Главная > Рабочая программа


БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ

Факультет среднего медицинского профессионального образования

Кафедра гистологии, эмбриологии и цитологии

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета СМПО

Вотинцев А.А. _____________

(подпись)

« » ___________ 200_ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Основы цитологии

Индекс СД.08

По специальности (название, код): 0407-060110 «Лабораторная диагностика»

Форма обучения: очная

Курс: 4 Регистрационный № _______

Семестр: 7,8 Экз. №

Вид и объем занятий

Часов

Форма контроля

Количество/ семестр

Объем по ГОС ВПО

50

Экзамен

Объем по учебному плану (всего)

50

Зачет

8

В том числе:

Курсовая работа

Лекции

8

Контрольная работа

Семинары

Реферат

Лабораторные

История болезни

Практические

32

Др. формы (в соответствии с учебным планом)

Самостоятельная работа студентов

10

Ханты-Мансийск — 2009г.

Рабочая программа разработана в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню выпускников (ГОС СПО) по специальности: 060110.51 «Лабораторная диагностика» базовый уровень среднего профессионального образования, на основании типовой программы «Основы цитологии», ГОУ ВУНМЦ, Москва, 2004.

Рабочую программу разработали

Фамилия И.О.

Должность

Учёная степень,

учёное звание

Кафедра

Янин В.Л.

Зав. кафедрой

д.м.н., профессор

Гистологии, эмбриологии, цитологии

Бондаренко О.М.

Доцент кафедры

к.б.н.

Гистологии, эмбриологии, цитологии

Молокова С.А.

Старший преподаватель кафедры

Гистологии, эмбриологии, цитологии

Рецензент

Фамилия И.О.

Должность

Учёная степень,

учёное звание

Кафедра

Зуевский В.П.

Зав. кафедрой

д.м.н., профессор

биологии с курсом микробиологии БУ ВПО ХМАО-Югры «Ханты-Мансийский государственный медицинский институт», г.Ханты-Мансийск

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры

гистологии, эмбриологии, цитологии

Протокол № от « » 200___г.

Зав. кафедрой, д.м.н., профессор В.Л. Янин______________

Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании ЦМК

Цикловой методической комиссией медико-биологических дисциплин Ханты- Мансийского государственного медицинского института

Протокол № от « » 200___г.

Председатель ЦМК, д.м.н., проф. __________ Корчин В.И.

1. Пояснительная записка

Данная рабочая программа предназначена для реализации требований Государственного образовательного стандарта к содержанию и уровню подготовки выпускника по дисциплине «Основы цитологии».

Простота и безопасность получения материала для цитологического исследования, минимальные материальные затраты и эффективность диагностики, обусловили широкое применение этих методов в профилактическом скрининге и дифференциальной диагностике предопухолевых состояний и злокачественных новообразований, а также ряда воспалительных заболеваний. Современный уровень развития клинической цитологии предъявляет высокие требования к уровню подготовки всего персонала клинических цитологических лабораторий, отвечающего за качество и достоверность результатов исследований.

Данная программа ставит своей целью подготовку медицинского лабораторного техника, владеющего основными цитологическими методиками и знающего принципы организации и методы работы цитологической лаборатории. Современный медицинский лабораторный техник должен не только грамотно владеть цитологической техникой, но и уметь самостоятельно выявлять и решать возникающие проблемы в пределах своей компетенции. Главной задачей курса должно стать обучение студентов умению проведения цитологических методик, так и интерпретации полученных результатов.

В соответствии с Государственным образовательным стандартом по специальности лабораторная диагностика, после изучения курса «Основы цитологии» студент должен иметь представление:

  • о роли цитологических исследований в профилактическом скрининге опухолевых заболеваний и дифференциальной диагностики ряда воспалительных процессов;

  • о структуре и организации работы цитологической лаборатории;

  • о способах получения материала для цитологического исследования;

  • о гистофункциональных особенностях клеток различных тканей;

  • об этиопатогенезе предопухолевых и опухолевых заболеваний, их дифференциальной диагностики;

  • об этиологии и механизмах развития воспалительных процессов;

  • о теоретических основах окраски клеточных структур;

  • о специальных методах окраски цитологических препаратов;

должен знать:

  • типы цитологических лабораторий, принцип ведения лабораторной документации;

  • принцип организации рабочего места лабораторного техника в цитологической лаборатории;

  • функциональные обязанности медицинского лабораторного техника в цитологической лаборатории;

  • виды цитологических исследований;

  • особенности забора материала из различного биологического субстрата;

  • принцип маркировки материала, способы его транспортировки;

  • способы обработки, фиксации биологического материала;

  • методы окраски препаратов для цитологического исследования;

  • необходимый набор реактивов и красителей;

  • понятие о патологии клетки;

  • цитологические признаки опухолевых клеток;

  • морфологическую картину воспалительного процесса, гранулематозной и грануляционной ткани;

должен уметь:

  • отбирать материал и владеть техникой приготовления, фиксации и окраски цитологических препаратов;

  • готовить фиксаторы, красители и другие реактивы по прописям;

  • производить цитохимическое исследование цитологического материала;

  • вести необходимую лабораторную документацию.

Знания и умения, полученные студентами после изучения курса «Основы цитологии», позволят выпускникам применять их в повседневной деятельности при работе в любой морфологической лаборатории.

Курс «Основы цитологии» изучается на третьем году обучения (4 курс) с учетом знаний и умений, полученных на базе курсов «Гистологии с гистологической техникой», «Основ общей и клинической патологии» и других специальных и общепрофессиональных дисциплин.

Примерная программа рассчитана на 40 часов аудиторного времени, из них 32 часа выделяется на практические занятия и 8 часов на теоретические. Программа состоит из четырех разделов:

Задачи и роль клинической цитологии на современном этапе развития медицины. Типы цитологических лабораторий. Организация работы цитологической лаборатории.

Клетка. Понятие о патологии клетки. Типы эпителия.

Способы получения клеточного материала для цитологического исследования.

Цитологические методики.

Тематика первого раздела дает студенту базисные знания для работы в цитологической лаборатории (задачи цитологических исследований, функциональные обязанности лабораторного техника, виды цитологических исследований).

Изучение второго раздела программы позволяет студентам восстановить знания и умения, полученные из смежных специальных и общепрофессиональных дисциплин, а также создать представления об этиологии, патогенезе воспалительных и опухолевых процессов; знать цитологические признаки опухолевых клеток, учиться диагностировать их при световой микроскопии. Материалы данного раздела отбирались с учетом их значения для последующего успешного освоения курса и в перспективе – для практической деятельности.

Третий раздел примерной программы включает рассмотрение различных способов получения клеточного материала для цитологического исследования. В ходе изучения данного раздела у студентов создается представление об основных способах забора материала, оценке его качества. У учащихся формируются знания и умения владения определенными техническими приемами, обеспечивающими качественный забор материала для цитологического исследования, а также создается понимание роли медицинского лабораторного техника в этом процессе.

Тематика четвертого раздела дает студенту базисные знания основ цитологических методик. В процессе изучения раздела студенты получают не только теоретические знания (классификация красителей, их химические свойства, артефакты), но и овладевают техникой наиболее распространенных видов окраски цитологических препаратов, умением составлять схемы окрашивания в соответствии с прописями, а также умениями выявления артефактов в препарате.

Изучение перечисленных разделов позволяет развивать у студентов логическое мышление, вырабатывать алгоритмы работы медицинского лабораторного техника в стандартных и нештатных ситуациях в условиях цитологической лаборатории.

Изучение программы завершается экзаменом, включающим тестовый контроль знаний, решение профессиональных задач и выполнение практических манипуляций. Вопросы дисциплины «Основы цитологии» включены в Итоговую государственную аттестацию по специальности.

2. Содержание учебной дисциплины

Тематический план лекций по учебной дисциплине основы цитологии

темы

Название темы

Содержание темы

Часы

Раздел 1. Задачи и роль клинической цитологии на современном этапе развития медицины. Типы цитологических лабораторий.

1

Введение. Роль цитологических исследований в профилактической и диагностической медицине.

Изучение цитологии имеет большое значение для медицины, так как практически все заболевания организма человека являются результатом различных клеточных поражений или нарушений функций клеток различных органов.

Клиническая цитология – метод морфологического анализа, основанный на изучении и оценке клеточного материала, полученного разными способами из различных органов и тканей организма. В настоящее время цитологические исследования широко применяются в клинической диагностике различных заболеваний. Это происходит как в результате технического совершенствования и повышения информативности морфологических методов, так и благодаря достижениям эндоскопии и других приемов, позволяющих получить материал для исследования из подавляющего большинства органов и тканей.

На эффективность конечных результатов цитологического исследования непосредственное влияние оказывает качество взятого на исследование материала, соблюдение всех правил его обработки, вплоть до окраски цитологического препарата. Именно эта часть работы возлагается на медицинского лабораторного техника, от знаний и умений которого во многом зависит клинический диагноз пациента и его дальнейшая судьба.

2

2

Типы цитологических лабораторий. Виды цитологических исследований. Ведение лабораторной документации.

Типы цитологических лабораторий: централизованные; специализированные; цитологические отделы при патологоанатомических бюро; цитологические группы в составе клинической лаборатории. Одноэтапные и двухэтапные методы работы цитологической лаборатории. Роль медицинского лабораторного технолога в двухэтапном методе работы цитологической лаборатории.

Организация работы цитологической лаборатории. Директивные документы, регламентирующие работу цитологической лаборатории (Приказ № 380 от 25.12.1997г.; «Организация работы ЦЦЛ» от 09.1990г. и др.).

Функциональные обязанности медицинского лабораторного техника в цитологической лаборатории, организация его рабочего места. Оборудование цитологической лаборатории: типы микроскопов, центрифуги, аппараты для автономной окраски препаратов, лабораторная посуда и т.д.

Учетная документация цитологической лаборатории: журнал регистрации поступивших анализов и их результатов; журнал гисто-цитологических сопоставлений; журнал тяжелой патологии. Архив, регистрация и выдача архивного материала.

Техника безопасности при работе с цитологическим материалом (регламентирующие документы).

2

Раздел 2. Клетка. Понятие о патологии клетки. Типы эпителия.

3

Структурные компоненты животной клетки. Клеточный цикл. Воспаление. Виды воспаления. Реакция клеток на воспаление.

Определение понятия «клетка», общий план строения животной клетки. Органеллы, классификация. Морфология, функции органелл общего и специального значения. Включения, классификация, функции.

Строения ядра, его составные части, ядерно-цитоплазмати-ческое соотношение в нормальных клетках.

Основные процессы, происходящие в ходе деления клетки и связанные с ними морфологические изменения, значение их для цитологической диагностики. Клеточный цикл. Старение и гибель клетки. Апоптоз клетки, морфологические проявления. Некроз, его морфологические признаки.

Воспаление, этиология, механизмы. Острое воспаление, стадии процесса: альтернативная, экссудативная, пролиферативная, их цитологические признаки. Исходы острого воспаления. Хроническое воспаление: продуктивное, формирование грануляционной ткани, ее клеточный состав, рубцовая ткань. Понятие гранулемы, клеточный состав, этапы формирования. Определение понятия «специфическое» воспаление. Инфекционные гранулемы: туберкулезная гранулема (строение, клеточный состав), сифилитическая гумма, гранулемы при микозах др.

2

4

Морфология эпителиальной ткани. Гистофункциональные особенности клеток эпителия различных органов. Опухоли, классификация, цитологические признаки опухолевых клеток. Дифференциальная диагностика воспалительных предопухолевых и опухолевых заболеваний.

Гистогенетическая и морфологическая классификация эпителиальной ткани. Общие морфологические характеристики эпителиев (однослойного, многослойного, железистого). Гистофизиологические особенности эпителиальных клеток различных органов (эпидермис кожи, многорядный эпителий воздухоносных путей, эпителий слизистой оболочки различных отделов желудочно-кишечного тракта, переходный эпителий слизистой мочевого пузыря, эпителий слизистых оболочек половых органов).

Компенсаторно-приспособительные процессы: регенерация, виды; понятия «гипертрофия», «атрофия».

Предопухолевые заболевания, этиопатогенез. Цитологическая характеристика предопухолевых процессов - гиперплазия, метаплазия, дисплазия.

Опухоли, этиология. Гистогенетическая классификация опухолей. Морфологическая характеристика опухолей. Проявления клеточного и тканевого атипизма. Рост опухоли: инфильтрирующий, экспансивный. Доброкачественные опухоли, общая характеристика, цитологические признаки. Злокачественные опухоли, характеристика, цитологические критерии злокачественности – общие и частные. Метастазирование опухолей.

Роль цитологического и гистологического исследования в диагностики опухолей.

2

Всего часов:

8

Тематический план практических занятий по учебной дисциплине основы цитологии

темы

Название темы

Содержание темы

Часы

Раздел 2. Клетка. Понятие о патологии клетки. Типы эпителия.

2.1

Структурные компоненты животной клетки. Клеточный цикл. Воспаление. Виды воспаления. Реакция клеток на воспаление.

Микроскопия разных стадий острого, хронического и специфического воспаления. Отличительные признаки гранулематозного воспаления. Выявление измененных клеточных структур, определение стадии воспалительного процесса. Определение цитологических различий грануляционной и грануломатозной ткани. Зарисовка видимой морфологической картины в альбом.

2

2.2

Морфология эпителиальной ткани. Гистофункциональные особенности клеток эпителия различных органов. Опухоли, классификация, цитологические признаки опухолевых клеток. Дифференциальная диагностика воспалительных предопухолевых и опухолевых заболеваний.

Характерные признаки злокачественности в отдельных клетках: полиморфизм форм и размеров клеток, характерные изменения ядра, аномалии деления клетки, изменения взаимоотношений опухолевых клеток между собой. Выявление цитологических признаков злокачественности в клетках, зарисовывка измененных клеток.

2

Всего по разделу

4

Раздел 3. Способы получения клеточного материала для цитологического исследования.

3.1

Основные способы получения клеточного материала для цитологического исследования. Особенности технических приемов. Аппаратура. Способы фиксации, правила транспортировки и маркировки материала.

Способы получения материала для цитологического исследования: эксфолиативный, пункционный, эндоскопический, биопсийный. Их общая характеристика. Инструментарий для получения цитологического материала при гинекологических осмотрах (шпатель Эйра, щеточка, канюля, ершик), шприцы и иглы для производства пункций.

Приготовление стекол для получения мазков. Правила подготовки новых стекол и повторно используемых предметных стекол. Смесь Никифорова, ее назначение, моющие растворы. Белково-глицериновый раствор для стекол.

Способы маркировки стекол в лабораторных условиях. Маркировка флаконов с жидким материалом. Сопроводительные документы, бланки направления материала на цитологическое исследование.

Правила транспортировки. Очередность доставки материала в лабораторию - первоочередная доставка жидких материалов (мочи, промывных вод, мокроты и т.д), возможность хранения высушенных мазков. Контейнерная система упаковки и доставки материала.

Фиксация полученного материала, сущность процесса и важность этапа для дальнейшего исследования. Фиксирующие растворы для мазков (метанол, спирт, смесь Никифорова) Фиксаторы для биологических жидкостей с примесью крови (жидкость Карнуа), состав, приготовление. Красители – фиксаторы. Фиксирующие растворы для цитохимических реакций.

2

3.2

Эксфолиативная цитология и ее биосубстраты. Пункционная цитология.

Метод эксфолиативной цитологии или цитологии «слущивания», биологический материал, получаемый этим методом - жидкости, мазки с поверхности кожи, слизистых оболочек. Применение метода и способы получения материала в гинекологии, урологии, пульмонологии, гастроэнтерологии, дерматологии. Техника приготовления мазков.

Метод пункционной (тонкоигловой) аспирационной биопсии, преимущество метода перед эксфолиативным. Область применения. Инструментарий. Пункция инфильтрата, опухоли, приготовление мазка. Пункция кистозной полости, этапы приготовление мазка.

2

3.3

Цитологическое исследование биопсийного материала, эндоскопического материала. Получение мазков-отпечатков.

Метод биопсии в медицине. Получение мазков-отпечатков при трепан-биопсии, ножевой биопсии, с операционного материала. Необходимость одновременного гистологического и цитологического исследования биопсийного материала. Роль и значение при этом цитологического анализа.

Эндоскопические исследования. Информативность метода. Современная аппаратура, специальные приборы для взятия материала в процессе эндоскопического исследования. Техника получения мазков щеточкой, мазков-отпечатков с биопсийного материала, взятого в ходе эндоскопии. Мазки с ватных тампонов. Виды эндоскопических исследований: бронхоскопия, эзофагоскопия, гастроскопия, колонофиброскопия.

2

Всего по разделу

6

Раздел 4. Цитологические методики.

4.1

Красители. Классификация. Приготовление красителей. Артефакты. Методы микроскопии. Перспективные направления цитологических методов исследования.

Основные физические и химические факторы лежащие в основе окраски цитологических структур. Тинкториальные свойства клеточных структур. Метахромазия. Классификация красителей. Группа основных или ядерных красителей, понятие «базофилии». Кислые красители – цитоплазматические, понятие «ацидофилии». Нейтральные красители. Индифферентные красители.

Оценка качества цитологического препарата, равномерность окраски, отсутствие осадка, сморщивания клеток и т.д. Артефакты, возможные причины возникновения, возможные действия по их устранению.

Лабораторное оборудование для окраски больших партий мазков; лабораторная посуда, «батарея» для окраски малого количества препаратов.

Стандартная световая микроскопия фиксированных, окрашенных мазков. Разрешающая способность светового микроскопа. Микроскопия нативных нефиксированных и неокрашенных препаратов, цель исследования. Фазово-контрастная микроскопия, люминесцентная микроскопия мазков

Нормативные документы, регламентирующие правила хранения и работы с химическими реактивами и красителями.

2

4.2

Распространенные методы окраски цитологических препаратов: Окраска гематоксилин-эозиновыми; азур-эозиновыми красителями.

Знакомство с устройством цитологической лаборатории, организацией ее работы; оборудование, приборы, посуда, реактивы. Особенности работы с цитологическими мазками.

Распространенные методы окраски мазков, используемые в современных цитологических лабораториях.

Окраска гематоксилин-эозиновыми красителями. Виды гематоксилиновых красителей: гематоксилин Эрлиха, Майера, Караци, техника приготовления краски Майера, Эрлиха, Караци. Созревание гематоксилиновых красителей. Сроки их хранения, длительность использования. Приготовление рабочего раствора эозина. Результат окраски. Эмпирический метод выбора продолжительности окраски мазка гематоксилином.

В учебном практикуме студенты самостоятельно по прописям готовят раствор гематоксилина Майера, изучают алгоритм приготовления растворов Эрлиха и Караци, обращается внимание на длительность процесса созревания данных красок. Определяют степень зрелости растворов гематоксилина. По прописи готовят раствор эозина. Согласно алгоритму, осуществляют фиксацию мазков, закрепляя полученные на предыдущем занятии умения.

Отрабатывают алгоритм окраски мазков гематоксилин-эозином. Особое внимание уделяется обучению студентов умению эмпирического подбора времени окраски мазка гематоксилином. Для этого используются рисунки в атласах, слайды, демонстрационные препараты.

Окраска азур-эозиновыми красителями. Техника окраски по Романовскому-Гимзе, состав красителей, приготовление рабочего раствора. Результат окраски.

По алгоритму учащиеся готовят рабочий раствор готовой краски Романовского-Гимзе. Для работы получают мазки разного биологического субстрата. Фиксируют мазки. В соответствии с алгоритмом проводят окрашивание мазков. Студенты должны самостоятельно составить схему окраски мазков, в зависимости от характера окрашиваемого материала (мазки-отпечатки, пунктаты, жидкости). Определяют качество готового мазка.

Метод Паппенгейма, особенность фиксации мазка перед окраской данным методом, приготовление краски-фиксатора Май-Грюнвальда. Техника окраски. Результат окраски.

Окраска по Лейшману, приготовление раствора краски- фиксатора, техника окраски мазков. Результат окраски мазков.

Студенты согласно прописям готовят реактивы, необходимые для окраски. Составляют схему окраски мазков. Самостоятельно проводят окрашивание препаратов. Отрабатывают умение определения качества окрашенного мазка.

Решают тестовые задания, ситуационные задачи по теме окраски гематоксилин-эозиновыми методиками и азур-эозиновыми методами.

8

4.3

Экспресс – методы окраски цитологических препаратов: окраски по Н.Г. Алексееву; по Папаниколау. Полихромная окраска.

Существует два метода окраски по Н.Г. Алексееву. Учащимся предлагается изучить оба метода. Студенты осваивают схему интраоперационной окраски мазков, по прописям готовят растворы краски Май-Грюнвальда, азура II, эозина. По схеме проводят окраску. Оценивают полученный результат.

Отрабатывают алгоритм окраски мазка вторым методом, по прописи готовят реактивы. Зарисовывают в альбом окрашенный мазок.

По прописям готовят реактивы для окраски по Папаниколау. Предварительно фиксированный мазок окрашивают согласно методики окраски. Оценивают полученный результат. Определяют ядра, хроматин, ядрышки, пикноз, лизис. Отрабатывают умение определения тинкториальных свойств цитоплазмы. Зарисовывают видимую морфологическую картину в альбом.

Окраска по Папаникалау в модификации Л.К. Куницы. Студенты сравнивают два метода. Готовят реактивы и красители по прописи, составляют схему окраски и отрабатывают умение окраски мазков. Оценивают полученный результат. Зарисовывают видимую морфологическую картину в альбом.

Метод, применяемый в гормональной кольпоцитологии. Назначение метода полихромной окраски. Студенты знакомятся с методом полихромной окраски по М.Г. Арсеньевой. По прописи готовят реактивы и растворы. Проводят окраску предварительно фиксированного мазка. Оценивают полученный результат, используя демонстрационные образцы. Зарисовывают видимую морфологическую картину в альбом.

8

4.4

Основные методы цитохимических исследований применяемых в практике. Выявление ДНК, РНК; гликогена; жиров; слизи.

Цитохимические методы исследование, цель, назначение. Цитохимические реакции. Материал, предназначенный для цитохимического исследования.

ШИК-реакция. Определение гликогена, гликопротеинов. Методы выявление ферментов, оценки их активности.

Методы выявления ДНК по Фельгену, РНК по Браше. Принцип методов. Постановка реакции.

Обнаружение гликогена по методу Мак Мануса. Принцип данного метода. Набор реактивов. Студенты по прописи готовят реактив Шиффа. Действуя по алгоритму, проводят окраску мазков. Оценивают полученный результат.

Выявление слизи. Окрашивание жиров. Цель и назначение метода окраски на слизь. Методика окраски альциановым синим. Учащиеся самостоятельно по прописям готовят раствор, проводят по схеме окраску мазка.

Метод окраски жиров. Студенты самостоятельно готовят спиртовой раствор судана III. Осуществляют поэтапную окраску мазка. В процессе микроскопии отрабатывают навык определения жира и жироподобных веществ в цитоплазме.

4

Всего по разделу

22

Всего часов:

32

Тематический план самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине основы цитологии

темы

Название темы

Содержание темы (предлагаемые темы для рефератов)

Литература

Часы

1

Типы цитологических лабораторий. Виды цитологических исследований. Ведение лабораторной документации.

  • Изучение современных нормативных документов Минздрава России.

  • Изучение дополнительной литературы.

  • Подготовка рефератов.

ЛО: 1, ЛД: 1-12

1

Морфология эпителиальной ткани. Гистофункциональные особенности клеток эпителия различных органов. Опухоли, классификация, цитологические признаки.

  • Изучение дополнительной литературы;

  • Подготовка рефератов, сообщений;

  • Составление тематического глоссария по тексту учебника, лекции, дополнительной литературы;

  • Составление кроссвордов с использованием медицинских терминов дисциплины.

ЛО: 1, ЛД: 1-12

1

3

Способы получения клеточного материала для цитологического исследования.

  • Изучение дополнительной литературы;

  • Изучение инструктивно-нормативных документов;

  • Подготовка рефератов;

  • Составление прописи приготовления фиксаторов;

  • Составление схемы маркировки предметных стекол;

  • Составление глоссария по данным основной и дополнительной литературы.

ЛО: 1, ЛД: 1-12

2

4

Цитологические методики.

  • Изучение дополнительной литературы

  • Изучение инструктивно-нормативных документов;

  • Подготовка рефератов;

  • Составление глоссария по данным основной и дополнительной литературы;

  • Составление тематических кроссвордов с использованием специальной терминологии;

  • Составление алгоритма приготовления реактивов и красителей;

  • Составление алгоритма окраски мазков.

ЛО: 1, ЛД: 1-12

6

Всего часов:

10



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Ханты-мансийский автономный округ-югра д у м а

    Документ
    ... -МансийскогоавтономногоокругаЮгры, законами Ханты-МансийскогоавтономногоокругаЮгры, постановлениями Губернатора Ханты-МансийскогоавтономногоокругаЮгры, постановлениями и распоряжениями Правительства Ханты-Мансийскогоавтономногоокруга ...
  2. Ханты-мансийский автономный округ - югра

    Документ
    ... , законодательству Ханты-Мансийскогоавтономногоокруга - Югры, муниципальным ... Ханты-Мансийскогоавтономногоокруга - Югры, а также случаев, когда законодательством Российской Федерации, законодательством Ханты-Мансийскогоавтономногоокруга - Югры ...
  3. Ханты - мансийский автономный округ-югра

    Документ
    ... Ханты-Мансийскогоавтономногоокруга «О выборах депутатов Думы Ханты-МансийскогоавтономногоокругаЮгры», закона Ханты-Манскийского автономногоокруга «О системе избирательных комиссий в Ханты-Мансийскомавтономномокруге-Югре», территориальная ...
  4. ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ-ЮГРА (5)

    Основная образовательная программа
    ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙАВТОНОМНЫЙОКРУГ-ЮГРА МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД НЯГАНЬ СОГЛАСОВАНО: ... народа. Получая знания о территориальном разнообразии Ханты-Мансийскогоавтономногоокруга в природном, хозяйственном, социальном, этнографическом, ...
  5. Ханты-мансийский автономный округ-югра (1)

    Программа
    ... уровня: Закон ХМАО - Югры «Об образовании в Ханты-Мансийскомавтономномокруге - Югре» Закон ХМАО – Югры «О региональном (национально-региональном ...
  6. Ханты-мансийский автономный округ - югра (4)

    Документ
    ... , Кондинский район, Тюменская область, Ханты-МансийскийавтономныйокругЮгра, Россия. Руководитель проекта: Пакишева Алёна ... Ягодный, Кондинский район, Тюменская область, Ханты-МансийскийавтономныйокругЮгра, Россия. п. Ягодный 2011 - 2012 ...

Другие похожие документы..