textarchive.ru

Главная > Инструктивно-методическое письмо


ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЗДОРОВЬЕ» НА II И III СТУПЕНЯХ

ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (VXI КЛАССЫ)

Образовательной целью учебного предмета «Физическая культура и здоровье» является формирование физической культуры личности в процессе решения взаимосвязанных педагогических, гигиенических и прикладных задач, изложенных в пояснительной записке учебных программ.

Преподавание учебного предмета «Физическая культура и здоровье» в V–XI классахв новом учебном году включает в себя:

формирование у учащихся здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта;

создание условий и содействие учащимся в сохранении и улучшении здоровья средствами физической культуры и спорта;

подготовку учащихся выпускных классов к сдаче выпускного экзамена по выбору по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» с учетом их ориентации на выбор профессии в сфере физической культуры и спорта.

У каждого учителя, который проводит учебные занятия по учебному предмету «Физическая культура и здоровье», должны быть следующие документы планирования учебного материала по параллелям классов:

годовой план-график распределения учебного материала;

календарно-тематические планы;

планы-конспекты уроков.

Перечисленные документы ежегодно обновляются с внесением в них необходимых изменений или дополнений согласно изменениям содержания и требований учебных программ, введения в действие новых нормативных правовых документов. Годовой план-график и календарно-тематические планы согласовываются директором (заместителем директора) учреждения общего среднего образования на каждый учебный год.

Планы-конспекты уроков по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» должны включать в себя дату и место проведения урока, систему соподчиненных учебных задач, соответствующих этапам формирования двигательных умений и навыков, перечень используемого на уроке оборудования и инвентаря, методы организации и проведения занятий, дозировку физических нагрузок, формы, методы и критерии контроля учебных достижений учащихся и др.

Все перечисленные документы планирования должны храниться у учителя физической культуры в учреждении общего среднего образования в течение всего учебного года.

При изучении учебного предмета «Физическая культура и здоровье» во внеурочное время могут проводиться факультативные занятия спортивной направленности. Количество часов на проведение факультативных занятий определяется и распределяется педагогическим советом учреждения общего среднего образования на основании заявлений родителей. При проведении факультативных занятий необходимо учитывать максимальную допустимую нагрузку на одного ученика.

Учреждения общего среднего образования могут планировать и проводить факультативные занятия спортивной направленности с учащимися IX–XI классов в шестой школьный день.

Для проведения факультативных занятий спортивной направленности используются учебные программы, методические и дидактические материалы, рекомендованные Министерством образования Республики Беларусь: «Атлетическая гимнастика», «Аэробика», «Основы дзюдо – “Гибкий путь”», «Играем в футбол», «Туризм», «Теннис», «Баскетбол», «Черлидинг», «Основы олимпийских знаний», «Корфбол». Указанные программы размещены на сайтах Научно-методического учреждения «Национальный институт образования» (www.adu.by) и учреждения «Республиканский центр физического воспитания и спорта учащихся и студентов» (www.sporteducation.by).

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ПО СПОРТУ КЛАССАХ

В целях создания условий для спортивной подготовки одаренных, способных учащихся в учреждениях общего среднего образования могут создаваться специализированные по спорту классы.

Порядок создания и организации работы указанных классов регламентируется Положением о специализированных по спорту классах, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь, Министерством спорта и туризма Республики Беларусь, Министерством обороны Республики Беларусь.

АТТЕСТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЗДОРОВЬЕ»

Аттестация учащихся учреждений общего среднего образования осуществляется в соответствии с Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утверждаемыми Министерством образования Республики Беларусь.

Учащиеся при освоении содержания учебных программ по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» проходят текущую, промежуточную и итоговую аттестацию.

Текущая аттестация проводится на учебных занятиях с выставлением отметок. В целях определения соответствия результатов учебной деятельности учащихся требованиям учебных программ учитель проводит текущую аттестацию учащихся по разделам: «Знания», «Основы видов спорта», «Уровень физической подготовленности», «Домашние задания».

При изучении раздела «Знания» оцениваются знания общих теоретических сведений о социальной сущности, медико-биологических основах и истории физической культуры, спорта и Олимпийских играх; знания теоретических сведений об основных видах движений, правил подвижных, народных и спортивных игр, правил соревнований по видам спорта; соблюдение правил безопасного поведения на уроках физической культуры, самостоятельных физкультурных занятиях. Учитель физической культуры разрабатывает дидактические материалы для изучения теоретических разделов учебной программы и обеспечивает ими всех учащихся. Контроль усвоения знаний осуществляется только в устной форме.

При изучении раздела «Основы видов спорта» оцениваются не только результаты, но и процесс формирования двигательных умений и навыков (освоение учащимися техники физических упражнений). Отметка может выставляться как за законченное движение, так и за отдельные его элементы на этапах ознакомления, разучивания, закрепления, совершенствования и контроля. Отметки за результаты в выполнении учебных нормативов (например, бег 60, 100 м, прыжки в высоту и длину с разбега и т.д.) выставляются в данный раздел.

Учащимся, успешно выполнившим требования Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса Республики Беларусь и получившим значок и удостоверение соответствующей ступени, может быть выставлена текущая отметка «10» баллов.

Раздел «Уровень физической подготовленности» предполагает использование в образовательном процессе тестовых упражнений, включенных в содержание учебных программ, критериев их оценки и методик тестирования. Наряду с итоговой отметкой за уровень физической подготовленности учащихся учитель может выставлять в классный журнал в качестве текущих отметки за результаты, выполненные в отдельных тестовых упражнениях.

Изучение раздела «Домашние задания» предусматривает выставление учащимся отметок за самостоятельное закрепление и совершенствование техники отдельных упражнений и различных комплексов, а также выполнение упражнений тренировочного характера. Конкретные домашние задания определяет учитель физической культуры в соответствии с требованиями учебных программ.

Промежуточная аттестация учащихся выражается в выставлении им отметок за четверть с учетом результатов текущей аттестации.

Результаты текущей, промежуточной и итоговой аттестации учащихся, за исключением учащихся I, II и III классов, оцениваются отметками в баллах по 10-балльной шкале, в том числе отметкой 0 (ноль) баллов, либо отметками «зачтено», «не зачтено», «не аттестован(а)» или делаются записи «освобожден(а)», «не изучал(а)». Положительными являются отметки от 1 (одного) до 10 (десяти) баллов, «зачтено» и записи «освобожден(а)», «не изучал(а)».

Итоговая аттестация проводится по завершении учебного года и выражается в выставлении отметок за год с учетом результатов промежуточной аттестации по предмету «Физическая культура и здоровье». Итоговая аттестация по завершении обучения на III ступени общего среднего образования предусматривает выставление итоговой отметки с учетом годовой и экзаменационной (если учащийся сдавал выпускной экзамен по выбору по учебному предмету «Физическая культура и здоровье»).

В 2011/2012 учебном году сохраняется прежний порядок подготовки к выпускному экзамену по выбору по учебному предмету «Физическая культура и здоровье». Методические материалы для организации и проведения указанного экзамена утверждены Министерством образования и размещены на сайте учреждения «Республиканский центр физического воспитания и спорта учащихся и студентов» (www.sporteducation.by).

Годовая отметка выставляется как среднее арифметическое от суммы отметок за все четверти. Аттестация за учебный год проводится при наличии положительных отметок не менее чем в одной четверти. Например, в I четверти ученик получил отметку 9 баллов, во II, III и IV четвертях – «зачтено». Годовая отметка – 9 баллов.

При проведении промежуточной и итоговой аттестации за год по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе или группе лечебной физической культуры, аттестуются в форме «зачтено», «не зачтено», «не аттестован(а)».

Учащимся, которые по состоянию здоровья временно или постоянно освобождены от занятий на уроках по учебному предмету «Физическая культура и здоровье», соответственно за четверть, год вносится запись «освобожден(а)».

Виды учебной деятельности учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, определяются учителем физической культуры в соответствии с медицинскими показаниями. При этом из программы исключаются требования и контрольные нормативы, которые учащимся противопоказаны. Указанные исключения не должны влиять на отметку за четверть и год.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗАПОЛНЕНИЮ КЛАССНОГО ЖУРНАЛА

Порядок ведения и оформления классных журналов определяется в соответствии с указаниями по их ведению.

Запись учебного материала в графе «Что пройдено на уроке» должна соответствовать одной или нескольким образовательным задачам плана-конспекта урока, быть краткой и лаконичной, без указания этапов обучения (ознакомление, закрепление, разучивание, совершенствование и др.). Допускается делать сокращение в отдельных словах.

На первом уроке каждой четверти или раздела учебной программы учитель планирует часть времени для изучения (повторения) с учащимися правил безопасного поведения на учебных занятиях с учетом изучаемого материала учебной программы с обязательной краткой записью в классном журнале. Например, «П. б. на уроках л/атл.».

На первом уроке изучения каждого раздела программы следует указывать соответствующий ему вид спорта, например, «Гимнастика. Два кувырка вперед слитно», «Л/а. Низкий старт. Бег 60 м». Последующие записи содержания уроков производятся без указания вида спорта.

При разработке четвертных календарно-тематических планов предусматриваются домашние задания, которые по своей направленности могут быть трех видов:

  1. Задания, связанные с освоением техники отдельных упражнений или комплексов упражнений;

  2. Задания, связанные с развитием одного или нескольких физических качеств;

  3. Задания, связанные с самостоятельным усвоением теоретических сведений.

В зависимости от вида задания сроки, на которые они задаются, могут составлять от одной–двух недель (первый и третий виды) до одного–двух месяцев (второй вид). Содержание домашних заданий должно соответствовать требованиям учебных программ.

В графе «Домашние задания» учитель кратко записывает словами само задание или номер карточки (при наличии картотеки) с обязательным указанием сроков контроля этого задания. Например, «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа от пола – до 16.12.2011» или «Упр. № 12 (мальчики), № 9 (девочки) – до 16.02.2012».

Для второго вида домашних заданий учителя могут самостоятельно разрабатывать критерии их оценки (отдельно для мальчиков и девочек) в соответствии с требованиями 10-балльной шкалы оценки уровня физической подготовленности учащихся.

Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам, в первой и последней четвертях выполняют тестовые упражнения для определения уровня физической подготовленности. В конце классного журнала отведены две страницы для определения и записи указанного уровня. Их заполняет учитель, проводящий учебные занятия по учебному предмету «Физическая культура и здоровье». Первая страница должна быть заполнена не позднее конца сентября, вторая страница – не позднее последней учебной недели учебного года.

Учащимся, освобожденным по состоянию здоровья от выполнения одного или нескольких тестовых упражнений, в графе «результат» делается запись «осв.», то есть «освобожден(а)», а графа «отметка» остается незаполненной.

Учащимся, которые выполнили все тестовые упражнения, в классный журнал записывается словесная отметка уровня физической подготовленности. Цифровая отметка уровня физической подготовленности определяется по среднему баллу, указанному в таблице.

Оценка уровня физической подготовленности

учащихся учреждений общего среднего образования

Уровень физической подготовленности

Средний балл

Соответствие

10-балльной шкале

Низкий

0,4 и менее

0

0,5–1,4

1

1,5–2,4

2

Ниже среднего

2,5–3,4

3

3,5–4,4

4

Средний

4,5–5,4

5

5,5–6,4

6

Выше среднего

6,5–7,4

7

7,5–8,4

8

Высокий

8,5–9,4

9

9,5–10

10

Учащимся, не выполнившим по уважительной причине одно или несколько тестовых упражнений, отметка уровня физической подготовленности не выставляется.

В V–VIII классах итоговый уровень физической подготовленности учащихся определяется и заносится в классный журнал, но не учитывается при проведении промежуточной и итоговой аттестации.

В классных журналах в каждой четверти в V–VIII классах, а также во II и III четвертях в IX, X и XI классах перед четвертной отметкой без указания даты проведения урока учащимся выставляются отметки за освоение содержания разделов учебной программы «Знания» (в графу «Знания»), «Основы видов спорта» (в графу «ОВС»), «Домашние задания» (в графу «Д/з»). В IX, X и XI классах в I и IV четвертях к вышеуказанным разделам добавляется раздел учебной программы «Уровень физической подготовленности» (в графу «УФП»).

ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ С УЧАЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ ОТКЛОНЕНИЯ В СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ

Администрация учреждения общего среднего образования совместно с медицинскими работниками учреждений здравоохранения систематически, не реже 1 раза в месяц, осуществляют медико-педагогический контроль за организацией и проведением всех форм физического воспитания учащихся.

Ежегодно до 1 сентября на основании результатов медицинского обследования проводится распределение учащихся на медицинские группы (основная, подготовительная, специальная, лечебной физкультуры), которое оформляется приказом по учреждению общего среднего образования.

Учащиеся, не прошедшие медицинское обследование, к учебным занятиям по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» не допускаются.

Уроки физической культуры с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, проводятся вместе с учащимися основной медицинской группы согласно рекомендациям врача.

Уроки физической культуры с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (далее – СМГ), проводятся педагогическими работниками, прошедшими специальную подготовку на курсах повышения квалификации.

Уроки с учащимися СМГ могут планироваться в расписании учебного дня до или после учебных занятий. При наличии необходимых условий (материальная база, педагогические кадры) уроки с учащимися СМГ могут быть организованы одновременно с уроками по учебному предмету «Физическая культура и здоровье». Например, один учитель проводит урок по учебному предмету «Физическая культура и здоровье», а другой – урок с учащимися СМГ этого же класса.

Уроки с учащимися СМГ должны быть организованы с начала учебного года и продолжаться в течение всего учебного года. Недопустимо объединять уроки СМГ или проводить их в два дня подряд.

Занятия специальных медицинских групп организуются в соответствии с учебной программой для специальных медицинских групп общеобразовательных учреждений с русским языком обучения «Физическая культура и здоровье. I–XII классы» (Минск: НИО, 2007).

Комплектование СМГ на начало учебного года проводится медицинским работником на основании результатов предыдущего медицинского обследования учащихся (в прошедшем учебном году) с учетом изменений, произошедших за период летних каникул. Наполняемость СМГ должна быть 8–15 учащихся.

При наполняемости СМГ менее 8 человек учебные занятия с учащимися, как правило, организуются за счет часов учебного плана, выделяемых на проведение факультативных занятий. В исключительных случаях, если в учреждении образования всего 7 и менее учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, они на основании приказа по учреждению образования допускаются к занятиям на уроках физической культуры и здоровья со всем классом и работают под строгим контролем учителя по индивидуальному заданию, составленному согласно вышеуказанной программе.

Количество СМГ на начало каждого полугодия утверждается приказом директора учреждения общего среднего образования на основании сведений, представляемых медицинским работником. Часы, отведенные на проведение уроков с учащимися СМГ, входят в объем учебной нагрузки учителя физической культуры.

Учет занятий с учащимися СМГ ведется в отдельном журнале или в классном журнале любого класса на страницах, отведенных для факультативных занятий. Все записи делаются в соответствии с правилами по ведению классных журналов. При отсутствии учащихся на занятиях СМГ им в журнале вносится запись «н».

Занятия с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к группе ЛФК, проводятся медицинскими работниками в лечебно-профилактическом учреждении.

Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к СМГ и группе ЛФК, а также временно освобожденные от занятий на уроках по учебному предмету «Физическая культура и здоровье», присутствуют на них и могут быть привлечены учителем к не противопоказанным им видам учебной деятельности.

В классном журнале в начале каждой четверти напротив фамилии учащихся, которые отнесены по состоянию здоровья к СМГ или группе ЛФК, в клеточках для отметок делается запись «СМГ» или «ЛФК».

Учащимся, полностью освобожденным по состоянию здоровья от занятий на уроках по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» и не отнесенным ни к одной из указанных медицинских групп, в классном журнале в графах для четвертных, годовых отметок вносится запись «освобожден(а)».

У каждого учителя, который проводит занятия в СМГ, должны быть следующие документы планирования учебного материала:

четвертные (годовой) календарно-тематические планы;

планы-конспекты уроков.

Четвертные календарно-тематические планы согласовываются директором (заместителем директора) учреждения образования на каждый учебный год.

Указанные документы планирования учебного материала хранятся в учреждении образования в течение всего учебного года.

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ С УЧАЩИМИСЯ В РЕЖИМЕ УЧЕБНОГО ДНЯ

Двигательный режим учащихся учреждений общего среднего образования обеспечивается системой взаимосвязанных, организованных форм физического воспитания. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня включают, кроме уроков по учебному предмету «Физическая культура и здоровье», гимнастику до занятий, физкультурные минутки на уроках и во время выполнения домашних заданий, подвижные и народные игры в перерывах между уроками.

Основной задачей физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня учреждения общего среднего образования является создание условий для восстановления физической и умственной работоспособности учащихся. Решение указанной задачи возможно при полном соблюдении санитарно-гигиенических норм и требований, обеспечивающих оздоровительный эффект каждого мероприятия. Организация каждого физкультурно-оздоровительного мероприятия должна сопровождаться строгим выполнением правил безопасности проведения занятий физической культурой и спортом. Наиболее оптимальным местом проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий с учащимися являются пришкольные участки и спортивные игровые площадки.

Недопустимо во время перерывов между уроками привлекать учащихся к спортивным играм, высокоэмоциональным эстафетам с элементами видов спорта, к упражнениям с использованием сложного гимнастического оборудования и отягощений. Запрещается использовать в физкультурно-оздоровительных мероприятиях между уроками игры и упражнения в исходном положении сидя и лежа на полу.

В случае проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий в школьных коридорах, холлах, рекреациях, других приспособленных для физкультурных занятий помещениях необходимо максимально обеспечить выполнение санитарно-гигиенических норм и требований и создать безопасные условия для двигательной активности учащихся.

Учителя физической культуры оказывают организационную и методическую помощь учителям-предметникам и классным руководителям в подготовке и проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Инструктивно-методическое письмо «о преподавании учебного предмета

    архив
    ... Инструктивно-методическоеписьмо «О преподаванииучебногопредмета «Мировая художественная культура» в 2007-2008 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области» Преподаваниеучебногопредмета ...
  2. Инструктивно-методическое письмо «о преподавании учебного предмета “обществоведение“ в 2010/2011 учебном году»

    Инструктивно-методическое письмо
    ... направления в гимназиях и лицеях, инструктивно-методическоеписьмо «О преподаванииучебногопредмета “Обществоведение” в 2010/2011 учебном году» и др., наиболее актуальные ...
  3. Инструктивно-методическое письмо «о преподавании учебного предмета « музыка»

    архив
    ... специалистов Инструктивно-методическоеписьмо «О преподаванииучебногопредмета « Музыка» в 2007-2008 учебном году в общеобразовательных учреждениях Белгородской области» Преподаваниеучебногопредмета «Музыка» ...
  4. Методическое письмо о преподавании учебного предмета «математика» в 2012/2013 уч г

    Инструктивно-методическое письмо
    ... Л. Инструктивно-методическоеписьмо о преподаванииучебногопредмета «математика» в 2010/2011 учебном году ... Зуева М. Л., Завьялова И. В. Методическоеписьмо «О преподаванииучебногопредмета «Математика» в образовательных учреждениях Ярославской ...
  5. Методическое письмо о преподавании учебного предмета «математика» в 2012/2013 уч г

    Инструктивно-методическое письмо
    ... Л. Инструктивно-методическоеписьмо о преподаванииучебногопредмета «математика» в 2010/2011 учебном году ... Зуева М. Л., Завьялова И. В. Методическоеписьмо «О преподаванииучебногопредмета «Математика» в образовательных учреждениях Ярославской ...

Другие похожие документы..