textarchive.ru

Главная > Основная образовательная программа


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Сибирский федеральный университет

Утверждаю Ректор

___________Е.А. Ваганов

«___»_________2012 г.

_________________

Основная образовательная программа

высшего профессионального образования

Направление подготовки

______280700.62 «Техносферная безопасность»__________

(Указывается код и направление подготовки)

Профиль подготовки

280700.62.01»Безопасность жизнедеятельности в техносфере»__
(Указывается код и наименование профиля подготовки)

Квалификация (степень)

Бакалавр

Форма обучения

________________________Очная__________________________

(Очная, очно-заочная и др.)

Красноярск, 2012

1. Общие положения

1.1. Основная образовательная программа (ООП) бакалавриата, реализуемая Технологическим факультетом Института цветных металлов и материаловедения Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет» по направлению подготовки 280700.62 – Техносферная безопасность, профиль 280700.62.01 – Безопасность жизнедеятельности в техносфере.

Основная образовательная программа высшего профессионального образования представляет собой систему учебно-методических документов, регламентирующих цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, систему оценки качества подготовки выпускника на основе федерального госу­дарственного образовательного стандарта (ФГОС) по направлению подготовки 280700.62 - Техносферная безопасность, профиль подготовки 280700.62.01 - Безопасность жизне­деятельности в техносфере, утвержденного приказом Минобразования от 14.12.2009 № 723.

ОПП регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению и включает в себя: учебный план, рабочие программы учебных дисциплин и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Перечень профилей в направлении подготовки «Техносферная

безопасность», разработан в учебно-методических объединениях по

университетскому политехническому образованию (на базе МГТУ им. Н.Э.

Баумана и СПбГПУ)

Наименование профиля

01

Безопасность жизнедеятельности в техносфере

02

Безопасность технологических процессов и производств

03

Пожарная безопасность

04

Защита в чрезвычайных ситуациях

05

Безопасность труда

06

Инженерная защита окружающей среды

07

Охрана природной среды и ресурсосбережение

08

Радиационная и электромагнитная безопасность

1.2. Нормативные документы для разработки ООП бакалавриата по направлению подготовки 280700.62 – Техносферная безопасность, профиль 280700.62.01 – Безопасность жизнедеятельности в техносфере

Основная образовательная программа соответствует требованиям Конституции Российской Федерации.

  1. Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании» (от 10 июля 1992 г. №3266-1) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22 августа 1996 г. №125-ФЗ);

  2. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. №71 (далее – Типовое положение о вузе);

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки 280700.62 – Техносферная безопасность, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 года № 723;

Нормативно-методические документы Минобрнауки России;

Инструктивное письмо Минобрнауки России от 28.12.09 № 03-2672 «О разработке примерных основных образовательных программ профессионального образования»;

Инструктивное письмо Минобрнауки России 13.05.2010 № 03-956 «О разработке вузами основных образовательных программ»;

Устав государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет».

1.3. Общая характеристика программы подготовки бакалавра

1.3.1. Цель (миссия) ООП бакалавриата

Целью освоения ООП является развитие у студентов личностных качеств, о также формирование общекультурных универсальных профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС по конкретному направлению подготовки (специальности).

Целью обучения является подготовка в области основ гуманитарных, социальных, экономических, математических, естественнонаучных и технических знаний, получение высшего профессионально профилированного специального образования, позволяющего выпускнику успешно работать в соответствующей сфере деятельности, обладать универсальными и профессиональными компетенциями, способствующими его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда в области техносферной безопасности.

Целью воспитания личности является укрепление нравственности, развитие общекультурных потребностей, творческих способностей, социальной адаптации, коммуникативности, толерантности, настойчивости в достижении цели.

Задачи профессиональной деятельности выпускников включают:

- идентификацию опасностей и зон их влияния;

- выбор и создание защиты от опасностей в зонах техносферы;

- участие в проектировании, разработке и эксплуатации технологий и систем защиты от опасностей в техносфере;

- мониторинг опасностей;

- участие в аудиторской, инспекционной, управленческой и экспертной деятельности и проведении научных исследований по профилю.

1.3.2. Срок освоения ООП бакалавра

Срок освоения ООП в соответствии с ФГОС по направлению подготовки 280700.62 «Техносферная безопасность» составляет 4 года.

1.3.3. Трудоемкость освоения студентом ООП

Трудоемкость освоения студентом ООП ВПО за весь период обучения в соответствии с ФГОС по данному направлению составляет 240 зачетных единиц. Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.

1.4 Требования к уровню подготовки, необходимые для освоения программы подготовки бакалавра

При поступлении по направлению подготовки 280700.62 «Техносферная безопасность», профиль 280700.62.01 «Безопасность жизнедеятельности в техносфере» абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем профессиональном образовании или о среднем (полном) общем образовании.

Прием на первый курс для обучения по программам бакалавриата проводится:

• По результатам единого государственного экзамена (далее – ЕГЭ) по общеобразовательным предметам, соответствующим направлению подготовки, на которое осуществляется прием.

• По результатам вступительных испытаний, проводимых вузом самостоятельно, следующих категорий граждан:

- имеющих среднее профессиональное образование - при приеме для обучения по программам бакалавриата соответствующего профиля;

    1. - имеющих среднее (полное) общее образование, полученное в образовательных учреждениях иностранных государств.

• Сибирский федеральный университет на направление 280700.62 - Техносферная безопасность, профиль 280700.62.01 – Безопасность жизнедеятельности в техносфере принимает результаты единого государственного экзамена (ЕГЭ) по следующим предметам:

• Русский язык

• Физика

• Математика

Проверка свидетельств ЕГЭ проводится в обязательном порядке по Федеральной базе данных.

2 Характеристика профессиональной деятельности выпускника программы подготовки бакалавра

2.1 Область профессиональной деятельности выпускника

Область профессиональной деятельности бакалавров включает в себя обеспечение безопасности человека в современном мире, формирование комфортной для жизни и деятельности человека техносферы, минимизацию техногенного воздействия на природную среду, сохранение жизни и здоровья человека за счет использования современных технических средств, методов контроля и прогнозирования.

2.2 Объекты профессиональной деятельности выпускника

Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются:

  • человек и опасности, связанные с человеческой деятельностью;

  • опасности среды обитания, связанные с деятельностью человека;

  • опасности среды обитания, связанные с опасными природным явлениями;

  • опасные технологические процессы и производства;

  • методы и средства оценки опасностей, риска;

  • методы и средства защиты человека и среды обитания от опасностей;

  • правила нормирования опасностей и антропогенного воздействия на окружающую природную среду;

  • методы, средства спасения человека.

2.3 Виды профессиональной деятельности выпускника

Бакалавр по направлению подготовки 280700.62 «Техносферная безопасность» готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

  • проектно-конструкторская;

  • сервисно-эксплуатационная;

  • организационно-управленческая;

  • экспертная, надзорная и инспекционно-аудиторская;

  • научно-исследовательская.

2.4 Задачи профессиональной деятельности выпускника

Бакалавр по направлению подготовки 280700.62 Техносферная

безопасность должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности. Проектно-конструкторская:

• участие в проектных работах в составе коллектива в области создания
средств обеспечения безопасности и защиты человека от техногенных и
антропогенных воздействий, разработке разделов проектов, связанных с вопросами безопасности, самостоятельная разработка отдельных проектных вопросов среднего уровня сложности;

  • идентификация источников опасностей на предприятии, определение уровней опасностей;

  • определение зон повышенного техногенного риска;

  • подготовка проектно-конструкторской документации разрабатываемых изделий и устройств с применением электронно-вычислительных машин;

  • участие в разработке требований безопасности при подготовке обоснований инвестиций и проектов;

  • участие в разработке средств спасения и организационно-технических мероприятий по защите территорий от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций.

Сервисно-эксплуатационная:

  • эксплуатация средств защиты и контроля безопасности;

  • выбор известных методов (систем) защиты человека и среды обитания и ликвидации чрезвычайных ситуаций применительно к конкретным условиям;

  • составление инструкций по безопасности.

  • Организационно-управленческая:

  • обучение рабочих и служащих требованиям безопасности;

  • участие в деятельности по защите человека и среды обитания на уровне предприятия, а также деятельности предприятий в чрезвычайных ситуациях;

  • участие в разработке нормативно-правовых актов по вопросам обеспечения безопасности на уровне предприятия.

Экспертная, надзорная и инспекционно-аудиторская:

  • проведение контроля состояния средств защиты;

  • выполнение мониторинга полей и источников опасностей в среде обитания;

  • участие в проведении экспертизы безопасности, экологической экспертизы.

Научно-исследовательская:

  • участие в выполнении научных исследований в области безопасности под руководством и в составе коллектива, выполнение экспериментов и обработка их результатов;

  • анализ опасностей техносферы;

  • участие в исследованиях воздействия антропогенных факторов и стихийных явлений на промышленные объекты;

  • подготовка и оформление отчетов по научно-исследовательским работам.

3 Компетенции выпускника ООП, формируемые в результате освоения образовательной программы.

3.1 Выпускник по профилю 280700.62.01 – «Безопасность жизнедеятельности в техносфере» должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

компетенциями сохранения здоровья (знание и соблюдение здорового образа жизни; физическая культура) (ОК-1);

компетенциями ценностно-смысловой ориентации (понимание ценности культуры, науки, производства, рационального потреблении) (ОК-2);

компетенциями гражданственности (знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свободы и ответственности) (ОК-3);

компетенциями самосовершенствования (сознание; необходимости, потребность и способность учиться) (ОК-4);

компетенциями социального взаимодействия: использования эмоциональных и волевых особенностей психологии личности, готовность к сотрудничеству, расовой, национальной, религиозной терпимости, умением погашать конфликты, способностью к социальной адаптации, коммуникативностью, толерантностью (ОК-5);

способностью организовать свою работу ради достижения поставленных целей; готовность к использованию инновационных идей (ОК-б);

владением культурой безопасности и риск-ориентированным мышлением, при котором вопросы безопасности и сохранении окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов в жизни и деятельности (ОК-7);

способностью работать самостоятельно (ОК-8);

способностью принимать решения в пределах своих полномочий (ОК-9);

способностью к познавательной деятельности (ОК-10);

способностью использовать законы и методы математики, естественных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-11);

способностью к абстрактному и критическому мышлению, исследованию окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов, способность к принятию нестандартных решений и разрешению проблемных ситуаций (ОК-12);

способностью использования основных программных средств, умением пользоваться глобальными информационными ресурсами, владением современными средствами телекоммуникаций, способностью использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-13);

свободным владением письменной и устной речью на русском языке, способностью использовать профессионально-ориентированную риторику, владеть методами создания понятных текстов, способностью осуществлять социальное взаимодействие на одном из иностранных языков (ОК-14);

способностью использовать организационно-управленческие навыки в профессиональной и социальной деятельности (ОК-15);

способностью применять на практике навыки проведения и описания исследований, в том числе экспериментальных (ОК-16).

3.2 Выпускник по профилю 280700.62.01 – Безопасность жизнедеятельности в техносфере должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК).

в области проектно-конструкторской деятельности:

способностью ориентироваться в перспективах развития техники и технологии защиты человека и природной среды от опасностей техногенного и природного характера (ПК-1);

способностью разрабатывать и использовать графическую документацию (ПК-2);

способностью принимать участие в инженерных разработках среднего уровня сложности в составе коллектива (ПК-3);

способностью оценивать риск и определять меры по обеспечению безопасности разрабатываемой техники (ПК-4);

способностью использовать методы расчетов элементове технологического оборудования по критериям работоспособности и надежности (ПК-5).

в области сервисно-эксплуатационной деятельности:

способностью принимать участие в установке (монтаже), эксплуатации средств защиты (ПК-6);

способностью принимать участие в организации и проведении технического обслуживания средств защиты (ПК-7);

способностью ориентироваться в основных методах и системахобеспечения техносферной безопасности, обоснованно выбирать известные устройства, системы и методы защиты человека и природной среды от опасностей (ПК-8).

в области организационно-управленческой деятельности:

способностью ориентироваться в основных нормативно-правовых актах в области обеспечения безопасности (ПК-9);

готовностью к выполнению профессиональных функций при работе в коллективе (ПК-10);

способностью пропагандировать цели и задачи обеспечения безопасности человека и природной среды в техносфере (ПК-11);

готовностью использовать знания по организации охраны труда, охраны окружающей среды и безопасности в чрезвычайных ситуациях на объектах экономики (ПК-12);

способностью использовать знание организационных основ безопасности различных производственных процессов в чрезвычайных ситуациях (ПК-13).

в области экспертной, надзорной и инспекционно-аудиторской деятельности:

способностью использовать методы определения нормативных уровней допустимых негативных воздействий на человека и природную среду (ПК-14);

способностью проводить измерения уровней опасностей в среде обитания, обрабатывать полученные результаты, составлять прогнозы возможного развития ситуации (ПК-15);

способностью анализировать механизмы воздействия опасностей на человека, определять характер взаимодействия организма человека с опасностями среды обитания с учетом специфики механизма токсического действия вредных веществ, энергетического и комбинированного действия вредных факторов (ПК-16);

способностью определять опасные, чрезвычайно опасные зоны, зоны приемлемого риска (ПК-17);

способностью контролировать состояние используемых средств защиты, принимать решения по замене (регенерации) средства защиты (ПК-18) .



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа (48)

    Основная образовательная программа
    ... дошкольного образовательного учреждения (предшколы) в образовательное учреждение, реализующее основнуюобразовательнуюпрограмму начального общего образования и далее основнуюобразовательнуюпрограммуосновного и среднего ...
  2. Основная образовательная программа (56)

    Основная образовательная программа
    ... планируемых результатов освоения основнойобразовательнойпрограммы начального общего образования. Содержание основнойобразовательнойпрограммы начального общего образования ...
  3. Основная образовательная программа (114)

    Основная образовательная программа
    ... дошкольного образовательного учреждения (предшколы) в образовательное учреждение, реализующее основнуюобразовательнуюпрограмму начального общего образования и далее основнуюобразовательнуюпрограммуосновного и среднего ...
  4. Основная образовательная программа (199)

    Основная образовательная программа
    ... планируемых результатов освоения основнойобразовательнойпрограммы начального общего образования. Содержание основнойобразовательнойпрограммы начального общего образования ...
  5. Основная образовательная программа (247)

    Основная образовательная программа
    ... основнойобразовательнойпрограммы начального общего образования должно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения основнойобразовательнойпрограммы ...
  6. Основная образовательная программа (254)

    Основная образовательная программа
    ... основнаяобразовательнаяпрограммаобразовательного учреждения. Начальная школа/сост.Е.С.Савинов. М., 2010. Примерная основнаяобразовательнаяпрограммаобразовательного учреждения – М.: «Просвещение», 2010. 8. Программа ...

Другие похожие документы..