Главная > Документ


ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДИСТАНЦИОННЫЙ МОНИТОРИНГ

ВЫБОРОВ ПРЕЗИДЕНТА США

6 НОЯБРЯ 2012 ГОДА*

г. Москва

1. Общие положения

1. Государственно-территориальное деление – 50 штатов и федеральный округ Колумбия.

Под юрисдикцией США находятся также территории – Виргинские острова, Восточное Самоа, остров Гуам, «свободно присоединившееся государство» Пуэрто-Рико (6 ноября 2012 года в Пуэрто-Рико проводится референдум о преобразовании в новый 51-й штат США).

Большинство штатов (за исключением Род-Айленда и Коннектикута) делятся на графства. Всего в США более 3000 графств.

2. Президент США избирается на четыре года косвенным путем Коллегией выборщиков, в состав которой избираются 538 выборщиков; число выборщиков от каждого штата равно общему числу сенаторов и депутатов Палаты представителей Конгресса США, подлежащих избранию от этого штата. Кроме того, трое выборщиков представляют Округ Колумбия, не имеющий полного представительства в Конгрессе США.

Для избрания Президентом США кандидату необходимо получить не менее 270 голосов выборщиков.

3. В соответствии с XII поправкой к Конституции США, Вице-президент США избирается вместе с Президентом США, при этом, в соответствии с Конституцией США они не могут быть уроженцами одного штата. Вице-президент США является вторым лицом в государстве и исполняет обязанности президента в случае оставлении им должности. В случае, когда должность Вице-президента США становится вакантной, его назначает Президент США, после чего кандидатура утверждается Конгрессом США. Таким образом, в определенных случаях Президентом США может стать Вице-президент США, который не был избран Коллегией выборщиков, т.е. не прошел процедуру косвенных выборов, включая официальное выдвижение его кандидатуры на национальном конвенте политической партии.

Так, Джеральд Форд в 1973 году стал 38-м Президентом США от Республиканской партии, не будучи избранным Коллегией выборщиков на должность Вице-президента США вместе с Президентом США. Он был назначен на пост Вице-президента США после отставки занимавшего этот пост Спиро Агню в 1973 году. Менее чем через год, 9 августа1974 года, Джеральд Форд вступил в должность Президента США, когда в отставку подал Ричард Никсон в связи с расследованием по делу Уотергейта. Таким образом, он стал пока единственным Президентом США, который никогда не был всенародно избран ни на пост президента, ни на пост Вице-президента США.

В целом американская избирательная система, основанная на положениях Конституции США, допускает возможность занятия лицом выборной должности без выборных процедур, что не должно быть приемлемо для демократического правового государства. В этих условиях Конституция США нуждается во внесении изменений и дополнений (в соответствующей поправке, принимаемой штатами в ходе проведения соответствующих народных голосований).

4. Как правило, борьба на президентских выборах происходит между двумя крупнейшими политическими силами США – Демократической и Республиканской партиями. Но помимо них в США действуют ещё 38 федеральных так называемых «третьих» или «малых» партий, в частности, Конституционная партия, Либертарианская партия, Партия зеленых, Партия справедливости, не считая региональных политических партий, таких как Вермонтская прогрессивная партия, и других политических партий, как минимум, в 18 штатах.

Победить на выборах действующего Президента США, баллотирующегося на второй срок, как показывает американская электоральная история, очень сложно, хотя и возможно: за последние сто лет это случалось 3 раза - в 1932, 1980 (Джимми Картер (демократ) проиграл президентские выборы Рональду Рейгану (республиканец) и в 1992 году (Джордж Буш-старший (республиканец) проиграл Биллу Клинтону (демократ) (в 1952 и 1968 годах у действующих тогда Президентов США было мало шансов на победу и они отказались от участия в выборах на второй президентский срок).

В целом с проведения в 1789 году первых президентских выборов, на которых Президентом США был избран Джордж Вашингтон, было избрано 44 Президента США (Барак Обама является 44-ым Президентом США). При этом 31 Президент США принимал участие в выборах на второй срок и 21 из них был переизбран (67,74%), а 10 Президентов США по тем или иным причинам не выставляли свою кандидатуру на второй срок президентских полномочий.

В рамках указанной парадигмы с 1900 годов из 19 Президентов США 14 были переизбраны (73,71%). В течение последних 80-ти лет только 4 Президента США не были переизбраны на второй срок.

Начиная с 1976 года три Президента США не были переизбраны на новый срок (Дж. Форд, Д. Картер и Д. Буш-старший), тогда как три Президента США были переизбраны – Рональд Рейган (республиканец), Билл Клинтон (демократ) и Джордж Буш-млпдший (республиканец).

5. Третьи ТВ-дебаты смотрело 59,2 млн. американцев, наименьший показатель среди проведенных теледебатов между Бараком Обамой и Миттом Ромни (первые теледебаты смотрело 67,2 млн. американцев).

Рекорд теледебатов – Джимми Картер и Рональд Рейган (1980 год) – 80,6 млн. американцев смотрело теледебаты.

6. Одновременно с президентским выборами 6 ноября 2012 года в Пуэрто-Рико проводится референдум о преобразовании в новый штата США. В настоящее время Пуэрто-Рико имеет делегата только в Конгрессе США без права решающего голоса. В целом в Пуэрто-Рико как федеральной территории жители не имеют избирательных прав при проведении федеральных выборов, в том числе выборов Президента США, но при проведении праймериз в рамках Республиканской партии были вправе избрать 20 делегатов на Национальный конвент Республиканской партии.

2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И СУДЕБНЫЕ НОВАЦИИ

1. С 2008 года произошли законодательные изменения в ряде структурных компонентов организации избирательного процесса при проведении президентских выборов:

- новые подходы штатов к введению удостоверения избирателя с фотографией – это затрагивает около 5 млн. потенциальных избирателей, преимущественно сторонников Демократической партии, в том числе молодежи, представителей национальных меньшинств, малоимущих слоев населения. В 2008 году 50 процентов молодежи в соотношении 2 к 1 поддержало Бараку Обаму, в настоящее время 25 процентов афро-американцев не имеют удостоверений личности с фотографией, тогда как среди белых избирателей – только 8 процентов. Более жесткие требования ввели, в частности, законодатели 17 штатов;

- новые требования к организации процедуры регистрации избирателей – например, в штате Флорида введено новое законодательное урегулирование как процедуры регистрации избирателей, так и участия избирателей в голосования по предъявлению удостоверения избирателя с фотографией. В частности, политические партии должны сертифицировать организации, которые по их поручению занимаются вопросами регистрации избирателей. Эти организации должны не позднее 48 часов направить регистрационные формы, заполненные избирателями в соответствующий орган по регистрации избирателей; в случае нарушения установленного срока они могут быть подвергнуты наказанию в виде наложения денежного штрафа. Отделение Демократической партии во Флориде уже начало такую работу;

- введение рядом штатов нового требования о подтверждении избирателем гражданства США на основе предъявления сертификата о рождении;

- сокращение некоторыми штатами сроков проведения досрочного голосования, а также голосования с использованием других форм голосования, при сохранении некоторыми штатами прежних, довольно продолжительных, сроков проведения досрочного голосования (один месяц и более);

- изменение порядка и условий финансирования предвыборной агитационной деятельности кандидатов на основе снятия Верховным Судом США ограничений по перечню субъектов, объемам и направлениям расходования денежных пожертвований, переход к бизнес-модели проведения президентских выборов;

- широкое – на основе политико-правового дозволения – применение новых информационных технологий в проведении президентских выборов и агитационной деятельности, особенно в сети Интернет и мобильных телефонов;

- новые подходы к организации и проведению президентских дебатов на основе детального их регулирования и только в отношении кандидатов-республиканцев и кандидатов-демократов;

- создание новых правовых и технологических условий для участия в голосовании зарубежных избирателей с использованием технических средств, в частности, электронной почты, факса, защищенного сайте в сети Интернет, иных технических средств и каналов передачи электоральной информации, и одновременного сопровождения электронного дистанционного голосования подтверждениями на бумажном носителях. При этом в ряде случаев, особенно при голосовании с использования факсов, нарушается тайна голосования. В 2009 году на федеральном уровне были приняты изменения в федеральное законодательство, которые разрешили зарубежным избирателям, прежде всего военнослужащим голосовать с помощью электронных коммуникационных сетей, в том числе, закрытых. Эти изменения потребовали от штатов предусмотреть в своем законодательство возможность отправки таким избирателям избирательной документации в электронном виде (в частности, регистрационных форм для регистрации в качестве избирателя, электронного избирательного бюллетеня и его бумажной формы и др.). При этом федеральное законодательство не определяет, каким образом заполненные формы и избирательные бюллетени будут направлены (отправлены) избирателями в соответствующие избирательные органы штатов.

2. В общей сложности, по оценкам исследователей, изменения избирательного законодательства 23 из 50 штатов, где республиканское большинство осуществило принятие поправок, может, например, привести к тому, что до 10 миллионов испаноговорящих граждан США не смогут принять участия в выборах. Наиболее серьезный конфликт возник в штате Пенсильвания, где законодательные новеллы оспариваются в судебном порядке. Там в случае, если суд не отменит законодательное требование предъявлять удостоверение избирателя, не смогут принять участие в голосовании не менее 52 000 из более чем 320 000 испаноговорящих американцев, проживающий в штате, то есть от участия в выборах отстранен каждый шестой представитель этой группы избирателей. То, что для получения этого удостоверения, а значит, участия в выборах, необходимо оплатить пошлину в размере 13 долларов США, либо предъявить свидетельство о рождении, было признано истцами дискриминационной мерой, мешающей отдельным категориям граждан США воспользоваться своим конституционным правом на участие в выборах, и оспаривается в Верховном Суде США.

3. Решения Верховного Суда США. Дорогу для решающего влияния больших политических денег на волеизъявление избирателей, особенно колеблющихся, а их, как правило, большинство американской политической системе при проведении президентских выборов, на волеизъявление, которое формируется, прежде всего, в ходе проведения предвыборной агитации, оказали два решения Верховного Суда США, принятые в 2010 году, которые открыли дорогу для участия в спонсорском неограниченном финансировании для профсоюзов, комитетов политических действий и некоммерческих общественных организаций (НКО).

3. НЕСОБЛЮДЕНИЕ или неполное соблюдение США МЕЖДУНАРОДНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ В ОБЛАСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ВЫБОРОВ

1. Ряд штатов, в частности, 31 штат предприняли усилия по обеспечению возможности участия в голосовании зарубежных избирателей, прежде всего военнослужащих. Законодательство этих штатов дозволяет такой категории избирателей (военнослужащим и другим зарубежным избирателям) принимать участие в голосовании с использованием определенного набора технических средств, т.е. голосовать дистанционно с использованием электронных технических средств – посредством отправки бумажного избирательного бюллетеня по факсу, с использованием электронной почты, голосования с использованием безопасного (защищенного) веб-сайта, либо в рамках иных комбинаций технических средств голосования. Конечно, такие технологические способы организации голосования (дистанционного голосования) избирателей подвержены хакерским атакам, а также нарушают принцип тайного голосования (особенно в части использования факса), что противоречит параграфу 7.4 Документа Копенгагенского совещания конференции по человеческому измерению СБСЕ от 26 июня 1990 года..

2. Поскольку США подписали Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ от 29 июня 1990 года, все штаты должны одинаково и последовательно выполнять положения указанного документа, включая предоставление международным наблюдателям доступа на избирательные участки.

3. Выборную должность, в частности, Президента США – при определенных обстоятельствах – может занять лицо, первоначально не прошедшее процедуру выборов (казус Джеральда Форда: так, Джеральд Форд в 1973 году (по 1977 год) стал 38-м Президентом США от Республиканской партии, не будучи избранным Коллегией выборщиков на должность Вице-президента США вместе с Президентом США: в 1973 году он был назначен Президентом США Ричардом Никсоном на пост Вице-президента США после отставки Вице-президента США Спиро Агню; утверждён 27 ноября Сенатом и 6 декабря Палатой представителей, после чего вступил в должность Вице-президента США. Менее чем через год, 9 августа1974 года, Джеральд Форд вступил в должность Президента США, когда в отставку подал уже сам Ричард Никсон в связи с расследованием по делу Уотергейта. Таким образом, он стал пока единственным Президентом США, который никогда не был всенародно избран ни на пост президента, ни на пост Вице-президента США).

4. Президент США избирается не голосами избирателей, а голосами выборщиков Коллегии выборщиков (казус Альберта Гора, когда голосов избирателей было больше, чем у другого кандидата, однако последний был избран выборщиками Президентом США: в 2000 году Альберт Гор (Демократическая партия) получил 50992335 голосов избирателей и 266 голосов выборщиков, а Джордж Буш-младший (РП) – 50455156 голосов избирателей и 271 голосов выборщиков. Альберт Гор получил больше голосов избирателей, но меньше голосов выборщиков).

5. Партийное противостояние, в том числе в палатах Конгресса США, не позволяет принимать законодательные акты по реформированию избирательной системы, обеспечению избирательных прав и свобод граждан США, прекращению дискриминации отдельных категорий избирателей, в частности, жителей Округа Колумбия и территорий США, лиц, отбывших тюремное наказание и др., несмотря на имеющийся в обществе консенсус по решению этих вопросов.

6. Законодательство ряда штатов, которое вводит обязательное предъявление избирателем при получении избирательного документа удостоверения личности с фотографией, а также документа об обладании американским гражданством, преследующее в ряде случае политические электоральные цели с точки зрения ослабления электоральной поддержки одной из политических партий со стороны отдельных категорий избирателей, носит в условиях децентрализованной избирательной системы практически неравный, дискриминационный характер, поскольку не обеспечивается соблюдение принципа равенства избирателей в избирательном корпусе США. Данное положение было негативно ценено в Итогом отчете миссий международного наблюдения БДИПЧ ОБСЕ на промежуточных выборах в Конгресс США.

7. День голосования – на основе предоставления возможности избирателям голосовать досрочно или дистанционно, в том числе по почте, - превращается из конкретного дня голосования на избирательном участке в период для голосования без реальной возможности осуществления общественного контроля за ходом голосования и подсчета голосов избирателей.

РАБОЧИЙ ВАРИАНТ*

Сопоставление

избирательного законодательства и практики проведения парламентских и президентских выборов в Российской Федерации и США

(В РАМКАХ ДИСТАНЦИОННОГО МОНИТОРИНГА ВЫБОРОВ ПРЕЗИДЕНТА США 6 НОЯБРЯ 2012 ГОДА)

Критерии сравнения

Российская Федерация

США

1. Форма государственного устройства.

Административно-территориальное устройство (деление).

Президентская республика.

Федеративное государство. В статье 1 Конституции Российской Федерации закреплено: «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления»; статья 65 содержит перечень субъектов Российской Федерации и положение о том, что принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

Государственно-территориальное устройство: 83 субъекта Российской Федерации, из них 21 республика, 9 краев, 46 областей, 2 города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург), 4 автономных округа, одна автономная область (статья 65 Конституции Российской Федерации).

Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта Российской Федерации осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

В соответствии со статьей 131 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. В Российской Федерации более 50 тысяч муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов, внутригородских территорий городов федерального значения, городских и сельских поселений).

Столица – Москва

Президентская республика.

Федеративное государство. В Преамбуле к Конституции Соединенных Штатов Америки от 17 сентября 1787 года провозглашается: «Мы, народ Соединенных Штатов, с целью образовать более совершенный союз, установить правосудие, гарантировать внутреннее спокойствие, обеспечить совместную оборону, содействовать всеобщему благоденствию и закрепить блага свободы за нами и потомством нашим провозглашаем и устанавливаем настоящую Конституцию для Соединенных Штатов Америки».

Государственно-территориальное деление – 50 штатов и федеральный округ Колумбия.

Под юрисдикцией США находятся также территории – Виргинские острова, Восточное Самоа, остров Гуам, «свободно присоединившееся государство» Пуэрто-Рико. 6 ноября 2012 года проводится референдум о преобразовании статуса «свободно присоединившегося государства» Пуэрто-Рико в новый – 51-ый штат США.

Большинство штатов (за исключением Род-Айленда и Коннектикута) делятся на графства.

Всего в США более 3000 графств.

Столица – город Вашингтон, О.К. (федеральный округ Колумбия).

2. Членство в международных организациях.

ООН, СНГ, ОБСЕ, Совет Европы, Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Организация евроазиатского экономического сотрудничества (ЕврАзЭС), Межпарламентский союз, Азиатско-Тихоокеанский парламентский форум (объединяет законодателей 27 стран).

ООН, ОБСЕ, Организация американских государств (ОАГ).

Международно-правовые обязательства США по-прежнему сводятся к участию лишь в трех (Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г., Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. и Конвенции против пыток 1984 г.) из девяти основных договоров по правам человека, предусматривающих контрольные механизмы.

США до сих пор не ратифицировали Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г., Конвенцию о правах ребенка 1989 г., Международную конвенцию о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г., Конвенцию о правах инвалидов 2006 г. и Международную конвенцию для защиты всех лиц от насильственных исчезновений 2006 г.

3. Избираемые органы и должностные лица.

Избираемыми органами и должностными лицами являются:

1. Президент Российской Федерации (избирается на 6 лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании).

2. Двухпалатный парламент Российской Федерации – депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (нижняя палата Федерального Собрания – парламента Российской Федерации – всеобщие прямые выборы) и члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (верхняя палата – косвенные выборы; в связи с проведением в 2012 году реформы политической системы Российской Федерации изменяется принцип формирования состава Совета Федерации на основе введения элементов всеобщих и прямых выборов членов верхней палаты Федерального Собрания).

3. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) назначается Президентом Российской Федерации по представлению коллегиального постоянно действующего руководящего органа политической партии, имеющей большинство в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации. В связи с процессом реформирования в 2012 году политической системы Российской Федерации с 1 июля 2012 года законодательно восстанавливается выборность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации. 14 октября 2012 года при проведении единого дня голосования в субъектах Российской Федерации проводились выборы губернаторов 5 субъектов Российской Федерации (Амурской, Белгородской, Брянской, Новгородской и Рязанской областей).

4. Депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе и верхней палаты региональных парламентов (в Республике Тыва и в Свердловской области – до 2012 года), при этом в 64 субъектах Российской Федерации (из 83) с четырех до пяти лет увеличен срок полномочий законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года законодательно вводится единый критерий установления численности депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 8 марта 2011 года № 34-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» если выборы в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации проводились в иной, чем второе воскресенье марта, день, последующие выборы проводятся ближайший ко дню истечения срока полномочий этого органа день, на который могут назначаться выборы, а если таким днем является второе воскресенье октября года проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, – в день голосования на указанных выборах. Срок полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации соответственно продлевается или сокращается. При этом допускается, при соблюдении прочих законодательных условий, законом субъекта Российской Федерации не более чем на шесть месяцев продление или сокращение срока полномочий этого органа в целях совмещения дня голосования на выборах депутатов этого органа с днем голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

5. Органы местного самоуправления – избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (депутаты представительных органов местного самоуправления и выборные должностные лица местного самоуправления).

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутат – член представительного органа поселения, муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения; должностное лицо местного самоуправления – выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления; выборное должностное лицо местного самоуправления – должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах; член выборного органа местного самоуправления – выборное должностное лицо органа местного самоуправления, сформированного на муниципальных выборах.

Федеральным законом от 8 марта 2011 года № 34-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» уточнен порядок совмещения дней голосования на выборах в органы государственной власти разных уровней.

Установлено, что законом субъекта Российской Федерации может быть не более чем на шесть месяцев продлен или сокращен срок полномочий его законодательного (представительного) органа государственной власти в целях совмещения дня голосования на выборах депутатов этого органа с днем голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. При этом не допускается продление или прекращение срока полномочий законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, в результате которых избиратель будет иметь возможность проголосовать одновременно более чем по четырем избирательным бюллетеням, за исключением бюллетеней, выданных в связи с проведением досрочных, повторных или дополнительных выборов.

Уточнено также, что если выборы во вновь образованный законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации проводились в иной, чем второе воскресенье марта, день, последующие выборы этого органа проводятся в ближайший ко дню истечения срока полномочий этого органа день, на который могут назначаться выборы, а если таким днем является второе воскресенье октября года проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, – в день голосования на указанных выборах.

В соответствии с изменениями и дополнениями в законодательство о выборах с 2013 года устанавливается единый ежегодный день голосования в субъектах Российской Федерации – второе воскресенье сентября (в 2013 году – это 8 сентября).

1. Президент США (избирается на 4 года косвенным путем Коллегией выборщиков, в состав которой избираются 538 выборщиков; число выборщиков от каждого штата равно общему числу сенаторов и депутатов Палаты представителей Конгресса США, подлежащих избранию от каждого штата);

2. Вице-президент США (в соответствии с Поправкой XXV к Конституции США в случае отстранения Президента США от должности либо его смерти или отставки Вице-президент становится Президентом США. Когда должность Вице-президента становится вакантной, Президент США назначает Вице-президента, который вступает в должность по утверждении большинством голосов обеих палат Конгресса США). В соответствии с XII поправкой к Конституции США, Вице-президент США избирается вместе с Президентом США, при этом, в соответствии с Конституцией США они не могут быть уроженцами одного штата. Вице-президент США является вторым лицом в государстве и исполняет обязанности президента в случае оставлении им должности. В случае, когда должность Вице-президента США становится вакантной, его назначает Президент США, после чего кандидатура утверждается Конгрессом США. Таким образом, в определенных случаях Президентом США может стать Вице-президент США, который не был избран Коллегией выборщиков, т.е. не прошел процедуру косвенных выборов, включая официальное выдвижение его кандидатуры на национальном конвенте политической партии.

Так, Джеральд Форд в 1973 году стал 38-м Президентом США от Республиканской партии, не будучи избранным Коллегией выборщиков на должность Вице-президента США вместе с Президентом США. Он был назначен на пост Вице-президента США после отставки занимавшего этот пост Спиро Агню в 1973 году. Менее чем через год, 9 августа 1974 года, Джеральд Форд вступил в должность Президента США, когда в отставку подал Ричард Никсон в связи с расследованием по делу Уотергейта. Таким образом, он стал пока единственным Президентом США, который никогда не был всенародно избран ни на пост президента, ни на пост Вице-президента США.

В целом американская избирательная система, основанная на положениях Конституции США, допускает возможность занятия лицом выборной должности без выборных процедур, что не должно быть приемлемо для демократического правового государства. В этих условиях Конституция США нуждается во внесении изменений и дополнений (в соответствующей поправке, принимаемой штатами в ходе проведения соответствующих народных голосований).

3. Конгресс США – двухпалатный парламент.

Палата представителей Конгресса США – нижняя палата (435 представителей, избираемых на ротационной основе сроком на два года и с полным переизбранием состава Палаты представителей каждые шесть лет).

Сенат Конгресса США – верхняя палата (100 сенаторов – по два сенатора от каждого штата, что позволяет учесть интересы малых штатов, незначительно представленных в Палате представителей; состав обновляется каждые 2 года на 1/3; таким образом, срок полномочий Сената составляет 6 лет).

4. Легислатуры и губернаторы штатов, шерифы графств. Выборы губернатора штата Нью-Йорк – 2010 год;

5. Судьи (в 29 штатах).

Всего имеется около 5000 выборных мандатов и должностей на различных уровнях организации публичной власти.

Как правило, борьба на президентских выборах происходит между двумя крупнейшими политическими силами США – Демократической и Республиканской партиями. Но помимо них в США действуют ещё 38 федеральных так называемых «третьих» или «малых» партий, в частности, Конституционная партия, Либертарианская партия, Партия зеленых, Партия справедливости, не считая региональных политических партий, таких как Вермонтская прогрессивная партия, и других политических партий, как минимум, в 18 штатах.

Победить на выборах действующего Президента США, баллотирующегося на второй срок, как показывает американская электоральная история, очень сложно, хотя и возможно: за последние сто лет это случалось 3 раза - в 1932, 1980 (Джимми Картер (демократ) проиграл президентские выборы Рональду Рейгану (республиканец) и в 1992 году (Джордж Буш-старший (республиканец) проиграл Биллу Клинтону (демократ) (в 1952 и 1968 годах у действующих тогда Президентов США было мало шансов на победу и они отказались от участия в выборах на второй президентский срок).

В целом с проведения в 1789 году первых президентских выборов, на которых Президентом США был избран Джордж Вашингтон, было избрано 44 Президента США (Барак Обама является 44-ым Президентом США). При этом 31 Президент США принимал участие в выборах на второй срок и 21 из них был переизбран (67,74%), а 10 Президентов США по тем или иным причинам не выставляли свою кандидатуру на второй срок президентских полномочий.

В рамках указанной парадигмы с 1900 годов из 19 Президентов США 14 были переизбраны (73,71%). В течение последних 80-ти лет только 4 Президента США не были переизбраны на второй срок.

Начиная с 1976 года три Президента США не были переизбраны на новый срок (Дж. Форд, Д. Картер и Д. Буш-старший), тогда как три Президента США были переизбраны – Рональд Рейган (республиканец), Билл Клинтон (демократ) и Джордж Буш-младший (республиканец).

5. 6 ноября 2012 года, одновременно с президентским выборами, в Пуэрто-Рико проводится референдум о преобразовании в новый штата США. В настоящее время Пуэрто-Рико имеет делегата только в Конгрессе США без права решающего голоса. В целом в Пуэрто-Рико как федеральной территории жители не имеют избирательных прав при проведении федеральных выборов, в том числе выборов Президента США, но при проведении праймериз в рамках Республиканской партии были вправе избрать 20 делегатов на Национальный конвент Республиканской партии.

Коллегия выборщиков, предусмотренная Конституцией США 1789 года, состоит из граждан США, избранных (по штатам) в ходе всеобщих выборов с единственной задачей – обеспечить избрание Президента и Вице-президента США. Каждый штат избирает в Коллегию выборщиков столько выборщиков, сколько депутатов Палаты представителей и членов Сената Конгресса США избирается от данного штата.

При этом – в силу особенностей Вашингтона, О.К., как федерального округа, не имеющего «полного» представительства в Конгрессе США, – от столичного города избирается три выборщика. Выборщики, за исключением некоторых штатов (Небраски и Мэна), избираются по правилам мажоритарной избирательной системы относительного большинства (либо по правилам пропорциональной избирательной системы). Это означает, что список выборщиков соответствующего кандидата на президентских выборах, получивший больше голосов избирателей, чем список выборщиков другого кандидата, получает все голоса выборщиков от данного штата (либо пропорционально числу голосов избирателей). Иногда в практике проведения президентских выборов складывается ситуация, когда кандидат побеждает в части получения голосов выборщиков, но проигрывает в части получения голосов избирателей, поданных в совокупности за «его» выборщиков (такая ситуация была на выборах 2000 года, когда кандидат от Демократической партии Альберт Гор получил 50992335 голосов избирателей и 266 голосов выборщиков, а кандидат от Республиканской партии Джордж Буш-младший получил соответственно 50455156 (меньше, чем Альберт Гор) и 271 голос и был избран Президентом США. Всего в Коллегии выборщиков 538 выборщиков.

4. Статус и срок полномочий Президента.

Президент Российской Федерации – глава государства.

Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.

В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

Президент Российской Федерации, в частности:

- назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;

- имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;

- принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

- по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров;

- представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;

- формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;

- формирует Администрацию Президента Российской Федерации;

- назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;

- назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;

- распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;

- назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

- вносит законопроекты в Государственную Думу;

- подписывает и обнародует федеральные законы;

- обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

С 4 марта 2012 года Президент Российской Федерации избирается сроком на 6 лет в ходе всеобщих прямых выборов.

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008 года содержалось предложение об увеличении до 6 лет срока президентских полномочий. 31 декабря 2008 года в часть 1 статьи 81 Конституции Российской Федерации внесено изменение в части увеличения срока президентских полномочий с 4 до 6 лет.

Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации.

Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

Бывший Президент Российской Федерации – Дмитрий Анатольевич Медведев.

Президент Российской Федерации – Владимир Владимирович Путин.

Одно и то же лицо не может избираться Президентом Российской Федерации более двух сроков подряд (статья 81 Конституции Российской Федерации). В связи с проведением в 2012 году реформы политической системы высказывались предложения об исключении из указанной конституционной статьи слова «подряд» и принятии ее в новой редакции: «Одно и то же лицо не может избираться Президентом Российской Федерации более двух сроков» (по аналогии, в частности, с Конституцией США).

Президент США – глава государства и глава правительства.

Президент США избирается сроком на 4 года в ходе косвенных выборов посредством Коллегии выборщиков (избиратели выбирают выборщиков, а выборщики – Президента США), т.е. специальным органом, который предусмотрен Конституцией США 1789 года.

В состав Коллегии выборщиков (как уже отмечалось) в ходе всеобщих выборов избираются граждане США, основная задача которых заключается в избрании Президента и Вице-президента США. Каждый штат избирает число выборщиков, равное числу сенаторов и депутатов Палаты представителей Конгресса США. Федеральный округ Колумбия (Вашингтон, О.К.), который не имеет своего представительства в Конгрессе США, избирает трех выборщиков (до 1964 года такого права у федерального округа Колумбия не было – в соответствии с Поправкой XXIIIк Конституции США округ, являющийся местом пребывания Правительства Соединенных Штатов, назначает в порядке, установленном Конгрессом, столько выборщиков Президента и Вице-президента, сколько сенаторов и представителей в Конгрессе округ мог бы избрать, если бы он был штатом, но ни в коем случае не в большем числе, чем наименее населенный штат; выборщики назначаются в дополнение к тем, которые назначаются штатами, и рассматриваются при выборах Президента как выборщики, назначенные от штата; выборщики собираются в округе и выполняют те обязанности, которые установлены Поправкой XII, при этом Конгресс имеет право обеспечивать исполнение настоящего положения посредством принятия соответствующего законодательства). За некоторым исключением выборщиков избирают по правилам мажоритарной избирательной системы относительного большинства. Выборщики, получившие большинство голосов избирателей, получают все голоса выборщиков от соответствующего штата. Кроме того, на этой основе не исключается ситуация (и на практике это случалось), когда Президент США избирается Коллегией выборщиков при одновременном получении им меньшего числа голосов избирателей по всей стране, чем проигравший ему кандидат (в 2000 году Альберт Гор (Демократическая партия) получил большее число голосов избирателей, чем Джордж Буш-младший (Республиканская партия), однако последний получил больше голосов выборщиков и был избран Президентом США).

Конституция США предусматривает, что избранным считается тот кандидат, который получит абсолютное большинство голосов выборщиков, т.е. не менее 270 из 538 голосов выборщиков Коллегии выборщиков. Если ни один из кандидатов не получит требуемого большинства, Палата представителей Конгресса США избирает Президента США из трех кандидатов, получивших наибольшее число голосов.

В соответствии с Поправкой XX к Конституции США сроки полномочий Президента и Вице-президента истекают в полдень 20-го дня января, а сроки полномочий сенаторов и представителей – в полдень 3-го дня января того года, когда указанные полномочия должны были бы закончиться, если бы статья не была ратифицирована; и с этого момента начинают исчисляться сроки полномочий их преемников.

Если к тому дню, с которого начинается срок полномочий избранного Президента, наступит его смерть, Президентом становится избранный Вице-президент. Если Президент не был избран ко дню, с которого начинается срок его полномочий, или если избранный Президент не отвечает требованиям, предъявляемым к кандидату на эту должность, тогда избранный Вице-президент исполняет обязанности Президента до тех пор, пока Президент не будет отвечать указанным требованиям; и Конгресс, если ни избранный Президент, ни избранный Вице-президент не отвечают требованиям, предъявляемым к кандидату на эту должность, может посредством принятия закона установить, кто именно будет исполнять обязанности Президента, либо определить порядок избрания лица, которому надлежит исполнять обязанности Президента, и такое лицо будет исполнять соответствующие обязанности, пока Президент либо Вице-президент не будут отвечать требованиям, предъявляемым к кандидату на эту должность. Конгресс может посредством принятия закона предусмотреть меры на случай смерти кого-либо из лиц, из которых Палата представителей, когда право выбора переходит к ней, избирает Президента, и на случай смерти кого-либо из лиц, из которых Сенат, когда право выбора переходит к нему, избирает Вице-президента.

Бывший Президент США – Джордж Буш-младший (Республиканская партия).

Президент США – Барак Обама (инаугурация 20 января 2009 года) – 44-ый Президент США.

Вице-президент – Джозеф Байден.

Одно и то же лицо не может избираться Президентом США более двух сроков. В соответствии с Поправкой XXII к Конституции США ни одно лицо не может быть избрано на должность Президента более чем два раза, и ни одно лицо, если оно занимало должность Президента либо исполняло обязанности Президента в течение более двух лет, замещая лицо, избранное Президентом, не может быть избрано на должность Президента более одного раза.

5. Дата президентских выборов.

Предыдущие президентские выборы состоялись 2 марта (воскресенье) 2008 года (конституционный срок полномочий Президента Российской Федерации составлял 4 года).

В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» днем голосования на выборах Президента Российской Федерации является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента Российской Федерации и в котором четыре года назад был избран Президент Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 7 статьи 5 указанного Федерального закона, если воскресенье, на которое должны быть назначены выборы Президента Российской Федерации, совпадает с днем, предшествующим нерабочему праздничному дню, или с нерабочим праздничным днем, или с днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо это воскресенье в установленном порядке объявлено рабочим днем, выборы назначаются на предшествующее воскресенье.

Прошлые президентские выборы – 4 марта (воскресенье) 2012 года (конституционный срок полномочий Президента Российской Федерации составляет 6 лет).

В этот же день – 4 марта 2012 года – единый день голосования в Российской Федерации – в 76 субъектах Российской Федерации проводилось более 4,2 тысяч выборов, в том числе дополнительные выборы по отдельным избирательным округам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборы глав и депутатов представительных органов местного самоуправления, а также 177 местных референдумов (голосований) по вопросам местного значения. Так, в городах – административный центрах 6 субъектов Российской Федерации проводились выборы глав муниципальных образований – мэра города Горно-Алтайска (Республика Алтай), главы городского округа «Город Якутск» (Республика Саха (Якутия), главы муниципального образования «Город Архангельск» – мэра города Архангельска (Архангельская область), мэра города – главы города Астрахани (Астраханская область), мэра города Ярославля (Ярославская область), главы городского округа «Город Нарьян-Мар» (Ненецкий автономный округ), а также выборы депутатов представительных органов городов – административных центров также 6 субъектов Российской Федерации – Горно-Алтайского городского Совета депутатов (Республика Алтай), Совета городского округа «город Уфа» (Республика Башкортостан), Совета местного самоуправления городского округа Нальчик (Кабардино-Балкарская Республика), Кировской городской Думы (Кировская область), Омского городского Совета (Омская область), Псковской городской Думы (Псковская область).

Очередные президентские выборы – 4 марта (воскресенье) 2018 года.

Прошедшие президентские выборы – 2 ноября (вторник) 2004 года.

Прошлые президентские выборы – 4 ноября (вторник) 2008 года.

Выборы Президента США проводятся одновременно с выборами 435 депутатов Палаты представителей, части «ротационных» сенаторов (33 сенаторов), губернаторскими и местными выборами.

Очередные президентские выборы – 6 ноября (вторник) 2012 года.

6. Структура, срок полномочий, численность депутатского корпуса парламента.

Двухпалатный парламент – Федеральное Собрание Российской Федерации, 616 парламентариев.

Федеральное Собрание парламент Российской Федерации является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

Федеральное Собрание состоит из двух палат Совета Федерации и Государственной Думы.

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации (нижняя палата) – 450 депутатов.

Срок полномочий Государственной Думы – 5 лет (ранее – до 4 декабря 2011 года – четыре года; в Послании Президента Российской Федерации от 5 ноября 2008 года содержалось предложение о переходе к пятилетнему сроку полномочий депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации как нижней палаты федерального парламента. 31 декабря 2008 года в статью 96 Конституции Российской Федерации было внесено изменение в части увеличения конституционного срока парламентских полномочий с 4 лет до 5 лет.

Совет Федерации (верхняя палата) – 166 членов: в соответствии со статьей 95 Конституции Российской Федерации по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации (с учетом объединения субъектов Российской Федерации – 83 субъекта Российской Федерации).

Совет Федерации – нет конституционного срока полномочий (срок полномочий сенатора ограничен сроком полномочий законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации), интересы которого он представляет.

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008 года содержалось положение о формировании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (верхней палаты федерального парламента) только из числа лиц, избранных в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, а также в представительные органы местного самоуправления в субъекте Российской Федерации. На этой основе членами Совета Федерации будут лица, которые уже прошли процедуру публичного избрания, имеющие опыт работы и представляющие не только органы государственной власти или органы местного самоуправления, но и непосредственно избирателей, население. При этом так называемый ценз оседлости – императивное требование о проживании кандидата в соответствующем субъекте Российской Федерации определенное количество лет – предполагается отменить. В связи с проведением в 2012 году реформы политической системы изменяется принцип формирования состава Совета Федерации на основе введения элементов всеобщих и прямых выборов членов верхней палаты Федерального Собрания.

В соответствии со статьей 97 Конституции Российской Федерации одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы.

Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе.

Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания.

Федеральное Собрание является постоянно действующим органом. Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются (статья 99 Конституции Российской Федерации).

К ведению Совета Федерации относятся, в частности:

- утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

- утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

- назначение выборов Президента Российской Федерации;

- отрешение Президента Российской Федерации от должности.

К ведению Государственной Думы относятся, в частности:

- дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

- решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

- заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.

Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации. В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после ее избрания; с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации; в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации.

Двухпалатный парламент – Конгресс США, состоит из Палаты представителей и Сената, в состав которых входит 535 парламентариев.

Палата представителей – 435 депутатов, избираемых в одномандатных избирательных округах путем прямых выборов по мажоритарной избирательной системе относительного большинства сроком на 2 года.

Число депутатских мандатов, избираемых от каждого штата, соотносится с численностью избирателей каждого штата. Численность избирателей определяется в ходе переписи населения, которая проводится каждые 10 лет, и на ее основе определяется число депутатских мандатов от каждого штата (очередная перепись проводилась в 2010 году). Вместе с тем Конституцией США гарантируется предоставление штату как минимум одного депутатского мандата в Палате представителей Конгресса США.

В дополнение к 435 депутатам Палаты представителей избираются (делегируются) делегаты (депутаты) с правом совещательного голоса от территорий: федерального округа Колумбия, Виргинских островов, Американского Самоа и Гуама, а также комиссар от Пуэрто-Рико.

Срок полномочий Палаты представителей – 6 лет, при этом каждые 2 года часть депутатов избирается на ротационной основе, т.е. проводятся промежуточные (ротационные) выборы, а по окончании 6-летнего срока полномочий избираются все 435 депутатов, т.е. проводятся общие очередные выборы.

Сенат – 100 сенаторов (по 2 сенатора от каждого штата независимо от численности населения), избираемых путем прямых выборов по мажоритарной избирательной системе относительного большинства сроком на 6 лет с обновлением 1/3 состава каждые 2 года, т.е. проводятся промежуточные (ротационные) выборы (ротационный срок для части сенаторов – 33 сенаторов).

В соответствии с законодательством ряда штатов губернатор штата вправе назначить преемника сенатора в случае досрочного сложения им своих полномочий (на оставшийся срок полномочий сенатора), не назначая досрочных выборов.

Палаты Конгресса США не могут быть досрочно распущены и назначены досрочные парламентские выборы.

7. Дата последних и очередных парламентских выборов.

Двухпалатный парламент – Федеральное Собрание Российской Федерации, 616 парламентариев.

Федеральное Собрание парламент Российской Федерации является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

Федеральное Собрание состоит из двух палат Совета Федерации и Государственной Думы.

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации (нижняя палата) – 450 депутатов.

Срок полномочий Государственной Думы – 5 лет (ранее – до 4 декабря 2011 года – четыре года; в Послании Президента Российской Федерации от 5 ноября 2008 года содержалось предложение о переходе к пятилетнему сроку полномочий депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации как нижней палаты федерального парламента. 31 декабря 2008 года в статью 96 Конституции Российской Федерации было внесено изменение в части увеличения конституционного срока парламентских полномочий с 4 лет до 5 лет.

Совет Федерации (верхняя палата) – 166 членов: в соответствии со статьей 95 Конституции Российской Федерации по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации (с учетом объединения субъектов Российской Федерации – 83 субъекта Российской Федерации).

Совет Федерации – нет конституционного срока полномочий (срок полномочий сенатора ограничен сроком полномочий законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации), интересы которого он представляет.

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008 года содержалось положение о формировании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (верхней палаты федерального парламента) только из числа лиц, избранных в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, а также в представительные органы местного самоуправления в субъекте Российской Федерации. На этой основе членами Совета Федерации будут лица, которые уже прошли процедуру публичного избрания, имеющие опыт работы и представляющие не только органы государственной власти или органы местного самоуправления, но и непосредственно избирателей, население. При этом так называемый ценз оседлости – императивное требование о проживании кандидата в соответствующем субъекте Российской Федерации определенное количество лет – предполагается отменить. В связи с проведением в 2012 году реформы политической системы изменяется принцип формирования состава Совета Федерации на основе введения элементов всеобщих и прямых выборов членов верхней палаты Федерального Собрания.

В соответствии со статьей 97 Конституции Российской Федерации одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы.

Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе.

Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания.

Федеральное Собрание является постоянно действующим органом. Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются (статья 99 Конституции Российской Федерации).

К ведению Совета Федерации относятся, в частности:

- утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

- утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

- назначение выборов Президента Российской Федерации;

- отрешение Президента Российской Федерации от должности.

К ведению Государственной Думы относятся, в частности:

- дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

- решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

- заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.




Похожие документы:

  1. Подготовлены рабочей группой центральной избирательной комиссии

    Документ
    ... Собрания РоссийскойФедерации шестого созыва и на выборахПрезидентаРоссийскойФедерации, утвержденной постановлением ЦентральнойизбирательнойкомиссииРоссийскойФедерации от 14 июля 2011 года ...
  2. Центральная избирательная комиссия выписка из протокола заседания

    Отчет
    ... 2011 года №12/132-6, Программой информационно-разъяснительной деятельности ЦентральнойизбирательнойкомиссииРоссийскойФедерации в период подготовки и проведения выборовПрезидентаРоссийскойФедерации ...
  3. УДК 342 531 ББК 67 620 61 (Рос) Д63 Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2007 года «О состоянии законодательства в Российской Федерации» /

    Доклад
    ... ПрезидентомРоссийскойФедерации в Государственную Думу Федерального Собрания РоссийскойФедерации на рассмотрение и принят 7 ноября 2007 года ... ЦентральнаяизбирательнаякомиссияРоссийскойФедерации осуществляет мониторинг реализации избирательного ...
  4. Мониторинг сообщений сми об общественной палате рф за февраль 2012 года

    Документ
    Мониторинг сообщений СМИ об Общественной палате РФ за февраль 2012года. 1.«Телефон доверия» для ... на выборыпрезидентаРоссийскойФедерации 142 4.Предложение Общественной палаты об обязательности видеотрансляции протоколов избирательныхкомиссий об ...
  5. Федеральный закон о федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов

    Закон
    ... программ ПрезидентаРоссийскойФедерации 305 Счетная палата РоссийскойФедерации 307 Федеральная служба по тарифам 308 ЦентральнаяизбирательнаякомиссияРоссийскойФедерации ...

Другие похожие документы..