textarchive.ru

Главная > Рабочая программа


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Дальневосточный государственный технический

рыбохозяйственный университет

(ФГБОУ ВПО «ДАЛЬРЫБВТУЗ»)

УТВЕРЖДЕНО

Проректор по НР

Богданов В.Д.

от ___________ 2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по обязательной дисциплине

«История и философия науки »

Для аспирантов и соискателей

Всего – 72 часа

Владивосток

2011

Автор – Фунтусов В.С. – канд. филос. наук, доцент кафедры философии, ДВФУ

Рецензент – Кулебякин Е.В. – д-р филос. наук, профессор

ВВЕДЕНИЕ

Современный этап развития научного знания характеризуется целым комплексом новых социокультурных, когнитивных, семиотических, антропологических, аксиологических маркеров, которые в своей совокупности характеризуют новый парадигмальный сдвиг стратегии научной мысли на рубеже ХХ-ХХI вв. Научное знание стало характеризоваться сложностью структуры его эмпирического и теоретического уровней, многообразными способами обоснования и проверки; тесным переплетением описания свойств материальных объектов с искусственно вводимыми абстракциями, идеальными моделями, знаковыми объектами; соединением результатов предметно-орудийного эксперимента с выводами и следствиями мысленного эксперимента.

Если традиционно наука рассматривалась как совокупность теоретических знаний о реальной действительности, то в современном контексте она выступает как вид общественного духовного производства, направленного на выработку истинного, систематизированного, теоретически разработанного знания. Наука стала выступать как единство познавательной деятельности и ее результата – научного знания. Она стала открытой не только для эмпирической информации, непосредственно отражающей свойства и отношения природного объекта, но и для ценностей и мировоззренческого знания об исторических условиях, о представленных в культуре методах и способах освоения и понимания объективного мира человеком. Современный этап научного знания выводит традиционную эпистемологическую схему субъект-объектных отношений на уровень междисциплинарной и трансдисциплинарной познавательной практики и по-иному расставляет акценты в представлениях о целостности субъект-объектного единства. В этом ракурсе в сферу логико-методологических исследований начинают включаться не только познавательные, но и ценностные отношения человека к миру: его духовный опыт в постижении смысла жизни, а также – проблемы жизни и смерти, свободы и ответственности. Гуманитарное измерение науки существенно обогащает арсенал философии познания, позволяет не только целостно представить теорию реального познания, но и прогностически направить стратегию естественнонаучного поиска в русло объемного понимания истины.

Настоящая программа по курсу «История и философия науки» предназначена для магистрантов, аспирантов и соискателей ученых степеней всех научных специальностей. Она представляет собой введение в общую проблематику философии науки. В ней учтены все блоки и компоненты федеральной программы, учтена специфика вуза и опыт чтения курса «Философии науки» магистрантам и аспирантам Дальрыбвтуза. Опираясь на теоретические источники и практический опыт ведения этого курса в ведущих университетах Российской Федерации, наука рассматривается в широком социокультурном контексте и в ее историческом развитии. Особое внимание уделяется глобальным тенденциям смены научной картины мира, типам научной рациональности в разных областях знания. Программа состоит из 3-х разделов и ориентирована на анализ основных мировоззренческих и методологических проблем, которые возникли в науке на современном этапе ее развития.

Для подготовки к экзамену слушатель обязательно должен использовать материалы 1 раздела программы, а также один из разделов (2 и 3), который соответствует области его научных исследований и подготовить реферат по выбранной теме. Список тем докладов и рефератов прилагается к программе.

Раздел I.Общие проблемы философии науки

Тема 1. Предмет и основные концепции современной философии науки

1. Понятие науки. Наука как специфический тип знания.

2. Наука как познавательная деятельность.

3. Наука и философия. Эволюция подходов к анализу науки. Неопозитивизм и постпозитивизм.

4. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности.

5. Соотношение науки, культуры и цивилизации.

6. Функции науки.

Тема 2. Возникновение науки и ее основные стадии исторической эволюции.

1. Преднаука. Особенности древневосточной преднауки.

2. Античная наука.

3. Особенности развития научной мысли в эпохи Средневековья и Возрождения.

4. Новое время и становление классической науки.

5. Неклассическая наука.

6. Особенности формирования постнеклассической науки на рубеже ХХ – ХХI веков.

7. Основные концепции динамики научного знания. Взаимодействие традиций и новаций в развитии научного знания.

Тема 3. Структура, методы и формы научного знания.

1. Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Понятие и сущность законов науки. Классификация законов.

2. Природа истины и проблема научного метода.

3. Уровни научного знания: эмпирический, теоретический, метатеоретический.

4. Основные методы эмпирического знания. Наблюдение. Случайные и систематические наблюдения. Сравнение и измерение. Эмпирические зависимости и эмпирические факты. Процедуры формирования факта. Приборы. Гносеологическая функция приборов. Индукция и экстраполяция. Фальсификация и ее особенности. Моделирование, его специфика и роль в научном познании.

5. Основные методы теоретического познания. Идеализация и формализация.

Математическое моделирование. Аксиоматический и гипотетико-дедуктивный методы. Системный и конкретно-исторический методы. Структурирование и проектирование. Конструирование и программирование. Синергетический и феноменологический методы. Верификация и интерпретация. Репрезентация и конвенция.

6. Метатеоретический уровень и его особенности. Рефлексия, экспликация, обоснование общенаучных принципов познания в построении картины мира и парадигмальных теорий.

7. Формы научного познания. Идеи, принципы, законы. Проблема. Факт. Гипотеза. Теория. Научно-исследовательская программа.

Тема 4. Онтология науки. Философские проблемы современной научной картины мира.

1. Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира.

Функции научной картины мира.

2. Операциональные основания научной картины мира. Отношение онтологических постулатов науки к мировоззренческим доминантам культуры.

3. Современная философия природы: междисциплинарный характер ееразвития.

4. Идеалы и нормы исследования и их роль в структуре научной картины мира

5. Рациональность и типы рациональностей в конструировании современной научной картины мира. Наука и псевдонаука.

6. Универсальный эволюционизм как основа современной научной картины мира.

7. Научная картина мира и новые мировоззренческие ориентиры цивилизационного развития.

Раздел II. Философские проблемы социально-гуманитарных наук

Тема 6. Наука как социальный институт.

1. Понятие социального института и историческое развитие институциональных форм научной деятельности.

2. Научное сообщество и исторические предпосылки институционального

ресурса. Научные школы и их роль в подготовке научных кадров.

Дисциплинарность и междисциплинарность.

3. Историческое развитие способов трансляции научных знаний. Компьютеризация науки и ее социальные последствия.

4. Наука и экономика. Наука и власть. Проблема секретности и закрытости Научных исследований. Проблема государственного регулирования науки.

5. Роль науки в преодолении глобальных кризисов.

Тема 7. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания

1. Сходства и отличия наук о природе и наук об обществе: современные трактовки проблемы.

2. Особенности общества и человека, его коммуникаций и духовной жизни как объектов познания: многообразие, неповторяемость, уникальность, случайность, изменчивость.

3. Конвергенция естественно-научного и социально-гуманитарного знания в неклассической и постнеклассической науке, эволюция и механизмы взаимодействия.

4. Гуманизация и гуманитаризация современного естествознания. Способы применения математики и компьютерного моделирования в социально-гуманитарных науках (СГН).

5. Научная картина мира в социально-гуманитарных науках.

Тема 8. Субъект социально-гуманитарных наук

1. Индивидуальный субъект, его форма существования. Включенность сознания субъекта, его системы ценностей и интересов в объект исследования.

2. Личностное неявное знание субъекта. Индивидуальное и коллективное бессознательное в гуманитарном познании. Коллективный субъект, его формы существования.

3. Научное сообщество как субъект познания.

4. Коммуникативная рациональность. Роль традиций, ценностей, образцов интерпретации в межсубъектном понимании и смыслополагании.

Тема 9. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании

1.Категория ценности в философии науки.

2. Познавательные ценности и «феномен Ньютона».

3. Ценностно-мировоззренческие формы предпосылочного знания.

4. Ценностные ориентации в научном познании и проблема выбора.

5. Язык как коммуникативная, культурно-историческая и ценностная предпосылка познания.

5. Оценочные суждения в науке и необходимость «ценностной нейтральности» в социально-гуманитарном исследовании.

6. Вненаучные критерии: принципы красоты и простоты.

Тема 10. Жизнь, пространство, время как категории наук об обществе и культуре

1. Понимание жизни за пределами ее биологических смыслов. Социокультурное и гуманитарное содержание понятия жизни.

2. История – одна из форм проявления жизни, объективация жизни во времени, никогда не завершаемое целое.

3. Познание и «переживание» жизни – основное содержание художественных произведений.

4. Время и пространство как общие условия и меры становления человеческого бытия, осуществления жизни.

5. Объективное и субъективное время. Социальное и культурно-историческое время.

6. Понятие «хронотоп» и его роль в гуманитарном познании.

Тема 11. Методы и методология социально-гуманитарных наук

1. Специфика средств и методов социально-гуманитарного познания: идиографичность и номотетичность.

2. Объяснение и понимание. Природа и типы объяснений. Понимание в

гуманитарных науках. Герменевтика как наука о понимании и интерпретации текста.

3. Текст как особая реальность и единица методологического и семантического анализа. Язык, «языковые игры», языковая картина мира.

4. Интерпретация как придание смыслов, значений высказываниям, текстам, явлениям и событиям – общенаучный метод и базовая операция социально-гуманитарного познания.

5. Объяснение и понимание в социологии, исторической, экономической и юридической науках, психологии, филологии, культурологии.

6. Вера и знание, достоверность и сомнение. «Встроенность» субъективной веры во все процессы познания и жизнедеятельности, скрытый, латентный характер верований как эмпирических представлений и суждений. Вера и понимание в контексте коммуникаций. Вера и истина. Разные типы обоснования веры и знания.

7. Взаимодействие социальных, гуманитарных наук и вненаучного знания в экспертизах социальных проектов и программ.

Тема 12. Философские проблемы специальных гуманитарных наук

1. Философские проблемы социологической науки. Философия и социология:

Пути взаимодействия. Философские парадигмы и программы в структуре социологической теории. Философское и социологическое понимание общества, социальной системы, социальной структуры. Философские аспекты социальной трансформации. Социализация, десоциализация, ресоциализация.

2. Философские проблемы психологической науки. Проблема онтологического и эпистемологического обоснования психического как особой реальности.

Деятельность, общение, творчество как междисциплинарные категории философии и психологии: единство и различие. Философские аспекты когнитивной психологии. Проблема сознания в философии и психологии.

3. Философские проблемы филологических наук. Влияние филологии и лингвистики на развитие современной философии. Лингвистические основания современной аналитической философии и философии культуры. Эпистемологические проблемы и особенности литературоведения как теории. Философские смыслы концепций универсального языка (Р. Декарт, Г. Лейбниц, А. Вежбицкая). Герменевтические идеи в трудах В. Гумбольдта.

Философия языка и проблемы герменевтики в концепции М. Хайдеггера.

Язык и проблемы искусственного интеллекта.

4. Философские проблемы экономической науки. Механизмы воздействия

социальных идей на экономическое развитие. Экономическая реальность:

объективный и субъектный смыслы. Философский смысл объективности в экономической науке. Социальный порядок и экономическая программа: линии взаимодействия. Философия хозяйства: экономический, политический и культурологический аспекты. Экономические реформы и социальные трансформации: философские аспекты. Макроэкономика и микроэкономика как фундаментальные модели целостности жизнедеятельности человечества. Философский смысл мирсистемной экономики.

5. Философские проблемы наук о государстве и праве. Свобода человека и право. Благо и право. Правовое государство: социально-философский смысл. Современная концепция естественных прав человека. Право и этническая культура. Роль права в межэтнической коммуникации. Право и нравственность. Религия и право: философские аспекты взаимодействия. Понятия права и силы. Насилие, агрессивность и право. Сущность правосознания в философии И.А. Ильина: его актуальность в современных российских реформах.

Раздел III. Философия техники и технических наук

Тема13. Философия техники и методология технических наук

1. Специфика философского осмысления техники и технических наук.

2. Предмет, основные сферы и главная задача философии техники. Соотношение философии науки и философии техники.

3. Техника как предмет исследования естествознания; природа и техника, «естественное» и «искусственное».

4. Проблема смысла и сущности техники: «техническое» и «нетехническое».

Практически-преобразовательная деятельность, техническая и инженерная деятельность, научное и техническое знание. Познание и практика, иссле дование и проектирование.

5. Образы техники в культуре: традиционная и проектная культуры. Перспективы и границы современной техногенной цивилизации. Технический оптимизм и технический пессимизм как две альтернативные парадигмы.

6. Ступени рационального обобщения в технике: частные и общие техно-логии, технические науки и системотехника.

7. Основные концепции взаимоотношения науки и техники. Линейная и эволюционная модели развития.

Тема 14. Естествознание и технические науки.

1. Специфика технических наук, их отношение к естественным и гуманитарным наукам. Первые технические науки как прикладное естествознание. Основные типы технических наук.

2. Место и роль техники в структуре научной картины мира. Соотношение эмпирического и теоретического в технических науках.

3. Изменение соотношения науки и техники в истории развития общества.

4. Техническая теория: специфика строения. Особенности идеальных объектов технической теории, функциональные, поточные и структурные теоретические схемы. Дисциплинарная и междисциплинарная организация технической науки: понятие научно-технической дисциплины и семейства научно-технических дисциплин. Техника и технология: их различие и взаи-мосвязь.

5. Структура технико-технологического научного знания: основные уровни и блоки технического знания. Эмпирическое, Теоретическое, текстологическое, модельно-проективное, обыденное, онтологическое, метатеоретическое знание их специфика взаимосвязь и взаимодействие в технической деятельности.

6. Коммуникация и техника. Коммуникативная природа техники. Техника как способ организации общества. Коммуникативная сущность техники.

Тема 15. Особенности неклассических научно-технических дисциплин

1. Различия современных и классических научно-технических дисциплин;

Природа и сущность современных (неклассических) научно-технических дисциплин. Параллели между неклассическим естествознанием и современными (неклассическими) научно-техническими дисциплинами.

2. Особенности теоретических исследований в современных научно-технических дисциплинах: системно-интегративные тенденции и междисцимплинарный теоретический синтез, усиление теоретического измерения техники и развитие нового путем математизации науки за счет применения информационных и компьютерных технологий, размывание границ между исследованием и проектированием, формирование нового образа науки и норм технического действия под влиянием экологических угроз, роль методологии социально-гуманитарных знаний в сфере техники.

3. Технологический феномен NBIC-конвергенции и его философские аспекты в контексте новых интеграционных возможностей современной постнеклассической науки.

4. Развитие системных и кибернетических представлений в технике. Системные исследования и системное проектирование: особенности системотехнического и социотехнического проектирования, возможность и опасность социального проектирования.

5. Стратегические направления развития техники в условиях информационной цивилизации: миниатюризация, эстетизация, гуманизация, экологизация, экономизация, интеллектуализация и др.

Тема 16. Социальная оценка техники как прикладная философия техники

1. Научно-техническая политика и проблема управления научно-техническим прогрессом общества. Социокультурные проблемы передачи технологии и внедрения инноваций.

2. Проблема комплексной оценки социальных, экономических, экологических и других последствий техники; социальная оценка техники как область исследования системного анализа и как проблемно-ориентированное исследование; междисциплинарность, рефлексивность и проектная направленность исследований последствий техники.

3. Социально-экологическая экспертиза научно-технических и хозяйственных проектов, оценка воздействия на окружающую среду и экологический менеджмент на предприятии как конкретные механизмы реализации научно-технической и экологической политики; их соотношение с социальной оценкой техники.

4. Этика ученого и социальная ответственность проектировщика: виды ответственности, моральные и юридические аспекты их реализации в обществе.

Научная, техническая и хозяйственная этика, и проблема охраны окружающей среды. Проблемы гуманизации и экологизации современной техники.

5. Критерии и новое понимание научно-технического прогресса в концепции устойчивого развития: ограниченность прогнозирования научно-технического развития и сценарный подход, научная и техническая рациональность и иррациональные последствия научно-технического прогресса; возможности управления риском и необходимость принятия решений в условиях неполного знания; эксперты и общественность – право граждан на участие в принятии решений и проблема акцептации населением научно-технической политики, проводимой государством.

Тема 17. Философские проблемы информатики, математики естественных наук

1. Философские проблемы информатики. История становления информатикикак междисциплинарного направления во второй половине ХХ в. Теория информации К. Шеннона. Концепция гипертекста В. Буша. Конструктивная кибернетическая эпистемология Х. фон Ферстера. Синергетический подход в информатике Г. Хакен и Д.С. Чернавский. Информатика в контексте постнеклассической науки и представлений о развивающихся человекомерных системах. Моделирование и вычислительный эксперимент как интеллектуальное ядро информатики. Интернет как метафора глобального мозга. Эпистемологическое содержание компьютерной революции.

Проблема искусственного интеллекта и ее эволюция. Информационная динамика организаций в обществе. Сетевое общество в контексте перспектив и проблем социальной информатики.

2. Философские проблемы математики. Природа математического мышления. Математика как язык науки. Математика и естествознание. Математика как феномен человеческой культуры. Философия математики как раздел философии и как общая методология математики. Философские проблемы возникновения и исторической эволюции математики в культурном контексте.

Внутренние и внешние факторы развития математической теории. Апология «чистой» математики Г. Харди. Математика как совокупность «культурных» элементов» Р. Уайлдер. Истоки формалистского понимания математического существования. Идеи Г. Кантора о соотношении имманентной и транзитивной истины. Программа Н. Бурбаки и концепция математического структурализма.

Реализм как тезис об онтологической основе математики. Радикальный реализм К. Геделя. Реализм и проблема неиндуктивистского обоснования теории множеств. Логицистская установка Г. Фреге и Л. Брауэра: возможности и проблемы методологических результатов в математическом анализе. Гильбертовская схема абсолютного обоснования математических теорий на основе финитной и содержательной метатеории. Философско-методоло-гические проблемы математизации науки. Математическое моделирование в

экологии: историко-методологический анализ. Применение математики в фи-нансовой сфере: история, результаты и перспективы. Границы, трудности и перспективы математизации гуманитарного знания.

3. Философские проблемы физики. Место физики в системе наук. Онтологиические, эпистемологические и методологические основания фундаментальности физики. Квантовая механика и объективность научного знания.

Проблема пространства-времени. Специальная и общая теория отностительности А. Эйнштейна. Проблема взаимоотношения пространственно-временного континуума и гравитационного поля. Пространство-время и вакуум. Топологические свойства пространства-времени и фундаментальные физические взаимодействия. Проблемы детерминизма в философии и физике. Идея существования двух уровней причинных связей: наглядная и теоретическая причинность. Причинность и целесообразность. Понятие светового конуса и релятивистская причинность. Концепция вероятностной причинности. Филосософский смысл концепции дополнительности Н. Бора и принцип неопределености В. Гейзенберга. Изменение представлений о характере физических законов в связи с концепцией «Большого взрыва» в космологии и с формированием синергетики. Проблема объективности в современной физике.

4. Философские проблемы химии. Специфика философии химии и специфика предмета химии. Тесное взаимодействие химии с физикой, биологией, геологией и экологией. Концептуальные системы химии и их эволюция. Учение об элементах как исторически первый тип концептуальных систем в химии. Структурная химия как теоретическое объяснение динамической характеристики вещества. Кинетические теории как теории химического процесса. Химиическая кинетика и проблема поведения химических систем. Концепция самоорганизации и синергетика как основа объяснения поведения химических систем. Тенденции физикализации химии. Три этапа физикализации:

1) проникновение физических идей в химию,

2) построение физических и физико-химических теорий,

3) редукция фундаментальных разделов химии к физике.

Редукция теории химической связи к квантовой механике. Редукция и редукционизм в химии. Редукционизм и единство знания. Гносеологический, прагматический и онтологический редукционизм. Приближенные методы в химии.

Проблема смысла и значения приближенных методов как одна из центральных для философии химии. Роль химии в нанотехнологическом проекте современной науки в XXI веке.

5. Философские проблемы биологии и экологии. Предмет философии биологии и его эволюция. Биология в контексте философии и методологии науки XXI в. От биологической эволюционной теории к глобальному эволюционизму.

Проблема системной организации в биологии. Сущность живого и проблемы его происхождения. Экофилософия и проблемы формирования социальной экологии. Особенности биосферы как области взаимодействия общества и природы. Учение о ноосфере В.И. Вернадского. Новые экологические акценты в ХХ- ХХI в.: урбоэкология, лимиты роста, устойчивое развитие. Биоресурсы мирового океана: философские проблемы жизни на планете Земля.

Экологические основы хозяйственной деятельности предприятий в условиях рыбного промысла. Экологические императивы современной культуры в условиях глобализации. Экология и право. Экология и экономика в условиях рыночных отношениях. Современный экологический кризис как кризис цивилизационный: истоки и тенденции. Направления изменения биосферы в процессе научно-технической революции. Принципы взаимодействия общества и природы. Пути формирования экологической культуры. Критический анализ основных сценариев экоразвития человечества: антропоцентризм, техноцентризм, Космоцентризм, экоцентризм. Смена доминирующих регулятивов культуры и становление новых конститутивных принципов под влиянием экологических императивов. Новая философия взамодействия человека и природы в контексте концепции устойчивого развития России. Образование, воспитание и просвещение в свете экологических проблем человечества. Роль средств массовой информации в деле экологического образования, воспитания и просвещения населения.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. (фгбоу впо «дальрыбвтуз») (1)

    Основная образовательная программа
    ... Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет (ФГБОУВПО «ДАЛЬРЫБВТУЗ») УТВЕРЖДАЮ Проректор по НР ... государственный технический рыбохозяйственный университет ФГБОУВПО «ДАЛЬРЫБВТУЗ» УТВЕРЖДЕНО Проректор по научной ...
  2. ( фгбоу впо «дальрыбвтуз») (2)

    Основная образовательная программа
    ... государственный технический рыбохозяйственный университет ( ФГБОУВПО «ДАЛЬРЫБВТУЗ») УТВЕРЖДАЮ Проректор по НР __________ ... Приложение 1 УТВЕРЖДАЮ Проректор по НР ФГБОУВПО «Дальрыбвтуз» ____________ В.Д. Богданов ПРОГРАММА Вступительного экзамена ...
  3. ( фгбоу впо «дальрыбвтуз») (1)

    Основная образовательная программа
    ... государственный технический рыбохозяйственный университет ( ФГБОУВПО «ДАЛЬРЫБВТУЗ») УТВЕРЖДАЮ Проректор по НР __________ ... Приложение 1 УТВЕРЖДАЮ Проректор по НР ФГБОУВПО «Дальрыбвтуз» ____________ В.Д. Богданов ПРОГРАММА Вступительного экзамена ...
  4. ( фгбоу впо «дальрыбвтуз»)

    Программа
    ... государственный технический рыбохозяйственный университет ( ФГБОУВПО «ДАЛЬРЫБВТУЗ») УТВЕРЖДАЮ Проректор по НР _________________ ... государственный технический рыбохозяйственный университет ( ФГБОУВПО «ДАЛЬРЫБВТУЗ») УТВЕРЖДАЮ Проректор по НР ...
  5. (фгбоу впо «дальрыбвтуз»)

    Методические рекомендации
    ... государственный технический рыбохозяйственный университет» (ФГБОУВПО «ДАЛЬРЫБВТУЗ») УТВЕРЖДАЮ Проректор по НР _________________ ... Pascal 7.0. Метод.указания. – Владивосток: Дальрыбвтуз, 2003. г) методическое обеспечение самостоятельной работы ...

Другие похожие документы..