textarchive.ru

Главная > Документ


НОВОЕИХОРОШОЗАБЫТОЕСТАРОЕ


Специалистывобластикачестваведущихконсалтинговыхфирм

комментируюточереднуюспорнуюситуацию, возникшуюнапредприятии

входесертификационногоаудитасистемыменеджментакачества (СМК)

насоответствиетребованиямстандартаISO 9001:2000.




СИТУАЦИЯ

Уважаемая редакция! Во время сертификационного аудита нашей СМК было зафиксировано следующее некритическое несоответствие по пп. 7.5.1 ГОСТ Р ИСО 9001—2001: «Не представлена процедура остановки и возобновления производства».

Наше предприятие — опытное, действует уже много лет. Номенклатура изделий большая, но объем выпуска невелик. При возникновении проблем вопросы решаются на оперативных совещаниях у начальника производства. Поэтому мы считаем разработку специальной документированной процедуры по этому вопросу нецелесообразной.

ВОПРОС: Кто из нас прав: мы или аудиторы?

ОТВЕТведущегоэксперт

апремииПравительстваРФвобластикачества Е.К. Аванесова

Попробуем решить данную задачу. Подставляя в формулировку аудиторов значение термина «процедура» (см. пп. 3.4.5 ГОСТ Р ИСО 9000-2001) и упрощая получившееся выражение, получаем: «Аудиторам не продемонстрировали установленный порядок остановки и возобновления производства». Заметим при этом, что от организации никто не требует наличия документированной процедуры.

Определим крайние значения решения данной задачи.

А. Производится выпуск изделий большого ассортимента, но небольшими партиями. В связи с этим возникает необходимость частых остановок производства, во время которых осуществляется перенастройка оборудования, замена оснастки и т. д. Моменты перехода с одного ассортимента на другой являются критическими с точки зрения качества выпускаемых изделий. Ситуативный подход к решению этого вопроса свидетельствует о недостаточном планировании процессов производства (что скорее все-таки относится к п. 7.1 ГОСТ Р ИСО 9001-2001).

Б. На самом деле серьезных проблем с качеством выпускаемых изделий из-за частых остановок производства не возникает. Принятый порядок действий в таких случаях (проведение оперативных совещаний у начальника производства) отработан в течение многих лет и является оптимальным для данной организации.

Учитывая:

  • требование п. 7.1 (б): «При планировании процессов жизненного цикла про
    дукции организация должна установить, если это целесообразно ...потреб
    ность в разработке процессов, документов»;

  • требование пп. 7.5.1 (б): «Организация должна планировать и обеспечивать

44

МЕТОДЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ♦ 12'2005

производство и обслуживание в управляемых условиях. Управляемые условия должны включать, если это целесообразно... наличие рабочих инструкций в случае необходимости»;

  • как всегда, недостаток исходных данных для однозначного решения задачи, а имен
    но то, действительно ли отсутствие процедуры остановки и возобновления произ
    водства негативно влияет на качество продукции;

  • формулу: «Истина находится посередине»,

можно сделать следующее заключение. Целесообразность наличия той или иной производственной процедуры определяет сама организация. Вывод аудиторов является приемлемым только при наличии свидетельств негативного влияния отсутствия искомой процедуры на качество выпускаемых изделий, каковые в формулировке несоответствия отсутствуют.

P.S. Не в связи с данной коллизией. Почему многие вопросы возникают у организаций после проведения аудита, а не во время заключительного совещания? Предположительно — это:

  • боязнь за окончательные результаты, т. е. где-то в другом месте у нас не все в по
    рядке;

  • лень связываться, т. е. отсутствие амбиций и гордости за собственное детище;

  • неуверенность в правильном ответе, хотя многие комментарии организаций указы
    вают на обратное.

Даже опытные аудиторы допускают ошибки, причем в таком тонком деле, как оценка свидетельств относительно критериев аудита, но тем и отличается профессионал, что он спокойно признает свою ошибку и не будет «стоять насмерть», если его выводы неочевидны.

ОТВЕТглавногоаудитораTUVCERT, заместителяглавногодиректораООО «Интерсертифика-ТЮФсовместносТЮФТюринген»В.А. Качалова

Если отвечать коротко, то в пп. 7.5.1 стандарта ISO 9001:2000 не содержится какого-либо ПРЯМОГО ТРЕБОВАНИЯ о необходимости наличия в составе документов СМ К «процедуры остановки и возобновления производства». Более того, специфика описанного производства вроде бы исключает ситуацию, когда «внутри» деятельности по выпуску какой-то небольшой партии изделий есть основания ПРИОСТАНАВЛИВАТЬ их выпуск («останавливать производство»), что-то «делать» с этим производством, а затем запускать его вновь («возобновлять производство»): как отмечено в письме, все отклонения в технологических процессах устраняются оперативным путем, БЕЗ ОСТАНОВКИ производства. Поэтому, с формальной точки зрения, аудиторы в данной ситуации свою претензию к СМ К в части пп. 7.5.1 сформулировали БЕЗДОКАЗАТЕЛЬНО, а это значит - НЕОБОСНОВАННО.

Вместе с тем, сама ситуация кажется не такой уж однозначной и требует дополнительного рассмотрения.

Во-первых, в отдельных видах производства технически не представляется возможным прекратить какие-то технологические операции МГНОВЕННО, простым нажатием определенной «кнопки». Нельзя, например, мгновенно остановить процесс плавки металла или стекла, отжига кирпича или сушки изделий в печах, крекинга нефти и т. д. Есть вообще процессы, которые НЕЛЬЗЯ или НЕВОЗМОЖНО остановить без трагических или разрушительных последствий, например, полет самолета или брожение вина в бочках.

Это означает, что при остановке такого рода производств (точнее, наверное, говорить об остановке осуществления конкретных операций) какое-то время технологический процесс будет ПРОДОЛЖАТЬСЯ, но уже не в «предписанном» режиме, с очевидными отклонениями от установленных технологических требований. Но тогда, строго говоря, исчезает всякая уверенность в том, что полученная в такой «переходный» период продукция (или ее промежуточное состояние, полуфабрикат) будет соответствовать требованиям.

МЕТОДЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ♦ 12'2005

45

I

НОВОЕИХОРОШОЗАБЫТОЕСТАРОЕ

Симметричная ситуация возникает на таких операциях и при выводе их после остановки на «заданный» режим: в переходный период получаемая продукция также, скорее всего, не будет соответствовать установленным требованиям.

Во-вторых, рассматривая проблему шире, нельзя не признать, что такая же ситуация В ПРИНЦИПЕ имеет место при ЛЮБОЙ остановке ЛЮБОГО производства (равно как и его запуске): очень часто и «остановка производственного процесса», и «выход на установленный режим» требуют «ЖИВЫХ» действий с РЕАЛЬНЫМ сырьем, полуфабрикатами и т. п., т. е. связаны с уже начавшейся или еще продолжающейся деятельностью по ВЫПУСКУ продукции, которая может попасть к потребителю.

Если при проведении «остановки» или «запуска» таких специфических операций (производств) все «пущено на самотек», без соответствующего управления (контроля), то в эти периоды времени гарантия получения продукции, отвечающей установленным требованиям, резко уменьшается.

Это противоречит «духу» стандарта ISO 9001:2000, требования которого базируются на парадигме предотвращения появления несоответствий, а не на их выявлении и устранении. Это означает, что при наличии подобных процессов или операций, в организации ДОЛЖНЫ быть установлены «процедуры остановки и возобновления производства». Выделяя слово «ДОЛЖНЫ», мы не только подчеркиваем важность этого, но и опираемся на прямые требования стандарта ISO 9001:2000. В частности:

  • в п. 4.1 (в) требуется «УСТАНОВЛЕНИЕ критериев и МЕТОДОВ, необходимых для обе
    спечения результативности как при осуществлении процессов, так и при УПРАВЛЕНИИ
    ими»';

  • в пп. 4.2.1 (г) требуется, чтобы в документацию СМК входили «документы, необходи
    мые организации для обеспечения результативного планирования, осуществления процес
    сов и УПРАВЛЕНИЯ ими».

«Запуск» же или «остановка» процесса, безусловно, относятся к действиям по УПРАВЛЕНИЮ процессом.

Итак, в некоторых особых случаях в стандарте ISO 9001:2000 ТРЕБУЕТСЯ наличие методов (т. е. ПРОЦЕДУР) управления остановкой и возобновлением производства. Другое дело, что, в отличие от второго случая, в первом случае это может быть и не документированная процедура. Но в ходе аудита на запрос аудиторов предоставить документированную процедуру, она ДОЛЖНА БЫТЬ ПРЕДСТАВЛЕНА, т. е. показана, или описана, или рассказана и т. п. Если организация не в состоянии это сделать, то несоответствие требованиям стандарта ISO 9001:2000 (по крайней мере, п. 4.1 (в)) — налицо. И если в ходе рассматриваемой ситуации аудиторы выявили наличие описанных выше специфических или особых процессов, но при этом по отношению к таким процессам им «не представили процедуры остановки и возобновления производства», то их претензия вполне ОБОСНОВАНА. Другое дело, что для описания такого несоответствия нужно было точно указать, по отношению к каким операциям или процессам «не была представлена процедура...».

С учетом вышесказанного, можно сделать следующее заключение: если среди применяемых организацией технологических операций нет таких, которые требуют специального управления ими «при запуске или остановке производства», претензия аудиторов В ПРИНЦИПЕ не обоснована, если есть — В ПРИНЦИПЕ обоснована, хотя и сформулирована информативно не полно и не совсем точно.

ОТВЕТначальниканаучно-техническогоотделаАссоциациипосертификации «РусскийРегистр», к.т.н., доцента, ведущегоэксперта-аудитораРусскогоРегистра, представителяделегацииРоссиивISO/TC 176/WG 18 Ю.Ф. Шеханова

Известно, что, в соответствии с требованиями стандарта ISO 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001—2001), обязательными являются шесть документированных процедур по управле-

1 Здесь и далее цитирование текста стандарта ISO 9001:2000 осуществляется по переводу, сделанному в Группе компаний «Интересертифика», в редакции от 05.04.2004.

46

МЕТОДЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ♦ 12'2005

■■

нию документами, записями, внутренними аудитами, несоответствующей продукцией, корректирующими действиями, предупреждающими действиями.

Однако в соответствии с пп. 4.2.1 (г) стандарта ISO 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001— 2001) к документации СМК относятся также документы, необходимые организации для обеспечения эффективного планирования, осуществления процессов и управления ими. Перечень и состав этих документов определяется предприятием.

Из текста описания ситуации следует, что на предприятии не разработана документированная процедура остановки и возобновления производства.

Нужна она или нет, определяется самим предприятием с учетом компетентности персонала.

Как отмечают специалисты предприятия, «при возникновении проблем вопросы решаются на оперативных совещаниях у начальника производства». Видимо, компетентность сотрудников настолько высока, что необходимость в каких-то письменных процедурах по решению проблем (любых проблем, как следует из текста ситуации) отсутствует.

Напомним, что в соответствии с пп. 3.9.12 стандарта ISO 9000:2000 (ГОСТ Р ИСО 9000-2001) под компетентностью понимается выраженная способность применять свои знания и умение.

Однако из текста ситуации не ясно, о каких остановках идет речь: запланированных (например, для технического обслуживания, профилактики) или незапланированных. Не ясно также, определены ли полномочия персонала по остановке и возобновлению производства; установлены ли причины, требующие остановки; условия, при которых возобновляется производство; как часто возникают остановки; имели ли место незапланированные остановки производства вообще; были ли случаи незапланированных остановок производства достаточно редкими или достаточно частыми.

Если на предприятии незапланированных остановок производства не было или их было немного, и в результате анализа каждой остановки производства были определены ее причины, проведена коррекция, разработаны результативные корректирующие и предупреждающие действия (что исключило бы повторение остановок по данной причине), то можно заключить, что аудиторы идентифицировали свое наблюдение, как несоответствие, НЕПРАВИЛЬНО.

Следует также отметить, что аудиторы, проводя проверку СМК в Системе сертификации ГОСТ Р, используют термин «некритическое несоответствие», что неправильно. В соответствии с п. 3 нормативного документа Р 50.3.005-2003 «Временный порядок сертификации систем менеджмента качества на соответствие ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (ИСО 9001:2000)» выделяются две категории несоответствий: значительное несоответствие (несоответствие 1-й категории) и малозначительное несоответствие (несоответствие 2-й категории).

Можно только предположить, чем руководствовались аудиторы, выставляя малозначительное несоответствие по пп. 7.5.1 стандарта ISO 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9001— 2001), касающееся необходимости иметь процедуру остановки и возобновления производства. Возможно, аудиторы имели статистику, свидетельствующую об определенном числе повторяющихся незапланированных остановок производства, по которым им не было представлено объективных свидетельств разработки результативных корректирующих и предупреждающих действий, что и предопределило фиксирование ими несоответствия. Однако это — только наше предположение.

Заключение. Из-за недостаточности информации, представленной в тексте ситуации, невозможно, на наш взгляд, сделать надежный вывод, насколько обоснована данная претензия аудиторов и кто прав: предприятие или аудиторы.

Редакция предлагает Вам сформулировать спорные ситуации, возникающие в ходе аудита СМК, и прислать их по электронной почте по адресу: mmq@mirq.ru, а компетентные специалисты постараются их разъяснить.

Публикациюподготовила Е.В. Мельникова

МЕТОДЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ♦ 12'2005

47



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Новое - иногда хорошо забытое старое

    Документ
    ... ) Кузина Е.Е. Сакаев И. Р. АпологиЯ1 биомеханики2 Новое - иногда хорошозабытоестарое А- Практикующий Теоретик. Я- Теоретизирующий Практик А: ... совершенствоваться до бесконечности, изобретая все новые и новые упражнения для себя, делая собственные ...
  2. «все новое – это хорошо забытое старое»

    Документ
    «Все новое – это хорошозабытоестарое» «Если ты не знаешь ... Общекультурная компетенция формируется через общение с новыми людьми, культурными, образованными, интересными. ... позволяет плавно перейти от старых методов к новым, лишь сделав соответствующий ...
  3. С 1 марта в трамваях столицы будут установлены компостеры «час» провел расследование — хорошо это или плохо для казны города пассажиров и самих кондукторов татьяна андрианова хорошо забытое старое

    Документ
    ... кондукторов. Татьяна АНДРИАНОВА Хорошозабытоестарое Так повелось, что все новинки, которые у нас вводятся ... же обойдется столице и ее налогоплательщикам новоезабытоестарое? Не успеют покончить с этим мероприятием ...
  4. Голомолзин евгений голомзина марина - грани нового мира

    Документ
    ... населения. Но, как всегда, новое - это хорошозабытоестарое, потому что уже тогда в ... форму. Растения, периодически, заменяются на новые, а старые съедают коровы и другие животные. ... ребенку начать новую жизнь, в которой он будет стараться больше не ...
  5. Новая постиндустриальная волна на Западе

    Книга
    ... порядок. Хорошие идеи обычно не новы, а представляют собой старые идеи, ... физической структуры, разрушение старого мира и создание нового. Большинство людей опасаются, ... случаи, что новое оказывается не чем иным, как хорошозабытымстарым. Если ...

Другие похожие документы..