textarchive.ru

Главная > Программа дисциплины


Правительство Российской Федерации

федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Национальный исследовательский университет

"Высшая школа экономики"

Факультет прикладной политологии

Отделение деловой и политической журналистики

Программа дисциплины

«Управление контентом в средствах массовой информации»

для направления 031300.68 «Журналистика»

подготовки магистра

Авторы: проф. Кравченко Л.П.,

к.и.н., проф. Шевелев Г.А.,

ст. преп. Фатеев Е.А.

Рекомендована секцией УМС

Журналистики

Председатель

Пенская Е.Н.________________

«______» __________________

Одобрена на заседании

Кафедры деловой и политической журналистики

Зав. кафедрой

Лысенко А.Г.__________

«_____» ______________

Утверждена УС факультета

Прикладной политологии

Ученый секретарь

___________________________

«_______» _________________

Москва

Пояснительная записка

Программа дисциплины «Управление контентом в СМИ» – специальный курс, разработанный проф. Л.П.Кравченко, к.и.н., проф. Г.А.Шевелевым, ст. преп. Е.А.Фатеевым на кафедре Деловой и политической журналистики отделения Деловой и политической журналистики факультета Прикладной политологии ГУ ВШЭ для подготовки магистра по направлению «Журналистика» с учетом Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и полностью соответствует требованиям к выпускникам высших учебных заведений.

Проблемы управления контентом в печатных, электронных средствах массовой информации и интернет-СМИ так или иначе рассматриваются в соответствующих учебных курсах в бакалавриате. Однако если для бакалавриата это носит чисто ознакомительный характер, то для магистратуры характерно более углублённое изучение проблем формирования и управления контентом. Прежде всего это относится к практике вещательных телеканалов, создание и функционирование которых невозможно без специально подготовленного высшего менеджмента, владеющего всеми аспектами управления вещательными процессами.

Для тех же, кто по тем или иным причинам не имел возможности познакомиться с указанным учебным курсом в бакалавриате, содержание разделов учебной дисциплины организовано таким образом, чтобы вместе с углублённым изучением проблем управления контентом дать представление и о способах его формирования.

Важно отметить, что для управления контентом в традиционных СМИ существенной составляющей в современной практике газетного дела, теле- и радиовещания становится раскрытие его содержания в различных форматах Интернета. Это принципиально новый вид работы с контентом требует особого разговора в учебном курсе.

Особенностью представляемого курса является то, что он состоит из четырёх частей, соответствующих работе с контентом в каждом из трёх видов традиционных СМИ и в Интернете.

Соответственно, первая часть курса посвящена печатным изданиям и ставит своей целью познакомить магистрантов с особенностями организации работы в редакции, системой и методами управления редакционным коллективом печатного издания.

Задачей этого фрагмента курса является:

  • Анализ концептуальных основ печатных изданий, их типологии, содержательной модели;

  • Ознакомление с методами и принципами формирования журналистских и издательских, коммерческих служб редакций;

  • Системой и методами управления журналистским коллективом;

  • Изучение экономических основ функционирования редакций, особенностей экономического и производственного менеджмента, маркетинга, организации рекламной деятельности печатных СМИ.

Вторая и третья части настоящего учебного курса посвящены управлению контентом в теле- и радиовещании.

Здесь следует отметить, что специалистов, способных грамотно, на основе маркетинга на рынке электронных СМИ сконструировать формат будущего теле- или радиоканала и реализовать его программную политику, образовательные учреждения до сих пор не готовили. А потребность в этом есть. Уже очевидно, что формирование программной политики в теле- и радиовещании и способов её реализации в современных условиях становятся неотъемлемой частью менеджмента любой вещательной организации, претендующей на успех и признание аудитории. Разрабатывая эту часть учебного курса, авторы имели ввиду, что руководители программных служб на телевидении и радио, как правило, входят в высший эшелон управленцев вещательного канала.

В то же время, при уже значительном количестве учебников, учебных пособий, специальных изданий по теории и практике журналистского труда, за последние годы не вышло ни одной печатной работы по проблемам управления и формирования контента телерадиовещательного канала. В стороне от исследовательских интересов по-прежнему находятся формы и методы организации временного пространства телерадиостанции.

В учебном курсе будет сделана попытка дать системное представление будущим специалистам о программном наполнении канала как об определенном единстве всех жанровых компонентов, составляющих вещательный день, неделю, месяц, сезон, о пространственно-временном характере организации контента вещания и его прямой взаимозависимости от аудитории.

Основной целью второго и третьего разделов курса, посвященных телевещанию и радиовещанию, являетсяподготовка специалиста, способного к концептуальной разработке программной политики вещательного телевизионного и радиоканала, владеющего методами организации и управления телевизионным и радиовещательным контентом.

В этой связизадачами второго и третьего разделов курса являются:

  • углубленное изучение теории и практики управления и формирования вещательной политики теле- и радиоканала,

  • освоение приемов и методов формирования вещательной сетки,

  • освоение, с точки зрения управления контентом, современных и перспективных видов телевизионного «нишевого», сетевого, интернет-вещания.

Учитывая активное развитие телевидения в сетях Интернета, высокую потребность в специалистах для этого сегмента телевещания, раздел курса о телевидении предусматривает рассмотрение некоторых проблем и в этой части современного телевещания.

Особое внимание во втором разделе уделено также существованию программируемого телевидения в условиях внедрения цифровых технологий как в сфере передачи и доставки видеосигнала, так и при создании вещательного контента. Автор курса считает важным на ступени магистратуры в учебном процессе не только знакомить магистрантов с существующей практикой, но и обсуждать важнейшие проблемы телевизионного вещания в связи с бурно развивающимися техническими возможностями передачи изображения. Слушателям будет предложено совместно с преподавателем и одним из специалистов в области цифрового телевещания поразмышлять о будущем цифрового телевидения в нашей стране.

Заключительный раздел настоящего учебного курса посвящен интернет-СМИ.

Здесь также следует отметить, что образовательные учреждения до сих пор не готовили специалистов, способных грамотно, на основе маркетинга на рынке интернет-СМИ сконструировать формат будущего сетевого ресурса и реализовать его программную политику. Пока нет и печатных работ по проблемам управления и формирования контента интернет-СМИ.

В ходе учебного курса будет сделана попытка дать системное представление будущим специалистам об интернет-журналистике, ее специфике, организации работы по управлению контентом интернет-СМИ и его прямой взаимозависимости от аудитории.

Основной целью четвёртой части курса является подготовка специалиста, способного к концептуальной разработке программной политики интернет-ресурса, владеющего методами организации и управления контентом интернет-СМИ.

В этой связизадачами являются:

  • углубленное изучение теории и практики специфики интернет-журналистики, программинга в Интернете;

  • освоение приемов и методов управления контентом на стадиях разработки сайта, первоначальной загрузки базы данных, информационной поддержки сайта;

  • освоение, с точки зрения управления контентом, специфики сетевого текста, сетевой стилистики и журналистского произведения в Сети.

Формы организации учебного процесса

Учебный процесс представляет собой систему лекций и семинарский занятий, позволяющих сочетать полученные знания бакалавра по теории и практики журналистики в печатных, электронных и сетевых СМИ с углублённым изучением современной практики управления и организации контента в СМИ, с работой редакций интернет-СМИ и онлайн-версий традиционных СМИ.

В ходе занятий в качестве примеров используются газеты и журналы, теле- и радиопрограммы, а также интернет-СМИ для анализа их типологии, направленности, содержательных моделей, приёмов объединения контента на газетной полосе, в составе теле- и радиоканала, сетевого издания. Рассматриваются задачи секретариата газеты, программных служб радио и телевидения, редакций интернет-СМИ.

На занятия привлекаются соответствующие данные конкретно-социологических исследований о характере и потребностях аудитории, в части телевидения и радио затрагиваются вопросы лицензирования вещания.

Лекционный курс сочетается с практическими занятиями, выполнением студентами письменных работ. На завершающем этапе обучения магистранты получат возможность самостоятельно проанализировать структуру печатного издания, программного наполнения телевизионного и радиоканала, самостоятельно проанализировать структуру и качество контента выбранного ими интернет-СМИ, оценить его особенности и качество, попытаться сформировать собственную модель интернет-СМИ.

Оценка знаний слушателей будет осуществляться по каждому из разделов на основе собеседований и письменных работ

Тематический план учебной дисциплины

№пп

Наименование разделов

Всего

часов

Аудиторные занятия (час.)

Самостоятельная работа

лекции

семин.

Раздел 1.

Управление контентом в печатных СМИ

1.

Концептуальные основы печатных СМИ.

2

2

2.

Формирование редакционных структур. Журналистский коллектив. Коммерческая дирекция.

6

2

2

2

3.

Правовые основы функционирования печатного издания.

6

2

4

4.

Система и методы управления журналистским коллективом.

6

2

4

5.

Маршрутная технология подготовки и выпуска печатного издания.

7

2

5

6.

Экономические основы функционирования редакции. Бизнес-план.

8

2

2

4

7.

Основные особенности экономического и производственного менеджмента.

10

2

2

6

8.

Редакционный маркетинг. Реклама в печатных СМИ.

8

2

2

4

Промежуточный итог:

53

16

8

29

Раздел 2.

Управление контентом в телевещании.

1.

Концептуальные основы вещательной политики телеканала. Типология вещательных каналов. Понятие формата вещания.

2

2

2.

Вещательная концепция канала (программинг) и её составляющие. Контент вещания. Типология программного продукта.

4

2

2

3.

Телевизионная программа как способ организации контента и достижения максимального контакта с аудиторией. Методы программирования. Сетка вещания.

8

2

6

4.

Методы планирования вещания и организация работы программной службы канала. Критерии и методы оценки творческого качества контента и программы в целом.

4

2

2

5.

Управление контентом на уровне его создания. Система продюссирования контента. Принципы взаимодействия производителя контента и вещателя.

6

2

4

6.

Современные способы телевещания, особенности управления и формирования контента: сетевое телевещание, телевидение в Интернете.

6

2

4

7.

Формирование контента в условиях цифрового телевизионного вещания

8

2

2

4

8.

Конкретный опыт управления контентом в производящих и вещающих телеорганизациях.

2

2

Промежуточный итог:

40

14

4

22

Раздел 3.

Управление контентом в радиовещании.

1.

Место радиовещания в системе СМИ. Специфика радиовещания и его контента. Радиовещание и аудитория.

2

2

2.

Типология радиовещательных каналов. Опыт классификации радиостанций. Диапазоны вещательных частот. Основные медиа-холдинги как управляющие структурырадиостанций.

2

2

3.

Вещательная концепция (программинг) как фундамент деятельности радиостанций в управлении контентом. Понятие формата вещания. Форматные разновидности радиостанций. Программирование. Горизонтальное и вертикальное программирование. Понятие «радиовещательная программа».

2

2

4.

Организация работы программной службы радиостанций. Программный директор. Сетка вещания. «Программное колесо».Планирование информационных выпусков. Программирование музыки. Элементы «оформления» эфира и стиль ведущего.Роль рекламы в программировании.

4

2

2

5.

Системные характеристики радиостанций информационных и разговорных форматов. Обзор радиостанций информационного формата News и All News. Обзор радиостанций информационно-разговорного формата News-Talk.

10

2

2

6

6.

Системные характеристики радиостанций информационно-музыкальных имузыкальных форматов. Плей-лист. Специфика программирования новостей и музыки. Планирование утреннего, дневного, вечернего и ночного эфира.

8

2

2

4

7.

Специфика управления контентом «нишевых» радиостанций. Особенности управления контента в условиях ребрендинга и изменения формата радиостанций. Особенности управления контентом сетевого радиовещания.

4

4

8.

Формирование контента в условиях цифрового радиовещания. Особенности управления контентом радиовещания в Интернете. Опыт практического формирования вещательной сетки радиоканала. Конкретный опыт управления контентом на одной из радиостанций.

8

2

6

Промежуточный итог:

40

12

6

22

Раздел 4.

Управление контентом в интернет-СМИ.

1.

Основные свойства Интернета. Специфика интернет-журналистики. Обзор сетевых ресурсов. СМИ в Интернете. Интернет-журналистика. Интернет-версии печатных, теле- и радио СМИ. Юридический статус интернет-СМИ.

1

1

2.

Особенности понятия «контент» в Интернете. Составляющие интернет-контента. Контент-менеджмент. Интерактивность и мультимедийность контента. Производство и распространение контента в Интернете.

1

1

3.

Специфика программинга в Интернете. Веб-программирование. Управление контентом на стадиях разработки сайта, первоначальной загрузки базы данных. Раскрутка и оптимизация сайта и его контента. Повышение "дружественности интерфейса". Управление информационной поддержкой сайта. Типы актуализации информации.

5

1

2

2

4.

Журналистское произведение как особый информационный продукт в Сети. Сетевая стилистика. Теория и практика жанров интернет-журналистики. Основные особенности «сетевого текста». Этапы работы сетевого журналиста.

6

2

2

2

5.

Аудитория Интернета. Потребители информации. Понятие «Целевой аудитории ресурса». Статистика посещений. Основные блоки характеристик аудитории интернет-СМИ. Медиапланирование. Инндивидуализация новостных презентаций.

Различные формы обратной связи.

3

1

2

6.

Взаимодействие оф- и онлайновых СМИ. Структурные преимущества онлайновых СМИ. Функции он-лайн СМИ для оф-лайн СМИ. Функции оф-лайн СМИ для он-лайн-СМИ. Дигитализация. Рождение новых жанров. Перспективы развития СМИ в Интернете. Конвергенция СМИ.

5

1

4

7.

Интернет как инструмент PR и рекламы.

Медийная реклама.Баннеры. Источники целевой рекламы. Отличие интернет-рекламы от рекламы в традиционных СМИ. Сспецифические виды интернет-рекламы – pop-up и rich media. Контекстная реклама. Адресность и интерактивность интернет-рекламы. Единицы измерения в Интернете эффективности рекламной кампании.

2

1

1

8.

Сопоставление и анализ контента интернет-СМИ. Конкретный опыт управления контентом на одном из интернет-порталов.

8

2

6

Промежуточный итог:

31

8

6

17

Итог

162

50

22

90



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное " Высшая школа экономики"

    Программа дисциплины
    ПравительствоРоссийскойФедерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшаяшколаэкономики" Факультет ...
  2. Правительство российской федерации федерального государственного автономного образовательного " высшая школа экономики"

    Программа дисциплины
    ПравительствоРоссийскойФедерации Нижегородский филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего ... Национальный исследовательский университет "Высшаяшколаэкономики" Факультет менеджмента Программа ...
  3. Правительство российской федерации федерального государственного автономного образовательного " высшая школа экономики"

    Программа дисциплины
    ... / специалиста ПравительствоРоссийскойФедерации Нижегородский филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования ...
  4. Правительство российской федерации " высшая школа экономики" программа дисциплины « технологии государственного управления »

    Программа дисциплины
    ПравительствоРоссийскойФедерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшаяшколаэкономики" Факультет ...
  5. Правительство российской федерации «высшая школа экономики» (18)

    Программа дисциплины
    ... ПравительствоРоссийскойФедерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшаяшколаэкономики» ... S.A. and Grieser G. QuDA, a data miner's ...

Другие похожие документы..