Главная > Рабочая программа


Мунье Эмманюэль (1905-1950) — основатель и ведущий теоретик французского персонализма, в основе которого лежит признание абсолютной ценности личности, которая первична по отношению к материальным, социальным и экономическим системам.

Налимов Василий Васильевич (1910-1997) — математик, философ, разрабатывал проблемы планирования эксперимента, вероятностную модель языка.

Неретина Светлана Сергеевна (род. 1941) — специалист в области средневековой философии, теории и истории культуры.

Никифоров Александр Леонидович (род. 1940) — специалист в области логики и философии науки.

Ницше Фридрих (1844-1900) — известный немецкий философ, прошедший путь от романтизации культуры через «переоценку всех ценностей» и «критику европейского нигилизма» к концепции «сверхчеловека» и «воли к власти».

Овчинников Николай Федорович (род. 1915) — специалист в области философии науки и истории научного знания.

Огурцов Александр Павлович (род. 1936) — специалист по философии и истории науки, теории познания, исследует дисциплинарную структуру науки и междисциплинарные взаимодействия.

Парацельс (1493-1541) — известный европейский врач и естествоиспытатель, внедрял химические препараты в медицину.

Патнэм Хилари (род. 1926) — американский специалист в области философии языка и сознания, обшей теории познания, ло­гики и математики; представитель научного реализма.

Паули Вольфганг (1900-1958) — швейцарский физик-теоретик, один из создателей квантовой механики и основоположник реля­тивистской квантовой теории поля.

Пиаже Жан (1896-1980) — известный швейцарский психолог, логик и философ, создатель операциональной концепции интел­лекта и генетической эпистемологии.

Планк Макс (1858-1947) — немецкий физик, основоположник квантовой теории, ввел квант действия (постоянная Планка), лау­реат Нобелевской премии (1918).

Платон (427-347 до н.э.) величайший древнегреческий мыс­литель, основал в Афинах свою школу — знаменитую Академию, ставшую центром развития математики и философии.

Плотин (205-270) — греческий философ, основатель неоплато­низма, где идеи Платона соединены с идеями Аристотеля и пифа­гореизма, в центре — учение о единстве и иерархическом строении бытия.

Полани Майкл (1891-1976) — британский специалист в обла­сти физической химии, обратившийся к философии и методоло­гии науки. Преодолевая позитивизм в этой области, разработал концепцию «личностного неявного знания».

Поппер Карл Раймунд (1902-1994) — британский философ, крупнейший специалист в области философии и методологии нау­ки, один из родоначальников эволюционной эпистемологии. Предложил фундаментальную концепцию открытого общества.

Порус Владимир Натанович (род. 1943) — специалист по теории познания, философии и методологии науки.

Пригожин Илья Романович (1917-2003) — бельгийский ученый русского происхождения в области физической химии, автор работ по философско-методологическим проблемам науки. Лауреат Но­белевской премии по химии (1977).

Протагор (ок. 480-410 до н. э.) — древнегреческий философ, один из основателей софистической философии.

Пружинин Борис Исаевич (род. 1944) — специалист в области эпистемологии, методологии и философии науки, разрабатывает проблемы рациональности и вненаучных форм знания.

Птолемей Клавдий (ок. 100-175) — греческий астроном, мате­матик и географ, автор трактата «Альмагест», в котором изложена геоцентрическая модель космоса.

Пуанкаре Анри (1854-1912) — французский математик и фило­соф науки, рассматривавший проблемы ценности науки, особен­ностей метода, роли гипотезы, а также психологии научного твор­чества.

Рассел Бертран (1872-1970) — крупнейший английский фило­соф, логик, математик, общественный деятель, в значительной степени определил облик философии XX века, один из основопо­ложников аналитической философии.

Решер Николас (род. 1928) — американский логик, философ-аналитик, автор концепции «идеалистического прагматизма».

Рикёр Поль (род. 1913) — французский философ, ведущий тео­ретик феноменологической герменевтики, рассматривает послед­нюю не только как учение о понимании и интерпретации, но и как способ бытия.

Риккерт Генрих (1863-1936) — немецкий философ, один из виднейших представителей неокантианства. Исследовал специфи­ку понятий наук о природе и наук о культуре, проблему ценностей и философию жизни.

Рорти Ричард (род. 1931) — ведущий американский философ, представитель прагматизма в его аналитической форме. Не прини­мает эпистемологию и методологию науки, концепцию репрезен­тации, обращается к литературе (повествованию) вместо метафи­зики (философской онтологии), исследует проблемы либерально­го демократического общества.

Садовский Вадим Николаевич (род. 1934) — отечественный фи­лософ и методолог науки, один из основателей и руководитель рос­сийской научной школы «Философия и методология системных исследований».

Сартр Жан-Поль (1905-1980) — французский философ и писа­тель, исследовал онтологию и структуру сознания, «индивидуаль­ное действие» в отличие от действия группы как «псевдоцелост­ности», не имеющей онтологического статуса.

Сачков Юрий Владимирович (род. 1926) — специалист по фило­софии и методологии естествознания, вероятностным методам ис­следования, эволюции стиля мышления в науке.

Селларс Уиллфрид (1912-1989) — американский философ-ана­литик, один из видных представителей «научного реализма».

Сепир Эдуард (1884-1939) — американский лингвист, культу­ролог и этнолог.

Смирнов Владимир Александрович (1931-1996) — выдающий­ся российский логик и методолог науки. Особое внимание уделял анализу научных теорий: способам их построения, введения но­вых терминов, логической структуре и сравнению теорий между собой.

Сократ из Афин (469-399 до н. э.) — знаменитый античный фи­лософ, идеал истинного мудреца, его учение было устным, сущест­вовало как беседы с реальными людьми, стало известным в изло­жении главным образом Платона, учителем которого он был.

Соловьев Владимир Сергеевич (1853-1900) — крупнейший рус­ский философ, поэт, публицист, литературный критик.

Спиноза Бенедикт (1632-1677) — нидерландский философ-ра­ционалист, естествоиспытатель, внес существенный вклад в этику и социальную философию.

Степанов Юрий Сергеевич (род. 1930) — специалист в области культурологии, теории и философии языка, исследовал концепты и константы культуры.

Спенсер Герберт (1820-1903) — английский философ и ученый, стремившийся создать «синтетическую» философию, объединяю­щую эмпирические данные и общие закономерности всех наук.

Струве Петр Бернгардович (1870-1944) — философ, экономист, политический мыслитель, обращался также к исследованиям в об­ласти историографии, литературоведения, социологии и языко­знания.

Степин Вячеслав Семенович (род. 1934) — известный специа­лист в области философии и методологии науки, философской антропологии и социальной философии, академик РАН. Разрабо­тал фундаментальную концепцию структуры и генезиса научной теории.

Тарский Альфред (1902-1983) — польский математик, логик и философ. Наиболее известна разработанная им семантическая концепция истиности.

Трубецкой Николай Сергеевич (1890-1938) — лингвист, фило­соф, автор классического лингвистического труда XX века «Осно­вы фонологии» (1938 нем., 1960 рус).

Тулмин Стивен Эделстон (1922-1997) — известный американ­ский философ науки, разрабатывал концепцию науки как сложной эволюционирующей системы в единстве ее истории, познаватель­ных и социально-организационных форм. Автор работ по логике, этике, истории философии, эволюционной биологии, космоло­гии.

Уайт Лесли Элвин (1900-1975) — американский антрополог, культуролог, создатель науки о культуре — культурологии.

Фейерабенд Пол Карл (1924-1994) — американский философ и методолог науки, отстаивал позиции теоретического и методоло­гического плюрализма, относительность критериев рациональнос­ти в познании и деятельности.

Фейербах Людвиг Андреас (1804-1872) — немецкий философ, разработавший концепцию антропологического материализма, основы атеизма, рассматривал религию как отражение жизни лю­дей, их реальных потребностей.

Фридман Александр Александрович (1888-1925) — известный математик и геофизик, результаты его исследований используются в космологии.

Фихте Иоганн Готлиб (1762-1814) — немецкий философ и обще­ственный деятель, представитель немецкого классического идеа­лизма.

Флоренский Павел Александрович (1882-1937) – русский философ-энциклопедист, теолог, культуролог, лингвист, физик, математик, инженер. Стоял у истоков добычи йода и агар-агара из морских водорослей. В философии развивал теорию всеединства.

Фоллмер (Фолмер) Герхард (род. 1943) — немецкий естествоис­пытатель и философ, один из основоположников эволюционной теории познания (эпистемологии).

Фома Аквинский (ок. 1224-1274) — крупнейший средневеко­вый теолог и философ, комментатор Библии, религиозный после­дователь Аристотеля.

Франк Семен Людвигович (1877-1950) — русский философ, стремился рационально выразить сущность реальности, разраба­тывал философию религии, многие работы посвятил проблемам познания и гносеологии.

Фреге Готлоб (1848-1925) — немецкий математик, логик и фи­лософ, основатель современной формальной (математической, символической)логики.

Фрейд Зигмунд (1856-1939) — крупнейший австрийский пси­хиатр, психолог и философ, основоположник психоанализа, кото­рый он применил в области этнографии, истории, религии. Разра­ботал концепцию бессознательных психических процессов и мо­тиваций, перенес ее и на социальные явления.

Фуко Мишель (1926-1984) — известный французский фило­соф, историк культуры, исследовал «археологию знания» как спо­собов построения предметов познания и социальной практики.

Фурье Жан Батист Жозеф (1768-1830) — французский матема­тик и физик, занимался проблемами математической физики, раз­работал аналитическую теорию тепла.

Хайдеггер Мартин (1889-1976) — немецкий философ, оказав­ший в XX веке мощное влияние на философию и гуманитарные науки. Главное сочинение — «Бытие и время» (1927), где разрабо­тана проблема смысла бытия и человека, вопрошающего о смысле своего бытия. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1968).

Хайек Фридрих Август фон (1899-1988) — австро-английский экономист, лауреат Нобелевской премии (1974).

Хакинг Ян (род. 1936) — канадский философ науки, известен исследованиями в области философии и методологии естествен­ных наук на основе идей «научного реализма» — течения в русле аналитической философии.

Хакен Герман (род. 1927) — известный немецкий ученый, один из основателей синергетики, исследующий процессы самооргани­зации в физических, химических и биологических системах.

Хейзинга Йохан (1872-1945) — нидерландский ученый, исто­рик, теоретик культуры, рассматривавший ее как систему, в кото­рой взаимодействуют экономика, политика, право, быт, нравы, ис­кусство.

Хинтикка Яаакко (род. 1929) — финско-американский фило­соф, логик, методолог. Его научные интересы включают историю философии, эпистемологию, формальную, неформальную, мате­матическую логики, философию языка, математики, лингвистики.

Холтон Джеральд (род. 1922) — американский историк и фило­соф науки. Создатель концепции «тематического анализа науки» — способа изучения истории науки, дополняющего стандартный анализ логической структуры научного знания.

Хомский Ноам (род. 1928) — американский лингвист, разраба­тывал «трансформационную порождающую модель языка», а так­же концепцию «универсального грамматического ядра» — набора правил, общих для всех человеческих языков.

Швырев Владимир Сергеевич (род. 1934) — российский фило­соф, специалист по теории познания, методологии науки, пробле­мам природы философского знания, концепции рациональности.

Шеллинг Фридрих Вильгельм Йозеф (1775-1854) — немецкий философ, представитель немецкого классического идеализма.

Шестов (Шварцман) Лев Исаакович (1866-1938) — русский ре­лигиозный философ, литературный критик.

Шлейермахер Фридрих Эрнст Даниель (1768-1834) — немецкий философ, разрабатывал проблемы теории понимания и филосо­фию герменевтики. Как протестантский теолог исследовал приро­ду религии.

Шопенгауэр Артур (1788-1860) — немецкий философ, рассмат­ривавший «мир как представление и волю» через познание, мета­физику, эстетику и этику.

Шпет Густав Густавович (1879-1937) — известный философ, методолог истории и психологии, искусствовед, переводчик худо­жественной и философской литературы. Разрабатывал идеи фено­менологии и герменевтики.

Шредингер Эрвин (1887-1961) — австрийский физик-теоретик, один из создателей квантовой механики.

Штофф Виктор Александрович (1915-1984) — известный спе­циалист по теории познания, методологии науки и философским проблемам естествознания.

Шюц (Шутц) Альфред (1899-1959) — австро-американский философ и социолог, создал феноменологическую социологию, предложив обоснование социальных наук на основе гуссерлевской феноменологии.

Эйнштейн Альберт (1879-1955) — великий физик-теоретик, один из основоположников современной физики, разработал спе­циальную (1905) и общую 1915) теории относительности. Лауреат Нобелевской премии по физике (1921).

Энгельс Фридрих (1820-1895) — немецкий социалист и фило­соф, совместно с К. Марксом создавший учение о научном комму­низме, применивший диалектику как метод не только к обществу, но и к природе.

Юдин Эрик Григорьевич (1930-1976) — специалист по методо­логии науки и системным исследованиям. Один из первых стал разрабатывать «деятельностный подход» как объяснительный принцип, сочетая деятельность и системность.

Юм Давид (1711-1776) — известный шотландский (британ­ский) общественный деятель и философ, исследовавший пробле­мы «человеческой природы», познания, принципы морали.

Юнг Карл Густав (1875-1961) — выдающийся швейцарский психотерапевт, основоположник новой психоаналитической кон­цепции — «аналитической психологии», или «глубинного психо­анализа», ввел понятия коллективного бессознательного и архе­типа.

Ясперс Карл (1883-1969) — немецкий философ, психолог и психиатр, исследовал, в частности, соотношение науки и филосо­фии, социокультурные последствия научно-технического разви­тия для судьбы человечества.

ГЛОССАРИЙ

Абсолют – категория, обозначающая такой тип реальности, которая в способе своего существования ничем не определена извне, ни от чего не зависит, кроме самой себя. Абсолют понимается и как такая реальность, которая содержит в себе существование остальных видов бытия.

Абстрактный объект – когнитивно представленный объект научного познания, репрезентирующий те или иные сущностные аспекты, свойства, отношение вещей и явлений окружающего мира

Автопоэзис, аутопоэз (от греч. auto — сам, poiesis — создание, производство) — самопостроение, самовоспроизводство живых существ, в том числе человека, которые отличаются тем, что их ор­ганизация порождает в качестве продукта только их самих без раз­деления на производителя и продукт.

Аксиология (от греч. axia — ценность, logos — слово, учение) — философское учение о природе ценностей.

Аксиоматический метод (от греч. axioma — принятое положе­ние) — способ построения научной теории, в качестве ее основы априорно принимающий положения, из которых все остальные ут­верждения теории выводятся логическим путем. Полная аксиома­тизация теорий невозможна (К. Гёдель, 1931).

Актуализм – метод научного исследования исторически изменяющихся объектов, при котором настоящее их состояние выступает ключом к пониманию их прошлого.

Алгоритм — конечный набор правил, позволяющих решать конкретную задачу из данного класса однотипных задач.

Алетейа (греч. aleteiа — непотаенность, открытость) — истина в философии Платона.

Альтернативные концепции – распространенный феномен в истории научного познания, ставший массовым явлением в современной науке, когда практически во всех научных дисциплинах при описании и объяснении одних и тех же объектов, процессов, структур существуют не просто разные, а взаимоисключающие, противоречащие друг другу теории, парадигмы, научно-исследовательские программы.

Аналитическая философия — направление, основанное на ме­тодах логического и лингвистического анализа языка, применяе­мого для решения философских проблем.

Аналитические и синтетические суждения — разделение суж­дений (утверждений, предложений) в зависимости от способа ус­тановления их истинности. Истинность аналитических сужде­ний выявляется путем чисто логического анализа, синтети­ческих — обращением к внешней информации, знанию о действительности.

Антиинтеракционизм – концепция соотношения философии и науки, согласно которой философия и наука настолько различны по своим целям, предметам, методам, что между ними не может быть никакой внутренней взаимосвязи. Если признается некоторая связь между наукой и философией, то только внешняя, но в то же время эта связь иррелевантна и вредна по сути для них обоих.

Антропоморфизм (от греч. antropos — человек, morphe — форма, вид) — уподобление человеку, наделение его свойствами предметов и явлений неживой природы. Деантропоморфизация — «освобож­дение» вещей от свойств, присущих человеческой психике.

Апория (греч. aporia — затруднение, безвыходное положение) — понятие древнегреческой философии для обозначения труднораз­решимой проблемы.

Апперцепция (от лат. ad — к, perceptio — восприятие) — понятие философии и психологии, обозначающее воздействие общего со­держания психической деятельности, всего предыдущего опыта человека на его восприятия предметов и явлений.

Априори (лат. a priori) — до опыта, апостериори (лат. a posteriori) — после опыта.

Архетипы — изначальные психические структуры, образцы, фантазии, содержащиеся в коллективном бессознательном. Выяв­ляются в мифах, сновидениях, произведениях искусства. Понятие введено швейцарским психологом К.Г. Юнгом (1875-1961).

Архитектоника (греч. architektonike — строительное искус­ство) — художественное выражение закономерностей строения, структуры. Термин, используемый М.М. Бахтиным: архитектоника мира художественного видения упорядочивает пространственные, временные и смысловые формы.

Архэ (греч. arhe) в древнегреческой философии — начало, принцип, отправная точка познания.

Атрофия — притупление, утрата какого-либо чувства.

Базис обобщения – совокупность посылок обобщения. В качестве посылок обобщающей процедуры могут выступать: протокольные предложения, фиксирующие факты эмпирического наблюдения; суждения об абстрактных представителях классов, формулы свободной переменной, по которой производится обобщении е; понятия, понятийные конфигурации, теории.

Бионика — наука, изучающая особенности строения и жизне­деятельности организмов для создания новых механизмов, прибо­ров, систем.

Бифуркация – нарушение устойчивости эволюционного режима системы, приводящее к возникновению после точки бифуркации квантового спектра альтернативных виртуальных сценариев эволюции. Вследствие потери системой устойчивости в зоне бифуркации фундаментальную роль приобретают случайные факторы.

Бихевиоризм (от англ. behaviour — поведение) — направление в психологии, главным предметом которой считает поведение человека.

Вербализованный (от лат. verbum — слово) — выраженный в слове.

Верификация, верифицируемость (лат. verificare — доказать исти­ну) — понятие методологии науки, характеризующее возможность установления истины научных утверждений в результате их эмпи­рической проверки.

«Вещь в себе» — философское понятие И. Канта, означающее «вне нас находящиеся предметы наших чувств, но о том, каковы они сами по себе, мы ничего не знаем, а знаем только их явления, т. е. представления, которые они в нас производят, воздействуя на наши чувства» (Соч.: В 5 т. Ч. 1. М., 1965. С. 105).

Визуальный (от лат visus — зрение, вид, зрелище) — зрительный.

Всеиндуктивизм — признание в XVII-XIX веках метода индук­ции как базового для создания теории во всех науках.

Генетический метод (от греч. genesis — генезис, происхожде­ние) — способ научного познания, исследующий возникновение, происхождение и становление развивающихся явлений.

Генерализация — обобщение.

Герменевтика — искусство и теория истолкования текстов.

Гетерогенность (греч. heterogenes) — разнородность.

Гештальт (нем. Gestalt — форма, образ, облик) — главное поня­тие гештальтпсихологии — науки о человеческой психике, осно­ванной на принципе целостности (целостного образа) при анализе психических явлений.

Гипотетико-дедуктивный метод — способ научного исследова­ния, заключающийся в выдвижении и проверке гипотезы путем дедуктивного вывода из нее эмпирически проверяемых след­ствий.

Гипотетический реализм — один из подходов в теории познания, полагающий, что все суждения человека о реальном мире имеют гипотетический характер.

Гомоморфный — соответствующий (аналогичный) по некото­рым параметрам структуре объекта.

Дедукция (лат. deductio — выведение) — переход от общего к частному, необходимый вывод следствий из принятых посылок; индукция (лат. inductio — наведение) — переход от частного к обще­му, вероятностное обобщение опытных данных.

Деконструкция — философское понятие, имеющее отношение к структурам, процедура расслоения, разборки, разложения линг­вистических, логоцентрических, исторических, этимологических и других структур различных высказываний и текстов. Цель — вы­явление понятий и элементов теорий, «инаковости другого», суще­ствующих в скрытом виде.

Демаркация в науке — определение границ между эмпириче­скими и теоретическими науками, наукой и философией, научным и вненаучным знанием.

Денотативный (от лат. denoto — обозначаю) предмет — обозна­чаемый термином некоторого языка, или класс предметов, обозна­чаемых общим нарицательным именем.

Дескриптивный (от лат. descriptio) — описательный.

Детерминированный (лат. determine — определяю) — определяе­мый. Детерминизм — общее учение о взаимосвязи и взаимообус­ловленности явлений и процессов реальности.

Дефиниция (лат. definitio) — определение.

Диверсификация — изменение, разнообразие.

Дискурс (лат. discoursus — беседа, аргумент, разговор) — после­довательное развертывание мышления, выраженного в понятиях и суждениях, в противовес интуитивному схватыванию целостного до анализа его частей.

Диспозиция — расположение.

Диффузный (от лат. diffusio — распространение, растекание) — движение частиц среды, перенос вещества и выравнивание кон­центраций.

Доктрина (лат. doctrina) — систематизированное учение.

Допредикативный (от лат. praedicatum — сказанное) — существу­ющий до высказывания (предикат — свойство; сказуемое; истин­ное или ложное высказывание).

«Жизненный мир» — понятие, введенное Э. Гуссерлем и означа­ющее мир человеческого опыта, первоначальных очевидностей; основа объективных наук.

Идиографический (от греч. idios — особенный, своеобраз­ный) — способ познания, целью которого является изображение объекта в его индивидуальности и неповторимости, как единого уникального целого. Развитие и обоснование получил у Г. Риккерта и В. Виндельбандта.

Изоморфный — соответствующий (тождественный) структуре объекта.

Имманентный (от лат. immanentis — пребывающий внутри) — философское понятие, обозначающее что-либо, пребывающее и действующее внутри предмета, соответствующее его природе.

Императив (от лат. imperativus — повелительный) — предписа­ние, требование, приказ, закон.

Имплицитный (от лат. implicite) — скрытый, неявный; противо­положное — эксплицитный (explicite).

Индетерминизм — учение, отрицающее однозначную причин­ную обусловленность.

Институционализация — переход от неформальных отношений и неорганизованной деятельности к созданию организационных структур с целью регламентации этой деятельности и соответству­ющих социальных отношений.

Интернализм (от лат. internus — внутри) и экстернализм (лат. exter, exterus — внешний) — оппозиционные течения в историогра­фии и философии науки, сложившиеся в 30-х годах XX века и по-разному объясняющие роль и соотношение внутренних и внешних науке факторов.

Интеррогативный (англ. interrogative) — вопросительный.

Интерсубъективность (межсубъектность) — характеристика опыта взаимодействующих субъектов, обретающая черты объек­тивности, независимости этого опыта от индивидуальных особен­ностей и ситуации.

Интуиционизм — учение об основаниях математики и логики, признающее главным критерием интуитивную, наглядно-содер­жательную убедительность.

Искусственный интеллект — программа моделирования на ЭВМ механизмов человеческой обработки информации.

Каузальный (от лат. causa — причина) — причинный.

Квантификация (от лат. quantum — сколько) — количественное измерение качественных признаков.

Кварки - гипотетические материальные объекты, из которых состоят другие элементарные частицы — адроны.

Когеренция (от лат. cohaerens — находящийся в связи) — согла­сование протекания процессов, фаз, связность элементов, струк­тур, систем.

Когнитивный (лат. cognitio — знание) — познаваемый, соответ­ствующий познанию.

Когнитивизм — подход, основанный на признании того, что когнитивные процессы у человека имеют дело с репрезентацией, представлением через посредников внешнего и внутреннего мира мыслящего субъекта.

Когнитология, когнитивные науки — новые области знания, сис­темно представляющие и исследующие его во всех аспектах полу­чения, хранения, переработки как человеком, так и машиной.

Коммуницирующий индивид — участник коммуникации, об­щения.

Компьютерная метафора — метафора, сравнивающая мозг и ра­зум человека с компьютером.

Конвенция (лат. conventio — соглашение) — договоренность, принятое соглашение.

Консенсус — согласие, единодушие, диссенсус — несогласие, расхождение во мнениях.

Конструктивизм — 1) в современной философии тесно связан­ная с теорией самоорганизации концепция познания, утверждаю­щая, что любое знание конструируется познающим субъектом, не­отделимо от него; 2) в математике и логике направление, в рамках которого осуществляется исследование конструктивных объектов и процессов, описываемых алгоритмами (системой правил); 3) название одного из направлений в авангардном искусстве, архи­тектуре.

Контент-анализ — метод социологии, заключающийся в под­счете количества повторяющихся, специально выбранных слов, характеризующих тексты статей периодической печати, книг и ре­чей. Определяет направление и интенсивность обсуждения сооб­ществом тех или иных проблем.

Континуалистский (от лат. continuum — континуум, непрерыв­ное) — термин, используемый в математике, естествознании, фи­лософии при рассмотрении непрерывных совокупностей.

Конформизм (от лат. conformis — подобный, сообразный) — приспособленчество, принятие без возражений господствующего порядка, существующих мнений, отсутствие собственной позиции.

Концепт (лат. conceptus — собрание, восприятие; concipere — за­чинать) — идея, общее представление, «сгусток культуры в созна­нии человека» (Ю.С.Степанов), формируется речью, сохраняет индивидуальные особенности; концепты не только мыслятся, но и переживаются. Концепты по А. Вежбицкой — это «универсальные семантические примитивы». Концепция — определенный способ понимания, точка зрения на предмет или явление, система взгля­дов, теоретических положений.

Концептуализм — одно из направлений философии, связанное с решением проблемы общих понятий, универсалий, полагающее, что общее существует в вещах и обнаруживается мышлением и в ре­чи. В искусстве концептуализм — крупное авангардистское движе­ние, где совершается переход от конкретно-чувственного восприя­тия к интеллектуальному осмыслению (например, экспонируются сам стул, его фотография и словесное описание из словаря).

Коэволюция — совместная или одновременная эволюция био­логических и культурных факторов жизни человека.

Кумуляция (лат. cumulatio) — накопление, суммирование.

Лабильный (от лат. labilis — скользящий, неустойчивый) — функционально подвижный, изменчивый.

Логика оценок — логика понятий «хорошо», «безразлично», «плохо», общего понятия ценностей, оценочных утверждений языка.

Логический позитивизм (от лат. positivus — положительный) — философское течение в рамках неопозитивизма XX века, стремив­шееся полностью формализовать язык науки с помощью логики и математики.

Логос (лат. logos) — слово, учение.

Матрица (лат. matrix — матка) — металлическая пластинка с уг­лублениями для штамповки в полиграфии; в математике прямо­угольная таблица элементов; у Т. Куна дисциплинарная матрица — метафора для обозначения парадигмы.

Ментальность, менталитет — неосознанные представления, ве­рования, ценности, традиции, модели поведения и деятельности различных этнических и социальных групп, слоев, классов обще­ства, над которыми надстраиваются теоретические и идеологиче­ские системы (по А.Я. Гуревичу).

Ментальный (от англ. mental) — умственный, мысленный.

Метафизика — (лат. metaphysica) то, что идет после физики. Под таким названием были объединены лекции и заметки Аристотеля по «первой философии». В общем смысле — это философское уче­ние о сверхопытных началах и законах бытия; синоним для терми­нов «философия», «онтология». Одно из частных значений — ме­тод, противоположный диалектике.

Монада (от греч. monas, monados — единица, единое) — недели­мое, несоставное единство, начало бытия.

Монизм (от греч. monos — один, единственный) — подход, стре­мящийся свести все многообразие мира, событий, явлений к еди­ной первооснове. Противоположное — плюрализм, дуализм (от лат. dualis — двойственный) основывается на признании сосуществования двух различных, несводимых к единству состояний, субстанций, гносеологических принципов, образов мыслей, мировоззрений.

Нарратив (англ. narrative) — рассказ, повесть, изложение фак­тов

Натурфилософия, или философия природы — абстрактно-умозрительная концепция природы в ее единстве и целостности, стремящаяся восполнить конкретные данные естественных наук.

Научное сообщество — совокупность ученых-профессионалов, объединенных вокруг единой парадигмы, научной школы, направ­ления.

«Невидимый колледж» — неформальное исследовательское со­общество, личные контакты ученых.

Нелинейность — подход, признающий объективную многова­риантность путей эволюции, наличие выбора из альтернативных путей и определенного темпа эволюции. Линейный подход отри­цает многовариантность, наличие выбора направления и темпов эволюции.

Неокантианство — философское течение, возникшее во второй половине XIX века в Германии. Развивало отдельные положения кантовской философии, основываясь на отрицании онтологии и признании философии как критики познания, ограниченного сферой опыта и включающего априорные принципы и нормы.

Номинализм (от лат. nominalis — относящийся к именам) — философское направление, возникшее в Средние века, считаю­щее, что абстрактные объекты, которые не даны в чувственном опыте, сами по себе вне языка и мышления не существуют. Реаль­на лишь единичная вещь. Противоположное направление — реа­лизм, считающий, что обобщения, представленные в понятиях, основанные на реальном сходстве, существуют реально и незави­симо от сознания.

Номологический (от греч. nymos — закон) — законопологающий, отыскивающий общие законы.

Нормальная наука — термин, введенный Т. Куном для обозна­чения развития науки между большими и малыми «революциями»; противоположное понятие, по Т. Куну, — экстраординарная (сверх­обычная) наука, т. е. наука в состоянии революционных измене­ний.

Нуль-гипотеза — термин, обозначающий начало исследования, отрицающего специальную гипотезу или теорию в качестве обяза­тельной предпосылки.

Объективно-идеалистический, объективный идеализм — фило­софское направление, которое считает первоосновой мира некое всеобщее начало — идею, мировой разум — сверхиндивидуальное духовное начало.

Ортодоксальный (от греч. ortos — прямой, правильный, doxa — мнение) — правильный, фиксированный авторитетными инстан­циями.

Пайдейа (греч. paideia — образование, воспитанность) — поня­тие античной философии, обозначающее универсальное образова­ние и воспитанность.

Парадигма — образец, пример, по Т. Куну, признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообще­ству. Мультипарадигмальный подход — признающий правомер­ность нескольких парадигм.

Педантизм — точность, аккуратность в выполнении всех требо­ваний.

Перипатетики (от греч. peripatos — крытая галерея, служившая лекционным залом) — философская школа Аристотеля (367-347 до н. э.).

Персонализм (от лат. persona — личность) — учение, признаю­щее личность первичной творческой реальностью, а духовные цен­ности личности — высшим смыслом цивилизации.

Перформативный (от англ. perform — исполнять, совершать) — исполняющий, совершающий.

Перцептивный, перцепция (от лат. perceptio) — представление, восприятие.

Позитивизм, неопозитивизм — одно из основных направлений философии XX века, занимающееся проблемами науки, специаль­но-научного знания и анализом языковых форм знания.

Полисемия — многозначность, многосмысленность.

Понимающая социология — направление в социологии, особое внимание уделяющее анализу значимых, смысловых элементов жизни, опирающееся на идеи философии жизни, герменевтики, феноменологии, лингвистической философии.

Постмодернизм (от лат. post — после, modernus — современ­ный) — обозначение глобальных изменений в социокультурной реальности: признание многомерного образа реальности, неустра­нимости плюрализма описаний и точек зрения, преодоление то­тального господства одной доктрины, направления в искусстве, единственной системы ценностей и критериев.

Постструктурализм — подход в социально-гуманитарном и фи­лософском познании, рассматривающий тексты как модели реаль­ности, а науку как «рассказ» о ней или форму деятельности, порож­дающей тексты.

Прагматизм (от греч. pragma — дело, действие) — течение аме­риканской мысли, в котором действие, практика используются как главный принцип философии.

Праксиологический (от греч. praksis — практика) — основанный на практике.

Презумпция (лат. praesumptio — предположение), презумпция невиновности — правовой принцип судопроизводства — обвиняе­мый считается невиновным, пока его вина не будет доказана.

Прескриптивный (от лат. prescriptio) — предписывающий.

Принцип «семейного сходства» — выдвинут Л. Витгенштейном и заключается в признании особого вида обобщения группы пред­метов, сходных в одном, но не сходных в другом отношении, что не позволяет обобщать их через род и видовое отличие согласно кано­нам логики.

Протестанская этика — понятие, получившее особое значение в работе М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма» (1905), в которой показана благотворная роль этических норм и принципов протестантизма для добросовестного труда и хозяй­ственного успеха.

Психоанализ — метод психотерапии и психологии, ставящий в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации. Разработан австрийским психиатром и психологом 3. Фрейдом (1856-1939).

Психологизм — понятие, фиксирующее возможность исполь­зования в логике и теории познания психологических понятий и представлений, а также рассматривающее психологию базисной наукой философии.

Резонерство - рассуждение в нравоучительном тоне.

Релятивизм (от лат. relativus - относительный) — признание из­менчивости объектов и знания о них и отрицание момента устой­чивости, преувеличение зависимости познания от его условий.

Референт (от лат. refero — отношу, связываю) — объект, к кото­рому относят суждение.

Рефлексия — анализ и осмысление оснований культуры и ее произведений, а также содержания знаний, чувств и жизнедеятель­ности человека. Ведущий метод философии. Одна из форм — само­рефлексия, направлена на осмысление своих собственных действий.

Рецептивный (от лат. reception — принятие) — восприимчивый. Реципиент — воспринимающий.

Риторика — «способность находить возможные способы убеж­дения относительно каждого данного предмета» (Аристотель).

Семантический, семантика (от греч. semanticos — обозначаю­щий) — разделы языкознания и логики, в которых исследуются проблемы значения, смысла, интерпретации знаков и знаковых выражений.

Сенсуалистская гносеология, сенсуализм (от лат. sensus — чувство, ощущение) — учение о познании, в котором ощущения, чувства признаются единственным источником и основанием зна­ния. Главный представитель — Дж. Локк, XVII век.

Символическая, или математическая логика — область логики, в которой выводы исследуются посредством логических исчислений на основе строгого символического языка.

Синкретичность, синкретизм (греч. synkretismys — соедине­ние) — нерасчлененность, характеризующая неразвитое состоя­ние явления; смешение, неорганическое слияние разнородных элементов.

Скептицизм — философская школа (от греч. scepticos — ищу­щий, рассматривающий, исследующий), созданная в IV веке до н. э. Пирроном из Элиды (ок. 360-270 до н. э.), который практико­вал воздержание от суждения. Своей целью скептики ставили опровержение догматов всех школ, для них всякое знание либо це­ликом и окончательно верно, либо полностью ошибочно. Социум (от лат. societas) — общество.

Статистическое резюме — итог, обобщение данных с помощью статистических методов.

Стоики (от греч. stoa — портик) — философская школа Зенона в Афинах (ок. 300 до н. э.).

Структурализм, постструктурализм — общие названия для ряда направлений в гуманитарном познании XX века, прежде всего в структурной лингвистике, литературоведении, этнографии, исто­рии науки и других, связанных с выявлением структур, способных сохранять устойчивость при различных изменениях и преобразова­ниях. Представители Ж. Деррида, Ж.-Ф.Лиотар, Ж. Делез, М. Фу­ко, Р. Барт К. Леви-Строс и др.

Субстрат (лат. substratum — основа, подстилающее) — основа всех свойств, связей, взаимодействий и законов действительности.

Тавтология (от греч. tauto — то же самое, logos — слово) — повто­рение того же самого другими словами, не уточняющими смысла. В логике тавтология — тождественно истинное высказывание.

Тематический анализ — термин, введенный Дж. Холтоном, означает способ изучения истории науки путем обращения к глу­бинным устойчивым структурам мышления (темам), лежащим в основе научной деятельности ученых.

Темпоральный — временной.

Теология (от греч. teos — Бог, logos — учение, слово) — совокуп­ность религиозных доктрин о сущности и действии Бога.

Трансцендентальный — букв, выходящий за пределы. Трансцен­дентальное сознание — независимость содержания сознания от эмпирического телесного индивида и от сообщества других Я, «сознание вообще».

Универсалии (от лат. universalis — общий, относящийся к цело­му) — категории, в которых фиксируются наиболее общие характе­ристики объекта или субъекта, например «человек», «общество», «сознание», «истина» и многие другие.

Универсум (лат. universum — весь вообще) — целостность, цело­стный мир.

Фальсификационизм (от лат. falsifico — подделываю) — учение К. Поппера о научной процедуре, устанавливающей ложность ги­потезы (теории) или подтверждающей ее истинность в результате экспериментальной или теоретической проверки.

Феномен — явление, предмет, данный в чувственном созерца­нии.

Феноменология — философское учение; стремится очистить сознание от установок, выявить изначальные основы познания, человеческого существования и культуры. Метод анализа «чисто­го» сознания. Основал направление немецкий философ Э. Гус­серль (1859-1938).

Физическая реальность — понятие, обозначающее систему тео­ретических объектов, построенных физической теорией и наделя­емых онтологическим статусом.

Фонема (греч. phonema — звук) — единица языка, с помощью которой различаются и отождествляются части слов (морфемы) и слова.

Фонология (от греч. phone — звук, logos — слово, учение) — раз­дел языкознания, изучающий звуковую сторону языка и ее функ­циональную значимость.

Хронотоп (от греч. chronos — время, topos — место) - «время-пространство», единство временных и пространственных отноше­ний, например, у М.М. Бахтина при рассмотрении сюжетного раз­вития романа.

Целерациональность — термин, введенный М. Вебером и обо­значающий действие, ориентированное на цель, рационально взвешивающее цели, средства и результаты.

Эволюционная эпистемология (теория познания) — направле­ние, связывающее биологическую эволюцию с эволюцией позна­вательной системы человека, его способностей извлекать, обраба­тывать и хранить когнитивную информацию.

Эйдос (греч. eidos) — форма, вид, идея — термин древнегрече­ской философии.

Экзистенциализм (от лат. existentia — существование) — фило­софия существования, учение об уникальности человеческого бы­тия как непосредственной нерасчлененной целостности.

Экзистенциальный — определяемый переживанием субъектом своего «бытия-в-мире».

Экспансионистский (от лат. expansio — распространение) — ак­тивно распространяющийся.

Экспликация (лат. explicatio — объяснение, уточнение значения слова) — замещение представления обыденного сознания точным научным понятием.

Элиминация (от лат. elimino — выношу за порог, удаляю) — уда­ление, исключение.

Эмпириокритицизм (от греч. empeiria — опыт) — философ­ское учение, критическое исследование опыта, второй этап по­зитивизма (Р. Авенариус, Э. Мах).

Энтропия (греч. entropia — поворот, превращение) — мера не­упорядоченности, или хаотичности, состояния системы. Понятие, впервые введенное Р. Клаузиусом в термодинамике для определе­ния меры необратимого рассеяния энергии. Связь энтропии с ве­роятностью установлена Л. Больцманом.

Эпистемология (от греч. episteme — знание, logos — учение) — те­ория познания.

Этнограмматика (от греч. ethnos — племя, народ) — один из раз­делов этнолингвистики, изучающей взаимосвязь языковых и этни­ческих факторов.

Этнометодология — одно из направлений в современной куль­турологии и социологии, предметом которого являются методы и принципы изучения и интерпретации способов организации, вза­имодействия и речевого общения в повседневной жизни различ­ных народов и общностей.

Этноцентризм — склонность оценивать жизненные явления на основе ценностей своей этнической группы.

Я – понятие, характеризующее способность личности выделять себя из окружающей среды и последующей самоидентификации. Согласно психоаналитической концепции Я (Эго) является наряду с Оно (Ид) и сверх-Я (супер-Эго) одной из трех психологических субстанций.

Языковые игры — лингвистические формы, идеализированные модели употребления слов, связанные с обучением языку в различ­ных видах деятельности.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. (фгбоу впо «дальрыбвтуз») (1)

    Основная образовательная программа
    ... Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет (ФГБОУВПО «ДАЛЬРЫБВТУЗ») УТВЕРЖДАЮ Проректор по НР ... государственный технический рыбохозяйственный университет ФГБОУВПО «ДАЛЬРЫБВТУЗ» УТВЕРЖДЕНО Проректор по научной ...
  2. ( фгбоу впо «дальрыбвтуз») (2)

    Основная образовательная программа
    ... государственный технический рыбохозяйственный университет ( ФГБОУВПО «ДАЛЬРЫБВТУЗ») УТВЕРЖДАЮ Проректор по НР __________ ... Приложение 1 УТВЕРЖДАЮ Проректор по НР ФГБОУВПО «Дальрыбвтуз» ____________ В.Д. Богданов ПРОГРАММА Вступительного экзамена ...
  3. ( фгбоу впо «дальрыбвтуз») (1)

    Основная образовательная программа
    ... государственный технический рыбохозяйственный университет ( ФГБОУВПО «ДАЛЬРЫБВТУЗ») УТВЕРЖДАЮ Проректор по НР __________ ... Приложение 1 УТВЕРЖДАЮ Проректор по НР ФГБОУВПО «Дальрыбвтуз» ____________ В.Д. Богданов ПРОГРАММА Вступительного экзамена ...
  4. ( фгбоу впо «дальрыбвтуз»)

    Программа
    ... государственный технический рыбохозяйственный университет ( ФГБОУВПО «ДАЛЬРЫБВТУЗ») УТВЕРЖДАЮ Проректор по НР _________________ ... государственный технический рыбохозяйственный университет ( ФГБОУВПО «ДАЛЬРЫБВТУЗ») УТВЕРЖДАЮ Проректор по НР ...
  5. (фгбоу впо «дальрыбвтуз»)

    Методические рекомендации
    ... государственный технический рыбохозяйственный университет» (ФГБОУВПО «ДАЛЬРЫБВТУЗ») УТВЕРЖДАЮ Проректор по НР _________________ ... Pascal 7.0. Метод.указания. – Владивосток: Дальрыбвтуз, 2003. г) методическое обеспечение самостоятельной работы ...

Другие похожие документы..