Главная > Учебно-методическое пособие


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

«Утверждаю»

Проректор по учебной работе

В.С. Белозеров

__________________

«____»_______________2008 г.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

для студентов, обучающихся по специальности менеджмент организации - 080507

Объем занятий: всего

Изучается во 2 семестре

Разработана:

к.п.н. Рыбасова М.В.

__________________________

Дата разработки:

«_____» ____________ 2008г.

Согласована:

Декан экономического факультета

(факультет)

/___________/ Акинин П.В.

«____» ____________ 2008 г.

Зав. кафедрой

/_________/ Новикова И.В. Рассмотрено УМК ЭФ

ФМФ

«_____» _________ 2008 г.

протокол № 6

Председатель УМК ___________

(подпись)

Ставрополь, 2008 г.

Печатается по решению

редакционно-издательского совета

Ставропольского государственного

университета

ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ: Учебно-методическое пособие. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2008. – 41 с.

Пособие содержит тематический план, основные разделы курса, планы семинарских занятий, литературу, вопросы для самоконтроля знаний. Предназначено для студентов экономической специальности 080507 – Менеджмент организации.

Составители:

канд. полит. наук, доц. М.В. Рыбасова

Рецензенты:

д-р экон. наук, профессор П.В. Акинин

д-р соц. наук, проф. И.В. Новикова

Издательство Ставропольского

государственного университета, 2008

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с учебными программами, отвечающими требованиям Государственного образовательного стандарта.

Дисциплина «Государственное и муниципальное управление» включает в себя основы современных знаний в области государственного и муниципального управления с учетом мирового и российского опыта.

Образование экономической базы местного самоуправления должно происходить в пределах бюджетного федерализма, который охватывает коммуникации между формирующими федеративное государство субъектами, а также отношения, субъектом которых выступает местное самоуправление. Одной из важнейших задач является переориентация бюджетной системы на закрепление за муниципальными бюджетами источников доходов, обеспечивающих устойчивое поступление финансов.

Учебно-методическое пособие подготовлено с учетом требований к уровню подготовки специалистов с высшим образованием, в нем основательно подобрана рекомендуемая литература, отражающая многообразие концептуальных подходов, мировоззренческие ориентации, методологические обоснования.

Целью курса является изучение системы государственного и муниципального управления. Курс знакомит студентов с особенностями государственного и муниципального управления

Задачи курса

Изучить особенности организации и функционирования органов государствен­ной власти на федеральном и региональном уровнях, а также органов муниципально­го управления. Курс ориентированна формирование у студентов навыков и умений аналитической деятельности в данной области.

В результате изучения данного курса студент должен:

– знать основные интерпретации понятий «государственное управление», «муници­пальное управление», «административное управление», содержание политическо­го механизма, государственного управления, общие принципы организации со­временного государственного и муниципального управления.

– получить системное представление об экономических проблемах, связанных с государственным и муниципальным управлением;

– уметь применять системный подход при изучении основных проблем развития территориальных образований различных типов (страна, регион, муниципальное образование), со­относить общие принципы управления и принципы организации государственного управления, выделять внешние и внутренние факторы организационной среды го­сударственного и муниципального управления;

– иметь представление об объектах, субъектах, целях и методах управления на центральном, региональном, муниципальном уровнях, об основных функциях органов государственной и муниципальной власти.

Программа курса предусматривает лекционные и семинарские занятия, а также самостоятельную работу студента. Структура курса вызвана необходимостью овладения будущими специалистами системных знаний в области управления. Курс построен на основе классической методики преподавания базовых дисциплин, предполагающей сочетание последовательного изложения теоретической части на лекциях с последующим закреплением и углублением материала, наряду с получением практических навыков и умений на семинарских занятиях. В данном учебно-методическом пособии предложен большой перечень основной и дополнительной литературы для всех форм работы студентов, что облегчит работу на первых этапах изучения курса. Стремительно меняющаяся нормативная база в области налогообложения, бюджетного регулирования, управления государственным долгом, казенными и муниципальными предприятиями требует постоянного изучения изменений, используя дополнительную литературу.

Форма проведения занятий: лекции, семинары, анализ конкурсных ситуаций, игровое моделирование с использованием компьютеров.Курс предполагает необходимость систематического освоения студентами достаточно сложного теоретического материала и приобретения навыков решения отдельных задач и проблем, а также применения комплекса полученных знаний и приобретенных навыков при подготовке рефератов. Это предопределяет значительный удельный вес самостоятельной работы студентов, включая изучение необходимой литературы, умение осмыслить существующие подходы к исследуемой проблеме, сформировать собственную точку зрения и применить полученные знания анализа конкретных практических ситуаций. Форма контроля – зачет.

После изучения курса студент должен уметь:

– применять полученные знания в области решения управленческих проблем;

– иметь представление об особенностях государственного и муниципального управления.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Всего

часов

В том числе

лекции

Семинары

РАЗДЕЛ I. История государственного управления: традиции и новации.

Тема 1. Становление и развитие системы знаний в области государственного управления.

12

6

6

Тема 2. Основные этапы развития теории государственного управления.

12

6

6

Тема 3. Методологические основы теории государственного управления.

12

6

6

Тема 4. Основные категории в теории государственного управления.

12

6

6

РАЗДЕЛ II. Современная система государственного и муниципального управления.

Тема 5. Структурные уровни государственного управления: система разделения властей.

12

6

6

Тема 6. Разработка государственной политики: синергетическая модульная стратегия.

12

6

6

РАЗДЕЛ III. Государственная служба в современном государственном управлении.

Тема 7. Государственная служба как специализированный институт.

10

6

4

Тема 8. Государственная служба в Российской Федерации.

12

6

6

Тема 9. Стратегический государственный менеджмент.

10

6

4

РАЗДЕЛ IV. Взаимодействие государственного управления с муниципальным самоуправлением.

Тема 10. Организация муниципального самоуправления.

10

5

5

Тема 11. Перспективные тенденции административных реформ в современном мире.

12

6

6

ЗАЧЕТ

ИТОГО

126

65

61

ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС

РАЗДЕЛ I. История государственного управления: традиции и новации.

Тема 1. Становление и развитие системы знаний в области государственного управления.

Предмет исследования системы государственного управления. Античная политическая традиция о роли и значении государственного управления. Основные представители государственной власти в период Средневековья. Формирование технологического отношения к государственному управлению в эпоху Возрождения. Теория общественного договора. Концепция либерального государственного управления. Формирование в России общественной теории самоуправления государственной теории самоуправления. Управление как социальное явление. Государственная теория самоуправления в России. Возникновение отрасли знаний о государственном управлении, крупнейшие государственные системы древности: постановка и решение основных проблем управления. Организационные формы и методы обеспечение устойчивости государственного управления. Становление основных направлений научного исследования государственного управления. Государственное управление как дисциплина специализации.

Тема 2. Основные этапы развития теории государственного управления.

Системные исследования в управлении обществом. Основные подсистемы государственного управления. Государственное управление как объект исследования. Классическая школа и школа человеческих отношений. Воз­можности, методологические и политические ограничения исследования, основные проблемы государственного и муниципального управления Проблемы преодоления отраслевой методологической ограниченности исследований с использованием принципов и методов системного подхода. Принципы управления. Первый этап в теории государственного управления (1880-1920). «Поколение предшественников» - В. Вильсон, Ф. Гуднау, М. Вебер. Возникновение первого в истории Института правительственных исследований и появление аналогических исследовательских центров в Западной Европе. Второй этап в развитии теории государственного правления (1920-1950). Основные научные направления этого периода: «классическая школа», «школа человеческих отношений». Третий этап в развитии государственного управления (1950-2000). Четвертый этап в развитии теории государственного управления (начался в 2000 г.). Сетевой принцип организации государственного управления и его преимущества перед традиционной вертикалью государственного управления. Идеи кейнсианства в сфере государственного управления. Модель антикризисной государственной политики. Поведенческий, системный и ситуационный подходы. Статическая стратегия управления. Системный подход. Принцип универсализма, принцип партикуляризма. Концепция социального государства. Основные постулаты монетаризма. Информационный сектор экономики. Информационное государство.

Тема 3. Методологические основы теории государственного управления.

Объект теории государственного управления. Взаимодействие теории государственного управления с административным правом, теорией организации. Государственное управление как междисциплинарная наука. Функции государственной власти. Теория государственного управления. Системно-функциональная методология в государственном управлении. Ситуационный анализ. Государственное управление в рамках синергетики. Основные элементы организационной структуры государственного управления. Общие принципы организации современного государственного управления. Политические, экономические, технологические, правовые принципы органи­зации государственного управления. Соотношение об­щих принципов управления и принципов организации государственного управ­ления. Состав функциональных принципов государственного управления. Спе­цифика принципов функционирования по отношению к принципам организа­ции государственного управления. Взаимосвязь теории государственного управления с административным правом, теорией организации. Государственное управление как междисциплинарная наука.

Тема 4. Основные категории в теории государственного управления.

Понятия «государство», «государственное управление», «политическое управление», «государственное администрирование», «административно-государственное управление», «бюрократия». Средства и методы управления. Признаки государства. Внутренние и внешние функции (задачи) государства. Современная концепция государственного управления. Информационная система государственного управления. Основные характеристики государственного управления. Деятельность классической бюрократии. Деятельность политической бюрократии. Сетевой принцип организации. Разделение процесса принятия решений. Информационное государство и перспективы развития теории государственного управления: смена парадигм. Переосмысление роли и значения государства. Информационное государство. Техногенные риски.

РАЗДЕЛ II. Современная система государственного и муниципального управления.

Тема 5. Структурные уровни государственного управления: система разделения властей.

Структурные уровни государственного управления. Понятие «структура». Система разделения властей. Три уровня – центральный, региональный, местный. Горизонтальное разделение государственного управления. Высший законодательный орган – парламент. Исполнительная ветвь государственной власти. Властная вертикаль в государственном управлении: унитаризм, федерализм, конфедерализм. Унитарное государство. Федеральное государство. Союз независимых государств. Причины, приведшие в истории к формированию государственных структур. Специфика российского федерализма: взаимодействие федерального центра и регионов. Особенности Российской Федерации. Политическая властная вертикаль. Функции административных органов государства. Политическая стратегия (политический курс). Основные направления деятельности государственного администрирования. Правительственная бюрократия. Функции правительственной бюрократии.

Тема 6. Разработка государственной политики: синергетическая модульная стратегия.

Проблема государственного регулирования общественного развития. Основные принципы: концептуальное мышление в стратегических масштабах с упором на реалистические цели, приоритетное внимание к ключевым вопросам, открывающим возможность альтернативного выбора, широкий творческий подход к разработке новых альтернативных вариантов, достаточная степень понимания глобальных исторических процессов, учет долгосрочной перспективы, ценностный подход использование административных структур. Стратегия комплексного (системного) долгосрочного планирования. Системный подход. Ценностный подход. Формирование современных структур, отвечающих за выработку государственной политики. Система политического управления. Формирование структур, отвечающих за выработку государственной политики.

РАЗДЕЛ III. Государственная служба в современном государственном управлении.

Тема 7. Государственная служба как специализированный институт.

Понятие государственной службы в современном государственном управлении. Государственная служба как социально-правовой институт. Механизм государственной службы. Принципы и правила организации института государственной службы. Методологические предпосылки концепции государственной службы. Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации». Государственная служба зарубежных стран. Государственная служба в Германии. Понятие «публична служба». Соединенные Штаты Америки. Федеральные агентства. Федеральные корпорации. Независимые постоянные агентства. Система званий Л. Джонсона. Французская система государственной службы.

Тема 8. Государственная служба в Российской Федерации.

Федеральный закон «Об основах государственной службы». Государственная должность. Основные принципы организации государственной службы. Профессиональный состав государственных служащих. Снижение престижа государственных служащих. Основные ограничения, связанные с государственной службой. Современное состояние института государственной службы. Программа «Реформирование государственной службы Российской Федерации». Механизм «внутреннего контроля». Государственная служба как фактор укрепления целостности Российского государства. Государственная служба как политико-административная власть. Перспективы развития института государственной службы. Совет по вопросам государственной службы при Президенте Российской Федерации. Права и обязанности государственного служащего.

Тема 9. Стратегический государственный менеджмент.

Основные принципы стратегического государственного менеджмента. Менеджмент в государственных организациях. Три этапа стратегического государственного менеджмента Дж. Страссмена. Принятие решений в административно-государственном управлении: основные этапы и факторы эффективности. Проблема оптимизации государственных решений: правила рациональной дискуссии, ловушка группового мышления. Политическая власть как многоаспектный феномен. Легитимность власти в современном демократическом государстве. Задачи стратегического государственного менеджмента. Принятие решений в государственном управлении. Фазы в процессе принятия управленческих решений. Правило постановки проблемы. Правило реплики в дискуссии. Правило согласования смыслового значения многозначных терминов. Переговорный процесс. Управление инновационной деятельностью. Разработка и реализация инновационных проектов. Инновационные риски. Современныеорганизационные формы по внедрению инноваций. Цели и задачи государственных служб по связям с общественностью. Организация информационных служб при правительственных структурах. Организация информационных служб при местных органах власти. Связь со средствами массовой информации. Связь с местным населением. Организация информационных центров.

РАЗДЕЛ IV. Взаимодействие государственного управления с муниципальным самоуправлением.

Тема 10. Организация муниципального самоуправления.

Три базовые модели местной власти. Местное самоуправление как самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения в решении вопросов местного значения. Самоуправляющая община. Модели организации местной власти. Континентальная модель. Англосаксонская модель. Советская модель. Местное самоуправление. Две формы местного самоуправления – негосударственная и государственная. Земское и городское самоуправление. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Местное самоуправление, как выражение власти народа. Совет муниципальных образований. Регулирование взаимоотношений местного самоуправления и органов государственной власти. Административная реформа: основные цели и инструменты. Сравнительный анализ административных реформ в ведущих странах мира (Великобритания, Франция, Германия, Китай, Соединенные Штаты Америки).

Тема 11. Перспективные тенденции административных реформ в современном мире.

Административная реформа6 основные цели и инструменты. Административная реформа как процесс структурных изменений в работе государственного аппарата, направленных на повышение его эффективности и совершенствование качества принимаемых решений. Ведущие государственные институты, принимающие участие в организации реформ. Подготовка административных реформ в современной России. Электронное государственное управление. Окианская хартия глобального информационного общества. Причины современных административных реформ. Модели повышения административной эффективности. Административная реформа: основные цели и инструменты. Административная реформа как процесс структурных изменений в работе государственного аппарата. Ведущие государственные институты. Принимающие участие в организации реформ.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Государственное и муниципальное управление (3)

    Ученые записки
    ... основы фун­кционирования государственной и муни­ципальной службы. О функциях государственных и муниципальных служащих, их правовом статусе. Реформирование государственно­го и муниципальногоуправления в Рос­сии ...
  2. Государственное и муниципальное управление

    Исследование
    Государственное и муниципальноеуправление Отечественная история Философия ... принятия управленческих решений Теория управления Основы государственного и муниципальногоуправленияГосударственная и муниципальная служба Административное право ...
  3. Государственное и муниципальное управление (5)

    Документ
    ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕУПРАВЛЕНИЕ УРОК 2.1 ... русскими эквивалентами (a-n) State – государство, государственный System – система 1) authoritarian state ... служба 2) appointive service b) государственная повинность 3) career service c) ...
  4. Государственное и муниципальное управление ученые записки скагс научный и общественно-

    Ученые записки
    ... знаний, в частности, менеджмента, государственного и муниципальногоуправления и др., поскольку в настоящее время государственноеуправление в течение последних лет ...
  5. Государственное и муниципальное управление (6)

    Учебное пособие
    ... Понятие управления. Виды управлений 7 1.2. Публичное управление 9 1.3. Элементы государственного и муниципальногоуправления 10 1.4. Принципы государственного и муниципальногоуправления 11 1.5. Пределы государственного и муниципальногоуправления 13 ...

Другие похожие документы..