textarchive.ru

Главная > Основная образовательная программа


Образовательная программа

МОУ Куминская СОШ

Принята на заседании

педагогического совета

«___»________2011 г.

г.п. Куминский 2011г.

Начальное общее образование

Образовательная программа началь­ного общего образования разработана в соответствии с тре­бованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — Стандарт) к структуре основной образовательной программы, определя­ет -содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализа­ции учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся; Закона «Об образовании»(ст.7,9,13,14,15,32); СанПиН2.4.2.2821-10 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса», приказ МО и НРФ№ 373 от 06.10.2009 «Федеральный государственный стандарт начального общего образования»,Приказ Мои Н № 2080 от 24 декабря 2010 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных(допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011-2012 год», Приказ МО и Н Р Ф от 30.08.201; Приказы департамента образования ХМАО-Югры.

Образовательная программа начальной школы включает

  • пояснительную записку;

  • планируемые результаты освоения обучающимися ос­новной образовательной программы начального общего обра­зования;

  • базисный учебный план образовательного учреждения;

  • программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего об­разования;

  • программы отдельных учебных предметов, курсов;

  • программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

  • программу формирования культуры здорового и безо­пасного образа жизни;

*систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы

Основная образовательная программа начальной школы сформирована с учётом особенностей первой ступени общего образования как фунда­мента всего последующего обучения. Начальная школа — осо­бый этап в жизни ребёнка, связанный:

  • с изменением при поступлении в школу ведущей дея­тельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей обществен­ный характер и являющейся социальной по содержанию;

  • с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, разви­тием потребностей в общении, познании, социальном при­знании и самовыражении;

  • с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного разви­тия;

  • с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; пла­нировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учеб­ном процессе;

  • с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

  • с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и свер­стниками, общением и межличностными отношениями друж­бы, становлением основ гражданской идентичности и миро­воззрения.

Учитываются также характерные для младшего школьного

возраста (от 6,5 до 11 лет):

• центральные психологические новообразования, форми­руемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных
связей и отношений объектов;

• развитие целенаправленной и мотивированной актив­ности обучающегося, направленной на овладение учебной де­ятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных
мотивов и личностного смысла учения.

Основными характеристиками личности, достигаемыми на протяжении младшего школьного возраста являются:

- смена ведущей деятельности, переход от игры к систематическому, социально организованному обучению(игровая деятельность во всех ее разновидностях продолжает оставаться важной для психического развития детей и на ее базе развиваются важные учебные навыки и компетентности);

-формирование системы учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять и реализовать учебные цели( в процессе их реализации младший школьник учится планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия и их результат;

-выносливость, упорство, позволяющие осуществлять учебную деятельность, требующую значительного умственного напряжения и длительной сосредоточенности;

-эмоциональность, впечатлительность, отзывчивость и уравновешенность(младший школьник в достаточной степени управляет проявлениями своих чувств, различает ситуации, в которых их необходимо сдерживать, адекватно реагирует на эмоции учителя)

- усиление роли самооценки младшего школьника, формирование самооценки.

Полноценным итогом начального обучения являются желание и умение учиться, а также основы понятийного мышления с характерной для него критичностью, системностью и умением понимать разные точки зрения.

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение плани­руемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, уме­ний, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностя­ми и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Задачи педагогов:

-обеспечить многообразие организационно-учебных и внеучебных форм освоения программы

-создать условия для творческой и общественно значимой деятельности ребенка

-вооружить родителей современными психологическими знаниями

-сформировать понимание роли родителей в образовании ребенка ,осваивающего программу на основе ФГОС

Задачи обучающихся:

-освоить основы понятийного мышления

-научиться целеполаганию, контролю, самооценке

-приобрести навыки самообслуживания, опыт взаимодействия со взрослыми и детьми

-освоить нормы этикета

Задачи родителей:

-участвовать в определении основных направлений и приоритетов деятельности школы в сфере воспитания и образования

-участвовать во взаимодействии семьи и школы через родительские собрания, школьный сайт

-повысить психолого-педагогические знания о развитии ребенка через родительский лекторий

-оказывать помощь в организации школьных мероприятий

Школа работает по УМК «Школа 21 век»(1 класс),УМК «Школа России»(2-4 классы).

В основе реализации основной образовательной програм­мы лежит системно-деятельностный подход, который предпо­лагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога куль­тур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;

  • переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и техно­логий образования, определяющих пути и способы достиже­ния социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся в конкретном образо­вательном учреждении, реализующем основную образователь­ную программу;

  • ориентацию на достижение цели и основного результа­та образования — развитие личности обучающегося на осно­ве освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учеб­ного сотрудничества в достижении целей личностного и со­циального развития обучающихся;

учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и про­фессионального образования;

  • разнообразие индивидуальных образовательных траекто­рий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возмож­ностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потен­циала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определя­ются в соответствии с действующими санитарными нормами.

Основная образовательная программа начальной школы предусматривает:

  • достижение планируемых результатов освоения основ­ной образовательной программы начального общего образо­вания всеми обучающимися, в том числе детьми с ограничен­ными возможностями здоровья;

  • выявление и развитие способностей обучающихся;

  • организацию интеллектуальных и творческих соревнова­ний, проектно-исследовательской деятельности;

  • участие обучающихся, их родителей (законных предста­вителей), педагогических работников и общественности в про­ектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

  • использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

  • возможность эффективной самостоятельной работы обу­чающихся ;

  • включение обучающихся в процессы познания для приобретения опыта реального управления и действия.

II. Планируемые результаты освоения обучающимися ос­новной образовательной программы начального общего обра­зования;

- обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, конкретизируя понимание личностных, метапредметных и предметных результатов каждой учебной программы с учетом ведущих целевых установок освоения, возрастной специфики обучающихся и требований, предъявляемых системой оценки;

-организация системы планируемых результатов, дающей представление о том ,какими действиями- познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными овладевают учащиеся в ходе образовательного процесса.

В соответствии с требованиями Стандарта структура результатов строится с учетом необходимости:

-определения динамики развития обучающихся на основе выделения уровня развития ребенка-зоны ближайшего развития;

-определение возможностей овладения учебными действиями на уровне, соответствующем зоне ближайшего развития, в отношении знаний, расширяющих и углубляющих систему опорных знаний, а также знаний и умений, являющихся подготовительными для учебного предмета;

-выделения основных направлений оценки результатов деятельности систем образования педагогов и обучающихся

Достижение планируемых результатов выносится на итоговую оценку с помощью «Портфолио достижений», который содержит следующие разделы: показатели

Предметных результатов в форме листов наблюдения(стартовая диагностика, текущая, итоговая), Портфолио учебных достижений, диагностические листы развития, показатели личностного развития учащихся.

Система оценки достижения результатов.

1)Личностные (анкеты, самооценка, творческие работы - Портфолио творческих достижений.

2).Метапредметные (контроль и коррекция овладения основными способами действия)-(наблюдение, интерактивные тесты, практики, трехуровневые проверочные работы- карта отслеживания)

3).Предметные (текущий контроль, коррекция хода обучения) - наблюдение, интерактивные тесты, практики, трехуровневые проверочные работы - Портфолио учебных достижений.

Отслеживается результативность итоговых работ. Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующую ступень обучения.

Цели-ориентиры:

-развитие личности обучающегося: формирование ценностных и мировоззренческих установок, развитие интереса, формирование познавательных потребностей

-выявление уровня освоения опорного учебного материала (базовый уровень)

-предоставление обучающимся возможности продемонстрировать овладение более высокими (по сравнению с базовым) достижений и выявить динамику роста численности группы наиболее подготовленных обучающихся. В первом классе при этом невыполнение обучающимися заданий, с помощью которых ведется оценка достижения планируемых результатов, не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения.

Учет достижения результатов этой группы ведется в ходе текущего и промежуточного оценивания, полученные результаты фиксируются посредством накопительной системы оценки( «Портфолио «достижений) и учитывается при определении итоговой оценки

Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО


Виды и формы фиксации

Средства оценивания

Планируемые результаты



Личностные


Портфолио творческих достижений

Анкеты, самооценка,

Творческие работы…



Метапредметные

(контроль и коррекция овладения основными способами действия)


карта отслеживания


Наблюдение, интерактивные тесты, практики, трехуровневые проверочные работы и т.п.


Портфолио учебных достижений


Предметные (текущий контроль, коррекция хода обучения)


Учебный план начальной школы образовательного учреждения содержит две составляющие: обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса, включающую в том числе внеурочную деятельность. Внеуроч­ная деятельность сформирована из запросов родителей: проведено анкетирование родителей по организации внеучебной деятельности. Внеучебная образовательная деятельность состоит из образовательных модулей в соответствии с видами деятельности обучающихся, которая выбирается самим обучающимся в соответствии со своей индивидуальной образовательной программой.

На ступени начального общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения программы «Формирование универсальных учебных действий»

Обучение в начальной школе осуществляется по программе 1-4. В рамках федерального компонента изучаются «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир (человек, природа, общество)», «Иностранный язык», «Изо», «Музыка», «Технология», «Физическая культура».

Учебный предмет «Иностранный язык» изучается со второго класса. С 2011-2012 учебного года планируется переход со 2 класса на изучение только английского языка.

Учебный предмет «Окружающий мир» является интегрированным (человек, природа, общество), включающий курс «Мы – дети природы» изучается с 1 по 4 класс по 2 часа в неделю.

  В 2011-2012 учебном году предполагаем изучение ИЗО и труда отдельно, по одному часу в неделю. Данный подход предусматривают все УМК, используемые школой.  В параллелях 1- 2-х классов образовательная область «Технология» реализуется  через труд (1 час в неделю), а в 3-4-х классах -  2ч.

  Кроме того, за счет часов школьного компонента увеличено количество часов для отработки навыков по русскому языку (развитие речи) во 2-4 классах, по математике в 2 классах, по литературному чтению в 2-х классах ,«Информатика и ИКТ» в 3-4 классах. Введен курс развития для 2-4 классов «Мы открываем мир», предусматривающий исследовательскую деятельность младших школьников.

Внеурочная деятельность, планируемая в первых классах, объединяет виды деятельности школьников, в которых возможно решение задач воспитания, развития детей и социализация.

Педагогический коллектив, учитывая запросы учащихся и их родителей, в учебном плане определил следующие направления внеурочной деятельности: общекультурное , спортивно- оздоровительное.

Внеурочная деятельность дает возможность приобретения школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности, позитивного отношения к базовым ценностям, получения опыта работать в коллективе, развитию творчества, формирования здорового образа жизни.

Курс «Музыкальная шкатулка»(1 класс) направлен на развитие творческого мышления, творческого воображения; получение знаний о музыке, её интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре; о воздействии музыки на человека; о её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью; овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении импровизации, драматизации исполняемых произведений; воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; приобретение знаний музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части общей духовной культуры.

Курс «Художественная гостиная»(1класс) предполагает знакомство с основами художественного, эстетического восприятия явлений окружающего мира. В процессе обучения создается фундамент художественных представлений в сознании и эмоциональном развитии ребенка, на которое он сможет опираться при дальнейшем обучении, курс знакомит с нетрадиционными техниками изобразительного искусства, нетрадиционными (творческими) художественными материалами , предполагает создание мини-проектов, развивает творчество и воображение учащихся.

Курс «Радуга творчества»(1 класс) предполагает возрождение ценных традиций, таких как семейное творчество. Базовые знания и умения, опыт творческой и проектной деятельности реализуются в следующих формах: индивидуальной творческой деятельности, коллективной с представлением творческих достижений на праздниках и выставках. Учащиеся получают знания и практические умения при работе с различными материалами: бумагой, тканью, соломкой, природным материалом, бисером, пластилином, глиной.

Курс «Путешествие по тропе здоровья»(1 класс) ориентирована на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре через  сотрудничество семьи и школы. Цель курса формирование культуры здоровья и потребности у детей в здоровом образе жизни. Важным аспектом является использование в нём активных форм обучения организации игровой деятельности, спортивных праздников с привлечением родителей. Организация физкультурно-оздоровительной работы направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, повышения адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья.

Курс «Белая ладья»(1 класс)  создает условия для совершенствования у детей психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, логическое мышление, начальные формы волевого управления поведением, способствует умственному развитию детей, развивает воображение и творчество, воспитывает усидчивость, целеустремленность, самостоятельность в принятии решений.

В основе изучения шахматного курса лежит игровая деятельность, на занятиях используются приемы обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций с учетом возрастных особенностей учащихся.

Курс «Все знаю, все могу»(1класс) представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся, с учетом диагностических фактов уровня развития памяти, устойчивости и концентрации внимания, наблюдательности, воображения, быстроты реакции,развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий: развитие языковой культуры и формирование речевых умений, навыков творческого мышления, развитие умения ре­шать нестандартные задачи; самостоятельной мыслительной деятельности учащихся, формирование и развитие коммуникативных умений, навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности. Курс обеспечивает подготовку детей к олимпиадам, интеллектуальным конкурсам, мини-проектам.

Курс «Наши истоки»(1класс) направлен на воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, дает элементарные представления об устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение; элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России; интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе. Занятия проводятся с учетом возрастных особенностей детей, с применением нестандартных форм: путешествие, игра, праздники.

Курс «Мы дети Югры»(1класс) - курс краеведения дает возможностьполучить знания о территориальном раз­нообразии Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в природном, хо­зяйственном, социальном, этнографическом, культурологическом отношениях, явля­ется одним из средств воспитания гражданственности, патриотиз­ма, формирования у учащихся личной ответственности за сохране­ние природных богатств края, их приумножение, приобщения подрастающего поколения к культуре, обы­чаям и традициям народа, традиционным, духовным и нравствен­но-эстетическим ценностям. Курс воспитывают чувство со­причастности к культуре и истории Югорского края через уважение к народам и его культуры. Изучение родного края идет через заочные путешествия, экскурсии в музей, создание проектов, проведение праздников, оформление выставок.

Курс «Риторика»(1класс) направлен на совершенствование всех видов речевой деятельности; развитие художественно- творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; воспитание потребности в общении; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. №220 -од 30_ марта 2010 г пгт

    Конкурс
    ... стали 76 учащихся Куминской, Леушинской и Морткинской ... выступает Координационный Совет МОУ Морткинской СОШ. В состав ... СОШ СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ: 16 апреля 2010 год. УЧАСТНИКИ: учащиеся образовательных ... , проектов, планов, программ; 2) система взглядов ...
  2. Перечень граждан коллективов предприятий организаций и учреждений которым в соответствии с распоряжением председателя мурманской областной думы вручены благодарственные письма мурманской областной думы в 2011 году

    Документ
    ... рамках долгосрочной целевой программы "Оздоровление северян" ... МОУСОШ № 14 г.Мончегорска За личный вклад в организацию и совершенствование образовательного ... образовательного учреждения и в связи с празднованием Дня учителя 382 р.н. 28.09.2011 Куминская ...

Другие похожие документы..