textarchive.ru

Главная > Методическая разработка


МОУ Пречистенская СОШ

Методическая разработка урока

«Работа над ошибками сжатого изложения»

9 класс

Учитель: Ванцаева Н.А.

учитель русского языка

2010 год

Цели урока:

- познакомиться с новыми критериями оценки сжатого изложения;

- оценить собственную работу в соответствии с этими критериями;

- сформировать навык адекватной самооценки.

Задачи урока:

- формирование навыка работы с текстом в соответствии с новыми критериями (формулировка тезисов, сжатие исходного текста, работа над логичностью в изложении)

Оборудование урока:

проектор, дидактический раздаточный материал, рабочие тетради с проверенным сжатым изложением.

Ход урока.

I. Сегодня у нас с вами очередной урок по подготовке к ГИА. Первая часть экзамена, как вы знаете, это написание сжатого изложения на основе прослушанного текста.

- Какие умения нужны нам, чтобы выполнить это задание?

- определить тему данного текста;

- главную мысль;

- излагать материал последовательно.

А какое умение необходимо, чтобы написать сжатое изложение?

Сегодня у нас урок анализа ошибок уже написанного сжатого изложения и проверенного мною.

Наша задача состоит в том, чтобы познакомиться с критериями оценки сжатого изложения, перенеся их на собственную работу и выявить свои слабые места, чтобы определить, над чем предстоит еще поработать.

Слайд № 1

II. Итак, 1 критерий, К 1, оценивающий содержание, – это нахождение всех микротемисходного текста.

Каждая микротема представляет собой формулировку главной мысли каждого абзаца в виде тезиса.

У кого получено 2б из 2 за формулировку микротем?

Давайте посмотрим, насколько формулировки ваших микротем соответствуют моим.

1. Мы не можем не пользоваться природными богатствами, но во всем должна быть мера.

(Заводчикова Е., Тарасенков А, Чорба Ю.)

2. Увлекаясь погоней за материальной выгодой, мы лишаем себя пищи духовной.

(Рябкова И., Бровкина Л., Белоглазова К.)

3. Европейские ученые полагали, что в природе надо уничтожать все бесполезное людям, а индейцы племени сиу считали, что в природе ничего бесполезного нет.

(Курникова О., Самойлова А., Соколова З.)

4. В настоящее время большинство ученых считает, что правы были индейцы.

(Румянцев А., Бровкина Л., Протасов А.)

5. Еще 800 лет назад у интелегенции сложилось мнение, что в природе нет ни одного бесполезного существа , не имеющего право на жизнь.

(Кудрявцева Н., Денисова П., Смирнова Е.)

Посмотрим на формулировки на экране. Что они собой представляют?

- Связной текст.

Слайд № 2

- Поднимите руки, у кого были минусы, и за К1 вы получили 1 или 0 б.

- Какие там, по вашему, могли быть ошибки?

Самая главная ошибка – искажение исходного текста.

Слайд № 3

Исправь ошибку.

- Европейцы полагали, что нужно бороться с природой, а индейцы – беречь и охранять природу.

- Какая ошибка в формулировке тезиса допущена?

- Предложите свой вариант? (Витальский Н.)

- Одни любят природу и бережно относятся к ней, другие же хотят навредить.

- В чем ошибка?

- Высказана здесь главная мысль?

- Попробуйте самостоятельно выполнить задание, проверяющее, насколько вы умеете определять микротемы исходного текста.

Правильный ответ (а).

III. Слайд № 4.

- Обратимся к К2. Что он проверяет?

- Поднимите руки, у кого получен максимальный балл – 3.

- Как вы думаете, чем были вызваны ошибки у ребят, которые получили 0-2 балла?

- На доске представлены основные приемы сжатия, которые помогут вам в упрощенном варианте представить основные приемы сжатия.

исключение подробностей

+ + – слияние

, , , и - - обобщение

Слайд № 5.

Обратимся к вашим ошибкам, вызванным неумением списывать исходный текст.

Одни люди любят природу и бережно относятся к ней, видя в ней колыбель и обитель, другие пытаются захватить , переиначить по своему.

(Запишите к себе в тетрадь)

Рассмотрим 2 пример.

Мнение народа поделилось. Европейцы считали, что все ненужное в природе надо уничтожать, а индейцы говорили, что в природе ничего лишнего нет.

- Почему сжатие использовано неудачно?

Запишите в исправленном виде предложение по предложенному началу:

Еще в период завоевания Америки европейцами возникло 2 противоположных подхода к природе: - - -

И несколько слов о других приемах сжатия: (устно)

Замени обобщающим словом

1) Писатели, художники - ….

2) Человеку необходимо не только …, но и…

VI. И, наконец, К3. Он проверяет умение излагать текст связно, последовательно, так, чтобы была логика не только между абзацами, но и между предложениями.

Поднимите руку, у кого на полях вынесены логические ошибки. Помимо заметок на полях в самой работе у вас есть пометки, связанные с логической ошибкой:

Д: - лишнее, исключить

- следует добавить, конкретизировать

S - нет перехода, нарушена логика.

Обратимся к заданиям, проверяющим умение излагать материал последовательно:

Современные ученые все больше понимают, что правы индейцы.

Азербайджанский писатель считал, что в природе нет ничего лишнего.

Вставьте недостающее предложение, которое послужит мостиком между 2 данными.

V. Итак, сегодня мы разобрались с теми критериями, которые положены в основу оценки сжатого изложения. Это только начало работы.

В качестве домашнего задания вам будет предложен текст, по которому вы напишете формулировки микротем.

- Какое умение при этом вы будете отрабатывать?

И 2 задание – с помощью карандаша отметить главную информацию, исключив несущественные подробности.

- Какое умение вы будете совершенствовать?

А вот оценивать логичность вашей работы буду я, после того как вы напишете сжатое изложение.

- Поднимите руки, для кого работа над сжатым изложением стала более понятной?

- Кто теперь, как вам кажется будет чувствовать себя более уверенно?



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Правительство москвы система

    Документ
    ... Пречистенский пер., 7-а Бюджетный научно-методический семинар. Инновационные подходы к организации коррекционной работы ... работе, учителя на­чальных классов, вос­питатели дошкольных учреждений и ГПД, учителя-предметники. Методика работынад ...
  2. М м дунаев вера в горниле сомнений православие и русская литература

    Документ
    ... работунад важнейшим своим духовным сочинением — над ... урок. Впрочем, они урока ... классов, ... разработка ... сжатой ... что методическая ... моей жизни?". Это слишком повторяемая ошибка ... последовательное изложение вероучения. ... учитель Никитин ("Учитель ... на Пречистенском" (1931 ...

Другие похожие документы..