textarchive.ru

Главная > Методические рекомендации


Профильное обучение

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Л.Д. Ибрагимова

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ УЧЕБНИКОВ

А.И. Кравченко

«Обществознание»

(10 класс)

А.И. Кравченко, Е.А. Певцова

«Обществознание»

(11 класс)

при изучении предмета на базовом и профильном уровне

Москва

“Русское слово”

2005

Введение

Преподавание обществознания в 2005/2006 учебном году осуществляется в условиях переходного периода, связанного с дальнейшей реализаций «Концепции модернизации российско­го образования на период до 2010 года».

Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 г. № 1089 утвер­жден федеральный компонент государственных образователь­ных стандартов начального общего, основного общего и средне­го (полного) общего образования и разработанный на его основе новый федеральный базисный учебный план для образо­вательных учреждений РФ (приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 г. № 1312), которые должны стать действующими до­кументами для всех образовательных учреждений России с 2006/2007 учебного года. В 2005/2006 учебном году сохраняет силу действующего нормативный документ «Требования к обя­зательному минимуму содержания среднего (полного) и основ­ного общего образования» (Приложения к приказам Минобра­зования РФ № 1236 от 19.05.98 и № 56 от 30.06.99).

Вместе с тем в соответствии с порядком введения федераль­ного компонента государственных образовательных стандартов в 2005/2006 учебном году он вводится в образовательный про­цесс в 9 классах с целью организации предпрофильной подго­товки выпускников основной школы.

На ступени среднего (полного) общего образования в 10—11 классах в ряде регионов проводится эксперимент по вве­дению профильного обучения. В образовательных учреждениях, участвующих в эксперименте, с 2004/2005 учебного года осно­вой для образовательных программ является новый двухуровне­вый стандарт общего образования, определяющий требования к базовому и профильному уровням обучения.

Кроме того, часть образовательных учреждений РФ, обладая правом поэтапного введения федерального компонента госу­дарственного стандарта общего образования по мере готовности и по решению учредителя (органов управления образования), поэтапно вводят его с 2004/2005 учебного года.

Федеральный компонент становится основой для развития системы переподготовки и повышения квалификации педаго­гических кадров, деятельности Федерального экспертного сове­та, разработчиков контрольно-измерительных материалов ЕГЭ, авторов учебных программ и учебников. Он ориентирует учите­ля на обновление и актуализацию содержания школьного обществознания с учетом потребностей общества, государства, лич­ности, современных достижений социально-гуманитарных наук, на расширение экономического и правового образования в современной школе.

Федеральный компонент образовательного стандарта по обществознанию ориентирует также на усиление воспитательного потенциала и деятельностного характера обществоведческого образования, на формирование у выпускников ключевых со­циальных компетенций, опыта использования усвоенных зна­ний, умений и способов деятельности в реальной жизни для ре­шения практических задач.

Данные рекомендации подготовлены в целях оказания по­мощи учителям в преподавании учебного предмета «Обществознание» на ступени среднего (полного) общего образования (10—11 классы) в условиях освоения федерального компонента государственного стандарта общего образования и федерально­го базисного учебного плана 2004 г., подготовки перехода к про­фильному обучению.

Рекомендации включают характеристику образовательного стандарта по обществознанию (целей, содержания, требований к уровню подготовки выпускников); рекомендации по исполь­зованию учебников обществознания издательства «Русское сло­во»; тематическое планирование учебного материала по обществознанию в 10—11 классах на основе ФБУП 2004 г. на базовом и профильном уровнях обучения.

1. Методические рекомендации по использованию учебников:

А.И. Кравченко «Обществознание». (10 класс);

А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание». (11 класс)

при изучении предмета на базовом уровне

Государственный стандарт среднего (полного)

общего образования.

Обществознание: цели, содержание, требования

к уровню подготовки выпускников.

Базовый уровень

Среднее (полное) общее образование в системе школьного образования является третьей, завершающей ступенью общего образования.

Старшая ступень общеобразовательной школы в процессе модернизации образования подвергается самым существенным изменениям. Социально-педагогическая суть этих изменений — обеспечение наибольшей личностной направленности и вариативно­сти образования, его дифференциации и индивидуализации. Эти из­менения являются ответом на требования современного обще­ства максимально раскрыть индивидуальные способности, дарования человека и сформировать на этой основе профессио­нально и социально компетентную, мобильную личность, умею­щую делать профессиональный и социальный выбор и нести за него ответственность.

Федеральный компонент Государственного стандарта обще­го образования на ступени среднего (полного) общего образова­ния направлен на реализацию следующих основных целей:

формирование у обучающихся гражданской ответственно­сти и правового самосознания, духовности и культуры, само­стоятельности, инициативности, способности к успешной со­циализации в обществе;

дифференциация обучения с широкими возможностями построения старшеклассниками индивидуальных образователь­ных программ в соответствии с их способностями, склонностя­ми и потребностями;

—обеспечение обучающимся равных возможностей для их последующего профессионального образования и профессио­нальной деятельности, в том числе с учетом реальных потребно­стей рынка.

Учебные предметы федерального компонента представлены на двух уровнях — базовом и профильном. Оба уровня стандарта имеют общеобразовательный характер, однако они ориентиро­ваны на приоритетное решение разных комплексов задач.

Базовый уровень стандарта учебного предмета ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими зада­чами общего образования, задачами социализации.

Профильный уровень стандарта учебного предмета выбира­ется исходя из личных склонностей, потребностей учащегося и ориентирован на его подготовку к последующему профессио­нальному образованию или профессиональной деятельности.

Интегрированный учебный предмет «Обществознание» яв­ляется обязательным для изучения в 10—11 классах па базовом уровне для всех профилей (обязательным базовым общеобразова­тельным предметом).

В классах социально-экономического и социально-гуманитар­ного профилей интегрированный учебный предмет «Обществоз­нание» является профильным общеобразовательным предметом повышенного уровня, определяющим специализацию конкретно­го профиля обучения.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по обществознапию включает:

—цели изучения предмета;

—обязательный минимум содержания основных образова­тельных программ по предмету;

—требования к уровню подготовки выпускников па базовом и профильном уровне.

Структура целей построена с учетом необходимости всесто­роннего развития личности обучающегося и включает освоение знаний, овладение умениями, воспитание, развитие и практиче­ское применение приобретённых знаний и умений (ключевые компетенции).

Обязательный минимум представлен в форме набора пред­метных тем (дидактических единиц), включаемых в обязатель­ном порядке в основные образовательные программы. Он представлен в двух форматах. Прямым шрифтом выделено содержа­ние, изучение которого является объектом контроля и оценки в рамках итоговой аттестации выпускников. Курсивом выделено содержание, которое подлежит изучению, но не является объек­том контроля и не включается в требования к уровню подготов­ки выпускников. Данный способ представления обязательного минимума расширяет вариативность подхода к изучению учеб­ного материала, предоставляет возможность разноуровнего об­учения. Требования к уровню подготовки выпускников задаются в деятельностной форме (что в результате изучения обществознания на базовом или профильном уровне учащиеся должны знать, уметь, использовать в практической деятельности и пов­седневной жизни).

Требования служат основой разработки контрольно-измери­тельных материалов для государственной аттестации выпускни­ков, сдачи ЕГЭ.

Содержание среднего (полного) общего образования на базо­вом уровне по учебному предмету «Обществознание» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все обозначенные компоненты содержания вза­имосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изу­чаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, сово­купность моральных норм и принципов поведения людей по от­ношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регули­рующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.

Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преем­ственность по отношению к основной школе путем углубленно­го изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных вопро­сов, понимание которых необходимо современному человеку.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литерату­ры и др.

Изучение обществознания (включая экономику и право) в стар­шей школе на базовом уровне направлено на достижение следую­щих целей:

—развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономиче­ского образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению со­циальных и гуманитарных дисциплин;

—воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, при­верженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

—освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регули­ровании общественных отношений, необходимых для взаимо­действия с социальной средой и выполнения типичных социаль­ных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреж­дениях системы среднего и высшего профессионального образо­вания или для самообразования;

—овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) инфор­мацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практи­ческой деятельности, необходимых для участия в жизни граж­данского общества и государства;

—формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных от­ношений; гражданской и общественной деятельности, межлич­ностных отношений, отношений между людьми различных на­циональностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нор­мами поведения, установленными законом; содействия право­выми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации 2004 г. отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» (включая Экономику и Право) на базовом уровне. В том числе; в X и XI классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.

Примерная программа среднего (полного) общего образова­ния по обществознанию предусматривает резерв свободного учебного времени в объеме 16 учебных часов (или 11 %) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Примерная программа предусматривает формирование у уча­щихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов дея­тельности и ключевых компетенций. В этом направлении прио­ритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

—определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;

—объяснение изученных теоретических положений на предлагаемых конкретных примерах;

—решение познавательных и практических задач, отражаю­щих типичные социальные ситуации;

—применение полученных знаний для определения экономи­чески рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

—умение обосновывать суждения, давать определения поня­тий, приводить доказательства (в том числе от противного);

—поиск нужной информации по заданной теме в источни­ках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отде­ление основой информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

—выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

—работа с текстами различных стилей, понимание их спе­цифики, адекватное восприятие языка средств массовой ин­формации;

—самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового ха­рактера;

—участие в проектной деятельности, владение приемами ис­следовательской деятельности, элементарными умениями прог­ноза (умение отвечать па вопрос: «Что произойдет, если...»);

—формулирование полученных результатов;

—создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с ис­пользованием мультимедийных технологий;

—пользование мультимедийными ресурсами и компьютер­ными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентаций, результатов познавательной и практической деятельности;

—владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

В примерной программе по обществознанию определены самостоятельные, лабораторные и практические работы, выпол­няемые учащимися.

Не менее 40% учебного времени отводится на самостоятель­ную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт позна­вательной и практической деятельности. Набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

—работу с источниками социальной информации, с ис­пользованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);

—критическое осмысление актуальной социальной инфор­мации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суж­дений;

—решение познавательных и практических задач, отражаю­щих типичные социальные ситуации;

—анализ современных общественных явлений и событий;

—освоение типичных социальных ролей через участие в об­учающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реаль­ной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т.п.);

—применение полученных знаний для определения эконо­мически рационального, правомерного и социально одобряемо­го поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

—аргументированную защиту своей позиции, оппонирова­ние иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, деба­тах о современных социальных проблемах;

—написание творческих работ по социальным дисци­плинам.

Результаты изучения учебного предмета «Обществознание» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпу­скников». Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентирован­ного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ори­ентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: характе­ризовать, анализировать, объяснять, раскрывать на примерах, осуществлять поиск социальной информации, оценивать, фор­мулировать собственные суждения и т. д.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представле­ны требования, выходящие за рамки учебного процесса и наце­ленные па решение разнообразных жизненных задач.

Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, по­скольку связаны с личностными чертами и мировоззренчески­ми установками выпускников.

Требования к уровню подготовки выпускников определяют, что в результате изучения обществознания (включая экономику и пра­во) на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

—биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в си­стеме общественных отношений;

—тенденции развития общества в целом как сложной дина­мичной системы, а также важнейших социальных институтов;

—необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизм правового регулиро­вания;

—особенности социально-гуманитарного познания;

уметь

—характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

— анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствие между существенными чертами, признаками изу­ченных социальных явлении и обществоведческими терминами и понятиями;

—объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодей­ствие человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвя­зи подсистем и элементов общества);

—раскрывать на примерах изученные теоретические положе­ния и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

—осуществлять поиск социальной информации, предста­вленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптирован­ных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; системати­зировать, анализировать и обобщать неупорядоченную со­циальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргу­менты и выводы;

—оценивать действия субъектов социальной жизни, вклю­чая личности, группы, организации, сточки зрения социальных норм, экономической рациональности;

—формулировать на основе приобретенных обществоведче­ских знаний собственные суждения и аргументы по определен­ным проблемам.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

—успешного выполнения типичных социальных ролей; со­знательного взаимодействия с различными социальными ин­ститутами;

—совершенствования собственной познавательной дея­тельности;

—критического восприятия информации, получаемой в ме­жличностном общении и в массовой коммуникации; осущест­вления самостоятельного поиска, анализа и использования со­бранной социальной информации;

—решения практических жизненных проблем, возника­ющих в социальной; деятельности;

—ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

—предвидения возможных последствий определенных со­циальных действий;

—оценки происходящих событий и поведения людей с точ­ки зрения морали и права;

—реализации и защиты прав человека и гражданина, осоз­нанного выполнения гражданских обязанностей;

—осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социаль­ным положением.

Рекомендации по использованию учебников:

А.И. Кравченко «Обществознание» (10 класс);

А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание» (11 класс)

при изучении предмета на базовом уровне

Изучение обществознания в 10-11 классах на базовом уров­не до издания новых учебников осуществляется на основе дей­ствующих учебников, включённых в Федеральные перечни учебников и учебно-методических пособий на 2005/2006 учеб­ный год. В целях обеспечения преемственности содержания об­ществоведческого образования, качества обществоведческой подготовки на ступени среднего (полного) общего образования, успешного прохождения итоговой аттестации, сдачи (в рамках эксперимента) ЕГЭ, но обществознанию целесообразно исполь­зование и образовательном процессе завершенных линий учеб­ников по обществознанию для 5 (6)-11 классов.

К такой линии учебников относятся учебники «Обществоз­нание» А.И. Кравченко для (0класса, А.И. Кравченко, Е.А. Пев­цовой для 11 класса издательства «Русское слово» (2001-2004 гг.), завершающие содержательную линию с 5 по 11 класс.

Авторская концепция учебников отражена в программе кур­са и статье доктора социологических наук, профессора А.И. Кравченко в журнале «Преподавание истории и обществознания в школе». 2001 г. № 1. В соответствии с ней содержа­ние учебников призвано содействовать формированию у выпускников целостного представления о тенденциях и закономер­ностях развития человеческого общества, его социальной струк­туры, политических институтов, экономики, духовной сферы, становления правосознания и гражданской культуры личности.

В отличие от учебников для 8—9 классов основной школы оно построено на основе принципа проблемного подхода к изу­чению общества и направлено на углубление анализа социаль­но-экономических, политических и духовных проблем совре­менного общества во всем его многообразии, сложностях и противоречиях, на формирование у старшеклассников навыков самостоятельного осмысления реальностей современного мира и активной гражданской позиции.

Содержание учебников в целом отражает предметные темы нового обязательного минимума содержания интегрированного учебного предмета «Обществознание» и включает комплекс знаний, раскрывающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, духовно-нравственная сфера, право. Это создает возможность использования данных учебников для изучения обществознания па базовом уровне в 10-11 классах в переходный период до введения профильного обучения и в соответствии с образовательным стандартом. Для организации учебного процесса, активной познавательной деятельности уча­щихся, контроля результатов обучения, подготовки к итоговой аттестации необходимо использовать полный комплект учебно-методических пособий издательства «Русское слово» по обществознанию, который включает следующие издания;

Кравченко AM. Обществознание. Программы курсов для 8-9 и 10—11 классов. М.: Русское слово, 2001.

Кравченко А.И. Обществознание. Учебник для 10 класса. Часть 1. М.: Русское слово, 2001-2004.

Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. Учебник для 11 класса. Часть 2. М.: Русское слово, 2001-2004.

Кравченко А.И. Тесты по обществознанию. 10-11 класс. М.: Русское слово, 2001.

Кравченко А.И. Задачник по обществознанию: 10—11 класс. М.: Русское слово, 2000.

Певцова Е.А.. Обществознание. 10—11 класс. Книга для учи­теля. М.: Русское слово, 2001.

Певцова Е.А. Поурочные методические разработки. 10 класс. М.: Русское слово, 2005.

Певцова Е.А. Поурочные методические разработки. 11 класс. М.: Русское слово, 2005.

Кравченко А.И., Резникова Т.П. Обществознание. Справоч­ное пособие для абитуриентов. М.: Русское слово, 2001.

Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. Учебник. 10, 11 класс. М.: Русское слово, 2005.

Волкова Е.В. Этика. Учебное пособие. 10, 11 класс. М.: Рус­ское слово, 2001.

Кишеикова О.В. Тестовый контроль па уроках обществозна­ния в 10—11 кл. М.: Русское слово, 2005.

Согласно федеральному базисному учебному плану и Пример­ной программе среднего (полного) общего образования 2004 г. по обществознанию объем учебного времени на изучение предмета в 10-11 классах увеличился до 140 часов вместо 102 часов по феде­ральному базисному учебному плану 1998 г. Увеличение учебного времени отведено в основном на изучение экономики и права, а так же на раскрытие новых аспектов содержания обществознания.

На базовом уровне обучения возможны два варианта изуче­ния экономики и права в рамках обществоведческого образова­ния. Первый вариант предусматривает изучение интегрирован­ного учебного предмета «Обществознание», с включением Экономики и Права в качестве разделов (модулей) в составе данного предмета и увеличением учетного времени на их изуче­ние до 30 часов. Второй вариант предусматривает возможность преподавания Экономики и Права в качестве самостоятельных учебных предметов наряду с интегрированным учебным пред­метом «Обществознание».

В связи с перечисленными выше изменениями в содержа­нии школьного обществознания на старшей ступени обучения в 10—1 I классах возникает необходимость внесения корректив в тематическое планирование учебного предмета с учетом нового обязательного минимума содержания, увеличения объема учеб­ного времени на изучение обществознания в 10—11 классах и вариативности изучения разделов Экономика и Право.

В помощь учителям, работающим в 10—И классах по УБП 2004 г. и учебникам «Обществознание» А.И. Кравченко Е.А. Певцовой, предлагается тематическое планирование учеб­ного материала на 2 года обучения на базовом уровне в двух ва­риантах в зависимости от способа изучения экономики и права. Оно составлено на основе обязательного минимума содер­жания обществознания на ступени среднего (полного) общего образования (Сборник нормативных документов. Обществознание. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план. М.: Дрофа, 2004) и При­мерной программы по обществознанию (Сборник нормативных документов МОРФ. Вестник образования 2004 г., № 17).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рекомендации по использованию учебников для учащихся 10 класса «обществознание человек в обществе» и учащихся 11 класса

    Список учебников
    Рекомендациипоиспользованиюучебников для учащихся 10класса «Обществознание. Человек в обществе» и учащихся 11 класса «Обществознание. Гражданин в государстве» (авт.: Е. Н. Салыгин, Ю. Г. Салыгина ...
  2. Анализ работы гбоу сош № 840 за 2011-2012 учебный год

    Задача
    ... обществознания в качестве предмета, изучаемого на профильном уровне. Мониторинг по распределению выпускников 11-х классовпрофильногообучения ... технические и методическиерекомендациипо проведению классного часа и использованию средств мультимедиа, ...
  3. Методические рекомендации по проведению августовских совещаний педагогических работников образования в 2010 году ставрополь 2010

    Методические рекомендации
    ... учебников, методические письма о преподавании географии по результатам ЕГЭ). . – Профильноеобучение в старшей школе. /profil. – Дистанционная поддержка профильногообучения ...
  4. Требования к программно-методическому и материально-техническому обеспечению профильного обучения (10-11 класс) в муниципальных общеобразовательных учреждениях

    Примерная программа
    ... 10класс. 6. .Методическиерекомендациипоиспользованиюучебников10-11 классов при изучении предметов на базовом и профильном уровнях. Зинин С.А .7 Тематическое планирование к учебнику ...
  5. Методические рекомендации к учебнику «обществоведение 10-11» под редакцией москва «просвещение»

    Методические рекомендации
    ... в качестве методическихрекомендацийпоиспользованиюучебника для 10 - 11 классов при организации изучения предмета на профильном уровне Москва ...

Другие похожие документы..