textarchive.ru

Главная > Документ

Сохрани ссылку в одной из сетей:

1917

Авиапромышленность:

К 1917 году Сикорский усовершенствовал свою машину - заменил "Льюис" штурмана на второй крупнокалиберный пулемёт, поставил и третий "пятилинейный" - на верхнюю стрелковую точку; под крыльями разместил по полуавтоматической 37 мм пушке, с боекомплектом в 50 снарядов на ствол. Теперь для штурмовки использовалось не только 6 ракет, мелкокалиберная автоматическая пушка и 76,2мм безоткатки с малой скоростью снаряда и длительным процессом перезаряжания, но и 37мм мощные пушки, со скорострельностью до 55в/м, да и 12,7 мм пулемёт штурмана поджигал броневики и зенитные автомобили (11237).

Другие оборонные отрасли:

К 1917 г. заграничные заказы на порох были выполнены на 35—40 %, а за­казы на пироксилин — почти на 80 %. В октябре 1916 г. по расчетам ГАУ, произведенным на основании полученного к тому времени опыта войны, для русской армии требовалось ежегодно до 7 500 тыс. пудов бездымного и до 800 тыс. пудов дымного пороха. Все казенные и частные пороховые заводы России после завершения их реконструкции и расширения могли давать ежегодно всего около 1364 тыс. пудов бездымного и 324 тыс. пудов дымного пороха. Воен­ное ведомство уже в 1914 г. прибегло к закупкам пороха за границей, главным образом в США. Основным поставщиком была фирма «Дюпон», хотя к выполнению русских заказов на порох и пирокси­лин было привлечено и несколько других американских фирм. Потребность в порохе была велика, и Россия закупала его не только в Америке, но и в Англии, Франции, Японии, Италии. За гра­ницей, главным образом в Америке, для русской армии было заказа­но до 6,5 млн пудов разных порохов, не считая пороха, заказанного в виде полных выстрелов и патронов, и около 0,7 млн пудов пирокси­лина. Всего за 1914—1917 гг. было заготовлено пороха 5,2 млн пудов (а с дымным порохом 6 млн пудов), в том числе орудийного около 4,4 млн пудов и винтовочного около 0,8 млн пудов. Из общего коли­чества заготовленного пороха около 2 млн пудов произвели казенные заводы, а 3,2 млн, или 62 %, т. е. большая часть пороха, была получе­на из-за границы [5, с. 216]. В течение всей войны армия нуждалась в бездымном порохе, в частности, для винтовочных патронов. Из-за несвоевременной по­ставки пороха в 1915 и 1916 гг. неоднократно останавливались пат­ронные заводы. Несколько лучше было положение с производством черного дымного пороха. На частных заводах в 1914—1917 гг. было изготовлено 4 424 тыс. пудов этого пороха. Кроме того, закуплено за границей в 1915 г. 288 300 пудов, в 1916 г. — 1 797 613, в 1917 г — 758 829 пудов [7, с. 127]. (5484).

К началу 1917 г. возвели некоторые постройки и заказали оборудование Нижегородского завода взрывчатых веществ. К сентябрю 1916 г., по расчетам ГАУ, потребность во взрывчатых веществах определялась в 15 млн пудов на срок с 1 сен­тября 1916 г. по 1 января 1918 г. или по 900 тыс. пудов в месяц. Это количество требовалось для снаряжения снарядов всех калибров и назначений, но только для наземной артиллерии. Самарский и Шлиссельбургский заводы вместе выпускали до 50 тыс. пудов троти­ла в месяц. Остальные тротиловые заводы — Охтинский и частные, возникшие во время войны, давали в совокупности до 25 тыс. пудов тротила в месяц. Производства других взрывчатых веществ (мелинита, ксилила, динитронафталина, аммонала, аммотолов и т. п.), организованные во время войны Химическим комитетом ГАУ, возглавляемым акаде­миком В. Н. Ипатьевым, в общей сложности давали до 70 тыс. пудов взрывчатки в месяц. Однако потребности русской армии во взрывча­тых веществах не удовлетворялись. В программе строительства новых казенных военных заводов, представленной начальником ГАУ генералом А. А. Маниковским военному министру 20 октября 1916г., значительное место занима­ли предприятия, производящие взрывчатые вещества и исходные компоненты для них, а также снаряжательные заводы и мастерские [5, с. 135; 29, 37, 43]. В программу строительства, разработанную А. А. Маниковским и утвержденную Особым совещанием по обороне, было включено 37 предприятий. Примерно половину общего числа включенных в строительную программу объектов составляли заводы взрывчатых веществ и снаряжения, а также химические заводы по изготовлению толуола, селитры и кислот. Строительство Нижегородского завода взрывчатых веществ. Утверждено правительством в июне 1915 г. Завод был запроектиро­ван первоначально для производства в год: до 550 тыс. пудов троти­ла, до 12 тыс. пудов тетрила и снаряжения снарядов крупных, сред­них и малых калибров в количествах, соответствующих выработке тротила, но вскоре проектное задание было увеличено до 630 тыс. пудов тротила и 13,7 тыс. пудов тетрила. Строительство начали только в 1916 г. После Октябрьской революции строительство завода практически прекратилось. В по­следующие годы неоднократно возникал вопрос о ликвидации строи­тельства, но благодаря энергии и настойчивости управляющего за­водом И. А. Невструева и коллектива инженерно-технических ра­ботников этого не случилось. Строительство завода продолжалось без разрешения и поддержки из центра [5, с. 136]. Был разработан проект Уфимского завода взрывчатых веществ, но строительство его так и не было начато (5484).

Армия:

К началу 1917 года на фронте было потеряно 15 152-мм пушек обр. 1910 г (3861).

Жизнь и внутренняя политика:

К 1917 г. цены на продукты питания возросли — только за год — от 40 до 200%. При этом, уже к весне 1915 г. цены на хлеб были повышены уже на 59%, на промышленные товары на 35%. За второй год войны цены на хлеб возросли на 122%, на промышленные товары — на 145%. Сокращение потребления во время войны влекло за собой понижение жизненного уровня. Рабочий день был везде удлинен обязательными сверхурочными часами для выполнения военных заказов. Было сокращено число дней отдыха. В связи с мобилизацией в промышленности стали широко применять женский и детский труд, хотя и менее квалифицированный, но более дешевый. Доля рабочих-мужчин упала с 61,3% в 1913 г. до 56,6% в 1917 г., а процент женщин-работниц за это время увеличился с 38,7 до 43,4% (11270).

К 1917 г. ухудшается положение на фронте и в тылу. Армия претерпела существенные изменения, почти полностью выбыл в результате кровопролитных боев кадровый состав. Возникший в процессе войны кризис в снабжении армии вооружением, особенно тяжелой артиллерией, боеприпасами вынуждал возмещать этот недостаток более интенсивным использованием живой силы. За три с половиной года войны из деревни было призвано свыше 12,8 млн человек. Огромные жертвы, плохое снабжение, затягивание войны неотвратимо сказывались на моральном духе солдат и офицеров. Главным препятствием к победе стало теперь внутреннее состояние самого общества. В такой обстановке в правящих кругах обеих коалиций росла тревога. Поэтому кайзер и его окружение выступили с «мирными» предложениями — в расчете на то, что эти предложения будут отвергнуты противником и в таком случае на него можно будет свалить всю вину за продолжение войны (11270).

К 1 января 1917 г. из общего числа рабочих в 291,5 тыс. было 74 тыс. женщин, 30 тыс. подростков. Поэтому уже в 1916 г., несмотря на то что промышленность не справлялась с громадными военными заказами, обнаружился рост безработицы не только в таких отраслях, как текстильная, но и в металлургической промышленности. В 1915 г. в Петрограде и в некоторых других крупных центрах были организованы биржи труда. За 9 месяцев их работы из 313,9 тыс. рабочих, предлагавших свой труд, поступило на работу лишь 237,9 тыс. человек. Не лучше было и положение работающих. Хотя заработная плата у всех почти представителей военно-промышленного комплекса росла, но не следует забывать об инфляции. Так, заработная плата рабочих Московского военного округа в среднем выросла на 86%; в частности, у металлистов — на 98%, у текстильщиков — на 59,2%, в то время как цены к концу 1916 г. выросли по сравнению с 1914 г. на 200—300% (11270).

За рубежом:

К ян­варю 1917 г., когда в процессе проработки тактики боевого применения тяжелого самолета-штурмовика в составе "охра­нительных" авиаотрядов выяснилось, что последний все же не в состоянии решать весь круг задач поля боя и не может считаться универсальным "са­молетом пехоты", немцами были разработаны ТТТ к легкому небронированному многоцеле­вому биплану класса "CL". Многоце­левой "воздушный пехотинец" должен был не только эффективно содейство­вать своим войскам в наземном бою (бомбоштурмовые удары, разведка, связь), но и уметь постоять за себя в случае нападения истребителей против­ника, а в некоторых случаях самому выступать в роли истребителя, унич­тожая над полем боя неприятельские легкие бомбардировщики, разведчики и корректировщики артиллерийского огня. Согласно ТТТ, бронированный "пе­хотный самолет" должен был оснащать­ся мотором Benz Bz.IV 200 л.с., подни­мать одного пилота и одного наблюда­теля-стрелка, иметь запас горючего на 3 часа полета, развивать максималь­ную скорость 140 км/ч, потолок 3000 м. Вооружение штурмовика включало один-два пулемета для обстрела назем­ных целей и один на турели для оборо­ны от атак самолетов противника. Бом­бовое вооружение не предполагалось. Экипаж, мотор и бензобак должны были иметь защиту от пуль нормаль­ного калибра и осколков. Для этой цели предлагалось использовать разработан­ную немецким техническим отделом хромоникелевую сталь с удельным ве­сом 40 кг/м2 (толщина листов 5,1 мм). Работа по созданию специального самолета-штурмовика на конкурсной основе была поручена трем авиастро­ительным фирмам A.E.G., Albatros и Junkers, которые вполне успешно спра­вились с поставленной задачей, предъя­вив на суд военных свои варианты са­молета поля боя (5999). Все представленные штурмовики имели сходные летно-технические дан­ные, но разные по замыслу и конст­рукции. Самолеты первых двух фирм представляли собой глубокие модифи­кации уже выпускавшихся ими само­летов-разведчиков и легких бомбарди­ровщиков (A.E.G. С.4 и Albatros С. 12) и только фирме Junkers удалось в ко­роткий срок создать полностью ориги­нальную конструкцию самолета-штур­мовика, во многом повлиявшую на раз­витие типа самолета-штурмовика в последующие годы (5999).

К январю 1917 г. в Германии были разработаны ТТТ к легкому небронированному многоцелевому биплану класса «CL». Многоцелевой «воздушный пехотинец» должен был не только эффективно содействовать своим войскам в наземном бою, но и уметь в некоторых случаях выступать в роли истребителя, уничтожая над полем боя неприятельские легкие бомбардировщики, разведчики и корректировщики артиллерийского огня (9649).

Авиапромышленность:

На 1 (14) января 1917 г. месячная производительность всех самолетостроительных заводов составляла 215 военных самолетов. В дальнейшем военное ведомство предполагало увеличить месячный выпуск авиазаводов до 400-500 самолетов (9718).

С 1 (14) января 1917 г. по оценкам Военного ведомства полтора года войны требовалось 9460 самолетов, в том числе 4214 истребителей т. е. доля истребителей составляла 44 % общей потребности. Между тем русские авиазаводы в соответствии с решением военного ведомства производили главным образом самолеты корпусного типа французских образцов (9705).

С 1 июня 1916 г. по 1 января 1917 г. поступило 2826 моторов; из них 501 мотор русского производства и 2325 моторов, изготовленных за границей (278).

Всего за время с начала войны и до февральской революции русская армия получила около 4600 авиационных моторов, из них 1100 моторов с русских заводов и 3500 моторов из-за гра­ницы (главным образом из Франции).

Необходимо отметить, что качество самолетов и моторов, по­ступавших из-за границы, было очень низкое. Западные союз­ные державы, используя крайнюю нужду России в авиационных материалах, поставляли русской армии устаревшие, снятые с во­оружения самолеты и ненадежные, маломощные моторы.

Купленные в начале войны в Америке 37 гидросамолетов имели столь большие дефекты (отваливались днища лодок, ло­мались коленчатые валы и моторные рамы и т. п.), что все эти самолеты были признаны непригодными для выполнения полетов (278).

К 1 января 1917 г. в мастерских КПИ выпустили 3 аэроплана типа «Альбатрос». Немало вни­мания уделялось опытным разработкам. По проекту известных киевских авиаторов бра­тьев Ивана и Андрея Касяненко был построен необычный истребитель, известный под обозначением «Касяненко № 5». Стремясь обеспечить летчику отличный обзор, изба­виться от ненадежных в то время синхрозат-ров оружия, создатели этой машины устано­вили двигатель в середине фюзеляжа, а трехлопастный воздушный винт расположи­ли за крестообразным хвостовым оперени­ем. Испытания показали, что при весьма скромной мощности мотора «Гном-Моносупап» в 100 л.с. самолет развивает скорость до 170 км/ч (фактически такую же, как и «Ньюпор-ХХ1У» с двигателем в 120 л.с.). 1 ию­ля 1917 г. при очередной посадке у истреби­теля сломался хвостовой костыль, в резуль­тате повреждения получили воздушный винт и оперение. Каких-либо сведений о его даль­нейшей судьбе пока обнаружить не удалось. В мастерских КПИ было завершено также соз­дание самолета «Терещенко-7» по проекту конструктора В.П. Григорьева (подробнее см. в«АиВ», № 1'2007, стр. 20) (11285).

Начиная с 1 января 1917 г. Общая потребность в авиабомбах в суммарной массе исчислялась на полтора года в 3300 т. Военным ведомством были установлены нормы "метательных снарядов с аэропланов". На каждый военный самолет армейского и корпусного типа полагалось 3200 кг бомб на год, на самолет "Илья Муромец" - 8000 кг. Между тем на складах было только 400 т бомб. Заводы срывали их поставку в установленные сроки. Все это ставило русские авиационные отряды в неравное положение по сравнению с противником, который не испытывал дефицита в авиабомбах.

В целом производство авиабомб отставало от потребностей фронта, хотя оно не являлось сложным для стран с развитой промышленностью, поскольку применялись дешевые материалы, простые технологии. Основные проблемы представляла отработка взрывателя и аэродинамики бомбы. Война всегда вызывает резкий скачок в развитии военной техники. К 1918 г. в Англии, Франции и Германии были созданы достаточно эффективные осколочные, фугасные, бронебойные, химические и дымовые бомбы. Эти бомбы снабжались крыльевыми или кольцевыми стабилизаторами и имели вполне "современный" вид.

Среди оригинальных разработок союзников стоит отметить появление в конце войны во Франции "двухкамерных бомб".

Двухкамерные бомбы изготавливались весом 10, 15 и 20 кг с диаметром соответственно 120, 155 и 180 мм. Корпус бомбы состоял из двух частей, соединенных между собой по наибольшему диаметру. В плоскости стыков обеих частей была укреплена внутренняя перегородка из тонкой жести, делившая бомбу на 2 отдельные камеры. Нижняя камера наполнялась мононитробензолом, а верхняя - азотной кислотой.

Стабилизатор бомбы состоял из четырех продольных лопастей. В донной части устанавливался взрыватель, снабженный крыльчатым предохранителем. В нижней камере бомбы была укреплена труба, в которой помещался ударник с сильной спиральной пружиной.

Устройство 2-камерной бомбы дало возможность применять высокобризантное взрывчатое вещество без опасности взрыва при простреле бомбы пулей. Но вместе с этим бомба имела существенный недостаток - она не допускала продолжительного хранения, так как азотная кислота разъедала тонкую перегородку, и жидкости смешивались. Образовавшийся тринитротолуол представлял большую опасность из-за своей высокой чувствительности (11237).

Другие оборонные отрасли:

К январю 1917 г. была создана и получила одобрение технической комиссии Императорского Российского автомобильного общества конструкция автомобиля АМО-ФИАТ-15 грузоподъемностью 1,5 т. Предусматривалось выпускать 1500 таких машин в год. Предусматривалось, но не было выпущено. Война, революция, экономический кризис, грозящий обернуться катастрофой (что и произошло к осени) не позволили успешно начатое дело довести до конца. На недооборудованном заводе (точнее, в производственных мастерских) с лета 1917 г. начался ремонт автомобилей. 5 августа 1917 г. подписывается договор с главным военно-техническим управлением сроком до 1 марта 1918 г. о просмотре, чистке, сборке и регулировке получаемых из-за границ автомобилей (кроме "Рено"), а также их ремонте. Подтверждает такой вывод и записка ГВТУ военного ведомства в Особое совещание по обороне государства, направленная в сентябре 1917 г. В ней говорилось:

"1. Постройка всех зданий, необходимых для осуществления всей предположенной по первоначальному договору производительности завода АМО, является вполне законченной, так как недостающие 5% постройки падают на здания второстепенного и третьестепенного значения. Поэтому никакой поддержки предприятию АМО не требуется.

2. Оборудование завода АМО обстоит вполне удовлетворительно, так как фактически в распоряжении завода АМО имеется вполне готового оборудования 85%. Не остающие 15% оборудования падают на станки и приспособления второстепенного значения, кои на выпуск предполагаемого годового количества автомобилей влиять не могут. ...

4. Завод АМО, вступивший в особые договорные отношения с итальянским заводом ФИАТ и получивший от последнего лицензию на право пользования его патентами и чертежами, находится в обладании прекрасно разработанного во всех отношениях типа грузового автомобиля 1,5 т, который единогласно признается автомобильными авторитетами наилучшим для условий работ в русской армии".

Можно, разумеется, говорить о степени объективности составленной записки. Выгодно или невыгодно кому-то было так утверждать - неизвестно. Но сейчас, по прошествии многих лет, ясно, что прежде всего причины социально-экономические, а потом уже технические не позволили в более ранние сроки начать производство первых автомобилей. Не хватало оборотных средств, мешали общая производственная анархия, подрыв авторитета специалистов, рабочая вольница, война. После гражданской - половина рабочих не имели квалификации и прогуливали. Сказалась нехватка производственного опыта у оставшихся на заводе старых специалистов. Но в тех условиях и Г. Форд ничего бы не сделал. Попытки организовать производство АМО-Ф-15 делались в 1918 г. и начиная с 1921 г. Технические ресурсы завода позволяли строить полуторатонные грузовики, но нужно было создавать школу своего автомобилестроения. Она создавалась постепенно - в процессе восстановления "Уайтов", через крупный ремонт (11195).

Армия:

1 (14) января 1917 в авиации числилось 77 отрядов, в том числе: 13 армейских, 39 корпусных, 12 истребительных,3 Сибирских, 4 Кавказских и 6 тыловых. Все они, кроме тыловых, были сведены в 12 авиационных дивизионов и одну фронтовую бо­евую группу (1-юу авиагруппу истребителей). В тылу формиро­валось еще 5 авиационных отрядов. Во всех отрядах и диви­зионах числилось 605 летчиков, в том числе 390 офицеров и 215 солдат. Самолетный парк фронтов составляли около 450 исправных и 120 неисправных самолетов преимущественно систем "Фарман-30", "Вуазен", "Моран-парасоль", "Ньюпор" типов XI, ХУП и XXI, "Анаде" и другие. Около 150 самолетов, главным образом летающих лодок "М-9” составляли парк морской авиации.

В воздухоплавании числилось две трехстанционные крепост­ные роты (Ревельская и Свеаборгская), двухстанционная Кав­казская и 27 номерных двух- и трехстанционных воздухоплава­тельных рот с общим числом наблюдательных станций около 70. Из номерных роог24 заканчивали переформирование в воздухо-пдавателъные отряды. Кроме того, при 13 армиях формировались воздухоплавательные дивизионы по одному на армию. В воздухо­плавательных ротах и отрядах имелись привязные змейковые аэростаты "Парсевалъ" различных объемов (750, 850 и 1000 м3),. Все полевые воздухоплавательные части обслуживались тремя фронтовыми воздухоплавательными парками Северного, Западного и Юго-Западного фронтов. (ЦГВИА. ф. 2003, оп.1, д. 1224, л. 40 и сл.).

1 (14) января 1917 согласно решению Увофлота по планам формирования на 1917 на вооружении русской армии должно было состоять (237,128):

- аппаратов дальней разведки

- 104;

- аппаратов ближней разведки

- 344;

- истребителей

- 266

Было 77 отрядов, в т.ч. 13 армейских, 39 корпусных, 12 истребительных, 3 сибирских, 4 кавказских и 6 тыловых, сведенные кроме тыловых в 12 дивизионов и одну фронтовую группу. В тылу формировали еще 5. Всего 605 было летчиков, в т.ч. 390 офицеров, 450 исправных самолетов и 120 неисправных, в том числе 150 в морской авиации (3612).

К 1 января 1917 г. число самолетов в действую­щей армии было доведено до 724. Но и этого было еще недоста­точно в условиях возраставших потребностей войны.

Качественные показатели тоже несколько возросли, по­скольку на вооружение поступали преимущественно самолеты, имевшие скорость 125—150 км/час, с моторами мощностью 140— 150 л. с.

Состояние самолетного парка русской армии к моменту фев­ральской революции в России характеризуется следующими дан­ными (табл. 2) (ЦГВИА, ф. 2003., оп. 1, д. 1224, л. 224).

Таблица 2 Количество самолетов на 1 марта 1917 г.

Всего

1 037 самолетов

На фронте

590

Из них: исправных

545

без моторов

13

ремонтирующихся

32

В парках

398

Из них: исправных

179

без моторов

70

ремонтирующихся

149

В тыловых отрядах

49

Революционные события, охватившие в 1917 г. страну и армию, отразились и на состоянии русской военной авиации. Выпуск самолетов внутри страны и ввоз их из-за границы резко сократились. Во время позорно провалившейся попытки Временного правительства организовать наступление на фронте (июнь 1917 г.) было потеряно значительное количество самолетов. Ма­териальная часть авиационных отрядов была сильно изношена и частично пришла в полную негодность, а заменить ее было не­чем, так как новые самолеты и моторы в армию почти не по­ступали.

Незначительное количество устаревших и до предела изно­шенных самолетов, несколько маломощных авиационных пред­приятий, лишенных запасов сырья,— таково было «авиацион­ное наследство», которое получила молодая Советская Респу­блика от царской России. Не лучше обстояло дело и с мото­рами.

Потребность армии в авиационных моторах русское прави­тельство предполагало удовлетворять за счет закупок моторов во Франции. Поэтому никаких серьезных мер для создания оте­чественного авиационного моторостроения военное ведомство не принимало. Производительность единственного в тот период в стране завода авиационных моторов была ничтожной. Кроме того, в самом начале войны стало ясно, что мощность моторов «Гном» (70—80 л. с.) недостаточна для боевых самолетов новых типов (278).

К 1 января 1917 г. русская армия имела 75 авиационных от­рядов, в том числе:

— с 1-го по 12-й армейские авиационные отряды;

— с 1-го по 12-й истребительные авиационные отряды;

— с 1-го по 36-й корпусные авиационные отряды;

— с 1-го по 4-й Кавказские корпусные авиационные отряды;

— 1, 2-й и 4-й Сибирские корпусные авиационные отряды, гвардейский корпусной и гренадерский корпусной авиационные отряды;

— 1-й и 2-й охранные авиационные отряды;

— Кронштадтский авиационный отряд;

— Ревельский авиационный отряд;

— Одесский авиационный отряд;

— авиационный отряд при школе летчиков-наблюдателей (ЦГВИА, ф. 2003, оп. 1, д. 1224, л. 218) (278).

По состоянию на 1 января 1917 года российская морская авиация имела 264 аэроплана разных типов, из них: 152 нахо­дились на Черноморском флоте, 88 - на Балтийском флоте, а 29 - в Петроградской и Бакинской авиашколах. Кроме того, в Севастополе располагалась воздухоплавательная станция с дву­мя уцелевшими дирижаблями, практически не используемы­ми, а в Балаклаве - станция змейковых аэростатов. В черноморских и балтийских авиационных частях служи­ли соответственно 115 и 96 офицеров, 1039 и 1339 кондукто­ров, унтер-офицеров и рядовых. Звания «Морской летчик» офи­циально имели 56 черноморцев и 46 балтийцев, в том числе 11 и 1 без офицерских чинов (11283).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. К 1918 году число работающих на заводе Анатра достиг­ло 2000 человек

    Документ
    ... и окончательную замену торговли планомерно ... О начале 1918 года И.И.Сикорский писал: “я ... посадить поврежденную машину в своем расположении. ... чем они усовершенствовались в борьбе ... года в Петербурге и Красноярске. В 1917году ... (alta quota — высотный ...
  2. К 1918 году число работающих на заводе Анатра достиг­ло 2000 человек

    Документ
    ... и окончательную замену торговли планомерно ... О начале 1918 года И.И.Сикорский писал: “я ... посадить поврежденную машину в своем расположении. ... чем они усовершенствовались в борьбе ... года в Петербурге и Красноярске. В 1917году ... (alta quota — высотный ...
  3. Режиссер Поставил в театре "

    Анкета
    ... Муравейника", с заменой господствующего там неошибающегося ... Изобрел за машиноймашину. А ... 1917 Печатается по книге: Спасовский М, В. В. Розанов в последние годысвоей ... Киевского университета Сикорский пришли ... еще более усовершенствовалсвои «выкрутасы». ...
  4. Энциклопедический словарь "

    Документ
    ... свой подбитый самолет в скопление машин ... Создан в 1913 И. И. Сикорским. Экипаж 4-8 человек. Применялся ... "строительстве коммунизма" заменялось тезисом о " ... наказания, усовершенствована подготовка ... Октябрьская революция 19171917год в судьбах России ...
  5. CBM Lab \ C оциальные сети и технологии \ Подборка статей за 2011 год

    Документ
    ... должна заменить антропологию ... реферирование · Машинный перевод с русского ... начатую весной 1917года и ... Для своего проекта Quid соединила ... могут усовершенствоватьсвои методы ... годах он был членом компартии во время пребывания в Оксфорде [15]. Р. Сикорски ...

Другие похожие документы..