textarchive.ru

Главная > Лекция


Православный Свято–Тихоновский

Богословский институт

Б. А. Филиппов

ИСТОРИЯ

НОВОГО ВРЕМЕНИ

Курс лекций

Москва

2002

Лекция 1

О критериях и смысле периода Новое время

«Все части нашего мира так связа­ны и соединены одна с другою, что я полагаю невозможным по­знать одну без другой и без целого»

Блез Паскаль1

«А по набережной легендарной, приближался не календарный, настоящий Двадцатый век»

Анна Ахматова

Постановка проблемы. Критерии. Периодизация. Великие географические открытия.

Постановка проблемы.

До недавнего времени периодизация всемирной истории в отечественной исторической науке была обусловлена марксистской теорией общественно-экономической формации. Согласно этой теории, в основе каждой из формаций лежит определенный, присущий только ей способ производства2, а переход от одной формации к другой обусловлен изменениями во взаимоотношениях между производительными силами и производственными отношениями.

Становление новой, прогрессивной общественно-экономической формации, согласно этой теории, предполагало достижение качественно более высокой ступени материально-технической базы общества, новой системы хозяйства, социального строя, культуры... На смену составляющему содержание Средних веков феодализму шло Новое время капитализма. Соответствующие этой теории содержание, периодизация и хронологические рамки Новой и Новейшей истории были определены в подписанных Сталиным, Кировым и Ждановым3 «Замечаниях о проекте учебника по Новой истории» (1934)4. В них первый этап Новой истории датировался 1789-1870 гг. (победа и утверждение капитализма), а второй – 1871-1917 гг. (главное событие - Парижская Коммуна и переход к империализму). Был выделен принципиально новый этап - Новейшая история, который брал свое начало с установления советской власти в октябре (ноябре) 1917 году.

В соответствии с таким подходом до 1939 г. в советской историографии Новое время начиналось Великой французской революцией XVIII века (1789). В послевоенные годы этот критерий был дополнен политическим: переходом власти к нарождающейся буржуазии. Периодизацию пересмотрели и историю Нового времени стали изучать с 1640 года, т.е. с начала Английской революции XVII века.

Что касается верхней границы Нового времени, то согласно К. Марксу, «буржуазные производственные отношения являются последней антагонистической фор­мой общественного процесса производства... Буржу­азной общественной формацией завершается предысто­рия человеческого общества». На смену ей в результате социалистической революции приходит коммунистическая формация. В соответствии с этой теорией, в качестве верхней границы Нового времени в советской историографии выступала Февральская революция 1917 года.

Ключевыми понятиями при исследовании Нового времени в марксистской историографии стали классовая борьба, капитализм, буржуазия и буржуазные революции, развитие капиталистических отношений, рабочее и социалистическое движение. За основу в исследованиях принимались принципиальные изменения в характере производственных отношений и собственности.

Проблема периодизации в европейской историографии возникла в трудах итальянских гуманистов, которые писали о «исторической триаде» (античность – средневековье – новое время). В XVIII веке складывается представление о линейном характере исторического развития (теория прогресса).

Большое влияние на формирование концепции Нового времени оказали труды немецкого социолога Макса Вебера (1864-1920), прежде всего его «Протестантская этика». В его европоцентричной5 концепции «идеальных типов» античность, феодализм, капитализм не объективно существующие отношения, как для марксизма, а способы идеальной типизации в зависимости от признаваемых «культурных ценностей» (этических и религиозных) (А.Г. Здравомыслов). Для Вебера европейский капитализм является порождением религиозно-этических представлений Протестантизма (Реформации). Не характер производственных отношений, а «дух капитализма» и рационализм определяют у него содержание Нового времени, начало которого, естественно, совпадает с Реформацией.

Сформировавшаяся к началу XX века историография (западная и наша отечественная дореволюционная) датирует начало Нового времени Реформацией (1500-1648)6. Основополагающими (разрушившими Средневековую цивилизацию) событиями в этой историографии являются: Великие географические открытия, Реформация и Французская революция. Основные понятия этого периода: индивидуализм, новое мировоззрение, протестантизм, секуляризация, наука, капитализм, политическая революция и промышленный переворот, гражданское общество, правовое государство и политическая демократия.

В качестве компромисса со старой трактовкой и периодизацией Нового времени часть российских историков предлагает сегодня рассматривать начальный этап Нового времени (период Реформации) как особый переходный период между Средневековьем и Новым временем.

Критерии.

К началу XXI века старая периодизация всемирной истории (Древний мир, Средние века, Новое время) в силу своего европоцентризма сохранила свое значение лишь как локальная, европейская. Но и она требует модернизации, нового осмысления, новых критериев и, прежде всего, определения верхней границы периода Новой истории. В советской историографии он традиционно завершался 1917 годом.

В этом смысле примечательна работа видного католического богослова XX века Романо Гвардини (1885-1968) «Конец Нового времени»7. Из самого ее названия следует, что завершение XX века рассматривается этим католическим мыслителем как одновременное завершение периода Нового времени. Основополагающим критерием для определения границ и содержания исторического периода у Гвардини выступает комплекс принципиальных изменений в мировоззрении европейцев, главным из которых является изменение в отношении Человека к Богу и миру. Средневековая цивилизация была теоцентрична. Новое время формируется как антропоцентричная цивилизация. Ее облик, по Гвардини, определяет процесс, так называемого, «духовного раскрепощения» человека - секуляризация.

«Человек обращается к природе и возникает эксперимент, и рациональная теория нового времени, пишет Гвардини. Он обращается к традиции и складывается гуманистическая критика и основанная на источниках историография. Он поворачивается к общественной жизни и появляется новое учение о государстве и праве. Само современное понятие о государстве и само современное понятие о праве рождаются тоже в эти столетия…

Утратившее Бога европейское мышление стремится к универсализации, т.е. к поискам принципов, применимых к любому сущему, любому человеку, любому обществу. Чтобы понять, как это происходило, пишет Гвардини, обратимся к разным сферам человеческой жизни и человеческой деятельности. Разумеется, что здесь, как при средневековой картине описания мира, мы не имеем права рассматривать одну из сфер, как причину, а остальные выводить из нее. Речь идет скорее о таком целом, в котором каждый элемент поддерживает и определяет все остальные. Иначе говоря, о человеческом бытии, о чувствовании, понимании и видении бытия»8.

С точки зрения Гвардини, эта эпоха, начало которой положили (на событийном уровне) Великие географические открытия и Реформация, завершилась в конце XX века, когда были изжиты (дискредитировались) все основополагающие идеи Нового времени (прежде всего, оптимистическая теория прогресса и человека), а его институты (церкви, демократия, национальные государства) переживают кризис. «В конце ХVП в. сторонники безоговорочной веры в ра­зумность прогресса не знали, что развитие науки и техни­ки создает все более ужасающую машину, что оно несет в себе как жизнь, так и смерть, как свободу, так и порабо­щение»9.

Теоцентричность или антропоцентричность цивилизации отражается и на характере сформировавшихся в ее рамках идеях, и на социальных институтах и на социальных отношениях. Точка зрения, что именно в начальный период Нового времени в Европе были сформированы принципиально новые по сравнению со Средневековьем идеи и институты (церковные, политические, общественные и экономические), не вызывает сомнений у историков. Гораздо менее распространено представление о том, что сегодня все они переживают серьезнейший кризис. Что касается кризиса мировоззренческой составляющей картины Нового времени, то, по словам Гвардини, "самоубийственный распад Европы в XX в. совпадает с кризисом гуманизма, кризисом разума, кризисом прогресса"10. Вера вновь перестает быть частным делом, а личность снова борется за свои права, но уже в условиях массового общества и благосостояния11.

История XX века, с его диктатурами, войнами, принципиальными изменениями в культуре и экономической жизни, а также несостоятельность сложившихся историософских концепций (в том числе и теории формаций), вновь поставили перед историками проблему периодизации европейской и всеобщей истории. В то же время распад колониальной системы, выход на экономическую и политическую арену азиатских (Япония, Индия и стран Юго-Восточной Азии), латиноамериканских (Бразилия, Аргентина) и арабских государств, а также неудача экспериментов по строительству демократических (и социалистических) систем в бывших колониальных и зависимых странах обусловили отказ от европоцентричной модели всемирной истории. Стала популярной идея равноправия цивилизаций. Это привело к дальнейшему развитию «цивилизационных моделей» созданных Н. Данилевским, О. Шпенглером, А. Тойнби, Р. Коллингвудом, Ф. Броделем12. Важное место в теории всемирного исторического развития заняла концепция «модернизации». Начало процесса глобализации экономической и политической жизни в конце XX века еще больше подчеркнуло европоцентричный характер традиционной буржуазной периодизации всемирной истории.

С учетом этого нового фактора (глобализации) исходным пунктом, точкой отсчета новой периодизации (как европейской, так и мировой истории) «может служить время, когда стали вырисовываться подлинные границы земного шара, эпоха великих географических открытий, продолжавшихся примерно до середины XVI в. Именно с этого периода можно говорить о мировой истории как таковой, о встрече различных миров, цивилизаций и континентов»13.

А верхней границей Нового времени может служить конец XX века – время осознания общности судьбы человечества, перехода к принципиально новой системе экономических и политических отношений. Конец XX века ознаменовался завершением эпохи безраздельного мирового господства Европы.

Принимая в качестве основного предложенный Гвардини критерий, и с учетом вышесказанного о кризисе идей, институтов и Европы в целом), рассмотрим принципиальные составляющие мировоззрения Нового времени и его институтов, этапы его развития.

Периодизация Нового времени

Обращение к изменениям в духовной сфере жизни общества ни в коей степени не отрицает важности состоявшихся изменений в сфере материальной и не сводимо к обусловленности общественного целого каким-либо единичным фактором. Как большой этап в истории европейской цивилизации, Новое время включает в себя и развитие капитализма, и формирование буржуазии и рабочего класса, и формирование новых общественных отношений. Как и в случае применения марксистско-позитивистского критерия14, так и в нашем случае, применение предложенного Гвардини критерия позволяет выделить в истории Нового времени несколько этапов.

Первый этап этой истории охватывает период Реформации (1500-1648)15. Его главным итогом было разрушение мировоззренческого единства средневекового мира, разрушение средневековой цивилизации основанной, по словам Гвардини, на общем нравственно-религиозном порядке, на целостности Государства и Церкви как двух форм Божьего владычества на земле. Следствием этого раскола стало выделение в дальнейшем, воспользуемся термином отечественного мыслителя Н. Бердяева (1874-1948), «автономных сфер», руководствующихся в своей деятельности лишь собственными нормами и правилами поведения. Такими автономными сферами становятся право, наука, политика, экономика, религия и культура.

Следующим этапом (Нового времени) на пути «духовного раскрепощения» (секуляризации) станет завершившаяся Французской революцией XVIII века эпоха Рационализма и Просвещения (1648-1789). Тогда окончательно оформились антропоцентричная картина мира и светская оптимистическая идея технического прогресса и жизни, сформировались все те политические идеи (веротерпимости, демократии и прав человека), принципы и многие из институтов, которые до конца XX столетия будут определять нормы отношений между людьми, народами и государствами европейской цивилизации.

Содержание начавшегося Французской революцией некалендарного XIX века (1789-191416)17 определяют последствия революции и начавшегося в конце XVIII века Промышленного переворота18. В политической сфере облик Западной Европы начинают определять парламентские демократии и конституционные монархии. В идеологии господствует либерализм (оптимистическая идеология, основанная на вере в неуклонный материально-технический прогресс человечества), в науке позитивизм и дарвинизм. Их сочетание привело к созданию социального дарвинизма, «научно» обосновавшего права сильного в истории. Больной философ Фридрих Ницше (1844-1889) провозгласил «смерть Бога» и рождение «Сверхчеловека». Оправившиеся от вызванного разрушением «старого порядка» церкви находят место в новой действительности. Рождаются социальный и политический католицизм и протестантизм. Складываются мировые колониальные системы. В то же время человеколюбивая составляющая либерализма породила иллюзии наступления belle epoqu19. Мало кто обратил тогда внимание на грозное предупреждение, содержавшееся в массовых зверствах Парижской Коммуны (1871). Весь этот мир в одночасье рухнул с началом, возможно, самой бессмысленной из войн в истории человечества – первой мировой войны (1914-1918).

Эта война, а «не календарный» XX век (Анна Ахматова), определит границы, завершающего Новое время периода Новейшей истории. Содержание его начального этапа будет определять сформировавшееся «массовое общество»: его идеология, формы его политической и экономической организации, массовая культура. Это период, когда религия (вера) в рамках европейской цивилизации действительно стала «частным делом». Он завершится началом второй мировой войны.

Эта война станет границей второго этапа Новейшей истории. Она и ее последствия будут определять его содержание: создание мировой социалистической системы, раскол мира и борьба между двумя мировыми системами, научно-технические революции и их социальные последствия.

Что касается верхней границы Нового времени (и его заключительного периода), то согласно предложенному Гвардини критерию, оно завершается в конце ХХ века. Его границы определяют крах мировой системы социализма и начало процесса глобализации. Опустошительные и бессмысленные войны, тоталитарные диктатуры и наука на службе ВПК привели в конце XX века к осознанию кризиса европейского гуманизма, кризиса веры в безграничные возможности разума и оптимистической веры в прогресс. Кризис переживают и все сформировавшиеся в Новое время в Европе церковные и политические институты (кризис политических партий, профсоюзов, традиционного государства и основанных на всеобщей воинской повинности армий). Вновь, как и при рождении Нового времени, исследователи отмечают рост эсхатологических ожиданий и страхов, религиозный фундаментализм и массовое появление новых религиозных организаций (сект).

Предлагая модификацию старой периодизации и ее критериев, мы предлагаем восстановление равновесия в исследовании истории Нового времени. Лучшими ориентирами для нас на этом пути будут служить идеи великого экономиста XIX в. Карла Маркса ("Капитал"), крупнейшего социолога конца XIX, и в каком-то смысле антипода Маркса, Макса Вебера («Протестантская этика») и взявшего на себя труд осмыслить историю этого периода с христианских позиций католического богослова ХХ века РоманоГвардини («Конец Нового времени").

Великие географические открытия и кризис Средневековья.

Великие географические открытия возвестили о начале длительного кризиса европейского Средневековья; кризиса затронувшего все стороны жизни. Толчком, послужившим к географическим открытиям, стал рост (начало XIV в) могущества турок-османов, поставивших под свой контроль всю самостоятельную европейскую торговлю с Востоком. Начались поиски обходных путей на Восток 20.

Прежде всего, влияние географических открытий и последовавшей за ними экономической экспансии Европа ощутила в сфере экономики. Концентрировавшаяся вокруг Балтийского и Средиземного морей морская торговля уступила место океанской (Атлантический и Индийские океаны). Старые торговые державы (Генуя, Венеция, Ганзейский союз) уступили место Португалии, Испании, Нидерландам, Англии и Франции. Центрами мировой торговли стали портовые города: сначала Кадикс, Севилья, Лиссабон, Антверпен, а затем Лондон, Марсель.

Уже спустя несколько десятилетий после ограбления индейцев экономическая экспансия золота нанесла по средневековой хозяйственной системе смертельный удар. Возникает финансовый рынок. Экономическая экспансия вызвала значительный рост промышленного производства (предвозвестник Промышленной революции). Быстрое развитие товарообмена между ведущими государствами Западной Европы знаменовало установление между ними товарно-денежных взаимосвязей, заложивших основу будущего "мирового рынка". Устойчивость этих взаимосвязей, от которых с каждым следующим десятилетием все больше зависело каждоеизвовлекаемых в них европейских государств, зависела от развития в торговле кредитных отношений. В свою очередь, эти последние нуждались в политической стабильности.

Великие географические открытия привели к разрушению основанной на происхождении и месте на социальной лестнице средневековой социальной системы. Они создали безграничные возможности для проявления личной инициативы, позволявшей, в случае успеха, принципиально изменить социальный статус21. Спустя сто лет после начала Великих географических открытий можно констатировать, что происходит замена феодальной знати новой аристократии энергичных и компетентных в своем деле людей на службе абсолютных монархов. Эти изменения вели к усложнению общественной жизни, что в свою очередь вызвало необходимость детального юридического урегулирования нового иерархического порядка.

Великие географические открытия оказали влияние на изменение в умственной жизни европейцев. Они уничтожили средневековые представления о мире и небесной иерархии. Особенно заметно это влияние стало в XVII веке.

Великие географические открытия конца XV начала XVI вв. послужили началом эпохе европейской колониальной экспансии. Экспансии грабительской и разрушительной, отрицательные последствия которой до сих пор ощущаются в судьбе покоренных в те столетия народов.

Приложение I

Общественно-экономическая формация22

Общественно-экономическая формация - это исторически определенный тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии: «...общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество со своеобразным отличительным характером» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 6, с. 442).

В отличие от таких категорий, как производит, си­лы, государство, право и др., отражающих различные сторо­ны жизни общества, общественно-экономическая формация охватывает все стороны обществ, жизни в их органичной взаимосвязи. В основе каждой общественно-экономической формации лежит определенный способ производства. Про­изводственные отношения, взятые в их совокупности, обра­зуют сущность данной формации. Системе данных производственных отношений, образующих экономический ба­зис общественно-экономической формации соответствует политико-юридическая и идеологическая надстройка. В структуру общественно-экономической формации органически входят не только экономические, но и все социальные отношения, которые существуют в данном обществе, а так­же определенные формы быта, семьи, образа жизни (см. В. И. Ленин, ПСС, т. 1, с. 138—39).

На основе обобщения истории развития человечест­ва марксизм выделил следующие основные общественно-экономической формации образую­щие ступени исторического прогресса: первобытнообщинный строй, рабовладельческий, феодальный, капиталисти­ческий, коммунистический. Первобытнообщинный строй — первая неантагонистическая общественно-экономическая формация, через которую прошли все без исключения народы. В результате её разложения осуществляется переход к классовым, антагонистическим общественно-экономическим формациям...

... Последовательная смена названных формаций образу­ет магистральную линию прогресса человечества, которая определяет её единство. В то же время развитие отдельных стран и народов отличается значительным многообразием, которое проявляется, во-первых, в том, что не каждый народ проходит обязательно через все классовые фор­мации, во-вторых, в существовании разновидностей или локальных особенностей, в-третьих, в наличии различ­ных переходных форм от одной общественно-экономической формации к другой. Пе­реходные состояния общества обычно характеризуют­ся наличием различных общественно-экономических укладов, которые, в отличие от утвердившейся полностью системы хозяйства, не охватывают всей экономики и быта в целом. Они могут представлять собой как остатки старой, так и за­родыши новой общественно-экономической формации...

На всём протяжении истории имело место взаимодействие между странами и народа­ми, ушедшими вперёд и отставшими в своём развитии, ибо новая общественно-экономическая формация всегда утверждалась сначала в отдельных странах или группе стран. Это взаимодействие носило весьма различный характер: оно ускоряло или, наобо­рот, замедляло ход исторического развития отдельных народов. У всех народов общий исходный пункт развития — первобытнообщинный строй. Все народы Земли придут, в конечном счете, к коммунизму. ...

Лекция 2

Формирование мировоззрения Нового времени

"...Каждая эпоха находится в непосредственном отношении к Богу".

Леопольд фон Ранке23

"Религиозный дух западного мира с самого зарождения европейского общества в эпоху раннего средневековья с огромной энергией вложился в дело внешнего строительства жизни. Народы Запала прошли с раннего своего дет­ства суровую теократическую школу. Церковь формировала жизнь, она создавала религиозно-освященные устои государственного и гра­жданского бытия. Вера в эти устои столь прочно укоренилась в ду­ше западного человека, что, когда в эпоху Ренессанса и Реформации настала пора великого духовного перелома, этот перелом лишь ви­доизменил, деформировал основные принципы жизненных отношений, оторвалих отих теократической первоосновы, но не нарушил непре­рывности культурно-исторического развития, потому что не смог ис­требить из души западного человека саму веру в "священные принци­пы", определяющие строй жизни"

Семен Франк24

Реформация. Человек и Бог в новой системе мироздания. Гуманизм и индивидуализм. Научная революция. Социокультурный кризис XVI—XVII вв. Страхи.

Реформация25

Согласно традиционному для европейской периодизации взгляду, Новое время начинается с Реформации (1500-1648). При этом под Реформацией понимается не только церковная революция, но (если мы вспомним ту роль, которую играла религия в средневековом обществе) мощная революция в человеческом мироощущении, которая повлекла за собой кардинальные изменения во всех сферах жизни западноевропейского общества26.

В основании церковной Реформации историки сегодня видят несколько причин, дружно выделяя эсхатологические ожидания и связанный с этим начавшийся с эпохи Возрождения религиозный подъем. Эсхатологические ожидания (и сопряженные с ними страхи) и религиозный подъем - характерные черты любого переходного периода. Социальная составляющая этого религиозного порыва привела к рождению индивидуального самосознания, выражением которого был бунт Лютера, одновременно и религиозный и индивидуальный.

Реформации предшествовали столетия интенсивного развития религиозной мысли и формирования индивидуальной религиозной культуры. Этому способствовали ереси и развитие нищенствующих монашеских орденов (что, в свою очередь, обострило проблему церковной собственности). Сформировавшаяся под их воздействием религиозная общественность европейского Запада (а таковая, считает Раков, существовала уже с XI— XIII вв.) уже нуждается в большем, чем в ритуале и культе. «Если сюда добавить развитие в XIV—XV вв. светских элементов культуры, политический упадок папства, соборное движение, критику церковных нравов и монашества (Марсилий Падуанский, Джон Уиклиф)27, то в сумме мы получим картину свершавшегося на Западе Европы заката традиционной религиозности или, что то же,— панораму кризиса средневековой версии католицизма, но не религиозности как таковой» (Раков28).

У нас забывают (или не знают), что сам термин renatio 'возрождение'29 – это латинская калька греческого богословского термина palingenesis, который употреблялся в значении «духовное возрождение» или «воскресение». В этом отношении Возрождение (Ренессанс), прежде всего, связано с религиозным движением за возрождение Католической церкви, которое вылилось в движение за религиозные реформы. Именно религиозная составляющая эпохи Возрождения подготовила основания для всеобщего интереса к Священному Писанию у масс верующих (к чтению и комментированию прочитанного)30. Другой составляющей эпохи Возрождения станет новое понимание места и роли Человека в истории (гуманизм)31.

«Поощряя критическое изучение Нового Завета, и сторонники церковных реформ, и гуманисты растили поколения, мечтавшие об утраченных ценностях первоначального христианства, как другие мечтали о прошедшем времени классической античности» (Н. Дэвис32). Но гуманизм и стремление к религиозному возрождению оказались двумя враждебными друг другу течениями в лоне Возрождения. Гуманизм естественным образом привел к атеизму, в то время как следствием второго течения были церковные Реформация и Контрреформация.

Важнейшую роль для гуманистического направления в Ренессансе сыграло образование. Главное качество Ренессанса определялось как «независимость мышления». Идеалом Ренессанса был человек, который, совершенствуясь во всех областях искусства и мысли, в своих знаниях, художественных вкусах и верованиях не зависит ни от каких внешних авторитетов (прежде всего церковных). Такой человек был совершенным: l'uomo universale33. «Именно Ренессанс стал колыбелью совершенно не-христианского понятия: независимый человек» (Р. Нибур34).

Гуманисты знали, что Нового Человека надо формировать с детства, с юности. Во множестве появляются трактаты по образованию: от трудов Витторино да Фелтре (1378-1446) до Наставления князю Эразма Роттердамского (1469-1536). Новые предложения состояли в том, чтобы, не отказываясь от основных принципов христианства, развивать у молодых людей интеллектуальные и физические способности, вот почему наряду с греческим и латинским в их школах преподавали гимнастику. Академию Витторино в Мантуе многие считают первой школой нового типа.

Сегодня западные историки пишут и о более широком стремлении к преобразованиям, охватившим в преддверии XVI столетия значительные слои общества35. В результате, Возрождение породило те духовные силы, которые разрушили средневековую цивилизацию и привели в движение длительный процесс дезинтеграции, в результате которого родилась «современная Европа».

Охватившее массы стремление к реформам не ограничивалось борьбой за духовное обновление и реформу католической церкви, но включало в себя борьбу за восстановлении нарушенного злоупотреблениями мирского порядка. К этим нарушениям относится и разрушенное борьбой между папством и империей единство мира36. Стремление к восстановлению этого единства будет присутствовать во всех религиозных и светских политических концепциях эпохи Реформации.

Именно слияние в одном потоке двух распространенных в широких слоях представлений о необходимости Реформации превратило ее в религиозно-политическое движение и обеспечило ту энергию прорыва, которая поддерживала его на протяжении не только всего XVI, но и значительной части XVII в.37

Истоки популярности идеи "реформы", "обновления" и «восстановления порядка» среди широких народных масс городского населения специалисты объясняют тем значением, какое придавалосьэтой идеевЕвангелии, прежде всего в той его части, которая связана с деяниями и посланиями апостола Павла. Непосредственное указание на жизненную важность "реформации-обновления" содержится в Его послании к Римлянам: "И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познать, что (есть) воля Божия, благая, угодная и совершенная" (Рим. 12: 2)38. Этим объясняется та активность, с которой в городах миряне во все большей степени брали церковную жизнь прихода в свои руки. Мы можем сказать, что Реформация была обращена к глубинным религиозным традициям Средних веков. С ними было связано и быстрое распространение идей Реформации. Не борьба против коррупции в Церкви была движущей силой Реформации, а стремление верующих привести мирские отношения в соответствие с евангельскими принципами. Тем самым Реформация совершалась под лозунгом возвращения к нормам первоначального христианства, и я рискнул бы назвать это движение «фундаменталистским» в современном смысле этого понятия39.

Широкое в своем начале движение за религиозное возрождение затем распалось на два отдельных и враждебных друг другу движения, позднее получивших наименование Протестантской Реформации и Католической Реформации40 (Контрреформации).

Ожидания реформы и обновления "устремились в век Реформации мощным потоком, питаемым многочисленными источниками, каждый из которых нес свой собственный груз чаяний, надежд и волнений. Мало кому удалось остаться в стороне от этого набирающего силу потока, прорыв которого вознес на своем гребне Мартина Лютера и евангелическое движение и который продолжил свое течение сквозь бурные события ранней Реформации к периоду становления государственных церквей и религиозной ортодоксии конца XVI века" (Д. Штраус)41.

Мартин Лютер (1483-1546)

Одной из причин быстрого распространения идей М. Лютера в странах Западной Европы был его сравнительно простой ответ на чрезвычайно важный для любого верующего (и Лютером же сформулированный) вопрос, «Что может оправдать грешника в глазах Бога?»42. Грешника, утверждал Лютер, может оправдать перед Богом только вера. Вера и милосердие Божье предстают в его учении как взаимосвязанные категории, составляя самую сущность основной идеи "оправдания верой".

Бог и Человек. В основе его теологии лежит тезис Августина43 о падшей природе человека. В результате первородного греха человек стал рабом дьявола и уже ничто не может уничтожить этот грех: ни крещение, ни исповедь, ни добрые дела. Человек только тогда совершает доброе дело, когда его поддерживает Милость Божия. Человек не в состоянии выполнить полностью Божьих заповедей, которые запрещают не только злые дела, но и греховные помыслы, от которых никто не свободен. «В человеческой воле все является злом, а в человеческом интеллекте все ошибкой». Человек должен признать свою нищету и положиться на исключительную Милость Божию. Он должен верить, что только вера поднимает человека к Создателю.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Истории новейшего времени Ч 2

    Вопросы к экзамену
    ... по историиновейшеговремени. Ч. 2. для студентов 4 курса специальностей “История отечественная и всеобщая”, “История. Английский ... в 60-е годы. Политика "новых рубежей" Дж. Кеннеди и политика ... второй мировой войны. Временный режим. Четвёртая республика ...
  2. История нового времени части iii и iv

    Программа
    ... периода историиновоговремени. Особенности курса историиновоговремени (часть IV) 9 1 2 6 1/2 Общая характеристика четвертого периода историиновоговремени. Этапы ...
  3. История нового времени часть i ( xv в – 1870-е гг )

    Программа
    ... курсами: история средних веков, историяновоговремени (II период), история междуна­родных отношений, история России. ... по курсу лекций “Историяновоговремени”, часть I. 1. Периодизация истории и понятия новой и новейшейистории в истори­ческой науке ...
  4. История нового времени часть i ( xv в – 1870-е гг )

    Программа
    ... курсами: история средних веков, историяновоговремени (II период), история междуна­родных отношений, история России. ... по курсу лекций “Историяновоговремени”, часть I. 1. Периодизация истории и понятия новой и новейшейистории в истори­ческой науке ...
  5. Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе примерная программа основного общего образования по истории 5-9 класс для образовательных учреждений программа «история новое время всеобщая история история нового времени 8 класс»

    Рабочая программа
    ... для образовательных учреждений Программа «ИсторияНовое время. Всеобщая история: историяНовоговремени. 8 класс» А.В.Ревякин и др. – М.: издательство ...

Другие похожие документы..