textarchive.ru

Главная > Рабочая программа


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название темы

Количество часов

Количество лабораторных и практическихработ

1.Место человека в системе органического мира

2

2. Происхождение человека

2

3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека

1

4. Общий обзор строения и функций организма человека

4

Л.р.1, п.р.1

5. Координация и регуляция

11

П.р.2

6. Опора и движение

9

Л.р.1,п.р.2

7. Внутренняя среда организма

3

Л.р.1

8. Транспорт веществ

5

П.р.1

9. Дыхание

5

П.р.1

10. Пищеварение

5

Л.р.1,п.р.1

11. Обмен веществ и энергии

2

12. Выделение

3

13. Покровы тела

3

14. Размножение и развитие

3

15. Высшая нервная деятельность

5

16. Человек и его здоровье

5

Л.р.1,п.р.1

ИТОГО:

68

Л.р.5,п.р.9.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

  1. Место человека в системе органического мира ( 2 часа ).

Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.

  1. Происхождение человека ( 2 часа ).

Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.

  1. Краткая история развития знаний о строении и функциях

организма человека (1 часа )

Анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы, физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий. Развитие .

  1. Общий обзор строения и функций организма ( 4 часов ).

Клеточное строение организма. Ткани : эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.

Лабораторная работа № 1 Изучение микроскопического строения тканей.

Практическая работа № 1 Распознавание на таблицах органов и систем органов.

  1. Координация и регуляция ( 11 часов ).

Гуморальная регуляция ( 2 часа )

Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.

Нервная регуляция ( 9 часов )

Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.

Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.

Органы чувств ( анализаторы) , их строение, функции. Строение , функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.

Практическая работа №2 Изучение головного мозга человека ( по муляжам)

Практическая работа №3 Изучение изменения размера зрачка.

Опора и движение ( 9 часов ).

Скелет человека , его отделы : осевой скелет, скелеты поясов и конечностей. Особенности скелета человека , связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей : трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательного аппарата и их профилактика.

Мышечная система . строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режима труда в в правильном формировании опорно-двигательной системы.

Лабораторная работа № 2 Изучение внешнего строения костей.

Практическая работа № 4 Измерение массы и роста своего организма.

Практическая работа № 5 Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц.

Внутренняя среда организма (3 часа ).

Понятие «внутренняя среда» .тканевая жидкость.

Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови6 эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Инфекционные заболевание. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.

Лабораторная работа №3 Изучение микроскопического строения крови.

  1. Транспорт веществ ( 5 часов ).

Сердце, его строение и регуляция деятельности; большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.

Практическая работа №6.Измерение кровяного давления. Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений.

9 Дыхание ( 5 часов ).

Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания. Строение органов дыхания. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях ; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Заболевания органов дыхания. Голосовой аппарат. Заболевания органов дыхания, их предупреждение.

Практическая работа № 7 Определения частоты дыхания.

10 Пищеварение ( 5 часов ).

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы : печень, и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Заболевания органов пищеварения, их предупреждение. Профилактика глистных инвазий, пищевых отравлений, желудочно-кишечных заболеваний. Гигиена питания.

Лабораторная работа № 4 Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал.

Практическая работа №8 Определение норм рационального питания.

11. Обмен веществ и энергии ( 2 часа ).

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.

Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.

12. Выделение ( 3 часа ).

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки , их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ. Болезни органов выделения, их предупреждение.

13. Покровы тела ( 3 часа ).

Строение и функции кожи. Роль кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. Профилактика и первая помощь при тепловом , солнечном ударах, обморожения, электрошоке.

14. Размножение и развитие ( 3 часа ).

Система органов размножения ; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка.

15 Высшая нервная деятельность ( 5 часов ) .

Рефлекс- основа нервной деятельности. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда.

16. Человек и его здоровье ( 5 часов).

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожениях. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.

Человек и окружающая среда. Правила поведения человека в окружающей среде.

Лабораторная работа № 5 Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.

Практическая работа № 9 Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений.

В результате изучения предмета в 8 классе учащиеся должны

Знать/ понимать

- место человека в системе органического мира, черты сходства человека и животных – факторы антропосоциогенеза;

- основные черты древнейшего, древнего и ископаемого человека современного типа, единство человеческих рас;

- науки, изучающие организм человека;

- особенности строения органов и систем , функционирования, расположения органов ;

- нервно-гуморальную регуляцию деятельности организма человека ;

- внутреннюю среду организма , иммунитет;

- обмен веществ и энергии;

- развитие организма человека ;

- вредное влияние алкоголя, курения, наркотических веществ на организм человека.

Уметь

- распознавать изученные органы и системы органов на таблицах;

- оказывать доврачебную помощь при травмах тепловых, солнечных ударах, обморожениях, кровотечениях.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Сонин Н.И., М.Р.Сапин « Биология..Человек » 8 класс: Учеб.для общеобразоват. учеб.заведений- М.: Дрофа, 2006.-215 с.;

И тетради с печатной основой

Сонин Н.И. Биология.Человек 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику « Биология. Человек..» М.: Дрофа, 2006.-64 с.;

А также методических пособий для учителя:

1) Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 касс. Биология. 6-11 кассы. – М.: Дрофа, 2006;

2)Н.Б.Ренева , Н.И.Сонин . « Биология.Человек.» 8 класс Методическое пособие к учебнику Н.И.Сонин . « Биология.Человек.» 8 класс .-М.: дрофа, 2005-06 гг.

Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.

9 класс

«Человек»

(2 часа в неделю- всего 68 часов)

Программа курса включает полностью вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями учащихся и с учетом их образовательного уровня.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

Название темы

Количество часов

Количество лабораторных работ

Введение

1

1.Эволюция живого мира на Земле

24

Л.р. 2

1.1. Основные свойства живых организмов

2

1.2. Развитие биологии в додарвиновский период

2

1.3. Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора

5

1.4.Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора

3

1.5.Микроэволюция

3

Л.р. 2

1.6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция.

3

1.7. Возникновение жизни на Земле

2

1.8. Развитие жизни на Земле

4

2. Структурная организация живых организмов

10

Л.р. 1

2.1. Химическая организация клетки

2

2.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке

3

2.3. Строение и функции клеток

5

Л.р. 1

3. Размножение и индивидуальное развитие организмов

5

3.1. Размножение организмов

2

3.2. Индивидуальное развитие организма ( онтогенез )

3

4. Наследственность и изменчивость организмов

20

Л.р.2

4.1. Закономерности наследования признаков

10

Л.р. 1

4.2. Закономерности изменчивости

6

Л.р.1

4.3. Селекция растений , животных и микроорганизмов

4

5. Взаимодействие организма и среды. Основы экологии.

6

5.1 Биосфера, ее структура и функции

4

5.2.Биосфера и человек

2

Заключение

2

ИТОГО:

68

5

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

Введение ( 1 час).

Место курса «Общей биологии» в системе естественных научных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение и взаимозависимости всех частей Земли.

  1. ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ ( 24 часа ).

1.1.Основные свойства живых организмов ( 2 часа ).

Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах.

Царства живой природы: краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие.

    1. 1.2. Развитие биологии в Додарвиновский период ( 2 часа ).

Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К.Линнея по систематике растений и животных. Труды Ж.Кювье и Ж.де Сент-Илера. Эволюционная теория Ж.-Б.Ламарка. первые русские эволюционисты.

    1. 1.3. Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора ( 5 часов ).

Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч.Дарвина. учение Ч.Дарвина об искусственном отборе.

Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. Вид- элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.

    1. 1.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора ( 3 часа ).

Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации.

1.5. Микроэволюция ( 3 часа )

Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы.

Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция- элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.

Лабораторная работа №1 Изучение приспособленности организмов к среде обитания.

Лабораторная работа №2 Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений.

    1. 1.6. Биологические последствия адаптации Макроэволюция ( 3 часа ).

Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс. Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов.

Результаты эволюции; многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.

1.7. Возникновение жизни на Земле ( 2 часа ) .

Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический ( теория А.И.Опарина ) , биологический и социальный этапы развития живой материи.

Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.

    1. 1.8. Развитие жизни на Земле ( 4 часа ).

Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.

Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных; рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.

Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эру. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов.

Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека ; древнейший человек, древний человек, первые современные люди.

Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens ; человеческие расы, расообразование , единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма.

  1. СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ ( 10 часов ).

    1. 2.1. Химическая организация клетки ( 2 часа )

Элементный состав клетки. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы ; их вклад в образование неорганических молекул живого вещества.

Неорганические молекулы живого вещества: вода ; химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот , их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку.

Органические молекулы. Биологические полимеры – белки; структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы. Строение и биологическая роль. Жиры- основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК- молекулы наследственности. Репликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК.

    1. 2.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке ( 3 часа ).

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков , жиров и углеводов в клетке.

    1. 2.3. Строение и функции клеток (5 часов ).

Прокариотические клетки ; форма и строение. Строение цитоплазмы бактериальной клетки4 организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах.

Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы , их структура и функции. Цитоскелет. Включения, значение и роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро – центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин, ядрышко. Особенности строения растительной клетки.

Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Митоз. Биологический смысл и значение митоза. Клеточная теория строения организма.

Лабораторная работа №3 Изучение строения клеток растений и животных под микроскопом.

  1. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ

( 5 часов ).

    1. Размножение организмов ( 2 часа ).

Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Оплодотворение.

    1. Индивидуальное развитие организмов ( онтогенез ) ( 3 часа )

Индивидуальное развитие многоклеточного организма. Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Особенности и периодизация эмбрионального развития. Регуляция зародышевого развития. Периоды постэмбрионального развития : дорепродуктивный и пострепродуктивный. Общие закономерности индивидуального развития животных. Развитие растений.

Биогенетический закон.

4. НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ ОРГАНИЗМОВ ( 20 часов).

4.1. Закономерности наследования признаков (10 часов ).

Этапы развития генетики. Открытие Г.Менделем закономерностей наследования признаков.

Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя- закон доминирования. Второй закон Менделя- закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание, третий закон Менделя- закон независимого комбинирования. Создание хромосомной теории наследственности Т.Морганом. Роль отечественных ученых в развитии генетики.

Лабораторная работа №4 Решение генетических задач и составление родословных.

4.2. Закономерности изменчивости ( 6 часов ).

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.

Фенотипическая , или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.

Лабораторная работа №5 Построение вариационной кривой.

4.3. Селекция растений, животных и микроорганизмов ( 4 часа ).

Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельского хозяйства, медицинской , микробиологической и других промышленности.

5.ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНИЗМОВ И СРЕДЫ . ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ. ( 6 часов).

5.1. Биосфера, ее структура и функции ( 4 часа ).

Биосфера- живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы.

Круговорот веществ в природе.

Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов;

Продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.

Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности , влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.

Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения- симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения – нейтрализм.

5.2. Биосфера и человек ( 2 часа ).

Природные ресурсы и их использование.

Антропогенные факторы воздействия на биоценозы ( роль человека в природе ) ; последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования , охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.

Заключение ( 2 часа ).

Обобщение и повторение пройденного за курс общей биологии в 9-м классе.

В результате изучения предмета в 9 классе учащиеся должны

Знать/ понимать

- особенности жизни как формы существования материи;

- роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации;

- фундаментальные понятия биологии4 -

- сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;

- основные теории биологии: клеточную, хромосомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза;

- соотношение социального и биологического в эволюции человека;

- основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства , в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;

уметь

- пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле , а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;

- давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;

- работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;

- решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале;

- работать с учебной и научно- популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;

- владеть языком предмета.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Сонин Н.И, С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров « Биология..Общие закономерности » 9 класс: Учеб.для общеобразоват. учеб.заведений- М.: Дрофа, 2009.-287 с.;

И тетради с печатной основой

Сонин Н.И. , С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров Биология.Общие закономерности 9 класс: Рабочая тетрадь к учебнику « Биология. Общие закономерности.» М.: Дрофа, 2009.-128с.;

А также методических пособий для учителя:

1) Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 касс. Биология. 6-11 кассы. – М.: Дрофа, 2006;

2)Т.А.Ловкова, Н.И.Сонин . « Биология. Общие закономерности» 9 класс Методическое пособие к учебнику Сонин Н.И, С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров « Биология..Общие закономерности » 9 класс .-М.: дрофа, 2005-06 гг.

Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.

Распределение учебного времени , отведенного на изучение основных тем курса биологии в основной школе в примерной программе, авторской и рабочей программе.

тема

Примерная программа

Программа по биологии Н.И.Сонина.

Рабочая программа

1.Биология как наука. Методы биологии.

3 часа

3 часа

3 часа

2. Система органического мира.

25 часов

36 часов

36 часов

3.Многообразие и эволюция живой природы.

62 часа

62 часа

65 часов

4.Признаки живых организмов.

34 часа

62 часа

68 часов

5.Взаимосвязь организмов и окружающей среды

28 часов

30 часов

32 часа

6.Человек и его здоровье

60 часов

63 часов

68 часов

Резервное время

33 часа

24 часа

Итого:

245 часов

280 часов

272 часа



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Рабочая программа по биологии

    Рабочая программа
    Рабочаяпрограммапобиологии . Составлена учителем биологии и химии Кукевой Е.В., II категория. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Рабочаяпрограмма составлена на основе ...
  2. Рабочая программа по биологии рабочая программа по биологии составлена на основе следующих нормативно-правовых документов

    Рабочая программа
    РабочаяпрограммапобиологииРабочаяпрограммапобиологии составлена на основе ... программы: В.В. Пасечник и др. // Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5–11 классы. Сборник программ –М.: Дрофа, 2011 Рабочаяпрограммапобиологии ...
  3. Рабочая программа по биологии 10 -11 класс пояснительная записка

    Рабочая программа
    РАБОЧАЯПРОГРАММАПОБИОЛОГИИ 10 -11 КЛАСС Пояснительная записка Рабочаяпрограмма составлена на основе Федерального ... Э.Д. Днепров, А. Г., Аркадьев. - М.: Дро­фа, 2006; Рабочиепрограммыпобиологии 6-11 классы /авт.-сост.: И.П. Чередниченко, М.В. ...
  4. Рабочая программа по биологии основного общего образования 8 класс базовый уровень на 2011-2012 учебный год

    Рабочая программа
    Рабочаяпрограммапобиологии основного общего образования 8 класс, базовый ... рабочаяпрограмма в 8-х классах предусматривает обучение биологии в объеме 3 часов в неделю. Преподавание биологии в 8-классе осуществляется по технологии ...
  5. Рабочая программа по биологии для 5—9-х классов средней школы составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования

    Программа
    ... . 6 класс Автор Н. И. Сонин Пояснительная записка Рабочаяпрограммапобиологии для 5—9-х классов средней школы составлена ... ядром содержания общего образования, примерной программойпобиологии. Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин ...

Другие похожие документы..