textarchive.ru

Главная > Документ


Михаэль Лайтман

Международная академия каббалы

Каббала для начинающих

том 1

Краткое оглавление

  • Предисловие

  • Несколько предварительных замечаний

  • Написание каббалистических терминов в русской транскрипции

  • Методика изучения каббалы

  • Раздел I: Восприятие реальности

  • Раздел II: Каббалистическая теория развития мира

  • Раздел III: Схема мироздания

  • Раздел IV: Исследование мироздания

  • Заключение

  • Библиографический список

  • Приложения

  • Глоссарий

  • Список сокращений

Оглавление

Предисловие …………………………………………………………………………

Таблица каббалистических терминов……………………………………………

Методика изучения каббалы……………………………………………………...

Часть 1. Основы каббалы………………………………………………….

Часть 2. Учебный процесс………………………………………………..

Раздел I

Восприятие реальности

Глава 1. Постижение действительности…………………………………………

Глава 2. Способы восприятия действительности……………………………

Раздел II

Каббалистическая теория развития мира

Часть 1. Эволюционная теория Дарвина и теория креационизма

Глава 3. Сравнение теорий Дарвина и креационизма…………………………

Часть 2. Каббалистическая модель сотворения мира

Глава 4. Правильная интерпретация каббалистических источников……….

Глава 5. Возникновение и развитие творения……………………………………

Глава 6. Эволюция продолжается……………………………………………….

Раздел III

Схема мироздания

Введение……………………………………………………………………………

Глава 7. Замысел творения……………………………………………………..

Глава 8. Развитие желания……………………………………………………..

Глава 9. Зарождение творения…………………………………………………..

Глава 10. Возникновение миров………………………………………………..

Глава 11. Краткое повторение пройденного материала (главы 1 – 10)…..

Глава 12. Соединение свойств Творца и творения…………………………..

Глава 13. Разбиение сосудов………………………………………………………

Глава 14. Мир Исправления………………………………………………………

Глава 15. Краткое повторение пройденного материала (главы 12 – 14)……

Глава 16. Дополнительное занятие

Строение души Адама……………………………………………………………….

Раздел IV

Исследование мироздания

Глава 17. Четыре вида постижения………………………………………………

Глава 18. Область изучения……………………………………………………..

Глава 19. Постижение методом уподобления………………………………….

Глава 20. Восхождение по ступеням миров……………………………………

Заключение……………………………………………………………………….

Глоссарий…………………………………………………………………………

Список сокращений……………………………………………………………...

Библиографический список…………………………………………………….

Ответы к тестам………………………………………………………………….

Приложение 1: Наследие Бааль Сулама………………………………………

Приложение 2: Доктор М. Лайтман – основатель и руководитель Международной академии каббалы……………………………………………………………….

Приложение 3: Средневековые и современные ученые и мыслители о каббале…………………………………………………………………………….

Предисловие

Предлагаем вашему вниманию новое учебное пособие, составленное под руководством ученого-каббалиста, профессора (PhD), руководителя Международной академии каббалы Михаэля Лайтмана – преемника классической каббалистической школы, насчитывающей не одну тысячу лет. Вместе с тем Михаэль Лайтман ведет современные исследования в области этой науки, получившие интернациональное признание, он является членом Международного Совета мудрецов (World Wisdom Council) и целого ряда других международных организаций.

При создании учебника авторы впервые предприняли попытку системного изложения основных разделов классической каббалы современным научным языком. Учебник составлен на основе материалов книг и уроков Михаэля Лайтмана по данной науке в Международной академии каббалы. Учебник снабжен чертежами, справочной информацией, ссылками на аудио- и видеоматериалы уроков и печатные классические каббалистические источники.

Использование изложенного здесь научного материала рекомендуется как для самостоятельных занятий, так и в качестве учебного пособия для слушателей Международной академии каббалы, и открывает возможность для более углубленного изучения оригинальных трудов великих каббалистов – «Книга Зоар», «Учение Десяти Сфирот» и других.

Истоки классической каббалы

Каббала зародилась более четырех тысяч лет назад в шумеро-аккадский исторический период. Ее происхождение уходит корнями во времена Древнего Вавилона. Однако на протяжении всех этих тысячелетий каббала оставалась практически скрытой от человечества, что поддерживало неугасающий интерес к ней. Философы и ученые многих стран мира, в числе которых были такие выдающиеся личности, как И.Ньютон, Г.Лейбниц, Пико делла Мирандола1, исследовали эту науку, понимая, что в ней заложены основополагающие знания об устройстве мироздания, но и по сей день очень немногие знают, что представляет собой каббала на самом деле.

Каббала изучает систему управления нашим миром. Ее основная задача – выяснение причин и цели творения. Разумеется, здесь не принимаются в расчет многочисленные коммерческие подделки, распространяющиеся сегодня под маркой каббалы и спекулирующие на ее неугасающей популярности. Это серьезная наука о системе мироздания, которая выявляет базовые знания, лежащие в основе всех классических наук.

Знаменитый немецкий гуманист Иоганн Рейхлин2 (1455-1522) в своей книге «Искусство каббалы» («De arte cabalistica») пишет3:

«Мой учитель Пифагор, отец философии, перенял свое учение от каббалистов, и он первым перевел слово «каббала», неизвестное его современникам, на греческий язык словом «философия». Каббала не оставляет нам возможности проводить нашу жизнь в прахе, но поднимает наш разум к вершине познания».

Вокруг каббалы, которая в течение многих столетий оставалась закрытым учением, тайной мудростью, возникло такое множество легенд и фальсификаций, что современному человеку трудно добраться до истинных источников. Об этом писал, в частности, известный философ, математик и физик Готфрид Лейбниц (1646-1716) в своей книге «Письма об основах философии» («Hauptschriften zur Grundlegung der Philosophie»)4:

«Поскольку у людей не имелось правильного ключа к Тайне, то страсть к знанию была, в конечном итоге, сведена к разного рода пустякам и поверьям, из чего возникла своего рода «вульгарная каббала», которая далека от настоящей, а также различнейшие фантазии под ложным названием магии, и этим полнятся книги».

Философия, восприняв часть каббалы, пошла по иному пути. От нее произошли современные науки о материальном мире, его законах – в рамках явлений, которые способны воспринять наши пять органов чувств. Древние науки, в том числе каббала, остались за пределами интересов большинства исследователей. То, что не смогла охватить наука, что осталось для нее областью непостижимой, стало основой религий, их ритуалов, обрядов и таинств. Древняя мудрость постепенно забылась!

Человечество, исследуя этот мир, пытаясь определить место и возможности человека, понять цель и смысл существования, использовало параллельно науку и религию. Однако как та, так и другая увели его от постижения управляющей Высшей силы, от гармонии с ней. Человек изучал законы естественной среды обитания не для того, чтобы узнать, что желает от него природа, и изменить себя, а с намерением покорить ее, использовать в угоду своему эгоизму.

Особую трудность для понимания всегда представляет то, что невозможно увидеть, ощутить, почувствовать. Что только не предлагалось человечеству под именем каббалы в течение тысячелетий: мистика, гадания, магия, но только не сама эта наука. За последние четыре тысячи лет каббала обросла многочисленными ложными толкованиями и лжеучениями. Поэтому в первую очередь необходимо очистить ее от досужих домыслов и искажений, разъяснив, что реально представляет собой такая наука, как каббала.

Суть каббалы

Великий каббалист XX века Й.Ашлаг (Бааль Сулам5) пишет: «Наука каббала представляет собой причинно-следственный порядок нисхождения Высших сил, которые подчиняются постоянным и абсолютным законам, связанным между собой и направленным на то, чтобы раскрыть человеку в этом мире Высшую управляющую силу, которую мы именуем Творцом».

Это означает, что существует творение, находящееся в состоянии, которое называется «этот мир», и Творец – нечто неизвестное, что человеку необходимо постичь. Для осуществления этой задачи в нем заложены определенные основы, корни, которые должны постепенно проявиться и привести к познанию Творца. Таким образом, каждый человек обладает внутренними задатками для реализации своего формирования. Сам путь развития имеет определенный порядок причинно-следственных связей и располагается в направлении от человека к Творцу. Этот порядок есть следствие предшествующего процесса: нисхождения корней от Творца к человеку. То есть прежде, излучив свою энергию, эти корни создали человека в состоянии, называемом «этот мир», после чего начинается восходящий процесс их постижения вплоть до раскрытия Творца.

Далее Бааль Сулам продолжает, объясняя, что в этом процессе действуют два закона «общего» и «частного».

«Общее» означает, что все человечество в конце своего развития неизбежно должно прийти к раскрытию Творца и, завершив долгий путь развития, достичь того, о чем писали мудрецы: «И наполнится земля знанием о Творце, как воды моря покрывают сушу»6.

Итак, все без исключения человечество, как говорит Бааль Сулам, обязано прийти к состоянию, когда оно в полном объеме познает Творца. Для обретения этого знания у любого человека есть достаточно разума и чувств. Каждый из нас обладает способностями для абсолютного и совершенного постижения Творца, Высшей Силы. Здесь нет различия между людьми. Это неизбежно произойдет, как подчеркивает Бааль Сулам, то есть у нас нет ни малейшей возможности избежать и не «завершить этот долгий путь развития». Причем мы должны не только пройти его, продвигаясь в обратном направлении – от этого мира до Творца, но и осуществить постижение, находясь в этом мире. Так сказано в определении каббалы как науки: «раскрытие Божественности Творца Его творениям в этом мире».

«Частное»означает: прежде чем все человечество придет к совершенству, в каждом поколении будут появляться избранные личности, сумевшие достичь его первыми. Речь идет о тех, кто удостоится постижения определенных ступеней в раскрытии Творца.

Они не достигнут общей конечной цели творения, так как прийти к этому можно только всем вместе, однако заслужат, по словам Бааль Сулама, «постижения определенных ступеней в раскрытии Творца». Так происходило на протяжении всех тысячелетий развития человечества, когда каббала находилась в стадии скрытия. Однако в наши дни под воздействием естественных сил у людей начинает появляться стимул включиться в процесс, приводящий к познанию Творца, к восхождению в мир Бесконечности, к слиянию с законами Природы.

Таким образом, существует определенный период развития каждого человека, называемый частным, и время продвижения по данным этапам всего человечества в целом. Сейчас мы приближаемся к состоянию, когда значительное количество людей в мире прошли стадию внутренней эволюции и стоят на пороге нового уровня развития, они хотят познать свой корень, смысл жизни, свою суть. Помочь им в этом и есть задача каббалы.

Каббалистическая методика исследования мира

Каббала – наука, которая предназначена всему человечеству, всем народам земли. Это знание о том, что скрыто от пяти органов чувств человека, не воспринимается ими. Она оперирует только духовными понятиями и рассматривает лишь то, что происходит выше нашего мира.

Изучение каббалы позволяет определить место человека в мироздании, ответить на вопрос о причине и цели его существования, исследовать и выбрать самое оптимальное из возможных решений для того, чтобы изменить свое состояние к лучшему.

Каббала является открытым для всех методом изучения и практического овладения законом мироздания. Человечество постепенно начинает осознавать свою полную дезориентацию и беспомощность в этом мире и, находясь под угрозой самоуничтожения, проникается необходимостью прояснить истинную цель своего существования. В силу этого у людей появляется потребность овладеть каббалистическими знаниями.

В каббале существует свой математический, методологический и психологический аппарат. Она исследует всю механику внутреннего мира человека и показывает, каким образом в каждой ситуации можно выйти за пределы своих индивидуальных ощущений, рисующих нам картину мира, для постижения истинной объективной реальности. Именно об этом каббалисты рассказывают в своих трудах.

В каббале существуют теоретический и практический разделы, есть собственный язык и понятийный аппарат, графики, чертежи, самостоятельные инструменты исследования, постановка опыта и сравнительный анализ. Вы получите полный объем информации, изучив данное пособие, подготовленное преподавателями Института исследования каббалы имени Й. Ашлага.

Несколько предварительных замечаний

1. Во многих науках не принято переводить термины: они употребляются только на языке оригинала (например, латинские названия в медицине, итальянские – в музыке). Так и в нашем курсе оказалось невозможным перевести многие каббалистические термины, поскольку кроме смыслового значения слова чрезвычайно важно числовое выражение составляющих его букв (гематрия), их форма и элементы, а также другие факторы.

Конечно, желательнее всего было бы оставить написание терминов ивритскими буквами, так как глубокий смысл заключен даже в форме их начертания, но от этого по разным причинам пришлось отказаться. В тексте применяются русские падежные окончания слов (например, «в сфире», «от масаха»), а во множественном числе – окончания иврита (например, в женском роде: сфирасфирот или в мужском роде: парцуф – парцуфим).

Духовные миры не ограничены рамками пространства, времени, перемещения (места, движения), не существует в них и зрительной формы объекта. Поэтому все графические изображения отражают лишь соотношения духовных объектов.

2. Каббала использует язык ветвей7, то есть под словами, обозначающими объекты нашего мира, подразумеваются их духовные аналоги. Необходимо постоянно помнить об этом и учиться ощущать то, что имеется в виду под названиями духовных действий и объектов.

3. Как и во всякой науке, познание в каббале является ступенчатым, послойным: сначала усваивается верхний, наиболее легкий слой, исходные данные, упрощенные схемы, общая картина. Затем наступает второй этап – подробный анализ каждой детали, затем третий – соединение всех деталей в общую картину и заключительный – анализ-синтез.

Таким образом, шаг за шагом материал ощущается все лучше, вырисовывается общая картина системы, уточняются детали, процессы начинают постигаться не умозрительно, а чувственно. Специалистом в любом деле можно назвать того, кто ощущает материал без приборов и чертежей – как говорится, шестым чувством.

В каббале требуется многократное осмысление текста, пока не возникнут чувства, адекватные изучаемому материалу. Это подобно восприятию музыканта, читающего партитуру: сама нотная запись дает ему полное впечатление от музыкального произведения.

4. Итак, при первом чтении достаточно понять лишь последовательность создания духовных миров и нашего мира. При втором – причины их создания и уже потом – путь каждого: снизу, из нашего мира – вверх, к духовным мирам, и через них к Источнику.

5. Не следует беспокоиться, если по мере изучения материала вы почувствуете, что он становится все менее понятным – это нормально и означает правильное осмысление и продвижение вперед. Продолжайте занятия, и понимание придет!

6. Если какие-то места в уроках покажутся вам совершенно неясными, пожалуйста, пропустите их. Содержание прояснится во время дальнейшей работы над текстом и главное – над собой. По мере духовного роста вы сможете увидеть в уже изученном ранее материале более глубокий смысл. Поскольку текст многослоен, то новое осмысление его на более высоком уровне – показатель вашего духовного прогресса.

Таблица каббалистических терминов

сфира (мн. ч. сфирот)

мир: олам (мн. ч. оламот)

свет: ор (мн. ч. орот)

парцуф (мн. ч. -парцуфим)

части парцуфа,

келим,

части миров

уровни развития,

стадии прямого света

кетэр

мир Бесконечности

олам Эйн Соф

свет йехида

ор йехида

Гальгальта

гальгальта вэ-эйнаим (ГЭ)

неживой

домэм

хохма

мир Сокращения

олам Цимцум

свет хая

ор хая

АБ, САГ, МА, БОН.

озэн

хотэм

пэ

(АХАП)

растительный

цомэах

бина

мир Адам Кадмон (АК)

олам АК

свет нэшама

ор нэшама

Атик

парса

табур

сиюм

животный

хай

хэсэд

мир Некудим

олам Некудим

свет руах

ор руах

Арих Анпин (АА)

рош

хазэ

тох

соф

человеческий

медабэр

гвура

мир Ацилут

олам Ацилут

свет нэфеш

ор нэфеш

Аба вэ-Има (АВИ)

масах

стадия 0

бхина шорэш

тифэрэт

зэир анпин (ЗА)

мир Брия

олам Брия

сокр. НАРАНХАЙ

Ишсут

решимо(мн. ч. – решимот)

стадия 1

бхинаалеф

нэцах

мир Ецира

олам Ецира

свет бесконечности

ор эйн соф

парцуф Зэир Анпин (ЗА)

отиет

стадия 2

бхина бэт

ход

мир Асия

олам Асия

окружающий свет

ор макиф (ОМ)

парцуф

Малхут

таамим

стадия 3

бхина гимэль

есод

миры АБЕА

оламот АБЕА

внутренний свет

ор пними (ОП)

ЗОН

тагин

стадия 4

бхина далет

малхут

нуква

наш мир

олам азэ

Высший свет

ор элион

некудот

желание получать

рацон лекабель

зэир анпин и нуква

вместе: ЗОН

Адам Ришон

прямой свет

ор яшар (ОЯ)

авиют

желание отдавать

рацон леашпиа

кетэр, хохма, бина (КАХАБ)

Высший мир

олам Элион

отраженный свет

ор хозэр (ОХ)

итлабшут

гмар тикун

окончательное исправление

(полное исправление, конечное исправление?)

хэсэд, гвура, тифэрэт (ХАГАТ)

некудот дэ-САГ

ор хохма

первое сокращение

цимцум алеф (ЦА)

нэцах, ход, есод (НЭХИ)

Ацмуто

ор хасадим

второе сокращение

цимцум бэт

(ЦБ)

даат

ГАР

взаимное соударение

битуш пним у-макиф

хохма, бина, даат (ХАБАД)

ЗАТ

парцуф Некудот де-САГ

гуф



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Подготовка к гиа по русскому языку способы сжатия текста (для школьников 8-11 классов) несколько предварительных замечаний

    Документ
    ... текста (для школьников 8-11 классов) Несколькопредварительныхзамечаний Умение сжать текст – это умение ... и т.д.). При сжатии текста употребляются сразу несколько приемов (по принципу – «использую то ...
  2. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ ПЕРВАЯ ЛЕКЦИЯ Базель 15 сентября 1912г

    Документ
    ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕЗАМЕЧАНИЯ Читатели этого лекционного цикла, которые ... замечательное, хотя, может быть, несколько личное доказательство этого, элементы которого ... каждое событие, относящееся к одному или нескольким ученикам, надо изображать с двух ...
  3. Предварительные замечания (2)

    Документ
    А. Л. Оппенхейм "Древняя Месопотамия". ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕЗАМЕЧАНИЯ Отто Нейгебауэру в знак восхищения Подзаголовком к ... нет. Недостаточность документации можно объяснить несколькими причинами: немногочисленностью находок в Вавилоне, использованием ...
  4. Предварительные замечания

    Документ
    ... концепция образовательной области «ИСКУССТВО» в школе Предварительныезамечания В решении вопросов, касающихся общеобразовательного значения ... базе отдельных видов искусства и в соединении нескольких искусств (изо, музыка, литература, драматизации ...
  5. Часть первая * предварительные замечания *

    Документ
    ... направлениях христианской религии. Предварительно, однако, необходимо сделать еще несколькозамечаний. Прежде всего о специфике ... торговых предпринимателей и финансовых магнатов. См. предварительныезамечания. 44. Мы ни в коей мере ...

Другие похожие документы..