textarchive.ru

Главная > Урок


Урок-зачет по теме «Информация и информационные процессы»

Раздел программы: «Теоретическая информатика».

Тема урока: зачет по теме «Информация и информационные процессы».

Тип урока: урок-повторение

Вид: урок-зачет.

Технология: личностно-ориентированная.

Технология: проблемно-исследовательская технология

Время проведения: последний из трех уроков по теме «Информация и информационные процессы» (базовый курс).

Цели урока:

1. Цели, ориентированные на развитие личностно-смыслового отношения к учебному предмету:

  1. Помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала;

2. Цели, ориентированные на развитие ценностных отношений учащихся к окружающей действительности:

  1. Содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета;

  2. Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;

3. Цели, связанные с обеспечением развития у школьников интеллектуальной культуры:

  1. Создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект (текст, определение понятия, задачу и пр.);

  2. Обеспечить развитие у школьников умений сравнивать познавательные объекты;

  3. Содействовать развитию у школьников умений выделять главное в познавательном объекте (определении понятия, правиле, законе и др.);

  4. Обеспечить развитие у школьников умений классифицировать познавательные объекты и др.

4. Цели, ориентированные на развитие у школьников исследовательской культуры:

  1. Создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения.

5. Цели, связанные с развитием у школьников оргдеятельностной культуры (культуры самоуправления учением):

  1. Обеспечить развитие у школьников умения ставить цель и планировать свою деятельность;

  2. Создать условия для развития у школьников умения работать во времени;

  3. Содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.

6. Цели, связанные с развитием информационной культуры учащихся:

  1. Создать условия для развития у школьников умения структурировать информацию;

  2. Обеспечить у школьников развития умений составлять простой и сложный планы.

7. Цели, связанные с развитием коммуникативной культуры учащихся:

  1. Содействовать развитию у детей умений общаться;

  2. Обеспечить развитие у школьников монологической и диалогической речи.

  3. 8. Цели, ориентированные на развитие рефлексивной культуры школьников:

  4. Обеспечить развитие у школьников умения выделять узловые моменты своей или чужой деятельности как целого;

  5. Формирование представлений об информации как одного из трех основополагающих понятий науки — вещества, энергии, информации, на основе которых строится современная научная картина мира.

  6. Формирование системно-информационного подхода к анализу окружающего мира.

  7. Формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией.

Задачи урока:

  1. Воспитательная — развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры.

  2. Учебная — изучить и закрепить основные понятия теоретической информации.

  3. Развивающая — развитие логического мышления, расширение кругозора.

Подготовительный этап

За два урока перед зачетом учащимся выдается список вопросов и рекомендаций по самостоятельному изучению материала темы, и теперь нуждается в обобщении и систематизации. Учитель проводит консультации в течение двух уроков.

План урока

  1. Организационный этап.

  2. Проверка домашнего задания.

  3. Краткий инструктаж по технике безопасности в компьютерном классе.

  4. Фронтальный опрос для проверки уровня под­готовки учащихся к проведению зачета

  5. Зачет – работа в группах.

  6. Выполнение индивидуальных заданий.

  7. Отчет по зачету и выставле­ние оценок.

  8. Домашнее задание.

Ход урока

1. Краткий инструктаж по технике безопасности в компьютерном классе.

Проведение зачета

Он проводится по завершению работы над крупной темой или разделом курса. Учитель делит урок-зачет на две части: обучающую (примерного 10 минут) и контролирующую (до 30 минут).

2. Фронтальный опрос.

Первая часть урока-зачета проводится как индивидуальный опрос-беседа с учащимися по теме в сочетании с самостоятельной работой всех учащихся класса- фронтальная форма организации учебной деятельности учащихся. В этой части урока школьники с помощью учителя вновь разбирают основные вопросы пройденной темы и решают наиболее типичную задачу.

Зная о таком порядке, стиле работы на уроке-зачете, учащиеся в процессе повторения, подготовки к уроку заранее внимательно просматривают материал темы в целом по учебнику, своим записям, приводят в порядок практические работы, которые выполнялись ими по ходу изучения темы для предъявления их учителю во время зачета.

А также представляют учителю выдержки из наиболее заинтересовавшего их материала по данной теме (для последующего творческого обобщения темы).

Вторая часть урока посвящается выполнению сквозного письменного задания и с индивидуальными карточками по теме, которая распадается на две части - групповая и индивидуальная форма организации учебной работы учащихся.

3. Групповая работа.

Ученики письменно отвечают на серию вопросов, проводят всевозможные расчеты, записывают основные уравнения, решают задачу - групповая (звеньевая) форма организации учебной работы учащихся. Причем, в отличие от дифференцированных заданий, которые практикуются на уроках-семинарах, лабораторно-практических уроках, на уроке-зачете, задания для письменного выполнения являются одинаковыми для всех групп учащихся.

4. Выполнение индивидуальных заданий.

Индивидуальная форма организации работы учащихся на уроке - каждый ученик работает самостоятельно по индивидуальной карточке.

5. Контроль и коррекция

Контроль, осуществляемый в ходе проведения урока-зачета, весьма специфичен. Он выполняет не только и не столько функцию "накопления оценок", а коррекцию добытых учащимися знаний, умений и навыков, стимулирует активность и самостоятельность учащихся в обучении, осуществляемых учителем в системе урока в целом. Контроль нужен учителю и учащемуся не ради самого контроля, а как средство повышения эффективности обучения, средство оказания помощи еще лучше, с большей пользой для себя учиться. Он помогает учителю и учащимся определить, насколько прочно усвоился изучаемый материал и позволяет ли достигнутый уровень теоретической и практической подготовленности учащихся двигаться в обучении дальше, приступить к работе по новой теме или раздела программы. Конечно важно, чтобы соблюдалось единство текущего и тематического контроля за успешностью обучения учащихся.

6. Обобщение и подведение итогов урока.

  1. Домашнее задание

  2. Рефлексия

Зачетный лист

  1. *Что ты понимаешь под словом «информация»? Какими свойствами она обладает?

  2. *Для кого будет информативно следующее сообщение: «Программа — это алгоритм, записанный на языке программирования»?

а) для дворника;

б) для начинающего программиста;

в) для парикмахера;

г) для учителя химии;

д) для профессионального программиста.

3. *Оля учится во 2-м классе и хорошо знает таблицу умножения, но не знает английский язык. Какие из сообщений могут быть для Оли информативны?

а) 2*8 = 16

б) Му friend is schoolboy;

в) 6 MULTIPLAY 8 EQUAL;

г) Оля учится в школе;

д) в английском алфавите 26 букв.

4. *В следующих примерах определи свойства встречающейся информации:

а) Идет вступительный экзамен по математике. Вы попросили у соседа его решение задачи. Шпаргалка содержала полное и правильное решение, но ... на японском языке.

б) На следующий день вступительная комиссия вывесила правильные решения всех задач.

г)Один персидский царь, собираясь завоевать соседнее государство, обратился к оракулу с вопросом: «Что произойдет, если я со своим войском переправлюсь через пограничную реку?» Оракул ответил: «Государь, ты разрушишь великое царство». Удовлетворившись таким предсказанием, завоеватель переправился со своим войском через реку и был разгромлен войском противной стороны. В гневе он обратился к оракулу, обвиняя того в обмане. На что оракул ответил: «Государь, а разве твое царство было не велико?»

  1. *Какими свойствами может обладать информация о будущем (предсказания, гадания, пророчества)?

  2. *Какие информационные процессы ты можешь назвать? Дай им короткую характеристику.

  3. * Какие существуют виды обработки информации?

  4. *В каком виде можно хранить информацию и какими способами ее передавать?

  5. *Приведи несколько бытовых примеров получения, хранения, передачи, обработки, использования информации.

10. *Действия над исходной информацией в соответствии с некоторыми правилами — это:

а) обработка информации;

б) хранение информации;

в) передача информации;

г) прием информации;

д) обмен информацией.

11. *Работником информационной сферы деятельности является:

а) овощевод;

б) плотник;

в) журналист;
г) актер;

д) спортсмен.

12. *Оперативная информация может храниться:

а) в книгах;

б) на видеокассетах;

в) на компакт-дисках;

г) в памяти человека;

д) в газетах и журналах.

  1. *Какие носители информации ты знаешь?

  2. **Информация передается со скоростью 2,5 Кбайт/с. Какой объем информации будет передан за 20 мин?

а) 3000 Кбайт;

б) 3000 байт;

в) 50 Кбайт;

г) 51200 байт;

д) 3 Мбайт.

  1. *Назови основные виды информации (по способу восприятия и по форме представления).

  2. *Приведи примеры информации, представленной в текстовой, числовой, графической формах.

  3. *Приведи пример, в котором числовая информация используется вместе с текстовой, графическая вместе с числовой.

  4. *Назови виды информации, которые являются основными для человека, животных, компьютера.

  5. *Корреспондент телевидения, находясь на улице западного города, рассказывает с экрана о каком-то событии. Получаете ли вы при этом дополнительную информацию, кроме слов репортера? Если да, то какую и почему?

20. *Какова образная информации, которую человек может хранить на внешних носителях?

а) вкусовые образы;

б) изображение и звук;

в) осязательные образы;

г) обонятельные образы;

д) текст, записанный на каком-либо языке.

21. **Код (номер) буквы И в таблице кодировки символов равен 136. ***Какая последовательность кодов будет соответствовать слову ЛИМОН?

а) 139 136 140 142 141;

6)138 136 139 141 140;

в) 147 136 148 150 149;

г) 146 136 147 149 148;

д)155 136 156 158 157.

22. **Информационное сообщение объемом 1 Мбайт передается со скоростью

2 Кбайт/мин. Определите время передачи информации в секундах.

а) 512;

6)3120;

в) 30720;

г) 500;
д)3000.

23. **Текст занимает 0,25 Кбайт памяти компьютера. Сколько символов содержит этот текст?

а) 256;

б) 2048;

в) 32;

г) 250;

д)2000.

24. ***Текст занимает полных 5 страниц. На каждой странице размещается 30 строк по 70 символов в строке. Какой объем информации занимает этот текст?

а) 84000 бит ;

б) 84000 байт;

в) 10500 бит;

г) 10500 байт;

д) 10,5 Кбайт.

25. **Сколько битов информации содержится в сообщении объемом четверть килобайта?

а) 2032;

б)2048;

в) 250;

г) 2000;

д) 256.

26. ***Переведите в двоичную запись десятичные числа:

а) 7; б) 17; в) 37; г) 48; д) 98;

е) 102; ж) 193; з) 254 ; и) 513; к) 999.

27. ***Переведите в десятичную запись двоичные числа:

а) 101; 6)1001; в) 1100; г)10111;

д)11011; е) 1011000; ж)10111011; з) 100010011.

28. ***Следующие двоичные числа расположите в порядке возрастания:

1001; 111; 100001; 010; 1101; 100; 110000; 10001.

29. ***Двоичное число записано в виде многочлена:

1*24+ 0*23 + 1*22 + 0*21 + 1*2°

Какой вид имеет его десятичная запись?

30. ***3апишите число 64:

а) в 2-ной системе счисления;

б) в 4-ной системе счисления;

в) в 8-ной системе счисления;

г) в 16-ной системе счисления.

31. ***Переведите:

а)1011112 — ?8 б) 268 — ?2 в)100112-?8 г)2478-?2

  1. ***Почему двоичная система счисления удобна для автоматизации?

  2. *Чем отличаются друг от друга десятичная, двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления?

  3. **Переведите:

б)100112-?16 в) 4А 16-?2

35. **Десятичное число 30 запишется в двоичной
системе как:

а) 10011;

6) 11110;

в) 10101;

г) 100111;

д) 100001.

36. **Десятичное число 51 запишется в 8-ной системе как:

а) 24;

6) 51;

в) 37;

г) 63;
д) 12.

37. **Сумма двоичных чисел
11001 и 101 равна:

а) 11110;

6)11001;

в) 11000;



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Урок-зачет по теме «Информация и информационные процессы» Раздел программы

    Урок
    Создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект (текст, определение понятия, задачу и пр.
  2. Урок – зачет по теме учитель информатики

    Урок
    Формирование представлений об информации как одного из трех основополагающих понятий науки – вещества, энергии, информации, на основе которых строится современная научная картина мира.
  3. Урок – зачет по теме учитель информатики

    Урок
    Формирование представлений об информации как одного из трех основополагающих понятий науки – вещества, энергии, информации, на основе которых строится современная научная картина мира.
  4. Раздел тема урока (4)

    Урок
    09 5 Данные и программы. Файл 4.10 Файловые системы. Практическая работа № 11.10 7 Архивация файлов и дефрагментация дисков. Практическая работа №3 18.
  5. По литературе 5 7 классы

    Учебно-тематическое планирование
    Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений. Литература. ( 5 – 11 классы. Под редакцией В.Я.Коровиной. М.: «Просвещение», 2008.
  6. Тема урока (15)

    Урок
    Уметь: различать декларативные и процедурные знания; приводить примеры информационных и неинформационных сообщений; различных видов информации из области человеческой деятельности,

Другие похожие документы..