textarchive.ru

Главная > Учебно-методическое пособие


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Пензенский государственный университет»



С. Б. Погодин, Д. И. Артёмова

Российское
уголовное судопроизводство

Учебно-методическое пособие

Пенза

Издательство

Пензенского государственного

университета

2009

УДК 343.1

ББК 67.99(2Рос)93

П43

Р е ц е н з е н т ы:

кандидат юридических наук,
судья Пензенского областного суда

В. А. Судариков;

кандидат юридических наук, доцент,
заведующий кафедрой уголовного права и процесса
ГОУВПО «Пензенский государственный
педагогический университет им. В. Г. Белинского»

И. Н. Сухомлинов

Погодин, С. Б.

П43      Российское уголовное судопроизводство : учеб.-метод. пособие / С. Б. Погодин, Д. И. Артёмова. – Пенза : Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2009. – 172 с.

В учебно-методическом пособии даны планы семинарских и практических занятий, составленные в соответствии с учебным планом и программой курса «Уголовно-процессуальное право России». В каждой теме приведен перечень нормативной, учебной и дополнительной литературы по состоянию на 29 июня 2009 г. и даны рекомендации по организации самостоятельной работы студентов при изучении материалов курса и подготовке к практическим занятиям.

Работа подготовлена на кафедре «Правосудие» в соответствии с Государственным образовательным стандартом, отражает состояние современного российского уголовного судопроизводства и предназначена для преподавателей и студентов, обучающихся по очной и заочной формам обучения по специальности «Юриспруденция».

УДК 343.1

ББК 67.99(2Рос)93

© Погодин С. Б., Артёмова Д. И., 2009

© Издательство Пензенского государственного                                         университета, 2009

Предисловие

С начала действия нового Уголовно-процессуального кодекса РФ прошло семь лет. За этот период уголовное судопроизводство претерпело существенные изменения: создание следственного комитета при прокуратуре РФ, повсеместное введение судов присяжных во всех субъектах Российской Федерации, разработка новой концепции судебной реформы.

Учебным планом подготовки высококвалифицированных юристов предусматривается изучение студентами уголовного процесса. Уголовный процесс как отдельная форма судопроизводства выделяется наличием досудебных и судебных стадий, строгой регламентацией деятельности властных участников процесса и, прежде всего, должностных лиц государственных органов, осуществляющих расследование и судебное рассмотрение уголовных дел. Именно поэтому уголовный процесс является одной из профилирующих дисциплин юридических факультетов высших учебных заведений России.

При изучении указанного курса студенты получают знания тео­рии уголовного процесса, действующего законодательства, судебной и следственной практики, приобретают практические навыки для са­мостоятельного проведения следственных действий, а также составления процессуальных документов.

Основными формами обучения по уголовному процессу являются лек­ции, семинарские и практические занятия, консультации преподава­телей и самостоятельная работа студентов.

Семинарские и практические занятия имеют целью обеспечить закрепление теоретических знаний, полученных студентами при чте­нии лекций и самостоятельной работе над соответствующей темой курса, а также выработку практических навыков по составлению про­цессуальных актов, используемых в следственной практике.

Отсутствие углубленной практики и стажировки в органах предварительного расследования, суда и прокуратуры вызывает из­вестные трудности, устранению которых способствует изучение студентами материа­лов следственной, прокурорской и судебной практики, опубликованных в юридических журналах «Законность», «Российская юстиция», «Российский следователь», «Российский судья», «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации», «Уголовное право», «Государство и право», «Российское правосудие». Этому же содействует ознакомление с материалами архивных уголовных дел, имеющихся на кафедре «Правосудие».

Курс уголовного судопроизводства состоит из трех частей, включающих в себя «Общие положения», «Досудебное производство» и «Судебное производство» и изучается на протяжении двух семестров. В одном семестре студенты изучают «Общие положения» (с 1
по 8-ю тему включительно прог­раммы курса) и несколько тем из второй части – «Досудебное производство», а в другом  все оставшиеся темы. Деление курса на указанные части носит условный характер, оно продиктовано учебно-методическими целями и построением учебного процесса. Все части курса между собой тесно взаимосвязаны. Общие положения находят свое конкретное выражение в институтах досудебного и судебного производства. Для полного уяснения социально-политической и нравственной ценности уголовно-про­цессуаль­ных норм необходимо в течение первого семестра обучения ознакомиться со структурой и стадиями уголовного процесса, а затем вновь обратиться к соответствующим Общим положениям при изучении порядка производства по уголовным делам в ходе дознания, предварительного следствия, судебного разбирательства и пересмотра вступивших и не вступивших в законную силу судебных решений.

Уголовное судопроизводство представляет собой урегулированную уголовно-процессуальным законом деятельность компетентных государствен­ных органов, направленную на осуществление задач уголовного судопроизводства. Посредством этой деятельности реализуется уголовная политика государства. В связи с этим осно­вой глубокого усвоения уголовного процесса является изучение Конституции РФ, постановлений Пленума Верховного Су­да РФ, приказов и инструкций Генерального прокурора РФ, междуна­родных документов по защите прав человека.

В процессе изучения предмета студенты обязаны:

1. Изучить всю рекомендованную ли­тературу.

2. В письменном виде составить мотивированное решение заданий для самостоятельной работы, обосновав ответ ссылками на соответствующие нормы права и разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, приказы Генерально­го прокурора РФ.

3. Составить процессуальные документы по казусам, указанным в плане, а также по уголовным делам, предложенным преподавателем.

4. По указанию преподавателя изучить уголовное дело (по вопросам соответствующего задания для самостоятельной работы) и отразить результа­ты изучения в рабочей тетради.

5. Подготовить реферат по теоретическому вопросу или материа­лам обобщения практики. Тема реферата избирается студентом по согласованию с преподавателем. Письменный реферат представляется преподавателю в указанный срок и докладывается на семинарских или практических занятиях, конференциях или коллоквиумах.

При самостоятельной подготовке и решении задач необходимо использовать рекомендованную по каждой теме литературу.

Основная учебная литература по всем темам:

  • Конституция РФ.  М., 1993.

  • Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 г.

  • Комментарий к действующему Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации.

  • Фойницкий, И. Я. Курс уголовного судопроизводства : в 2 т. / И. Я. Фойницкий.  СПб., 1996.

  • Строгович, М. С. Курс советского уголовного процесса / М. С. Строгович.  Т. 1.  М., 1968; Т. 2.  М., 1970.

  • Уголовно-процессуальное право Российской Федерации : учебник для вузов / под ред. П. А. Лупинской.  М., 2009.

  • Уголовный процесс : учебник для студентов юридических вузов и факультетов / под ред. К. Ф. Гуценко.   М., 2008.

  • Уголовный процесс : учебник / А. В. Смирнов, К. Б. Калиновский. – М., 2007.

  • Уголовный процесс : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по юридическим специальностям / М. Х. Гельдибаев,
    В. В. Вандышев. – М., 2007.

  • Чельцов-Бебутов, М. А. Курс уголовно-процессуального права / М. А. Чельцов-Бебутов.  СПб., 1995.

Литературу следует использовать с учетом изменений законодательства. Допускается использовать литературные источники, относящиеся к темам, которые не указаны в пособии.

Самоконтроль за степенью усвоения соответствующего раздела курса можно осуществлять по вопросам программы курса «Уголовный про­цесс».

Отдельные темы курса уголовного судопроизводства, указанные в тема­тическом плане, будут изучаться слушателями самостоятельно. При изучении всех этих тем необходи­мо исходить из вопросов программы, использовать указанную литературу, соответствующие постановления Пленумов Верхов­ного Суда РФ, приказы и инструкции Генерального прокурора РФ, а также рекомендованную преподавателем дополнительную литературу.

В ходе обучения студенты сдают зачеты, экзамены, пишут кур­совые работы, подвергаются контрольному тестированию.

По итогам семинарских и практических занятий в конце первого семестра обучения проводится зачет. Зачет проставляется студентам, которые показали знания теории уголовно­го процесса, законодательства, правильно и грамотно составили процессуальные документы, получили положительную оценку за конт­рольную работу или тестирование, представили реферат, отработали пропущенные заня­тия и неудовлетворительные оценки.

В конце второго семестра обучения проводится экзамен по все­му курсу уголовного процесса.

Зачеты и экзамены проводятся по билетам. Билеты для проведения зачета состоят из двух вопросов, а для экзамена  из трех, охватывающих весь курс. Вопросы взяты из программы курса.

Оценка знаний осуществляется путем опроса по биле­ту.

«Отлично» оценивается полное и глубокое усвоение теоретиче- с­ких проблем уголовного процесса, грамотное изложение вопросов, обоснованность выводов, умение увязать теоретические знания с практикой, анали­тическое мышление при анализе ситуации судебной практики.

«Хорошо» оценивается ответ студента, твердо знающего программный материал, грамотно его изложившего, допускавшего несущест­венные ошибки, нечеткость решения задач и ситуаций из практики уголовного производства.

«Удовлетворительно»  оценка знаний студента при наличии про­белов в усвоении основного материала, неточностей формулировок, неуверенном решении задач (казусов) при общем правильном понима­нии проблем уголовного процесса.

«Неудовлетворительно»  следствие слабых знаний по всем те­мам курса, существенные ошибки при ответах на дополнительные
воп­росы.



Часть первая

Общие положения

Т е м а 1. Понятие, сущность и задачи
уголовного процесса

Семинарское занятие (2 часа)

  1. Понятие и задачи уголовно-процессуальной деятельности. Соотношение уголовного процесса, уголовного судопроизводства и правосудия.

  2. Цели и задачи уголовного судопроизводства.

  3. Стадии уголовного процесса и их система.

  4. Процессуальная форма и её значение.

  5. Уголовно-процессуальные акты, их виды и значение.

  6. Понятие и виды процессуальных функций.

  7. Уголовно-процессуальные отношения, их особенности.

  8. Исторические формы уголовного процесса.

  9. Уголовно-процессуальное право и его место в системе других отраслей права.

  10.  Уголовно-процессуальная наука и ее задачи в современных условиях. Предмет и система учебной дисциплины.

Нормативные материалы

  1. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания // Доку­менты и материалы.  М., 1989.

  2. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка // Доку­менты и материалы.  М., 1989.

  3. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. // Сборник документов.  М., 1990.

  4. Европейская конвенция по предупреждению пыток, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания // Сборник документов.  М., 1990.

  5. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // Доку­менты и материалы.  М., 1989.

  6. Закон РФ от 5 марта 1992 года № 2446-1 «О безопасности»
    (в ред. от 25.07.2002) // Ведомости Съезда народных депутатов
    и Верховного Совета РФ.  1992.  № 15.  Ст. 769.

  7. Постановление Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 года № 1801-1 «О концепции судебной реформы в РСФСР» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР.  1991.  № 44.  Ст. 1435.

  8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 марта 2004 г. № 1 (в ред. от 23.12.2008) «О применении судами норм УПК РФ» // Бюллетень Верховного Суда РФ.  2004.  № 5.

  9. Кодекс чести судьи РФ, одобренный 21.10.1993 г. Всероссийским съездом судей.

Литература

Алексеев, Н. С. Очерки развития науки со­ветского уголовного процесса / Н. С. Алексеев, В. Г. Даев, Л. Д. Кокорев.  Воронеж, 1980.

Антонова, Е. Е. Функциональная характеристика досудебного производства в российском уголовном процессе : автореф. дис. … канд. юрид. наук : 12.00.09 / Е. Е. Антонова.  Омск, 2006.

Бажанов, С. В. Уголовно-политологические основы компенсационно-восстановительной функции судебной ответственности в уголовном процессе России : учеб. пособие / С. В. Бажанов. – Владимир, 2000.

Барабаш, А. С. Сущность уголовного процесса и его роль в формирова­нии ответственности правонарушителя / А. С. Барабаш.  Крас­ноярск, 1997.

Бастрыкин, А. И. Взаимодействие советского процессуального и меж­дународного права / А. И. Бастрыкин.  Л., 1986.

Божьев, В. П. Уголовно-процессуальные правоотношения / В. П. Божь­ев.  М., 1975.

Великосельский, Ю. И. Функция защиты на стадии предварительного расследования : автореф. дис. … канд. юрид. наук : 12.00.09 / Ю. И. Великосельский.  Челябинск, 2004.

Викторский, С. И. Русский уголовный процесс : учеб. пособие / С. И. Викторский.  М., 1997.

Гольдштейн, М. Л. Движение уголовного процесса. Практические при­меры / М. Л. Гольдштейн.  СПб., 1907.

Григоренко, И. И. Механизм реализации уголовного преследования в российском судопроизводстве : автореф. дис. … канд. юрид. наук : 12.00.09  / И. И. Григоренко.  Воронеж, 2006.

Давыдов, Н. В. Уголовный процесс / Н. В. Давыдов.  М., 1907.

Даев, В. Г. Взаимосвязь уголовного права и процесса / В. Г. Да­ев.  Л., 1982.

Дифференциация формы и содержания в уголовном судопроизводстве.  Ярославль, 1995.

Донской, Д. Д. Функция уголовного преследования на этапе досудебного производства : автореф. дис. … канд. юрид. наук : 12.00.09 / Д. Д. Донской.  Ростов-на-Дону, 2005.

Дубина, И. А. Задачи досудебного уголовного судопроизводства
и роль прокурора в их достижении : автореф. дис. … канд. юрид. наук : 12.00.09 / И. А. Дубина.  Волгоград, 2006.

Духовской, М. Русский уголовный процесс / М. Духовской.  М., 1910.

Евлоев, Р. М. Процессуальные гарантии защиты прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступлений : Стадия предварительного расследования : автореф. дис. … канд. юрид. наук : 12.00.09 / Р. М. Евлоев.  СПб., 2005.

Козубенко, Ю. В. Уголовное преследование: опыт комплексного исследования / Ю. В. Козубенко.  СПб, 2006.

Концепция судебной реформы в Российской Федерации / сост. С. А. Па­­шин.  М., 1992.

Коршунова, О. Н. Теоретические и прикладные проблемы уголовного преследования : монография / О. Н. Коршунова.  СПб., 2006.

Крутиков, А. И. Процессуальные акты предварительного расследования : курс лекций / А. И. Крутиков.  Абакан, 2007.

Крюков, В. Ф. Уголовное преследование и прокурорский надзор за исполнением законов при расследовании уголовных дел в условиях реформирования системы прокуратуры Российской Федерации / В. Ф. Крюков.  Курск, 2007.

Ларин, А. М. Расследование по уголовному делу: процессуальные функции / А. М. Ларин.  М., 1986.

Лившиц, Ю. Воспитательная функция советского уголовного судопроиз­водства. Общетеоретические вопросы / Ю. Лившиц.  Караганда, 1974.

Лобанов, А. П. Функции уголовного преследования и защиты в россий­ском судопроизводстве / А. П. Лобанов.  М., 1999.

Ломовский, В. Д. Прокурорско-надзорные правоотношения / В. Д. Ло­мовский.  Ростов-на-Дону, 1987.

Лупинская, П. А. Решения в уголовном судопроизводстве. Их виды, содержание и формы / П. А. Лупинская.  М., 1976.

Магомедов, С. К. Критерии правосудия в рамках нового уголовно-процессуального законодательства (терминологический аспект) / С. К. Магомедов // Закон и право.  2002.  № 8.

Махова, Т. М. О формах уголовного процесса / Т. М. Махова // Российский следователь.  2001.  № 2.

Михайлянц, А. Г. Профилактическая функция советского уголовного процесса / А. Г. Михайлянц.  Ташкент, 1977.

Михайлянц, А. Г. Уголовно-процессуальная деятельность по предупреж­дению преступлений / А. Г. Михайлянц.  Ташкент, 1975.

Мотовиловкер, Я. О. Основные уголовно-процессуальные функции / Я. О. Мотовиловкер.  Яро­славль, 1976.

Нажимов, Б. П. Типы, формы и виды уголовного процесса /
Б. П. Нажимов.  Калининград, 1977.

Нуждин, А. М. Морфология документов предварительного расследования : учеб.-метод. пособие / А. М. Нуждин.  Красноярск, 2006.

Погодин, С. Б. Обвинение и уголовное преследование в деятельности прокурора / С. Б. Погодин // Актуальные проблемы политики
и права : сб. науч. тр.  Пенза, 2001.  № 4.

Полянский, Н. Н. Вопросы теории советского уголовного процесса / Н. Н. Полянский.  М., 1956.

Полянский, Н. Н. Очерк развития советской науки уголовного процесса / Н. Н. Полянский.  М., 1960.

Проблемы судебного права / Н. Н. Полянский, М. С. Строгович, В. М. Савицкий, А. А. Мельников.  М., 1983.

Прошляков, А. Д. Взаимосвязь материального и процессуального уголовного права / А. Д. Прошляков.  Екатеринбург, 1997.

Смирнов, А. В. Состязательный процесс / А. В. Смирнов. – СПб., 2001.

Чельцов-Бебутов, М. А. Очерки истории советского уголовного процес­са : пособие для студентов-заочников / М. А. Чельцов-Бебу­тов.  М., 1948.

Чернышев, В. А. Проблемы функций в российской науке уголовного процесса : автореф. дис. … канд. юрид. наук : 12.00.09 / В. А. Чер­нышев.  Ижевск, 1999.

Шпилев, В. Н. Содержание и формы уголовного судопроизводства / В. Н. Шпилев.  Минск, 1974.

Элькинд, П. С. Сущность советского уголовно-процессуального права / П. С. Элькинд.  Л., 1963.

Элькинд, П. С. Цели и средства их достижения в советском уголовно-процессуальном праве / П. С. Элькинд.  Л., 1976.

Юридическая процессуальная форма: теория и практика / под общ. ред. Л. Е. Недбайло, В. М. Горшенева.  М., 1976.

Якимович, Ю. Л. Структура советского уголовного процесса: система стадий и система производств. Основные и дополнительные производства / Ю. Л. Якимович.  Томск, 1991.

Якуб, М. Л. Процессуальная форма в советском уголовном судопроизводстве / М. Л. Якуб.  М., 1981.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения на базе среднего профессионального образования по направлению подготовки 030900

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»).
  2. Учебно-методический комплекс (160)

    Учебно-методический комплекс
    обладать гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, профессиональной этикой, правовой и психологической культурой, глубоким уважением к закону и бережным отношением к социальным ценностям правового государства,
  3. Учебно-методическое пособие по истории государства и права зарубежных стран томск 2002

    Учебно-методическое пособие
    Предмет науки истории государства и права зарубежных стран и ее место в системе юридических наук. Методология науки истории государства и права. Теоретическое и практическое значение изучения истории государства и права зарубежных стран.
  4. Учебно-методическое пособие содержит тематический план

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методическое пособие содержит тематический план, сетку часов и рабочую программу курса, планы семинарских занятий, перечни основных понятий, тематические упражнения и тесты, темы докладов и рефератов, списки основной и дополнительной
  5. Учебно-методическое пособие содержит тематический план (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методическое пособие содержит тематический план, сетку часов и рабочую программу курса, планы семинарских занятий, перечни основных понятий, тематические упражнения и тесты, темы докладов и рефератов, списки основной и дополнительной
  6. Учебно-методическое пособие содержит тематический план (2)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методическое пособие содержит тематический план, сетку часов и рабочую программу курса, планы семинарских занятий, перечни основных понятий, тематические упражнения и тесты, темы докладов и рефератов, списки основной и дополнительной

Другие похожие документы..