textarchive.ru

Главная > Программа


Управление образования администрации Куединского района

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Большегондырская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено на Утверждено на Утверждаю

педагогическом совете Управляющем Совете Директор:

№ __ от ____________ «__» ______________ «__» _____________ 2011

Протокол № Приказ № от

Основная образовательная программа

начального общего образования

Большой Гондыр, 2011 г.

Содержание программы

  1. Пояснительная записка;

  2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

  3. Учебный план начального общего образования;

  4. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

  5. Программы отдельных учебных предметов, курсов;

  6. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

  7. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

  8. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — Стандарт) к структуре основной образовательной программы и на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования, исходя из образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.

Реализация программы осуществляется МОУ «Большегондырская средняя общеобразовательная школа», имеющим государственную аккредитацию, по результатам которой установлен государственный статус общеобразовательного учреждения – средняя общеобразовательная школа. (Свидетельство о государственной аккредитации АА077740 от 4.09. 2001). Срок реализации программы 4 года.

Программа разработана на основе следующих документов:

- Всеобщая декларация прав человека;

- Конвенция о правах ребенка;

- Конституция РФ (от 12.12.1993);

- Закон РФ «Об образовании» (в редакции от 08.12.2010 г);

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 года № 373;

- Приказ МОиН от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом МОиН от 06.10.2009 № 373»;

- СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29.12.2010 г. №189);

- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения, подготовленная Институтом стратегических исследований в образовании РАО, Москва, Просвещение, 2010год

- Типовые положения об общеобразовательном учреждении разных типов и видов (Постановления Правительства РФ);

- Устав муниципального образовательного учреждения «Большегондырская средняя общеобразовательная школа».

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

При разработке основной образовательной программы были учтены особенности первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения, а также возрастные, психологические и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста. Особенностями обучения на начальной ступени являются:

• изменение при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

• освоение новой социальной позиции, расширение сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитие потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

• принятие и освоение ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

• формирование у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

• изменение при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

• моральное развитие, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет) характерны:

• центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;

• развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

Задачи: 1.Формирование устойчивой мотивации к учебной деятельности;

2. Организация урочной и внеурочной деятельности учащихся для формирования универсальных учебных действий учащихся;

3. Освоение программ по предметам начальной ступени обучения.

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы:

• личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

• метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

• предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Из социологического опроса родителей «Какими качествами должен обладать ваш ребенок» составлен «Портрет выпускника начальной школы»:

  • Отзывчивый, доброжелательный, дисциплинированный;

  • Целеустремленный, любознательный, ответственный;

  • Трудолюбивый, самостоятельный, толерантный;

  • Активный, инициативный, креативный, умеющий организовать свою учебную деятельность.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

• воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;

• переход к стратегии социального проектирования и конструирования

• развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

• признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

• учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся,

• разнообразие видов деятельности и форм общения при достижении образовательно-воспитательных целей;

• обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования.

Основная образовательная программа предусматривает:

• достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися;

• выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему секций и кружков, организацию общественно полезной деятельности с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

• организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

• участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

• использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

• возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке тьюторов и других педагогических работников;

• включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта) для приобретения опыта реального действия.

На начальной ступени в МОУ «Большегондырская средняя общеобразовательная школа» обучаются учащиеся 5 населенных пунктов: Большой Гондыр (составляют большую часть учащихся, около 70 %), Верхний Гондыр (составляют 10 %), Барабан, Рабак, 3 участок Госконзавода (вместе составляют около 20 %). Осуществляется подвоз учащихся. Образовательный процесс на начальной ступени организован в одну смену, по режиму полного дня.

В 1 класс МОУ «Большегондырская средняя общеобразовательная школа» поступают дети, посещавшие дошкольное общеобразовательное учреждение, владеют русским языком, уровень готовности к школе выпускников ДОУ средний и высокий, отсутствуют обучающиеся с низким уровнем готовности к обучению. Родители заинтересованы в обучении (разностороннем и глубоком) своих детей, ответственно выполняют обязанности и функции, являются инициаторами мероприятий и единомышленниками педагогов в организации внеурочной деятельности учащихся.

Образовательный процесс в начальной ступени обучения осуществляют 4 педагога, имеющие различный уровень образования: 2 педагога – высшее образование, 2 педагога - среднее специальное, 3 учителя имеют 1 квалификационную категорию, 1 педагог – без категории. Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе педагоги используют современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе на начальной ступени обучения:

  • Технология развития критического мышления через чтение и письмо;

  • Информационно-коммуникационные технологии;

  • Здоровьесберегающие технологии;

  • Технология использования в обучении игровых методов;

  • Исследовательские методы в обучении;

  • Разноуровневое обучение.

В школе разработан и ежегодно реализуется план индивидуального образовательного маршрута педагогов начальной школы, администрация школы обеспечивает переподготовку педагогов на курсах повышения квалификации.

Формы, средства и методы обучения, духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, а также система оценок, формы, порядок и периодичность их промежуточной аттестации определяются Уставом образовательного учреждения и соответствуют требованиям Закона Российской Федерации «Об образовании», Стандарта1 и положениям Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России2.

МОУ «Большегондырская СОШ», реализующее основную образовательную программу начального общего образования, знакомит обучающихся и их родителей как участников образовательного процесса:

• с Уставом школы, локальными актами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в школе;

• с правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и Уставом МОУ «Большегондырская СОШ»

Основная образовательная программа образовательного учреждения содержит следующие разделы:

• пояснительную записку;

•планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

• базисный учебный план образовательного учреждения;

• программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

• программы отдельных учебных предметов, курсов;

•программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

• программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

• систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее — планируемые результаты) являются одним из важнейших механизмов реализации требований Стандарта к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу. Они представляют собой систему обобщённых личностно ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке.

Планируемые результаты:

• обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, уточняя и конкретизируя общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов для каждой учебной программы с учётом ведущих целевых установок их освоения, возрастной специфики обучающихся и требований, предъявляемых системой оценки;

• являются содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

В соответствии с системно-деятельностным подходом, составляющим методологическую основу требований Стандарта, содержание планируемых результатов описывает и характеризует обобщённые способы действий с учебным материалом, позволяющие обучающимся успешно решать учебные и учебно-практические задачи, в том числе как задачи, направленные на отработку теоретических моделей и понятий, так и задачи, по возможности максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям.

Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно действиями — познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, преломлёнными через специфику содержания того или иного предмета, — овладеют обучающиеся в ходе образовательного процесса. При этом в соответствии с требованиями Стандарта в системе планируемых результатов особо выделяется учебный материал, имеющий опорный характер, т. е. служащий основой для последующего обучения.

В соответствии с требованиями Стандарта структура планируемых результатов строится с учётом необходимости:

• определения динамики картины развития обучающихся на основе выделения достигнутого уровня развития и ближайшей перспективы — зоны ближайшего развития ребёнка;

• определения возможностей овладения учащимися учебными действиями на уровне, соответствующем зоне ближайшего развития, в отношении знаний, расширяющих и углубляющих систему опорных знаний, а также знаний и умений, являющихся подготовительными для данного предмета;

• выделения основных направлений оценочной деятельности — оценки результатов деятельности систем образования различного уровня, педагогов, обучающихся.

С этой целью в структуре планируемых результатов по каждой учебной программе (предметной, междисциплинарной) выделяются следующие уровни описания.

Цели-ориентиры, определяющие ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения данной учебной программы. Их включение в структуру планируемых результатов призвано дать ответ на вопрос: «Зачем нужно изучать данный предмет в образовательном учреждении?»

Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, представлены в первом, общецелевом блоке, предваряющем планируемые результаты по отдельным разделам учебной программы. Этот блок результатов описывает основной, сущностный вклад данной программы в развитие личности обучающихся, в развитие их способностей; отражает такие общие цели образования, как формирование ценностных и мировоззренческих установок, развитие интереса, формирование определённых познавательных потребностей обучающихся. Оценка достижения этих целей ведётся в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации, а полученные результаты характеризуют деятельность системы образования на федеральном и региональном уровнях.

Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала.

Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, приводятся в блоках «Выпускник научится» к каждому разделу учебной программы. Они ориентируют пользователя в том, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускников. Критериями отбора данных результатов служат: их значимость для решения основных задач образования на данной ступени, необходимость для последующего обучения, а также потенциальная возможность их достижения большинством обучающихся, как минимум, на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся. Иными словами, в эту группу включается система таких знаний и учебных действий, которая, во-первых, принципиально необходима для успешного обучения в начальной и основной школе и, во-вторых, при наличии специальной целенаправленной работы учителя в принципе может быть освоена подавляющим большинством детей. Достижение планируемых результатов этой группы выносится на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе освоения данной программы (с помощью накопительной оценки, или портфеля достижений), так и по итогам её освоения (с помощью итоговой работы). Оценка освоения опорного материала на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся, ведётся с помощью заданий базового уровня, а на уровне действий, соответствующих зоне ближайшего развития, — с помощью заданий повышенного уровня. Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующую ступень обучения.

Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета.

Планируемые результаты, описывающие указанную группу целей, приводятся в блоках «Выпускник получит возможность научиться» к каждому разделу примерной программы учебного предмета и выделяются курсивом. Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этой группы, могут продемонстрировать только отдельные обучающиеся, имеющие более высокий уровень мотивации и способностей. В повседневной практике обучения эта группа целей не отрабатывается со всеми без исключения обучающимися как в силу повышенной сложности учебных действий для обучающихся, так и в силу повышенной сложности учебного материала и/или его пропедевтического характера на данной ступени обучения. Оценка достижения этих целей ведётся преимущественно в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации. Частично задания, ориентированные на оценку достижения этой группы планируемых результатов, могут

включаться в материалы итогового контроля.

Основные цели такого включения — предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение более высокими (по сравнению с базовым) уровнями достижений и выявить динамику роста численности группы наиболее подготовленных обучающихся. При этом невыполнение обучающимися заданий, с помощью которых ведётся оценка достижения планируемых результатов этой группы, не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения. В ряде случаев учёт достижения планируемых результатов этой группы целесообразно вести в ходе текущего и промежуточного оценивания, а полученные результаты фиксировать посредством накопительной системы оценки (например, в форме портфеля достижений) и учитывать при определении итоговой оценки.

Подобная структура представления планируемых результатов подчёркивает тот факт, что при организации образовательного процесса, направленного на реализацию и достижение планируемых результатов, от учителя требуется использование таких педагогических технологий, которые основаны на дифференциации требований к подготовке обучающихся.

На ступени начального общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения:

• двух междисциплинарных программ— «Формирование универсальных учебных действий» и «Чтение. Работа с текстом»;

• программ по всем учебным предметам — «Русский язык», «Родной язык», «Литературное чтение», «Литературное чтение на родном языке», «Иностранный язык», «Математика», «Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов России», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Технология», «Физическая культура».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа начального общего образования (13)

    Основная образовательная программа
    ... программыначальногообщегообразования, которые даны в стандарте: личностные, метапредметные и предметные достижения школьника. Общая характеристика основнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразованияОсновнаяобразовательнаяпрограмма ...
  2. Основная образовательная программа начального общего образования (23)

    Основная образовательная программа
    ... результаты освоения основнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразования. 15-65 3.Учебный план начальногообщегообразования 66 4. Программа формирования УУД 67 ...
  3. Основная образовательная программа начального общего образования (45)

    Основная образовательная программа
    ... (дошкольное образованиена­чальноеобщееобразованиеосновное и среднее (полное) об­щееобразование). Программы обеспечивают достижение планируемых результатов освоения основнойоб­разовательнойпрограммыначальногообщегообразования в контексте ...
  4. Основная образовательная программа начального общего образования (84)

    Документ
    ... Основное содержание образовательнойпрограммыначальногообщегообразования 1.1. Назначение образовательнойпрограммыначальногообщегообразования 2.1.1. Основнаяобразовательнаяпрограмманачальногообщегообразования является основным нормативным ...
  5. Основная образовательная программа начального общего образования гимназии № 1526

    Основная образовательная программа
    ... основнойобразовательнойпрограммы. 2. Планируемые результаты освоения обучающимися основнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразования Планируемые результаты освоения основнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразования ...
  6. Основная образовательная программа начального общего образования с этнокультурным русским компонентом (образования)

    Основная образовательная программа
    ... ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВНОЙОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙПРОГРАММЫНАЧАЛЬНОГООБЩЕГООБРАЗОВАНИЯ Федеральный государственный образовательный стандарт начальногообщегообразования определяет требования к результатам освоения основнойобразовательнойпрограммы. К числу ...

Другие похожие документы..