договору поставки выступают организации - оптовые, торговые, комплектующие, снабженческие и иные коммерческие организации, осуществляющие посредническую деятельность по реализации техники, они непосредственно указывают в договоре получателей техники (их отгрузочные реквизиты) либо предусматривают порядок и сроки предоставления отгрузочной разнарядки. Отгрузочная разнарядка - документ, в котором покупатель указывает получателей товаров и их отгрузочные реквизиты.

4.3. Доставка техники осуществляется поставщиком путем отгрузки ее транспортом, предусмотренным договором поставки и на определенных в договоре условиях.

4.4. При использовании поставщиком обязанности доставки техники покупателю (получателю) путем передачи органу транспорта стороны в договоре предусматривают вид транспорта (железнодорожный, водный, воздушный); скорость доставки (грузовая или иная скорость). При выборе вида транспорта должно учитываться то обстоятельство, на какую из сторон относятся расходы по доставке (ст. 510 ГК РФ).

5. ГАРАНТИЙНЫЕ СРОКИ ТЕХНИКИ

(пп. 1, 2, 3, 4 ст. 471 ГК РФ)

5.1. Гарантийные сроки техники устанавливают в стандартах и технических условиях на ее изготовление (ремонт) в целях обеспечения стабильности показателей качества, повышения ответственности изготовителей (исполнителей) и защиты прав потребителей (владельцев). Гарантийные сроки по отдельным видам техники даны в Приложении 2.

5.2. Гарантийный срок начинает исчисляться с момента передачи техники <*> (результатов работы, услуги) покупателю, если иное не предусмотрено договором купли-продажи.

--------------------------------

<*> Для техники сезонного использования - с момента ее использования.

5.3. Если покупатель лишен возможности использовать технику, в отношении которой договором установлен гарантийный срок, по обстоятельствам, зависящим от продавца (поставщика), гарантийный срок не исчисляется до устранения соответствующих обстоятельств продавцом (поставщиком).

Если иное не предусмотрено договором, гарантийный срок продлевается на время, в течение которого техника не могла использоваться из-за обнаруженных в ней недостатков, при условии извещения продавца (поставщика) о недостатках техники.

5.4. Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, гарантийный срок на комплектующее изделие считается равным гарантийному сроку на основное изделие и начинает исчисляться одновременно с гарантийным сроком на основное изделие.

5.5. На технику (комплектующее изделие), переданную продавцом (поставщиком) взамен техники (комплектующего изделия), в которой в течение гарантийного срока были обнаружены недостатки, устанавливается гарантийный срок той же продолжительности, что и на замененную, если иное не предусмотрено договором купли-продажи.

6. СРОК СЛУЖБЫ ТЕХНИКИ

(пп. 1, 2 ст. 472 ГК РФ)

6.1. Законом "О защите прав потребителей" (п. 1 ст. 5) предусмотрено право изготовителя устанавливать срок службы на технику, предназначенную для длительного использования. Под таким сроком понимается период, в течение которого изготовитель обязуется обеспечивать потребителю возможность использовать технику по назначению до истечения этого срока и несет ответственность за существенные недостатки, возникшие по вине изготовителя.

6.2. В отношении техники длительного пользования, которая по истечению определенного периода может представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинить вред его имуществу или окружающей среде, предусмотрена обязательность изготовителя устанавливать срок службы.

6.3. Перечень техники, на которую изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок службы, утвержден Постановлением Совета Министров СССР от 22 октября 1990 г. N 1072. В данный перечень включены тракторы, самоходные сельскохозяйственные и дорожно-строительные, автотранспортные и иные машины и прицепы к ним (Приложение 3).

Срок службы действует также в отношении комплектующих изделий техники: деталей, узлов, агрегатов этих машин.

7. КАЧЕСТВО ТЕХНИКИ (РАБОТЫ, УСЛУГИ)

(пп. 1, 2, 3, 4 ст. 469 ГК РФ)

7.1. Продавец (поставщик) должен предоставить покупателю возможность до оформления покупки проверить качество выполненных работ по предпродажной подготовке техники, ее укомплектованность, а также ознакомиться с инструкцией о порядке обслуживания и эксплуатации техники.

Руководство по эксплуатации на новую технику иностранного производства должно быть переведено на русский язык без взимания дополнительной платы.

7.2. Продавец (поставщик) обязан передать покупателю технику (работу, услугу), качество которой соответствует договору купли-продажи.

7.3. Если продавец (поставщик) при заключении договора был поставлен покупателем в известность о конкретных целях приобретения техники (работы, услуги), продавец (поставщик) обязан передать покупателю технику, пригодную для использования в соответствии с этими целями.

7.4. При продаже техники по образцу и (или) по описанию продавец (поставщик) обязан передать покупателю технику, которая соответствует образцу и (или) описанию.

7.5. Если в установленном законом порядке предусмотрены обязательные требования к качеству продаваемой техники (работы, услуги), то продавец (поставщик), осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю технику, соответствующую этим обязательным требованиям.

По соглашению между продавцом (поставщиком) и покупателем может быть передана техника (работа, услуга), соответствующая повышенным требованиям к качеству по сравнению с обязательными требованиями, установленными в предусмотренном законом порядке.

7.6. В договоре качество техники (работы, услуги) определяется путем указания нормативных документов по стандартизации либо показателей качества (количественных характеристик техники, показателей надежности, безопасности, энергоемкости, эргономичности, эстетичности, экологичности и др.) техники.

7.7. В соответствии с Законом о стандартизации к нормативным документам по стандартизации, действующим на территории РФ, относятся государственные стандарты РФ (ГОСТы); применяемые в установленном порядке международные стандарты; правила, нормы и рекомендации по стандартизации; общероссийские классификаторы технико-экономической информации; стандарты отраслей (ОСТы); стандарты предприятий (СТП); стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. ГОСТы определяют требования к качеству техники, имеющей межотраслевое значение.

Требования к качеству, закрепленные в ГОСТах, подразделяются на обязательные, подлежащие соблюдению всеми органами управления и субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, и рекомендательные.

7.8. К обязательным в соответствии с действующим законодательством относятся требования, направленные на обеспечение безопасности жизни, здоровья и имущества, охраны окружающей среды, технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости техники, единства методов контроля и маркировки. В дальнейшем закон может отнести к обязательным и другие требования ГОСТов.

7.9. Все остальные требования, закрепленные в ГОСТах, носят рекомендательный характер (например, основные эксплуатационные характеристики техники, методы их контроля, требования к упаковке, маркировке, транспортировке, хранению, применению и т.п.). Необходимость следовать рекомендательным требованиям стороны определяют при заключении договора и могут отступать от них. Рекомендательные требования связывают стороны при условии, что в договоре купли-продажи имеется ссылка на ГОСТ в целом, а не только на его обязательную часть.

7.10. Обязательные требования к качеству техники (работы, услуги) предусматриваются в установленном законом порядке. Согласно Закону о стандартизации они определяются государственными стандартами РФ, и стороны обязаны включать в договор условие о соответствии техники (работы, услуги) этим требованиям. Таким образом, условие о соответствии техники (работы, услуги) обязательным требованиям ГОСТов является существенным условием договора купли-продажи в силу закона, и при его отсутствии договор считается незаключенным. Это правило в соответствии с п. 4 ст. 469 ГК РФ распространяется только на договоры, в которых продавцами выступают граждане и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность.

В договоре могут быть определены повышенные по сравнению с ГОСТом требования к качеству техники (работы, услуги). Когда ГОСТ предусматривает обязательные требования к качеству, продавец (поставщик), осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю соответствующую им технику, если договором не определены повышенные, по сравнению с обязательными, требования.

8. ИСЧИСЛЕНИЕ СРОКА СЛУЖБЫ ТЕХНИКИ

(пп. 1, 2, 4, 5 ст. 5 Закона "О защите прав потребителей")

8.1. Законом о защите прав потребителей предусмотрено право изготовителя устанавливать срок службы на технику, предназначенную для длительного использования (пункт 6.1 Положения).

Применительно к ответственности продавца за передачу техники (работы, услуги), не выдержавшей установленного срока службы, по аналогии должно применяться правило, действующее в отношении техники (работы, услуги), на которую представлена гарантия качества.

8.2. Срок службы действует также в отношении комплектующих изделий: деталей, узлов, агрегатов. Исчисление срока службы техники производится в единицах времени или в иных единицах измерения (га, у.э. га, км, мото-ч и т.п.).

8.3. Запрещена продажа техники, на которой изготовителем не установлен срок службы, если таковой должен был быть установлен. В отношении тех машин, на которые изготовитель был вправе установить срок службы, но это не сделал, на него возложена обязанность обеспечивать безопасность техники в течение десяти лет со дня ее передачи потребителю.

9. ПРОВЕРКА КАЧЕСТВА ТЕХНИКИ (РАБОТЫ, УСЛУГИ)

(пп. 1, 2, 3, 4 ст. 474 ГК РФ)

9.1. Проверка качества техники (работы, услуги) может быть предусмотрена законом, иными правовыми актами, обязательными требованиями государственных стандартов или договором купли-продажи.

Порядок проверки качества техники (работы, услуги) устанавливается законом, иными правовыми актами, обязательными требованиями государственных стандартов или договором. В случаях когда порядок проверки установлен законом, иными правовыми актами, обязательными требованиями государственных стандартов, порядок проверки качества техники (работы, услуги), определяемый договором, должен соответствовать этим требованиям.

9.2. Если порядок проверки качества техники (работы, услуги) не установлен в соответствии с пунктом 9.1, то проверка качества техники производится в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно применяемыми условиями проверки техники (работы, услуги), подлежащей передаче по договору купли-продажи.

9.3. Если законом, иными правовыми актами, обязательными требованиями государственных стандартов или договором купли-продажи предусмотрена обязанность продавца (поставщика) проверить качество техники (работ, услуги), передаваемой покупателю (испытание, анализ, осмотр и т.п.), продавец (поставщик) должен предоставить покупателю доказательства осуществления проверки качества техники (работы, услуги).

9.4. Порядок, а также иные условия проверки качества техники (работы, услуги), производимой как продавцом (поставщиком), так и покупателем, должны быть одними и теми же.

Если нормативными документами по стандартизации допускается несколько вариантов методов проверки качества одной и той же техники (работы, услуги), стороны в договоре должны четко определить, каким из них они будут руководствоваться при проверке. При отсутствии в договоре такого условия применяется правило об исполнении альтернативного обязательства - продавец (поставщик) выбирает вариант проверки. Поэтому на основании п. 9.4 в этом случае покупатель должен проверять качество техники (работы, услуги) способом, выбранным продавцом (поставщиком).

10. ПОСЛЕДСТВИЯ ПЕРЕДАЧИ ТЕХНИКИ (РАБОТЫ, УСЛУГИ)

НЕНАДЛЕЖАЩЕГО КАЧЕСТВА



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Положение по рассмотрению претензий владельцев машин и оборудования по поводу ненадлежащего качества проданной или отремонтированной техники в гарантийный период

    Документ
    ... Г.В.ДАШКОВ 13 августа 1999 года ПОЛОЖЕНИЕПОРАССМОТРЕНИЮПРЕТЕНЗИЙВЛАДЕЛЬЦЕВМАШИН И ОБОРУДОВАНИЯПОПОВОДУНЕНАДЛЕЖАЩЕГОКАЧЕСТВАПРОДАННОЙИЛИОТРЕМОНТИРОВАННОЙТЕХНИКИ В ГАРАНТИЙНЫЙПЕРИОД ПРЕДИСЛОВИЕ Правовое регулирование спорных вопросов ...
  2. Информационный бюллетень № 9 (660)

    Информационный бюллетень
    ... Санкт-Петербурга", № 3, 29.03.2004); 2) Положениемпорассмотрениюпретензийвладельцевмашин и оборудованияпоповодуненадлежащегокачествапроданнойилиотремонтированнойтехники в гарантийныйпериод, утвержденным Минсельхозом РФ 11.05 ...
  3. Постатейный комментарий к кодексу рф об административных правонарушениях под редакцией и

    Кодекс
    ... машин и оборудованияпо запросам владельцев, государственных и других органов; участия в комиссиях порассмотрениюпретензийвладельцев поднадзорных машин и оборудованияпоповодуненадлежащегокачествапроданнойилиотремонтированнойтехники ...
  4. Автомобиль и другие транспортные средства 1 Виды транспортных средств

    Документ
    ... ресурса поднадзорных машин и оборудованияпо запросам владельцев; - за участие в комиссиях порассмотрениюпретензийвладельцев поднадзорных машин и оборудованияпоповодуненадлежащегокачествапроданнойилиотремонтированнойтехники. Куда ...
  5. Методическое пособие по курсу подготовки специалистов по безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте

    Методическое пособие
    ... высокого технического уровня техники, материалов и оборудования, поставляемых и используемых ... ; - рассмотрение апелляций поповоду действий Органов по сертификации и ... качестве компенсации понесенных им убытков от выплат попретензиям и искам клиентов или ...

Другие похожие документы..