Главная > Программа


ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»

Утверждаю

_____________________

Руководитель ООП

по направлению 150400

зав.кафедрой металлургии

проф. В.М. Сизяков

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГОРНОГО ДЕЛА И МЕТАЛЛУРГИИ»

Направление: 150400 «Металлургия»

Профиль: «Металлургия цветных металлов»

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная

Составитель: доц. Е.В. Сизякова

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2012

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГОРНОГО ДЕЛА И МЕТАЛЛУРГИИ

Составитель: доц . Е.В.СИЗЯКОВА

Кафедра металлургии

1. Цели и задачи дисциплины

Целью дисциплины является ознакомление будущих специалистов, избравших для себя профессией металлургическое производство, с ролью и значением горного дела и металлургии как важнейших сфер материального производства, становление и развитие которых неразрывно связано с общей историей человеческой цивилизации. Излагаются основные этапы становления горно-металлургической отрасли со времен древнего мира до наших дней, прослеживается история возникновения и развития основных технологий добычи и переработки металлургического сырья, применение в отрасли значимых технических изобретений, роль выдающихся ученых, инженеров и изобретателей. Особый акцент делается на историю развития металлургической отрасли России, формированию отечественных научных школ и постановке образования в области геологии, горного дела и металлургии. Отдельно освещается роль Санкт-Петербургского горного института как первого в стране высшего технического учебного заведения. Излагаются перспективы дальнейшего развития металлургической науки и производства как продолжения непрерывного поступательного исторического процесса.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина относится к разделу «Дисциплины по выбору студента» гуманитарного, социального и экономического цикла (ГСЭ.В.01.). Для изучения дисциплины студент должен обладать входными знаниями по истории, физике и химии, уметь пользоваться компьютером, работать с информацией из различных источников. Данная дисциплина является предшествующей для изучения следующих предметов: введение в специальность, природа и человек, металлургические технологии производства и обработки металлов, металлургия тяжелых цветных металлов, металлургия легких металлов, металлургия благородных металлов.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОК -1, ОК-2, ОК-4, ОК-5, ОК-8, ОК-12, ОК-13, ПК-2, ПК-3, ПК-11, ПК-18.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: историю развития технологий производства основных металлов; биографии наиболее выдающихся ученых, изобретателей и специалистов в области горного дела; историю становления горнозаводской отрасли России; историю создания главных центров отечественного горнозаводского дела, их современное состояние и перспективы дальнейшего развития; историю создания и развития первого в России высшего технического учебного заведения – Горного училища – Горного кадетского корпуса – Горного института, становления в нем отечественных научных школ в области геологии, горного дела и металлургии.

Уметь: объяснитьроль горнозаводского дела – в полном его масштабе – от усилий по поиску и разведке полезных ископаемых до получения готовых продуктов и изделий, получаемых из минерального сырья, отвечающих запросам той или иной исторической эпохи – в экономическом, политическом, военном, культурном и научном развитии любого государства; расположить в хронологической последовательности основные этапы развития отрасли в целом, связать их с историей развития человеческого общества; подготовить информационные сообщения, рефераты и презентации на темы, связанные с биографиями выдающихся деятелей горнозаводского дела; провести анализ эволюции технологии производства основных металлов; изложить основные этапы становления и развития Горного института и формирования его научных школ; ориентироваться в музейном собрании института; дать пояснения по основным разделам экспозиции музея.

Владеть: навыками выступления перед аудиторией с презентацией и устным докладом; знаниями по истории развития отрасли; знаниями о деятельности выдающихся ученых, инженеров, государственных деятелей в области горного дела и металлургии.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

1

Аудиторные занятия (всего)

68

68

В том числе:

-

-

Лекции

34

34

Практические занятия (ПЗ)

17

17

Семинары (С)

-

Лабораторные работы (ЛР)

17

17

Самостоятельная работа (всего)

40

40

В том числе:

-

-

Курсовой проект (работа)

Расчетно-графические работы

Реферат

20

20

Другие виды самостоятельной работы

20

20

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

экзамен

Общая трудоемкость час

зач. ед.

108

108

4

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1.

Введение

Предмет и содержание дисциплины. Краткие исторические и статистические сведения о свойствах, применении и производстве металлов. Роль металлов в человеческом обществе

2.

Возникновение и развитие Вселенной, Земли и человека.

Краткие сведения о возникновении Вселенной и Земли, строению земной коры, формировании основных видов полезных ископаемых, обзор геологических процессов, сведения по гехронологии, возникновение человека, развитие человеческого общества.

3.

Возникновение и развитие горного дела.

Зарождение горного дела. Ямное горное дело, возникновение горной технологии. Горное дело с использованием металлического инструмента. Горные работы, механизмы, приспособления и технические изобретения в горном деле в период античности. Горное дело в средние века. Г. Агрикола. Техническая революция в горном деле, связанная с использованием энергии пара. Горное дело в 18-19 веках. Основные тенденции в развитии горно-металлургических предприятий в 20 веке. Современное состояние горнодобывающей промышленности и перспективы ее развития.

4.

История производства железа.

Первые металлы в жизни человеческого общества. Бронзовый и железный века. Первые технологии производства железа и сырье для него. Сыродутный процесс. От сыродутного горна к домнице и двухстадийной технологии переработки железных руд. Чугун – ковкое железо, эволюция превращения. Процесс производства тигельной стали, пудлингование, переход на использование каменноугольного кокса. Секреты дамасской стали. Зарождение научной металлургии. Изобретения Мартена, Бессемера и Томаса. Легированные стали. Современное состояние черной металлургии.

5

Развитие горного дела в России до 18 века.

Состояние горных промыслов и производства металлов в России XVI-XVII вв. Первые горные и металлургические предприятия. Деятельность иностранных концессионеров (Виниус, Марселис, Акема), возникновение металлургии в центральной России (Тула, Подмосковье). Строгановы и их роль в освоении Урала.

6

Эпоха Петра I и его роль в развитии горно-заводской отрасли России

Характеристика политических и экономических реформ Петра I. Личность Петра I. Становление отечественной горнодобывающей и металлургической промышленности в эпоху Петра I (XVIII в.), реформы Петра I в области управления горным делом, Берг-привилегия. Деятельность Берг-коллегии. Проблема обеспечения горных промыслов металлургических предприятий специалистами и пути ее решения в эпоху Петра I. Роль В.Н.Татищева в подготовке отечественных горных специалистов. Личность В.Н.Татищева и его вклад в отечественную науку, экономику и политику. Деятельность В.Н.Татищева и В.И.Геннина по организации горных школ. Развитие металлургии на Севере России (Олонецкая губерния, Петрозаводск). Освоение горных богатств Урала как важнейший этап развития русского горно-металлургического промысла. Деятельность и история семьи Демидовых. Политическая и экономическая обстановка в России в период ";междуцарствия"; (1725-1741 гг.).

7

Эпоха Елизаветы. М.В.Ломоносов и его вклад в российскую науку, развитие горного дела и металлургии.

Елизавета Петровна и возврат России к Петровским начинаниям в области политики, экономики и науки. М.В.Ломоносов и его роль в становлении отечественной науки и образования, в том числе горного.

8

Эпоха Екатерины II. Ее роль в развитии горнозаводского дела. Основание Горного Училища.

Создание, становление и развитие Горного института в Санкт-Петербурге. Деятели екатериниской эпохи в области горного дела – М.Ф. Соймонов, И.А. Шлаттер, А.Е. Мусин-Пушкин.

9

Периоды становления и развития Горного института в Санкт-Петербурге. Ведущие научные школы в области геологии, кристаллографии, горного дела.

Горное училище – Горный кадетский корпус – Институт Корпуса горных инженеров – Горный институт. История развития, программы подготовки горных инженеров. Горный журнал и его роль в распространении научных знаний в горном деле и металлургии. Наиболее выдающиеся управляющие, командиры и директора института. Выдающиеся ученые и выпускники института, их роль в развитии горно-металлургического комплекса России. Формирование ведущих научных школ института. Современное состояние Горного института и основные направления научных исследований ученых-горняков в настоящее время.

10

Металлургия России в 19-20 вв. и роль выпускников Горного института в ее развитии. Школа металлургов Горного института, направления научных исследований кафедры цветной металлургии в настоящее время.

Возникновение и развитие направления по металлургии в стенах Горного института. Соединенная лаборатория Горного корпуса и департамента горных и соляных дел, работы по технологии переработки уральской платины. Возникновение и становление кафедры металлургии, династия Иосса. Металлургия России в 19 веке. Выдающиеся металлурги – выпускники института. Биографические сведения, направления научной и производственной деятельности, крупнейшие изобретения, разработки, вклад в развитие российской металлургической промышленности. Цветная металлургия в Горном институте. Металлургическая отрасль в СССР и роль ученых-горняков в ее развитии. Современные направления научных исследований кафедры МЦМ.

11

История производства алюминия.

Попытки получения алюминия, опыты Х.Деви, Велера, Эрстеда. Усилия изобретателей и ученых 19 века по разработке промышленной технологии производства алюминия. Изобретение электролитического способа производства алюминия и гидрохимического способа получения глинозема. Работы русских ученых и инженеров в области производства глинозема и алюминия. Возникновение советской алюминиевой промышленности. Современное состояние алюминиевой промышленности России.

5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1.

Основы специальности

х

х

х

х

х

2.

Природа и человек

х

х

х

3

Металлургические технологии производства и обработки металлов

х

х

х

х

х

4

Металлургия тяжелых цветных металлов

х

х

5

Металлургия легких металлов

х

х

6

Металлургия благородных металлов

х

х

5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц., час.

Практ.

зан., час.

Лаб.

раб.

Семин

СРС

Все-го

час.

1.

Введение

2

1

-

3

2.

Возникновение и развитие Вселенной, Земли и человека.

2

2

4

8

3

Возникновение и развитие горного дела.

4

4

8

4

История производства железа.

4

2

3

4

13

5

Развитие горного дела в России до 18 века.

2

4

4

10

6

Эпоха Петра I и его роль в развитии горно-заводской отрасли России

4

2

4

10

7

Эпоха Елизаветы. М.В.Ломоносов и его вклад в российскую науку, развитие горного дела и металлургии.

2

2

4

8

8

Эпоха Екатерины II. Ее роль в развитии горнозаводского дела. Основание Горного Училища.

2

2

2

6

9

Периоды становления и развития Горного института в Санкт-Петербурге. Ведущие научные школы в области геологии, кристаллографии, горного дела.

4

2

4

10

10

Металлургия России в 19-20 вв. и роль выпускников Горного института в ее развитии. Школа металлургов Горного института, направления научных исследований кафедры цветной металлургии в настоящее время.

4

4

4

6

18

11

История производства алюминия.

4

2

4

4

14

6. Лабораторный практикум:

№ п/п

№ раздела дисциплины

Наименование лабораторных работ

Трудо-емкость

(час.)

1

1.

Вводное занятие

1

2

4

Термическая обработка сталей.

4

3

5

Изучение микроструктур чугунов и сталей

4

4

10

Обжиг сульфидных концентратов.

4

5

11

Литье алюминиевых сплавов.

4

7. Практические занятия (семинары)

№ п/п

№ раздела дисциплины

Тематика практических занятий (семинаров)

Трудо-емкость

(час.)

1.

Возникновение и развитие Вселенной, Земли и человека.

Посещение Горного музея (отдел геологии)

2

2.

История производства железа.

Подготовка сообщений: знаменитые металлурги в области черной металлургии.

2

3

Эпоха Петра I и его роль в развитии горно-заводской отрасли России

В.Н. Татищев и его роль в развитии горного дела и горного образования в России. История семьи Демидовых.

2

4

Эпоха Елизаветы. М.В.Ломоносов и его вклад в российскую науку, развитие горного дела и металлургии.

Жизнь и деятельность М.В. Ломоносова.

2

5

Эпоха Екатерины II. Ее роль в развитии горнозаводского дела. Основание Горного Училища.

Посещение Горного музея (отделы минералогии и горно-заводской техники).

2

6

Периоды становления и развития Горного института в Санкт-Петербурге. Ведущие научные школы в области геологии, кристаллографии, горного дела.

Подготовка сообщений о выдающихся ученых Горного института.

2

7

Металлургия России в 19-20 вв. и роль выпускников Горного института в ее развитии. Школа металлургов Горного института, направления научных исследований кафедры цветной металлургии в настоящее время.

Сообщения о выдающихся ученых-металлургах – выпускниках института в 19 и 20 вв.

4

8

История производства алюминия.

Выдающиеся ученые-алюминщики.

2

8. Примерная тематика курсовых проектов (работ): не предусмотрены.

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

1. Первое высшее техническое учебное заведение России – Горный институт (1773-1998). СПГГИ. ";Медиа-маркет";, 1998.

2. Дядькин Ю.Д. История горной науки и техники. СПГГИ, 1998.

3. Гаврилова Л.М.. Афанасьев В.Г., Севастьянов Ф.Л. Развитие горного дела в эпоху Екатерины II. СПб, ";Галарт";, 1999.

4. Генерал от металлургии Павел Аносов. Под ред. М.Е.Главацкого. Екатеринбург, Уральский университет, 1999.

5. Сизяков В.М. Современное состояние и проблемы развития алюминиевой промышленности России. СПб., Записки Горного института. Т.165. 2005.

6. Чиркст Д.Э. Содружеству металлургов и химиков Горного института свыше 230 лет. СПб., Записки Горного института. Т.169. 2005.

7. Сизяков В.М. Состояние, проблемы и перспективы развития способа комплексной переработки нефелинов. СПб., Записки Горного института. Т.169. 2005.

8. Отчет о научно-исследовательской работе «Исследование деятельности основоположников металлургической школы России и оценка ее влияния на современное развитее металлургической отрасли 1.17.07 Ц. 2007 .

9. Розен Б.Я., Розен Я.Б. Металл особой ценности. М. Металлургия, 1980.

10. М.Беккерт. Мир металла. М. Мир, 1980.

б) дополнительная литература

9. Журнал ";Цветные металлы"; № 2, 194.

10. Горный журнал, № 6, 2000.

11. С. Венецкий Наследники Гефеста. М., ГУП «Издательский дом «Руда и металлы», 2001.

Материалы сети Internet

10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Коллекции Горного музея, экспонаты зала горной и заводской техники, зала истории Горного института, стенды, посвященные главным деятелям российского горнозаводского дела и горной науки, размещенные в специализированных аудиториях, многочисленные портреты, экспонированные в конференц-зале и портретной галерее, мультимедийное оборудование ауд. 3223, 6402; презентации и видеофильмы по тематике курса.

11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

В качестве средств текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации предлагается проведение контрольных работ в форме тестов по каждому из разделов дисциплины, подготовка информационных сообщений и презентаций, защита рефератов по выбранным темам. Программа курса предусматривает посещение Горного музея и Храма горных инженеров.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Первое высшее техническое учебное заведение россии (188)

    Рабочая программа
    ... инженерной геологии Т.Н. Николаева ПЕРВОЕВЫСШЕЕТЕХНИЧЕСКОЕУЧЕБНОЕЗАВЕДЕНИЕРОССИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ... инженерной геологии Т.Н. Николаева ПЕРВОЕВЫСШЕЕТЕХНИЧЕСКОЕУЧЕБНОЕЗАВЕДЕНИЕРОССИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ...
  2. ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ (170)

    Программа
    ... и информационное обеспечение дисциплины: а) основная литература 1. ПервоевысшеетехническоеучебноезаведениеРоссии – Горный институт (1773-1998). СПГГИ ...
  3. Первое высшее техническое учебное заведение россии (464)

    Рабочая программа
    ... ПЕРВОЕВЫСШЕЕТЕХНИЧЕСКОЕУЧЕБНОЕЗАВЕДЕНИЕРОССИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего ... бурения скважин. Первоевысшее горное учебноезаведение в России. Проф. ...
  4. Первое высшее техническое учебное заведение россии (31)

    Рабочая программа
    ... ПЕРВОЕВЫСШЕЕТЕХНИЧЕСКОЕУЧЕБНОЕЗАВЕДЕНИЕРОССИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего ... освоения специальных дисциплин высшегоучебногозаведения. В задачи ...
  5. Первое высшее техническое учебное заведение россии (68)

    Рабочая программа
    ... ПЕРВОЕВЫСШЕЕТЕХНИЧЕСКОЕУЧЕБНОЕЗАВЕДЕНИЕРОССИИ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего ... предприятии : учеб. Для студ. высш. учеб. заведений / Л.А.Одинцова. – М. ...

Другие похожие документы..