textarchive.ru

Главная > Рабочая учебная программа


Учреждение образования

«Белорусский государственный университет

информатики и радиоэлектроники»

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета НиДО

________ В.М. Бондарик

__.___.2010.

Регистрационный № УД-___________/р.

ЛОГИКА

Рабочая учебная программа для специальности :

1-31 03 04 «Информатика»,

1-40 01 01 «Программное обеспечение информационных технологий»,

1-40 01 02 «Информационные системы и технологии (в экономике)»,

1-40 03 01 «Искусственный интеллект»,

1-53 01 02 «Автоматизированные системы обработки информации»,

1-53 01 07 «Информационные технологии и управление в технических системах»

Факультет непрерывного и дистанционного обучения

Кафедра философии

зачет 2 курс спец. 1-40 01 01 «Программное обеспечение информационных технологий»,

1-31 03 04 «Информатика»,

зачет 3 курс спец. 1-40 01 02 «Информационные системы и технологии»,

1-53 01 02 «Автоматизированные системы обработки информации»,

1-40 03 01 «Искусственный интеллект»;

1-53 01 07 «Информационные технологии и управление в технических системах»


Контрольные работы 1

Всего часов 50 Форма получения

высшего образования дистанционная

2010

Составил (а) Малыхина Галина Ивановна, к.ф.н, доцент

(И.О. Фамилия, степень, звание)

Рабочая учебная программа составлена на основе типовой программы «Логика. Учебная программа для высших учебных заведений», утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 24 января 2000 г., регистрационный № ТД – 72/тип и учебных планов специальностей 1-31 03 04 «Информатика», 1-40 01 01 «Программное обеспечение информационных технологий», 1-40 01 02 «Информационные системы и технологии», 1-40 03 01 «Искусственный интеллект», 1-53 01 02 «Автоматизированные системы обработки информации», 1-53 01 07 «Информационные технологии и управление в технических системах».

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры философии

протокол № 15 от 17.05.2010

Заведующий кафедрой Малыхина Г.И.

СОГЛАСОВАНО

Председатель Совета факультета компьютерного проектирования

__________________ (ФИО, подпись)

Председатель Совета факультета информационных технологий и управления

__________________ (ФИО, подпись)

Председатель Совета факультета компьютерных систем и сетей

__________________ (ФИО, подпись)

Председатель Совета факультета телекоммуникаций

__________________ (ФИО, подпись)

Председатель Совета факультета радиотехники и электроники

__________________ (ФИО, подпись)

Председатель Совета инженерно-экономического факультета

__________________ (ФИО, подпись)

Начальник ОМОУП______________Ц.С.Шикова

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель преподавания дисциплины. Целью изучения курса «Логика» является формирование у студентов основных элементов логической культуры. Под последней понимается как усвоение теоретического материала (самостоятельное изучение учебной литературы), так и наработка практических навыков осознанного решения различных мыслительных задач. Эти и другие практические логические навыки необходимы в различных сферах жизни: педагогической, научной, политической, юридической, религиозной, нравственной, управленческой и др.

Задачи изучения дисциплины. В результате изучения дисциплины студенты должны:

иметь представление о:

логике как науке о формах и законах правильного мышления, понятии и его роли в мыслительном процессе, структуре и видах суждений и проблеме их истинности, законах мышления, дедуктивных и недедуктивных выводах, правилах и ошибках аргументации.

уметь:

- определять предмет мысли или разговора,

- правильно систематизировать класс мыслимых объектов,

- устанавливать родовидовые отношения между различными понятиями при помощи операций обобщения и ограничения,

- различать истинные и ложные суждения,

- корректно формулировать вопросы и отвечать на них,

- владеть искусством правильного дедуктивного и индуктивного умозаключения, а также вывода по аналогии,

- аргументированно защищать свою точку зрения при помощи доказательства и опровержения,

- выявлять противоречия и непоследовательность в рассуждениях,

- противостоять софистическим приемам ложной аргументации.

Овладевший знанием и навыками логического мышления:

  • всегда понятен окружающим, т.к. точно, ясно, однозначно формулирует свои мысли;

  • исключает всякую двусмысленность и расплывчатость в деловом разговоре, при составлении деловых бумаг;

  • демонстрирует систематичность и упорядоченность мышления при обработке любой информации и её изложении;

  • умеет абстрагироваться от конкретного содержания и сосредоточиваться на структуре своей мысли;

  • способен «навести порядок» и отыскать рациональное зерно в любой сбивчивой речи;

  • легко обнаруживает и классифицирует логические ошибки, как умышленные так и непреднамеренные;

  • противостоит голословности и декларативности при помощи аргументированного и доказательного рассуждения;

  • умело сочетает логические и психологические приемы аргументации;

  • использует различные стили и методы ораторского искусства, владеет техникой и художественными средствами убеждения.

Перечень дисциплин, усвоение которых необходимо для изучения данной дисциплины.

№ пп

Название дисциплины

Раздел, тема

1.

Философия

Раздел I. Философия в исторической динамике культуры

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

К

у

р

с

Название и содержание тем

Контрольная работа (номер и тема по п.1)

Оснащение контрольных и лабораторных работ

(по п.3)

Литература

(по п. 2)

Рекомендуемый объем для изучения

(в часах)

Форма контроля знаний (зачет по контрольной работе, тесты, защита лабораторной работы, защита курсового проекта, экзамен, зачет)

1

2

3

4

5

6

7

1.

Предмет логики и ее значение. Мышление и язык. Естественные и искусственные языки. Язык логики – исчисление высказываний и исчисление предикатов. Основные законы логики.

1.1, 1.2, 1.14

3.1, 3.2, 3.3

2.1.1, гл. I, § 1.1-1.4, с. 9-24;

2.1.2-2.1.9

5

зачет

2.

Понятие как простейшая форма мысли. Методы образования понятий. Структура и виды понятий. Отношения между понятиями по объему и содержанию.

1.3, 1.4, 1.5

3.1, 3.2, 3.3

2.1.1, гл. II, § 2.1-2.4, с. 25-51;

2.1.2-2.1.9

5

зачет

3.

Логические операции с понятиями: определение, деление, обобщение и ограничение. Значение категориальной культуры в учебной практике.

1.6, 1.7, 1.8, 1.9

3.1, 3.2, 3.3

2.1.1, гл. II, § 2.5, с. 51-59;

2.1.2-2.1.9

6

зачет

4.

Логический анализ простых категорических суждений. Структура категорических суждений. Классификация простых суждений по качеству и количеству. Логический квадрат.

1.10, 1.11

3.1, 3.2, 3.3

2.1.1, гл. III, § 3.1, с. 60-97;

2.1.2-2.1.9

6

зачет

5.

Логический анализ сложных суждений. Таблицы истинности.

Вопрос как особая форма мышления. Виды вопросов, корректные и некорректные вопросы.

1.12,

1.13

3.1, 3.2, 3.3

2.1.1, гл. III, § 3.2, с. 97-103;

2.1.2-2.1.9

6

зачет

6.

Теория логического вывода. Определение умозаключения. Разновидности умозаключений. Простой категорический силлогизм (ПКС). Правила ПКС. Фигуры и модусы ПКС.

1.15, 1.16, 1.17, 1.18, 1.19

3.1, 3.2, 3.3

2.1.1, гл. V, с. 125-164;

2.1.2-2.1.9

6

зачет

7.

Дедуктивные выводы из сложных суждений. Условно-категорические, разделительно-категорические и условно-разделительные выводы. Процедура проверки правильности выводов.

1.20, 1.21, 1.22

3.1, 3.2, 3.3

2.1.1, гл. VI, с. 165-175;

2.1.2-2.1.9

6

зачет

8.

Понятие недедуктивного вывода. Индукция и ее разновидности. Полная индукция. Популярная и научная индукция. Умозаключение по аналогии.

1.23, 1.24, 1.25

3.1, 3.2, 3.3

2.1.1, гл. VII, § 7.1-7.3, с. 176-190;

2.1.2-2.1.9

5

зачет

9.

Логическая теория аргументации. Логический и коммуникативный аспекты аргументации. Доказательство и опровержение. Структура, виды и ошибки обоснования.

Классификация логических ошибок: софизмы и паралогизмыю

1.26, 1.27, 1.28, 1.29, 1.30

3.1, 3.2, 3.3

2.1.1, гл. VIII, § 8.1-8. 4, с. 191-210

5

зачет


  1. КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

Контрольная работа является формой обучения и одной из важнейших форм отчетности студента-дистанционника. Тематика контрольных работ определяется кафедрой. Контрольная работа представляется студентом на рецензирование до начала сессии. Если студент не выполнил работу или получил неудовлетворительную оценку, то он не допускается к сдаче зачета. Прежде чем приступить к написанию контрольной работы, необходимо тщательно изучить рекомендованную литературу, законспектировать ее и уяснить смысл. После этого следует составить план работы, затем изложить теоретические вопросы контрольной работы и выполнить практические задания.

Работу необходимо соответствующим образом оформить. Она должна быть выполнена с использованием компьютера на пронумерованных страницах, с полями для заметок преподавателя. На титульном листе работы указываются фамилия и инициалы студента, номер зачетной книжки, домашний адрес; на первой странице текста – номер темы, ее название и план. Завершает работу список использованной литературы. В конце работы ставится дата ее выполнения и подпись студента.

№ п/п

Тема

Характеристика

Рекомен-

дуемый объем в часах

1.1.

Логика как наука о мышлении, ее предмет и задачи

Целью контрольной работы является раскрытие теоретических вопросов темы по предлагаемому примерному плану:

  1. Мышление и язык. Естественные и искусственные языки.

  2. История логики и формализация мышления. Язык исчисления предикатов.

И выполнение следующих практических заданий:

1. Приведите примеры нулевых, единичных и общих понятий.

2. Запишите на языке исчисления предикатов следующие высказывания:

Все члены Шенгенского союза являются европейскими государствами.

Некоторые зачеты являются дифференцированными.

Ни один из переводов Шекспира не принадлежит X.

Некоторые грибы не являются съедобными.

3. Приведите примеры следующих символических выражений:

х (S(x) P(x)),

х (S(x) P(x)),

х (S(x) P(x)),

х (S(x) P(x)).

Объем работы 10000-12000 знаков. Выбор варианта контрольной работы осуществляется по двум последним цифрам зачетной книжки студента. Список рекомендованной литературы см. п. 2.

12

1.2.

Логические формы мысли

Целью контрольной работы является раскрытие теоретических вопросов темы по предлагаемому примерному плану:

Понятие логической формы мысли.

Основные формы абстрактного мышления.

И выполнение следующих практических заданий:

1. Определите, какие формы мысли представлены в следующих языковых выражениях:

13 – нечетное число; 7 не делится на 3 без остатка; сознательный, искусственный интеллект; Париж – моя мечта; контроллер; безбилетный; поскольку все химические элементы имеют атомный вес, то и ртуть, как химический элемент, также имеет атомный вес; автобус №81.

2. Приведите собственные примеры различных форм мысли и назовите их.

3. Определите, является ли выражение (рр) законом логики. Если да, то поясните каким?

Объем работы 10000-12000 знаков. Выбор варианта контрольной работы осуществляется по двум последним цифрам зачетной книжки студента. Список рекомендованной литературы см. п. 2.

12

1.3.

Понятие как форма мысли

Целью контрольной работы является раскрытие теоретических вопросов темы по предлагаемому примерному плану:

Определение понятия. Понятие и слово.

Методы образования понятий: анализ, сравнение, синтез, абстрагирование, обобщение. Неологизмы и их роль в языке.

И выполнение следующих практических заданий:

1. Укажите, какие из нижеперечисленных признаков входят в содержание понятия «студент»: фамилия, имя, национальность, пол, возраст, вес, аттестат о среднем образовании, место жительства, цвет глаз, форма обучения, наличие водительских прав, учеба в высшем или среднем специальном учебном заведении, спортивные награды, группа крови.

2. Поясните смысл неологизмов: сайт, сервер, аудитор, евро.

3.Определите распределенность терминов в суждениях: «Часть студентов БГУИР – победители олимпиад», «Все люди смертны», «Ни одно насекомое не может мыслить разумно».

Объем работы 10000-12000 знаков. Выбор варианта контрольной работы осуществляется по двум последним цифрам зачетной книжки студента. Список рекомендованной литературы см. п. 2.

12

1.4.

Структура и виды понятий

Целью контрольной работы является раскрытие теоретических вопросов темы по предлагаемому примерному плану:

Содержание и объем понятий. Закон обратного отношения.

Виды понятий по объему и по содержанию.

И выполнение следующих практических заданий:

  1. Определите объем следующих понятий:

Черное море, страны Шенгенского союза, евро, сервер, декан, персональный компьютер, кентавр, алогичный, самая кровопролитная война, русалка, «Война и мир» Л. Н. Толстого, лама, Президент Республики Беларусь, изобретатель дизеля, Ю. А. Гагарин.

2. Укажите, какими являются эти понятия по содержанию.

3. Проиллюстрируйте на примере закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия.

4. Определите вид сложного вывода: ((рq)∧р)q и постройте таблицу истинности.

Объем работы 10000-12000 знаков. Выбор варианта контрольной работы осуществляется по двум последним цифрам зачетной книжки студента. Список рекомендованной литературы см. п. 2.

12

1.5.

Отношения между понятиями по объему

и содержанию

Целью контрольной работы является раскрытие теоретических вопросов темы по предлагаемому примерному плану:

1. Несравнимые по содержанию и исключающие друг друга по объему понятия.

2. Сравнимые по содержанию и совместимые по объему понятия.

Сравнимые по содержанию и несовместимые по объему понятия.

И выполнение следующих практических заданий:

1. Приведите примеры понятий, отношения между которыми соответствуют следующим схемам.

2. Определите вид сложного силлогизма: ((рq)∧р)q и проверьте его правильность при помощи таблицы истинности.

Объем работы 10000-12000 знаков. Выбор варианта контрольной работы осуществляется по двум последним цифрам зачетной книжки студента. Список рекомендованной литературы см. п. 2.

12

1.6.

Обобщение и ограничение понятий

Целью контрольной работы является раскрытие теоретических вопросов темы по предлагаемому примерному плану:

1. Закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия.

2. Логический смысл операции обобщения понятий.

3. Логический смысл операции ограничения понятий. Логика родовидовых отношений.

И выполнение следующих практических заданий:

1. Проведите операцию обобщения со следующими понятиями:

лекция, диплом, экзамен, закон Ньютона, песочные часы, тонометр, Вавилон, рубль, персонаж пьесы, ислам, гробница.

2. Проведите операцию ограничения со следующими понятиями:

вуз, сигнал бедствия, телевизионное устройство, ректор, студент, экзамен, программа, религия, игра, система,.

3. Определите вид сложного умозаключения: ((рq)∧q)p и проверьте его правильность при помощи таблицы истинности.

Объем работы 10000-12000 знаков. Выбор варианта контрольной работы осуществляется по двум последним цифрам зачетной книжки студента. Список рекомендованной литературы см. п. 2.

12

1.7.

Явные определения понятий

Целью контрольной работы является раскрытие теоретических вопросов темы по предлагаемому примерному плану:

1. Структура и виды явных определений.

2. Правила и ошибки явных определений.

И выполнение следующих практических заданий:

1. Приведите два примера определений через род и видовое отличие.

2. Приведите два примера генетического определения.

3. Укажите, какое правило определения нарушено, и назовите ошибку:

3.1. Тонометр – медицинский прибор.

3.2. Логика – наука о понятиях.

3.3. Диетотерапия – муки Тантала.

3.4. Физика – это наука о физических процессах.

Объем работы 10000-12000 знаков. Выбор варианта контрольной работы осуществляется по двум последним цифрам зачетной книжки студента. Список рекомендованной литературы см. п. 2

12

1.8.

Неявные определения понятий

Целью контрольной работы является раскрытие теоретических вопросов темы по предлагаемому примерному плану:

1. Сравнение как прием определения понятий.

2. Характеристика как вид неявного определения.

3. Описание как операция, сходная с определением.

И выполнение следующих практических заданий:

1. Определите вид следующего определения: «Голова без ума – это фонарь без свечи» (Л. Н. Толстой).

2. Опишите спектакль, религиозную службу или личную встречу.

3. Охарактеризуйте историческое событие, научный факт или человека.

4. Определите вид сложного умозаключения: ((рq)∧q)p и проверьте его правильность при помощи таблицы истинности.

Объем работы 10000-12000 знаков. Выбор варианта контрольной работы осуществляется по двум последним цифрам зачетной книжки студента. Список рекомендованной литературы см. п. 2

12

1.9.

Деление понятий

Целью контрольной работы является раскрытие теоретических вопросов темы по предлагаемому примерному плану:

1. Объем понятия и способы его установления.

2. Правила и ошибки деления понятий.

И выполнение следующих практических заданий:

1. Проведите операцию деления следующих понятий:

государство, звезда, занятие, болезнь, экзамен, население земного шара, часы, язык, акция, клетка, устройство, закон, город, наука, религия, литература.

2. Проверьте правильность операции деления и назовите ошибку, если она есть:

2.1. «Пользуйтесь услугами Дома проката №3. Здесь Вам выдадут напрокат кресло-кровать, сервант, саксофон, кларнет и др. музыкальные инструменты» («Вечерний Минск», 21 ноября 1985 г.).

2.2. Проволоки бывают медные, серебряные, толстые, тонкие, телеграфные.

Объем работы 10000-12000 знаков. Выбор варианта контрольной работы осуществляется по двум последним цифрам зачетной книжки студента. Список рекомендованной литературы см. п. 2

12

1.10.

Простые суждения

Целью контрольной работы является раскрытие теоретических вопросов темы по предлагаемому примерному плану:

1. Определение простого суждения и его структура. Суждение и понятие.

2. Классификация простых суждений по качеству и количеству.

И выполнение следующих практических заданий:

1. Определите структуру (субъект, предикат, связка) и вид по качеству и количеству (А, Е, I, О) следующих суждений:

1.1. Эрмитаж является одним из лучших музеев мира.

1.2. Некоторые сообщения средств массовой информации не соответствуют действительности.

1.3. Все компьютеры IВМ отличаются высокой надежностью.

1.4. Данная задача не решена.

1.5. Всяк кулик своё болото хвалит.

1.6. Никто не любит проигрывать.

1.7. Христианство не является язычеством.

1.8. Не всё то золото, что блестит.

1.9. Любая мировая религия является феноменом культуры.

1.10. Некоторые насекомые очень ядовиты.

1.11. Беларусь является республикой.

1.12. Прометей – образ героя-мученика.

2. Определите распределенность терминов в этих суждениях.

Объем работы 10000-12000 знаков. Выбор варианта контрольной работы осуществляется по двум последним цифрам зачетной книжки студента. Список рекомендованной литературы см. п. 2

12

1.11.

Отношения по истинности простых суждений

Целью контрольной работы является раскрытие теоретических вопросов темы по предлагаемому примерному плану:

1. Отношения между простыми суждениями по «логическому квадрату»: отношения противоречия, подчинения, противоположности и подпротивоположности.

2. Распределенность терминов в простых суждениях.

И выполнение следующих практических заданий:

1. Пользуясь логическим квадратом, установите логическое значение:

1.1. А, I, О, если Е – истинно.

1.2. А, Е, I, если O – истинно.

1.3. А, Е, О, если I – ложно.

2. Определите распределенность терминов в следующих суждениях:

2.1. Некоторые выпускники вузов работают в банках.

2.2. Ни один вид спорта не является легким.

2.3. Все химические элементы обладают атомным весом.

2.4. Некоторые постройки не являются современными.

2.5. Всякий человек в душе – ребенок.

2.6. Все диалоги Платона – плоды философских размышлений.

2.7. Некоторые автомобили являются дизельными.

Объем работы 10000-12000 знаков. Выбор варианта контрольной работы осуществляется по двум последним цифрам зачетной книжки студента. Список рекомендованной литературы см. п. 2

12

1.12.

Сложные суждения

Целью контрольной работы является раскрытие теоретических вопросов темы по предлагаемому примерному плану:

1. Образование сложных суждений.

2. Установление логического значения сложных суждений при помощи таблиц истинности.

И выполнение следующих практических заданий:

1. Установите вид следующих сложных суждений и определите их истинность при помощи таблиц истинности:

1.1. Редакция вправе увеличить или уменьшить размер гонорара.

1.2. Банан – пищевое растение и источник доходов для экспортирующих стран.

1.3. Он сейчас находится в Минске или в Петербурге.

1.4. Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку.

1.5. Если к двум прибавить два, то получится четыре.

2. Постройте таблицу истинности для следующего выражения: (p(pvq)).

Объем работы 10000-12000 знаков. Выбор варианта контрольной работы осуществляется по двум последним цифрам зачетной книжки студента. Список рекомендованной литературы см. п. 2

12

1.13.

Логика вопросов и ответов

Целью контрольной работы является раскрытие теоретических вопросов темы по предлагаемому примерному плану:

1. Определение вопроса, его структура, виды и функции.

2. Корректные и некорректные вопросы. Понятие софистического, провокационного и риторического вопросов.

И выполнение следующих практических заданий:

1. Проверьте, являются ли корректными следующие вопросы:

1.1. Какая река является самой длинной рекой в мире?

1.2. Почему мы, как и все цивилизованные страны, не отменили закон о смертной казни?

1.3. И какой же русский не любит быстрой езды?

1.4. Вы перестали бить своего отца?

2. Приведите собственные примеры корректного и некорректного вопросов.

Объем работы 10000-12000 знаков. Выбор варианта контрольной работы осуществляется по двум последним цифрам зачетной книжки студента. Список рекомендованной литературы см. п. 2

12

1.14.

Основные законы логики

Целью контрольной работы является раскрытие теоретических вопросов темы по предлагаемому примерному плану:

1. Основные законы мышления: тождества, непротиворечия, исключенного третьего, достаточного основания.

2. Законы логики и логическая культура мысли.

И выполнение следующих практических заданий:

1. Укажите, какие законы логики нарушены в следующих выражениях и как называются эти ошибки:

1.1. Взрослые говорят детям: «Не пейте холодную воду!» – А сами пьют.

1.2. Из обвинительной речи на суде: «Я понимаю, подсудимому деньги нужны были до зарезу... Однако ж не до зарезу тётки!»

1.3. «Почему Вы утверждаете, что Земля – центр Вселенной?» – «Потому что каждое утро Солнце «встаёт» на востоке и движется на запад, и так миллионы лет, а Земля «стоит» на месте. Это – очевидно».

1.4. «Я хотел бы все-таки знать, финансируется эта тема или нет?» – «Бросьте, давайте лучше поговорим о следующей».

2. Постройте таблицу истинности для выражения р(рvр) и укажите, формальной записью какого закона логики оно является.

Объем работы 10000-12000 знаков. Выбор варианта контрольной работы осуществляется по двум последним цифрам зачетной книжки студента. Список рекомендованной литературы см. п. 2

12

1.15.

Умозаключение

Целью контрольной работы является раскрытие теоретических вопросов темы по предлагаемому примерному плану:

1. Определение умозаключения и его структура.

2. Деление умозаключений по числу посылок, по ходу мысли и достоверности вывода.

3. Содержательные и формальные причины ложных выводов.

И выполнение следующих практических заданий:

1. Определите вид и правильность следующих умозаключений:

1.1. Если все калькуляторы – вычислительные устройства, то лишь некоторые вычислительные устройства являются калькуляторами.

1.2. Все государства имеют столицу. Литва – государство, поэтому она имеет свою столицу.

1.3. Обследование десяти учеников класса из двадцати позволяет заключить, что в данном классе болезни Боткина нет.

2. Установите вид ошибки в следующем заключении:

Все зайцы едят капусту. Иванов ест капусту. Иванов – заяц.

Объем работы 10000-12000 знаков. Выбор варианта контрольной работы осуществляется по двум последним цифрам зачетной книжки студента. Список рекомендованной литературы см. п. 2

12

1.16.

Непосредственные умозаключения

Целью контрольной работы является раскрытие теоретических вопросов темы по предлагаемому примерному плану:

1. Понятие непосредственного вывода.

2. Непосредственные умозаключения по логическому квадрату, умозаключения обращения, превращения и противопоставления.

И выполнение следующих практических заданий:

1. Укажите вид следующих умозаключений:

1.1. Все планеты Солнечной системы – небесные тела. 

Следовательно некоторые небесные тела входят в Солнечную систему

1.2. Ни один вулкан не является безопасным.

Следовательно, все вулканы являются небезопасными.

1.3. Все христиане не являются язычниками.

Следовательно, некоторые не язычники – христиане

2. Проверьте правильность следующих непосредственных умозаключений по логическому квадрату:

2.1. Если верно, что все квадраты являются равносторонними прямоугольниками, то неверно, что некоторые квадраты не являются равносторонними прямоугольниками.

2.2. Если неверно, что ни одно преступление не раскрывается, то также неверно и то, что все преступления раскрываются.

2.3. Если неверно, что все импрессионисты – французы, то следует признать, что некоторые из них не были французами.

2.4. Если верно, что некоторые писатели являются лауреатами Нобелевской премии, то также верно и то, что некоторые из писателей ими не являются.

Объем работы 10000-12000 знаков. Выбор варианта контрольной работы осуществляется по двум последним цифрам зачетной книжки студента. Список рекомендованной литературы см. п. 2

12

1.17.

Простой категорический силлогизм

Целью контрольной работы является раскрытие теоретических вопросов темы по предлагаемому примерному плану:

1. Определение силлогизма как дедуктивного опосредованного вывода.

2. Структура и общие правила силлогизма.

3. Аксиома силлогизма.

И выполнение следующих практических заданий:

1. Укажите структуру и проверьте соблюдение общих правил силлогизма в следующих умозаключениях:

1.1. Каждый, совершивший преступление, должен быть подвергнут наказанию; Х также должен быть подвергнут наказанию, т.к. он совершил преступление.

1.2. Сахар – углевод, значит, он, как и все углеводы, горюч.

1.3. Ни один древний грек не знал латыни. Аристотель – древний грек. Аристотель не знал латыни.

1.4. Все химические элементы обладают атомным весом. Гелий – химический элемент. Гелий обладает атомным весом.

1.5. Все фрукты являются полезными для здоровья, и все морепродукты – тоже. Значит, все морепродукты – фрукты.

Объем работы 10000-12000 знаков. Выбор варианта контрольной работы осуществляется по двум последним цифрам зачетной книжки студента. Список рекомендованной

литературы см. п. 2

12

1.18.

Фигуры и модусы

простого категорического силлогизма

Целью контрольной работы является раскрытие теоретических вопросов темы по предлагаемому примерному плану:

1. Фигуры и правила фигур простого категорического силлогизма.

2. Образование модусов простого силлогизма и проверка их правильности.

И выполнение следующих практических заданий:

1. Определите фигуру, модус и проверьте правильность следующих силлогизмов:

1.1. Ни один вегетарианец не употребляет в пищу мяса, а все кришнаиты – вегетарианцы. Значит, ни один из кришнаитов не ест мяса.

1.2. Все именные акции имеют своего владельца. Данная акция – именная. Значит, на ней должно быть указано имя владельца.

1.3. Ни один коммерческий банк не работает по воскресеньям. Это коммерческий банк. Значит, он не работает в воскресенье.

1.4. Всякое умышленное преступление имеет мотив. Данная смерть является результатом умышленного преступления. Следовательно, она имеет мотив.

1.5. Все изделия фирмы «Адидас» имеют свой фирменный знак, а этот спортивный костюм не имеет такого знака. Значит, он не является костюмом этой фирмы.

1.6. Всякий День милиции – праздник, и сегодня – праздник. Значит, сегодня – День милиции.

Объем работы 10000-12000 знаков. Выбор варианта контрольной работы осуществляется по двум последним цифрам зачетной книжки студента. Список рекомендованной

литературы см. п. 2

12

1.19.

Разновидности категорического силлогизма

Целью контрольной работы является раскрытие теоретических вопросов темы по предлагаемому примерному плану:

1. Сокращенный силлогизм, или энтимема.

2. Сложный силлогизм, или полисиллогизм.

3.Сложносокращенные силлогизмы. Сорит и эпихейрема.

И выполнение следующих практических заданий:

1. Приведите примеры энтимем различных видов (с пропущенной большей посылкой, меньшей посылкой, заключением).

2. Восстановите энтимемы и проверьте их правильность:

2.1. Этот студент не получает повышенную стипендию, так как он имеет удовлетворительные оценки по ряду предметов.

2.2. Он пианист, так как у него длинные, гибкие пальцы.

Иванов поедет на сельхозработы, как и все студенты.

2.4. Обвиняемый имеет право на защиту, а Х – обвиняемый.

2.5. Он должен быть оправдан, так как нет никаких доказательств его виновности.

2.6. Поскольку это острый аппендицит, нужна немедленная операция.

Объем работы 10000-12000 знаков. Выбор варианта контрольной работы осуществляется по двум последним цифрам зачетной книжки студента. Список рекомендованной

литературы см. п. 2

12

1.20.

Условно-категорические умозаключения

Целью контрольной работы является раскрытие теоретических вопросов темы по предлагаемому примерному плану:

1. Чисто условный силлогизм.

2. Достоверные и правдоподобные модусы условно-категорического силлогизма.

И выполнение следующих практических заданий:

1. Определите посылки и заключение в следующих условных и условно- категорических умозаключениях; определите модус и его правильность:

1.1. Если Аристотель был учеником Платона, то он учился в его Академии, а если он учился в его Академии, то он получил греческое образование. Значит, если Аристотель был учеником Платона, то он получил греческое образование.

1.2. Если клаустрофобия – это болезнь, то ее нужно лечить. Клаустрофобия – болезнь, значит, ее нужно лечить.

1.3. Если данное суждение – общеутвердительное, то его субъект распределен. Данное суждение не является общеутвердительным. Значит, его субъект не распределен.

1.4. Если данное суждение – общеутвердительное, то его субъект распределен. Субъект не распределен. Значит, данное суждение не является общеутвердительным.

1.5. Если бьют в набат, значит, где-то пожар. В набат не бьют. Значит, пожара нет.

Объем работы 10000-12000 знаков. Выбор варианта контрольной работы осуществляется по двум последним цифрам зачетной книжки студента. Список рекомендованной

литературы см. п. 2

12

1.21.

Разделительные силлогизмы

Целью контрольной работы является раскрытие теоретических вопросов темы по предлагаемому примерному плану:

  1. Определение разделительного силлогизма.

  2. Разделительно-категорические выводы и их модусы.

И выполнение следующих практических заданий:

1. Определите фигуру, модус и правильность следующих разделительных силлогизмов:

1.1. Суждения бывают либо истинные, либо ложные. Данное суждение истинно. Значит, оно не является ложным.

1.2. Это или убийство, или несчастный случай. Это не несчастный случай. Следовательно, это убийство.

1.3. Он учится на дневном или заочном. Но я знаю точно, что не на дневном. Значит, на заочном.

1.4. Умозаключение бывает непосредственным или опосредованным. Данное умозаключение – силлогизм, значит, оно не является непосредственным.

Объем работы 10000-12000 знаков. Выбор варианта контрольной работы осуществляется по двум последним цифрам зачетной книжки студента. Список рекомендованной

литературы см. п. 2

12

1.22.

Условно-разделительные силлогизмы

Целью контрольной работы является раскрытие теоретических вопросов темы по предлагаемому примерному плану:

1. Образование условно-разделительных выводов.

2. Дилемма и её разновидности.

И выполнение следующих практических заданий:

1. Определите вид и правильность дилеммы в следующих условно-разделительных силлогизмах:

1.1. Если это острый аппендицит, то нужна немедленная операция. Если же это перитонит, то также нужна немедленная операция. Следовательно, острый ли это аппендицит или перитонит, нужна немедленная операция.

1.2. Если родится мальчик, назовем его Кириллом, а если девочка, то назовем ее Катей. Поскольку скоро у нас родится мальчик или девочка, то у нас вскоре появится Кирилл или Катя.

1.3. Если он все-таки решится приехать, то поселится, как всегда, либо в «Планете», либо в «Юбилейной». Но ни там, ни там его нет. Значит, передумал и не приехал.

1.4. Если это условный силлогизм, то в нем должна быть условная посылка, а если разделительный, то разделительная. А поскольку ни условной, ни разделительной посылки нет, то данный силлогизм не является ни условным, ни разделительным.

Объем работы 10000-12000 знаков. Выбор варианта контрольной работы осуществляется по двум последним цифрам зачетной книжки студента. Список рекомендованной

литературы см. п. 2

12

1.23.

Индуктивные умозаключения

Целью контрольной работы является раскрытие теоретических вопросов темы по предлагаемому примерному плану:

1. Понятие недедуктивного вывода.

2. Полная и неполная индукция. Схемы вывода и достоверность обобщения.

3. Основные ошибки индуктивных выводов.

И выполнение следующих практических заданий:

1. Определите вид и схему индуктивного умозаключения, найдите посылки и заключение, установите правильность обобщения:

1.1. На подносе много булочек. Первая – свежая и мягкая, вторая – тоже, третья – свежая и мягкая... Значит, все булочки на подносе – свежие и мягкие (пример Л. Кэрролла).

1.2. В семье Х двое детей. Папа и мама – музыканты. Их дети учатся в музыкальной школе. Заключаем: «Вся семья Х – музыкальная».

1.3. Лабораторные пробы воды в водной системе позволяют заключить, что питьевая вода в Минске соответствует санитарно-гигиеническим нормам.

1.4. В студенческой группе 30 человек. 25 из них прошли флюорографию, и у них патологии не обнаружено. Вероятно, вся группа здорова.

Объем работы 10000-12000 знаков. Выбор варианта контрольной работы осуществляется по двум последним цифрам зачетной книжки студента. Список рекомендованной

литературы см. п. 2

12

1.24.

Научная индукция и ее виды

Целью контрольной работы является раскрытие теоретических вопросов темы по предлагаемому примерному плану:

1. Отличие научной индукции от популярной индукции.

2. Основные виды научной индукции.

И выполнение следующих практических заданий:

1. Установите, по какому методу научной индукции получено следующее обобщение:

В результате трех проверок посещаемости студентами лекций при разных обстоятельствах получилось: Первая проверка была на первой паре, в субботу, в первую учебную неделю. Вторая проверка была во вторую учебную неделю, на первой паре, в среду.
Третья проверка была в третью учебную неделю, в четверг, на первой паре.

Вывод: во всех трех случаях проверки общим является обстоятельство – первая пара.

2. Воспользуйтесь индуктивным рассуждением и ответьте на вопрос: «Какой из известных режиссеров не снимался в собственных фильмах: Н. Михалков, Г. Данелия, Э. Рязанов, А. Тарковский?» О какой индукции идет речь?

Объем работы 10000-12000 знаков. Выбор варианта контрольной работы осуществляется по двум последним цифрам зачетной книжки студента. Список рекомендованной

литературы см. п. 2

12

1.25.

Умозаключение по аналогии

Целью контрольной работы является раскрытие теоретических вопросов темы по предлагаемому примерному плану:

  1. Определение и структура вывода по аналогии.

  2. Виды аналогий и их использование на практике.

  3. Ошибки и достоверность заключений по аналогии.

И выполнение следующих практических заданий:

1. Установите, по какому виду аналогии получены следующие заключения:

1.1. Завод – это большой муравейник.

1.2. Вертолет – это большая стрекоза.

1.3. Печень по структуре напоминает губку.

1.4. Общество функционирует как большой живой организм.

1.5. Причины многих социальных явлений аналогичны явлениям природы.

2. Определите вид следующей аналогии (строгая, нестрогая, ложная):

Люди часто путают съедобные грибы со своими ядовитыми двойниками, очень на них похожими.

3. Постройте схему и приведите пример простой деструктивной дилеммы.

Объем работы 10000-12000 знаков. Выбор варианта контрольной работы осуществляется по двум последним цифрам зачетной книжки студента. Список рекомендованной литературы см. п. 2

12

1.26.

Аргументация

Целью контрольной работы является раскрытие теоретических вопросов темы по предлагаемому примерному плану:

1. Определение, структура и виды аргументации.

2. Формы обоснования.

И выполнение следующих практических заданий:

1. Попробуйте обосновать следующие тезисы:

1.1. «Красота спасет мир» (Ф. М. Достоевский);

1.2. «Всегда поступай в отношении других так, как ты хотел бы, чтобы поступали в отношении тебя» (И. Кант);

1.3. Экологическая обстановка в современном мире вызывает тревогу.

2. К данным тезисам подберите аргументы, обоснуйте тезис, используя индуктивную форму обоснования:

2.1. Все металлы – электропроводники;

2.2. Все студенты БГУИР изучают логику;

2.3. Всякая пора года – прекрасна.

.Объем работы 10000-12000 знаков. Выбор варианта контрольной работы осуществляется по двум последним цифрам зачетной книжки студента. Список рекомендованной

литературы см. п. 2

12

1.27.

Доказательство как логическая основа аргументации

Целью контрольной работы является раскрытие теоретических вопросов темы по предлагаемому примерному плану:

1. Определение доказательства и его структура.

2. Виды доказательства. Правила и ошибки.

И выполнение следующих практических заданий:

1. Определите тезис, аргументы и способ следующих доказательств:

1.1. Поскольку геометрическая фигура является треугольником, то сумма внутренних углов этой фигуры равна 180°.

1.2. Все области Республики Беларусь имеют свои центры. Их название совпадает с названием области. Значит, областным центром Брестской области является город Брест.

1.3. Если бы это было сердечное заболевание, то соответствующие признаки были бы видны на кардиограмме. Но кардиограмма в порядке. Значит, это не сердечный приступ.

Объем работы 10000-12000 знаков. Выбор варианта контрольной работы осуществляется по двум последним цифрам зачетной книжки студента. Список рекомендованной

литературы см. п. 2

12

1.28.

Опровержение как вид аргументации

Целью контрольной работы является раскрытие теоретических вопросов темы по предлагаемому примерному плану:

1. Определение опровержения и его структура.

2. Виды опровержения. Правила и ошибки.

И выполнение следующих практических заданий:

1. Определите тезис, аргументы и способ следующего опровержения:

1.1 Если бы Вы действительно читали эту книгу, то смогли бы назвать ее автора, пересказать ее содержание, сказать, как зовут героев книги. Но Вы не знаете ни того, ни другого, ни третьего. Значит, Вы ее не читали.

1.2. Тщательный анализ останков царской семьи позволил опровергнуть слухи о том, что они якобы не являются останками семьи Николая II.

Объем работы 10000-12000 знаков. Выбор варианта контрольной работы осуществляется по двум последним цифрам зачетной книжки студента. Список рекомендованной

литературы см. п. 2

12

1.29.

Требования к аргументации

Целью контрольной работы является раскрытие теоретических вопросов темы по предлагаемому примерному плану:

1. Требования к тезису аргументации.

2. Требования к аргументам.

3. Требования к демонстрации.

И выполнение следующих практических заданий:

1. Попробуйте логически корректно обосновать следующие тезисы:

1.1. Агрессивное поведение не способствует пониманию между людьми.

1.2. Нет ничего более постоянного, чем временное.

1.3. Экологический кризис во многом связан с деятельностью человека.

2. Какое требование к аргументации нарушено в следующих примерах:

2.1. «Почему Вы утверждаете, что Земля – центр Вселенной?» – «Потому что каждое утро Солнце «встаёт» на востоке и движется на запад, и так миллионы лет, а Земля «стоит» на месте. Это – очевидно».

2.2. «Я хотел бы все-таки знать, финансируется эта тема или нет?» – «Бросьте, давайте лучше поговорим о следующей».

Объем работы 10000-12000 знаков. Выбор варианта контрольной работы осуществляется по двум последним цифрам зачетной книжки студента. Список рекомендованной

литературы см. п. 2

12

1.30.

Логические ошибки и парадоксы

Целью контрольной работы является раскрытие теоретических вопросов темы по предлагаемому примерному плану:

1. Понятие логической ошибки и их виды. Содержательные и формальные ошибки. Софизмы и паралогизмы.

2. Что такое парадокс?

И выполнение следующих практических заданий:

1. Определите вид логической ошибки:

1.1. Лекарство, которое принимает больной, – это добро.

Чем больше добра, тем лучше

Значит, чем больше принимать лекарства, тем лучше.

1.2. Все европейские государства – члены Шенгенского союза. Значит, и Англия как европейская страна входит в Шенгенскую группу.

1.3. Все православные являются христианами. Все католики – тоже христиане. Значит, католики и православные – это одно и то же.

Объем работы 10000-12000 знаков. Выбор варианта контрольной работы осуществляется по двум последним цифрам зачетной книжки студента. Список рекомендованной

литературы см. п. 2

12

2. ЛИТЕРАТУРА

2.1. Основная

  1. Малыхина, Г. И. Логика / Г. И. Малыхина. – Минск, 2002, 2003, 2005, 2007.

  2. Берков, В. Ф. Логика / В. Ф. Берков, Я. С. Яскевич, В. И. Павлюкевич. – Минск, 1998.

  3. Гетманова, А. Д. Логика / А. Д. Гетманова. – М., 1994.

  4. Горский, Д. П. Краткий словарь по логике / Д. П. Горский. – М., 1991.

  5. Иванов, Е. И. Логика / Е. И. Иванов. – М., 2000.

  6. Ивин, А. А. Логика / А. А. Ивин. – М., 2000.

  7. Кириллов, В. И. Логика / В. И. Кириллов, А. А. Старченко. – М., 1995.

  8. Свинцов, В. И. Логика / В. И. Свинцов. – М., 1995.

  9. Ивлев, Ю. В. Логика / Ю. В. Ивлев. – М. , 1997.

2.2. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Аристотель. Органон. Соч. в 4-х т. Т. 2. / Аристотель. – М., 1976.

  2. Арно, А. Логика, или Искусство мыслить / А. Арно, П. Николь. – М., 1991.

  3. Асмус, В. Ф. Логика / В. Ф. Асмус. – М., 1947.

  4. Астафьев, В. К. Законы мышления в формальной и диалектической логике / В. К. Астафьев. – Львов, 1968.

  5. Бакрадзе, К. С. Логика / К. С. Бакрадзе. – Тбилиси, 1951.

  6. Белнап, Н. Логика вопросов и ответов / Н. Белнап, Т. Стил. – М., 1982.

  7. Берков, В. Ф. Логика вопросов в преподавании / В. Ф. Берков. – Минск, 1987.

  8. Берков, В. Ф. Научная проблема: логико-гносеологический аспект /
    В. Ф. Берков. – Минск, 1979.

  9. Берков, В. Ф. Логика / В. Ф. Берков, Я. С. Яскевич, В. И. Павлюкевич. – Минск, 1997.

  10. Бочаров, В. А. Основы логики / В. А. Бочаров, В. И. Маркин. – М., 1994.

  11. Бродский, И. Н. Отрицательные высказывания / И. Н. Бродский. – Л., 1973.

  12. Бродский, И. Н. Элементарное введение в символическую логику /
    И. Н. Бродский. – Л., 1972.

  13. Брутян, Г. А. Аргументация / Г. А. Брутян. – Ереван, 1984.

  14. Брюшинкин, В. Н. Практический курс логики для гуманитариев /
    В. Н. Брюшинкин. – М., 1996.

  15. Бэкон, Ф. Новый органон. Соч. в 2-х т. Т. 2. / Ф. Бэкон. – М., 1978.

  16. Васильев, Н. А. Воображаемая логика / Н. А. Васильев. – М., 1989.

  17. Вертгеймер, М. Продуктивное мышление / М. Вертгеймер. – М., 1987.

  18. Войшвилло, Е. К. Предмет и значение логики / Е. К. Войшвилло. – М., 1960.

  19. Гетманова, А. Д. Логика / А. Д. Гетманова. – М., 1986, 1994.

  20. Логика / А. Д. Гетманова [и др.]. – М., 1992.

  21. Гжегорчик, А. Г. Популярная логика / А. Г. Гжегорчик. – М., 1979.

  22. Краткий словарь по логике / Горский Д. П. [и др.]. – М., 1991.

  23. Горский, Д. П. Логика / Д. П. Горский. – М., 1963.

  24. Григорьев, Б. В. Классическая логика / Б. В. Григорьев. – М., 1996.

  25. Елсуков, А. Н. История античной гносеологии / А. Н. Елсуков. – Минск, 1992.

  26. Жегалин, В. А. К проблеме машинизации учебной деятельности /
    В. А. Жегалин // Вопросы методологии. – М., 1991. – №3.

  27. Жоль, К. К. Логика в лицах и символах / К. К. Жоль. – М., 1993.

  28. Зегет, В. Элементарная логика / В. Зегет. – М., 1985.

  29. Иванов, Е. И. Логика / Е. И. Иванов. – 2-е изд-е.– М., 2000.

  30. Ивин, А. А. По законам логики / А. А. Ивин. – М., 1983.

  31. Ивин, А. А. Логика / А. А. Ивин. – М., 2000.

  32. Ивин, А. А. Теория аргументации / А. А. Ивин. – М., 2000.

  33. Ивин, А. А. Искусство правильно мыслить / А. А. Ивин. – М., 1990.

  34. Ивлев, Ю. В. Курс лекций по логике / Ю. В. Ивлев. – М., 1988.

  35. Ивлев, Ю. В. Логика / Ю. В. Ивлев. – М., 1992, 1997.

  36. Ильенков, Э. В. Диалектическая логика / Э. В. Ильенков. – М., 1974.

  37. История логики / под общ. ред. В. Ф. Беркова. – Минск, 2000.

  38. Казаков, А. Н. Логика – I. Парадоксология / А. Н. Казаков, А. О. Якушев. – Ижевск, 1999.

  39. Кант, И. Логика. Трактаты и письма / И. Кант. – М., 1980.

  40. Кириллов В. И. Логика / В. И. Кириллов, А. А. Старченко. – М., 1982, 1987, 1995.

  41. Кликс, Ф. Пробуждающееся мышление / Ф. Кликс. – М., 1983.

  42. Клини, С. Математическая логика / С. Клини. – М., 1973.

  43. Кобзарь, В. И. Основы логических знаний / В. И. Кобзарь. – СПб., 1994.

  44. Кондаков, Н. И. Логический словарь-справочник / Н. И. Кондаков. – М., 1971, 1976.

  45. Кудрин, А. К. Логика и истина / А. К. Кудрин. – М., 1980.

  46. Ладенко, И. С. Становление и развитие идей генетической логики /
    И. С. Ладенко // Вопросы методологии. – М., 1991 – №3.

  47. Леммерман, Х. Учебник риторики / Х. Лиммерман. – М., 1998.

  48. Логика / под общ. ред. В. Ф. Беркова. – Минск, 1994.

  49. Логика: логические основы общения / В. Ф. Берков [и др.]. – М., 1994.

  50. Логика: логические основы общения : хрестоматия / сост. В. Ф. Берков
    и др. – М., 1994.

  51. Логика и риторика : хрестоматия / сост.: В. Ф. Берков, Я. С. Яскевич. – Минск, 1997.

  52. Логика и компьютер / науч. ред. Е. Д. Смирнова. – М., 1990.

  53. Маковельский, А. О. История логики / А. О. Маковельский. – М., 1967.

  54. Малыхина, Г. И. Логика / Г. И. Малыхина. – Минск, 2000.

  55. Математическая логика / под общ. ред. А. А. Столяра. – Минск, 1991.

  56. Мельников, В. Н. Логические задачи / В. Н. Мельников. – Киев–Одесса, 1989.

  57. Логика: наука и искусство / В. С. Меськов [и др.]. – М., 1992.

  58. Методы логического анализа. – М., 1977.

  59. Милль, Д. С. Система логики силлогистической и индуктивной /
    Д. С. Милль. – М., 1914.

  60. Мичи, Д. Компьютер – творец / Д. Мичи, Р. Джонстон. – М., 1987.

  61. Мулуд, Н. Анализ и смысл / Н. Мулуд. – М., 1979.

  62. Об искусстве полемики. – М., 1982.

  63. Павлова, К. Г. Искусство спора: логико-психологические аспекты /
    К. Г. Павлова. – М., 1988.

  64. Петров, Ю. А. Азбука логичного мышления / Ю. А. Петров. – М., 1991.

  65. Петров, Ю. А. Культура мышления / Ю. А. Петров. – М., 1990.

  66. Поварнин, С. И. Искусство спора / С. И. Поварнин. – Пг., 1923, СПб., 1996.

  67. Поварнин С. И. О теории и практике спора / С. И. Поварнин // Вопросы философии. – 1990. – №3.

  68. Поварнин, С. И. Спор. О теории и практике спора / С. И. Поварнин. –Псков, 1994.

  69. Пойа, Д. Математика и правдоподобные рассуждения / Д. Пойа. – М., 1975.

  70. Попов, П. С. Развитие логических идей от Античности до эпохи Возрождения / П. С. Попов, Н. И. Стяжкин. – М., 1974.

  71. Поппер, К. Логика и рост научного знания / К. Поппер. – М., 1983.

  72. Радченко, О. И. К вопросу о логико-гносеологической природе аналогий / О. И. Радченко. – Краснодар, 1986.

  73. Речевое общение и аргументация. – СПб., 1993.

  74. Сапая, К. Д. Логическая форма и объективное познание / К. Д. Сапая. – Тбилиси, 1985.

  75. Светлов, В. А. Практическая логика / В. А. Светлов. – СПб., 1997.

  76. Свинцов, В. И. Логика / В. И. Свинцов. – М., 1987, 1995.

  77. Сергеич, П. Искусство речи на суде / П. Сергеич. – М., 1960.

  78. Серебрянников, О. Ф. Дедуктивные умозаключения / О. Ф. Серебрянников, И. Н. Бродский. – Л., 1969.

  79. Слинин, Я. А. Современная модальная логика / Я. А. Слинин. – Л., 1976.

  80. Сопер, П. Основы искусства речи / П. Сопер. – М., 1992.

  81. Стяжкин, Н. И. Формирование математической логики / Н. И. Стяжкин. – М., 1967.

  82. Тымцяс, В. Г. Логика. Курс лекций / В. Г. Тымцяс. – М., 1999.

  83. Федоров, Б. И. Логика компьютерного диалога / Б. И. Федоров, З. О. Джалиашвили. – М., 1994.

  84. Философия, логика, язык / общ. ред. Д. П. Горского, В. В. Петрова. – М., 1987.

  85. Философский энциклопедический словарь. – М., 1989.

  86. Формальная логика / под ред. И. А. Чупахина и И. Н. Бродского. – Л., 1977.

  87. Ван Еемерен, Франс Х. Аргументация, коммуникация и ошибки / Франс Х. Ван Еемерен, Роб. Гроотендорст. – СПб., 1992.

  88. Хаваш, К. Так – логично! / К. Хаваш. – М., 1985.

  89. Хилькевич, А. П. Проблема расширения традиционной силлогистики /
    А. П. Хилькевич. – Минск, 1981.

  90. Хинтикка, Я. Логико-эпистемические исследования / Я. Хинтикка. – М., 1980.

  91. Челпанов, Г. И. Учебник логики / Г. И. Челпанов. – М., 1946, 1994.

  92. Черч, А. Введение в математическую логику. Т.1. / А. Черч. – М., 1960.

  93. Чупахин, И. А. Методологические проблемы теории понятия / И. А. Чупахин. – М., 1973.

  94. Щедровицкий, Г. П. Мышление по схемам многих знаний / Г. П. Щедровицкий // Вопросы методологии. – М., 1991. – №3.

  95. Эндрю, А. Искусственный интеллект / А. Эндрю. – М., 1985.

  96. Яскевич, Я. С. В поисках идеала строгого мышления / Я. С. Яскевич. – Минск, 1989.

  97. Яскевич, Я. С. Аргументация в науке / Я. С. Яскевич. – Минск, 1992.

    1. Логический практикум

  1. Айзенк, Г. Ю. Проверьте свои способности / Г. Ю. Айзенк. – М., 1972.

  2. Байиф, Ж.-К. Логические задачи / Ж.-К. Байиф. – М., 1983.

  3. Берков, В. Ф. Логика: задачи и упражнения. Практикум / В. Ф. Берков. – Минск, 2000.

  4. Бизам, Д. Игра и логика. 85 логических задач / Д. Бизам, Я. Герцег. – М., 1975.

  5. Буданков, Л. Ф. 200 логических и занимательных задач / Л. Ф. Буданков. – Тула, 1972.

  6. Ведин, Ю. Н. Упражнения по формальной логике / Ю. Н. Ведин. – Рига, 1968.

  7. Гетманова, А. Д. Логика. Словарь и задачник / А. Д. Гетманова. – М., 1998.

  8. Ивлев, Ю. В. Логика. Сборник упражнений / Ю. В. Ивлев. – М., 1999.

  9. Игнатьев, Е. И. В царстве смекалки / Е. И. Игнатьев. – М., 1979.

  10. Курбатов, В. И. Логика в вопросах и ответах / В. И. Курбатов. – Ростов н/Д, 1997.

  11. Кэрролл, Л. Логическая игра / Л. Кэрролл. – М., 1991.

  12. Мельников, В. Н. Логические задачи / В. Н. Мельников. – Киев–Одесса, 1989.

  13. Павлова, К. Г. Задачи и упражнения по логике / К. Г. Павлова. – Владивосток, 1985.

  14. Сборник упражнений по логике / под ред. А. С. Клевчени и В. И. Бартона. – Минск, 1990.

  15. Смаллиан, Р. М. Как же называется эта книга? / Р. М. Смаллиан. – М., 1981.

  16. Смаллиан, Р. Принцесса или тигр? / Р. М. Смаллиан. – М., 1985.

  17. Смаллиан, Р. Алиса в стране смекалки / Р. М. Смаллиан. – М., 1987.

  18. Тоноян, Л. Г. Сборник задач и упражнений по логике / Л. Г. Тоноян. – СПб., 1999.

  19. Упражнения по логике / под ред. В. И. Кириллова. – М., 1990.

  20. Уёмов, А. И. Задачи и упражнения по логике / А. И. Уёмов. – М., 1961.

  21. Яшин, Б. Л. Задачи и упражнения по логике / Б. Л. Яшин. – М., 1996.

3. ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ, НАГЛЯДНЫХ И ДРУГИХ ПОСОБИЙ, МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ И МАТЕРИАЛОВ И ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

    1. Логика. Планы семинарских занятий для студентов всех специальностей и форм обучения / Сост. Г. И.Малыхина и др. – Минск, БГУИР, 2004. – 29 с.

    2. Логика: учебно-методический комплекс для студентов заочной и дистанционной форм обучения / Сост. Г. И.Малыхина, В. А. Иноземцев, М. Р. Дисько. – Минск, БГУИР, 2007. – 48 с.

    3. Малыхина, Г. И. Электронный учебно-методический комплекс «Логика» / Г. И. Малыхина, М. Р. Дисько. – Минск, БГУИР, 2007. – 16,0 п. л.

4. Протокол согласования учЕбной программы

по изучаемой учебной дисциплине

С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Данная дисциплина не требует согласования с другими дисциплинами.

Зав. кафедрой философии Г.И. Малыхина



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Регистрационный № УД- /р Логика Рабочая учебная программа для специальностей 1-40 01 01 «Программное обеспечение информационных технологий»

    Рабочая учебная программа
    ... _______ Б.В. Никульшин ___.____.2008 РегистрационныйУД-____/р. ЛогикаРабочаяучебнаяпрограммадляспециальностей 1-40 01 01 «Программное ...
  2. Регистрационный № УД- /р ФИЛОСОФИЯ Рабочая учебная программа для специальности 2

    Рабочая учебная программа
    ... Бондарик __.___.2010. РегистрационныйУД-___________/р. ФИЛОСОФИЯ Рабочаяучебнаяпрограммадляспециальности 2: 1-31 03 04 « ... классическая философия 2.2.29. Гегель, Г. В. Ф. Наука логики / Г. В. Ф. Гегель // Энциклопедия философских наук: в 3 т. – ...
  3. Учебная программа для специальностей

    Программа
    ... 2009 г. РегистрационныйУД-______/р. КАРТОГРАФИЯ Учебнаяпрограммадляспециальностей: 31 02 ... цифрования материалов, логико-математическая обработка ... рабочейпрограмме на 200_/20__ учебный год В рабочуюпрограмму вносятся изменения: Рабочаяпрограмма ...
  4. Философская герменевтика реконструкция проблемного поля учебная программа для специальности 1-21 02 01 «философия»

    Пояснительная записка
    ... РегистрационныйУД-1709/уч. Философская герменевтика: реконструкция проблемного поля Учебнаяпрограммадляспециальности ... метафизики и онтологии», «логики», «философских проблем социально ... спецкурса в соответствии с рабочим планом факультета философии ...
  5. Философия средневековья и возрождения учебная программа для специальности 1-21 02 01 «философия»

    Программа
    ... утверждения) РегистрационныйУД-_135_/р. Философия Средневековья и Возрождения Учебнаяпрограммадляспециальности: 1-21 ... к утверждению в качестве рабочего варианта на заседании кафедры ... позиции. 2. Соотношение логики и психологии, метод философии ...

Другие похожие документы..