textarchive.ru

Главная > Рабочая программа

1

Смотреть полностью

Рабочая программа по биологии .

Составлена учителем биологии и химии Кукевой Е.В., II категория.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии авторов Н.И. Сонина, В.Б. Захарова, Е.Т. Захаровой// Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 касс. Биология. 6-11 классы.- М.: Дрофа, 2006.- 138 с.//, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом 2004 г. в рамках основного общего образования изучение биологии складывается следующим образом:

6 класс «Живой организм»- 68 часов: 34 часа из федерального компонента и 34 часа из регионального компонента;

7 класс «Многообразие живых организмов»- 68 часов из федерального компонента;

8 класс « Человек» - 68 часов из федерального компонента;

9 класс « Основы общей биологии» - 68 часов из федерального компонента.

Использование в 6 классе часов из регионального компонента позволит изучить местную флору и фауну, в том числе культурные растения, грибы, домашних и сельскохозяйственных животных.

В основе курса лежит концентрический принцип построения обучения. Изучение биологии в 6-9 классах обеспечивает базовый уровень подготовки учащихся основной школы.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний данная рабочая программа предусматривает выполнения ряда лабораторных работ и практических работ.

Данная рабочая программа предназначена для изучения курса биологии в 6-9 классах средней общеобразовательной школы и является продолжением линии освоения биологических дисциплин, начатой в 5 классе учебником « Природоведение »

А.А. Плешакова и Н.И. Сонина.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях ; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

- овладения умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

- развитие познавательных интересов , интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни.

В результате изучения биологии обучающийся должен

Знать/ понимать

- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем ; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

- особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

-объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины

Мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных ( на примере сопоставления отдельных

Отдельных групп) ; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности ; взаимосвязи организмов и окружающей среды ; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных , растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

- сравнивать биологические объекты ( клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических ) и делать выводы на основе сравнения;

- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе ( классификация);

- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

-проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах ( в том числе с использованием информационных технологий)

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ- инфекции, вредных привычек ( курение, алкоголизм, наркомания) ; нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

- выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

6 класс

«Живой организм»

(2 часа в неделю - всего 68 часов)

Курс «Живой организм» построен на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности. Изучение курса рекомендуется проводить на примере живых организмов и экосистем своего региона.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название тем

Количество часов

Количество лабораторных и практических работ

I. СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ ( 26 ч.).

Тема1.1. Основные свойства живых организмов

2

Тема1. 2. Химический состав клеток

2

Л.р. 1

Тема1. 3. Строение растительной и животной клетки

3

Л.р. 1

Тема1.4. Деление клетки

2

Тема1.5. Ткани растений и животных

4

Л.р. 2

Тема1.6. Органы и системы органов

10

Л.р. 2

Тема1.7. Растения и животные как целостные организмы

3

II. ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМА (37 ч.).

Тема 2.1.Питание и пищеварение

8

Тема 2.2. Дыхание

3

Тема 2.3. Передвижение веществ в организме

4

П.р. 1.

Тема 2.4. Выделение

4

Тема 2.5. Опорные системы

2

Л.р.1

Тема 2.6. Движение

2

Тема 2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности

5

Тема 2.8. Размножение

5

П.р. 1

Тема 2.9. Рост и развитие

4

Л.р.1

III.ОРГАНИЗМ И СРЕДА ( 5 ч. ).

Тема 3. 1. Среда обитания. Факторы среды

3

Тема 3. 2. Природные сообщества

2

ИТОГО:

68

Л.р. 8, п.р.2.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

I .СТРОЕНИЕ И СВОЙСИВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ ( 26 ЧАСОВ).

1.1. Основные свойства живых организмов ( 2 часа)

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов : клеточное строение , сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.

1.2. Химический состав клеток ( 2 часа )

Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.

Лабораторная работа № 1 Определение состава семян пшеницы.

1.3.Строение растительной о животной клеток ( 3 часа )

Клетка- элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Гомологичные хромосомы.

Вирусы- неклеточные формы жизни. Различия в строении растительной и животной клетки.

Лабораторная работа № 2 Строение клеток живых организмов.

1.4. Деление клетки ( 2 часа )

Деление клетки- основа роста и размножения организмов. Основные типы деления клеток. Митоз. Основные этапы митоза. Сущность мейоза, его биологическое значение.

1.5. Ткани растений и животных ( 4 часа )

Понятие « ткань».Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений,

Их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.

Лабораторная работа №3 Ткани растительных организмов.

Лабораторная работа № 4 Ткани животных организмов.

1.6. Органы и системы органов ( 10 часов)

Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Виды корней. Корневые системы. Видоизменения корней. Микроскопическое строение корня.

Строение и значение побега. Почка- зачаточный побег. Листовые и цветочные почки.

Стебель как осевой орган побега. Передвижение по стеблю веществ.

Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение ( околоцветник, тычинки, пестики) . Соцветия.

Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян. Типы семян. Строение семян однодольного и двудольного растений.

Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно - двигательная, нервная, эндокринная, размножения.

Лабораторная работа №5 Изучение органов цветкового растения.

Лабораторная работа №6 Распознавание органов у животных.

1.7. Растения и животные как целостный организм ( 3 часа ).

Жизнедеятельность организма. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда.

II. ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМА( 37 часов ).

2.1. Питание и пищеварение ( 8 часов)

Сущность понятия « питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Роль корня в почвенном питании. Воздушное питание ( фотосинтез ) значение фотосинтеза. Значение хлорофилла в поглощении солнечной энергии.

Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды, симбионты и паразиты.

Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.

2.2. Дыхание ( 3 часа )

Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождении энергии. Типы дыхания. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.

2.3. Передвижение веществ в организме ( 4 часа )

Перенос веществ в организме , его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Роль воды и корневого давления в процессе переноса веществ.

Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение, функции

Гемолимфа, кровь и составные части ( плазма, клетки крови).

Практическая работа №1 Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.

2.4. Выделение ( 4 часа ).

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии. Сущность значения обмена веществ и энергии. Обмен веществ у растительных организмов. Обмен веществ у животных организмов.

2.5. Опорные системы ( 2 часа ).

Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы животных. Наружный и внутренний скелет. Опорно - двигательная система позвоночных.

Лабораторная работа №7 Разнообразие систем у животных.

2.6. Движение ( 2 часа).

Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Движение одноклеточных и многоклеточных животных. Двигательные реакции растений.

2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности ( 5 часов )

Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Основные типы нервных систем. Рефлекс, инстинкт.

Эндокринная система. Ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений.

2.8. Размножение ( 5 часов)

Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных ( деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Размножение растений семенами. Цветок как орган полового размножения, соцветия. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.

Практическая работа № 2 Вегетативное размножение комнатных растений. .

2.9. Рост и развитие ( 4 часа ).

Рост развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша ( на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.

Лабораторная работа №8 Прямое и непрямое развитие насекомых.

III. ОРГАНИЗМ И СРЕДА ( 5 часов).

3.1. Среда обитания. Факторы среды ( 3 часа )

Среда обитания. Факторы среды. Влияние факторов неживой природы на живые организмы. Взаимосвязи живых организмов. Влияние деятельности человека на жизнедеятельность организмов.

3.2. Природные сообщества ( 2 часа ).

Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания.

В результате изучения предмета в 6 классе учащиеся должны

Знать

- основные признаки живого ( обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение) ;

- химический состав клетки, значение основных неорганических и органических веществ;

-особенности строения ядерных и безъядерных клеток;

- важнейшие отличия особенностей строения растительных и животных клеток;

- основные черты строения ядерной клетки, важнейшие функции ее органоидов;

- типы деления клеток, их роль в организме;

- особенности строения тканей, органов и систем органов растительных и животных организмов;

- основные жизненные функции всех важнейших групп растительных и животных организмов ( питание и пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, обмен веществ, движение, регуляция и координация, размножение, рост и развитие );

- характеристику природного сообщества, экосистемы, цепи питания.

Уметь

- распознавать органоиды клетки;

-узнавать основные формы цветкового растения;

- распознавать органы и системы органов изученных организмов;

- составлять простейшие цепи питания;

- размножать комнатные растения различными вегетативными способами;

- пользоваться лупой и учебным микроскопом, готовить микропрепараты.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Сонин Н.И. « Биология. Живой организм.» 6 класс: Учеб.для общеобразоват. учеб.заведений- М.: Дрофа, 2006.-176с.;

И тетради с печатной основой

Сонин Н.И. Живой организм 6 класс: Рабочая тетрадь к учебнику « Биология. Живой организм.» М.: Дрофа, 2006.-48 с.;

А также методических пособий для учителя:

1) Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 касс. Биология. 6-11 кассы. – М.: Дрофа, 2006;

2) Е.Т. Бровкина, Н.И.Сонин . « Биология. Живой организм.» 6 класс Методическое пособие к учебнику Н.И.Сонин . « Биология. Живой организм.» 6 класс .-М.: дрофа, 2005-06 гг.

Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.

7 класс

« Многообразие живых организмов »

(2 часа в неделю- всего 68 часов)

Программа знакомит учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности живых организмов, условиями среды их обитания , а также с происхождением представителей различных таксономических единиц.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название темы

Количество часов

Количество лабораторных и практических работ

Введение

3

I. Царство Прокариоты

3

II.Царство Грибы. Лишайники.

4

Л.р.1,п.р. 1.

III. Царство Растения

16

3.1. Общая характеристика растений

2

3.2. Низшие растения

2

Л.р.1

3.3 Высшие растения

13

Л.р.4, п.р.1.

IV. Царство Животные.

38

4.1 Подцарство Одноклеточные

2

Л.р.1

4.2. Подцарство Многоклеточные

34

4.3. Тип Кишечнополостные.

3

4.4. Тип Плоские черви

2

4.5. Тип Круглые черви

1

4.7. Тип Кольчатые черви

3

Л.р.1

4.8. Тип Моллюски

2

Л.р.1

4.9. Тип Членистоногие

7

Л.р.1.

4.10. Тип Иглокожие

1

4.11. Тип Хордовые

15

4.12 Подтип Рыбы

2

Л.р.1

4.13. Класс Земноводные

2

Л.р.1

4.14. Класс Пресмыкающиеся

2

4.15 Класс Птицы

4

Л.р.1

4.16. Класс Млекопитающие

4

Л.р.1, п.р.1.

V. Царство Вирусы

2

ИТОГО:

68

Л.р. 14,п.р. 3.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

Введение ( 3 часа ).

Мир живых организмов. Уровни организации жизни. Основные положения эволюционного учения Ч.Дарвина о естественном отборе. Систематика- наука о разнообразии и классификации живых организмов. Царства живой природы.

  1. ЦАРСТВО ПРОКАРИОТЫ ( 3 часа )

Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства прокариотических организмов. Многообразие форм бактерий. Особенности строения бактериальной клетки. Понятие о типах обмена у прокариот. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот ; распространенность и роль в биоценозах. Экологическая роль и медицинское значение.

  1. ЦАРСТВО ГРИБЫ . ЛИШАЙНИКИ.( 4 ЧАСА ).

Общая характеристика царства. Происхождение. Особенности строения одноклеточных и многоклеточных грибов. Отделы царства грибов. Отдел настоящие грибы. Классы: Зигомицеты, Аскомицеты, Базидиомиоцеты. Дейтеромицеты ( несовершенные грибы).

Класс Зигомицеты. Среды обитания. Особенности строения, питания, размножения на примере мукора. Практическое значение.

Класс Аскомицеты. Многообразие видов. Распространение. Особенности строения, питания, размножения на примере дрожжей. Практическое значение. Грибы- паразиты, черты приспособленности к паразитизму. Вред , наносимый культурным злакам.

Класс Базидиомицеты. Особенности строения, жизнедеятельности на примере шляпочных грибов. Многообразие видов. Роль в природе, практическое значение.

Класс Дейтеромицеты, или Несовершенные грибы. Многообразие видов. Распространение. Среды обитания. Особенности строения тела, размножения.

Грибы- паразиты растений и животных. Роль в природе.

Отдел Оомицеты. . Среда обитания, особенности строения грибов из рода фитофтора. Вред , наносимый культурным растениям.

Отдел Лишайники. Общая характеристика. Многообразие видов. Разнообразие формы тела. Особенности строения, питания как симбиотических организмов. Роль в природе, практическое значение.

Лабораторная работа №1 Строение плесневого гриба мукора.

Практическая работа №1 Распознавание съедобных и ядовитых грибов.

III.ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ ( 16 часов).

Общая характеристика растений ( 2 час)

Особенности строения клетки , тканей, органов, питания. Фитогормоны и их роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Подцарства Низшие и Высшие растения.

Низшие растения ( 2 часа).

Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика. Многообразие видов, особенности распространения , среды обитания. Отделы водорослей: Зеленые водоросли, Бурые, Красные водоросли.

Отдел Зеленные водоросли. Многообразие видов. Среда обитания. Особенности строения, жизнедеятельности одноклеточных и многоклеточных форм. Роль в природе.

Отдел бурые водоросли. Многообразие видов распространение. особенности строения таллома. Роль в природе. Практическое значение.

Отдел красные водоросли. Особенности строения, жизнедеятельности. Роль в природе , практическое значение.

Лабораторная работа № 2 Изучение внешнего строения водоросли..

Высшие растения ( 13 часов ).

Споровые растения. Общая характеристика, происхождение. Особенности строения, жизнедеятельности как наиболее сложноорганизованных по сравнению с низшими растениями. Отделы высших споровых растений : Моховидные, Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные.

Отдел Моховидные. Особенности строения, жизнедеятельности, распространения, роль в природе.

Отдел Плауновидные. Особенности организации, роль в природе, практическое значение.

Отдел Хвощевидные. Особенности строения, жизнедеятельности, роль в природе.

Отдел Папоротниковидные. Особенности строения, жизнедеятельности, происхождения, распространения. Роль папоротников в природе, их практическое значение.

Семенные растения. Отдел Голосеменные. Особенности организации, жизненные формы, многообразие видов. Роль Голосеменных в природе и их практическое значение.

Отдел Покрытосеменные- цветковые растения. Особенности строения, жизнедеятельности покрытосеменных как наиболее сложных растений по сравнению с голосеменными.

Классы : Двудольные, Однодольные, их основные семейства. Многообразие видов, распространение, роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности.

Лабораторная работа № 3 Изучение внешнего строения мхов.

Лабораторная работа № 4 Изучение внешнего строения папоротника.

Лабораторная работа № 5 Изучение строения и многообразия голосеменных растений.

Лабораторная работа № 6 Изучение строения покрытосеменных растений.

Практическая работа № 2 Распознавание наиболее распространенных растений местности, определение их систематического положения.

IV ЦАРСТВО ЖИВОТНЫЕ ( 38 часов )

Общая характеристика царства. Особенности строения, жизнедеятельности животных, отличие их от организмов других царств живой природы. Подцарства : Одноклеточные и Многоклеточные. Систематика животных.

Подцарство Одноклеточные ( 2 часа )

Общая характеристика одноклеточных , или простейших. Многообразие видов. Основные типы : Саркожгутиконосцы, Инфузории, Споровики.

Тип Саркожгутиконосцы. Многообразие форм Саркодовых и жгутиковых, роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности.

Тип Инфузории. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения как наиболее сложноорганизованных по сравнению с другими простейшими. Многообразие видов, роль в природе.

Тип Споровики. Особенности организации споровиков- паразитов человека и животных.

Лабораторная работа № 7 Строение инфузории- туфельки.

Подцарство Многоклеточные

Общая характеристика подцарства. Особенности строения, жизнедеятельности клетки многоклеточного организма, ткани, органы, системы органов. Типы симметрии.

Тип Губки. Особенности строения губок как примитивных многоклеточных.

Тип Кишечнополостные ( 3 часа).

Особенности строения, жизнедеятельности кишечнополостных как двухслойных многоклеточных с лучевой симметрией. Бесполое и половое размножение. Происхождение. Среда обитания. Многообразие видов. Классы : Гидроидные, Сцифоидные медузы, Коралловые полипы. Особенности строения, жизнедеятельности. Способы размножения, особенности индивидуального развития. Роль в природных сообществах.

Тип Плоские черви ( 2 часа ).

Общая характеристика типа. Происхождение. Основные классы.

Класс Ресничные черви. Особенности строения, жизнедеятельности на примере белой планарии как свободноживущей формы. Многообразие видов, роль в природе.

Класс Сосальщики. Особенности строения, жизнедеятельности , размножения и развития печеночного сосальщика, связанные с паразитизмом.

Класс Ленточные черви. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения и развития бычьего цепня, связанные с паразитизмом.

Многообразие червей- паразитов, черты приспособленности к паразитизму.

Тип Круглые черви ( 1 час )

Общая характеристика типа. Происхождение. Особенности организации на примере аскариды человеческой. Многообразие видов.. особенности строения, жизнедеятельности, связанные со средой обитания.

Тип Кольчатые черви ( 3 часа )

Общая характеристика типа. Многообразие видов. Происхождение. Основные классы: Многощетинковые черви, Малощетинковые черви, Пиявки.

Класс Многощетинковые. Особенности строения, жизнедеятельности как наиболее сложноорганизованных животных по сравнению с плоскими и круглыми червями. Роль в природе , практическое значение.

Класс Малощетинковые черви. Особенности организации, размножения на примере дождевых червей, их приспособленность к жизни в почве. Роль в природе, почвообразовании, практическое значение.

Класс Пиявки. Особенности организации, связанные со средой обитания. Роль в природе, жизни человека.

Лабораторная работа № 8 Внешнее строение дождевого червя.

Тип Моллюски ( 2 часа )

Особенности строения, жизнедеятельности моллюсков как наиболее сложноорганизованных по сравнению с кольчатыми червями. Происхождение моллюсков. Основные классы : Брюхоногие ,Двустворчатые, Головоногие. Черты приспособленности к среде обитания.

Роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности.

Лабораторная работа № 9 Внешнее строение моллюска.

Тип Членистоногие ( 7 часов )

Особенности организации членистоногих. Происхождение. Многообразие видов. Основные классы.

Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Многообразие видов. Среды обитания. Низшие и высшие раки, их различия. Роль в природе и практическое значение.

Класс Паукообразные. Общая характеристика класса. Многообразие видов. Особенности организации пауков, клещей, связанные со средой обитания. Роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности.

Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Среды обитания, многообразие видов. Основные отряды насекомых с неполным и полным превращением, особенности их организации, роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности.

Лабораторная работа № 10 Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих.

Тип Иглокожие ( 1 час )

Общая характеристика типа. Происхождение. Многообразие видов. Основные классы : Морские звезды, Морские ежи, Голотурии. Особенности строения, жизнедеятельности. Роль в природе, практическое значение.

Тип Хордовые ( 15 часов )

Общая характеристика типа. Происхождение. Подтипы : Бесчерепные, Оболочники,

Позвоночные. Особенности организации. Подтип Бесчерепные. Особенности строение, жизнедеятельности на примере ланцетника. Подтип Оболочники. Особенности строения, размножения асцидий.

Подтип Рыбы ( 2 часа )

Общая характеристика рыб. Класс Хрящевые рыбы 6 акулы и скаты. Класс Костные рыбы. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения и развития. Группы костных рыб: хрящекостные, кистеперые, лучеперые и двоякодышащие. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания.

Лабораторная работа № 11 Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни.

Класс Земноводные ( 2 часа )

Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Происхождение. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения, развития на примере лягушки.

Основные отряды : Хвостатые, Бесхвостые, Безногие. Многообразие видов, черты приспособленности к среде обитания. Роль в природе, практическое значение.

Лабораторная работа № 12 Внешнее строение лягушки.

Класс Пресмыкающиеся ( 2 часа )

Общая характеристика пресмыкающихся как настоящих позвоночных происхождение. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения на примере прыткой ящерицы. Основные отряды современных пресмыкающихся: Чешуйчатые, Крокодилы, Черепахи. Многообразие видов, особенности строения, связанные со средой обитания. Роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности. Вымершие группы пресмыкающихся.

Класс Птицы ( 4 часа )

Общая характеристика класса. Происхождение. Особенности строения, жизнедеятельности птиц как наиболее сложноорганизованных позвоночных по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Сезонные изменения в жизни птиц. Экологические группы : птицы леса, степей, пустынь, водоемов и побережий, болот, дневные хищники, ночные хищники. Роль птиц в природе и в жизни человека.

Лабораторная работа № 13 Внешнее строение птицы.

Класс Млекопитающие ( 4 часа )

Общая характеристика класса. Происхождение. Основные подклассы : Первозвери, Настоящие звери.

Особенности организации млекопитающих на примере представления плацентарных как наиболее высокоорганизованных позвоночных. Особенности размножения, развития. Экологические группы: землерои, грызущие звери, авиабионты, хищные звери, гидробионты, , хоботные, приматы. Роль в природе, практическое значение.

Подкласс Первозвери. Общая характеристика, распространение. Особенности строения, размножения на примере ехидны и утконоса. Особенности организации сумчатых как наиболее примитивных зверей по сравнению с плацентарными. Распространение. Редкие виды и меры их охраны.

Лабораторная работа № 14 Изучение строения млекопитающих.

Практическая работа №3 распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни человека.

Царство Вирусы ( 2 часа)

Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусы- возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом.

В результате изучения предмета в 7 классе учащиеся должны

Знать/ понимать

- особенности жизни как формы существования материи;

-фундаментальные понятия биологии;

- о существовании эволюционной теории;

- основные группы прокариот, грибов, растений и животных , особенности их организации, многообразие, а также экологическую и хозяйственную роль живых организмов; основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;

уметь

пользоваться знанием биологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;

- давать оценку новой информации по биологическим вопросам;

- работать с микроскопом и изготавливать простейшие препараты для микроскопических исследований;

- работать с учебной и научно- популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;

- владеть языком предмета.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Захаров В.Б. , Сонин Н.И. « Биология. Многообразие живых организмов» 7класс: Учеб.для общеобразоват. учеб.заведений- М.: Дрофа, 2006.-247с.;

И тетради с печатной основой

Захаров В.Б. Сонин Н.И. класс: Биология. Многообразие живых организмов 7 класс Рабочая тетрадь к учебнику « Биология. Многообразие живых организмов.» М.: Дрофа, 2006.- 272с.;

А также методических пособий для учителя:

1) Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 касс. Биология. 6-11 кассы. – М.: Дрофа, 2006;

2) Е.Т. Бровкина, Н.И.Сонин . « Биология. Многообразие живых организмов.» 7 класс Методическое пособие к учебнику Н.И.Сонин . « Биология. Многообразие живых организмов.» 7 класс .-М.: дрофа, 2006 гг.

Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.

8 класс

«Человек»

(2 часа в неделю- всего 68 часов)

Настоящая рабочая программа предназначена для изучения курса «Человек и его здоровье» в 8 классе средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением программ, предложенных для основной школы.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название темы

Количество часов

Количество лабораторных и практическихработ

1.Место человека в системе органического мира

2

2. Происхождение человека

2

3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека

1

4. Общий обзор строения и функций организма человека

4

Л.р.1, п.р.1

5. Координация и регуляция

11

П.р.2

6. Опора и движение

9

Л.р.1,п.р.2

7. Внутренняя среда организма

3

Л.р.1

8. Транспорт веществ

5

П.р.1

9. Дыхание

5

П.р.1

10. Пищеварение

5

Л.р.1,п.р.1

11. Обмен веществ и энергии

2

12. Выделение

3

13. Покровы тела

3

14. Размножение и развитие

3

15. Высшая нервная деятельность

5

16. Человек и его здоровье

5

Л.р.1,п.р.1

ИТОГО:

68

Л.р.5,п.р.9.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

  1. Место человека в системе органического мира ( 2 часа ).

Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.

  1. Происхождение человека ( 2 часа ).

Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.

  1. Краткая история развития знаний о строении и функциях

организма человека (1 часа )

Анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы, физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий. Развитие .

  1. Общий обзор строения и функций организма ( 4 часов ).

Клеточное строение организма. Ткани : эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.

Лабораторная работа № 1 Изучение микроскопического строения тканей.

Практическая работа № 1 Распознавание на таблицах органов и систем органов.

  1. Координация и регуляция ( 11 часов ).

Гуморальная регуляция ( 2 часа )

Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.

Нервная регуляция ( 9 часов )

Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.

Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.

Органы чувств ( анализаторы) , их строение, функции. Строение , функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.

Практическая работа №2 Изучение головного мозга человека ( по муляжам)

Практическая работа №3 Изучение изменения размера зрачка.

Опора и движение ( 9 часов ).

Скелет человека , его отделы : осевой скелет, скелеты поясов и конечностей. Особенности скелета человека , связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей : трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательного аппарата и их профилактика.

Мышечная система . строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режима труда в в правильном формировании опорно-двигательной системы.

Лабораторная работа № 2 Изучение внешнего строения костей.

Практическая работа № 4 Измерение массы и роста своего организма.

Практическая работа № 5 Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц.

Внутренняя среда организма (3 часа ).

Понятие «внутренняя среда» .тканевая жидкость.

Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови6 эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Инфекционные заболевание. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.

Лабораторная работа №3 Изучение микроскопического строения крови.

  1. Транспорт веществ ( 5 часов ).

Сердце, его строение и регуляция деятельности; большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.

Практическая работа №6.Измерение кровяного давления. Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений.

9 Дыхание ( 5 часов ).

Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания. Строение органов дыхания. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях ; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Заболевания органов дыхания. Голосовой аппарат. Заболевания органов дыхания, их предупреждение.

Практическая работа № 7 Определения частоты дыхания.

10 Пищеварение ( 5 часов ).

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы : печень, и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Заболевания органов пищеварения, их предупреждение. Профилактика глистных инвазий, пищевых отравлений, желудочно-кишечных заболеваний. Гигиена питания.

Лабораторная работа № 4 Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал.

Практическая работа №8 Определение норм рационального питания.

11. Обмен веществ и энергии ( 2 часа ).

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.

Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.

12. Выделение ( 3 часа ).

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки , их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ. Болезни органов выделения, их предупреждение.

13. Покровы тела ( 3 часа ).

Строение и функции кожи. Роль кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. Профилактика и первая помощь при тепловом , солнечном ударах, обморожения, электрошоке.

14. Размножение и развитие ( 3 часа ).

Система органов размножения ; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка.

15 Высшая нервная деятельность ( 5 часов ) .

Рефлекс- основа нервной деятельности. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда.

16. Человек и его здоровье ( 5 часов).

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожениях. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.

Человек и окружающая среда. Правила поведения человека в окружающей среде.

Лабораторная работа № 5 Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.

Практическая работа № 9 Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений.

В результате изучения предмета в 8 классе учащиеся должны

Знать/ понимать

- место человека в системе органического мира, черты сходства человека и животных – факторы антропосоциогенеза;

- основные черты древнейшего, древнего и ископаемого человека современного типа, единство человеческих рас;

- науки, изучающие организм человека;

- особенности строения органов и систем , функционирования, расположения органов ;

- нервно-гуморальную регуляцию деятельности организма человека ;

- внутреннюю среду организма , иммунитет;

- обмен веществ и энергии;

- развитие организма человека ;

- вредное влияние алкоголя, курения, наркотических веществ на организм человека.

Уметь

- распознавать изученные органы и системы органов на таблицах;

- оказывать доврачебную помощь при травмах тепловых, солнечных ударах, обморожениях, кровотечениях.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Сонин Н.И., М.Р.Сапин « Биология..Человек » 8 класс: Учеб.для общеобразоват. учеб.заведений- М.: Дрофа, 2006.-215 с.;

И тетради с печатной основой

Сонин Н.И. Биология.Человек 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику « Биология. Человек..» М.: Дрофа, 2006.-64 с.;

А также методических пособий для учителя:

1) Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 касс. Биология. 6-11 кассы. – М.: Дрофа, 2006;

2)Н.Б.Ренева , Н.И.Сонин . « Биология.Человек.» 8 класс Методическое пособие к учебнику Н.И.Сонин . « Биология.Человек.» 8 класс .-М.: дрофа, 2005-06 гг.

Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.

9 класс

«Человек»

(2 часа в неделю- всего 68 часов)

Программа курса включает полностью вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями учащихся и с учетом их образовательного уровня.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

Название темы

Количество часов

Количество лабораторных работ

Введение

1

1.Эволюция живого мира на Земле

24

Л.р. 2

1.1. Основные свойства живых организмов

2

1.2. Развитие биологии в додарвиновский период

2

1.3. Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора

5

1.4.Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора

3

1.5.Микроэволюция

3

Л.р. 2

1.6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция.

3

1.7. Возникновение жизни на Земле

2

1.8. Развитие жизни на Земле

4

2. Структурная организация живых организмов

10

Л.р. 1

2.1. Химическая организация клетки

2

2.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке

3

2.3. Строение и функции клеток

5

Л.р. 1

3. Размножение и индивидуальное развитие организмов

5

3.1. Размножение организмов

2

3.2. Индивидуальное развитие организма ( онтогенез )

3

4. Наследственность и изменчивость организмов

20

Л.р.2

4.1. Закономерности наследования признаков

10

Л.р. 1

4.2. Закономерности изменчивости

6

Л.р.1

4.3. Селекция растений , животных и микроорганизмов

4

5. Взаимодействие организма и среды. Основы экологии.

6

5.1 Биосфера, ее структура и функции

4

5.2.Биосфера и человек

2

Заключение

2

ИТОГО:

68

5

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

Введение ( 1 час).

Место курса «Общей биологии» в системе естественных научных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение и взаимозависимости всех частей Земли.

  1. ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ ( 24 часа ).

1.1.Основные свойства живых организмов ( 2 часа ).

Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах.

Царства живой природы: краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие.

    1. 1.2. Развитие биологии в Додарвиновский период ( 2 часа ).

Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К.Линнея по систематике растений и животных. Труды Ж.Кювье и Ж.де Сент-Илера. Эволюционная теория Ж.-Б.Ламарка. первые русские эволюционисты.

    1. 1.3. Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора ( 5 часов ).

Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч.Дарвина. учение Ч.Дарвина об искусственном отборе.

Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. Вид- элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.

    1. 1.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора ( 3 часа ).

Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации.

1.5. Микроэволюция ( 3 часа )

Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы.

Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция- элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.

Лабораторная работа №1 Изучение приспособленности организмов к среде обитания.

Лабораторная работа №2 Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений.

    1. 1.6. Биологические последствия адаптации Макроэволюция ( 3 часа ).

Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс. Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов.

Результаты эволюции; многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.

1.7. Возникновение жизни на Земле ( 2 часа ) .

Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический ( теория А.И.Опарина ) , биологический и социальный этапы развития живой материи.

Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.

    1. 1.8. Развитие жизни на Земле ( 4 часа ).

Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.

Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных; рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.

Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эру. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов.

Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека ; древнейший человек, древний человек, первые современные люди.

Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens ; человеческие расы, расообразование , единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма.

  1. СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ ( 10 часов ).

    1. 2.1. Химическая организация клетки ( 2 часа )

Элементный состав клетки. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы ; их вклад в образование неорганических молекул живого вещества.

Неорганические молекулы живого вещества: вода ; химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот , их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку.

Органические молекулы. Биологические полимеры – белки; структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы. Строение и биологическая роль. Жиры- основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК- молекулы наследственности. Репликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК.

    1. 2.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке ( 3 часа ).

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков , жиров и углеводов в клетке.

    1. 2.3. Строение и функции клеток (5 часов ).

Прокариотические клетки ; форма и строение. Строение цитоплазмы бактериальной клетки4 организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах.

Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы , их структура и функции. Цитоскелет. Включения, значение и роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро – центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин, ядрышко. Особенности строения растительной клетки.

Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Митоз. Биологический смысл и значение митоза. Клеточная теория строения организма.

Лабораторная работа №3 Изучение строения клеток растений и животных под микроскопом.

  1. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ

( 5 часов ).

    1. Размножение организмов ( 2 часа ).

Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Оплодотворение.

    1. Индивидуальное развитие организмов ( онтогенез ) ( 3 часа )

Индивидуальное развитие многоклеточного организма. Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Особенности и периодизация эмбрионального развития. Регуляция зародышевого развития. Периоды постэмбрионального развития : дорепродуктивный и пострепродуктивный. Общие закономерности индивидуального развития животных. Развитие растений.

Биогенетический закон.

4. НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ ОРГАНИЗМОВ ( 20 часов).

4.1. Закономерности наследования признаков (10 часов ).

Этапы развития генетики. Открытие Г.Менделем закономерностей наследования признаков.

Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя- закон доминирования. Второй закон Менделя- закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание, третий закон Менделя- закон независимого комбинирования. Создание хромосомной теории наследственности Т.Морганом. Роль отечественных ученых в развитии генетики.

Лабораторная работа №4 Решение генетических задач и составление родословных.

4.2. Закономерности изменчивости ( 6 часов ).

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.

Фенотипическая , или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.

Лабораторная работа №5 Построение вариационной кривой.

4.3. Селекция растений, животных и микроорганизмов ( 4 часа ).

Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельского хозяйства, медицинской , микробиологической и других промышленности.

5.ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНИЗМОВ И СРЕДЫ . ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ. ( 6 часов).

5.1. Биосфера, ее структура и функции ( 4 часа ).

Биосфера- живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы.

Круговорот веществ в природе.

Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов;

Продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.

Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности , влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.

Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения- симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения – нейтрализм.

5.2. Биосфера и человек ( 2 часа ).

Природные ресурсы и их использование.

Антропогенные факторы воздействия на биоценозы ( роль человека в природе ) ; последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования , охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.

Заключение ( 2 часа ).

Обобщение и повторение пройденного за курс общей биологии в 9-м классе.

В результате изучения предмета в 9 классе учащиеся должны

Знать/ понимать

- особенности жизни как формы существования материи;

- роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации;

- фундаментальные понятия биологии4 -

- сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;

- основные теории биологии: клеточную, хромосомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза;

- соотношение социального и биологического в эволюции человека;

- основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства , в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;

уметь

- пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле , а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;

- давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;

- работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;

- решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале;

- работать с учебной и научно- популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;

- владеть языком предмета.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Сонин Н.И, С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров « Биология..Общие закономерности » 9 класс: Учеб.для общеобразоват. учеб.заведений- М.: Дрофа, 2009.-287 с.;

И тетради с печатной основой

Сонин Н.И. , С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров Биология.Общие закономерности 9 класс: Рабочая тетрадь к учебнику « Биология. Общие закономерности.» М.: Дрофа, 2009.-128с.;

А также методических пособий для учителя:

1) Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 касс. Биология. 6-11 кассы. – М.: Дрофа, 2006;

2)Т.А.Ловкова, Н.И.Сонин . « Биология. Общие закономерности» 9 класс Методическое пособие к учебнику Сонин Н.И, С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров « Биология..Общие закономерности » 9 класс .-М.: дрофа, 2005-06 гг.

Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.

Распределение учебного времени , отведенного на изучение основных тем курса биологии в основной школе в примерной программе, авторской и рабочей программе.

тема

Примерная программа

Программа по биологии Н.И.Сонина.

Рабочая программа

1.Биология как наука. Методы биологии.

3 часа

3 часа

3 часа

2. Система органического мира.

25 часов

36 часов

36 часов

3.Многообразие и эволюция живой природы.

62 часа

62 часа

65 часов

4.Признаки живых организмов.

34 часа

62 часа

68 часов

5.Взаимосвязь организмов и окружающей среды

28 часов

30 часов

32 часа

6.Человек и его здоровье

60 часов

63 часов

68 часов

Резервное время

33 часа

24 часа

Итого:

245 часов

280 часов

272 часа

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа по биологии

    Рабочая программа
    Рабочаяпрограммапобиологии . Составлена учителем биологии и химии Кукевой Е.В., II категория. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Рабочаяпрограмма составлена на основе ...
  2. Рабочая программа по биологии рабочая программа по биологии составлена на основе следующих нормативно-правовых документов

    Рабочая программа
    РабочаяпрограммапобиологииРабочаяпрограммапобиологии составлена на основе ... программы: В.В. Пасечник и др. // Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5–11 классы. Сборник программ –М.: Дрофа, 2011 Рабочаяпрограммапобиологии ...
  3. Рабочая программа по биологии 10 -11 класс пояснительная записка

    Рабочая программа
    РАБОЧАЯПРОГРАММАПОБИОЛОГИИ 10 -11 КЛАСС Пояснительная записка Рабочаяпрограмма составлена на основе Федерального ... Э.Д. Днепров, А. Г., Аркадьев. - М.: Дро­фа, 2006; Рабочиепрограммыпобиологии 6-11 классы /авт.-сост.: И.П. Чередниченко, М.В. ...
  4. Рабочая программа по биологии основного общего образования 8 класс базовый уровень на 2011-2012 учебный год

    Рабочая программа
    Рабочаяпрограммапобиологии основного общего образования 8 класс, базовый ... рабочаяпрограмма в 8-х классах предусматривает обучение биологии в объеме 3 часов в неделю. Преподавание биологии в 8-классе осуществляется по технологии ...
  5. Рабочая программа по биологии для 5—9-х классов средней школы составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования

    Программа
    ... . 6 класс Автор Н. И. Сонин Пояснительная записка Рабочаяпрограммапобиологии для 5—9-х классов средней школы составлена ... ядром содержания общего образования, примерной программойпобиологии. Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин ...

Другие похожие документы..