textarchive.ru

Главная > Конкурс

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Приоритетный национальный проект “Образование”

Заявка

на участие в конкурсе по отбору образовательных учреждений
высшего профессионального образования,
внедряющих инновационные образовательные программы

Государственный университет – Высшая школа экономики

(наименование образовательного учреждения высшего профессионального образования)

Формирование системы аналитических компетенций для инноваций

в бизнесе и государственном управлении

(название инновационной образовательной программы)

Наименование вуза

Государственное образовательное
учреждение высшего профессионального
образования Государственный
университет – Высшая школа экономики
(ГУ-ВШЭ)

свидетельства о государственной аккредитации вуза

№ 2214 от 21 декабря 2005 г.

Наименование инновационной
образовательной программы

Формирование системы аналитических
компетенций для инноваций в бизнесе
и государственном управлении

Объем запрашиваемого
финансирования (млн. рублей)

572,454

Объем предлагаемого
софинансирования (млн. рублей)

138,600

Ректор вуза

Кузьминов Ярослав Иванович

Руководитель инновационной
образовательной программы

Первый проректор, д.э.н., профессор
Радаев Вадим Валерьевич

Юридический адрес вуза

125319, г. Москва, Кочновский проезд, д. 3

Контактные адреса и телефоны
(в т.ч. электронные)

(095) 621-15-64, 928-80-03
факс (095) 625-03-73, 928-79-31
e-mail:
tdenisova@

Перечень приложений к заявке:

Приложение 1. Концепция развития Государственного университета – Высшей школы экономики на период до 2010 года

Приложение 2. Свидетельство о государственной аккредитации

Приложение 3. Лицензия на право образовательной деятельности

Приложение 4. Перечень программ дополнительного профессионального образования

Приложение 5. Перечень научных специальностей

Приложение 6. Компании, руководители которых работают в ГУ-ВШЭ в качестве штатных преподавателей и/или руководят учебными кафедрами

Приложение 7. Компании, привлекающие студентов магистерских программ ГУ-ВШЭ к проектной работе

Приложение 8. Организации, с которыми сотрудничает Центр развития карьеры ГУ-ВШЭ

Приложение 9. Письмо Управления федеральной государственной службы занятости населения по городу Москве

Приложение 10. Письма поддержки

Приложение 11. Комплект уставных документов

Подпись уполномоченного лица

Первый проректор, д.э.н., профессор
Л.И. Якобсон

Печать

Содержание заявки

1. Общая характеристика вуза 8

1.1. Характеристика миссии, стратегии и программ развития вуза 8

1.2. Направления и специальности подготовки, реализация по ним программ
непрерывного образования (в соответствии с прилагаемой копией
свидетельства о государственной аккредитации) 10

1.3. Основные направления и наиболее значимые результаты научной и
инновационной деятельности, наличие признанных научных школ,
научно-исследовательской и инновационной инфраструктуры 11

1.4. Информация о стратегических партнерах вуза и системе
взаимодействия с ними 14

1.5. Наличие в вузе программ и организационных структур, обеспечивающих
функционирование системы управления качеством, развития персонала,
подготовки специалистов по новым программам (бакалавриат и магистратура),
международного сотрудничества, маркетинга и бюджетирования,
управления интеллектуальной собственностью и др. 17

1.6. Наличие общедоступного сайта вуза, содержащего полное описание
реализуемых образовательных программ, преподавательского состава вуза,
отчеты об образовательной и научной деятельности, в том числе структуре
доходов и расходов бюджетных и внебюджетных средств вуза и данные
о заработной плате профессорско-преподавательского состава 23

    1. Информация о деятельности вуза, связанной с трудоустройством и
      адаптацией выпускников, включая описание структур и служб по
      маркетингу, трудоустройству, связям с работодателями и выпускниками 24

2. Описание инновационной образовательной программы 25

2.1. Цель реализации инновационной образовательной программы 25

2.2. Задачи, реализуемые в рамках инновационной образовательной программы 26

Задача 1. Формирование компетенций к комплексному анализу
изменяющихся социально-экономических процессов 26

Задача 2. Формирование навыков проектных форм деятельности 28

Задача 3. Формирование компетенций по эффективному поиску, обработке
и анализу разнородной информации для эффективной работы
в бизнесе и государственном управлении 29

Задача 4. Формирование практических навыков, востребованных современным
бизнесом и государственным управлением путем вовлечения
практиков в образовательный процесс и втягиванием студентов
в практические проекты 30

Задача 5. Формирование способностей к исследовательской работе
и практическому использованию результатов фундаментальных
и прикладных исследований 32

2.3. Формы реализации инновационной образовательной программы 33

2.3.1. Формирование компетенций к комплексному анализу изменяющихся
социально-экономических процессов 33

2.3.2. Формирование навыков проектных форм деятельности 37

2.3.3. Формирование компетенций по эффективному поиску, обработке
и анализу разнородной информации 39

2.3.4. Формирование практических навыков, востребованных
современным бизнесом и государственным управлением 44

2.3.5. Формирование способностей к исследовательской работе и практическому
использованию результатов фундаментальных и прикладных исследований 47

    1. Участники реализации инновационной образовательной программы 53

    2. Результаты и продукты, получаемые по окончании реализации
      инновационной образовательной программы 55

    3. Системность и масштаб влияния программы на инновационное развитие
      вуза, отрасли, региона, системы высшего профессионального образования 56

2.7. Схема / механизмы управления реализацией инновационной
образовательной программы 59

2.8. Обеспечение устойчивости инновационного развития 65

3. Требования к ресурсному обеспечению инновационной
образовательной программы
66

3.1. Лабораторное оборудование 68

3.1.1. Предложения по перспективным специализациям, магистерским
и аспирантским программам, новым учебным дисциплинам, а также
направлениям научно-исследовательской деятельности, которые будут
реализовываться на данном лабораторном оборудовании 68

3.1.2. Новые методико-технологические подходы к организации образовательного
процесса, позволяющие достичь нового качества образования 75

3.1.3. Перечень и объемы закупки оборудования 75

3.1.4. Планируемые сроки приобретения и монтажа лабораторного
оборудования, а также разработки и изготовления и запуска
в эксплуатацию 77

3.1.5. Объем запрашиваемого финансирования и предлагаемого
софинансирования 77

3.1.6. Пакет документов, подтверждающих внедрение данного лабораторного
оборудования в учебно-исследовательский процесс, а также виды новых
опытно-конструкторских и иных работ, планируемых к проведению
на данном оборудовании 77

3.1.7. Методы и способы распространения полученных результатов в рамках
собственных филиалов, лабораторий удаленного доступа, центров
коллективного пользования, учебно-методических объединений,
ассоциаций и системы высшего профессионального образования в целом 77

3.1.8. Эффекты, ожидаемые в результате использования нового лабораторного
оборудования, для инновационного развития вуза, отрасли, региона,
системы высшего профессионального образования России 79

3.2. Программное и методическое обеспечение 79

3.2.1. Блоки содержания образования и направления научно-исследовательской
деятельности, требующие нового программного и методического
обеспечения (в том числе закупки научной литературы) 79

3.2.2. Описать новые методико-технологические подходы к организации
образовательного процесса, позволяющие достичь нового качества
образования с помощью внедрения нового программного
и методического обеспечения 81

3.2.3. Наименование программного обеспечения, планируемого к закупке
и разработке (наименование, объем), и оформление лицензионных
документов 84

3.2.4. Планируемые сроки приобретения и/или разработки программного
и методического обеспечения, начала его использования 87

3.2.5. Объем запрашиваемого финансирования и предлагаемого
софинансирования 87

3.2.6. Перечень новых дисциплин и курсов, опытно-конструкторских и иных
работ, планируемых к реализации с использованием разработанного/
закупленного программного и методического обеспечения 87

3.2.7. Формы и способы распространения полученных результатов 90

3.2.8. Эффекты, ожидаемые от использования нового программного
и методического обеспечения, для инновационного развития вуза, отрасли,
региона, системы высшего профессионального образования России 94

3.3. Модернизация аудиторного фонда 95

3.3.1. Перечень перспективных специализаций, магистерских и аспирантских
программ, новых учебных дисциплин, а также направлений
научно-исследовательской деятельности, для внедрения и реализации
которых необходима модернизация учебного фонда 95

3.3.2. Новые методико-технологические подходы организации
образовательного процесса, реализация которых станет возможной
за счет модернизации аудиторного фонда 98

3.3.3. Аудиторный фонд, требующий модернизации/ремонта
для проведения учебно-исследовательской работы 98

3.3.4. Сроки реализации работ по переоборудованию аудиторного фонда 101

3.3.5. Объем запрашиваемого финансирования и объем финансирования
из собственных внебюджетных средств вуза 102

3.3.6. Пакет документов, подтверждающих использование переоборудованного
аудиторного фонда для реализации учебно-исследовательского процесса 102

3.3.7. Перспектива использования переоборудованного аудиторного фонда 102

3.3.8. Ожидаемые эффекты от использования модернизированного аудиторного
фонда для инновационного развития ГУ-ВШЭ 103

3.4. Повышение квалификации, профессиональная переподготовка ППС,
научных работников и административно-хозяйственного персонала 104

3.4.1. Программы профессиональной переподготовки и повышения
квалификации по содержанию и объему часов, количество планируемого
к обучению профессорско-преподавательского состава, научных
работников и административно-хозяйственного персонала 104

3.4.2. Формы профессиональной переподготовки и повышения
квалификации (с отрывом, без отрыва от основной деятельности,
внутривузовские, внутрироссийские, зарубежные) 108

3.4.3. Мероприятия по организации программ повышения квалификации,
профессиональной переподготовки ППС, научных работников
и административно-хозяйственного персонала 110

3.4.4. Сроки реализации программ повышения квалификации,
профессиональной переподготовки ППС, научных работников
и административно-хозяйственного персонала 111

3.4.5. Объем запрашиваемого финансирования и предлагаемого
софинансирования 111

3.4.6. Количество сотрудников вуза, принявших участие в программах
повышения квалификации и профессиональной переподготовки и
количество полученных ими сертификатов, дипломов, свидетельств 111

3.4.7. Направления развития образовательной, научной, инновационной
деятельности, а также управления вузом, для реализации которых будет
использован потенциал ППС, научных работников и административно-хозяйственного персонала, принявших участие в программах повышения
квалификации и профессиональной переподготовки 118

3.4.8. Эффекты, ожидаемые от повышения квалификации и профессиональной
переподготовки ППС, научных работников и административно-хозяйственного персонала для повышения качества образовательного и исследовательского
процессов, инновационного развития вуза, отрасли, региона, системы
высшего профессионального образования России 118

4. Существующее состояние инновационного потенциала высшего
учебного заведения
119

Приложения к заявке 123

Приложение 1. Концепция развития Государственного университета –
Высшей школы экономики на период до 2010 года

Приложение 2. Свидетельство о государственной аккредитации

Приложение 3. Лицензия на право образовательной деятельности

Приложение 4. Перечень программ дополнительного
профессионального образования

Приложение 5. Перечень научных специальностей

Приложение 6. Компании, руководители которых работают в ГУ-ВШЭ
в качестве штатных преподавателей и/или руководят
учебными кафедрами

Приложение 7. Компании, привлекающие студентов магистерских программ ГУ-ВШЭ к проектной работе

Приложение 8. Организации, с которыми сотрудничает
Центр развития карьеры ГУ-ВШЭ

Приложение 9. Письмо Управления федеральной государственной
службы занятости населения по городу Москве

Приложение 10. Письма поддержки

Приложение 11. Комплект уставных документов

Раздел 1. Общая характеристика вуза

    1. Характеристика миссии, стратегии и программ развития вуза

Государственный университет – Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ) был создан в 1992 г. постановлением Правительства Российской Федерации для решения задачи формирования нового корпуса высококвалифицированных профессионалов в области экономики, создания кадровой базы для эффективной рыночной экономики и демократического государства. В 1995 г. Правительство РФ расширило задачи Университета, распространив сферу его деятельности на весь комплекс социальных наук и поручив ГУ-ВШЭ создать образовательные программы по менеджменту, социологии, праву, политологии, философии. Одновременно перед ГУ-ВШЭ поставлена задача превращения в ведущий аналитический центр, обеспечивающий интеллектуальное сопровождение российских реформ.

Это определило развитие миссии ГУ-ВШЭ, которая в настоящее время заключается в том, чтобы:

  • обеспечивать высокое качество образовательных программ и научных исследований, ориентированных на перспективные потребности российского общества и конкурентоспособных по отношению к образовательной и исследовательской деятельности лучших европейских университетов;

  • делать доступными для широкой общественности современные достижения мировой социально-экономической науки, в том числе с помощью переподготовки и повышения квалификации преподавательских и иных кадров, интернет-порталов и изданий Университета;

  • максимально содействовать творческой самореализации преподавателей, научных сотрудников, студентов и аспирантов.

Создание ГУ-ВШЭ стало одним из немногих по-настоящему крупных и успешных некоммерческих проектов 1990-х годов в России. Проект имел ряд особенностей, принципиально новых для высшего образования в нашей стране. Во-первых, он представлял собой творческую инициативу самого профессионального сообщества, поддержанную государством. Во-вторых, ГУ-ВШЭ изначально замышлялся как симбиоз университета и аналитического центра, органично сочетающий образовательную, исследовательскую и практически ориентированную экспертно-аналитическую деятельность. В-третьих, Университет создавался с “чистого листа” в период быстрых социально-экономических изменений и, с одной стороны, не имел балласта, а с другой – не располагая резервами, постоянно опережал в своем развитии рост своей ресурсной базы.

К 2006 г. ГУ-ВШЭ стал одним из наиболее крупных и интенсивно развивающихся вузов социально-экономического профиля. Так, в 2000–2005 гг. численность студентов выросла в 2.5 раза1. Благодаря бескомпромиссным требованиям к качеству Университет в короткие сроки вошел в число наиболее привлекательных для абитуриентов и приобрел высокую репутацию у ведущих российских работодателей. Об этом свидетельствуют, в частности, прилагаемые письма поддержки (Приложение 10) и независимые рейтинги Издательского дома “Коммерсант” и журнала “Прямые инвестиции”. Качество обеспечивается преобладанием учебных курсов, базирующихся на оригинальных научных и методических разработках ГУ-ВШЭ, систематическим сотрудничеством с ведущими зарубежными университетами, использованием модульной системы, мастер-классов, прозрачных рейтингов студентов и преподавателей и др. Объем научных исследований в расчете на одного преподавателя в ГУ-ВШЭ в 2005 г. достиг 249.4 тыс. руб., что примерно в 9 раз выше, чем в среднем по российским вузам. Ежегодно проводятся десятки научных конференций и семинаров, издаются 4 научных журнала и более 100 книг (из них более половины – научные монографии); традиционные апрельские конференции ГУ-ВШЭ являются крупнейшими в стране площадками междисциплинарного научно-практического обсуждения проблем модернизации экономики. Результаты многих исследований оказали существенное позитивное влияние на социально-экономическую практику. В Университете сложился первоклассный коллектив профессоров, преподавателей и научных сотрудников, сформировать и развивать который позволяет демократическая атмосфера в коллективе, политика стимулирующей оплаты труда и поощрение творческого роста.

Это стало возможным благодаря последовательной реализации миссии ГУ-ВШЭ, которая на каждом этапе его развития раскрывалась в документах стратегического характера, утверждавшихся на конференциях коллектива. В настоящее время осуществляется стратегия, зафиксированная в Концепции развития Государственного университета – Высшей школы экономики на период до 2010 года, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 23 августа 2004 г. №228 (Приложение 1).

В качестве основных целей на период до 2010 г. предусмотрены следующие.

1. Достижение качества исследовательского университета на основной части академических направлений.

Основные занятия в Университете будут вести исключительно преподаватели, активно занимающиеся научными исследованиями; основная масса студентов старших курсов вовлекается в научные семинары, исследовательские проекты и мастер-классы видных ученых и практиков. В ГУ-ВШЭ создана и эффективно развивается сеть научно-исследовательских институтов, получивших признание в стране и за рубежом. В 2004–2005 гг. 66% преподавателей принимали участие в научных исследованиях (в среднем по вузам России – 16%). Среди инструментов – развитие Научного фонда ГУ-ВШЭ за счет собственных средств Университета. На выплаты внутренних научных грантов и академических надбавок в финансовом плане ГУ-ВШЭ на 2006 г. предусмотрены соответственно 16 и 14 млн. руб.

2. Укрепление позиций ведущего вуза в области социально-экономических наук.

Реализация принципов Болонского процесса, опережающий рост магистратуры за счет привлечения лучших выпускников других вузов, дальнейшее развитие академической мобильности и программ двойных дипломов (12 программ в 2006 г.), усиление практической подготовки, в том числе с помощью базовых кафедр государственных органов и фирм-лидеров отечественного бизнеса (в настоящее время – 9). Дальнейшая активизация роли “ресурсного центра” по дисциплинам социально-экономического профиля на старшей ступени школьного образования в России. Поддержка студенческих организаций (27 в 2006 г.) и инициатив, содействие формированию сильной ассоциации выпускников.

3. Укрепление позиций Университета как ведущего аналитического центра и центра подготовки кадров для государственных органов.

Совершенствование научно-аналитического обеспечения федеральных органов исполнительной власти. Дальнейшая инициативная подготовка докладов и предложений для высших органов государства, разработка рекомендаций по улучшению законодательства и практики работы государственного аппарата. Укрепление связей с комитетами палат Федерального собрания Российской Федерации, региональными и местными администрациями, особенно на территориях, где расположены филиалы ГУ-ВШЭ. Вовлечение в научно-аналитическую работу для органов власти специалистов разных профилей и различных общественно-политических взглядов. Организация открытых дискуссий по ключевым вопросам социально-экономической политики. Подготовка и повышение квалификации государственных служащих, в том числе в режиме текущей поддержки проводимых реформ с использованием новейших нормативных правовых и методических документов, разрабатываемых при участии специалистов Университета.

  1. Достижение устойчивого экономического состояния в качестве самоуправляющейся государственной образовательной организации.

Обеспечение эффективного контракта профессоров, преподавателей и научных сотрудников, предусматривающего уровень оплаты, который позволяет сосредоточиться на академической деятельности в ГУ-ВШЭ, не отвлекаясь на приработки. Поддержание лидерства по уровню гарантированной оплаты преподавателей (с учетом доплат из внебюджетных источников) среди государственных вузов Москвы, что необходимо для привлечения лучших преподавателей и закрепления талантливых выпускников, охотно рекрутируемых ведущими коммерческими структурами и органами госуправления. Опережающий рост стимулирующих надбавок, прежде всего за научные достижения, из собственных средств Университета. Финансовым планом ГУ-ВШЭ на 2006 г. намечается повышение средней оплаты труда профессорско-преподавательского персонала и научных сотрудников до 40 и 50 тыс. руб. соответственно. Формирование из регулярных внебюджетных доходов Университета достаточных резервов и фондов развития2. Дальнейшее расширение академической и финансовой автономии факультетов и филиалов в рамках действующего законодательства и нормативной базы Университета. Использование современных методов среднесрочного финансового планирования с разграничением бюджетов текущих обязательств и бюджетов развития. Дальнейшее усиление влияния комиссий Ученого совета Университета, Коллегии ординарных профессоров, ученых советов факультетов и других коллегиальных органов ГУ-ВШЭ на формирование и реализацию его финансовых и иных планов.

  1. Формирование адекватной материально-технической и информационной базы.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Приоритетный национальный проект «образование» (5)

    Отчет
    ... ПРИОРИТЕТНЫЙНАЦИОНАЛЬНЫЙПРОЕКТ «ОБРАЗОВАНИЕ» СОЗДАНИЕ СЕТИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Федеральное агентство по образованию ... ТПУ в рамках приоритетногонациональногопроекта «Образование» (2007 – ...
  2. Приоритетный национальный проект «образование»

    Конкурс
    Приоритетныйнациональныйпроект «Образование» Заявка на участие в конкурсе по ... реализации приоритетногонациональногопроекта «Развитие АПК». ТСХТ реализует образовательные программы: среднего профессионального образования: «Ветеринария» ...
  3. Приоритетный национальный проект «образование» (2)

    Документ
    ... Приоритетныйнациональныйпроект «Образование» Заявка на участие в конкурсе по отбору образовательных учреждений высшего профессионального образования ... Ломоносова в рамках национальногопроекта «Образование» является создание Объединенного ...
  4. Приоритетный национальный проект «образование» (6)

    Конкурс
    ... Приоритетныйнациональныйпроект «Образование» Заявка на участие в конкурсе по отбору образовательных учреждений высшего профессионального образования ... Ломоносова в рамках национальногопроекта «Образование» является создание Объединенного ...
  5. Приоритетный национальный проект “ образование ”

    Конкурс
    ... ПриоритетныйнациональныйпроектОбразование” Заявка на участие в конкурсе по отбору образовательных учреждений высшего профессионального образования ... высшего образования, Анализ опыта реформирования национальных систем образования в условиях ...

Другие похожие документы..