textarchive.ru

Главная > архив


МОУ «Наголенская средняя общеобразовательная школа Ровеньского района Белгородской области»

Годовой отчет

о ходе муниципального эксперимента по проблеме

«Организационно - педагогические условия патриотического,

гражданского воспитания школьников в общеобразовательной

школе на краеведческом материале»

В соответствии с приказом № 401 по МУ «Ровеньский отдел образования» от 28 августа 2006 г. «Об организации опытно – экспериментальной работы в общеобразовательных учреждениях Ровеньского района в 2006 - 2007 учебном году», в целях создания благоприятных условий для развития образования в школе, повышения эффективности процесса модернизации образования и оказания поддержки инновационному движению на базе школы организована работа экспериментальной площадки в соответствии с положениями об организации опытно - экспериментальной работы в системе общего образования района, о муниципальной экспериментальной площадке.

Деятельность педагогического коллектива была направлена на реализацию обновления технологии обучения и воспитания согласно программы опытно - экспериментальной работы.

Целью эксперимента стало повышение качества образования через содержание организации воспитательно - образовательной развивающей среды на краеведческом материале как функции патриотического, гражданского воспитания школьников.

Для достижения поставленных целей в рамках экспериментальной работы были определены следующие задачи:

  • определение основных приоритетных направлений воспитательно-образовательной развивающей среды на краеведческом материале, обеспечивающей патриотическое, гражданское воспитание школьников;

  • определение и использование наиболее продуктивных форм и способов интеллектуального развития ребенка, профессионального роста педагога; формирование развивающей нравственно и эмоционально благоприятной внутренней и внешней среды становления личности ученика и учителя;

  • воспитание чувства любви к Родине, ответственности за ее судьбу;

  • воспитание потребности изучения истории и культуры своей малой родины, своей страны.

В ходе проведения экспериментальной работы ожидаются следующие результаты:

  • создание благоприятного социально- психологического климата, способствующего позитивному отношению каждого участника к образовательному процессу;

  • обеспечение оптимальных условий для патриотического, гражданского воспитания школьников;

  • сформированное личностных качеств школьников в плане патриотического, гражданского воспитания;
    удовлетворенность участников образовательного процесса деятельностью и результатами патриотического, гражданского воспитания школьников на краеведческой основе и обеспечение их развития.

Школа находится на первом подготовительном этапе реализации задач в рамках эксперимента.

Задачи первого этапа (подготовительного) (2006-2007 учебный год):

  • изучение микросреды школы, потребностей детей и их родителей в аспекте патриотического, гражданского воспитания школьников;

  • анализ состояния воспитательно-образовательной развивающей среды школы с целью выявления противоречий в ее содержании и организации с учетом возрастных особенностей детей и установленных потребностей их родителей, профессиональной компетенции членов педагогического коллектива;

  • разработка диагностических методик, используемых для оценки уровней сформированности личностных качеств школьников на краеведческой основе.

В ходе реализации первого этапа эксперимента была разработана нормативно - правовая база, регламентирующая деятельность школы в условиях эксперимента: разработана и составлена концепция и программа развития школы, составлен паспорт школы, создан перспективный план инновационной деятельности по организационному, программно-методическому, мотивационному обеспечению образовательного процесса в школе в режиме эксперимента, составлен план работы на год, созданы локальные акты: «Положение об инновационном образовательном учреждении в системе общего образования», «Положение о научном руководителе», «Положение об учителе - экспериментаторе», «Положение об опытно - экспериментальной работе в системе общего среднего образования МОУ «Наголенская СОШ», «Положение о муниципальной экспериментальной площадке в системе общего среднего образования МОУ «Наголенская СОШ»».

Одним из направлений деятельности экспериментальной работы является изучение мнения педагогов, родителей, учащихся о целесообразности эксперимента.

Были проведены диагностирования, направленные на изучение уровня готовности к проведению эксперимента учителей и учащихся. Результаты данного анкетирования показали, что почти весь педколлектив осознает цели и задачи эксперимента.

Результаты анкетирования учащихся показали, что подавляющее большинство учащихся хотят проведения эксперимента, считают, что к нему готовы как педагогический коллектив, так и они сами. Половина опрошенных надеются на то, что в результате повысится уровень их воспитанности, половина хотят получить более глубокие знания по краеведению. Детям интересно узнать историю возникновения родного села, его улиц, традиций родного края.

По вопросу о негативной стороне эксперимента мнения участников опроса разделились, и одна половина детей считает, что эксперимент будет способствовать увеличению нагрузки на них.

В ходе изучения мнения родителей относительно форм работы школы, форм сотрудничества школы с другими учреждениями, традиций школы по решению проблемы эксперимента, определения уровня теоретических и профессиональных знаний и умений учителя, необходимых для проведения эксперимента было выявлено, что родители, в основном, интересуются работой школы, знают её концепцию.

Ни один из участников опроса не ответил отрицательно на вопрос о том, испытывает ли он гордость от того, что его ребенок учится именно в этой школе. Родителям дорога школа, её традиции, они доверяют педагогическому коллективу воспитание своих детей. Родители считают, что эксперимент необходим, так как школа является основным источником знаний по краеведению и действенным инструментом в воспитании граждан своей страны.

На данном этапе была организована работа по определению и выявлению интегративных связей для разработки интегрированных занятий, мероприятий, были систематизированы УМК педагогов с учетом использования краеведческого материала.

В 2006-2007 уч.г. в школе велась определенная методическая работа по проблеме эксперимента. Научным руководителем С. И. Линник-Ботовой были проведены семинары по темам: «Деятельность педагога в инновационных условиях школы», «Педагогическая инноватика в условиях общеобразовательной школы». Была организована работа по преемственности обучения и воспитания в детском саду и начальной школе.

Вопросы эксперимента поднимались на производственных совещаниях (24.09.2006 г. Работа школы в режиме инноваций и эксперимента на муниципальном уровне, ознакомление коллектива с темой и задачами эксперимента; 13.10.2006 г. О внедрении в учебно-воспитательный процесс музейной педагогики; 09.03.2007 г. Об участии в IV конкурсе на соискание грантов управления образования и науки Белгородской области; 02.05.2007 г. О проведении недели науки и научно-практической конференции).

Тематика всех заседаний педагогических советов отражала проблему эксперимента: «Об актуальности гражданско - патриотического воспитания подрастающего поколения на краеведческом материале, обеспечение духовной безопасности молодежи», «Инновационные подходы к образовательному процессу в школе в режиме эксперимента», «О соотношении учебного и воспитывающего в урочной деятельности» и т.д.

В связи с работой школы в режиме эксперимента подверглись изучению, анализу и корректировке темы по самообразованию педагогов в соответствии с темой эксперимента.

№ п/п

Фамилия, имя, отчество

Предмет

Название темы по самообразованию

С какого года над ней работает

1

Бережная С.Л.

физика

Организационно-педагогические условия в системе уроков физики как функция самореализации личностных качеств школьников

2006

2

Ивасив И.Г.

русский язык и литература

Патриотическое, гражданское воспитание школьников в системе уроков словесности на краеведческом материале

2006

3

Титовская Т.Ю.

русский язык и литература

активизация мыслительной деятельности учащихся в процессе составления опорного конспекта на уроках словесности (с учетом краеведческого материала)

2006

4

Переверзева Н.П.

русский язык и литература

Развитие познавательного интереса учащихся к урокам словесности посредством включения в них инновационных технологий

2006

6

Чернокалова Т.И.

История, обществознание

Формирование патриотизма школьников в системе уроков истории на краеведческом материале

2003

7

Ряднова М.В.

ИЗО, черчение

Развитие творческого воображения школьников в системе урочной и внеклассной деятельности по изобразительному искусству с учетом регионального компонента

2006

8

Лесниченко Е.П.

география, биология

Межпредметные связи в системе уроков биологии и географии как средство развития познавательного интереса учащихся к краеведческому материалу

2006

9

Кантемиров А.И.

Физическая культура

Развитие внимания школьников в системе уроков физической культуры посредством изучения народных игр (с учетом регионального компонента)

2006

10

Зинченко Н.В.

Математика

дидактические игровые элементы на уроках математики как средство развития интереса школьников к учебному предмету (с учетом краеведческого материала)

2006

11

Бережной С.Ф.

Информатика

Развитие логического мышления и практических навыков школьников в процессе работе на ЭВМ (с учетом регионального компонента)

2005

12

Бережная С.Г.

Начальные классы

Личностно-ориентированный подход к обучению младших школьников в процессе изучения и освоения краеведческого материала

2006

13

Титовская В.И.

Начальные классы

Модульное обучение в системе уроков чтения как фактор развития патриотических, гражданских личностных качеств младших школьников

2006

14

Таранцова Н.П.

Иностранный язык

Проектный метод в системе уроков английского языка как средство развития познавательного интереса школьников к учебному предмету (с учетом использования краеведческого материала)

2006

15

Плужников Н.Н.

Музыка

Концертная деятельность школьников на краеведческой основе в системе урочной, внеклассной работы по музыке как фактор патриотического, гражданского воспитания школьников

2006

16

Новомлинская З.С.

Начальные классы

Личностно-ориентированный подход в процессе обучения младших школьников по программе «Школа XXI века» (с учетом использования краеведческого материала)

2006

17

Скоробогатько Т.И.

Начальные классы

Развитие орфографии младших школьников в процессе изучения краеведческого материала

2006

18

Титовская С.Г.

Воспитатель в ГПД

Патриотическое, гражданское воспитание школьников в системе занятий группы продленного дня

2006

Большое внимание уделялось изучению, анализу и корректировке музейной экспозиции школы. Эта работа осуществлялась в рамках деятельности кружка «Музейное дело». Музейные экспозиции школы, района активно использовались в учебно - воспитательном процессе школы.

На основе музейной педагогики, использования краеведческого материала были организованы творческие отчеты педагогов о проделанной работе в режиме эксперимента. Были даны открытые уроки:

  • по русскому языку в 3 классе (учитель Бережная С.Г.),

  • по географии в 8 классе (учитель Лесниченко Е.П.),

  • по информатике в 4 классе (учитель Бережной С.Ф.),

  • по английскому языку в 3 классе (учитель Таранцова Н.П.),

  • по истории в 9 классе (учитель Чернокалова Т.И.)

Даны открытые мероприятия в рамках эксперимента:

  • презентация песни «А под горой село мое Нагольное...» (Чернокалова Т.Н., Ивасив И.Г.),

  • пионерская конференция «История детского движения в нашем селе» (Ряднова М.В.),

  • встреча с труженицами тыла «Они ковали победу в тылу» (Чернокалова Т.И.),

  • вечер встречи выпускников юбилейных лет (Переверзева Н.П.),

  • встреча с местным поэтом Ю. Макаровым «Колдовские слова» (Скоробогатько Т.И.),

  • встреча с воинами - афганцами «Афганистан в моей судьбе» (Чернокалова Т.И.),

  • семейные соревнования «Суперпапочка - супердеточка» (Лесниченко Е.П.),

  • семейный конкурс «Дочки - матери» (Сметана Т.П.),

  • встреча с местным краеведом, учителем истории Харьковской СОШ Бондарем В.И. (Бережная С.Л.),

  • встреча с ветеранами войны, вдовами, очевидцами событий военных лет (Чернокалова Т.И.),

  • литературно - музыкальная композиция «Адрес детства - Нагольное» (Ивасив И.Г.).

С целью подготовки и выпуска видеоматериалов о работе школы в условиях эксперимента в школе создана видеотека, включающая записи занятий, мероприятий, семинаров, круглых столов и т.д.

За истекший год по проблеме эксперимента имеются публикации педагогов школы:

  1. Титовская Т.Ю. Взаимодействие школы с социумом в вопросах воспитания школьников // Сборник материалов «Сельские культурно -образовательные, духовно - просветительские комплексы». - Белгород, 2007.

  2. Ивасив И.Г. Возроди в себе храм... (разработка урока русского языка в 11 классе) // Сборник материалов «Сельская школа: духовное возрождение и развитие». - Белгород, 2007.

  3. Чернокалова Т.И. Огненная дуга (разработка урока мужества) // Сборник материалов «Сельская школа: духовное возрождение и развитие». - Белгород, 2007.

Определенная работа велась с родителями. В истекшем учебном году было подготовлено и проведено общешкольное родительское собрание «Об участии школы в эксперименте: идеи, методики, формы». Родители были частыми гостями школы во время проведения внеклассных мероприятий.

Дети также активно включились в работу школы по проблеме эксперимента. Знания по краеведению позволили детям стать не только участниками, но и победителями различных школьных и районных творческих конкурсов и выставок:

Творческие работы:

  • «Моя классная - самая классная!»;

  • «Шаги великой Победы» (к 105-летию со дня рождения Н.Ф. Ватутина);

  • «В жизни всегда есть место подвигу»;

  • «Семейный архив - память поколений»;

  • «Край, в котором я живу».

Конкурсы:

  • фольклорно - этнографических коллективов «Белгородчина заповедная»,

  • рисунков «Дом для моей семьи»;

  • рисунков «Духовный лик России»;

  • рисунков «Моя мама - лучше всех»;

  • художественного слова «Мой край - родная Белгородчина»;

  • патриотической песни «Я люблю тебя, Россия»;

  • русского танца «Удаль молодецкая»;

  • театральных коллективов «Адрес детства - Россия»;

  • воспитательных систем.

Исследовательские работы:

  • «История пионерского движения в нашем селе»;

  • «Человек в истории. Россия. XX век. Фронтовые письма»:

  • «Моя малая родина. Наголенский пруд Бам»;

  • «Духовное возрождение малой родины»;

  • «Страна Хохляндия»;

  • «Исчезнувший храм села Нагольное» Проекты:

  • «Мы - ровенчане! Думай, решай, действуй!»;

  • «Охрана водных ресурсов села Нагольное».

Олимпиады:

-по школьному краеведению, посвященная 280 - летию образования
Белгородской губернии;

-предметные олимпиады.

Наряду с имеющимися положительными результатами в работе педагогического коллектива по проблеме эксперимента имеются и недостатки:

  • слабо ведется работа по созданию УМК на краеведческой основе,

  • насыщенность учебно-воспитательного процесса оставляет мало возможностей для включения в учебный процесс краеведческого материала, музейной педагогики.

Поэтому в дальнейшей экспериментальной работе школы необходимо обратить внимание на вопросы использования краеведческого материала в урочной деятельности, внедрения музейной педагогики.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Годовой отчет о ходе муниципального эксперимента по проблеме «воспитание экологической культуры школьников как основы формирования гуманистических и гражданско – патриотических качеств личности»

    архив
    ... Белгородской области» Годовойотчет о ходемуниципальногоэкспериментапопроблеме «Воспитание экологической культуры школьников как основы формирования гуманистических и гражданскопатриотических качеств личности» ...
  2. Программа развития на 2008 - 2013 годы по проблеме «формирование конкурентно – способной личности учащегося в условиях функционирования модели

    архив
    ... Введен экспериментпопроблеме «Организационнопедагогическиеусловияпатриотического, гражданскоговоспитанияшкольников в общеобразовательной школе ... , характеризующих ход реализации Программы ... Годовойотчет 1.3.Удельный вес муниципальных ...
  3. Публичный доклад за 2008-2009 учебный год с верхняя серебрянка 2009 год

    архив
    ... сетевой модели профильного обучения. Введен экспериментпопроблеме «Организационнопедагогическиеусловияпатриотического, гражданскоговоспитанияшкольников в общеобразовательной школе на краеведческом материале». Цель ...
  4. Публичный доклад за 2010-2011 учебный год с нагольное 2011 год

    архив
    ... является муниципальной экспериментальной площадкой. В настоящее время в школе функционирует пять экспериментапо следующим проблемам: «Организационнопедагогическиеусловияпатриотического, гражданскоговоспитанияшкольников в общеобразовательной ...
  5. Публичный доклад за 2008-2009 учебный год с нагольное 2009 год

    архив
    ... является муниципальной экспериментальной площадкой. В настоящее время в школе функционирует четыре экспериментапо следующим проблемам: «Организационнопедагогическиеусловияпатриотического, гражданскоговоспитанияшкольников в общеобразовательной ...

Другие похожие документы..