textarchive.ru

Главная > Учебно-методический комплекс


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Кабардино-Балкарский государственный университет

им. Х. М. Бербекова”

Факультет биологический

Кафедра ботаники

утвержден

“____ “ ____________ 2010 г.

Зав. кафедрой Л. М. Калашникова

Согласовано

“____ “ ____________ 2010 г.

Декан_______ А. Ю. Паритов

Учебно-методический комплекс

по дисциплине

ОПД.Р.01.“Охрана растительного и животного мира”

для студентов, обучающихся по

специальности 020201.65 «Биология»

Квалификация: биолог

Нальчик 2010

Хуранова Наталья Музариновна

старший преподаватель

Учебно-методический комплекс по дисциплине ОПД.Р.01. “Охрана растительного и животного мира” составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности.

Шифр 020201.65 “ Биология”

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла специальных дисциплин и является обязательной для изучения

Содержания

Аннотация к УМКД…………………………………………………………….….4 1.Выписка из государственного образовательного стандарта…………….…....5

2.Рабочая программа дисциплины………………………………………………..7

3.Учебно-методическое обеспечение

3.1.Методические рекомендации для преподавателя ……………………….....26

3.2.Методические указания для студентов ………………………….……….…28

3.3.Организация контролируемой самостоятельной работы

студентов………………………………………………………………….......29

3.4.Обеспеченность образовательного процесса по дисциплине

специализированным и лабораторным оборудованием…………..…….....29

3.5. Карта обеспеченности литературой по дисциплине …………………....…30

3.6. Перечень обучающих и контролируемых компьютерных

программ……………………………………….……………………………..31

4. Текущая и промежуточная аттестация студентов по дисциплине……..…31

5. Инновационные методы в процессе преподавания дисциплины……….....33

Аннотация к УМКА

Учебно-методический комплекс по дисциплине “Охрана растительного и животного мира” является совокупностью учебно-методических материалов, способствующих эффективному освоению студентами образовательной программы, решению следующих основных задач:

1.Повышение качества подготовки студентов путем системно-методического обеспечения учебного процесса;

2.Четкое определение места и роли дисциплины в образовательной программе, ее основных учебно-научных целей и задач;

3.Отражение в содержании учебной дисциплины современные представления о природе основных физиологических и биохимических процессов зеленого растения, механизма их регуляции и основных закономерностях взаимоотношений организма с внешней средой;

4.Распределение учебного времени по разделам курса, видам учебных занятий;

5.Планирование и организация самостоятельной работы студентов;

6.Определение круга учебно-методического обеспечения дисциплины, необходимого для ее освоения;

7.Разработка системы текущего и итогового контроля знаний студентов;

1. Выписка из государственного образовательного стандарта.

Специализации являются частями специальности, в рамках которой они создаются и предполагают получение более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в конкретных областях деятельности по профилю данной специальности.

Специалист-биолог должен обладать суммой теоретических знаний и практических навыков в области биологии, позволяющих ему свободно решать профессиональные задачи.

Среди выделенных в ГОС задачах, которые специалист биолог может решать при усвоении курса дисциплины «Охрана растительного и животного мира», на наш взгляд можно выделить следующие:

- понимать роль биологического многообразия как ведущего фактора устойчивости живых систем и биосферы в целом;

- знать особенности морфологии, физиологии и воспроизведения, географическое распространение и экологию представителей основных таксонов,

- уметь осуществлять мероприятия по охране биоразнообразия и рационально использовать природные ресурсы в хозяйственных и медицинских целях;

- иметь опыт наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования биологических объектов;

- владеть методами исследования и анализа живых систем, математическими методами обработки результатов биологических исследований;

- иметь представление о фундаментальных принципах и уровнях биологической организации, регуляторных механизмах, действующих на каждом уровне;

- знать принципы формирования и функционирования надорганизменных систем различных уровней, иметь представление о механизмах, определяющих устойчивость биологических систем разных уровней, о механизмах взаимосвязи организма и среды, о круговороте веществ и энергии в биосфере, об основных для экологической экспертизы и экологического прогноза деятельности человека;

- иметь представление о методах анализа и моделировании экологических и эволюционных процессов;

- знать последствия антропогенных воздействий на биосферу, планировать мероприятия по ее охране;

- иметь четкую ценностную ориентацию на охрану жизни и природы;

  • знать экологические принципы рационального природопользования;

  • знать и уметь применять основные математические методы моделирования биологических систем и компьютерные методы анализа их состояния;

- иметь опыт полевых и лабораторных работ, и знать требования техники безопасности и приемы оказания первой помощи при несчастных случаях.

В части подготовки по специализации биолог должен иметь базовые знания и иметь опыт применения методов научных исследований.

Кабардино-Балкарский государственный

университет им. Х. М. Бербекова

“утверждаю”

декан биологического факультета

________________ А. Ю. Паритов

“____ “ _____________ 2010 г.


Рабочая программа дисциплины

Кафедра ботаники

Шифр и наименование дисциплины: ОПД.Р.01. Охрана растительного и животного мира

Статус дисциплины: Обязательная

Специальность: 020201.65 – Биология

Форма обучения - очная

Объем дисциплины в часах - 53

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПО СЕМЕСТРАМ

Номер

Учебные занятия

Число курсовых

работ, расч. заданий

Форма

семестра

Общий

Аудиторные

СРС

итоговой

объем

Всего

Лекции

Лаб.

Практ.

аттестации

5

53

12

36

5

зачет

Рабочая программа составлена на основании учебного плана и типовой программы для студентов биологов 4-го курса государственных университетов.

Разработчик – ст. преподаватель

кафедры ботаники _____________ Хуранова Н. М.

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры ботаники

“___”______________20__г.

Заведующий кафедрой ботаники

к.б.н., доцент _______________Калашникова Л.М.

Согласована с профилирующей кафедрой

“___”______________20__г.

Одобрена советом (методической комиссией) биологического факультета КБГУ

“___”______________20 г.

Председатель _________________ Паритов А. Ю.

1. Пояснительная записка

Дисциплина «Охрана растительного и животного мира» читается на четвертом курсе как дисциплина специализации по кафедре ботаники и рассчитана на один семестр. Данная дисциплина входит в национально (вузовский) компонент.

Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы должно обеспечить подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной государственным образовательным стандартом. Основой образовательной программы является обеспечение профессиональной подготовки выпускника, воспитание у него гражданской ответственности, стремление к постоянному профессиональному росту и других личностных качеств.

Форма обучения: очная. Объем дисциплины: 53 ч.

1.1. -1.2. Цели и задачи дисциплины и ее место в учебном процессе

Роль растительности в охране окружающей человека среды особенно велика. Практическое решение всех проблем охраны природы, так или иначе, связано с охраной растительного мира.

Настоящий курс: “Охрана растительного и животного мира” представляет собой лишь некоторые аспекты данной проблемы и ставит целью ознакомить студентов с причинами и последствиями обеднения видового состава растительного покрова Земли, состоянием изученности и путями охраны дикорастущих полезных, редких и исчезающих растений, формами охраняемых территорий и их роли в сохранении растительного мира.

1.3. Перечень дисциплин с указанием разделов (тем), усвоение которых студентами необходимо для изучения данной дисциплины.

Для успешного усвоения данного курса студентам необходимы знания по морфологии растений, систематике растений, экологии растений, физиологии растений, охране фауны.

Тематический план дисциплины

Разделы курса

Формы организации работы

Количество часов

1

2

3

4

1

Обеднение растительного покрова Земли и его причины

Лекция, лабораторные, самостоятельная работа

6

2

Полезные дикорастущие растения и их классификация по группам хозяйственного использования, лекарственные, пищевые, кормовые и т.д.

Лекция, лабораторные, самостоятельная работа

12

3

Полезные дикорастущие растения и основные направления их рационального использования

Лекция, лабораторные, самостоятельная работа

6

4

Редкие и исчезающие виды растений. Эколого-биологическая характеристика видов, занесенных в Красную книгу КБР и меры их охраны.

Лекция, лабораторные, самостоятельная работа

6

5

Пути сохранения видов растений

Лекция, лабораторные, самостоятельная работа

12

2. Содержание дисциплины

2.1. Наименование тем, их содержание, объем в часах

Наименование темы

Содержание

Объем в часах

1.

Введение

Понятие о флоре. Обеднение флоры нашей земли, страны, Кабардино-Балкарии, ее причины и последствия. Основные задачи в охране генофонда флоры

2

2.

Охрана полезных дикорастущих растений

Использование человеком хозяйственно-ценных видов растений. Основные направления рационального использования полезных растений

2

3.

Редкие и исчезающие виды и их охрана. Красная книга РФ и КБР и их роль в охране растительного мира

Понятия “редкий”, “исчезающий”, “исчезнувший” (по В.И. Чопику). Причины редкости вида. Классификации редкости видов (В.И. Чопика, П.А. Серегина, МСОП) и их значение

2

4.

Пути сохранения видов растений

Основные направление охраны: законодательный, охрана на заповедных территориях, создание коллекций редких и исчезающих видов в ботсадах, создание “генных” банков, разработка методов культуры тканей редких видов, регулирование торговли редкими и исчезающими видами

2

5.

Охраняемые территории и их роль в сохранении редких и исчезающих видов

Заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы, их цели и задачи в охране флоры. Кабардино-Балкарский высокогорный, госзаповедник, национальный парк “Приэльбрусье”, памятники природы КБР

2

6.

Роль международных, российских и кабардино-балкарских государственных и общественных организаций в области охраны флоры

Международное сотрудничество в области охраны редких и исчезающих видов. Международные организации и проекты, связанные с вопросами охраны флоры. Правовая охрана растительного мира в РФ, КБР

2

ИТОГО

12

2.2. Лабораторные занятия.

Наименование тем

Содержание

Объем в часах

1.

Полезные дикорастущие растения КБР

Эколого-биологические особенности полезных дикорастущих растений и меры охраны

2

2.

Редкие и исчезающие виды КБР

Эколого-биологическая характеристика редких и исчезающих видов КБР. Определение показателя редкости R

2

3.

Эндемики и реликты

Эколого-биологическая характеристика эндемиков и реликтов и меры их охраны.

2

4.

Красная книга КБР и ее анализ

Изучение эколого-биологических особенностей видов занесенных в Красную книгу КБР

3

2.3. Самостоятельная работа студентов

Для усвоения знаний по дисциплине «Охрана растительного и животного мира» студентам необходимо самостоятельно проработать целый ряд дополнительной литературы, познакомиться с реферативными и научными журналами.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Утвержден “ “ 2010 г Зав кафедрой Согласовано (2)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине “Экобиоморфология” составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности
  2. Утвержден “ “ 2010 г Зав кафедрой Согласовано (3)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине ДС.02.1. “Экологическая анатомия растений” составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности
  3. Утвержден “ “ 2010 г Зав кафедрой Согласовано (4)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине “Экобиоморфология” составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению бакалавр
  4. Утвержден “ “ 2010 г Зав кафедрой Согласовано (6)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине ДС.02.1. “Экологическая анатомия растений” составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности
  5. Утвержден “ “ 2010 г Зав кафедрой Согласовано (7)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине ДС.02.1. “Экологическая анатомия растений” составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности
  6. Утвержден “ “ 2010 г Зав кафедрой Согласовано

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине ОПД.Ф.02.1 “Физиология растений” составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности
  7. Утвержден “ “ 2010 г Зав кафедрой Согласовано (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине ОПД.Ф.02.1 “Физиология растений” составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности

Другие похожие документы..