Главная > Основная образовательная программа


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия «Новоскул»

Рассмотрена

на педагогическом совете гимназии

Протокол № 3 от 11 января 2012 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

И.о. директора гимназии ______________Н.В.Желтышева

Приказ № 02/1 -ОД от « 11» января 2012 г.

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

МАОУ «ГИМНАЗИЯ «НОВОСКУЛ»

Великий Новгород

2012 год

Основная образовательная программа

начального

общего образования

МАОУ «Гимназия «Новоскул»

Великий Новгород

2012 г.

Содержание:

Раздел целевой:

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

  3. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Раздел содержательный:

  1. ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

  2. ПРОГРАММЫ ОТДЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ, КУРСОВ

  3. ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

  4. ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

  5. ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Раздел организационный:

  1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

  2. ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  3. ПРОГРАММА КУРСОВ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  4. СИСТЕМА УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ СТАНДАРТА

Целевой раздел

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основная образовательная программа начального общего образования (далее – ООП НОО) Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия «Новоскул» города Великий Новгород, имеющего государственную аккредитацию и Лицензию на право ведения образовательной.

ООП НООразработана коллективом педагогов, представителей общественности, родителей начальной ступени образования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия «Новоскул», рассмотрена и принята педагогическим Советом Учреждения (Протокол № 1 от 30.08. 2011 года, с учетом изменений: протокол №3 от11.01. 2012 г.).

Основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями нормативно- правовых документов:

  • ст.14, 15 Закона РФ «Об образовании»;

  • Федерального государственного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009года,  зарегистрирован Минюст № 17785 от 22 .12. 2009;

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 1241 от 26 ноября 2010 года;

    • СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

    • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано Министерством юстиции РФ 3.03.2011г., регистрационный №19993);» 

    • Приказы МО и Н РФ №1312 от 9.03.2004; № 241 от 20.08.2008; № 889 от 30.08.2010;

    • Приказ МО и Н РФ №1994 от 3.06.2011 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования РФ от 9.03.2004 №1312»

  • на основе Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения, подготовленной Институтом стратегических исследований в образовании РАО, Москва, Просвещение, 2010 год, с учётом особенностей МАОУ «Гимназия «Новоскул»;

  • Концепции фундаментального ядра содержания общего образования;

  • Концептуальных положений Программы развития Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия «Новоскул»;

  • Устава образовательного учреждения;

  • Локальных актов МАОУ «Гимназия «Новоскул», регламентирующих деятельность участников образовательного процесса;

  • образовательных потребнос­тей и запросов участников образовательного процесса.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования– 4года.

Программа адресована участникам образовательного процесса гимназии, к числу которых относятся:

  • Педагоги начальной школы;

  • Родители обучающихся 1-4 классов;

  • Представители общественности, являющиеся членами Совета учреждения МАОУ «Гимназия «Новоскул».

Функции, права и обязанности участников образовательного процесса закреплены в локальных актах ОУ (Уставе учреждения, Положении о Совете учреждения, Положения о родительском комитете, и т.д.)

Основными принципами реализации Программы являются:

  • Предоставление равных возможностей всем обучающимся.

  • Открытость образовательного пространства МАОУ «Гимназия «Новоскул».

  • Первостепенность интересов обучающихся при выборе программы обучения, формы обучения, форм организации учебной и внеурочной деятельности, режима работа МАОУ «Гимназия «Новоскул».

  • Свобода выбора для обучающихся (программы обучения, уровня выполняемых заданий и т.д. )

  • Принцип сохранения и укрепления физического и психического здоровья обучающихся.

МАОУ «Гимназия «Новоскул» находится в областном центре, в достаточно удобном относительно культурных, досуговых учреждений районе Великого Новгорода. Образовательное учреждение располагается в трех зданиях, одно из которых относительно удалено от двух других. Особенности географического положения и своеобразие градообразующих предприятий оказывают влияние на социальный состав населения города, его численность. На протяжении последних лет существования города число его жителей было примерно одинаковым, но за счет демографических особенностей начался стремительный рост детей младшего возраста. Население города в настоящее время формируется не только из коренных жителей, но и из людей, приехавших из разных районов России, стран СНГ. В гимназию принимают как детей микрорайона гимназии, так и всего города. Это дает возможность родителям сравнивать образовательные учреждения. Поэтому социальное окружение, родительская общественность всегда предъявляли и предъявляют к гимназии высокие требования.

МАОУ «Гимназия «Новоскул» расположена рядом с МАОУ «Гимназия №2», МАОУ «СОШ № 21», «СОШ № 2», поэтому стоит вопрос конкуренции при наборе детей в ОУ. Тем не менее, среди других школ и гимназий МАОУ «Гимназия «Новоскул» по количеству учащихся занимает одно из ведущих мест на протяжении двух последних лет.

В целях реализации закона РФ «Об образовании» в части получения обязательного среднего образования и планирования работы по проведению учёта детей школьного возраста, подлежащих обязательному обучению, в городе за МАОУ «Гимназия «Новоскул» закреплены следующие территории: дома по улицам Германа, ул.Радистов, переулок Радистов, ул. Кооперативная, Воскресенский бульвар (улица Карла Маркса) четная сторона, ул. Новолучанская (дома №30 - 42), Октябрьская (дом № 22 – 42), ул. Б.Санкт-Петербургская (№27 – 35).

Порядок приема в МАОУ «Гимназия «Новоскул»:

1. Желание родителей выбора ОУ с учётом наличия свободных мест;

2. Количественный состав класса с учетом требований СанПиН;

3. Учёт психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.

Приём обучающихся в Учреждение осуществляется на основании Закона РФ «Об образовании», но так как и другие общеобразовательные учреждения находятся в шаговой доступности, то в МАОУ «Гимназия «Новоскул» принимаются все желающие при наличии свободных мест. Поэтому традиционно в Учреждении обучаются дети, проживающие в других микрорайонах, но выбравшие его как общеобразовательное учреждение, удовлетворяющее запросы социума.

Родители выдвигают, как основное требование к школе, высокий уровень учебных знаний, в том числе и по английскому языку, позволяющий их детям продолжить образование в высших учебных заведениях.

В МАОУ «Гимназия «Новоскул» сложилась система образования, которую можно охарактеризовать как открытую, саморазвивающуюся (эволюционизирующую), действующую в соответствующей правовой среде, с учетом складывающихся динамичных социально-экономических и социокультурных условий, традиций, насущных потребностей, наличных потенциалов, приоритетов и перспектив развития территориального сообщества, семьи и личности.

Проанализировав имеющуюся литературу по компетентностному подходу к образованию учащихся, изучив выделенные в Государственном образовательном стандарте РФ ключевые (универсальные) компетентности, педагогический коллектив пришел к выводу, что основной, обеспечивающей успех в разных сферах жизни человека компетентностью является коммуникативная.

Миссия гимназии: через развитие коммуникативной компетентности учащихся способствовать становлению устойчивой творческой личности, готовой войти в информационное сообщество.

Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ «Гимназия «Новоскул» разработана на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Образовательная программа сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения.

Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:

• с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

• с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

• с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

• с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

• с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

• с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):

• центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;

• развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учтен существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.

При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности первой ступени общего образования.

Целью реализации ООП НОО МАОУ «Гимназия «Новоскул» является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной гимназии целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы относятся:

• личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной гимназии, отражающие их индивидуально личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

• метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

• предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно - деятельностный подход, который предполагает:

• воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;

• переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся в образовательном учреждении, реализующем основную образовательную программу;

• ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

• признание решающей роли содержания образования,

способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

• учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

• обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;

• разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Содержание основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «Гимназия «Новоскул» сформировано с учётом социокультурных особенностей и потребностей региона, в котором осуществляется образовательный процесс.

Учебный план содержит две составляющие: обязательную часть и вариативную часть, включающую в себя внеурочную деятельность. План внеурочной деятельности содержит пояснительную записку.

Программа курсов составлена на основе программ организации внеурочной деятельности, по которым работает гимназия. Внеурочная деятельность организуется в таких формах как детские объединения, спортивные секции, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.

Формы, средства и методы обучения, духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, а также система оценок, формы, порядок и периодичность их промежуточной аттестации определены уставом образовательного учреждения и соответствуют требованиям Закона Российской Федерации «Об образовании», Стандарта и положениям Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определены в соответствии с действующими санитарными нормами.

Основная образовательная программа предусматривает:

• достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;

• выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно- полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

• организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

• участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

• использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

• возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке тьюторов и других педагогических работников;

• включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды города Великого Новгорода для приобретения опыта реального управления и действия. МАОУ «Гимназия «Новоскул» гарантирует ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса:

• с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в этом учреждении;

• с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования представляют собой систему обобщённых личностно ориентированных целей образования.

Планируемые результаты:

•обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования ОУ, уточняя и конкретизируя общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов для каждой учебной программы с учётом ведущих целевых установок их освоения, возрастной специфики обучающихся и требований, предъявляемых системой оценки;

•являются содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов УМК «Школа 2100», УМК «Планета знаний», УМК «Начальная школа ХХI века», учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

В соответствии с требованиями Стандарта структура планируемых результатов строится с учётом необходимости:

•определения динамики картины развития обучающихся на основе выделения достигнутого уровня развития и ближайшей перспективы — зоны ближайшего развития ребёнка;

•определения возможностей овладения учащимися учебными действиями на уровне, соответствующем зоне ближайшего развития, в отношении знаний, расширяющих и углубляющих систему опорных знаний, а также знаний и умений, являющихся подготовительными для данного предмета;

•выделения основных направлений оценочной деятельности — оценки результатов деятельности систем образования различного уровня, педагогов, обучающихся.

С этой целью в структуре планируемых результатов по каждой учебной программе (предметной, междисциплинарной) выделяются следующие уровни описания.

Цели-ориентиры, определяющие ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения данной учебной программы. Их включение в структуру планируемых результатов призвано дать ответ на вопрос: «Зачем нужно изучать данный предмет в образовательном учреждении?»

Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, представлены в первом, общецелевом блоке, предваряющем планируемые результаты по отдельным разделам учебной программы. Этот блок результатов описывает основной, сущностный вклад данной программы в развитие личности обучающихся, в развитие их способностей; отражает такие общие цели образования, как формирование ценностных и мировоззренческих установок, развитие интереса, формирование определённых познавательных потребностей обучающихся.

Оценка достижения этих целей ведётся в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации, а полученные результаты характеризуют деятельность системы образования на федеральном и региональном уровнях.

Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала. Планируемыерезультаты, описывающие эту группу целей, приведены вблоках «Выпускник научится» к каждому разделу учебнойпрограммы. Они ориентируют пользователя в том, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускников. Критериями отбора данных результатов служат: ихзначимость для решения основных задач образования на данной ступени, необходимость для последующего обучения, атакже потенциальная возможность их достижения большинством обучающихся, как минимум, на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся. Инымисловами, в эту группу включается система таких знаний иучебных действий, которая, во-первых, принципиально необходима для успешного обучения в начальной и основнойгимназии и, во-вторых, при наличии специальной целенаправленной работы учителя в принципе может быть освоена подавляющим большинством детей.

Достижение планируемых результатов этой группы выносится на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе освоения данной программы (с помощью накопительной оценки, или портфеля достижений), так и по итогам её освоения (с помощью итоговой работы). Оценка освоения

опорного материала на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся, ведётся с помощью заданий базового уровня, а на уровне действий, соответствующих зоне ближайшего развития, — с помощью заданий повышенного уровня. Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующую ступень обучения.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Публичный доклад муниципального автономного «гимназия «новоскул» г великого новгорода

    Доклад
    ... МАОУ «Гимназия «Новоскул» Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Гимназия «Новоскул» реализует общеобразовательные программы на ступенях начального, основногообщего и среднего (полного) общегообразования. Образовательный ...
  2. М аоу «гимназия «новоскул»

    Программа
    МАОУ «Гимназия «Новоскул» 173002, Великий Новгород, ул. Октябрьская, д. ... ступени основногообщегообразованияПрограмма воспитания и социализации обучающихся предусматривает формирование нравственного уклада жизни гимназии, обеспечивающего ...
  3. О зачислении слушателей на обучение по дополнительным образовательным программам повышения квалификации (3)

    Приказ
    ... начальных классов МАОУ «Гимназия «Новоскул» г.В.Новгород Название курсов: «Модернизация школьного химического образования» ... работников образования по программе «Реализация федеральных государственных образовательных стандартов общегообразования в ...
  4. О зачислении слушателей на обучение по дополнительным образовательным программам повышения квалификации (1)

    Приказ
    ... начальных классов МАОУ «Гимназия «Новоскул» г.В.Новгород Название курсов: «Модернизация школьного химического образования» ... работников образования по программе «Реализация федеральных государственных образовательных стандартов общегообразования в ...
  5. О зачислении слушателей на обучение по дополнительным образовательным программам повышения квалификации (2)

    Приказ
    ... начальных классов МАОУ «Гимназия «Новоскул» г.В.Новгород Название курсов: «Модернизация школьного химического образования» ... работников образования по программе «Реализация федеральных государственных образовательных стандартов общегообразования в ...

Другие похожие документы..