textarchive.ru

Главная > Документ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство природных ресурсов Российской Федерации

Федеральное агентство по недропользованию

Российский федеральный геологический фонд

(ФГУНПП "Росгеолфонд")

Основные направления совершенствования деятельности организаций МПР России по формированию и использованию государственных информационных ресурсов в области геологии и недропользования

Материалы научно-практической конференции

"70 лет государственным геологическим фондам"

(16-17 октября 2007 г.)

Москва 2008

Основные направления формирования и

использования государственных геологических информационных ресурсов (ГГИР)

Российской Федерации как важной составной

части Единой информационно-аналитической

системы природопользования и охраны

окружающей среды (ЕИСП)

Р.В. Грушин,

Е.В. Попов

(Роснедра)

В.С. Кисляков

(Центрнедра)

Некоторые аспекты платного предоставления

геологической информации

В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 года N 293, Роснедра осуществляет предоставление в пользование за плату геологической информации о недрах, полученной в результате государственного геологического изучения недр.

Начиная с 2006 г., при поступлении заявок на пользование геологической информацией о недрах, полученной в результате государственного геологического изучения недр, сотрудники Роснедра и его территориальных органов осуществляют рассмотрение этих заявок, определяют конкретный размер платы за использование информации и оформляют решение о предоставлении запрашиваемой информации или мотивированный отказ в ее предоставлении, руководствуясь приказами МПР России от 12.12.2005 г. № 340 "Об утверждении Порядка и условий использования геологической и иной информации о недрах, являющейся государственной собственностью" (зарегистрировано в Минюсте РФ 20.02.2006 г. № 7521, опубликовано 06.03.2006 г., начало действия документа 17.03.2006 г.) и от 15.12.2005 г. № 344 "Об утверждении Методики определения конкретного размера платы за геологическую информацию о недрах, полученную в результате государственного геологического изучения недр" (зарегистрировано в Минюсте РФ 31.03.2006 г. № 7650, опубликовано 10.04.2006 г., начало действия документа 21.04.2006 г.).

Приведенные в статье статистические показатели касаются исключительно разрешений, выданных центральным аппаратом Роснедра, на получение в пользование геологической информации из хранилищ федерального фонда геологической информации (ФГУНПП "Росгеолфонд") в 2007 г.

Всего в 2007 г. в Роснедра поступило порядка 300 обращений от потенциальных пользователей геологической информации.

Более чем по 70 обращениям были приняты решения об отказе в предоставлении геологической информации. Главные причины для принятия решения об отказе это: а) заявка составлена не по утвержденной форме;
б) отсутствует перечень информации, составленный в соответствии с каталогами фондов геологической информации; в) отсутствуют документы, разрешающие работу с геологической информацией, содержащей сведения, составляющие государственную тайну.

По 228 обращениям были приняты решения о предоставлении геологической информации в пользование. Общая сумма начисленной платы составила 38 881 200 рублей.

Анализируя обращения, по которым были приняты решения о предоставлении геологической информации в пользование, можно отметить следующее.

Подавляющее большинство обращений (99%) было направлено от организаций. От частных лиц поступило всего 2 заявки на предоставление в пользование геологической информации. Целевое назначение использования геологических информационных ресурсов было различным (рис. 1): для выполнения работ в рамках государственных контрактов выданы разрешения по 123 обращениям, для выполнения научных исследований студентами, аспирантами и докторантами - по 5 обращениям, для иных целей - по 100 обращениям.

Краткий анализ востребованности информационных ресурсов при производстве работ различных направлений (региональные, твердые полезные ископаемые, подземные воды, работы на нефть и газ) позволяет сделать некоторые выводы и предположения. Наибольшее количество заявок (70) было получено от организаций, проводящих работы по различным видам твердых полезных ископаемых за счет собственных средств (рис. 2). Наибольшую заинтересованность в геологической информации при этом проявили компании, специализирующиеся на добыче цементного сырья. Среди предприятий, осуществляющих геологоразведочные работы за счет средств госбюджета, наибольшую активность в использовании материалов, хранящихся в федеральном геологическом фонде, проявили организации, выполняющие региональные геологические работы (51 разрешение). Несмотря на традиционно высокие для нашей страны объемы работ на углеводородное сырье, организации их выполняющие, к материалам федерального фонда обращались редко (всего 34 разрешения - преимущественно на получение балансов запасов полезных ископаемых), что, впрочем, может быть связано с удобством исполнителей получать необходимую им геологическую информацию из территориальных фондов, а также спецификой проводимых работ. Мизерные объемы запросов по направлению "подземные воды" связаны, на наш взгляд, с тем, что плата за геологическую информацию по подземным водам неоправданно высока.

Нельзя не сказать несколько слов о характере запрашиваемой информации. При этом дать объективную оценку востребованности различных видов геологических информационных ресурсов, запрашиваемых для выполнения работ по государственным контрактам, сегодня практически невозможно в связи с большими объемами запросов и в силу недостаточного, на наш взгляд, контроля за настоящим процессом со стороны заказчиков работ. В то же время, организации, выполняющие работы за счет собственных средств, в подавляющем большинстве случаев интересуются геологическими отчетами, полученными на региональной (48%) или разведочной (27%) стадиях геологического изучения недр (рис. 3). Материалы, полученные в результате поисковых и оценочных работ, которые, на первый взгляд, должны быть наиболее интересны недропользователям, сегодня в процесс оборота геологической информации вовлечены слабо.

Исходя из вышесказанного, можно сделать выводы, о том, что на сегодняшний день назрел вопрос о полной или частичной отмене платы за геологическую информацию, что позволит обеспечить:

1. Открытый доступ к геологической информации вне зависимости от платежеспособности пользователя.

2. Повышение инвестиционной привлекательности геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы Российской Федерации.

3. Доступ к геологической информации студентам, аспирантам, докторантам и другим категориям пользователей, использующих геологическую информацию для научных и преподавательских целей; использование всей полноты геологической информации при подготовке кадров для геологической отрасли.

4. Улучшение выполнения условий по рациональному использованию и охране недр за счет использования всей полноты геологической информации при составлении проектов геологического изучения недр, разведки и разработки месторождений полезных ископаемых.

5. Повышение качества и достоверности получаемой в процессе работ геологической информации за счет более полного использования ретроспективной геологической информации.

Рис. 1. Распределение обращений по целевому назначению использования геологических информационных ресурсов (1 - работы по государственным контрактам, 2 - научные исследования, 3 - иные цели).

Рис. 2. Востребованность информационных ресурсов при производстве работ различных направлений.

Рис. 3. Востребованность различных видов геологических информационных ресурсов, запрашиваемых для выполнения работ за счет собственных средств
(1 - отчеты по региональному геологическому изучению недр, 2 - отчеты по поисковым работам, 3 - отчеты по оценочным работам, 4 - отчеты по разведочным работам).

В.Ю. Зайченко

(ФГУП ГНЦ РФ "ВНИИгеосистем")

Геологическая информация о недрах -

объект правовых отношений

на рынке работ и услуг

Согласно 128 статье Гражданского кодекса Российской Федерации "информация, результаты интеллектуальной деятельности, исключительные права (интеллектуальная собственность)" являются объектами гражданских прав, использование которых регулируется нормами гражданского законодательства Российской Федерации. Отсюда следует, что объекты, содержащие геологическую информацию о недрах, также являются объектами гражданских прав и их использование на рынке должно регулироваться нормами законодательства Российской Федерации. Для этого необходимо четкое представление о предмете переуступки прав, так как купля-продажа осуществляется с соблюдением определенных правовых отношений между обладателем объектов геологической информации о недрах и их потребителями.

Предметами переуступки прав на объекты геологической информации о недрах могут быть: а) материальные носители информации (отчеты, карты, разрезы, образцы пород и руд, пробы нефтей, газов, воды, шлифы и т.д.);
б) геологическая информация, содержащаяся на материальных носителях как в обобщенном виде (отчеты, карты, разрезы и т.д.), так и потенциальном виде, требующем дополнительных действий по извлечению и интерпретации содержащейся в них геологической, геохимической и иной информации (образцы пород и руд, пробы нефтей, газов, воды, шлифы и т.д.).

В отношении предметов переуступки прав могут совершаться следующие правовые действия: 1) передача исключительных прав (имущественных прав);
2) предоставление права пользования геологической информацией, содержа-щейся на материальных носителях.

Практически во всех развитых странах мира геологическая информация о недрах считается национальным достоянием и хранится в специальных фондах (хранилищах) во имя настоящих и будущих поколений жителей той или иной страны. К геологической информации о недрах относится не только информация на материальных носителях (бумажных, электронных, оптических и т.д.), но и носители такой информации - керн, образцы пород и руд, шлифы, пробы воды, нефтей и газов и т.д., что позволяет иметь полноценный банк данных, которые могут использоваться как для научных, так и производственных целей. Наиболее совершенной системой сбора и хранения геологической и иной информации о недрах обладают США, создание этой системы принято на уровне политического акта "Об энергетической безопасности 2005", одобренного конгрессом страны и утвержденного Президентом в 2005 г.

На основании этого решения в 2006 г. Министерством внутренних дел США разработана и утверждена специальная программа сохранения геологической, геофизической и иной информации о недрах, которая финансируется из федерального бюджета.

Аналогичная система действует в Канаде, Австралии и других странах мира. В странах СНГ, в основном, сохранилась система сбора и хранения геологической информации о недрах, ранее функционирующая в СССР, однако с некоторыми отличиями от нее.

Международный опыт сбора и хранения геологической и иной информации о недрах является весьма полезным для создания подобной системы в России.

Б.М. Петров, Н.Н. Деревянова

(ФГУНПП "Росгеолфонд")

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ФОНДОВОЙ ОТЧЕТНОЙ ИНФОРМАЦИИ, ЯВЛЯЮЩЕЙСЯ СОБСТВЕННОСТЬЮ НЕДРОПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

В последние годы доля отчетов о геологическом изучении недр, сопутствующих им (ТЭО, ТЭД, ТЭС, КИН, протоколы ГКЗ, ТКЗ, ЦКЗ) и других фондовых материалов, подготовленных за счет собственных средств недропользователей, в годовом массиве отчетности отрасли оценивается в 30-35% и, безусловно, будет нарастать в дальнейшем. Недропользователь может изготовить требуемую геологическую отчетность, создав собственную геологическую службу или передав это на подряд одной геологической организации, либо на подряд и субподряд нескольким геологическим организациям, нередко базирующимся весьма далеко друг от друга. Широко развиты второй, а по сложным работам - третий способ подготовки отчетов, поэтому фонды нередко получают в разные сроки, из разных мест, несколько отчетов, обычно с чем-то различающимися названиями, с формально написанными "Введениями", из которых очень трудно понять к какому из зарегистрированных (учтенных) объектов относится поступившая отчетность. В результате нередко тома, описывающие результаты одной работы, разобщаются, регистрируются отдельно, что создает путаницу, как в каталогах, так и в материалах геологической изученности. Существенной частью этой проблемы стала отчетность нефтеразведочных компаний, которые, как правило, заказывают выполнение полевых геофизических работ одним подрядчикам, а обработку их результатов по тому же объекту - другим. При этом по одному объекту геологический фонд получает в разные сроки два плохо увязанных между собою отчета со взаимоотсылками друг к другу, которые даже в сумме не всегда часто дают требуемую полноту описания результатов изучения недр.

Подрядчики недропользователей порою заменяют часть требуемых ГОСТ 7.63-90 описаний отсылками на какой-нибудь одновременно выходящий или даже будущий отчет этой организации, нередко с разночтениями в написании их названий и разным порядком фамилий исполнителей. Зачастую происходит подмена геофизических профилей, обязательных в отчете согласно отраслевой инструкции, их иллюстративным вариантом, а также отсутствие многих профилей, которые, согласно инструкции, должны быть представлены в иллюстративном варианте. Вырисовывается также стремление части недропользователей представить под разными предлогами не привязываемые к местности, т. е. непроверяемые результаты. Отсутствие каталога координат точек геолого-геофизических наблюдений - одна из наиболее распространенных ныне причин отказа в выдаче извещения о приемке отчета. Нередко отклонения от требований госстандарта и отраслевых инструкций заранее закладываются в геологические задания, большинство из которых сейчас выдается заказчиком подрядчику без согласования с органами управления фондом недр. В результате в геологические фонды поступает отчет по уже завершенному договору подряда с формально обоснованными отклонениями от нормативных требований.

К распространенным недостаткам отчетов недропользователей относятся также не информативность "Введений", обычно написанных в объеме двух-трех абзацев, формально составленные рефераты (часто по типу аннотации), довольно формальное (судя по прилагаемым протоколам) рассмотрение результатов работ, неинформативные справки о стоимости работ, из которых порою невозможно установить источник финансирования, сметная ли (аккордно-договорная) это стоимость или фактические затраты по данным бухгалтерского учета, а также разнообразные местные варианты представления отчетности на условиях конфиденциальности.

Одна из причин серьезного снижения качества отчетности недропользователей кроется в неудовлетворительных формулировках лицензионных соглашений в части требований к отчетности владельца лицензии перед фондами геологической информации и в явно недостаточном контроле органов управления фондом недр за этой отчетностью. В лицензионном соглашении должно быть предельно четко указано, когда, перед какими именно фондами геологической информации должен отчитываться владелец лицензии, каким стандартам, инструкциям и иным нормативным актам должны соответствовать его отчеты. В частности, экземпляр отчета, направляемый в федеральный геологический фонд, должен отвечать требованиям, предъ-являемым к первому экземпляру. Владелец лицензии должен быть официально предупрежден, что информация, вошедшая в текущие информационные отчеты в обязательном порядке должна включаться в окончательный отчет. Он обязан знать, что отчет должен представлять единое структурное целое независимо от количества и мест базирования участвующих в работе подрядчиков и субподрядчиков. К сожалению, в подавляющем большинстве просмотренных нами соглашений четких требований к отчетности нет.

Досрочный отзыв лицензии - не такое уж редкое явление. Иногда лицензия изымается потому, что работы на участке вообще не были начаты в установленные сроки, но есть случаи отзыва по иным причинам при частично проведенных геологических работах. Естественно, что в последнем случае должен быть составлен отчет о результатах работ по незавершенному геологическому заданию, и платежи за недра должны взиматься, пока такой отчет не будет принят геологическими фондами. Ни в одном из просмотренных нами решений об отзыве лицензии мы не нашли даже упоминания о геологической отчетности о результатах работ по изымаемой лицензии, и такие отчеты в фонды не поступали.

Закон РФ "О недрах" разрешает недропользователям представлять обязательную геологическую информацию в фонды на условиях конфиденциальности и возлагает на работников фондов ответственность, вплоть до уголовной, за сохранение конфиденциальности полученной информации. В осуществлении этого права наблюдается много самодеятельности поставщиков отчетов. Распоряжаться вновь полученной информацией о недрах, в т.ч. устанавливать режимы и условия ее использования, может только ее собственник, т.е. юридические или физические лица (или их объединения), профинансировавшие работы, при которых данная информация была получена. Финансирующее лицо устанавливается из "Справки о стоимости работ". Оно обязательно должно быть названо во "Введении" в отчет и, желательно, в реферате и протоколе окончательной приемки отчета. Сообщать об этом на титульном листе в виде многословных надписей не нужно. Также не следует применять самодеятельные грифы вроде "СС" (собственные средства).

Очень многие недропользователи восприняли упомянутое положение Закона "О недрах" как право "вето" на пользование экземплярами обязательной отчетной информации, представляемой в фонды, иные запрещают пользование лишь машиночитаемой версией отчета. С другой стороны, многие недропользователи, особенно из числа тех, кто не получил крупных положительных результатов, представляли в Росгеолфонд отчеты, выполненные за счет собственных средств, на общих основаниях, не вводя никаких ограничений на пользование ими. Известны случаи, когда некоторые ТФИ рекомендовали собственникам информации представлять отчеты непременно на условиях конфиденциальности. Следует пояснить, что предоставление на условиях конфиденциальности - это лишь право, а не обязанность недропользователя.

Основанием для представления отчета на условиях конфиденциальности является наличие в нем коммерческой тайны (в т. ч. потенциальной) или ноу-хау компании. Вопросы обращения такой информации достаточно детально регулирует Закон РФ "О коммерческой тайне" в его новой редакции от 24.07.2007 г. Подчеркнем, что режим конфиденциальности относится к геологической информации, а не к одному из документированных ее экземпляров. Он не зависит от вида документирования - аналоговые распечатки, фотоносители, машиночитаемые носители (включая жесткие диски ЭВМ, на которых обрабатывалась информация) и др. Недопустимо устанавливать разный режим использования для CD-R и бумажной версии отчета, а это делают очень часто.

Режим конфиденциальности устанавливается одновременно для всех документированных экземпляров отчета персонально руководством Заказчика. Работники Подрядчика, составляющие отчет, не имеют права сами устанавливать режим конфиденциальности отчета (но вправе рекомендовать это сделать заказчику). В отчете должно быть указано (как правило, в протоколе его рассмотрения), кем установлен для него режим конфиденциальности. Такой режим не может быть установлен после того, как содержащаяся в отчете информация уже стала известна третьим лицам, не предупрежденным в официальном порядке о наличии в нем коммерческой тайны, в т. ч. если отчет был представлен в фонды первоначально без ограничительных грифов и уже выдавался читателям.

Несколько деталей вопроса. В соответствии с законодательством России, отчеты об экологическом состоянии среды (в т. ч. по геоэкологии) не могут быть отнесены к конфиденциальным, однако ноу-хау по способам ликвидации или снижения различных загрязнений среды могут быть коммерческой тайной их разработчиков, не сообщаемой заказчику. У обрабатывающего геолого-геофизическую информацию предприятия могут быть свои ноу-хау по методике обработки, которые он не желает передавать Заказчику. Их описание должно присутствовать в обязательных экземплярах отчета, поэтому его следует представить в фонды в виде отдельной конфиденциальной тетради. Таким образом, у отчета может оказаться два различных собственника сведений, относимых к коммерческой тайне, содержащейся в различных структурных элементах одного отчета.

Закон "О коммерческой тайне" предусматривает передачу конфиденциальных отчетов, содержащих коммерческую тайну, контрагентам
(в данном случае - фондам геологической информации) по срочному адресному договору. Соглашения обладателя коммерческой тайны с иными контрагентами (например, недропользователя со своими Подрядчиками) о ее неразглашении, даже если их копия включена в отчет, не распространяются на других контрагентов (т. е. на геологические фонды). В качестве договора, пока в отрасли не установлена иная форма, выступает сопроводительное письмо на представляемый в фонды экземпляр отчета, составленное на адресном бланке компании, подписанное первым должностным лицом компании недропользователя или лицом его заменяющим и заверенное мокрой печатью. Рамочные соглашения (например, "считать всю информацию, поступающую в фонды из такой-то организации, конфиденциальной") Законом не предусмотрены.

Закон допускает возможность отмены режима конфиденциальности до истечения его срока (очевидно, возможно и продление ранее установленного срока) путем письменного распоряжения, но ничем не определяет этот срок. На практике срок конфиденциальности обычно устанавливается от 5 до 15, реже
25 лет и обычно увязывается со сроком действия лицензии, однако есть компании, которые, используя эту лазейку в формулировках, пишут "бессрочно". Из практики зарубежных геологических служб известно, что там срок конфиденциальности геологической информации обычно составляет
4-5 лет.

Закон РФ "О недрах" говорит, что условия использования информации, находящейся в собственности недропользователя, устанавливаются ее собственником. На практике это оказалось понято собственниками информации очень широко и вызвало поток различных, громоздких, порою очень сложных для истолкования надписей на титульных листах - кому и при каких условиях можно выдавать данный отчет или какую-то его часть. Работники фондов под угрозой уголовной ответственности за ошибку должны гадать, подходит ли очередной пользователь информации под формулировку ее собственника. Нам представляется, что должно быть только два варианта условий представления отчетной информации недропользователем: либо он представляет ее на общих основаниях, без ограничений в пользовании, либо на условиях конфиденциальности, и тогда каждый раз сам решает, на каких конкретно условиях (с оплатой или без, ее размер и др.) он разрешает данному конкретному пользователю ознакомление со своим отчетом либо отказывает ему в этом. Такой вариант позволяет легче учитывать меняющуюся конъюнктуру рынка, которая вряд ли может быть определена вперед на длительный срок, тем более, "бессрочно2.

Наличие в отчете коммерческой тайны или иных конфиденциальных сведений обозначается грифом "Коммерческая тайна" или "Конфиденциально" с указанием предельного срока действия грифа, размещаемым в правой верхней части титульного листа (этикетки) единицы хранения, содержащих такие сведения. Гриф наносится также на несброшюрованный конфиденциальный фондовый материал и вносится в его списки (описи). Если в той же единице хранения содержится государственная тайна, соответствующий гриф размещается выше грифа "Коммерческая тайна". Предлагаемый некоторыми организациями гриф "Строго конфиденциально" не имеет никакого смысла, так как гриф "Конфиденциально" полностью запрещает фондам предоставлять эту информацию без письменного разрешения ее владельца. Для удобства пользования отчетом рекомендуется переплетать его конфиденциальные структурные элементы отдельно от неконфиденциальных. Такие элементы должны иметь самостоятельные формуляры выдачи.

Из приведенного далеко не полного изложения особенностей работы с конфиденциальной информацией видно, что она очень усложняет труд работников фондов. Не случайно Закон РФ "О коммерческой тайне", ст. 11, п. 2 предусматривает, что доступ работника к информации, составляющей коммерческую тайну, осуществляется с его согласия. Думается, что такая работа требует и соответствующих доплат. Очевидно, это должны быть средства собственников информации, что поможет им более продуманно относить информацию к конфиденциальной и более правильно назначать сроки ограничений пользования ею. Считаем, что на новом этапе было бы полезно вернуться к документу Росгеолкома, получившему наименование "Концепция защиты коммерческой тайны в геологии", и на его основе согласованным действием всех звеньев системы фондовой информации и природоохранных органов навести порядок в представлении отчетности недропользователей.

Т.Ф. Мерецкова, Г.П. Ковтонюк

(ФГУНПП "Росгеолфонд")

О результатах работ в рамках реализации

Постановления Правительства РФ № 873



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Российский федеральный геологический фонд (фгунпп " росгеолфонд" )

    Документ
    Министерство природных ресурсов Российской Федерации Федеральное агентство по недропользованию Российскийфедеральныйгеологическийфонд (ФГУНПП "Росгеолфонд") Основные направления совершенствования деятельности ...
  2. " Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по предоставлению государственной услуги по предоставлению в пользование геологической информации о недрах полученной в результате государственного

    Регламент
    ... ) Интернет-сайт Федеральныйфондгеологической информации Федеральное государственное унитарное научно-производственное предприятие "Российскийфедеральныйгеологическийфонд" (ФГУНПП "Росгеолфонд") 3-я Магистральная ул ...
  3. Свод правил по проектированию и строительству сп 11-105-97 " инженерно-геологические изыскания для строительства многолетнемерзлых грунтов" (одобрен письмом госстроя рф от 3 ноября 1999 г n 5-11/140) engineering geological site investigations

    Документ
    ... геологическому изучению недр" (МПР России. - М.: ФГУНППРосгеолфонд, ... и ведения инженерно-геологическихфондов может быть делегировано ... федеральных природоохранных норм и правил и региональных нормативных документов соответствующих субъектов Российской ...

Другие похожие документы..