Главная > Документ


Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

“Московский государственный технический университет

имени Н.Э. Баумана (МГТУ им. Н.Э. Баумана)”

Военное обучение в МГТУ

им. Н.Э. Баумана

85 лет


Москва

Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана

2011

УДК 623.1/.3

ББК 68.49(2Рос)3

Ф189

Авторы: В.Л. Власов, В.И. Горелов, А.Ю. Кабардинский, В.А. Кузнецов, А.А. Лахтиков, Н.Д. Максименко, И.П. Малышев, С.П. Остриков, В.Ф. Резничек, А.В. Родионов, М.З. Схаба, С.А. Серов, Е.А. Шекунов

Военное обучение в МГТУ имени Н.Э. Баумана. 85 лет: Исторический очерк/ В.Л. Власов, В.И. Горелов, А.Ю.Кабардинский и др. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2011. – 118 с.: ил.

ISBN 5-7038-2976-3

В историческом очерке рассказывается об истории военного обучения студентов МГТУ им. Н.Э. Баумана на протяжении 85 лет, о создании и развитии военной кафедры, ее преобразовании в Отделение военной подготовки, затем - в Факультет военного обучения и в настоящее время в Военный институт.

Для широкого круга читателей.

УДК 623.1/.3

ББК 68.49(2Рос)3

© Коллектив авторов, 2011

ISBN 5-7038-2976-3 © Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2011

ОБРАЩЕНИЕ

ректора МГТУ им. Н.Э. Баумана к коллективу Военного института и его выпускникам

Дорогие друзья и коллеги!

От всей души поздравляю наших ветеранов, преподавателей, сотрудников и студентов Военного института с 85-летним юбилеем!

Введение в вузе в 1926 году военного обучения, впоследствии ставшего базой для подготовки офицеров запаса, явилось важной вехой формирования облика МВТУ в процессе создания и поддержания его авторитета.

Военное обучение в МГТУ по праву снискало славу кузницы подготовленных, грамотных специалистов, настоящих патриотов России. Среди выпускников МГТУ им. Н.Э. Баумана - известные государственные деятели самого высокого ранга, выдающиеся главные конструкторы, видные ученые, руководители крупных организаций и фирм, наши славные космонавты. Подавляющее большинство из них прошли военное обучение в стенах МГТУ им. Н.Э. Баумана, приобретя знание боевой техники, сохранив добрую память об умелых офицерах-наставниках, о нелегкой, но интересной войсковой практике.

Успех военного обучения в МГТУ им. Н.Э. Баумана всегда обеспечивался тем, что военно-учетные специальности по которым осуществлялась подготовка, по содержанию совпадали с основными специальностями Университета. Прочные знания студентов по их базовым кафедрам обеспечивают усвоение ими основ военного дела. Но и военная подготовка, в свою очередь, всегда помогала студентам овладевать инженерным делом, обеспечивая их еще одной специальностью — военной.

В трудных условиях работы и службы в войсковых частях, на полигонах и «почтовых ящиках», жертвуя здоровьем, а иногда и жизнью во благо интересов Родины, выпускники Военного института эксплуатировали и совершенствовали оружие, многие образцы которого создавались их собратьями-бауманцами в КБ и НИИ.

Даже в тяжелые 1990-е годы военное обучение в МГТУ им. Н.Э. Баумана сохранило учебный и научный потенциал, обеспечив переход на новые военно-учетные специальности, никогда прежде не изучавшиеся в гражданском вузе. Военный институт по праву занимает видное место в обширном ряду наших подразделений.

Помимо учебной функции Военный институт решает еще одну крайне важную задачу - воспитательную. Спустя три года в военном строю, научившись подчиняться, требовать, а во время полигонной и войсковой практики - преодолевать тяготы и лишения, ощущая плечо товарища, студент вовлекается в коллектив, становится руководителем, офицером, мужчиной. Пройдя через «горнило» МГТУ и его Военный институт, студент обретает способность решать самые разнообразные задачи.

Каждый год около 1000 молодых людей приходят учиться в Военный институт, и коллектив преподавателей и сотрудников делает все от него зависящее, чтобы через три года из его стен вышли специалисты, достойные именоваться офицерами-бауманцами. Мы гордимся выпускниками Военного института, чей вклад в создание и эксплуатацию вооружения и военной техники неоценим.

Не все выпускники Военного института могут принять участие в юбилейных торжествах. Тем более приятно воспользоваться фактом выхода в свет данного издания, посвященного истории военного обучения в МГТУ им. Н.Э. Баумана, чтобы поздравить всех и сказать, что мы всегда рады видеть наших питомцев в стенах Университета.

Благодарю всех воспитанников и сотрудников Военного института за все сделанное и желаю успехов в дальнейшей деятельности.

С искренним уважением, ректор

МГТУ им. Н.Э. Баумана А.А. Александров

1. ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА В МВТУ В ПЕРИОД

1926-1944 годов

20 августа 1926 года ЦИК и СНК СССР приняли Постановление об утверждении «Положения о порядке прохождения высшей допризывной военной подготовки и действительной службы в РККА гражданами, обучающимися в вузах и техникумах и окончивших их».

В Положении указывалось: «В целях сокращения срока непрерывной службы в кадровом составе РККА граждан, окончивших вузы и техникумы, а также облегчения подготовки из них среднего начальствующего состава и квалифицированных работников военно-промышленных предприятий военного времени ЦИК и СНК СССР постановляют:

Признать необходимым введение в вузах и техникумах высшую допризывную военную подготовку учащихся с 1926/27 учебного года с тем, чтобы указанная подготовка была введена во всех вузах немедленно».

В соответствии с этим постановлением 1 октября 1926 года в МВТУ началось военное обучение студентов, была введена высшая допризывная военная подготовка (ВДВП). Одновременно ВДВП была введена в ряде других вузов, в том числе Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова и Ленинградском политехническом институте. В 1927/28 учебном году уже в 131-м вузе и техникуме проводилась ВДВП, а в 1928/29 учебном году - еще в 18.

ВДВП состояла из теоретического курса военного дела, проходимого в зимний период в течение четырех учебных курсов и двухмесячной летней практики. Высшую допризывную военную подготовку обязаны были пройти все студенты (женщины - только теоретический курс).

Успешное прохождение высшей допризывной военной подготовки «приравнивалось к окончанию курса войсковой школы соответствующего рода войск».

Теоретическая подготовка студентов была рассчитана на 180 ч и включала тактику, топографию, военную администрацию и уставы, материальную часть оружия и ряд специальных предметов в зависимости от факультета. Общее количество часов распределялось следующим образом: на первых трех курсах - по 52 ч, на четвертом - 24 ч. Преподавание военных предметов велось путем чтения лекций, бесед, решения показных и практических задач и лабораторных работ. В училище был оборудован военный кабинет, в котором были сосредоточены учебные пособия, чертежи, схемы и многое другое, а также предметы вооружения и снаряжения.

После изучения всех материалов по пройденным предметам высшей допризывной военной подготовки устанавливались зачеты. Летняя практика студентов заключалась в прохождении двухмесячного лагерного сбора, в течение которого они приобретали практические знания и навыки рядового красноармейца, причем сборы проводились при строевых артиллерийских частях.

По окончании МВТУ студенты, успешно прошедшие высшую допризывную военную подготовку, получали удостоверение, которое давало право без испытания поступать на младший курс военной школы РККА.

Выпускники МВТУ, прошедшие ВДВП, в первый год по окончании вуза призывались на действительную военную службу (обычно весной) сроком на 9 месяцев. В конце этого срока необходимо было сдать испытания на звание среднего начальствующего состава.

Лица, не получившие удостоверения, должны были проходить действительную службу в армии на общих основаниях.

Руководителем ВДВП в училище являлся военрук. Он назначался из лиц командного состава приказом Реввоенсовета СССР по личному составу армии и штаба Московского военного округа и состоял на действительной службе. (В архивах училища не сохранился материал о первых военруках.) Штатных преподавателей не было. Военрук для проведения занятий по военным предметам привлекал преподавателей вуза и военнослужащих из штабов и войсковых частей.

В первый учебный год военное обучение проводилось в трудных условиях, отсутствовали подготовленные преподавательские кадры, не было необходимой учебно-материальной базы, отсутствовали учебники и учебные пособия. В архивах сохранился журнал «Красное студенчество» за 1927 год, № 3 (с. 41). В статье «За военную учебу» (Московское ВТУ) автора Якова Г. было сказано: «С 1926/27 учебного года расписание занятий МВТУ пополнилось новым предметом - «военное дело». Курс состоит из 180 учебных часов и 2-месячного лагерного сбора в строевых частях войск. Пока занятия ведутся на 1-м и 2-м курсах.

Прохождение военных наук в порядке академической учебы встречено нашими студентами очень сочувственно, посещаемость лекций по военному делу вполне удовлетворительна. Но на пути изучения военного дела следует отметить некоторые недочеты. Прежде всего сейчас училище не имеет возможности оборудовать военный кабинет, на книжном рынке нет подходящих пособий и единственно мало-мальски подходящей книжкой является «Спутник молодого командира» - книжка дорогая и полезная лишь на первое время.

Нашему издательству и главным образом военному отделу Госиздата следует позаботиться об издании пособий по военному делу, доступных, недорогих и соответствующих программам».

С 1930 года в МВТУ ввели военно-производственное обучение. Цель обучения - подготовка цехового инженера для заводов военной и гражданской промышленности, изготовляющих военные изделия.

Впервые в перечне кафедр МВТУ (МММИ) периода 1930-1933 годов, указаны «Кафедра военного дела» и «Кафедра военно-промышленного дела». Начальником «Кафедры военного дела» был назначен военрук Шишковский (он же был заместителем директора Московского механико-машиностроительного института (МММИ) по военной подготовке), начальником «Кафедры военно-промышленного дела» - Зигель П.М.

В предисловии к тематическому плану 1931 года Шишковский писал, что высшая военно-производственная подготовка в МММИ имеет целью подготовку цехового инженера для мобилизуемой гражданской промышленности.

В то время обучение шло по следующим основным профилям: орудийно-лафетный, снарядный, ружейно-пулеметный.

По подписям в учебных документах можно установить, что занятия по тактике проводили преподаватели Шишковский и Жуков, по внешней баллистике - Власов, по снарядам - Глухарев и Зигель, по теории лафетов - Суровцев.

Военно-производственное обучение состояло из:

• 20-дневного сбора;

• теоретического курса в 202 ч в течение четырех лет обучения;

• 2-месячной военно-производственной практики после третьего года обучения.

На 1-м и 2-м курсах студенты изучали общевоенные дисциплины:

партийно-политическую работу, общевоинские уставы, тактику сухопутных войск, военную топографию и химзащиту. На 3-м и 4-м курсах - специальные дисциплины. Военно-производственная подготовка для студентов являлась действительной военной службой и заменяла службу в войсках.

В 1933/34 учебном году на военную подготовку учебным планом отводилось 297 ч, занятия проводились на первых четырех курсах.

В 1935 году в училище, помимо военно-производственной подготовки, создаются два потока, на которых готовили авиатехников и летчиков-наблюдателей.

Высшая военно-производственная подготовка (ВВПП) уже в то время являлась неотъемлемой частью академического курса.

Диплом об окончании вуза выпускникам выдавался только после прохождения курса ВВПП и сдачи проверочного испытания комиссии, назначаемой Московским военным округом.

Начиная с 1936 года в МВТУ, наряду с изучением программных военных дисциплин, большое внимание уделялось подготовке всего личного состава училища по вопросам Местной противовоздушной обороны (МПВО, теперь ГО и ЧС), широко велась подготовка Ворошиловских стрелков, пулеметчиков, инструкторов противовоздушной и противохимической обороны (ПВХО), значкистов ГТО и ГСО (готов к труду и обороне, готов к санитарной службе).

С 1940 года «Кафедру военного дела» возглавил Адамович.

В предвоенные годы кафедра совместно с партийной и комсомольской организациями и месткомом училища проводила большую работу по военно-патриотическому воспитанию студентов, профессорско-преподавательского и учебно-вспомогательного состава. Не прекращалась военная подготовка в училище и с началом Великой Отечественной войны.

2 июля 1941 года ЦК партии и ГКО удовлетворили просьбу москвичей о формировании 12 дивизий Народного ополчения.

7-я дивизия народного ополчения была сформирована в Бауманском районе, в нее вошло около 500 студентов и сотрудников МВТУ.

Более 300 студентов работали на Брянско-Смоленских оборонительных рубежах. Свыше 500 студентов были направлены на оборонные предприятия Москвы и области.

13 октября 1941 года актив Московской партийной организации принял решение о создании рабочих коммунистических батальонов. В Бауманский батальон записалось более 100 студентов. По заданию райкома партии проводилась большая работа по противовоздушной и противохимической обороне училища и территории района. Только противопожарных звеньев было создано более 600. Пожарные команды и санитарные группы перешли на казарменное положение.

В училище еще шире развернулась работа по проведению оборонно-массовых мероприятий среди студентов и сотрудников училища. За короткое время были подготовлены сотни стрелков, автоматчиков, пулеметчиков и минометчиков. Весь нижний этаж старого здания училища был превращен в мастерские. В училище отливались корпуса мин, изготовлялись гранаты, детали авиабомб, противотанковые ружья конструкции МВТУ. В мастерских работало около 200 студентов.

За значительный вклад в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов в 1965 году в сквере Училища был установлен памятник бауманцам, павшим на фронтах войны, к которому возлагаются венки и цветы от коллектива Университета в День Победы и другие памятные даты войны.

В 1975 году на 242 км шоссе Москва-Минск был открыт памятник воинам-бауманцам 7-й дивизии народного ополчения, переименованной 26 сентября 1941 года в 29-ю стрелковую дивизию.

Ежегодно в 20-х числах октября месяца совершается поездка ветеранов 7-й дивизии народного ополчения, руководства Управы «Басманное», представителей Университета, преподавателей и студентов для отдания почестей ополченцам-бауманцам.

В октябре 1941 года МВТУ (МММИ) было эвакуировано в г. Ижевск. Там продолжила военную подготовку «Кафедра военного дела» во главе с Адамовичем, а в 1942 года в филиале МВТУ в Москве также была организована военная подготовка. Здесь начальниками «Кафедры военного дела» были бывший полковник генерального штаба царской армии Калюжный, а затем комбриг Лебедев Сергей Георгиевич (узник Петропавловской крепости при царизме). Преподавали на кафедре: стрелковое дело - Ломакин Михаил Яковлевич, связь - Анисимов Борис Владимирович, топографию - Чубуков.

В апреле 1943 года после возвращения училища из Ижевска кафедру возглавил Адамович. Преподавателем также работал капитан 1-го ранга Гагарин (один из князей Гагариных).

В 1941-1944 годах в МВТУ проводилась всеобщая военная подготовка студентов, включая и девушек. Готовились военные техники по ремонту артиллерийских систем, танков и оптических приборов и авиатехники. С 1944 года начиналась регулярная военная подготовка студентов на всех факультетах.

2. ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА В МВТУ В ПЕРИОД 1944-1958 годов

Последний год войны и послевоенный период подготовки студентов МВТУ как офицеров запаса в становлении военной кафедры характеризовался следующими факторами:

  • внедрением в практику обучения и воспитания студентов опыта Великой Отечественной войны;

  • перестройкой обучения с учетом влияния на действия войск и их материально-техническое обеспечение;

  • введением новых и совершенствованием обучения по старым специальностям и профилям подготовки;

  • становлением кафедры как сильного, самостоятельного методического и учебно-воспитательного коллектива УВУЗ МВО и МВТУ;

  • переходом на подготовку специалистов новых профилей для Войск ПВО страны.

С 1944 года на военной кафедре МВТУ проводилась подготовка офицеров запаса для Сухопутных войск Красной армии. Подготовка велась по двум профилям: артиллерийско-техническому и танкотехническому.

Основным профилем подготовки являлся артиллерийско-технический. Военная кафедра готовила военных техников по эксплуатации и ремонту материальной части артиллерии и стрелкового оружия, бронетанковой техники и выпускала соответственно:

  • младших техников-лейтенантов артиллерийско-технической службы;

  • младших техников-лейтенантов бронетанковой службы.

Военная подготовка студентов начиналась на 2-м и заканчивалась на 5-м курсе. На нее отводилось 718 уч. ч:

  • на зимний период (в стенах МВТУ) - 430 ч;

  • на летний период (лагерный сбор) - 288 ч.

Первый выпуск на военной кафедре состоялся в 1947 году. Лагерные войсковые сборы на первых выпусках не проводились, хотя и были предусмотрены программой.

В дальнейшем лагерный сбор проводился:

  • для артиллерийско-технического профиля на базе артиллерийских частей, мастерских, баз и арсеналов МВО и центрального подчинения;

  • для танкотехнического профиля на базе частей и танкоремонтных организаций МВО.

В зимний период в стенах МВТУ изучался теоретический курс дисциплин и практические вопросы, отработка которых обеспечивалась наличием учебно-материальной базы и вызывалась необходимостью подготовки к лагерному сбору. Лагерные сборы проводились в конце 3-го и 4-го курсов обучения. На лагерный сбор выносилась войсковая практика по эксплуатации и ремонту материальной части артиллерии и стрелкового вооружения, а для танкотехнического профиля - эксплуатация и ремонт бронетанковой техники.

Программа подготовки предусматривала изучение:

  • общевоенной и тактической подготовки;

  • специально-технической подготовки по военным профилям.

Техническая подготовка студентов велась с учетом профилей подготовки факультетов.

В МВТУ в этот период было девять факультетов: Приборостроительный (Аз), механико-технологический (МТ), Сварочный (СП), Танковый (О), Артиллерийский (Е), Боеприпасов (Н), Тепловых и гидравлических машин (ТГМ), позднее Ракетной техники (РТ или «34»).

Особенности микроклимата внутри кафедры как коллектива, создание традиций, авторитет кафедры определялись не только переживаемыми периодами развития страны и задачами, которые ставились перед кафедрой, но и:

  • качественным составом преподавателей, начальниками циклов и начальником кафедры как военных специалистов, методистов, их опытом и преданностью делу;

  • уровнем подготовки учебно-вспомогательного состава;

  • наличием учебных площадей и материальной части боевой техники и вооружения по профилю подготовки;

  • отношением к военной подготовке и к военной кафедре ректората.

Общая обстановка, сложившаяся в первые послевоенные годы, непосредственно отразилась на работе военной кафедры. Наряду с гордостью за свою Родину и ее Вооруженные силы, одержавшие победу в Великой Отечественной войне, постепенно развивались пацифистские настроения, особенно в среде молодежи. Проводимая реформа ВС, значительные сокращения (1 200 000 чел.) привели к усилению этих настроений.

Эта обстановка влекла за собой негативное отношение к военной подготовке не только среди студентов, но и среди части профессорско-преподавательского состава гражданских кафедр.

Ограниченность аудиторного фонда, отсутствие учебных пособий, обобщающих опыт Отечественной войны и новейших образцов техники создавало дополнительные трудности в проведении учебного процесса.

На учебный процесс оказывал влияние и специфический контингент студентов, поступавших в эти годы. В учебных группах наряду со школьниками 17-18 лет, пришедшими непосредственно после окончания средней школы, были и 25-30-летние граждане, имевшие значительный боевой и трудовой опыт. Многие из них участвовали в войне на различных должностях и имели опыт работы на заводах, как правило, оборонных.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Военное обучение в МГТУ им 85 лет

    Документ
    ... университет имени Н.Э. Баумана (МГТУим. Н.Э. Баумана)” Военноеобучение в МГТУим. Н.Э. Баумана 85лет Москва Издательство МГТУим. Н.Э. Баумана 2011 УДК ...
  2. Учебный центр при мгту им «ориентир» как не ошибиться

    Документ
    ... обстоятельства. Итак, система обучения и воспитания в МГТУим. Н.Э. Бау­мана направлена ... «схватывать» школьный материал на лету и способность к творческой ... удостоверения личности (паспорт, воен­ный билет и др.). Опоздавшие ... 380 АК 134 85 ПС 164 54 ...
  3. Учебный центр при мгту им «ориентир» как не ошибиться

    Документ
    ... обстоятельства. Итак, система обучения и воспитания в МГТУим. Н.Э. Бау­мана направлена ... «схватывать» школьный материал на лету и способность к творческой ... удостоверения личности (паспорт, воен­ный билет и др.). Опоздавшие ... 380 АК 134 85 ПС 164 54 ...
  4. Программа проведения iii тура всероссийской студенческой олимпиады на базе мгту им по техносферной безопасности

    Программа
    ... . Экранирование шума. 85. Экранирование ЭМП. 86 ... при обучении студентов, так и при обучении отделом ... нужд аэрокосмического и военного комплексов, теплоэнергетического комплекса ... промышленная безопасность» МГТУим. Н.Э.Баумана свыше 30 лет, определил ...
  5. М ОНИТОРИНГ СМИ Модернизация профессионального образования Март - август 2011г

    Краткое содержание
    ... будущее В статье рассказывается о процессе обучения в МГТУим. Н. Э. Баумана Вечерняя Москва -- ... где люди до 85лет хотят чувствовать себя ... Юридические 4 1036 1,5 Педагогические 4 894 1,3 Военные и военно-морские 8 894 1,3 Востоковедения 3 270 ...

Другие похожие документы..