textarchive.ru

Главная > Методические рекомендации


– Предварительный предварительный сбор данных на о воспитанников воспитанниках (анкетирование родителей);

– Цветовой цветовой опросник «Букет настроения» (каждый день дети разукрашивают лепесток цветка в цвет своего настроения);

– Анализ анализ городских и лагерных мероприятий;

– Анализ анализ анкет детей и родителей по окончании смены;

– Анализ анализ работы в заключительный день работы.

Режим дня детей в лагере дневного пребывания

8.00–8.10

Зарядка

Горн трубит: пора, пора! С добрым утром, детвора,

И тотчас же по порядку Всем всем ребятам на зарядку!

8.10–8.20

Линейка (Построение)

На линейку быстро стройся!

8.30–9.30

Завтрак

Всем за стол! Узнать пора, Чем чем богаты повара!

9.30–12.00

Отрядные, лагерные дела

Кто куда: кто в поход, Кто кто в цветник, на огород!

Загорай и закаляйся, В в быстрой речке искупайся.

Раз пришел веселый час, Здесь здесь играют все у нас!

12.00–13.00

Обед

Но у всех, смешливых даже, За за столом серьезный вид.

За обедом виден сразу аппетит.

I3.00 I4.00

Тихий час

Сладок сон после обеда. Тише! Не буди соседа.

14.00–14.30

Полдник

Вот и снова горн поет, Сладкий сладкий чай в столовой ждет!

14.30–16.45

Занятия по интересам

Не грустят в семействе нашем, Мы мы поем, рисуем, пляшем,

Мастерим, умеем шить, Все все занятия хороши!

16.45–17.00

Уход детей домой

А теперь всем «ДО СВИДАНИЯ!» Завтра снова мы придем!

Для здоровья важны и полноценное питание, и движение, и отдых, и психоэмоциональный комфорт. В меню включали необходимо включать фрукты, овощи, богатые витаминами, а также натуральные соки, рыбу, кондитерские изделия, мямясные и молочные продукты. Лагерь оздоровительный, и ребята получают не только усиленное питание, но дополнительные витамины и обогащенные витаминами лакомстваЖелательна витаминизация блюд в соответствии с СанПиНами.

Для организации кружковой работы заранее подготовлены готовятся и оборудуются кабинет, видеозал, игровая комната, а также спортивный зал и помещение библиотеки.

На территории лагеря имеетсяжелательно наличие:спортивная спортивной площадкаплощадки, баскетбольная баскетбольной площадкаплощадки, футбольное футбольного полеполя, беговая беговой дорожкадорожки, парковая парковой зоназоны, зона зоны отдыха с песочницей, качелями, горкой.

В день приема детей осмотрела и взвесила медсестра школыдолжен осмотреть медицинский работник учреждения, на базе которого открыт лагерь, воспитатели должны провели провести инструктаж по технике безопасности, а также правилам дорожного движения и поведения в общественных местах.

Ежедневно в лагере проводились проводится утренняя линейка, на которой каждый отряд получал получает план подготовки к общему мероприятию и задание задания на день.

Программа лагеря должна включает включать в себя досуговые мероприятия, мероприятия по оздоровлению детей (витаминизация, физкультминутки и спортивные игры и конкурсы). Дважды в неделюВозможна организация посещают посещения бассейна.

Работа с отрядами

1 я неделя

Анкетирование. Отрядные огоньки.

2 я неделя

Смотр отрядных уголков. Чередование творческих поручений.

3 я неделя

Мониторинговые исследования. Чередование творческих поручений.

4 я неделя

Анкетирование. Отзывы о пребывании в лагере.

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ (1 июня)

Тема дня: Знакомство.В моем отряде 16 детей, из них 8 мальчиков и 8 девочек.

Цель: Способствовать разностороннему физическому воспитанию и воспитанию культуры отношений человека с человекомСоздать условия для установления контакта между детьми, детьми и вожатыми, возникновения доброжелательных отношений в коллективе; способствовать снятию напряжения, связанного с попаданием в незнакомую обстановку, незнакомый коллектив; развитие у детей коммуникативных навыков и культуры общения.

Утро. Первая встреча с детьми – регистрация, линейка.

Экскурсия. Провели эЭкскурсиюя по школе и школьному музею. Познакомили Знакомство ребят с комнатами. Свободное и дали время на обустройство. Осмотрели все спортивныех сооружениясооружений, которые находятся на территории лагеря. Показали и рассказали детям все, что им необходимо знатьБеседа с детьми о режиме дня в лагере, правилах внутреннего распорядка,: о режимных моментах (завтрак, обед, игры, соревнования, конкурсы), техника технике безопасности.

День. Провели дДиагностикуа здоровья детей отдыхающих в лагере, выявили выявление различные различных отклонения отклонений в состоянии здоровья, разделение детей по группам здоровьясоставили списки детей разных медицинских групп здоровья. Со. Планирование оздоровительных, спортивных и культурных лагерных мероприятий с учетом гласно здоровьюздоровья детей спланировали физкультурно-оздоровительные и массовые мероприятия в лагере.

Основные этапы и виды деятельности организационного и основного периодов работыв период проведения смены

1 этапорганизационный

.

Ведущие направления деятельности участников: адаптация; демонстрация имеющегося опыта; согласование желаемого с реальными условиями; осуществление выбора; общение.

Задачи:

– Ззнакомство участников с возможностями лагеря ЛОЛ «Радуга».;

– Фформирование малых групп, клубов, творческих групп, органов самоуправления.;

– Ввыявление уровня притязаний, творческого и лидерского потенциала участников.детей;

– Ззнакомство с программой смены.;

Планирование – планирование деятельности малых групп.

Средства и формы деятельности: Коллективно-ые творческие дела. Игра – экскурсия «Здравствуй, лагерь!». День знакомств. Планирование работы малых групп. Презентация клубов. Открытие смены.

Ожидаемые Ррезультаты деятельности: положительное у детей сформирована мотивация для активного включения в деятельность лагеря и вступления в конструктивные межличностные отношения со сверстниками и вожатымимотивирование включения детей в деятельность; организационная готовность к деятельности во всех структурах детского лагеря; готовность к деятельности ; запись в кружкиов и клубыклубов; прояснение потребностей и актуализация возможностей каждого ребёнка в условиях детского лагеря; доброжелательный настрой всех участников смены на совместную деятельность, на требования детского лагеряпринятие правил внутреннего распорядка.

Первые дни жизнедеятельности отряда – период адаптации(первые 3–4 дня) – характеризуется особой динамикой развития межличностных отношений, процессов образования коллектива, повышенным эмоциональным возбуждением.

В эти дни дети испытывают самое значительное психологическое напряжение, которое обуславливается попаданием в незнакомый коллектив и отсутствием информации о новой сфере деятельности. Общие ценности, нормы и установки только начинаются складываться и осознаваться. Дети начинают познавать и усваивать традиции и требования нового коллектива.

Важно уделить особое внимание созданию благоприятного психологического климата в детском коллективе (в этих целях проводится анкетирование для диагностики психологического климата в отрядах).

В организационный этап основная роль отводится знакомству, выявлению и постановке целей индивидуально-личностного и коллективного развития, сплочению отрядов, формированию законов и условий совместной работы, подготовке к дальнейшей деятельности по программе.

В этот период важно:

1. Знакомство детей друг с другом, с вожатыми, персоналом учреждения и с условиями проживания;

2. Создание условий, в которых дети чувствовали бы себя защищенно и в то же время имели возможность для проявления самостоятельности;

3. Создание и поддержание в коллективе атмосферы принятия;

4. Определение места (статуса) в коллективе;

5. Формирование умения у детей найти «золотую середину» между удовлетворением личностных потребностей и реализацией общественных интересов;

6. Формирование чувства «Мы», сплочение коллектива, установление доверительных отношений;

7. Формирование групповых норм, ценностей и традиций.

Основной способ организации совместной деятельности детей в лагере, включение их в систему социальных связей и отношений, накопление опыта этих отношений – это отряд. В отряде ребенок может ощутить свою значимость, проявить индивидуальность, творчество. Особо важно в первые дни смены увлечь детей интересной деятельностью.

На первом отрядном собрании детям объясняются организационные моменты, сообщается название смены, ее цели и задачи, выбираются названия отрядов, девизы, отрядные песни, распределяются поручения (командир, помощник командира, помощник воспитателя), составляются графики дежурств в столовой, в комнатах, на территории лагеря.

Ни для кого не секрет, что первым этапом создания коллектива является знакомство. Чем быстрее ребята узнают друг друга, тем легче будет работать с ними. Одной из наиболее простых форм знакомства является игра. Подбираются и проводятся в соответствии с возрастом детей игры на знакомство и сплочение: «Путаница», «Расскажи о себе», «Снежный ком».

Необходимость освоения в новом пространстве, занятия желаемого места в системе межличностных отношений побуждает детей к активным действиям.

Общие нормы только начинают складываться, а потому отличаются диффузностью. Неуверенность, боязнь того, что поведение будет неправильно понято и оценено, вынуждает ребят скрывать те или иные черты своего характера, привычки.

Для реализации задач первого этапа оптимальны следующие методы: беседа, рассказ, пояснение.

Предпочтительными являются такие формы совместной деятельности как игра, тематический огонек, сборы, концерты, игры-шоу.

2 этап – основной

.

Ведущие направления деятельности участников: творчески-практическоетворчество; самореализация; самодеятельность; дополнительное образование; оздоровление; совместная деятельность; деятельностное общение.

Задачи:

– Ообеспечение реализации программы смены;

– Псоздание условия дляредоставление возможностей творческой , лидерской самореализации каждого участникаребенка;

– Помощь помощь в решении личностных проблем участников;

– Включение включение детей в различные виды деятельности;

– Качественная качественная организация совместной деятельности детей;

– Создание создание условий для физического оздоровления и физического воспитания детей и осмысленного осознанного отношения каждого детей к своему здоровью.

Средства и формы деятельности: Кружки. Тематические дни или. Коллективные творческие дела по различным видам деятельности. Система «Минутка Минутки здоровья». Создание Оорганы детского самоуправления. Конкурсная программа «Кругосветное путешествие…». Детские творческие группы, кружки. Коллективные творческие дела. Экскурсии.

Ожидаемые Ррезультаты деятельности: Проявление кВовлечение каждого участника смены соответствующим образомв активную деятельность. Обогащение личного оопыта каждого ребёнка ребенка социально и лично значимым содержанием. Максимально возможные практические результаты в различных видах деятельности (познавательной, спортивной, творческой и др.)

На основном этапе реализуются мероприятия, заложенные в план проведения смены, развивается система самоуправления, создаются условия для достижения успеха каждым ребенком.

В период проведения смены возможно создание такого игрового пространства, в котором у каждого участника смены будет возможность для самореализации, развития коммуникативных навыков и умения действовать в команде.

Проводятся тестирования для диагностики психологического климата в отрядах.

В этот период важно:

1. Использовать разнообразные формы деятельности и методы работы;

2. Планировать деятельность совместно с детьми, учитывая их предложения и интересы;

3. Поддерживать диалогичность в общении с детьми и быть примером уважительного отношения к собеседнику;

4. Совместно с детьми обсуждать возникающие проблемы, находить конструктивные решения.

Этот этап занимает до 90% всего времени смены. Именно на этом этапе реализуются все поставленные индивидуально-личностные и коллективные цели развития. В этот период для ребенка важно:

– дружить и контактировать;

– участие в отрядных и лагерных мероприятиях;

– самореализовываться в творчестве и отношениях;

– учиться новому;

– проявлять самостоятельность.

Предпочтительные формы совместной деятельности: концерт, праздник, соревнования, конкурсы, тематические огоньки.

В первую половину основного периода(5–11 дни смены) деятельность в лагере направлена на реализацию потребности детей в отдыхе.

Также в это время формируется детский коллектив, который в своем развитии достигает уровня группы-кооперации и группы-автономии. Межличностные отношения в группе относительно стабилизируются и все больше приобретают деловую направленность. Дети проявляют те черты своего характера, которые ранее скрывали.

Самореализация детей во время основного этапа может приводить к столкновению их интересов, скрытым и явным конфликтам. В целях сплочения отряда и разрешения конфликтных ситуаций необходимо:

1. Выявить причины конфликтов, помочь участникам конфликта осознать свои мотивы и мотивы оппонента, найти компромисс;

2. Добиваться единства оценок и мнений по наиболее важным вопросам жизни и отношений в отряде;

3. Организовать коллективную деятельность, отвечающую потребностям каждого участника коллектива, в процессе которой дети смогли бы убедиться, что можно строить отношения, основанные на сотрудничестве, несмотря на различия мнений и убеждений участников;

4. Способствовать успеху деятельности.

На основном этапе детям предлагаются самые разнообразные виды деятельности: кружки, студии, спортивные секции и т.д. Деятельность детей становится созидательной, то есть нацеленной на то, чтобы оставить после себя добрую память в лагере.

3 этап – заключительный

.

Ведущие направления деятельности участников: творчески-практическоетворчество; обобщающееобобщение результатов деятельности, полученного опыта; д. Демонстрация и реализация приобретённого опыта; аналитическая деятельность.

Задачи:

– специально организуемаяация, совместная совместной разнообразная разнообразной деятельность деятельности подростковдетей;

– формирование программ последействия участников смены;

– анализ качественных изменений, происходящих с детьми.

Средства и формы деятельности: Аналитическая работа и коллективные творческие дела в малых группах. Церемония закрытия лагерной смены. Итоговая игра. Подведение итогов работы кружков, клубов.

Ожидаемые Ррезультаты деятельности: Благополучное состояние каждого участника смены. У; успешная реализация программы смены;. пПоложительная динамика проявления ценных личностных качеств детей.

Анализ организационного периода

Первые дни жизнедеятельности отряда – период адаптации (первые 3–4 дня) – характеризуется особой динамикой развития межличностных отношений, процессов коллективообразования, повышенным эмоциональным возбуждением.

В эти дни дети испытывали самое значительное психологическое напряжение, которое обуславливается непознанностью новой сферы жизнедеятельности и недостатком информации о ней. Общие ценности, нормы и установки только начинаются складываться и еще неизвестны детям. Они только познают и усваивают традиции и требования конкретного коллектива.

Важно уделить особое внимание созданию благоприятного психологического климата в детском коллективе (проводится диагностическое анкетирование психологического климата в отрядах).

В организационный этап основная роль отводится знакомству, выявлению и постановке целей индивидуально-личностного и коллективного развития, сплочению отрядов, формированию законов и условий совместной работы, подготовке к дальнейшей деятельности по программе.

В этот период важно:

1. Знакомство детей друг с другом, со взрослыми и с условиями проживания;

2. Обеспечение детям чувства защищенности, самостоятельности;

3. Принятие в коллективе сверстниками и взрослым;

4. Определение места (статуса) в коллективе;

5. Формирование умения найти «золотую середину» между удовлетворением личностных потребностей и реализацией общественных интересов;

6. Формирование чувства «Мы» (семья, особенные, вместе), доверия друг к другу;

7. Формирование групповых норм, ценностей и традиций.

Основной способ организации совместной деятельности детей в лагере, включения их в систему социальных связей и отношений, накопление опыта этих отношений – это отряд. В отряде ребёнок может ощутить свою значимость, проявить индивидуальность, творчество. Особо важно в первые дни смены заинтересовать и увлечь детей интересной деятельностью.

На первом отрядном собрании детям объяснили общие моменты смены, сообщили ее название, цели и задачи.

1-й отрядный сбор:

– выбрано название отряда, девиз, отрядной песни;

– распределение поручений (командир, помощник командира, помощник воспитателя);

– составление графиков дежурств в столовой, в комнате, на территории лагеря.

Ни для кого не секрет, что первым этапом создания коллектива является знакомство. Чем быстрее ребята узнают друг друга, тем легче вам будет работать с ними. Одной из наиболее простых форм знакомства является игра. Подбираются и проводятся в соответствии с возрастом игры на знакомство, сплочение и взаимодействие коллектива: «Путаница», «Расскажи о себе», «Снежный ком». Дети активно и с желанием в них участвовали.

Необходимость освоения сферы жизнедеятельности, занятия желаемого места в системе межличностных отношений побуждало детей к достаточно активным действиям и даже тихони включались в совместные дела, проявляя при этом необычную активность.

Общие нормы только начинают складываться, а потому отличаются диффузностью. Неуверенность, боязнь того, что поведение будет неправильно понято и оценено, вынуждало ребят в значительной степени скрывать те или иные отрицательные черты и свойства характера, дурные привычки.

Для реализации задач были отобраны необходимые методы: беседа, рассказ, пояснение. А также различные формы реализации задач: игры, тематические огоньки, сборы, концерты, игры-шоу.

Адаптация к условиям пришкольного лагеря «Радуга» прошла успешно. Дети легко освоились в режимных и организационных моментах смены. В формировании детского коллектива особых трудностей не возникало, поскольку дети посещали вместе школу и были знакомы. Было несколько межличностных конфликтов, которые сразу же пытались разрешить воспитатели.

Анализ основного периода.

Цель основного этапа – реализация деятельности, спланированной на смену, развитие самоуправления, достижение успеха каждым ребёнком, совместная деятельность.

Задачи: создание условий для раскрытия, самореализации и саморазвития личности.

В этот период происходит практическая реализация смены. Отряды начинают развивать свой город, зарабатывая золотые монеты, которые могут потратить или на развлечение отряда или на расширение своих владений. Преодолевая на своем пути трудности, ребята повышают игровой статус своего героя. Здесь же приходят к пониманию, большой роли взаимопомощи. Это период самореализации в игровом пространстве. Проводится контрольное тестирование на анализ психологического климата в отрядах.

Формы работы в период основного этапа:

1. Многообразие предлагаемых форм деятельности с различным содержанием, составом участников.

2. Совместное планирование, проведение дел.

3. Организация равноправного диалога с детьми.

4. Совместное обсуждение возникающих проблем.

Этот этап занимает большую часть времени – 10–11 дней. Именно на этом этапе реализуются все поставленные индивидуально-личностные и коллективные цели развития. В этот период для ребенка важно:

дружить и контактировать,

участие в межотрядных и дружинных делах,

самореализоваться как личность,

чему-то научиться,

проявить себя в необычных формах проведения свободного времени,

проявление своей самостоятельности.

Основное внимание в этот период было отведено развитию детского коллектива, реализации темы смены.

Формы реализации задач: концерт, праздник, соревнования, конкурсы, тематические огоньки.

Первая половина основного периода(5–11 дни смены) деятельность в лагере направлена на реализацию потребностей детей в отдыхе. Он состоит из двух ступеней, соответствующих уровням развития группы-кооперации и группы-автономии. Незначительная часть ВО останавливается в своём развитии на стадии группы-кооперации (15–20%). До 50–55% ВО завершают своё развитие на стадии группы-автономии. Достижение в процессе группы-коллектива в условиях ВО редко и возможно при специальной педагогическом управлении.

В этот период детям предлагаются самые разнообразные виды деятельности: кружки, студии, спортивные секции и т.д., межличностная структура группы относительно стабилизировалась. Деятельность детей становится деятельностно-практической, созидательной, то есть нацеленной на то, чтобы оставить после себя добрую память в лагере.

Эмоциональные группировки характеризовались определённой статичностью, их численность несколько увеличилась и составила от четырёх до семи человек. Желаемое общение детей в целом соответствовало фактическому.

Выразительнее стала поляризация межличностной структуры, увеличились крайние статусные группы. Основаниями процесса межличностной дифференциации становятся преимущественно деловые качества и деловая направленность. Дети проявляли те черты своего характера, которые ранее скрывали. Продолжается обособление контактных и первичных групп

Воспитателем ежедневно выполнялись режимные моменты. В педагогической деятельности все запланированные мероприятия были проведены в соответствии с требованиями. Дети принимали активное участие в подготовке к праздникам и конкурсам.

Проблем, организационного характера не возникало. Лишь небольшие межличностные конфликты. Основной период – это время конфликтов, личностных самореализаций, многоплановой смены социальных позиций. Это период скрытых внутренних конфликтов. Зачатки этого периода лежат еще в оргпериоде, так как одни были удовлетворены жизнью в коллективе, другие – нет. Чтобы способствовать единству отряда, необходимо было:

1. Вывести частные мнения и оценки из внутренней сферы на арену широкого обсуждения.

2. Добиваться единства оценок и мнений по наиболее важным вопросам жизни и отношений в отряде.

3. Определить возможную ближайшую коллективную деятельность, актуальную в данной ситуации для каждого и для всех.

4. Способствовать успеху деятельности.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Комплект учебно-методических материалов к модульной программе подготовки переподготовки и повышения квалификации управленческих и педагогических работников по обеспечению эффективного отдыха и оздоровления детей Учебно-методический комплект (УМК)

    Методические рекомендации
    Комплектучебно-методическихматериалов к модульнойпрограммеподготовки, переподготовки и повышенияквалификацииуправленческих и педагогическихработниковпообеспечениюэффективногоотдыха и оздоровлениядетейУчебно-методическийкомплект (УМК) – ...
  2. Итоги работы государственного автономного дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов республики коми развития образования»

    Автореферат диссертации
    ... регионального учебно-научно-методического центра сопровождения непрерывного и профессионального педагогического и управленческого образования кадров РК. I. Повышениеквалификации, профессиональная переподготовкапедагогических и управленческих ...
  3. Г лавное управление образования педагогическое зауралье научно-практический журнал

    Документ
    ... : - подготовка специалистов попрограмме «Пользователь ПК»; - доля руководящих и педагогическихработников МСО, получивших документы о повышенииквалификации в дистанционной форме; - методическое ...
  4. Г лавное управление образования педагогическое зауралье научно-практический журнал (2)

    Документ
    ... - подготовка специалистов попрограмме «Пользователь ПК»; - доля руководящих и педагогическихработников МСО, получивших документы о повышенииквалификации в дистанционной форме; - методическое ...
  5. 69 дополнительного профессионального образования

    Документ
    ... программ через предоставление вариативных форм повышенияквалификацииОбеспечениеучебно-методического сопровождения реализации модульныхпрограмм в условиях перехода на ФГОС, подготовки ...

Другие похожие документы..