textarchive.ru

Главная > Учебное пособие


А. А. Чубур

Основы

антропологии

(учебное пособие)

ББК 22.3

Ч-81

Содержание

А. А. Чубур 1

Основы 1

антропологии 1

1

Рецензенты – С. В. Чернышов - канд. ист. наук, доцент кафедры Истории Отечества в 3

древности и средневековье, Брянский гос. университет им.И.Г.Петровского, 3

ISBN 5-94-228-00-3В  - Чубур А.А., 2005 3

Введение. Место антропологии в системе наук 4

Тема 1. История развития антропологического знания 5

Тема 2. История взглядов на антропогенез 11

Тема 3. Приматология. Эволюция приматов 18

Тема 4. Ранние гоминиды. Древнейший палеолит 24

Тема 5. Архантропы и палеоантропы. Ранний палеолит 30

Тема 6. Неоантропы. Верхний палеолит 38

Тема 7. Палеолит Подесенья (для дополнительного изучения) 44

Тема 8. Онтогенез человека 51

Тема 9. Морфология и конституциология человека 57

Тема 10. Расоведение (этническая антропология) 64

Тема 11. Культурная и социокультурная антропология 72

Тема 12. Социальная антропология: потребности человека 80

Тема 13. Социальная антропология: деятельность человека 87

Тема 14. Философская антропология 92

Вопросы к зачету: 98

Примерная тематика контрольных работ и рефератов 98

Рекомендуемая и использованная литература 99

- Пользователь ПК (Windows XP, MS Office (Word, Excel), Internet) 102

- Компьютерный дизайн и графика 102

- 1С: Бухгалтерия 102

- 1С: Зарплата и кадры 102

- 1С: Торговля и склад 102

На 1 с. обложки, слева-направо: – древнейшая женская статуэтка из Тан-Тан (250.000 л.н.), Виллендорфская «Венера» (25000 л.н.), Венера Милосская (II в. до н. э.)

Рецензенты – С. В. Чернышов - канд. ист. наук, доцент кафедры Истории Отечества в

древности и средневековье, Брянский гос. университет им.И.Г.Петровского,

Ч-81 Чубур Артур Артурович

О с н о в ы а н т р о п о л о г и и (учебное пособие)

Брянск, Центр компьютерного обучения: 2005. – 96 с., илл.

Для студентов гуманитарных специальностей, изучающих курсы антропологии, социальной антропологии и Человек и его потребности, а также студентов-историков, изучающих археологию и историю первобытного общества и для интересующимися проблемами антропогенеза и места и роли человека в мире.

ББК 22.3

ISBN 5-94-228-00-3В  - Чубур А.А., 2005

Светлой памяти моего первого учителя в археологии -

Марианны Давыдовны Гвоздовер (1917-2004)

Введение. Место антропологии в системе наук

Где, как и когда появился человек? Как образовались человеческие расы? Каково место, какова роль человека на нашей планете и во Вселенной? Как начинала формироваться человеческая культура? Для чего мы живем? Почему мы любим и дружим? Зачем нам игра? Почему мы такие разные и в то же время столь похожи? Эти и другие подобные вопросы изучает наука, которая называется «антропология». Название это происходит от греческих слов «антропос» - человек и «логос» - знание, учение. Антропология – наука о человеке. Точнее – речь о целом комплексе естественных и гуманитарных наук

Антропологические исследования ведутся в следующих направлениях:

  1. Физическая антропология (морфология человека), которая предполагает исследование антропогенеза и палеоантропологии;

  2. Этническая антропология (расоведение), познающая расы человека;

  3. Культурная и социальная антропология, изучающие формирование и развитие человеческой культуры, условия и формы социализации человека, его социальные институты;

  4. Философская антропология, помогающая на глобальном уровне понять сущность человека и смысл его существования.

По мнению большинства исследователей, антропология все-таки наука, использующая в первую очередь биологические методы изучения человека с учетом социальной (общественной) сущности людей. Таким образом, она занимает пограничное положение между науками естественного и гуманитарного цикла.

Итак, главный объект изучения антропологии – сам человек. Это, с одной стороны, продукт онтогенетического развития, носитель биологических видовых черт, а с другой – отдельный представитель человеческой общности, выходящее за рамки природной ограниченности существо, т.е. социальное существо, использующее знания и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами.

Наиболее общие характеристики индивида (конкретного человека) – это целостность и своеобразие психофизической организации, устойчивость во взаимодействии с окружающей средой, активность. Отличительная черта человека – дуализм в единстве: тело и душа – две составляющих, образующих единое целое. Поэтому каждый человек – не только индивид, но и личность. Это означает, что он является индивидом, занимающим определённое место в обществе, выполняющим конкретную общественно-полезную деятельность и отличающимся от других своими, только ему присущими, индивидуальными и социально-психологическими характеристиками. Исходя из этого, каждый человек является субъектом конкретной деятельности, источником познания и преобразования действительности. Сама деятельность при этом выступает формой активности человека, позволяющей ему совершенствовать окружающий мир и самого себя. Человек – это продукт развития общества и его истории, но с другой стороны и он сам – творец истории. Знание человека, опыт, активность познают историю общества и творят историю общества.

Настоящее учебное пособие предназначено для студентов и соответствует госстандартам высшего профессионального образования ОПД.Ф.01: Антропология и Человек и его потребности (понятие антропологии; ее место в системе наук и практике; антропогенез: эволюция человека; человек - личность - индиивидуальность; основные потребности, интересы и ценности человека; проблемы девиантности развития человека; антропологические основания социальной работы, комплексный подход исследования человека как целостности; представление о человеке как социально-природном существе; общности и различия его социальной сущности и биологической природы; психофизиологические возможности человека и их связь с социальной активностью; классические научные идеи духовно-культурной деятельности – философского, религиозного, культурного творчества социоприродных измерений человека; индивидуальные психические физиологические особенности человека – основа запросов и потребностей человека; социальная и экономическая зависимость различных видов бытового обслуживания; структура обслуживания с учетом природных и социальных факторов; оценка социальной значимости потребностей; методы удовлетворения потребностей сферой сервиса; обеспечение оптимальной инфраструктуры обслуживания с учетом природных и социальных факторов). Возможно использование книги студентами исторических специальностей, может она оказаться полезной и для читателей, интересующихся проблемами происхождения и развития человека, его места в обществе и во Вселенной.

Часть материала в предлагаемом пособии ориентирована на местные реалии, что делает его для студентов Брянска более живым, интересным и доступным и задействует в учебном процессе региональный компонент.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что является основным объектом исследования антропологии?

  2. Какие Вы знаете разделы антропологического знания?

  3. В чем проявляется дуализм сущности человека?

Тема 1. История развития антропологического знания

Первые антропологические знания зародились, по всей видимости, с появлением человека разумного, пытавшегося осознать свое место в мире и особенности строения собственного тела. Об этом говорят древнейшие произведения искусства – например «палеолитические Венеры».

Древние египтяне, много путешествовавшие до края Ойкумены, а возможно и пересекавшие Атлантику (так, по крайней мере, считал путешественник и антрополог Тур Хейердал) различали уже несколько человеческих рас – светлокожих европеоидов, светло-коричневых эфиопов, черных жителей западной и центральной Африки, клинобородых смуглых ассирийцев и так далее.

Первые попытки обозначить место человека в мире предприняли еще античные мыслители. Аристотель – великий древнегреческий философ, наставник будущего полководца и императора Александра Македонского, отметил основные физические особенности человека – прямохождение, наличие развитого головного мозга, способность мыслить и членораздельную речь. Именно он первым применил термин «антропология». Римлянин Тит Лукреций Кар в поэме «О природе вещей» выделил несколько эпох становления человечества, впоследствии названных каменным, бронзовым и железным веками. Там же он утверждает, что живые существа, включая человека, не сотворены, а возникли естественным путем, через стадии уродливых превращений вплоть до жизнестойкой формы. Развитие учения о физическом строении человеческого тела получило усилиями Клавдия Галена. Главным объектом его исследований была «запретная тема» (вскрывать трупы запрещалось под страхом смерти) – анатомия человека и животных. Созданная Галеном терминология используется до сих пор, велико значение познаний о функциях спинного мозга, верно оцененное лишь в XIX в. Важное место в становлении антропологии заняло учение медика Гиппократа. Эллин - путешественник Геродот внес значительный вклад в создание зачатков культурной антропологии. Благодаря счастливому стечению обстоятельств, путевые записи, дневники и заметки Геродота, объединенные названием «История», сохранились до наших дней и дали основание называть его отцом современной исторической науки. «История» – основной письменный источник о многих древних народах.

В средние века в Европе изучение природы человека было запрещено всевластной церковью под страхом смерти в подвалах инквизиции или на костре. Ученые схоласты рассуждали об облике ангелов и бесов и о местожительстве библейских мифических «злых» народов «гога» и «магога». Чудом спасся от инквизиции автор книги «О строении человеческого тела» Андреас Везалий. Покровительство короля Франции уберегло от костра, но труды анатома были публично сожжены, сам он насильно отправлен в паломничество в Иерусалим и утонул на обратном пути при кораблекрушении. А вот арабские авторы, не ограниченные столь жестко религиозными предрассудками, смогли достичь успехов в разных областях наук о человеке. Так, путешественник Аль-Масуди выделил и подробно описал семь групп народов – персов (арабов), халдеев, греков (европейцев), ливийцев и египтян, турков, индусов и китайцев.

Наступила эпоха Ренессанса. Магнус Хундт из Лейпцига в книге «Антропология о достоинстве, природе и свойствах человека и об элементах, частях и членах человеческого тела» (1501), обобщил имевшиеся анатомические сведения о человеке. В 1533 г. появился труд итальянца Г. Капелла «Антропология, или рассуждение о человеческой природе», содержащий данные об индивидуальной изменчивости морфологических признаков человека. Следующей вехой истории антропологии стал выход в свет в 1594 г. книги Касмана в 2-х частях: «Антропологическая психология, или учение о человеческой душе» и «О строении человеческого тела в методическом описании». Естествоиспытатель XVII в. Й. Риолан труд «Анатомия или антропология» также посвятил строению человека.

Эпоха Великих Географических открытий привела к появлению расовых классификаций людей и в Европе. Первым предложил такое деление французский путешественник Франсуа Бернье, выделивший европейцев (к их разновидности были отнесены и североамериканские индейцы), монголов, негров и лопарей (обитателей севера Скандинавии). Участник кругосветного путешествия Фернана Магеллана – итальянец Пифагетти – впервые описал в своей книге человекообразных обезьян Конго (1598), а немногим более чем через полвека (1658) врач Боцитус, побывавший на Яве сделал описание орангутанга, по мнению ряда его современников весьма похожего на человека. Создатель систематики животного и растительного мира Карл Линней (1707-1778) внес в нее и род Homo – Люди. Таким образом, человек был отнесен к животному миру нашей планеты. Линней выделил два вида человека – разумный или дневной и лесной или ночной. К последним относился как раз орангутанг и другие человекообразные обезьяны. Современник Линнея – Жорж Бюффон (1707-1798) – впервые ввел в научный оборот термин «раса», заключив при этом, что все человеческие расы происходят из одного корня.

В Российской Империи по инициативе М.В. Ломоносова и по инструкции историка Г. Миллера велось описание особенностей внешности и культуры аборигенных народов Сибири и Камчатки.

Корни антропологии как оформившейся науки лежат в XVIII веке. Иммануил Кант в своей «Антропологии с прагматической точки зрения», вышедшей в 1798 г. предпринял первую попытку в систематическом виде изложить учение о человеке. В одном из примечаний он писал о революции природы, которая способна превратить шимпанзе и орангутанга в человека, снабдив их двуногим хождением и руками, приспособленными к хватанию. «Первая забота природы состояла в том, - писал Кант, - чтобы человек в качестве животного мог быть сохранен для себя и для своего рода, а для этого нужно было как раз то положение, которое всего более соответствует его внутреннему строению, положению плода и сохранению себя в опасностях, т.е. положение четвероногое; но заботой природы было также и то, чтобы в человеке был заложен еще и зародыш разума, посредством которого человек при условии развития в нем этого зародыша предназначался к тому, чтобы быть членом общества, и, пользуясь которым, он принимает наиболее подходящее для этого положение, именно двуногое же, в качестве постоянного, благодаря чему он, с одной стороны, бесконечно много выигрывает по сравнению с животными, но зато оказывается вынужденным мириться также с неудобствами, проистекающими вследствие того, что он так гордо поднял свою голову над своими старыми товарищами». Учение о человеке разделяется Кантом на физиологическую и прагматическую антропологию. К физиологической антропологии относятся знания о человеке как о природном существе. Прагматическая антропология изучает человека, каким он может стать в результате собственных усилий. Это уже учение о социализации человека. Только человек способен осознавать собственную значимость. «То обстоятельство, что человек может обладать представлением о своем Я, бесконечно возвышает его над всеми другими существами, живущими на земле... Это справедливо даже тогда, когда человек еще не может произнести слово Я: ведь он все же имеет его в мысли».

И. Кант И. Блюменбах К. Линней

В начале XIX века возникли два течения – моногенисты и полигенисты. Первые выводили человечество из одного корня, а вторые считали, что разные расы происходят от разных биологических видов. В середине XIX века стали обобщаться знания о морфологической изменчивости человека в зависимости от расовой принадлежности и климата. Известный французский анатом и основоположник антропологической школы в Париже П. Брока охарактеризовал антропологию как науку, занимающуюся естественной историей человека. Немецкие анатомы - антропологи И. Ранке и Р. Вирхов придавали большое значение изучению морфологической изменчивости человека. Большой вклад в развитие физической антропологии внес немецкий натуралист Иоганн Блюменбах (1752-1840), выделивший пять рас – кавказско-европейскую, монгольскую, эфиопскую, американскую и малайскую. Он основал краниологию – науку о строении черепа. Кстати, он же в 1799 г. сделал первые научные описания вымерших современников человека – мамонта и шерстистого носорога.

Английский натуралист Чарльз Роберт Дарвин (1809-1882) создал теорию естественного отбора. Основная идея его книги «Происхождение видов» (1859) состоит в применении концепций борьбы за существование и естественного отбора, а так же понятий определенной и неопределенной изменчивости для объяснения возникшего в результате биологической эволюции многообразия живых существ Земли. Этим же путем он вывел человека из обезьяноподобных предков.

На рубеже 1850-60-х гг. в различных европейских странах стали возникать антропологические общества. В 1863 г. такое объединение ученых возникло и при Московском университете. Его организатором стал природовед А.П. Богданов (1834-1896). В 1879 г. им была организована первая в Москве антропологическая выставка, затем превратившаяся в Антропологический музей Московского университета. Большой вклад в развитие антропологии внес в это время выдающийся ученый-гуманист Н.Н. Миклухо-Маклай (1846-1888), проведший несколько экспедиций на острова Океании, Индонезии и Новую Гвинею. Рискуя жизнью, он собрал там уникальные данные о жизни местных племен. На основании этих данных он пришел к убедительному выводу об отсутствии «низших», «обезьяноподобных» рас. Папуасы по физическому строению и психическому складу не отличались от европейцев.

Дальнейшее развитие российской антропологии неразрывно связано с именем профессора Московского университета академика Д.Н. Анучина (1843-1923), заложившего основы географического метода в антропологии. В 1889 г. он издал первую монографию на эту тему: «О географическом разделении населения России». С 1891 г. Анучин стал президентом Общества любителей природоведения, антропологии и этнографии. Ныне его имя носят научно-исследовательский институт и музей антропологии в Москве. Дмитрий Николаевич считал, что человеческая деятельность неразрывно связана с географическим фактором. Он поставил задачу комплексного изучения современного и древнего человека, считая антропологию наукой не только о биологии человека, но и о развитии его культуры в определенной природной среде. Анучин оставил целую плеяду учеников, среди которых одним из самых одаренных был Б.С. Жуков (1892-1933). После университета Жуков прошел аспирантуру, стал профессором антропологии и научным сотрудником, а затем ученым секретарем и даже замдиректора НИИ Антропологии МГУ. Пройдя Анучинскую школу, Жуков в изучении древних культур во главу угла ставил исследование природной среды: ландшафта, почв, животного и растительного мира, социально-экономические факторы не рассматривались в качестве решающих в развитии древних обществ. Из этой теории вытекала необходимость обширной экспедиционной работы: для выявления и локализации древних культур необходимо было сплошное обследование целых регионов. Именно Б.С. Жуковым в 1926-27 гг. проводилась первая комплексная антропологическая экспедиция под Брянском.

Наряду с Д.А. Анучиным одним из основателей русской школы палеоэтнологов в антропологии был профессор Ф.К. Волков (1849-1918). С 1887 г. он находился в эмиграции в Париже, организовывал экспедиции. В 1906 г. он вернулся в Россию и возобновил преподавательскую деятельность в Петербурге. В 1908 г. им открыта первая палеолитическая стоянка на Десне – Мезин, получившая всемирную известность. Весной 1918 г. Волкова избрали профессором Киевского университета, но, возвращаясь на родину в Киев, старый ученый простудился в промерзшем вагоне и умер. Его именем был назван Кабинет Антропологии в Киеве, возглавленный его учеником – М.Я. Рудинским, продолжившим вслед за Волковым и Жуковым открытие деснинского палеолита.

Однако, палеоэтнологи столкнулись с набирающим силу марксизмом, превратившимся из метода научного исследования в набор догм, «священное писание» новой власти. В 1930 г., по возвращении с Всемирного научного конгресса в Германии, Б.С. Жуков, в числе 150 виднейших историков, археологов, филологов и искусствоведов, был арестован и осужден по состряпанному ГПУ «Академическому делу». Он умер в концлагере на Алтае и только в 1959 г. реабилитирован посмертно. Арестовали по ложному обвинению вместе с другими киевскими антропологами и М.Я. Рудинского. Кабинет Антропологии был разгромлен. Так насильственно прервали развитие палеоэтнологической школы, возрождающейся в России и на Украине только в наши дни.

Н. Н. Миклухо-Маклай Д. Н. Анучин Ф. К. Волков

М.Я. Рудинский М. М. Герасимов за работой В. П. Алексеев

Среди советских антропологов послевоенного периода назовем таких выдающихся специалистов, как один из основателей советской антропологической школы В.В.Бунак, Г.Ф.Дебец (краниология, антропология населения СССР), М.Ф.Неструх, Т.И.Алексеева (проблемы антропогенеза и этногенеза), В.Д.Дьяченко (антропология населения Украины). Антрополог и археолог М.М.Герасимов (1907-1970) получил особую известность в связи с разработкой метода пластической реконструкции внешнего облика человека по черепу. Особенно яркий след в мировой антропологической и археологической науке 1960-80-х гг. оставил академик В.П.Алексеев (1929-1990), автор современных концепций антропосоциогенеза и этногенеза и один из создателей классификации семейства гоминид. В настоящее время ведущими антропологическими учреждениями России и Украины являются Институт этнологии и антропологии РАН (Москва), Музей Антропологии и Этнографии РАН им. Петра Великого (Кунсткамера, Санкт-Петербург) и НИИ и Музей Антропологии им. Д.Н. Анучина (Московский государственный университет) и сектор палеоантропологии Института Археологии НАН Украины.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Кто первым ввел в обращение термин «антропология»?

  2. Кто разделил антропологию на физиологическую и прагматическую?

  3. Каких отечественных антропологов Вы знаете?



Скачать документ

Похожие документы:

  1. I археология (монографии сборники брошюры)

    Библиографический указатель
    ... Галлямова ; ответственные редакторы : Г.П. Белоглазов, В.В. Кожевников ; рецензенты : З.Ф. Моргун, Г.С. Каретина. – Владивосток : Дальнаука, ... : Систематизация археологических памятников : автореф. дис. … канд. ист. наук. – Владивосток, 2001. – 21 с. ...
  2. I археология (монографии сборники брошюры)

    Библиографический указатель
    ... Галлямова ; ответственные редакторы : Г.П. Белоглазов, В.В. Кожевников ; рецензенты : З.Ф. Моргун, Г.С. Каретина. – Владивосток : Дальнаука, ... : Систематизация археологических памятников : автореф. дис. … канд. ист. наук. – Владивосток, 2001. – 21 с. ...
  3. Негосударственное аккредитованное основная образовательная программа высшего профессионального образования направление подготовки 030300 62 «психология»

    Основная образовательная программа
    ... Л. И. проф., д-р хим. наук Рецензент: Тараканов В.П., канд. ист. наук, проф. Эксперты: ____________________ ______________________ ... : Крылов А. М. доц., канд. техн. наук Рецензент: Волков Ю.А., канд. ист. наук, доц. Эксперты: ____________________ ...
  4. ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (3)

    Документ
    ... , 2003. – С. 1222. © Ковалев В. Н., 2009 Рецензент: Г. Я. Дубовский, канд. ист. наук, доцент УДК 32.019 ... . – С. 286-287. © Скурихин С. И., 2009 Рецензент: Г. Я. Дубовский, канд. ист. наук, доцент РАЗДЕЛ III Экономика ...
  5. Наследие и судьбы народов Евразии история современность перспективы

    Сборник статей
    ... Скворцов, канд. ист. наук, доц. М. Ю. Спирина, д-р геогр. наук, проф. К. В. Чистяков Рецензенты: ... и современном евразийстве: Автореф. дис. ... канд. ист. наук / Ин-т монголоведения, буддологии ... вв. до н. э.: Дис. ... канд. ист. наук, —М., 2010. С. 181. ...

Другие похожие документы..