textarchive.ru

Главная > Программа


Население, рынок труда и уровень жизни

1.2.1. Демографическая ситуация

Согласно данным текущего учета численность населения Красноярска на 1 января 2010 года составила 963,2 тыс. человек, увеличившись с начала года на 14,7 тыс. человек. В 2009 году в городе Красноярске сложилось положительное сальдо естественного движения населения – 2,5 тыс. человек (увеличилось по сравнению с 2008 годом на тысячу).

Явно выраженные тенденции увеличения численности населения за счет превышения миграционного прироста над естественной убылью в период с 1995 по 2008 год (за исключением 1999 и 2001 годов), позволяют отнести Красноярск к растущим городам. Увеличение показателей рождаемости в 1980-1986 годах сменилось снижением в 1987-1989 гг. и еще более резким спадом в 90-е годы. В период с 2000 по 2009 год рождаемость в городе возросла с 8,6 до 13,4 родившихся на 1000 жителей.

Смертность населения, составившая в 1995 году 14,5 человек на 1000 жителей, после некоторого снижения в 1996-1998 годах стабилизировалась в 2001-2003 годах на уровне 13,4-13,7 чел. С 2005 года уровень смертности имеет тенденцию к снижению. Основными причинами смертности являются болезни системы кровообращения, несчастные случаи, отравления, травмы и новообразования. Смертность населения в 2009 году составила 10,8 человек на 1000 жителей.

Таблица 3

Компоненты изменения численности населения города Красноярска

Показатели

Ед. изм.

2005 год

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

Численность постоянного населения (на начало года)

тыс. чел

917,2

921,7

927,9

937,2

948,5

Число родившихся

тыс. чел

10,0

10,2

10,6

12,0

12,8

Коэффициент рождаемости

(на 1000 населения)

чел.

10,9

11,1

11,4

12,7

13,4

Число умерших

тыс. чел

12,2

11,1

10,9

10,7

10,3

Коэффициент смертности

(на 1000 населения)

чел.

13,3

12,0

11,7

11,4

10,8

Естественный прирост (убыль)

тыс. чел

-2,2

-0,8

-0,4

1,2

2,5

Миграционный прирост

тыс. чел

5,9

6,8

9,6

10,1

12,2

Общий прирост (убыль)

тыс. чел

3,5

6,0

9,3

11,3

14,7

Снижение уровня младенческой смертности считается надежным объективным признаком улучшения социально-экономического и культурного благополучия, в том числе отражает и развитие систем и служб здравоохранения. В конце 90-ых годов уровень младенческой смертности ниже 11,0 на 1000 живорождений наблюдался лишь в Самарской области (10,1) и Санкт-Петербурге (10,7). В Восточно-Сибирском регионе уровень младенческой смертности был самым высоким (22,8). В городе Красноярске в 1999 году этот показатель составил 20,6 на 1000 родившихся живыми. В результате планомерной целенаправленной работы по реорганизации системы охраны материнства и детства в 2003 г. младенческая смертность в городе снижена до 9,9 на 1000 родившихся живыми, что в 2,1 раза ниже уровня 1999 года. В 2005 году этот показатель составил 9,6; в 2006 году – 8,7; в 2007 году – 8; в 2008 году – 6,2, в 2009 году – 6,7.

Неблагоприятные изменения в показателях воспроизводства сказались и на возрастном составе населения города. За период 1991-2008 гг. численность лиц моложе трудоспособного возраста уменьшилась с 23,6% до 14,9%, а доля лиц старше трудоспособного возраста возросла с 14,5% до 18,1%. Ожидаемая продолжительность жизни населения в 2007 году составила 67,6 лет, в 2008 году – 68 лет. Тревожным является высокий уровень преждевременной смертности населения. На протяжении последних десятилетий наибольший процент смертности приходятся на население в трудоспособном возрасте. Показатели мужской смертности превышают показатели женской.

В последние годы наблюдается высокий миграционный прирост населения. По итогам 2009 года он составил 12,2 тыс. человек. В составе прибывшего населения 80,5% приходится на внутрикраевые и межрегиональные перемещения, из которых 67,9% - внутрикраевая миграция. В составе прибывшего населения на долю международной миграции в 2009 году пришлось – 19,5%, из которой 96,1% – прибывшие из государств-участников СНГ. Создание СФУ и сосредоточение крупнейших ВУЗов региона на территории города выполняют ключевую роль в привлечении молодежи в краевой центр, которая в основной массе остается жить и работать на его территории.

Кроме того, в последние годы наметилась тенденция увеличения маятниковой миграции. Дневные маятниковые перемещения оцениваются около 60 тыс. чел., а дневное население города Красноярска порядка миллиона человек.

Проблемы:

Естественное движение:

До 2008 года наблюдалась проблема депопуляции - уровень рождаемости, недостаточный для обеспечения воспроизводства населения.

Диспропорции в возрастно-половой структуре населения, что влияет на его воспроизводство.

Высокий уровень смертности трудоспособного и репродуктивного населения по причинам болезней системы кровообращения, новообразований и от внешних условий: несчастных случаев, отравлений и травм.

Слабые позиции института семьи, высокий уровень неполных семей, ориентация на малодетность, в том числе из-за качества жизни отдельных слоев населения.

Низкий уровень репродуктивного здоровья населения, высокое число прерываний беременности. Слабо развиты условия, побуждающие людей бережно относиться к собственному здоровью и здоровью своих детей.

Миграция:

Недооценка дневной численности населения с учетом маятникового миграционного притока. Наличие неучтенной численности фактически проживающего на территории города населения, неучтенной нагрузки на инфраструктуру города.

Наличие нетерпимости и ксенофобии отдельных групп городского населения по отношению к переселенцам, в том числе из-за низкого уровня знаний русского языка, низкой квалификации, ведения образа жизни, не позволяющего им интегрироваться в городское сообщество.

Наличие миграционного оттока населения города в экономически более развитые территории.

Слабо развиты механизмы приглашения иногородних квалифицированных специалистов на конкретную работу, в том числе в муниципальный сектор экономики.

1.2.2. Занятость населения

Красноярск является деловым, интеллектуальным, культурным и образовательным центром региона. На формирование трудовых ресурсов благоприятно влияет миграционный приток населения в трудоспособном возрасте, маятниковая трудовая миграция из прилегающих к Красноярску территорий, занятость населения старше трудоспособного возраста.

В связи с ростом численности населения, а также уровня маятниковой миграции количество занятых в экономике города ежегодно возрастает и в 2009 г. составило 486,2 тыс. человек. Численность экономически активного населения в 2009 году по оценкам составляет 543,3 тыс. чел. или 56,8% от общей численности населения города. Наибольшая часть населения занята в крупных и средних организациях города, где в 2009 году работало 286,1 тыс. человек.

За годы экономических реформ произошло существенное изменение структуры занятости населения. Падение объемов промышленного производства в первой половине 90-х годов привело к оттоку работников в другие отрасли экономики. Большая часть трудоспособного населения занята теперь в сфере услуг, что соответствует современным мировым тенденциям развития крупных городов. В малых организациях в 2009 году по оценкам было занято 121,7 тыс. человек. Отмечается высокая маятниковая миграция населения из прилегающих к городу территорий, работающего в организациях Красноярска.

На протяжении пяти лет доля занятых в торговле и сфере услуг стабильно возрастала в среднем на 1% в год и по итогам 2009 г. составила 75 процентов. Данная тенденция в наибольшей мере вызвана динамичным развитием торговых сетей, рынка финансовых услуг и операций с недвижимым имуществом.

Кризис внес коррективы в структуру занятого населения. В 2009 г. возросла доля занятых в торговле, сфере услуг на 1,4% и снизилась доля занятых в промышленности (на 1,1% по сравнению с 2008 г.) и строительстве (на 0,3%), что обусловлено оптимизацией кадрового состава наиболее неустойчивых в нестабильных условиях отраслей. Вследствие нестабильных условий возросла численность зарегистрированных безработных, и на 01.01.2010 составила 6,6 тыс. чел., что на 67,5% выше уровня на начало предыдущего года. Уровень регистрируемой безработицы в 2009 году составил 1,08% против 0,65% в 2008 году.

Таблица 4

Трудовые ресурсы и занятость населения города Красноярска

Показатели

Ед. изм.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Численность занятых в экономике

тыс. чел.

463,6

465,9

469,6

483,1

486,2

отчетные данные Красноярскстата

расчетные данные

Учащиеся в трудоспособном возрасте, обучающиеся с отрывом от работы

тыс. чел.

100,9

102,1

102,1

99,5

100,1

Трудоспособное население в трудоспособном возрасте не занятое в экономике (военнослужащие; российские граждане, работающие за границей, безработные, домохозяйки и др. население)

тыс. чел.

52,6

51,6

51,9

54,5

57,2

Численность официально зарегистрированных безработных на конец года

тыс. чел.

3,8

3,7

2,9

3,9

6,6

Уровень регистрируемой безработицы к трудоспособному населению в трудоспособном возрасте

%

0,65

0,63

0,48

0,65

1,08

В свете Трудового кодекса РФ, особую актуальность приобретает проблема развития социального партнерства - расширения перечня вопросов, которые трудовые коллективы должны решать через заключение коллективных договоров и соглашений.

Проблемы:

Наличие дисбаланса спроса и предложения на рынке труда за счет несоответствия кадровым потребностям отдельных работодателей профессионально-половозрастного состава безработных.

Наличие дефицита работников инженерно-технических специальностей - основного рабочего потенциала развития производств.

Высокий уровень численности населения, работающего не по полученной специальности, занятого в сфере обслуживания; недостаточное развитие системы стимулирования населения для обучения прикладным и научным знаниям, саморазвития и повышения собственного квалификационного уровня.

Слабо развита взаимосвязь спроса на рынке труда и системы профессионального образования, системы профессионального заказа, инвестирования в обучение необходимых для развития субъектов экономики и социальной сферы рабочих и специалистов.

Проблемные вопросы взаимоотношений работодателя и трудовых коллективов до сих пор не решаются в полной мере через механизмы, заложенные в Трудовом кодексе РФ, в частности заключение коллективных договоров и соглашений.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. План социально-экономического развития города новосибирска на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов 1 основные направления социально-экономического развития города новосибирска на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов

    Документ
    План социально-экономического развития города Новосибирска на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов разработан с учетом приоритетов, определенных стратегическим планом устойчивого развития города Новосибирска до 2020 года,
  2. Программа социально-экономического развития города красноярска до 2020 года красноярск 2010 содержание

    Программа
    постановление Совета администрации Красноярского края от 13.04.2007 №135-п «О порядке взаимодействия органов исполнительной власти края и органов местного самоуправления в процессе планирования социально-экономического развития Красноярского края»,
  3. Программа социально-экономического развития города красноярска до 2020 года красноярск 2010 содержание (1)

    Программа
    6.1.2. Развитие рынка труда на основе баланса интересов работодателей и работников (сбалансированность спроса и предложения рабочей силы), максимальное обеспечение занятости трудоспособного населения и охраны труда работников.
  4. Программа социально-экономического развития города красноярска до 2020 года красноярск 2010 содержание (2)

    Программа
    6.1.2. Развитие рынка труда на основе баланса интересов работодателей и работников (сбалансированность спроса и предложения рабочей силы), максимальное обеспечение занятости трудоспособного населения и охраны труда работников.
  5. Программа социально-экономического развития города красноярска до 2020 года красноярск 2010 содержание (4)

    Программа
    постановление Совета администрации Красноярского края от 13.04.2007 №135-п «О порядке взаимодействия органов исполнительной власти края и органов местного самоуправления в процессе планирования социально-экономического развития Красноярского края»,
  6. От № ПРОГРАММА социально – экономического развития города Красноярска до 2020 года

    Программа
    постановление Совета администрации Красноярского края от 13.04.2007 №135-п «О порядке взаимодействия органов исполнительной власти края и органов местного самоуправления в процессе планирования социально-экономического развития Красноярского края»,

Другие похожие документы..