textarchive.ru

Главная > Документ


МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 31 марта 2011 г. N 422

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ

РАЗВИТИЯ ТОРГОВЛИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НА 2011 - 2015 ГОДЫ И ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

Во исполнение пункта 2 Мероприятий по совершенствованию государственного регулирования в сфере торговли с целью развития торговой деятельности и формирования эффективной торговой политики в Российской Федерации в 2009 году, одобренных на заседании Правительства Российской Федерации 9 апреля 2009 года (пункт 2 раздела V протокола от 9 апреля 2009 года N 11), и пункта 3 раздела III протокола заседания рабочей группы по координации работы по реализации Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" от 24 февраля 2011 года N 9 приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития торговли в Российской Федерации на 2011 - 2015 годы и период до 2020 года.

2. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра А.В. Дементьева.

Министр

В.Б.ХРИСТЕНКО

Утверждена

Приказом Минпромторга России

от 31 марта 2011 г. N 422

СТРАТЕГИЯ

РАЗВИТИЯ ТОРГОВЛИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НА 2011 - 2015 ГОДЫ И ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

Паспорт стратегии

Наименование Стратегия развития торговли в Российской Федерации на

2011 - 2015 годы и период до 2020 года

Основание для 1. Мероприятия по совершенствованию государственного

разработки регулирования в сфере торговли с целью развития

торговой деятельности и формирования эффективной

торговой политики в Российской Федерации в 2009 году

(одобренные в соответствии с пунктом 2 раздела V

протокола заседания Правительства Российской Федерации

от 9 апреля 2009 года N 11).

2. Концепция долгосрочного социально-экономического

развития Российской Федерации до 2020 года.

Государственный Министерство промышленности и торговли Российской

заказчик Федерации.

Основной Департамент государственного регулирования внутренней

разработчик торговли Министерства промышленности и торговли

Российской Федерации.

Цель Максимально полное удовлетворение потребностей

населения в услугах торговли путем создания

эффективной товаропроводящей инфраструктуры,

соответствующей требованиям инновационного сценария

развития экономики Российской Федерации.

Задачи 1. Повышение эффективности регулирования внутренней

торговли;

2. Развитие инфраструктуры торговли;

3. Стимулирование развития торговли в малых и

отдаленных населенных пунктах;

4. Снижение кадрового дефицита в торговле, повышение

уровня профессиональной подготовки;

5. Обеспечение условий для развития конкуренции;

6. Поддержка развития малого и среднего бизнеса;

7. Стимулирование развития дистанционной торговли;

8. Совершенствование традиционных форматов торговли.

Сроки и этапы 1 этап. Создание институциональной базы. 1 апреля 2011

реализации г. - 31 декабря 2011 г.

2 этап. Ускоренный рост. 1 января 2012 г. - 31 декабря

2013 г.

3 этап. Дальнейшее развитие. 1 января 2014 г. - 31

декабря 2019 г.

Перечень основных 1. Инвентаризация и актуализация отраслевых

мероприятий нормативных правовых актов;

2. Мониторинг выполнения антимонопольного и

отраслевого законодательства;

3. Работа по совершенствованию антимонопольного и

отраслевого законодательства;

4. Разработка региональных и муниципальных программ

развития торговли;

5. Инвентаризация обеспеченности торговыми площадями и

объектами логистической инфраструктуры;

6. Проведение комплексного исследования потребности в

кадрах для торговой отрасли.

Исполнители Министерство промышленности и торговли Российской

Федерации.

Объемы и источники Мероприятия, реализация которых предусмотрена в рамках

финансирования настоящей Стратегии, не требуют выделения

дополнительного финансирования.

Ожидаемые конечные Основные социально-экономические показатели внутренней

результаты торговли к 2015 году в текущих ценах:

реализации - Вклад в валовой внутренний продукт (далее - ВВП):

стратегии 20,2% - 20,8%;

- Оборот оптовой и розничной торговли: 80,1 - 84,2

трлн. руб.;

- Оборот розничной торговли на душу населения: 190 -

196 тыс. руб. на человека;

- Занятость: от 12 до 13 млн. чел.;

- Налоговые поступления: 1,3 - 1,4 трлн. руб.;

- Производительность розничной торговли: 2,8 - 3,1

млн. руб. на занятого;

- Доля современных форматов в торговле: 50 - 55%;

- Заработная плата: 25,1 - 27,6 тыс. руб. на человека

в месяц;

- Инвестиции в основной капитал 730 - 800 млрд. руб.;

- Обеспеченность современными торговыми площадями по

реализации продовольственных товаров: 109 - 139 кв. м

на одну тысячу человек.

Система Контроль за реализацией Стратегии осуществляет

организации Министерство промышленности и торговли Российской

контроля за Федерации.

исполнением

Введение

Данный документ представляет собой Стратегию развития торговли в Российской Федерации на 2011 - 2015 годы и период до 2020 года (далее - Стратегия), разработанную Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

Стратегия затрагивает сегменты оптовой и розничной торговли товарами массового потребления, включенные в раздел G Общероссийского классификатора видов экономической деятельности. Из спектра анализа оптовой торговли при этом исключена оптовая торговля несельскохозяйственными промежуточными продуктами, отходами и ломом (топливо, металлы и т.д.), а также оптовая торговля машинами и оборудованием. Из области анализа розничной торговли исключена торговля моторным топливом.

Разработанные положения Стратегии основаны на анализе существующих статистических данных, интервью с представителями отрасли торговли, экспертным и бизнес-сообществом, представителями органов власти, а также другими заинтересованными сторонами. Стратегия также учитывает положения Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года и утвержденных стратегий развития отраслей российской промышленности и проектов стратегий, подготовленных Минпромторгом России.

Стратегия направлена, прежде всего, на создание эффективной товаропроводящей системы, соответствующей требованиям инновационного сценария развития экономики России. Основная цель Стратегии - максимальное полное удовлетворение потребностей населения в услугах торговли (физическая доступность, ценовая доступность товаров, высокое качество товаров и услуг) путем создания эффективной товаропроводящей инфраструктуры (широкий географический охват, большая пропускная способность, низкие удельные издержки), соответствующей требованиям инновационного сценария развития экономики Российской Федерации.

Для создания такой товаропроводящей системы необходимо значительно увеличить количество торговых площадей современных форматов в Российской Федерации, долю современных форматов в обороте отрасли, уровень консолидации в отрасли, долю дистанционной торговли. На основе проведенного анализа зарубежного опыта сделан вывод о необходимости обеспечения условий для развития конкуренции, поддержки малого бизнеса, не ограничивая развитие торговых сетей.

В качестве основы для планирования было взято видение целевого состояния отрасли в 2015 и 2020 гг.

1. Анализ состояния и развития торговой отрасли

1.1. Анализ состояния и развития торговой отрасли в мире

Оборот торговли

Общемировой оборот розничной торговли рос в период с 2005 по 2008 год со средним темпом в 8,3%. В 2008 году оборот мировой розничной торговли достиг 14,5 трлн. долларов США <1>. Вследствие экономического кризиса в 2009 году было отмечено снижение оборота розничной торговли на 6,4%.

--------------------------------

<1> Источник: данные Economist Intelligent Unit из отчета KPMG "Global M&A: Outlook for Retail".

Рис. 1. Оборот мировой розничной торговли (не приводится)

Вклад в ВВП и занятость

Сектор торговли признан во многих странах выполняющим важную экономическую и социальную роль. Вклад торговли в мировой ВВП составляет около 10%, а в общую занятость - до 13% (данные 2008 года) <1>.

--------------------------------

<1> Источник: Eurostat, US Census.

Рис. 2. Доля оптовой и розничной торговли в добавленной

стоимости и в занятости страны (не приводится)

Социальная задача

Основной социальной целью развития торговли является предоставление потребителям широкого ассортимента качественной продукции по доступным ценам. Вследствие глобализации и интернационализации экономики, а также роста доходов населения повышаются требования потребителей к качеству предоставляемых услуг, ассортименту и качеству реализуемой продукции. Доля расходов населения на потребительские товары согласно международному опыту может достигать почти 70%.

Рис. 3. Доля расходов в розничных каналах торговли

от общих расходов населения (не приводится)

Роль малого и среднего бизнеса

Малый и средний бизнес играют важную роль в экономике и занятости населения в зарубежных странах. Малые и средние предприятия обычно составляют около 99% или более всех компаний, предоставляют около 50% рабочих мест, обеспечивают значимую долю оборота розничной торговли.

Рис. 4. Доля малого бизнеса от оборота продовольственной

розничной торговли в 2007 г. (не приводится)

Потенциальной угрозой развития крупных розничных форматов и консолидации рынка является сокращение доли малого и среднего бизнеса в розничной торговле. Тем не менее, международный опыт показывает, что развитие сетей не ведет к исчезновению малого бизнеса, поскольку малые предприятия могут конкурировать за счет более высокой индивидуализации услуг, уникальности предложения и маркетинга или переориентации деятельности в другие сектора экономики.

Малые предприятия имеют преимущества по сравнению с крупными компаниями в части деятельности в специализированных рыночных нишах; производства специализированных товаров небольшими партиями; доступа к локальным географическим рынкам и знания потребностей и специфики локальных рынков.

Дополнительные возможности малого бизнеса лежат в переориентации на другие сектора экономики, в частности, услуги для организаций. За период с 1990 - 2000 гг. в европейских странах происходило бурное распространение сетевого розничного формата. Произошли изменения в структуре направлений деятельности малых предприятий. В 1990 г. 26% малых предприятий были заняты в розничной торговле, в 2007 г. - уже только 9%, при этом большая доля малых предприятий в настоящее время занята в секторе услуг для организаций.

В целях защиты малых и средних предприятий правительства ряда стран предпринимают меры для ограничения развития магазинов большого формата. Один из самых распространенных механизмов - требование согласования на открытие магазинов, чья торговая площадь превышает некоторый установленный пороговый уровень. Значение этого порогового уровня варьируется от 300 кв. м до 3000 кв. м.

Однако такие законодательные инициативы могут привести к замедлению роста производительности в отрасли (Великобритания), к снижению роста занятости в секторе в целом (Франция) и к завышению уровня розничных цен (Япония). Кроме того, не всегда ограничения по площади приводят к росту числа предприятий малого бизнеса.

Рис. 5. Число предприятий малого и среднего бизнеса

по секторам экономики (не приводится)

Помимо формирования нестандартного предложения или переориентации в другие сферы деятельности, в качестве ответного шага в условиях конкуренции с крупными розничными продавцами, малые предприятия объединяются в кооперативы - таким образом, малые предприятия увеличивают масштаб операций, а также минимизируют негативные эффекты свойственной малому бизнесу ограниченности трудовых и инвестиционных ресурсов. Во многих странах более половины малых и средних предприятий объединяются в кооперативы.

Частота объединения в кооперативы различна. В оптовой торговле 38% малых предприятий объединяются в неформальные кооперативы и 26% - в формальные. В розничной торговле - 32% предприятий объединяются в неформальные и 18% - в формальные кооперативы.

Основными целями создания кооперативов являются: доступ на новые рынки, расширение ассортимента, доступ к новым технологиям, наращивание мощностей и снижение издержек.

Компании, состоящие в кооперации, являются более конкурентоспособными и эффективными по сравнению с независимыми игроками. Результаты исследований показали, что в 82% случаев кооперация привела к повышению конкурентоспособности и экономической эффективности компаний.

Розничная торговля

Розничная торговля в своем развитии проходит через несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности и факторы успеха, характеризуется различными темпами роста, характером и степенью конкуренции, качеством и ассортиментом предоставляемых услуг. Так, например, доля современных форматов <1> торговли в общем розничном обороте широко варьируется от страны к стране. В наиболее развитых странах она превосходит 70%.

--------------------------------

<1> Современный формат магазина - магазин самообслуживания, предлагающий широкий ассортимент, площадью более 400 кв. м, имеющий один или более прилавков свежей продукции и предлагающий дополнительные сервисы для покупателей на своей территории (банкомат, парковка, кафе, туалеты, аптеки, пункты по печати фотографий и др.). В мировой практике к современным форматам относят: гипермаркеты, супермаркеты, магазины "Кэш & Керри", дискаунтеры.

Рис. 6. Доля современных форматов торговли

в обороте продовольственной и непродовольственной розницей

(не приводится)

В мировой розничной торговле возрастает роль продаж через Интернет, но уровень проникновения Интернет-торговли еще не очень велик и также существенно различается между странами. В наиболее технологически развитых странах, характеризующихся небольшой площадью территории и высокой плотностью населения, доля Интернет-торговли достигает 5%.

Рис. 7. Доля Интернет-продаж в общем обороте розничной

торговли (не приводится)

Степень консолидации

Консолидация продовольственной розничной торговли в развитых странах значительно выше российских показателей. Так, в Германии она составляет 80%, в США - 55%, в Швейцарии - 63%, в Португалии - 47%.

Рис. 8. Уровень консолидации продовольственной розничной

торговли (не приводится)

Оптовая торговля

Характерной чертой развития оптовой торговли в развитых странах стало повышение степени концентрации оптового оборота. В результате крупные независимые оптовые фирмы превратились в организаторов торгового оборота. Малые фирмы сузили поле своей деятельности и сосредоточились на оказании клиентам специализированных услуг.

Спецификой современной зарубежной оптовой торговли является комбинирование оптовых и розничных операций у торговых фирм. Причем такое комбинирование имеет две стороны: первая - оптовые организации выполняют функции розничного звена, реализуя товары непосредственно населению, вторая - розничные предприятия берут на себя функции оптовой торговли, устанавливая прямые контакты с производителем товаров.

Другими прогрессивными направлениями в развитии оптовой торговли за рубежом стали:

создание в составе сетевых торговых компаний распределительных центров, не выполняющих самостоятельную закупочную деятельность, но обеспечивающих формирование универсального торгового ассортимента для бесперебойного снабжения супермаркетов;

образование "открытых распределительных центров" в качестве самостоятельных оптовых фирм;

расширение сети магазинов-складов по технологии "Кэш-энд-Кэрри";

расширение оптово-розничных структур по торговле специфическими группами товаров;

образование закупочных центров при ассоциациях розничных торговых предприятий, потребительских кооперативов, крупных независимых супер- и гипермаркетов.

Выводы

В целом, торговая отрасль в развитых странах характеризуется высокой степенью консолидации, высокой долей малого бизнеса в общем обороте, растущей долей современных форматов и дистанционной торговли. Розничная торговля выполняет важные экономические и социальные функции, поддерживая высокий уровень жизни населения, занятости, развитие малого бизнеса и экономическое развитие государств.

1.2. Анализ состояния и развития торговой отрасли

в Российской Федерации

Оборот торговли

Торговая отрасль на протяжении последних лет - одна из наиболее быстро развивающихся отраслей экономики России, опережающая по темпам роста многие отрасли.

Рис. 9. Темпы роста выручки организаций отраслей и секторов

экономики в текущих ценах <1> (не приводится)

--------------------------------

<1> CAGR - Compound annual growth rate (Совокупный среднегодовой темп роста).

С 2005 по 2010 годы выручка организаций отрасли торговли демонстрировала один из самых высоких темпов роста, который составил 24,2%, уступая только финансовым услугам, рыболовство, строительству и образованию.

При этом оборот розничной торговли показывал более высокие темпы роста, чем темпы роста оборота оптовой торговли. Среднегодовые темпы роста оборота оптовой торговли с 2000 г. составляли 8,5% в год, в то время как розничной - только 9,7%. Объемы оборота в 2010 году достигли показателя в 31,5 трлн. руб. для оптовой торговли и 16,4 трлн. руб. - для розничной.

Рис. 10. Оборот розничной и оптовой торговли

(не приводится)

Однако в связи с экономическим кризисом, повлекшим за собой падение промышленного производства, сокращение инвестиций в экономику, рост безработицы и снижение доходов населения, рост оборота внутренней торговли, начиная с ноября 2008 года, замедлился, а уже в феврале 2009 года показал отрицательные показатели развития, по итогам 2009 года падение оборота розничной торговли составило 4,9%.

Валовой внутренний продукт за 2010 г. составил в текущих ценах 44, 5 трлн. рублей и рост его физического объема относительно 2009 г. составил 104,0%. Объем выпуска промышленной продукции за этот год вырос на 8,2% к выпуску 2009 года. По объемам экспорта и импорта продукции наблюдалось восстановление до 135,6% и до 129,1%, соответственно. Все эти факторы отразились на возобновлении роста объема розничного товарооборота. В 2010 году он составил 16,4 трлн. рублей, что в товарной массе на 4,4% больше, чем за 2009 г.

Рис. 11. Динамика оборота розничной торговли в 2008 -



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Постановление от 30 марта 2011 г n 154 об утверждении программы модернизации здравоохранения

    Программа
    В целях реализации государственной политики в области охраны здоровья граждан, обеспечения проведения мероприятий, направленных на модернизацию здравоохранения Алтайского края,
  2. Курганская городская дума решение от 15 июня 2011 г n 148 об утверждении местных нормативов

    Решение
    В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом муниципального образования
  3. Правительство удмуртской республики постановление от 15 марта 2010 г n 75 об утверждении республиканской целевой программы

    Документ
    В соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и во исполнение
  4. От 11 марта 2012 г n 828-зс " о внесении изменения в областной закон " об утверждении программы на 2008 - 2012 годы" принят законодательным собранием 16 февраля 2012 г статья 1 программа на 2008 - 2012 годы

    Закон
    Областной закон Ростовской областиот 11 марта 2012 г. N 828-ЗС"О внесении изменения в Областной закон "Об утверждении Программысоциально-экономического развития Ростовской областина 2008 - 2012 годы"
  5. От 5 мая 2011 г N 127-П на 2011-2012 годы" (с изменениями от 9 июня 2011 г )

    Программа
    Во исполнение Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", для реализации Стратегии социально-экономического развития Астраханской области до 2020 года, утвержденной
  6. Комментарий к Федеральному закону от 22 августа 1996 г

    Документ
    Комментарий к Федеральному закону от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"(с изменениями от 10 июля, 7 августа, 27 декабря 2 г.

Другие похожие документы..