textarchive.ru

Главная > Список учебников


OCR: Ихтик (г.Уфа)

, ihtik@

Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 2-е изд., испр. и доп. — M.: Юристъ. 2004.

Доступно и четко излагаются основные положения системы философского знания, раскрываются мировоззренческое, теоретическое и методологическое значение философии, основные исторические этапы и направления ее развития от античности до наших дней. Отдельные разделы посвящены основам философского понимания мира, социальной философии (предмет, история и анализ основных вопросов общественного развития), а также философской антропологии. По сравнению с первым изданием (М.: Юристъ. 1997) включена глава, раскрывающая реакцию так называемого нового идеализма на классическую немецкую философию и позитивизм, расширены главы, в которых излагаются актуальные проблемы современной философской мысли, философские вопросы информатики, а также современные проблемы философской антропологии.

Адресован студентам и аспирантам вузов и научных учреждений.

УДК 1(075.8)

ББК 87.3

Ф54

ISBN 5-7975-0099-Х (в пер.)

Рецензенты:

А.К. Уледов — доктор философских наук, профессор.

заслуженный деятель науки РФ;

А.В. Федотов — доктор философских наук, профессор.

Авторы:

Г.И. Иконникова — доктор философских наук, профессор;

В.Н. Лавриненко — доктор философских наук, профессор, академик Международной академии информатизации;

В.П. Ратников — доктор философских наук, профессор.

академик Российской академии социальных наук;

М.М. Сидоров — кандидат философских наук, доцент.

Номер страницы предшествует странице – (прим. сканировщика).

ОГЛАВЛЕНИЕ

От авторов...................................................................8

ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ? Вместо введения....................................9

Раздел первый. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЕ, ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ. ЕЕ ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ .......................14

Философия и мировоззрение..............................................14

Вопросы философии.....................................................15

Философия как методология..............................................19

Функции философии.....................................................23

Философия и наука......................................................26

Раздел второй. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ..............30

Глава I. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА .....................................30

1. Общие закономерности возникновения и развития философии Востока и Запада.....................30

2. Особенности развития философии древнего мира Запада и Востока. Различия в проблематике ............... 37

Глава II. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ.....................................42

1. Общие признаки развития философии в средние века на Западе и Востоке.....................42

2. Философская мысль в средневековой Европе. Особенности развития.........43

3. Средневековая арабоязычная философия.................................48

Глава III. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ .............................52

1. Основные черты философии эпохи Возрождения — антропоцентризм, гуманизм ............................................................52

2. Натурфилософия эпохи Возрождения....................................59

Глава IV. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ..................................62

1. Естественно-научные предпосылки философии Нового времени .............62

2. Основные проблемы (онтология и гносеология) ...........................63

3. Социально-философские концепции .....................................72

Глава V. ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XVIII в................................73

1. Просветительский характер философии XVIII в............................73

2. Онтологические и гносеологические проблемы............................75

3. Социально-философские воззрения......................................79

Глава VI. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.........................82

1. Общая характеристика ................................................82

2. Философия Канта.....................................................85

3. Философия Фихте.................................................... 93

4. Философия Шеллинга ................................................ 95

5. Философия Гегеля ................................................... 98

6. Философия Фейербаха............................................... 107

Глава VII. ПОЗИТИВИЗМ.................................................. 113

Глава VIII. НЕОИДЕАЛИЗМ ................................................ 119

Глава IX. МАРКСИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ................................... 127

Глава X. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ............... 135

1. Развитие русской философии в XI—XVII вв............................. 135

2. Русская философия XVIII в........................................... 141

3. Русская философия XIX в. (до возникновения философских систем 70-х гг.) ................. 143

4. Русская философия конца XIX — первой половины XX вв................. 158

Глава XI. СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ......................... 169

1. Главные направления современной философии.......................... 169

2. Основные современные модели философского мышления................. 180

3. Ведущие философские течения 60—70-х гг. XX в........................ 193

4. Философские школы 70—90-х гг. XX в................................ 204

Раздел третий. ОСНОВЫ ФИЛОСОФСКОГО ПОНИМАНИЯ МИРА .......... 218

Глава I. БЫТИЕ............................................................ 218

Глава II. МАТЕРИЯ ........................................................ 230

Глава III. СОЗНАНИЕ..................................................... 246

Глава IV. ДИАЛЕКТИКА.................................................... 262

Глава V. ПОЗНАНИЕ ...................................................... 277

Глава VI. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАТИКИ.................... 295

Раздел четвертый. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ........................... 305

Глава I. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ КАК ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ ОБЩЕСТВА................................................... 305

1. Предмет социальной философии ...................................... 305

2. Материализм и идеализм в социальной философии....................... 308

3. Социальная философия как методология общественных наук............... 311

Глава II. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ В XIX—XX вв. ............. 316

1. Возникновение и развитие позитивистской социальной философии и ее проблематики ...................................................... 316

2. Становление и развитие марксистской социальной философии и ее проблематики ...................................................... 325

3. Психологическое направление ........................................ 327

4. Социально-философские воззрения П. Лаврова и Н.Михайловского........ 334

5. Неокантианство .................................................... 337

6. Социальная философия М.Вебера..................................... 340

7. Теория круговорота локальных цивилизаций ............................ 343

8. Теоретическая социология П.Сорокина................................. 347

9. Эмпирическая социология и структурно-функциональный анализ........................ 351

10. Современная социобиология......................................... 355

11. Технологический детерминизм ....................................... 361

Глава III. ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА....................................... 364

1. Некоторые основополагающие методологические подходы к изучению общества .......................................................... 364

2. Основные сферы жизни общества...................................... 372

3. Социальная структура общества........................................375

4. Политическая система общества........................................380

5. Духовная жизнь общества.............................................383

Глава IV. ДИАЛЕКТИКА ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА.......................399

Глава V. ОБЩЕСТВО И ПРИРОДА...........................................414

1. Философское осмысление проблемы....................................414

2. Экологическая проблема..............................................419

3. Народонаселение ....................................................426

Глава VI. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ......................................430

1. Понятие культуры и цивилизации.......................................430

2. Человеческое измерение культуры .....................................433

3. Общечеловеческое и классовое, национальное и интернациональное в культуре .......................435

4. Культура и цивилизация ..............................................438

5. Технические цивилизации .............................................443

Раздел пятый. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ........................... 448

Глава I. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ..................448

1. Философия Древнего Востока о человеке................................449

2. Проблема человека в философии Древней Греции ........................452

3. Средневековая христианская концепция человека ........................456

4. Человек Нового времени в европейской философии.......................457

5. Немецкая классическая философия о человеке...........................459

6. Антропологическая проблема в русской философии.......................462

Глава И. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ ЧЕЛОВЕКА.............465

1. Проблема антропогенеза..............................................465

2. Сущность и существование............................................473

3. Биологическое и социальное в человеке.................................476

4. Бессознательное и сознательное .......................................478

5. Индивид и личность..................................................483

6. Смысл и цель жизни .................................................488

Глава III. ЛИЧНОСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ..........................492

1. Понятие и природа ценностей .........................................492

2. Социальные ценности и социализация личности ..........................496

Указатель имен..............................................................506

Указатель терминов..........................................................511

8

От авторов

Работая над книгой, мы стремились полнее раскрыть содержание философской мысли в ее историческом развитии, рассмотреть ее актуальные проблемы в контексте современности. Видимо, пришло время для создания нового поколения учебников по философии. Их основной особенностью должен стать отказ от идеологизированного подхода к освещению взглядов мыслителей, к анализу философских проблем.

Жизнь доказала, что различные философские воззрения нередко дополняют друг друга, способствуют всестороннему, глубокому рассмотрению научных вопросов. В этом суть творческого плюрализма, не имеющего ничего общего с механическим соединением разнородных концепций и подходов в изучении явлений действительности.

Наши представления о современном учебнике нашли отражение в его структуре, прежде всего в сочетании историко-философского и проблемного изложения материала с использованием интересных фактов из области последних достижений естественных и общественных наук, а также данных современной общественной практики. Излагаются точки зрения, которые воспринимаются нами как научные.

Мы стремились к тому, чтобы содержание учебника и стиль изложения поднимаемых в нем проблем отражали тот факт, что философия в России становится все более самостоятельной дисциплиной, освобождается от идеологической заданности и конъюнктурных соображений, от абсолютных истин и сугубо категорических суждений. Насколько это удалось, судить читателям. Предполагая продолжить работу над учебником, авторы будут благодарны за полезные замечания и пожелания по его улучшению.

9

ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?

Вместо введения

Термин «философия» происходит от греческих слов «phileo» — любовь и «sophia» — мудрость и означает любовь к мудрости. Однако это еще не раскрывает существа дела, потому что одного любомудрия явно недостаточно, чтобы быть философом. И каждый понимает, что только любовь к мудрости еще не делает человека ее обладателем и творцом, хотя она и является важным условием для того, чтобы стать философом. Кроме того, тут остается открытым вопрос — «что же такое мудрость?» Сами философы отвечали на него по-разному и мудрствовали каждый по-своему. С этим связано и различное понимание философии, да еще в такой степени, что, как писал И.Г. Фихте, «даже между настоящими философскими писателями вряд ли найдется полдюжины таких, которые знали бы, что такое философия» [1].

Первым, кто объяснил слово «философ», был Пифагор (2-я пол. VI — нач. V в. до н.э.). По словам Диогена Лаэртского, именно ему принадлежит высказывание: «Жизнь... подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные — торговать, а самые счастливые — смотреть; так и в жизни иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы — до единой только истины» [2]. Итак, согласно Пифагору, смысл философии — в поиске истины. Разделял это мнение и древнегреческий философ Гераклит (ок. 544 — ок. 483 до н.э.). Однако совсем другого мнения придерживались софисты. Согласно им, главная задача философа — научить своих

1 Фихте И.Г. Ясное, как солнце, сообщение широкой публике о подлинной сущности новейшей философии. М., 1993. С. 5.

2 Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986. С. 309.

10

учеников мудрости. Но мудрость они отождествляли не с достижением истины, а с умением доказывать то, что каждый сам считает правильным и выгодным. Для этого признавались приемлемыми любые средства, вплоть до различного рода уловок и ухищрений. Поэтому рассуждения софистов часто строились на ложных доводах и посылках, на подмене понятий. Примером может служить софизм «Рогатый», выраженный в следующем умозаключении: «То, что ты не потерял, ты имеешь//ты не потерял рога//следовательно, ты их имеешь». Лукавое мудрствование софистов проявляется здесь достаточно очевидно.

Знаменитый древнегреческий мыслитель Платон (428/427—347 до н.э.) полагал, что задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин, что под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой. Философами поэтому не становятся, а рождаются.

По мнению Аристотеля (384—322 до н.э.), задача философии — постижение всеобщего в самом мире, а ее предметом являются первые начала и причины бытия. При этом философия является единственной наукой, которая существует ради самой себя и представляет «знание и понимание ради самого знания и понимания» [1].

Следует отметить, что понимание предмета философии связано и с социально-историческими условиями. Так, например, разложение античного общества, безусловно, повлияло на появление концепций, согласно которым философия призвана освободить человека от страха перед будущим и страданий и способствовать достижению счастья и душевного здоровья. Наиболее значительным представителем такого взгляда был Эпикур (341—270 до н.э.). Образцом того, как можно при помощи философии преодолеть страх перед смертью, может служить следующее его высказывание: «Стало быть, самое ужасное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет. Таким образом, смерть не существует ни для живых, ни для мертвых, так как для одних она сама не существует, а другие для нее сами не существуют» [2].

1 Аристотель. Соч.: В 4 т. М., 1975. Т. 1. С. 69.

2 Диоген Лаэртский. Указ. соч. С. 403.

11

Итак, одни мыслители видели суть философии в отыскании истины, другие в том, чтобы ее утаить, исказить, приспособить к соответственным интересам; одни устремляли свой взор к небу, другие на землю; одни обращаются к богу, другие к человеку; одни утверждают, что философия самодостаточна, другие говорят, что она должна служить обществу и человеку и т.д. Все это доказывает, что философию отличает разнообразие подходов к своему собственному предмету и свидетельствует о ее плюралистическом (множественном) характере.

Особенно отчетливо это проявилось во второй половине XIX — XX вв., когда возникает множество самых различных по своему характеру философских школ и направлений, предметом исследования которых являются многообразные стороны бытия, познания, человека и человеческого существования. В это время со всей очевидностью подтверждается плюралистический и антидогматический, характер философского знания, несводимость его к какой-либо одной, пусть даже очень авторитетной философской парадигме.

Однако сказанное вовсе не означает, что различным философским концепциям не присуще общее. Можно вычленить существенные моменты, свойственные философскому знанию вообще. Это:

1. Исследование наиболее общих вопросов бытия. При этом сама проблема бытия понимается в универсальном смысле. Бытие и небытие; бытие материальное и идеальное; бытие природы, общества и человека. Философское учение о бытии получило название онтологии (от греч. ontos — сущее и logos — учение).

2. Анализ наиболее общих вопросов познания. Познаваем или непознаваем мир; каковы возможности, методы и цели познания; в чем заключается сущность самого познания и что есть истина; каков субъект и объект познания и т.д. При этом философии не интересны конкретные методы познания (физические, химические, биологические и т.д.), хотя она, в большинстве случаев, не игнорирует их. Философское учение о познании получило название гносеологии (от греч. gnosis — знание, познание и logos — учение).

3. Изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития общества. Формально эта проблема, конечно, находит свое место в учении о бытии. Но поскольку именно общество оказывает основное влияние на развитие личности, формирует социальные качества человека, постольку эту проблему следует выделить в отдельный раздел. Раздел философии, который изучает общественную жизнь, называется социальной философией.

12

4. Исследование наиболее общих и существенных проблем человека. Этот раздел также представляется одним из важнейших для философии, поскольку именно человек является исходным и конечным пунктом философствования. Творит и действует не абстрактный дух, а человек. Философия человека называется философской антропологией.

Подытожим. Философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира. Однако это лишь краткая дефиниция, требующая своего дальнейшего пояснения и развития. Прежде всего, философия всегда оформляется в виде теории, формулирующей свои категории и их систему, закономерности, методы и принципы исследования. Специфика философской теории заключается в том, что ее законы, категории и принципы носят всеобщий характер, распространяются одновременно на природу, общество, человека и само мышление. В последнем случае философия выступает как мышление о мышлении. Предмет философии непременно включает в себя и рассмотрение вопроса о том, что такое сама философия, изучение ее истории.

Такое понимание философии определило структуру данного учебного издания.

В Разделе первом раскрываются более конкретно обозначенные выше положения о предмете философии и специфике философского знания. Рассматриваются вопросы, которые по своей сути выражают характер философского осмысления мира, а также порожденные разным решением этих вопросов философские системы — материалистические, идеалистические, религиозные и их разновидности. В связи с этим решаются такие проблемы, как соотношение философии и мировоззрения, философии и науки. Анализируется роль философии как теории и методологии познания человеком мира и самого себя, ее критическая, прогностическая, социальная и другие функции.

В Разделе втором рассматриваются наиболее важные вехи в истории развития философской мысли. Показаны ее общие и специфические черты в философии древнего мира, в философии средних веков, эпохи Возрождения, Нового и Новейшего времени, а также в различных направлениях современной философии. При этом прослеживаются некая внутренняя логика развития философской мысли и особенности ее воплощения во взглядах тех или иных философов.

13

В Разделе третьем излагаются основы философского понимания мира. Рассматриваются фундаментальные философские проблемы: бытия, материи, сознания, диалектики, познания, а также философские проблемы информатики, указывающие на современные способы и средства познания мира.

В Разделе четвертом раскрываются основные положения социальной философии, т.е. философского осмысления проблем общественного развития. Характеризуются основные направления социальной философии. Показано ее значение как теории и методологии познания общественных явлений. Рассматривается взаимодействие основных элементов общества как социальной системы, динамика его развития. Раскрываются такие проблемы, как взаимодействие общества и природы, культура и цивилизация.

В Разделе пятом учебника освещаются основные положения философской антропологии — философского учения о человеке. Показано решение проблемы человека в истории философской мысли, включая современные философские учения. Всесторонне раскрываются сегодняшние проблемы существования человека в обществе и их решение в современной антропологии.

Данноый учебник подготовили: доктор философских наук, профессор, академик Международной академии информатизации В.Н. Лавриненко — руководитель авторского коллектива (Разд. четвертый, гл. I—V); доктор философских наук, профессор Г.И. Иконникова (Разд. второй, гл. I—IX, XI, разд. четвертый, гл. VI); доктор философских наук, профессор, академик Академии социальных наук В.П. Ратников (Вместо введения; Разд. первый; Разд. второй, гл. X, Разд. пятый); кандидат философских наук, доцент М.М. Сидоров (Разд. третий).

14

Раздел первый

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЕ, ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ. ЕЕ ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ

Философия и мировоззрение

Всякая философия является мировоззрением, т.е. совокупностью наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека. Однако это вовсе не означает, что всякое мировоззрение является также философией. Понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Это означает, что первое включает в себя второе. Подобно тому, как понятие «плод» подразумевает, например, не только яблоко, но и грушу, вишню и т.д., так и понятие «мировоззрение» нельзя свести только к философии. Оно включает в себя и другие виды мировоззрения — мифологическое, художественное, религиозное и т.д.

Другой аспект этого вопроса связан с рассмотрением различных уровней отражения действительности. Мировоззрение и философия есть результат отражения мира, но глубина этого отражения может быть различной. Первый элементарный вид отражения происходит на уровне ощущений. Применительно к мировоззрению он связан с мироощущением или миросозерцанием. Здесь фиксируются лишь отдельные, внешние проявления бытия, мир явлений, а не сущностей. Следующие по глубине уровни отражения в этом плане — мировосприятие и миропредставление. Здесь создается уже цельная картина мира, обозначается взаимосвязь процессов и явлений, происходит фиксация их тождества и различия. Однако на этом уровне мировоззрение ограничено больше чувственным опытом, нежели рациональным мышлением, здесь чувства и рассудок еще преобладают над разумом. И только тогда, когда происходит отражение посредством понятий, формируется мировоззрение, способное вскрыть закономерности и сущность явлений и процессов. Понятийное отражение — это самый глубинный уровень отражения, связанный с абстрактным мышлением и теоретическим познанием. Мировоззрение на этом уровне можно назвать миропониманием. Именно его и представляет философия. Таким образом, философия — это высший уровень и вид мировоззрения, это теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение. Она по самой своей сути призвана вскрывать рациональный смысл и всеобщие закономерности существования и развития мира и человека.

15

Наконец, отметим еще один — исторический аспект разграничения философии и мировоззрения. Речь идет о том, что философия — это самый поздний в историческом плане вид мировоззрения, возникший после мифа и религии. В связи с этим следует сказать, что общество уже обходилось и, вообще говоря, может обойтись и без основанной на разуме и мышлении философии, но тогда на ее место автоматически заступает мировоззрение, представляющее или мифологическое мироощущение, или религиозное миропредставление, основанное на вере в сверхъестественные силы. История дает этому самые убедительные доказательства.

Вопросы философии

Философия как сложившаяся система знаний имеет целый ряд специфических вопросов, которые она призвана решать. С одним из таких вопросов мы уже столкнулись — это вопрос «что такое философия?» В зависимости от его решения философ создает свою концепцию, определяет конкретные проблемы и использует те или иные категории для ее раскрытия. Каждая философская система имеет стержневой, главный вопрос, раскрытие которого составляет ее основное содержание и сущность. Так, для античных философов это вопрос о первоосновах всего существующего, для Сократа он связывался с принципом «познай самого себя», для философов Нового времени — как возможно познание, для современного позитивизма — в чем суть «логики научного открытия» и т.д.

Но существуют общие вопросы, раскрывающие характер философского мышления. Прежде всего, среди них следует назвать вопрос о том, что первично: дух или материя, идеальное или материальное? От его решения зависит общее понимание бытия, ибо материальное и идеальное являются его предельными характеристиками. Другими словами, помимо материального и идеального в бытии просто ничего нет. Кроме того, в зависимости от его решения выделяются такие крупные философские направления, как материализм и идеализм. Формулируется целый ряд категорий и принципов, способствующих раскрытию философии в качестве общей методологии познания.

16

Остановимся более подробно на вопросе о материализме и идеализме.

Деление на указанные направления существовало с самого начала развития философии. Немецкий философ XVII—XVIII вв. Лейбниц называл Эпикура самым крупным материалистом, а Платона — самым крупным идеалистом. Классическое же определение обоих направлений впервые было дано видным немецким философом Ф.Шлегелем. «Материализм, — писал он, — все объясняет из материи, принимает материю как нечто первое, изначальное, как источник всех вещей... Идеализм все выводит из одного духа, объясняет возникновение материи из духа или же подчиняет ему материю» [1]. Таким образом, философское значение терминов «материалист» и «идеалист» не следует смешивать с тем. которое им часто придается в обыденном сознании. когда под материалистом подразумевается индивид, стремящийся лишь к достижению материальных благ, а идеалист ассоциируется с бескорыстным человеком, характеризующимся возвышенными духовными ценностями и идеалами.

1 Шлегель Ф. Эстетика Философия. Критика: В 2 т. М., 1983. Т. 2. С. 104—105

Как материализм, так и идеализм неоднородны в своих конкретных проявлениях. В соответствии с этим можно выделить различные формы материализма и идеализма. Так, с точки зрения исторического развития материализма можно отметить следующие его основные формы. Материализм Древнего Востока и Древней Греции — это первоначальная форма материализма, в рамках которой предметы и окружающий мир рассматриваются сами по себе, независимо от сознания как состоящие из материальных образований и элементов (Фалес. Левкипп. Демокрит, Гераклит и др.). Метафизический (механистический) материализм Нового времени в Eepoпe. В его основе лежит изучение природы. Однако все многообразие ее свойств и отношений сводится к механической форме движения материи (Г.Галилей, Ф.Бэкон, Дж.Локк, Ж.Ламетри. К.Гельвеций и др.). Диалектический материализм, в котором представлены в органическом единстве материализм и диалектика (К.Маркс, Ф.Энгельс и др.).

17

Существуют и такие разновидности материализма, как, например, последовательный материализм, в рамках которого принцип материализма распространяется и на природу и на общество (марксизм), и непоследовательный материализм, в котором отсутствует материалистическое понимание общества и истории (Л. Фейербах). Специфической формой непоследовательного материализма является деизм (от лат. deus — бог), представители которого хотя и признавали бога, но резко принижали его функции, сводя их к творению материи и сообщению ей первоначального импульса движения (Ф.Бэкон, Дж.Толанд, Б.Франклин, М.В. Ломоносов и др.). Далее, различают научный и вульгарный материализм. Последний, в частности, сводит идеальное к материальному, сознание отождествляет с материей (Фохт, Молешотт, Бюхнер).

Подобно материализму, идеализм также неоднороден. Прежде всего, следует различать две главные его разновидности: объективный идеализм и субъективный идеализм. Первый провозглашает независимость идеи, бога, духа — вообще идеального начала, не только от материи, но и от сознания человека (Платон, Ф.Аквинский, Гегель). Второй характеризуется тем, что утверждает зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека (Дж. Беркли). Крайней формой субъективного идеализма является солипсизм (от лат. solus — один, единственный и ipse — сам). Согласно последнему, с достоверностью можно говорить лишь о существовании моего собственного Я и моих ощущений.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА В АСПИРАНТУРУ ПО ФИЛОСОФИИ Оренбург 2011

    Программа
    ... .: Издательство “Лань”, 1998. – 320 с. История философии: Учебникподред. Ч. С. Кирвеля. [Текст] – 2-е изд., испр. – Мн ...
  2. Философия программно-методический комплекс

    Документ
    ... Республики Беларусь. - 2006. Философия / учебник для вузов / подред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. - М., 1998. Философия / учебник / подред. В. Д. Губина, Т.Ю. Сидориной ...
  3. Философия планы семинарских занятий и методические указания по курсу для студентов всех специальностей и направлений санкт-петербург

    Планы семинарских занятий
    ... ) Выпуск № 5. - Новосибирск, 2005. История русской философии: учебник / под. ред. М.А.Маслина. – М., 2008. Лосский Н.О. История русской ...
  4. История этических учений Учебник / Под ред

    Список учебников
    ... (г. Уфа) , ihtik@ История этических учений: Учебник / Подред. А.А. Гусейнова. - М.: Гардарики, 2003. - 911 с. ISBN ... Ф. Йодля "История этики в новой философии" (1896-1898), подред. и с предисловием B.C. Соловьева, который отмечал ...
  5. Под ред научное издание психология индивидуальности новые модели и концепции

    Автореферат диссертации
    ... его переживаниями, которые опредмечиваются. На учебнике, отредактированном корифеями отечественной психологии, ... рефлексики в философии и общей психологии творчества Я.А.Пономарева //Психология творчества: школа Я.А.Пономарева./(Подред. Д.В.Ушакова ...
  6. Философия словарь основных понятий и тесты по курсу «философия»

    Тесты
    ... – ДАНА, 2005. – 590с. История философии: учебник для вузов/ ред.: В.П.Кохановский, В.П.Яковлев – 3 – изд. – ... . – 463с. Голубинцев В.О. Философия для технических вузов: учебник/ В.О.Голубинцев, А.А.Данцев, В.С.Любченко; Подред. В.В. Ильина. - Ростов ...

Другие похожие документы..