textarchive.ru

Главная > Документ


Государственное бюджетное учреждение культуры

города Москвы

«Центральная универсальная научная библиотека

им. Н.А. Некрасова»

Информационный сборник

Профессиональные штудии

(Серия «В помощь специалисту публичной библиотеки»)

Выпуск 1

Новации и инновации в библиотечной сфере

Москва 2011

Составители сборника: Е. В. Игнатьева, гл. библиотекарь Центра

организации научно-методической и

научно-исследовательской работы

ЦУНБ им. Н.А. Некрасова

Е.В. Куликова, гл. специалист Центра

организации научно-методической и

научно-исследовательской работы

ЦУНБ им. Н.А. Некрасова

Библиографический список: О. Н.Фирсова, зав. справочно-

библиографическим отделом

И. И. Доронина, гл. библиотекарь

М. И. Литвинюк, гл. библиотекарь

И. Ю. Мальцева, гл. библиотекарь

Н. Г. Чиминева, гл. библиотекарь

Научные редакторы: О. А. Чувильская, Генеральный директор

ГБУК г. Москвы «ЦУНБ им. Н. А. Некрасова»

В.М. Суворова, зав. Центром

организации научно-методической и

научно-исследовательской работы

ЦУНБ им. Н.А. Некрасова, канд. пед. наук

Научный консультант: Ю. Н. Столяров, доктор педагогических наук, профессор

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие 5

Новации и инновации в библиотечной сфере 7

Теоретические аспекты инновационной деятельности библиотек

Бражникова С. А. Инновации в библиотеках: теоретические и методологические аспекты 8

Воскобойникова-Гузева Е. В. Библиотековедческие исследования НБУВ в контексте инновационного развития научных библиотек 10

Гусева Е. Н. Библиотечная инновация 12

Гусева Е. Н. Инновации в библиотеках страны: подходы, проблемы, проекты 14

Гусева Е. Н. Инновационное развитие библиотечно-информационной сферы 16

Инновации в библиотеках: сборник статей 17

Качанова Е. Ю. Инновационная политика: цели, этапы, методы………. 19

Тихонова Л. Н. Информационная деятельность библиотек как фактор формирования инновационной культуры…………………………………… 20

Чуприна Н. Т. Понятийно-терминологическое осмысление инновационной деятельности в условиях библиотеки……………………………………… 21

Реализация инноваций в практической деятельности библиотек

Качанова Е. Ю. Инновации в библиотеках: практическое пособие 23

Качанова Е. Ю. Инновационно-методическая работа библиотек………. 24

Качанова Е. Ю. Классификационный анализ в изучении и управлении инновационной деятельностью библиотек………………………………….. 25

Лапшакова В. Библиотечные инновации: виды инновационных продуктов 27

Матлина С. Г. Публичная библиотека: пути инновационного развития 28

Саломатова О. Интеллектуальный капитал в профессии. Влияние корпоративных проектов на инновационную деятельность библиографов 30

Суслова И. М. Проектная деятельность библиотек…………………… 32

Цыганова Н. Н. Управление инновациями в библиотеке: четыре уровня поиска…………………………………………………………………………. 33

Шибаева Е. Инновации «Web 2.0» в библиотеках 35

Рекомендательный список источников 37

ПРЕДИСЛОВИЕ

Центральная универсальная научная библиотека им. Н.А.Некрасова возобновляет выпуск информационного сборника, посвященного актуальным проблемам библиотечного дела. Данное издание адресовано работникам публичных библиотек г. Москвы. Особенно полезным оно будет для молодых специалистов, которые хотят быть в курсе новейших тенденций и событий в профессиональной сфере. Составители надеются, что данное издание поможет работникам публичных библиотек в самостоятельном повышении квалификации.

В информационном сборнике представлена информация о вышедших за последние годы профессиональных изданиях (монографиях, сборниках статей, материалах конференций и т.д.), статьях из профессиональной прессы, публикациях на сайтах библиотек, их партнеров и руководящих организаций, в том числе междисциплинарного характера. В издании приведены библиографическое описание и краткий аналитический обзор содержания каждого источника, а также даны выдержки из публикации (цитаты), которые позволяют составить представление о предмете дискуссии и манере изложения автора. В сборник включен также рекомендательный список источников, которые раскрывают историю вопроса и глубину его отражения в профессиональной печати.

Учитывая большое число публикаций о библиотечном и книжном деле, современных информационных технологиях, а также относительную доступность этих публикаций для работников библиотек, составители ставят своей целью отразить в информационном сборнике концептуальные либо дискуссионные материалы, знакомство с которыми необходимо для профессионального становления современного библиотекаря публичной библиотеки. В основу отбора положены следующие принципы: значимость, актуальность и полнота отражения рассматриваемой темы, новизна идей и предложений по решению той или иной проблемы, компетентность и авторитетность автора публикации.

В каждом выпуске планируется тематический блок, который будет более подробно раскрывать направления деятельности библиотек и наиболее обсуждаемые в профессиональном сообществе темы. Темой первого выпуска информационного сборника стали инновации в библиотечной сфере. Материалы сгруппированы в разделы:

  • Теоретические аспекты инновационной деятельности

  • Реализация инноваций в практической деятельности библиотек

Информационный сборник намечено издавать два – три раза в год и бесплатно распространять среди публичных библиотек г. Москвы, а также Российской Федерации в рамках соглашений о взаимном сотрудничестве. Электронная версия будет размещена на библиотечно-информационном портале «БиблиоГород» (www.bibliogorod.ru). Обращаемся к коллегам с просьбой поделиться своим мнением: какие рубрики, на Ваш взгляд, должны быть освещены в информационном сборнике; насколько отвечает этот выпуск Вашим профессиональным интересам, ожиданиям; приемлемы ли стиль, полнота изложения и т.д. Ваши пожелания и замечания будут с благодарностью приняты по адресу nauchcentr@nekrasovka.ru

НОВАЦИИ И ИННОВАЦИИ В БИБЛИОТЕЧНОЙ СФЕРЕ

Выжить в современном динамичном мире библиотека может, только постоянно вводя новшества, или, говоря модным современным термином – инновации (от лат. In – внутрь, в; novation – новшество). Иначе она рискует остаться на обочине стремительно развивающегося общественного прогресса. Поэтому библиотекари проявляют пристальный интерес ко всем новшествам, которые они могут применить в своей работе.

В настоящее время ни одна организация не развивается без постоянного совершенствования различных сторон своей деятельности: предоставления новых услуг или продукции, использования инновационных технологий и современных методов управления деятельностью и персоналом.

Инновации – это необходимый элемент развития: без них библиотекам невозможно оставаться социально значимыми организациями, оказывать конкурентоспособные услуги, укреплять свои позиции в условиях рынка.

Что же такое «инновация»?

«Инновация (нововведение) — конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности» [«Концепция инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 24 июля 1998г. № 832].

«Инновация в библиотеке — это внедренный образец деятельности (продуктов, услуг), имеющий качественной характеристикой абсолютную или относительную новизну, выходящий за пределы усвоенных традиций, выводящий профессиональную деятельность на принципиально улучшенный или качественно новый уровень» [Е. Н. Гусева. Инновации в библиотеках страны: подходы, проблемы, проекты// Библиотечное дело XXI век / Рос. гос. б-ка. – 2010. - № 1 (19). – С.99.].

Организация процесса реализации инноваций предполагает необходимость

четкого понимания специфики понятий «менеджмент» и «управление». Знание методики управления инновациями будет полезно всем библиотекам, так как специфика их деятельности предполагает постоянное внедрение новшеств. Подразумевается, прежде всего, «инновационное предоставление» библиотекой различных видов инновационных услуг.

Как отмечает в одной из своих статей Е. Ю. Качанова: «Управлять развитием библиотечного дела – значит, умело внедрять инновации: применять на практике достижения науки, широко использовать стратегическое планирование, маркетинг и проектную работу, развивать общественные коммуникации и фандрайзинг, проводить самостоятельные исследования и гибко подстраиваться под общественные потребности» [Качанова Е. Ю. Инновационная политика: цели, этапы, методы / Е. Ю. Качанова // Библиотека. – 2003. – № 10. – С. 36.]

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК

Бражникова С. А. Инновации в библиотеках: теоретические и методологические аспекты [Электронный ресурс] / С. А. Бражникова // Библиография. – 2003. – № 4. – С. 35-47. – Режим доступа: , свободный.

Библиотечные инновации не появляются из «ничего». Они возникают на пути следования традициям, будь то содержательные или организационно-технологические аспекты деятельности.

Как отмечает автор статьи, на памяти библиотекарей - десятки кампаний, целью которых было повсеместное внедрение той или иной «инновации»: от жесткой стандартизации обслуживания до бригадного абонемента и прочее. Большинство из них (рано или поздно) практика безотчетно или осознанно отбрасывала. Они не соответствовали ни ресурсной базе большинства библиотек, ни (и это главное) менталитету библиотекарей, их профессиональным представлениям.

Еще один вариант освоения инноваций – заимствование форм деятельности из сопредельных сфер знания. Так, библиотеки стали открывать литературно-музыкальные салоны, выставки изобразительного искусства, клубы, центры беженцев и переселенцев, кружки по изучению иностранных языков, компьютерные классы – вплоть до статусного изменения своей организации (например, Гуманитарный центр молодежи). При этом заимствование, по мнению автора, выступает не как механическое подражание, а как творческий акт, экстраполяция, позволяющая использовать уже апробированный опыт или алгоритм поведения для анализа и оценки новой ситуации.

Содержательные инновации изменяют, дополняют традиционные и образуют новые библиотечные услуги, формы работы.

Организационно-управленческие инновации создают новые структуры в библиотеках, формируют новую систему управления.

Технологические или организационно-управленческие нововведения относительно легко поддаются реорганизациям. Отсюда велик соблазн проведения всевозможных экспериментов по изменению структуры отдельных библиотек, открытию новых подразделений, расширению перечня услуг и т.п. В такой модернизации нет ничего плохого, когда она обусловлена объективными обстоятельствами, и, в первую очередь, ожиданиями пользователей. Хуже, когда побудительным мотивом становится обновление ради обновления, желание имитировать прогресс. Особенно мучительно переживаются библиотеками «революционные» одномоментные перемены, санкционированные органами управления культурой и (или) методическими центрами.

По мнению автора статьи, нововведения нуждаются в регулярном отслеживании, экспертной оценке, стимуляции, но нельзя, как прежде, искусственно «моделировать» инновации, а затем насильственно внедрять их в качестве передового опыта. Массовое внедрение нововведений, в первую очередь содержательного порядка, нежизнеспособно, поскольку нет универсальных критериев их полезности. В одной библиотеке творческая находка сотрудника отдела обслуживания оборачивается ранее неизвестным типом экспозиции – авторской выставкой – «образом» или вечером – литературно-музыкальной фантазией. Для другой та же инновация будет чужеродной – с ней не соотносятся ни читательская аудитория, ни возможности коллектива сотрудников, ни традиции обслуживания. Истинность инновации – в ее позитивном влиянии на качество обслуживания, когда у каждого пользователя растет удовлетворенность работой библиотеки.

Воскобойникова-Гузева Е. В. Библиотековедческие исследования НБУВ в контексте инновационного развития научных библиотек [Электронный ресурс] // Библиотеки национальных академий наук: проблемы функционирования, тенденции развития / Междунар. ассоц. академий наук, Совет директоров науч. б-к и информ. центров. — Киев, 2005. — Вып. 3. — Режим доступа: http://www.nbuv.gov.ua/articles/2005/05vevrnb.html., свободный.

Сегодня главная стратегия развития в области науки, образования и культуры состоит в создании "общества знаний" и базовая функция научной библиотеки в этом процессе безусловна. Создание и введение в научный, образовательный и культурный оборот необходимых обществу знаний невозможно без эффективного внедрения специально ориентированных, инновационных технологий обработки и передачи информации, достижения нового уровня развития библиотечно-информационных структур.

Как отмечает Е. В. Воскобойникова-Гузева, инновационная деятельность определяется как важнейшее направление современного развития научных библиотек, что зафиксировано как на уровне решений международных научных конференций, так и в ряде концептуальных и дискуссионных публикаций по теме.

«Следует отметить, что развитие современного библиотековедения как научной дисциплины документно-коммуникационного цикла, а, следовательно, и библиотековедческих исследований, на наш взгляд, характеризуется:

  • доминированием информационно-технологической проблематики исследований, появлением новых направлений научно-прикладных разработок (например, электронное библиотековедение, создание конкурентноспособных библиотечно-информационных продуктов, развитие технологий онлайнового сервиса), обогащением методологии и методики отраслевой научно-исследовательской деятельности, активными терминологическими поисками;

  • расширением сферы смежных наук (с точки зрения проблематики и используемых методик исследования) коммуникационного и информационного цикла (информатика, информациология, науковедение, теория социальных коммуникаций, документное фондоведение и электронное документоведение);

  • расширением спектра средств научных и профессиональных коммуникаций (профессиональная периодика, научные и образовательные издания; средства традиционного и интерактивного профессионального общения; электронные информационные ресурсы для образования, повышения квалификации, проведения отраслевых научных исследований».

По мнению автора, под влиянием технологических трансформаций находится основной объект исследований — библиотека как социальный институт и сложная ресурсная система. Поэтому одним из ведущих направлений библиотековедческих исследований в период активного внедрения информационных технологий в практику деятельности библиотечно-информационных учреждений становится именно проблематика соответствующей оптимизации технологии и организации формирования и использования документно-информационных ресурсов, как непосредственно библиотечных, так и удаленного доступа.

В условиях поступательной информатизации общества новейшие компьютерные технологии и средства телекоммуникационной связи становятся важнейшим стратегическим ресурсом, обеспечивающим введение библиотечно-информационного потенциала в научный, общественный и культурный оборот. Именно поэтому разработка механизма их использования требует первоочередного внимания на современном этапе развития научной библиотеки.

Гусева Е.Н. Библиотечная инновация / Е. Н. Гусева // Вестник библиотек Москвы. – 2011. - № 1. – С. 19-22.

Жизнедеятельность любой организации меняется за счет постоянного появления новых технологий, производственных процессов и нарастающего масштаба видоизменений в результате профессиональной деятельности. И библиотеки в этом процессе не являются исключением. Именно поэтому, как отмечает автор статьи, интерес к инновациям, управлению инновационным развитием библиотек имеет тенденцию к разрастанию.

В своей статье Е. Н. Гусева пытается если не найти ответы на вопросы «Что же такое инновация?» и «Имеет ли место феномен «инноваций» в библиотечной практике?», то обозначить некоторые подходы к пониманию этого явления.

Автор обращает внимание на то, что в науке сложились два основных понимания инноваций:

  • инновация – новый продукт или услуга; способ их производства; новшества в организационной, финансовой, научно-исследовательской и других сферах; любое усовершенствование, обеспечивающее экономию затрат или создающее условия для такой экономии, то есть – это продукт.

  • Инновация – это целенаправленное изменение, которое в среду своего внедрения вносит относительно стабильные элементы, то есть – это процесс.

Инновации в социальном смысле, как отмечает автор, – это незапланированные и (или) оригинальные изобретения, продукты креативной, базирующейся на творчестве, деятельности.

Определение инноваций существует великое множество, определение библиотечной инновации поменьше, но они тоже есть. Автор статьи, предлагает рассмотреть несколько определений:

  • «обновление продукции и услуг, осуществляемых библиотекой, ее технологией, форм и методов управления.., обеспечивающее поддержание и совершенствование современного имиджа, качества обслуживания, конкуретноспособности среди других библиотек». [Библиотечное дело: терминологический словарь / Рос. гос. б-ка. – 3-е, перераб. и доп.изд. – М., 1997. – С.45.].

  • «инновация – это конечный результат интеллектуальной деятельности специалистов, опредмеченный в виде новых объектов.., отличающихся от предыдущих новыми свойствами». [Качанова Е.Ю. Инновации в библиотеках / науч.ред. В.А. Минкина; СПбГУКИ. – СПб : Профессия, 2003. – С. 311.].

  • «библиотечная инновация» – внедренный образец деятельности, продуктов, услуг, имеющий качественной характеристикой абсолютную или относительную новизну; выходящий за пределы усвоенных традиций; выводящий профессиональную деятельность на принципиально улучшенный или качественно новый уровень» (определение данное сектором инновационного развития библиотечно-информационной сферы НИО библиотековедения Российской государственной библиотеки).

Автор отмечает, что для библиотечных инноваций существует критерий ограничения от любых других изменений: инновацией в библиотеке может считаться только то, что работает на улучшение выполнения библиотекой своих функциональных обязанностей.

Задача библиотечной инноватики: выявление и использование механизмов управления, позволяющих обеспечить долговременное и устойчивое развитие библиотеки.

Инновации могут быть в любой сфере библиотечной деятельности, на любом участке библиотечной работы. Признаки любой инновации – новизна, изменение, результат и обязательно ресурс. Базой являются – идея и опыт.

Результат инновационного развития:

  • Обеспечение нормативных условий формирования, сохранения и развития библиотечно-информационных ресурсов и их доступности;

  • Развитие системы менеджмента с целью повышения качества услуг библиотеки до уровня нормативных требований;

  • Эффективное использование потенциала библиотеки для развития экономики, решения социальных и культурных задач страны, региона.

Что же такое инновация в библиотеке?

«Инновации сегодня – это целенаправленная сила социального развития (ранее инновация часто понималась как спонтанный фактор), направленная на обеспечение конкурентоспособности, как отдельных хозяйствующих объектов (в том числе библиотек), так и самих государств» (С. 22).

Как отмечает автор статьи, у библиотечных инноваций есть свои особенности: «мягкость», нерезкий, невзрывной характер тех изменений, которые они влекут за собой; редкость радикальных нововведений; инновационные изменения носят постоянный характер и они необратимы.

Инновации являются необходимым элементом развития: без них невозможно оставаться социально значимыми организациями и оказывать конкурентоспособные услуги.

Гусева Е. Н. Инновации в библиотеках страны: подходы, проблемы, проекты / Е.Н. Гусева // Библиотечное дело – XXI век: науч.-практ. Сб.: вып. 1 (19), 2010 / Рос. гос. б-ка. – 2010. – С. 93-116. – (Приложение к журналу «Библиотековедение»).

Изменения, происходящие в мире, постоянно трансформируют не только экономическую, но и все остальные, в том числе культурную, сферы деятельности. Появление, внедрение и устаревание новых технологий и решений набирает все более быстрые темпы.

Признание роли инноваций, по мнению автора статьи, как фактора роста благосостояния и устойчивости социально-экономического развития в стране и мире заставляет всю библиотечно-информационную сферу России принимать во внимание этот феномен общества. К тому же библиотека любого уровня способствует формированию политического, экономического, правового, научного и культурного мышления, преодолению информационного неравенства различных слоев российского общества.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Города Москвы детского сада № 1807 (редакция №4)

    Документ
    ... от имени городаМосквы и по поручению Правительства Москвы является Департамент образования городаМосквы (далее по ... дошкольного образования, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой им самостоятельно в соответствии с федеральными государственными ...
  2. Города москвы положение о системе оплаты труда работников

    Документ
    ... финансовый год в соответствии с законом городаМосквы о бюджете городаМосквы на соответствующий финансовый год и на ... работника, исходя из количества проведенных им учебных часов и численности обучающихся в классах ...
  3. ГОРОДА МОСКВЫ МОСКОВСКИЙ ДЕТСКИЙ ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

    Документ
    ... и дополнительного образования Департамента образования городаМосквы Сопредседатель Оргкомитета — Маслов Валерий ... Лицей №1580 при МГТУ им. Н.Э. Баумана 11 Шумовое ... проблемы в сознании населения городаМосквы Ахметшина Гульнара Муллануровна, педагог ...
  4. Об утверждении временного положения о порядке лицензирования фармацевтической деятельности на территории города москвы

    Документ
    ... , осуществляющих фармацевтическую деятельность на территории городаМосквы, и в соответствии с Указом Президента Российской ... прав, предоставленных им законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации и городаМосквы. Контрольные ...
  5. Города Москвы Учебные программы дисциплин ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ФОНЕТИКА ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА Самара – 2007

    Программа
    ... образовательного учреждения высшего профессионального образования городаМосквы «МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» ... произношения в зарубежной и отечественной фоностилистике; иметь представление о тенденциях развития английского языка ...

Другие похожие документы..