textarchive.ru

Главная > Учебно-методический комплекс


Психология

Общая психология. История психологии

Часть 1

Учебно-методический комплекс дисциплины
для преподавателей по специальности

История с дополнительной специальностью юриспруденция

Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

«Бийский педагогический государственный университет
имени В.М. Шукшина»

Психология

Общая психология. История психологии

Часть 1

Учебно-методический комплекс дисциплины
для преподавателей по специальности

История с дополнительной специальностью юриспруденция

Бийск
БПГУ имени В.М. Шукшина
2009

ББК 88

П 86

Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Бийского педагогического государственного университета
им. В.М. Шукшина

Рецензент:

канд. психол. наук, доцент Н.И. Трубникова

П 86 Психология. Общая психология. История психологии. Часть 1 [Текст] : учебно-методический комплекс дисциплины для преподавателей по специальности История с дополнительной специальностью юриспруденция / Автор-составитель: И.Н. Протасова; Бийский пед. гос. ун-т им. В.М. Шукшина. – Бийск: ГОУ ВПО «БПГУ имени В.М. Шукшина», 2009. – 129 с. – 50 экз.

Учебно-методический комплекс дисциплины разработан в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Содержит учебную программу курса, материалы к лекционным и семинарским занятиям, методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов, контрольные задания для текущей и итоговой проверки знаний.

Для студентов педагогических вузов, обучающихся по специальности История с дополнительной специальностью юриспруденция.

Ó БПГУ имени В.М. Шукшина, 2009.

Ó Сост.: И.Н. Протасова, 2009.

Учебно-методическое издание

Психология

Общая психология. История психологии

Часть 1

Автор-составитель:

Ирина Николаевна Протасова

Учебно-методический комплекс
дисциплины для преподавателей
по специальности История с дополнительной специальностью юриспруденция

Сдано в набор 10.02.2009. Подписано в печать .
Формат 60х90/8. Гарнитура Times. Бумага офсетная. Печать оперативная.
Усл. печ. л. . Тираж экз.
Заказ , с. (сп.) .

Редакционно-издательский отдел Бийского педагогического государственного
университета им. В.М. Шукшина – 659333, г. Бийск, ул. Короленко, 53.

УППЛ Бийского педагогического государственного
университета им. В.М. Шукшина – 659333, г. Бийск, ул. Короленко, 55/1.

1. Учебная программа

Утверждаю

Декан факультета

____________________

«_____» ____________

Рабочая программа

Кафедра ________________________________психологии_____________________________

(наименование кафедры, обеспечивающей преподавание дисциплины)

Шифр и наименование дисциплины

ОПД.Ф.01 Психология (общая психология, история психологии)________________________

(шифр с указанием цикла подготовки (ГЭС, ЕН, ОПД, ДС, СД), наименование дисциплины)

Статус _______________________________обязательная_______________________________

(обязательная, элективная, факультативная)

Специальности (направления)

0504.01.65 -история с дополнительной специальностью юриспруденция__________________

коды специальностей (направлений)

Формы обучения______________________________дневная____________________________

(дневная, заочная)

Объем дисциплины ________________________68____________________________________

(общий объем дисциплины, час.)

Распределение по семестрам

Номер семестра

Учебные занятия

Число курсовых проектов (работ), расчетных заданий

Форма итоговой аттестации (зачет, экзамен)

Общий объем

В том числе

Аудиторные

Самостоят. работа

Всего

Из них

Лекции

Лабор.

Практ.

Общая

психол.

60

30

16

6

8

30

Экзамен

История психол.

8

4

2

2

4

Рабочая программа составлена на основании ГОС направлений и специальностей высшего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 31.01.2005 года.

ОПД.Ф.01 Психология.

Общая психология. Психология как наука. Предмет, задачи, методы и структура современной психологии. Методология психологии. Проблема человека в психологии. Психика человека как предмет системного исследования. Общее понятие о личности. Основные психологические теории личности. Деятельность. Деятельностный подход и общепсихологическая теория деятельности. Общение. Познавательная сфера. Ощущения. Память. Мышление. Мышление и речь. Воображение. Внимание. Эмоции. Чувство и воля. Темперамент. Характер. Способности.

История психологии. Зарождение психологии как науки. Основные этапы развития психологии. Психологические теории и направления. Основные психологические школы. Постановка и пути решения фундаментальных и практических психологических проблем на разныхэтапахразвития психологии.

Разработчики: И.Н.Протасова

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры

психологии

Заведующий кафедрой _____________________ Н.Е.Варшавская

Одобрена Ученым советом факультета истории и права

«_______»_____________________ Председатель ____________________

Пояснительная записка

Курс «Общая психология и история психологии» открывает цикл психолого-педагогической подготовки будущего педагога. Задача этой дисциплины - показать сложность душевной и духовной жизни человека, развить у будущего учителя интерес к познанию другого и самопознанию, предостеречь его от упрощенных представлений о природе человека, особенно опасных для педагога воспитателя.

Важнейшей задачей является получение общего представления об основах психологического знания о личности и ее структуре, необходимого для более глубокого понимания и усвоения специальных разделов психологии, связанных с педагогической деятельностью. Основные разделы курса - введение в психологию личности, мотивационно-потребностная сфера личности, эмоции и воля, познавательные психические процессы - ощущение и восприятие, память, мышление, воображение, внимание, индивидуально-психологические свойства.

Структура курса «Общая психология и история психологии» предусматривает лекции, семинарские и лабораторно-практические занятия.

Задачи лекционных занятий: ознакомить студентов с историей и современным состоянием психологической науки, дать систематизированную картину современных представлений о внутреннем мире человека, обозначить проблемные и спорные вопросы, побудить к самостоятельному изучению научной психологической литературы.

Задачи семинарских занятий: проверить понимание студентами содержания рекомендованной литературы и обратить их внимание на проблемные вопросы курса, развивать способность делать самостоятельные выводы из наблюдений над фактическим материалом.

Задачи лабораторно-практических занятий: получить глубокое представление о различных психологических категориях в системе психологического знания о человеке, научиться диагностировать и рефлексировать собственные психологические особенности, научиться соотносить внутренние свойства и специфику их внешнего проявления.

Рабочая программа составлена на основании учебного плана и государственного стандарта высшего профессионального образования.

Работа над разделом начинается с обсуждения вопросов по той или иной проблеме теоретического курса. При подготовке предлагаемых вопросов студентам необходимо самостоятельно изучить рекомендуемую литературу.

В процессе освоения дисциплины студенты конспектируют литературу по темам курса, ведут терминологический словарь, выполняют домашние задания, промежуточные и итоговые тесты.

Преподаватель осуществляет все виды контроля: текущий, промежуточный, итоговый: текущий – на лекциях и семинарских занятиях (в форме опроса, проверки конспектов по теме, терминологического словаря); промежуточный – по завершении изучения темы; итоговый – по завершении курса (итоговые тесты).

В процессе изучения дисциплины «Общая психология и история психологии» студенты должны усвоить понятийный аппарат психологической науки, получить представление о ее предмете и методах проведения исследований, научиться делать самостоятельные выводы из наблюдений.

Образовательные задачи:

1. Освоение системы теоретических знаний о психике и ее онтогенезе (формирование теоретических основ психологической компетентности).

2. Формирование ценностно-смысловых основ профессионально-педагогического труда (развитие системы ценностных ориентаций и гуманистической направленности).

3. Формирование профессионально важных качеств личности и специальных способностей (психологическая наблюдательность, психологическое мышление, творческое воображение, проектировочные, рефлексивные способности).

Тематический план курса и распределение часов по темам и видам работы

Предлагаемая программа и распределение часов по темам направлены на обучение студентов по очной дневной форме обучения. При этом использован традиционный для высших учебных заведений норматив распределения учебных часов: по 50% часов от общего объема часов на учебную дисциплину соответственно на аудиторную и самостоятельную работу студентов.

Тематический план и распределение часов представлены в таблице 1.

Таблица 1

Тематический план и распределение часов

Модуль


п/п
тем

Наименование тем

и разделов

Всего

часов

Аудиторные занятия

Самост. работа

Лекции

Сем. зан.

Л/п зан.

1

Общая психология

1

Предмет и методы психологии.

6

2

2

2

2

Введение в психологию личности

9

2

2

2

3

3

Деятельность и общение как категории психологии.

4

2

2

4

Индивидуально-психологические особенности (темперамент и характер)

10

4

4

2

5

Мотивационно-потребностная сфера

2

2

6

Эмоционально-волевая сфера

4

4

7

Познавательная сфера личности – познавательные психические процессы

7

2

5

8

Способности

2

2

2

2

История психологии

1

Зарождение психологии как науки. Основные этапы развития психологии. Постановка и пути решения фундаментальных и практических психологических проблем на разныхэтапахразвития психологии.

2

2

2

Психологические теории и направления. Основные психологические школы за рубежом и в России.

6

2

2

2

Итоговый экзамен

14



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Негосударственное аккредитованное основная образовательная программа высшего профессионального образования направление подготовки 030300 62 «психология»

    Основная образовательная программа
    ... 1 2 3 1 Общаяпсихология + 2 Историяпсихологии + 3 Методологические основы психологии + 4 Психология развития и возрастная психология + 5 Общепсихологический практикум ... нейропсихологии, как составной частипсихологии и современных нейронаук; ...
  2. План работы южного окружного управления образования на декабрь 2008 года

    Документ
    ... списках получателей компенсации части родительской платы ЦБ ... Окружной мониторинг общих учебных умений, ... Психологи ДОУ Бирюлево-Западное Психологи ДОУ Бирюлево Восточное Психологи ДОУ Братеево Психологи ... окружного фестиваля школьной истории «В гостях у ...
  3. Общая психология психология личности история психологии Введение РАЗДЕЛ I Общая психология Общие характеристики психологической науки

    Программа
    ... Общаяпсихология, психология личности, историяпсихологии состоит из трех разделов, которые включают в себя темы по историипсихологии, общейпсихологии и психологии ... ). Ориентировочная и исполнительская части деятельности. Основные виды деятельности ...
  4. «история психологии»

    Учебно-методический комплекс
    ... Задачи и методы историипсихологии. Источниковая база историипсихологии. Тема 1.2. Структура общейпсихологии как повторение структуры ... Гальперина, А.Н.Ждан. Москва, 2005, часть 2, раздел 7. Ждан А.Н. Историяпсихологии. Москва, 2007, раздел 7. 2. ...
  5. ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ ЧАСТЬ 1

    Конспект
    ... . — М.;Л., 1934. Лазурский А.Ф. Общая и экспериментальная психология. — СПб., 1912. Ланге Н.Н. Психология. – М, 1914. Лейбниц Г. ... . Учебное издание Борцова Мирослава Владимировна ИСТОРИЯПСИХОЛОГИИЧАСТЬ 1 КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ Литературный редактор И.М. ...
  6. Учебно-методический комплекс к спецкурсу «Гуманистическая психология»

    Решение
    ... курсы: философия, социальная психология, психология личности, историяпсихологии, психология общения т.д. и, в ... анг. [Текст] / К.Р. Роджерс / общ.ред. и предисл. Исениной Е.И. – М.: ... предлагается составить 5 наиболее часто употребляемых ими «Ты- ...

Другие похожие документы..